Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сочинение по картине В. М. Васнецова «Три богатыря». Цели: Познакомить с героями народного эпоса, изображенными в былинах и на полотне художника




Скачать 106.63 Kb.
Дата02.06.2017
Размер106.63 Kb.
ТипСочинение


Конспект открытого урока развития речи

« В мастерской художника»

по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы высшей

категории Гущина

Тамара Кузьминична

МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»
Интегрированный урок развития речи

В мастерской художника.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Три богатыря».


Цели:

Познакомить с героями народного эпоса, изображенными в былинах и на полотне художника;

учить сопоставлять разные виды искусства;

совершенствовать речевую практику учащихся, умение собирать материал к сочинению.


Оборудование:

Тексты былин, слайды с картинами В.М.Васнецова (Шедевры русской живописи), автопортрет художника 1873г., фрагмент электронного урока литературы виртуальной школы Кирилла и Мефодия.


Домашнее задание:

  1. Подготовить индивидуальное сообщение «Боевое снаряжение богатырей».

  2. Перечитать былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, приготовить биографию одного из них.

Ход урока.

Первый этап.

  1. Слово учителя о целях и задачах урока.

  2. Беседа.

- Расскажите, что вы помните о художнике Васнецове?

- Назовите его основные полотна. Какое впечатление они произвели на вас?

3) Работа с автопортретом живописца. Устное сочинение.

Итак, автопортрет 1873 года. Автору 25 лет. Всмотритесь в репродукцию. Опишите облик художника и постарайтесь понять, каким он был по характеру.



Опорные слова (на доске):

Русые волосы, грустный взгляд, худощавое лицо, впалые щёки, острые скулы, крупные черты лица.
Примерный ответ.

Строго, немного грустно глядит на нас молодой человек. Русые волосы обрамляют худощавое лицо. Впалые щёки бледны. Резко обозначились желваки у острых скул.

Молодой человек запечатлен в момент крайнего напряжения, в момент, когда решается что-то очень важное для него. Наверное, трудности, выпавшие на его долю в Петербурге, заставили юношу быть замкнутым, еще более усиливая его природную застенчивость. Но достаточно вглядеться в крупные черты лица молодого человека, чтобы понять обнаружить и крепкий характер, и волю.

Второй этап: работа с деформированным текстом.

Задание:

Восстановите последовательность предложений так, чтобы получился относительно законченный текст. Приготовьтесь его пересказать.


Текст № 1

А Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Б Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком селе Лопьял в большой семье деревенского священника.

В Васнецов не стал священником, как мечтал его отец.

Г Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью, но и главной целью в жизни.
Текст № 2

А К занятиям Виктор Михайлович относился очень серьезно и уже с первого года рисовал в натурном классе, где занимались старшекурсники.

Б Академическую подготовку он считал необходимой для всякого профессионального художника, так как без нее можно остаться «самоучкой».

В С 1868 по 1875 год Васнецов обучался в Петербургской Академии художеств.

Г Но все-таки обучение его не было систематическим: после смерти отца в 1871 году забота о большом и необеспеченном семействе легла на его плечи.
Текст № 3

А «Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников, - отмечала критика. – Его типы оригинальны, разнообразны, в них нет карикатурности».

Б Еще будучи студентом Академии художеств, он получил известность своими многочисленными рисунками и картинами, в которых были запечатлены городские типы и жанровые сцены.

В Первые шаги Васнецова в искусстве были непосредственно связаны с общим увлечением русских художников того времени социально-обличительными темами.

Г В печати молодого художника хвалили за зоркую наблюдательность, живую характерность героев, добродетельный юмор, с которым он изображал чиновников, мещан, купцов и просто людей «без роду и племени».

Текст № 4

А В 1876 году Васнецов едет во Францию и живет там около года, изучает в музеях произведения старых мастеров, знакомится с современным французским искусством и рисует, как в России, сцены из жизни людей «простого сословия».

Б Этот шаг не был случайным: Москва давно манила к себе художника.

В «Когда я приехал в Москву, - писал он впоследствии, - то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда – Кремль, Василий Блаженный заставили чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным».

Г Вернувшись из Парижа, Васнецов в 1878 году принимает решение перебраться на постоянное место жительства в Москву.
Текст № 5

А В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал на сюжет русской сказки одно из лучших своих произведений – «Алёнушка».

Б В Москве художник сблизился с семьей известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции.

В Здесь же художники много и плодотворно работали.

Г Летом многие художники приезжали в Абрамцево – имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви.
Текст № 6

А Первоначальный замысел картины «Три богатыря» зародился у В.Васнецова ещё когда он был в Париже.

Б Былинная богатырская тема проходит через все творчество художника: в минувшем он находит отклики на тревоги и чаяния современной ему жизни.

В И вот в 1881 году он возвращается к работе над «Богатырями» - к картине о доблестных рыцарях, защитниках Родины, а по сути – к рассказу о силе народа, его стойкости и героизме.

Г Долгое время другие крупные работы отвлекали В.Васнецова от главного замысла, но былинные богатыри неотступно были перед ним, преследовали художника, он считал их своим творческим «долгом, обязательством перед наром, который меня вырастил, воспитал, вооружил умением».
Текст № 7

А Круг литературных интересов Виктора Михайловича чрезвычайно широк: он любил как русскую, так и зарубежную классику.

Б Музыка давала Васнецову определенное художественное настроение, помогала работать над картинами.

В Художник живо интересовался всем: искусством, музыкой, литературой, современными политическими событиями.

Г Его увлекали приключенческие романы: Жюля Верна он называл «гением французов».

Текст № 8

А Художник любил жизнь во всех ее проявлениях, любил семью, детей, сам любил заниматься хозяйством, спортом, но его постоянно тянуло к любимой работе.

Б Яркие впечатления оставили у детей домашние спектакли, которые Васнецов ставил для них и сам принимал участие.

В По воспоминаниям сына Алексея, Виктор Михайлович был не только талантливым чтецом, но и актером.

Г Зато уж когда выпадали свободные минуты, дети бывали в восторге: отец играл с ними в городки, читал им стихи, былины, произведения классики, стрелял из ружья.
Беседа.

Какие моменты в биографии художника заинтересовали вас?

Назовите главные черты его характера. Какие из них помогли Васнецову стать известным художником?
Третий этап. «Погружение в тему».

1)Слово учителя. Итак, наш урок называется «В мастерской художника». Нам предстоит как бы вновь увидеть полотна В.Васнецова, понять, что сближает их со сказками и былинами, что нового художник привнес в русскую живопись 19 века. Результатом работы в мастерской станет ваше сочинение- зарисовка или сочинение-этюд.

В центре нашего внимания самое знаменитое полотно В.Васнецова. своих «Богатырей» он писал свыше 17 лет!

2) Совершим воображаемую экскурсию и прослушаем небольшую лекцию экскурсовода. (Демонстрируются слайды с полотен художника).

3)Проверка домашнего задания.

Прочитайте строки былин, которые рисуют портреты богатырей. Используя народный эпос, расскажите, что вы узнали об их родителях и прошлых подвигах. Расскажите биографию одного из богатырей.

(Исцеление Ильи Муромца. Поиски заветного меча. Фрагмент фильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

4) Индивидуальное сообщение «Боевое снаряжение богатырей».



Четвертый этап. Лексико-грамматическая подготовка.

  1. «Картинный диктант».

Определите слово по изображению предметов вооружения богатырей. Подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением. Назовите другие орфограммы.

Колчан, стрелы, тетива, сбруя, стальное стремя, кольчуга, панцирь, булава, ножны, копьё, меч, латы, палица.

2) Вспомните постоянные эпитеты, употребленные в былинах и соотнесите их с данными словами (устно).

Стрелочки (каленые)

сбруя (золоченая)

копьё (булатное)

лук (тугой)

палица («сорока пуд»)

сила (богатырская)

дружина (хоробрая)

рукавицы (узорчатые)

взгляд (зоркий)


Пятый этап. Комплексный анализ текста по вариантам.
Текст № 1 (вариант А)

В центре группы б…гатырей-побратимов* - главный г…рой Илья Муромец. Открытое л…цо его сп…койно и мужественно, дв…жения нет…р…пливы и уверенны. Слева от Ильи – княжеский дружинник Добрыня Никитич. Весь он – порыв и смелость. Справа – самый м…л…дой б…гатырь Алёша Попович, лукавый* и см…калистый, ловкий и находчивый. Л…цо его мужественно и одновременно л…рично, дв…жения мягки и вкрадчивы*.

Б…гатыри над…лены всеми качествами, которые приписывает им народный эпос. Они м…гучи и спр…ведливы, мужественны и спл…ченны. Поэтому так едина и цельна их группа воспринимаемая м…гучим утесом на фоне привольного русского п…йзажа. Изображенные так, как будто мы смотрим на них чуть снизу вверх, фигуры б…гатырей ц…рят в к…ртине произв…дя впеч…тление монум…нтальности и в…личия, огромной физической мощи.

Чрезвычайно важную роль в к…ртине играет п…йзаж. Это не просто удачный фон, это конкретное место в жизни и деятельности г…роев во многом определяющее своеобразие их х…рактеров.

Ширь русской з…мли уже как бы н…сет в себе возможность широких и м…гучих натур б…гатырей. Для Васнецова русская природа не только вел…чава и раздольна, она еще и задушевна. Этими качествами природа-мать над…ляет б…гатырей олицетворяющих русский народ.

(Л.И.Иовлева)



Задания :

  1. Вспомните, что называется текстом. Устно назовите его признаки.

  2. Во втором абзаце укажите способ связи предложений.

  3. Графически обозначьте корни в словах с пропущенными орфограммами, надпишите проверочные слова, где они есть.

  4. Выпишите не менее пяти слов, где букв больше, чем звуков.

  5. Выпишите из текста все причастия и графически обозначьте в них морфемы.

  6. В тексте обозначьте графически причастные и деепричастные обороты. Расставьте правильно знаки препинания.

  7. Уточните по словарю значения указанных слов.

  8. Составьте план текста и перескажите его.


Текст № 2 (вариант Б)

Тяжко гудит степь под копытами могуч… коней. Полдень.

За синей грядой холмов-великанов блеснула зарница. Ударил гром.

Жарк… ветер разметал космат…конск… гривы. Положил, примял седой ковыль. Тронул с места белоснежные громады туч.

Богатырская застава… Ни ворону, ни зверю не пройти, птице не пролететь.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Богатыри…

Почему насуплены густые брови Ильи Муромца? Куда так пристально глядят витязи? Что зрят они?

Поднял могучую длань* старый казак Илья Муромец, вонзил орлин… взор в неведом… даль.

Тронул из ножен широкий меч Добрыня.

Приготовил каленую стрелу Алёша.

Гордо застыли степные орлы на седых камнях венчающ… древн… курганы. Клубятся свинцов… грозовые облака.

Ещё миг – и трон…т поводья Муромец. Зазвенит меч Добрыни, и запоет стрела пущенн…рукой Алеши.

Грян…т бой!

Миг покоя… Он напряжен, как тетива лука. Только кровавый глаз неистов… Бурушки, коня Ильи Муромца, показывает, какого напряжения сто…т это минутн… ожидание, это кажущ…ся спокойствие…

Добродушные, простосердечные богатыри.

Они бы рады решить всё миром. Не проливать ничьей крови. Но нельзя потакать ворогу.

Богатыри…

Вот они во всем величии затаен… мига, беспредельн… мощи, удесятерен… веры в правое дело. Былинные, вечные.

( И.Долгополов)

Задания:


  1. Вспомните, что называется текстом. Устно назовите его признаки.

  2. Укажите основное средство связи предложений в последнем абзаце.

  3. Проставьте пропущенные окончания в прилагательных, причастиях и глаголах, графически объясните их написание.

  4. Выпишите не менее 5 слов, где звуков больше, чем букв.

  5. Выпишите все причастия и графически обозначьте в них морфемы.

  6. В тексте графически обозначьте причастные обороты. Расставьте знаки препинания.

  7. Уточните по словарю значения указанных слов.

  8. Укажите изобразительно-выразительные средства, наиболее характерные для этого текста.

  9. Составьте план текста и перескажите его.


Пятый этап.

Обобщение работы.



  1. Пересказ текстов.

  2. Составление таблицы, систематизация материала.

План наблюдений






Илья

Муромец


Добрыня

Никитич


Алёша

Попович


Происхождение










Портрет










Характер










Поза героев










Конь богатырей
























  1. Какую роль выполняет основной колорит полотна?

  2. Расскажите о пейзаже. Какова его роль в картине В.Васнецова?

  3. Какими средствами художник показывает единение героев и природы ?

  4. Упражнение «Почувствуй другого и себя».

Определи свое место в пространстве картины. Где бы ты встал? С кем бы был рядом? Где бы ты хотел, (не хотел) находиться? Что бы сделал (сказал)? Как бы себя чувствовал в этой среде?
Домашнее задание.

Напишите сочинение-зарисовку или сочинение-этюд по картине В.Васнецова «Три богатыря».


Литература

  1. Долгополов И.В. Мастера и шедевры: в 3 томах, - М. :Изобразительное искусство, 1987. – Т 2.

  2. Иовлева Л.И. В.Васнецов: из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное искусство, 1984.

  3. Ионина Н.А. Сто великих картин . М.: Вече, 2000. – 510с.


  • В мастерской художника.
  • Ход урока. Первый этап.
  • Второй этап: работа с деформированным текстом. Задание
  • Текст № 1 А
  • Текст № 3 А
  • Текст № 4 А
  • Текст № 7 А
  • Текст № 8 А
  • Третий этап. «Погружение в тему».
  • Пятый этап.
  • Домашнее задание.