Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сочинение Обдумай формулировку темы, выяви ее идейный смысл




страница1/3
Дата26.06.2017
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
Описание опыта работы
ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

Котовская Чукотский автономный округ

Марина

Викторовна



Как писать сочинение
1. Обдумай формулировку темы, выяви ее идейный смысл.

2. Определи главные вопросы, отвечающие теме.

3. Сформулируй ведущие пункты плана.

4. Подбери черновой материал к сочинению.

5. Составь устное сочинение.

6. Составь черновик сочинения (или частей его).

7. Тщательно переработай написанное (под руководством учителя).


Сочинения в старших классах.

Понятие о системе
Обязательным условием успешного обучения написанию сочинений является планомерная, систематическая, целенаправленная работа учителя на протяжении всего учебного года. Проблема создания системы работы по обу­чению сочинениям все чаще и чаще поднимается в периодической печати и специальных исследованиях. Что же такое система?

Вот суждение М. А. Рыбниковой: «Систему создает понимание необходи­мости каждого из типов работ, расположение их в порядке нарастающей труд­ности; систему выдержит тот учитель, который будет понимать специфику каж­дого типа сочинений... »

В связи с этим остановимся на характеристике основного типа письменных работ.

Словарно-стилистические упражнения помогают осмыслению слова, правильному введению его в устную и письменную речь, способствуют зак­реплению умения словесно оформлять свои мысли.

Цитирование помогает более полному усвоению содержания произведе­ний, обогащению устной и письменной речи, развитию логического мышле­ния и памяти у учащихся.

Составление характеристики дает представление о том, как надо собирать и систематизировать материал, продумывать и составлять связанный текст.

Изложения, проводимые в определенной системе, содействуют более глу­бокому и сознательному усвоению содержания и языка данного произведе­ния. Изложение творческого характера (сжатое, с изменением лица рассказчика, с элементами сочинения) развивает навык работы с книгой, учит логически мыслить, активизирует словарь учащихся.

Составление плана (литературно-критической статьи или литературного произведения), с одной стороны, позволяет видеть, как писатель (критик) рас­полагал материал, чтобы донести свою идею до читателя, а с другой - учит выполнять другие виды письменных работ в строгой композиционной форме.

Составление плана сочинений дисциплинирует мышление пишущего, способствует формированию умения логически и целенаправленно рассуж­дать и организует связную речь.

Письменные ответы на вопросы предусматривают неоднократное обра­щение к тексту произведения, приучают высказывать самостоятельные сужде­ния и давать точные ответы на поставленные вопросы, т. е. способствуют фор­мированию ряда умений, необходимых для выполнения творческих письменных работ.

Планируя письменные работы по теме, уместно включать их в процесс изучения творчества того или иного писателя, подчинять раскрытию главных вопросов, поднятых в изучаемых произведениях. В связи с этим необходимо перспективное планирование (по теме или на весь учебный год), т. е. создание системы письменных работ. Говоря о системе, мы имеем в виду не последова­тельность работы над одним сочинением, а такую организацию деятельности учащихся на уроках литературы (и дома), которая направлена на развитие у школьников умений и навыков, необходимых для создания текста.

Планирование письменных работ на весь учебный год в связке с изучени­ем курса литературы способствует активизации творческого процесса, исклю­чает перегрузку учащихся письменными работами в конце учебной четверти (года), дает возможность привлекать к выполнению сложных заданий (докла­дов, рефератов) в течение учебного года всех учащихся, дифференцировать задания с учетом реальных способностей школьников. Появляется возможность координировать проведение письменных работ с уроками русского языка. Глав­ной идеей построения системы письменных работ является идея развития зна­ний, умений и навыков, мотивов деятельности. А главными условиями, обес­печивающими различные способы развития, следует назвать преемственность и усложнение, которые рассматриваются как дидактические условия эффек­тивности формирования понятий и их систем.

Отметим также, что психологи средствами развития называют преобра­зующую и оценивающую деятельность школьников. Преобразующая деятель­ность требует логически-словесной переработки готовых знаний (составление конспектов, тезисов, аннотаций, словарно-фразеологические упражнения и др.) Под оценивающей деятельностью понимается умение дать оценку художествен­ному произведению, литературному герою, его поступку, суждению и т. д.
Последовательность работы над сочинением

Схематически эта последовательность может быть изложена таким образом:

1. Вдуматься в тему, осмыслить ее границы, с тем, чтобы раскрыть ее в сочинении.

2. Собрать и систематизировать материал.

3. Построить сочинение в определенной композиционной форме, правиль­но и своеобразно выразить свои мысли.

4. Внести исправления, улучшить написанное.


Тема сочинения
Называя типичные ошибки в сочинениях, можно отметить, что зачастую они связаны с неправильным раскрытием темы. Следовательно, успех работы над сочинением во многом зависит от понимания темы. Тема определяет гра­ницы организации материала к сочинению. Предусмотренные программой темы письменных работ различны по своему характеру (общие и конкретные), но одинаковы по степени трудности.
Есть темы, которые:

а) предполагают анализ творчества поэта (писателя) с определенной целе­вой установкой («Н.А. Некрасов - поэт крестьянской демократии», «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней» (по рассказам А.П. Чехова), «Горе от ума» - социально-политическая комедия»);

б) предполагают анализ произведения в целом («Горе от ума» - социально-политическая комедия», «В чем смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?);

в) посвящаются литературному герою («Базаров - нигилист», «Является ли Печорин героем своего времени?»);

г) требуют сопоставления на основе общих критериев оценки фактов, собы­тий, явлений («Тип русского человека в русской литературе XIX века (по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова»)) или сопоставления взаимоисключающих взглядов, соци­альных и нравственных позиций («Стихотворения А С. Пушкина «Послание в Сибирь» и Ф. И. Тютчева «14-е декабря 1825»), («Отражение «декаб­ризма» в русской литературе первой четверти XIX века (по произведени­ям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина»));

д) предлагают характеристику группы персонажей, социальных явлений, нрав­ственных качеств («Горе от ума» - социально-политическая комедия»);

е) требуют раскрытия социально- и идейно-нравственной проблематики художественного произведения («Герой и эпоха в комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума». Отражение общественной борьбы 60-х гг. XIX века в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»);

ж) предполагают анализ художественной формы произведения («Даль сво­бодного романа», композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», композиция романа «Герой нашего времени»).

Важно уметь видеть общее и различное в темах по одному произведению и близких по звучанию, выделять круг вопросов, которые следует осветить в каждой из них. В сочинении на тему «Изображение войны 1812 года» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» следует показать героизм русской армии, размах партизанского движения, действия французских войск. В близкой по характеру теме «Патриотизм русского народа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» совершенно нет надобности говорить о действиях французских войск.

Или темы: «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Народ как главный герой романа «Война и мир».

Первая тема шире второй, предполагает разговор не только о народе, но помогает осмыслению философской концепции романа. Рассмотрите основ­ные положения обеих тем.

I. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

1. Изображение героических событий из истории народа («В «Войне и мире» я любил мысль народную вследствие войны 1812 года»).

2. Признание народа единственной силой, способной решать исторические судьбы нации.

3. Отношение Толстого к своим героям. Основной критерий оценки героев автором - степень близости их к народу: а) осуждение аристократическо­го общества - людей, далеких от народа (Курагины, Друбецкие, Шерер и т. д.); высокая оценка Кутузова как народного полководца, носителя «на­родного чувства». Наполеон как его антипод; б) нравственные искания Болконского и Пьера Безухова. Пути их сближения с народом; в) органич­ное, непосредственное постижение русского народного духа Наташей Ростовой.

4. Горячий призыв Толстого к сближению народов, преодолению вражды и разобщенности между ними.

П. Народ как главный герой романа Толстого «Война и мир»

1. Признание народа единственной силой, способной решать исторические судьбы нации.

2. Народ как герой - победитель в Отечественной войне 1812 года: а) поведе­ние жителей Смоленска и Москвы; б) героизм и бесстрашие русских сол­дат в Бородинском сражении; в) партизанское движение как выражение могучего отечественного протеста против захватчиков.

3. Изображение у Толстого двух типов русского крестьянства (Тихон Щер­батый и Платон Каратаев, различие в их отношении к жизни, к собствен­ной судьбе).

4. Особый характер народного героизма у Толстого: простота, скромность («скрытая теплота патриотизма»), естественность наличия. Отражение этих черт в поведении отдельных представителей дворянского сословия.
План
Хорошо продуманный план определяет содержание сочинения в целом, облегчает работу над ним. Разумеется, не может быть и речи о некоем «универсальном», образцовом плане. Он зависит от темы, содержания и структуры сочинения.

Правильно понятая тема гарантирует правильность плана, который оп­ределяет и содержание, и логику рассуждений автора. Отметим, что писать план необязательно. Однако, если он есть, то должен не ухудшать, а улучшать сочинение.

Первые наброски плана (ведущие пункты, которые составляют объем и содержание сочинения), появляются в процессе анализа темы.

Формулировки пунктов плана должны быть стилистически однотипны­ми. Чаще всего это назывные предложения: (Политические взгляды Пушкина), но возможны и двусоставные конструкции (За что я люблю Наташу Ростову). План может быть цитатным (частично или полностью).

Различают два вида планов: простой (без подпунктов), сложный (с под­пунктами). Сложный план состоит из вступления, основной части, заключения, которые обозначаются римскими цифрами, подразделы выделяются арабски­ми цифрами, цифрами со скобкой, буквами со скобкой.
Эпиграф
Сочинению может быть предпослан эпиграф. Это отрывок из художе­ственного произведения, публицистической или критической статьи, послови­ца, поговорка, цитата, точно характеризующий главную мысль сочинения.

Написав эпиграф, назовите автора и произведение, из которого приведе­ны данные строки.


Структура сочинения
Следующий этап - написание сочинения.

Как в любом тексте, в сочинении выделяются три части (вступление, глав­ная часть, заключение). Необходимо помнить, что все части сочинения долж­ны быть соразмеримы: вступление и заключение значительно меньше по объе­му, чем изложение основной части.

Вступление должно включать в себя те вопросы, которых следует кос­нуться перед раскрытием темы. Вступление должно вызвать у учителя интерес к предмету рассуждения. Во вступлении объясняется понимание названия темы (например, «Базаров - нигилист» предполагает объяснение слова «нигилист») или акцентируется внимание на аспекте темы (если формулировка слишком емкая). Например, тема сочинения заявлена: «Формы комизма у Гоголя» - во вступлении важно отметить, что речь пойдет только о средствах комического - сатире, иронии, гротеске.

В главной части раскрывается основная мысль сочинения на основе анализа текста художественного произведения. Анализируя, надо раскрывать связь произведения с ведущими идеями эпохи, объяснять взаимосвязь собы­тий, мотивы и характеры поведения героев, выявлять, какими художественными средствами пользуется писатель при раскрытии идейно-нравственного со­держания произведения.

Характеризуя героя (произведение), важно показать общепринятые точки зрения на него. Если они не совпадают с точкой зрения пишущего, следует моти­вировать свое мнение, спорить, но не уходить от текста, говорить о произведе­нии, не ограничиваясь общими фразами. Наиболее важные мысли подтвержда­ют цитатами, так как они помогают раскрыть идейное содержание произведе­ния, придают сочинению эмоционально-красочный характер. Однако важно помнить, что цитирование не должно быть самоцелью. Обойтись без цитат вооб­ще нельзя, особенно когда речь идет об анализе художественного текста, но и перегружать сочинение цитатами не следует. Важно правильно оформить цитату (см.: Д.Э.Розенталь. Сборник упражнений по русскому языку для подготови­тельных отделений вузов. -М., 1989, с.162-163). Большую цитату лучше заменить косвенной речью, сохранив ее суть, так как ее искажение - ошибка.

В заключительной части сочинения подводится итог по всей теме, выдви­гается новый тезис, расширяющий тезис главной части, делается общий вывод, подчеркивается общественная роль произведения, формулируется отношение к произведению. Можно привести отзывы о писателе (произведении) выдаю­щихся мастеров искусства.

В заключении необязательно говорить о значении поэта, писателя, кни­ги… в наши дни. Важно обобщить, сделать выводы по теме; можно проследить традицию писателя, поэта, произведения в дальнейшем развитии литературы. Например, тему «А. С. Пушкин о поэте и поэзии» можно завершить размыш­лениями о традициях и новаторстве в творчестве М.Ю. Лермонтова, Н. А. Не­красова. «Гражданственность поэзии Н. А. Некрасова» может завершить рас­суждение о новом подходе к теме «маленького человека», отношении к нему наших современников.

В заключении сочинения «Бессмертный Пушкин, верный сын народа» (М. Дудин) можно показать роль поэта в развитии русской, мировой литературы.

Помните, что во вступлении и заключении не должно быть информации (пусть очень хорошей), но не имеющей отношения к теме сочинения. Избегайте штампов. Не начинайте каждое сочинение с изложения биографии писателя...
Сбор чернового материала. Расширение впечатлений по теме.
Значительное место на подготовительном этапе следует отвести сбору чер­нового материала. Эта работа предполагает привитие учащимся ряда умений.

Школьники, как указывает Т. А. Ладыженская, должны научиться, «во-первых, умению определять в изучаемом или наблюдаемом материале то, что относится к теме, что может быть использовано в будущем сочине­нии; во-вторых, умению фиксировать свои наблюдения и мысли; в-третьих, умению пользоваться собранным материалом в устных и письменных высказываниях». (Ладыженская Т.А. Собирание материала к сочинению.- В кн.: Система обучения сочинению в 4-8 кл.-М., 1973)

На одном из обучающих уроков полезно познакомить учащихся с выска­зыванием А.М. Горького: «Не пишите на чистых страницах вашего сердца чу­жими словами ничего, никогда!», с заповедью Р. Роллана: «Если тебе нечего сказать - молчи. Если тебе есть что сказать - скажи и не лги», с творческой лабораторией одного из писателей - классиков (к примеру, Л.Н. Толстого), т.е. на ярких свидетельствах показать, что литературный труд - дело сложное, тре­бующее напряженных усилий

.


Устные сочинения и совершенствование написанного
Проведение устных сочинений - необходимое условие работы по разви­тию устной и письменной речи, поскольку они помогают учителю еще раз со­средоточить учащихся на конкретной теме, улучшить композицию будущей пись­менной работы, обогатить ее смысловую и образную стороны и т.д.

После соответствующей работы над устным сочинением дается задание написать сочинение или часть его дома, а на уроке анализируется глубина и правильность освещения темы, стиль изложения, меткость, выразительность и точность языка, т.е. происходит переработка и шлифовка написанного.

Это сложный и важный этап подготовительной работы при написании сочинения любого типа, поскольку в результате у школьников воспитывается требовательность к своим письменным работам, а также к работам своих това­рищей, приобретаются навыки литературного редактирования.

Как же учить ребят совершенствовать написанное? Ю. И. Раневский рекомендует эту работу проводить так: «Прежде всего, надо выработать у учащихся привычку внимательно читать свою (или чужую) работу с карандашом или с пером в руках. При первом чтении (про себя) главная задача - проверить сочине­ние с точки зрения его содержания, раскрытия основной мысли и построения. Читая работу, ученик ставит себе мысленно примерно такие вопросы: соответ­ствует ли сочинение теме? Раскрыта ли основная мысль? Соответствует ли сочи­нение составленному плану? Связаны ли между собой части?». Для учащих­ся, которые не справились с работой самостоятельно, назначается индивидуаль­ная консультация. На консультации учитель помогает доработать или перерабо­тать сочинение: исключить лишнее, перенести части, внести нужные дополне­ния. Затем происходит совершенствование языка, перестройка неудачных фраз, поиск нужного слова и т.д. Полезно в классе прочитать сочинение вслух, чтобы выявить недочеты текста. Это чтение завершает работу над «совершенствовани­ем» сочинения. Только после тщательной шлифовки каждой части сочинения можно предложить написать это сочинение в классе или дома.


Анализ сочинений
Анализ сочинений и работу над ошибками можно проводить по-разно­му: здесь возможны и рецензии учителя, и взаимное рецензирование учащи­мися письменных работ друг друга, и разбор сочинений на уроке. Повыше­нию интереса к самостоятельной литературной творческой работе способству­ют рукописные сборники лучших сочинений учащихся, их коллективное об­суждение.

Проверив все сочинения на одну тему, следует отметить их достоинства и недостатки, обратив особое внимание на те сочинения или их части, где наибо­лее проявилась самостоятельность мышления, наблюдательность авторов, их умение обобщать, делать выводы. Следует отмечать образность языка, умение цитировать и т.д. Об этих удачах и находках учитель прежде всего и должен говорить на уроке, посвященном анализу сочинений.

В качестве примера полезно прочитать одну-две работы - рецензии, затем раздать сочинения и предложить дома отредактировать подчеркнутые предло­жения - обычно это предложения, в которых допущены стилистические ошиб­ки, - затем сделать работу над ошибками. Сочинения, получившие неудовлет­ворительные оценки, анализируются на индивидуальной консультации и пе­рерабатываются под руководством учителя. При анализе сочинений он указы­вает и учит исправлять фактические, логические, стилистические, пунктуаци­онные и орфографические ошибки.

Следует практиковать взаимное рецензирование работ. Для руководства учитель может предложить –


Примерный план рецензии:

1. Соответствует ли сочинение теме?

2. Достаточно ли глубоко раскрыта основная мысль сочинения?

3. Соблюдено ли соответствие плану?

4. Не нарушена ли соразмерность частей, логическая связь между ними?

5. Язык и стиль сочинения.

6. Уместно ли использованы цитаты?

7. Что, на ваш взгляд, получилось наиболее удачно (неудачно)?



Практическое занятие №1.
Методика работы над сочинением, анализ научно-методической литературы
1. Проанализируйте методику подготовки к сочинению одного из авто­ров (см. список литературы) и охарактеризуйте ее особенности, ис­ходные положения.

2. Ознакомьтесь с одной из классификаций видов сочинений Т.А. Ладыжен­ской, Ю.А Озерова, Т. А. Калгановой (или других авторов по выбору); определите, какой принцип (тематический, жанровый) положен в ее ос­нову.

3. Обсудите эти материалы на практическом занятии.

Практическое задание № 2.
Сочинение сопоставительного характера
1. Прочитайте предложенный материал. Проанализируйте его. Допол­ните своими материалами.

2. Обсудите на практическом занятии.

3. Разработайте план урока по обучению сочинению сопоставительно­го характера.
Сочинения сопоставительного характера бывают очень разнообразны и различны по степени сложности. Как правило, они предлагаются ученикам, начиная с 8-го класса, когда проводится сопоставительный анализ образов по­вести «Капитанская дочка»: Гринева и Швабрина, Пугачева и Екатерины и др. Чаще всего учитель предлагает школьникам готовый план сочинения, в кото­ром перечислены основные признаки, по которым сопоставляются эти герои, например: наличие и отсутствие чувства собственного достоинства, смелость и трусость, прямота и хитрость Гринева и Швабрина. Ученики пишут сочине­ние по предложенному им плану, но составлять свой, находить эти признаки по-прежнему не умеют. И если они не научатся сопоставлять разных героев одного произведения, то не смогут в дальнейшем писать более сложные сочи­нения, требующие сравнительного анализа. В дальнейшем темы таких сочине­ний усложняются.
Примерная тематика сочинений сопоставительного характера:
1. Сравнительный анализ образов литературных героев одного произведе­ния («Образы Гринева и Швабрина» в повести «Капитанская дочка», «Та­тьяна и Ольга Ларины как два типа женщины» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Женские образы» в романе Ф.М. Достоевского «Пре­ступление и наказание», «Эпизодические и внесценические персонажи» комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и т. д.).

2. Сравнительная характеристика образов из разных произведений одного автора («Татьяна Ларина и Маша Миронова как «милый идеал» Пушки­на», «Образ Незнакомки в поэзии А.А. Блока», «Профессор Преобра­женский и Мастер: общее и различное» и т. д.).

3. Сравнительная характеристика образов литературных героев разных авто­ров («Образ «маленького человека» в литературе XIX в., «Онегин и Пе­чорин как «лишние люди», «Образы интеллигентов» в романе М.А. Булга­кова «Белая гвардия» и А. А. Фадеева «Разгром» и т. д.).

4. Сопоставление произведений по тематическому принципу («Тема «дво­рянского гнезда» в творчестве И. С. Тургенева», «Тема революции и граж­данской войны в произведениях писателей начала XX века», «Изображе­ние Петербурга в творчестве А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Н.А. Некрасо­ва» и т.д.).


Как видим, в каждой группе существуют темы менее и более сложные, каждая из них требует сопоставительного анализа. Различен материал, на кото­ром производится сопоставление, но принцип един: для того, чтобы написать любое из вышеперечисленных и подобных им сочинений, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа.

Обучение этому может и должно вестись на всех этапах обучения напи­санию сочинений на литературную тему. Как правило, какие-то обучающие задания такого плана учитель предлагает ученикам в 10-11 классах, когда они все чаще сталкиваются с сочинениями третьей и четвертой группы. Но жела­тельно, чтобы эти задания школьники получали начиная с 8-9 классов, вместе с первыми темами сочинений сопоставительного характера.

Переходом к обучению написанию сочинений, требующих сравнитель­ного анализа, может послужить обращение к знакомым по урокам развития речи понятиям описания, повествования и рассуждения. Ведь сочинения на литературную тему тоже относятся к этим трем типам речи.

Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее пере­числение наиболее существенных признаков предмета, явления, образа.

Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста.

Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание оп­ределенной мысли, ее развитие, суждение и подтверждение его.
Если рассматривать сочинение сопоставительного характера как один из таких типов, то видно, что оно является либо сочинением-рассуждением, либо сочетает в себе различные типы, в первую очередь описание и рассуждение. Рассуждение требует утверждения, которое будет затем доказано, т.е. сочине­ние должно состоять не просто из перечисления определенных признаков ге­роев произведений, но должна быть мысль, их объединяющая. Для сопоставля­емых героев или произведений характерны признаки, выявленные в большей или меньшей степени. Даже если герои сопоставляются по принципу антите­зы, в основе лежит ярко выраженное наличие или отсутствие какого-либо при­знака. Например, Гринев и Швабрин могут быть сопоставлены с точки зрения наличия или отсутствия у них чувства чести и собственного достоинства. Геро­ев «Грозы» А.Н. Островского можно сравнивать по принципу принадлежнос­ти их к «темному царству», анализируя, как в каждом из героев проявляются его основные черты. Можно сравнить Кутузова и Наполеона, героев «Войны и мира», как полководцев. Но нельзя анализировать героев и произведения, общих признаков не имеющих, или же выделять все подряд черты героев, хотя не все из них нужны для сопоставительного анализа. Так, например, невозможно сравнивать героев одного произведения - Наташу Ростову и Наполеона («Вой­на и мир»), Швабрина и Екатерину II («Капитанская дочка»). Здесь нет почвы для сопоставления, нет общего и не просто различного, а антонимичного, что можно было бы сравнить. Поэтому первая задача при осмыслении темы сочи­нения - найти точки соприкосновения различных героев, произведений или авторов. Отправным пунктом сопоставления могут являться черты сходства или черты различия героев, если эти различия антагонистичны.

Для этого школьникам можно предложить различные типы заданий, на­пример:

Обучающие задания.

1. Выделите из общего перечня героев различных произведений пары (или больше), которые могли бы быть сопоставлены, и сформулируйте, почему, по вашему мнению, такое сопоставление возможно.

- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: Сонечка Мармеладова, Раскольников, Лужин, Свидригайлов, Дунечка Раскольникова;

- М. А. Шолохов «Тихий Дон»: Аксинья, Григорий Мелехов, Наталья, Петр Мелехов, Дарья;

- А. П. Чехов «Вишневый сад»: Раневская, Гаев, Лопахин, Яша, Фирс, Варя, Аня, Петя Трофимов.

2. Далее перечислены признаки, которые ученик выделил как основу для сопоставительного анализа Базарова и Павла Петровича (И.С. Тургенев, «Отцы и дети») при раскрытия темы сочинения «Базаров и Павел Петрович как ге­рои-антагонисты». Какие из них, на Ваш взгляд, являются излишними, не помогающими раскрыть тему и произвести сравнительный анализ?

- Базаров как сын.

- Базаров - нигилист, а Павел Петрович - либерал.

- Отношение их к любви.

- Внешность героев.

- Отношение обоих к Феничке.
Обучению выделению черт сходства и различия в соответствии с темой сочинения может помочь работа с отрывком из сочинения на тему «Судьба героев-антагонистов Базарова и Павла Петровича в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

«Базаров и Павел Петрович - люди очень разные, противоположные не только по взглядам, но и по темпераменту. Однако, несмотря на все различие суждений, кажущуюся диаметральную противоположность взглядов, они схо­дятся в одном, и в результате это трагическое сходство сводит на нет все их различия. Жизнь каждого из них погубили женщины, причем не очень и дос­тойные той любви, которую они возбуждали, во всяком случае, не способные ответить на нее".

Важно понять, что основой сопоставления роль женщины в судьбах геро­ев стала потому, что это предполагает формулировка темы. На материале этого отрывка можно проследить, что является отправным пунктом сопоставления: даже у героев-антагонистов выделена черта сходства, объединяющая их. Но перечислены и черты различия. Это отрывок из начала сочинения. В дальней­шем требуется развить высказанные мысли, доказать свое суждение, но осно­ва для сравнения уже есть.

Если ученик овладеет навыком выделения черт сходства и различия, мо­гущих служить основой сравнительного анализа, то он сумеет выделить такие черты и в различных произведениях. Сопоставление произведений, объединен­ных тематикой или проблематикой, ведется чаще всего по единой схеме:

- характеристика периода (периодов), в который(ые) были написаны данные произведения, с целью выявления причин различия или сходства;

- сопоставление авторских позиций по данной проблеме;

- выявление черт сходства в данных произведениях;

- выявление черт различия.


Цифры, обозначающие последовательность действий, не расставлены сознательно. Дело в том, что логика построения сочинения может быть раз­личной: от частного к общему или от общего к частному. Многим проще начи­нать анализ с выявления черт сходства и различия, а уж затем сопоставлять, делать выводы. В таком случае два последних пункта окажутся первыми. Если же автору сочинения проще сначала выявить проблему, а затем найти подтвер­ждение своей мысли в конкретных примерах, порядок будет иным. Причем хочется обратить внимание на то, что данная схема не является универсальным планом сочинения, она требует дополнения в каждом конкретном случае.

Прежде, чем составлять план сочинения, его автор должен решить для себя несколько вопросов:

1. Логика построения работы (от общего к частному или от частного к общему).

2. Принцип, на котором базируется сопоставление раскрытия темы разны­ми авторами (общее или различное время создания; единство или разли­чие авторских позиций; различное художественное решение и т. д.).

3. Возможный эпиграф, отражающий основную мысль работы (эпиграф не обязателен, а вот четкая формулировка основной мысли очень важна).
Вот как может выглядеть план сопоставительного сочинения «Тема рево­люции и гражданской войны» в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» и М.А. Шолохова «Тихий Дон»:

I. Характеристика общественного и литературного периода, в котором созда­вались эти романы.

II. Тема революции и гражданской войны в данных произведениях

1. М. А. Булгаков и М. А. Шолохов как писатели, стоящие на разных идеологи­ческих позициях:

а) М. А. Булгаков — позиция «над схваткой», явная симпатия к белогвардейцам;

б) М. А. Шолохов - позиция красных, но максимально объективное изобра­жение эпохи.

2. Изображение М. А. Булгаковым гражданской войны:

а) поединок между «белыми» и петлюровцами, но не между «белыми» и «красными»;

б) уважение к белогвардейцам как носителям чести, лучших традиций рус­ского офицерства;

в) изображение «штабной сволочи»;

г) ситуация в Городе;

д) «... все вы для меня одинаковые - на войне убиенные...».

3. Изображение М. А. Шолоховым гражданской войны:

а) поиски Григорием Мелеховым себя в этой войне как поиски народа;

б) «белые придут - грабят, красные придут - грабят» (жестокость обеих сторон);

в) итог гражданской войны для хутора Татарского.

4. Гражданская война как величайшее зло в оценке обоих авторов.

III. Актуальность темы.



  1   2   3

  • Сочинения в старших классах. Понятие о системе
  • Последовательность работы над сочинением
  • I. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • П. Народ как главный герой романа Толстого «Война и мир»
  • Сбор чернового материала. Расширение впечатлений по теме.
  • Устные сочинения и совершенствование написанного
  • Практическое занятие №1. Методика работы над сочинением, анализ научно-методической литературы
  • Практическое задание № 2. Сочинение сопоставительного характера
  • «Тема рево­люции и гражданской войны» в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» и М.А. Шолохова «Тихий Дон»