Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Собирова шохида бохадыровна




Скачать 66.85 Kb.
Дата04.07.2017
Размер66.85 Kb.
ТипУрок
Общеобразовательная школа №50

Учитель русского языка

СОБИРОВА ШОХИДА БОХАДЫРОВНА

Андижанская область Балыкчикский район

Русский язык

9 класс


С.Есенин. «Шагане, ты моя, Шагане»

15-20 учеников



Аннотация на разработку урока.

В данной разработке урока учительница для достижения своих целей пользуется интерактивными способами обучения. Блиц вопросы она уместила для повторения и закрепления пройденных тем. Новую тему объясняет путём лекции. Каждое сведение по биографии и творчеству С Есенина сопровождается показом слайдов. Словарная работа проводится так же на основе показа слайдов. Чтобы учащимся было интереснее и понятнее она связывает тему с родным языком, то есть учащиеся знакомятся с переводом стихотворения на родной язык.

Чтобы выявить пробелы в знаниях по данной теме предусматривает тестовые вопросы, на которые учащиеся отвечают на конце урока


Тема урока: С. Есенин Биография. «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

  1. Цели урока: 1) обучающая: познакомить учащихся с

жизнью и творчеством поэта, обратить внимание на наиболее важные моменты из биографии поэта; с содержанием стихотворения, выявить тему, сделать анализ стихотворения;

2) развивающая: расширять словарный запас, развивать устную речь;

3) воспитательная: прививать любовь к русскому языку, воспитывать учащихся в духе верности высоким идеалам дружбы, чести, патриотизма, любви к Родине.


  1. Оборудование: таблицы, карточки, схемы, иллюстрации, компьютер, показ слайдов

  2. Тип урока: репродуктивный

  3. Методы: объяснительно-иллюстративный,

интерактивный

  1. Ожидаемый результат: учащиеся выразительно читают

стихотворение, называют тему, отвечают на вопросы.

  1. Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Рапорт дежурного. Сегодня (число, месяц, день недели). Погода солнечная (пасмурная, дождливая, туманная). В классе … учеников. Не пришли … .

  2. Минуты духовности. Один из учеников рассказывает о Родине.

1 сентября мы отмечали День независимости Республики Узбекистан. В этом году исполнилось 23 года с момента провозглашения независимости. За 23 года Узбекистан стал одним из развитых стран мира. В нашей стране успешно развивается автомобильная, лёгкая, пищевая промышленность. Даже в отдалённых уголках нашей Родины возводятся прекрасные дома, в которых есть все условия. Мы верим в великое будущее нашей Отчизны.

  1. Опрос домашнего задания. Блиц- вопросы. Учащиеся встают, учительница задаёт вопросы, кто первым ответил на вопрос садиться

  • Кто это? (Учитель показывает портрет М. Горького)

  • Его настоящее имя? (Алексей Пешков)

  • Где родился М. Горький?

  • Где он учился?(он не учился, жизнь сама, послужила ему школой)

  • Почему он взял псевдоним «Горький» ( его жизнь была трудной, горькой)

  • Как называется первый рассказ М. Горького?

  • Где услышал автор рассказ старухи Изергиль?

  • Какое имя получил сын орла из рассказа М . Горького «Старуха Изергиль»(Лара)

  • За что был наказан сын орла в рассказе М . Горького «Старуха Изергиль» (За гордость)

  • Кто из героев М. Горького сказал: «… Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силу на думу и тоску….»

  • Почему люди пошли за Данко?

  • Кто рассказывает Легенду о Данко писателю?

  • Сердце какого героя М. Горького вспыхнуло огнём?

  1. Объяснение нового материала. Речь учителя сопровождается показом слайдов на экране компьютера.

Сергей Александрович Есенин – тонкий лирик, умеющий чутко передавать состояние души, поэзию чувства и природы. Лучшие произведения Есенина входят в золотой фонд русской поэзии ХХ века.

Показ слайдов. К Каждому слайду учитель даёт комментарий

Ответы на вопросы.

Основная тема стихотворений Сергея Есенина?

(Поэт сам признавался, что основное в его творчестве – чувство Родины.)

Когда родился поэт?

(Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии.)

Когда он начал писать стихи?

(Стихи начал писать с 9 лет.)

Где он учился?

(Учился в Константиновском земском училище, Спас-Клепиковской церковно-учительской школе, народном университете Шанявского в Москве.)

Назовите первые стихи Есенина?

(В 1914 году печатаются первые стихи «Берёза» и «Черёмуха».)

Назовите первый сборник стихов Есенина?

(В 1916 году появляется первый сборник стихов «Радуница». )

Какой цикл стихотворений издал Есенин, побывав в Персии, на Кавказе и Средней Азии?

(Издал цикл стихов «Персидские мотивы».)

Где и когда он умер?

(28 декабря 1925 года покончил жизнь самоубийством в Ленинграде в гостинице «Англетер». Похоронен в Москве.)

Сергей Есенин - мастер пейзажной лирики. Читая Есенина, нельзя не восхищаться алым светом зари, золотой рощей, блестящей росой на траве. Родную природу он называет «страна берёзового ситца».

Стихи поэта очень мелодичны, музыкальны: не случайно многие из них стали песнями («Отговорила роща золотая», «Письмо матери», «Клён ты мой опавший» и др.)

Есенина всегда вдохновлял Восток. Он прекрасно знал поэзию Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади и др. восточных поэтов. С 1924 по 1925 появляются «Персидские мотивы». «Персидские мотивы» состоят из 15 стихотворений.

В ряде стихотворений предстаёт образ прекрасной Шаганэ. Восхищаясь ею, поэт говорит о любви к своей Родине.

-Давайте послушаем стихотворение на родном языке. Это поможет вам лучше воспринят его вам на русском языке.

Сергей Есенин был знаком с Шаганэ Нарсесовной Тертерян, ахалцихской армянкой, школьной учительницей города Батуми, где он побывал в декабре 1924 года. «Он всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками. Цветы сам очень любил», - вспоминала Тертерян. Встреча поэта с женщиной с таким звучным экзотическим именем – Шаганэ – вызвало к жизни одно из замечательных стихотворений восточного цикла: «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Стихотворение состоит из пяти пятистиший. Есенин использовал стиль восточной поэзии мухаммас (пятистишие). Каждая строчка первого пятистишия является первой строчкой следующего пятистишия. Есенин преподносит стихотворный венок Шаганэ. В стихотворении Есенин вспоминает родное рязанское раздолье, волнистую рожь, девушку, такую же красивую как Шаганэ. Для него «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Он тоскует по Родине. Автор для этого использует слова север, рязанские раздолья, волнистая рожь, луна. Девушка на севере «страшно» похожа на Шаганэ. Есенин надеется, что эта девушка думает о нём.



Учащиеся слушают стихотворение на русском языке.

Словарная работа.

раздолье – bepoyonlik

не буди только память – не напоминай - eslatma

рожь- qora bug’doy

волнистая – to’lqinsimon

страшно = очень



Чтение цепочкой учениками.

Ответы на вопросы.

О чём хочет рассказать поэт любимой девушке Шаганэ?

(Поэт хочет рассказать Шаганэ о поле, про волнистую рожь при луне.)

Какие картины родной природы возникают в памяти поэта? (Поэт вспоминает рязанские раздолья, поля волнистой ржи.)



  1. Подведение итогов урока. Выставление баллов. Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством одного из известных русских поэтов ХХ века Сергея Есенина и проанализировали его стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ», узнали об истории создания, об особенностях построения стихотворения, ответили на вопросы.

  1. Домашнее задание. Выучить краткий конспект биографии поэта.

Выучить наизусть стихотворение Есенина «Шаганэ ты моя Шаганэ».

Тесты.

  1. В каком году родился Сергей Есенин?

А) в 1895 Б) в 1985 В) в 1995

  1. В какой семье он родился?

А) крестьянской Б) дворянской В) царской

  1. Как называется первый сборник стихов Есенина?

А) «Радуга» Б) «Радуница »В) «Радость»

  1. Назовите первое стихотворение Сергея Есенина?

А) «Берёза» Б) «Анна Снегина» В) «Шаганэ»

  1. Сколько лет прожил Сергей Есенин?

А) 27 лет Б) 35 лет В) 30 лет

  1. В какой цикл входит стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»?

А)«Восточные мотивы» Б)«Персидские мотивы» В)«Мотивы»

  1. Кто такая Шаганэ?

А) мама Б) сестра В) девушка

  1. Вставьте нужное слово: Потому, что я с … ,что ли,

А) севера Б) юга В) востока

  1. О каком городе идёт речь в стихотворении «Шаганэ»?

А) Багдад Б) Москва В) Шираз

  1. Сколько строф в стихотворении «Шаганэ»?

А) 5 Б) 6 В) 4

  • Аннотация на разработку урока.
  • Чтобы выявить пробелы в знаниях по данной теме предусматривает тестовые вопросы, на которые учащиеся отвечают на конце урока
  • Оборудование
  • Ожидаемый результат
  • Организационный момент. Приветствие. Рапорт дежурного.
  • Минуты духовности. Один из учеников рассказывает о Родине.
  • Объяснение нового материала. Речь учителя сопровождается показом слайдов на экране компьютера.
  • Давайте послушаем стихотворение на родном языке. Это поможет вам лучше воспринят его вам на русском языке.
  • Учащиеся слушают стихотворение на русском языке. Словарная работа.
  • Чтение цепочкой учениками. Ответы на вопросы.
  • Подведение итогов урока. Выставление баллов.
  • Домашнее задание.