Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Собирательный портрет математика




Скачать 117.13 Kb.
Дата05.07.2017
Размер117.13 Kb.
Собирательный портрет математика

Думаю, вам интересно и полезно будет узнать, какими людьми были наши предки, какими качествами как профессионалы – математики они обладали. Поэтому предлагаем вам вначале составить собирательный портрет математика, используя интересные и особенные факты из жизни великих.




Многих ученых отличали ранние математические способности.

Карл Фридрих Гаусс с семилетнего возраста учился в народной школе в Брауншвейге. Однажды на уроке арифметики учитель Бюттнер дал задачу: найти сумму всех натуральных чисел от единицы до 100. Эту задачу семилетний Карл решил мгновенно устно и вскоре положил, по заведенному порядку, на стол учителя свою доску с решением. Когда на столе образовалась горка досок с решениями задачи и учитель стал их проверять, то самым коротким и безупречным было решение Карла:


Видимо, он интуитивно воспользовался формулой суммы членов арифметической прогрессии.
О своем искусстве считать в уме сам Гаусс впоследствии в шутку говорил: «Я научился считать раньше, чем говорить». Из биографии Гаусса известен случай, когда он, будучи еще трехлетним ребенком, из колыбели указал отцу на ошибку в денежных расчетах с наемными рабочими. Убедившись в правоте сына, потрясенный отец подарил ему мелкую монету, которую ученый хранил как дорогую реликвию. Любимейшей игрой Карла было решение задач, причем подсчеты он часто записывал углем или мелом на заборе. Впоследствии большая вычислительная работа доставляла Гауссу истинное удовлетворение и благодаря высокому искусству счета он мог буквально «на кончике пера» открывать новую планету.
Из биографии Карла Гаусса известно, что еще в народной школе он поражал учителя Бюттнера своим умом и остроумием .Однажды учитель спросил ученика : «Карл, я сейчас задам тебе два вопроса. Если на первый ты ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, скажи мне, сколько иголок на рождественской елке?» Карл без промедления ответил: «67 534»
«Как ты так быстро сосчитал иголки?»-изумился учитель. «А это уже второй вопрос, господин учитель» -улыбнулся ученик.
Маленький Паскаль отличался замечательной любознательностью и понятливостью. Он никогда не успокаивался, пока не получал исчерпывающего ответа на свои вопросы. - Папа, а что такое геометрия?
Отец задумался. "Как ответить? Поймет ли сын?"
- Как тебе объяснить?.. Это наука, дающая средства правильно чертить фигуры и находить существующие между ними и их элементами соотношения.
Такое пояснение, по его расчетам, вряд ли могло возбудить детскую любознательность. Но отец ошибся. Все свободное время Блез стал проводить в зале, где он раньше играл. Полученного определения оказалось достаточно для того, чтобы начать увлекательную игру в геометрию". В этой игре участвовали "монетки"- круги, "треуголки"- треугольники, "столы"- прямоугольники, "палочки"-отрезки. Выяснив путем измерения наличие какого-нибудь соотношения, он пытался его доказать. Очевидное формулировал как предложение, неочевидное пытался доказать. Отец, ничего не подозревавший, как-то застал сына за этим занятием. Трудно сказать, кто из двух был более ошеломлен, сын ли, застигнутый за недозволенным занятием, или отец, увидевший нарисованные сыном фигуры.
- Что ты делаешь? - спросил отец.
- Хочу показать, что сумма углов треугольника равна двум углам "стола".
- Каким образом ты додумался до этого? Сын дал подробное объяснение. Отец Паскаля был не столько удивлен, сколько напуган мощью детского ума.  

Отец дал Блезу "Начала" Евклида. Мальчик прочел всю книгу, ни разу не попросив объяснения. После этого отец стал давать ему другие сочинения по математике, и он легко и свободно в них разбирался. Блезу разрешили принимать участие в собраниях математического кружка - "четвергов Мерсенна", где он ближе познакомился с видными математиками того времени Дезаргом, ставшим его учителем, и Робервалем. Там же впервые он сделал сообщение о теореме, носящей имя Паскаля. Она и ныне является составной частью всех курсов проективной геометрии Насколько эта теорема богата содержанием, видно из того, что сам Паскаль получил из нее около 400 следствий, среди которых есть такие, как теоремы Аполлония и другие. Вскоре Паскаль написал работу о конических сечениях. Когда великий Декарт ознакомился с нею, он отказался верить, что автору шестнадцать лет.




Одним из необходимых качеств математика следует считать трудолюбие, упорство и даже благоговение к этой науке.

Евклид – родом из Афин. Он организовал в Александрии математическую школу. К 3 веку до н.э. в Греции накопился богатый геометрический материал, который нужно было привести в строгую логическую систему. Эту колоссальную работу и выполнил Евклид. Он написал 13 книг (по геометрии), которые не утратили своего значения и в настоящее время.


Однажды на вопрос царя Птолемея I Сотера (305-283 до н, э.), - не существует ли более короткого пути для изучения геометрии, чем штудирование «Начал», - Евклид сказал в ответ: «В геометрии нет царского пути!». (В Египте же того времени были две системы дорог: одна для царя и его курьеров, другая для всего населения.)

Фалес
Один из первых древнегреческих геометров и философов. По свидетельству древнегреческого ученого Прокла Фалесу принадлежит открытие многих теорем геометрии. Например
-Вертикальные углы, полученные при пересечении двух прямых линий, равны.
-В равнобедренном треугольнике углы, лежащие при основании равны.
-Угол, вписанный в полуокружность, прямой.
Вот его несколько высказываний:
-Вода есть наголо всего. Все из нее происходит и в нее превращается.
-Нет пустоты.
Смерть его наступила в престарелом возрасте, когда он наблюдал олимпийские игры.


Виет, как и многие выдающиеся ученые, отличался большой работоспособностью. По этому поводу датский историк математики Г. Г. Цейтен (1839—1920) писал: Виет в течение большей части своей жизни так был занят своей юридической деятельностью, что трудно представить себе, как он справлялся со своими большими математическими работами, являющимися плодом глубоких математических исследований и

свидетельствующими об основательном изучении древних авторов. Рассказывают, что он мог проводить за своим рабочим столом над занимавшими его исследованиями по трое суток сряду».

Франсуа Виет — крупнейший французский математик XVI века. Его иногда называют отцом современной буквенной алгебры, так как он много поработал над введением в алгебру буквенных обозначений. Ему же принадлежит честь изучения алгебраических уравнений в общем виде и установление связи между коэффициентами и корнями квадратного уравнения

Многие математики были широко образованными людьми. И знамениты не только трудами в области математики.
Лаплас был широко образованным человеком. Он знал языки, историю, философию, химию и биологию, не говоря уже об астрономии, математике и физике. Любил поэзию, музыку, живопись. Обладал прекрасной памятью и до глубокой старости наизусть читал целые страницы из Расина. Научные интересы Лапласа лежали в области математики, математической физики и небесной механики. Его перу принадлежат фундаментальные работы по дифференциальным уравнениям, например, по интегрированию методом «каскадов» уравнений с частными производными. Он ввел в математику шаровые функции, которые применяются для нахождения общего решения уравнения Лапласа и при решении задач математической физики для областей, ограниченных сферическими поверхностями. Значительные результаты получены им в алгебре. «Аналитическая теория вероятностей» Лапласа издавалась трижды при жизни автора (1812, 1814, 1820 годы). Для разработки созданной им математической теории вероятностей Лаплас ввел так называемые производящие функции, которые применяются не только в данной области знания, но и в теории функций, и в алгебре. Ученый обобщил все, что было сделано в теории вероятностей до него Паскалем, Ферма и Я. Бернулли. Он привел полученные ими результаты в стройную систему, упростил методы доказательства, для чего широко применял преобразование, которое теперь носит его имя, и доказал теорему об отклонении частоты появления события от его вероятности, которая также теперь носит имя Лапласа. Благодаря ему теория вероятностей приобрела законченный вид. 
Хорошо об этой способности Лапласа совершенствовать, углублять и завершать ту область знания, которой он занимался, сказал Ж. Б. Ж. Фурье «…Лаплас был рожден для того, чтобы все углублять, отодвигать все границы, чтобы решать то, что казалось неразрешимым. Он окончил бы науку о небе, если бы эта наука могла быть окончена». 
В 1817 году Лаплас стал членом вновь созданной Французской академии, т. е. одним из сорока бессмертных. 
Умер ученый после недолгой болезни 5 марта 1827 году. Его последние слова были «То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, что мы не знаем». 

Декарт Рене

В "Геометрии" (1637) Декарт впервые ввёл понятия переменной величины и функции. В аналитической геометрии, которую одновременно с Декарт разрабатывал П. Ферма, основным достижением Декарт явился созданный им метод координат. 

Еще одна важная черта – мудрость. Умение выделить и ценить главное, по – настоящему ценное.


Пифагор.
Пифагор был величайшим математиком древности, добившимся огромных достижений в геометрии, планиметрии, создании учения о числах, которое он возвел в ранг религии, доказывая, что число – основной принцип всего существующего.

Наибольшую славу Пифагору принесла открытая им теорема, которая стала в последствии называться его именем. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым древним народам еще до Пифагора. Открытие теоремы Пифагора связано с разного рода легендами. Например, одна из легенд говорит, что Пифагор, обрадованный свом открытием, в благодарность принес в жертву 100 быков.

Важнейшей научной заслугой Пифагора считается систематическое введение доказательства в математику, и, прежде всего, в геометрию. Строго говоря, только с этого момента математика и начинает существовать как наука, а не как собрание древнеегипетских и древневавилонских практических рецептов. С рождением же математики зарождается и наука вообще, ибо «ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства» (Леонардо да Винчи). 

Некоторые изречения Пифагора:


- Делай лишь то, что в последствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
- Не делай никогда того, чего ты не знаешь. Но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь.
- Не пренебрегай здоровьем своего тела. Доставляй ему вовремя пищу, и питье, и упражнения, в которых оно нуждается.
- Не закрывай глаз когда хочется спать не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
Остроумие отличало многих математиков.
Михаил Васильевич Остроградский.
Михаил Васильевич Остроградский не любил модной одежды. Один из его учеников по артиллерийской академии Н.Н.Фирсов так описывал ученого: «…Вся внешность его была массивна, крупна и нескладна. Платье на нем сидело мешком, и ноги напоминали слона…»
Однажды портной все же уговорил ученого сшить костюм по последней моде. Остроградскому на примерке брюки показались излишне узкими и он отказался взять костюм.»Но я сделал все как нужно,- уверял портной ученого ,-вы не должны отставать от века».»Помилуйте,- возразил академик,- где мне угнаться за веком в таких узких штанах!»

Софья Васильевна Ковалевская
Рассказывают, что во время своих скитаний по бюрократическим учреждениям Петербурга С.В.Ковалевская - как-то попала в кабинет одного чиновника, который в ответ на ее просьбу разрешить преподавать в университете ответил отказом, грубо прибавив: «У нас всегда этим занимались мужчины. Справляются они со своими обязанностями, слава богу, хорошо, и поэтому не надо нам никаких нововведений!» На это возмущенная С.В.Ковалевская; сказала: «Когда Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принес в жертву богам 100 быков. С тех пор все скоты боятся нового...»


Находчивость, умение найти оптимальный выход из любой ситуации – немаловажное качество для любого человека

Кестнер
Немецкий математик и физик Абрахам Готхельф Кестнер в студенческие годы учился необычайно легко, как бы играючи. Он мог себе позволить большую вольность, приглашая на прогулки даже на кануне выпускных экзаменов дочку строгого экзаменатора. На упрек Проффесора в легкомыслии студент Кестнер безо всякого смущения тут же возразил: «Господин Проффесор вы же сами рекомендовали своим студентам неукоснительно следовать лучшим образцом. Вашу дочь я считаю совершенством.»

Лейбниц.
Лейбниц любил путешествовать. Однажды он отправился из Венеции на лодке на остров Мезолу в Адриатическом море. Когда поднялась страшная буря, рулевой решил, что их единственный пассажир - безбожник и что именно он -причина бури. С предположением рулевого немедленно согласились все матросы, громко рассуждавшие о том, что необходимо немедленно бросить иностранца в воду. Но Лейбниц, знавший итальянский язык и фанатизм венецианцев, быстро все понял. Не подавая вида, он достал из кармана четки и, шепча молитву, стал усердно их перебирать. Своеобразная шутка Лейбница сработала, так как матросы сразу перестали считать своего пассажира безбожником. А заметно успокоившееся море помогло путешественнику без особых приключений достичь желанного острова.


Многие математики обладали творческим мышлением, умением увидеть новые функции объекты.


Кеплер

Когда Иоганн Кеплер в 1613 году решил жениться во второй раз и закупал вино для свадьбы. Он был изумлен тем, как торговец определял вместимость бочки с помощью палки с делениями. Этим интересом ученый обратил внимание на класс задач, исследование которых привело к созданию интегрального исчисления. Результатом поисков Кеплера стал трактат «О стереометрии винных бочек, преимущественно австрийских и имеющих наивыгоднейшую форму».

Чувство юмора – незаменимое качества для каждого.


Эйнштейн

На вопрос как появляются изобретения, которые переделывают мир, Альберт Эйнштейн сказал: «Очень просто. Все знают, что сделать это не возможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он то и делает изобретения.
Одна знакомая попросила Эйнштейна позвонить ей по телефону, но предупредила, что номер очень трудно запомнить. 24361 «И чего тут трудного?» - ответил Эйнштейн, - «две дюжины и 19 в квадрате».

Ломоносов

Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: "Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?" "Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает". "С ним шутить было накладно.


Многие из великих математиков сочетали в себе математическую одаренность с литературной или поэтической


Кэрролл
Проффесор математики Оксфордского университета Чарльз Лютвидж Доджсон издал в 1865 году под псевдонимом Льюиса Кэрролла сказку «Приключение Алисы в стране чудес».Королева Англии пришла в восторг от сказки и приказала срочно приобрести остальные сочинения Кэрролла. Каково же было ее удивление и разочарование, когда выяснилось, что все остальные произведения Кэрролла-сочинения по высшей математике, сравнительной анатомии, палеонтологии и систематике животных. В дальнейшем Кэрролл написал продолжение своей сказки «Сквозь зеркало, и что нашла Алиса там»,очерки и сборники стихов.

Омар Хайям.
Думаю, никогда не потеряют прелести и значимости известные четверостишия
— рубай крупнейшего персидского математика и астронома, поэта и философа Омара Хайяма. Вот два из них.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,


Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Меня философом враги мои зовут,


Однако - видит Бог - ошибочен их суд.
Ничтожней много я — ведь мне ничто не ясно,
Не ясно даже то, зачем и кто я тут.

Изначальней всего остального - любовь,


В песне юности первое слово - любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа - любовь!

До того, как замрешь на последней меже,


В этой жизни подумать успей о душе,
Ибо там оказавшись с пустыми руками,
Ничего наверстать не успеешь уже.

В математике Леонардо да Винчи видел образец научного доказательства. «Никакое человеческое исследование, — говорил он,— не может быть названо истиной, если оно не проходит через математические доказательства».

Сквозь призму математических знаний он лучше понимал перспективу картин и глубже проникал в окружающий мир. Математика во всей его жизни была верным и надежным помощником. Она помогла ему достигнуть таких вершин искусства и науки, о которых можно только мечтать.

А уж о погруженности в свои мысли, о рассеянности математиков просто ходят легенды.


Ньютон

Из-за своей рассеянности Ньютон часто попадал в смешные ситуации.
Однажды, задумав сварить яйцо, он все тщательно продумал, но ошибся лишь в одном: взял в руки яйцо, а часы положил в кастрюлю с водой.
Есть свидетельства, что Ньютон очень не любил отвлекаться от своих любимых занятий, особенно по бытовым мелочам. Чтобы выпускать и впускать свою любимую кошку, не подходя каждый раз к двери, он прорезал в ней специальную дыру. Когда же у кошки родились котята, Ньютон для каждого котенка проделал в двери еще по одному отверстию.
И все же большинство великих математиков, особенно в ранние и студенческие годы ничем не отличалось от своих сверстников.


Николай Иванович Лобачевский
Гениальный русский математик Николай Иванович Лобачевский за годы учения в гимназии был аттестован «весьма прилежным и благонравным», а в конце курса занимался «с особенным прилежанием математикой и латинским языком». Однако сам Николай Иванович впоследствии иначе характеризовал свое учение в гимназии. Однажды он прибил гвоздем к учительскому столу кондуитный журнал перед задремавшим латинистом. Разгневанный учитель латинского языка Гилярий Яковлевич в позе римского патриция изрек: «Ты, Лобачевский, будешь разбойником!» Много лет спустя, когда тот же учитель обратился к Лобачевскому как к помощнику попечителя учебного округа с просьбой о пенсии, ученый добродушно с улыбкой напомнил ему: «А помните, вы пророчили мне совсем другое, когда я был учеником. К счастью, пророчество ваше не оправдалось». Великий геометр выхлопотал заслуженную пенсию своему бывшему учителю.
В студенческие годы Лобачевский отличался неистощимой изобретательностью на шалости. Однажды на спор на виду у всей публики он прокатился верхом на корове! Перепуганная корова неслась во всю прыть по университетскому двору, Лобачевский сидя верхом, держался за рога. А веселая ватага студентов с улюлюканьем бежала за коровой и подгоняла ее хворостиной. В другой раз Лобачевский как-то ночью запустил в небо ракету собственного изготовления. Дежурный на пожарной каланче, не разобравшись, в чем дело, забил тревогу и поднял на ноги жителей Казани.
 

Вот такой довольно многогранный портрет у нас получился. Конечно, нами были представлены далеко не все качества знаменитых и великих математиков, Да это, наверно, и невозможно сделать. Каждый из них был индивидуален и обладал такими качествами, которые смогли его имя навсегда обессмертить в истории науки. Поэтому нам необходимо изучать биографии и особенности творческой деятельности людей науки более подробно.


 

  • Многих ученых отличали ранние математические способности.
  • Одним из необходимых качеств математика следует считать трудолюбие, упорство и даже благоговение к этой науке.
  • Многие математики были широко образованными людьми. И знамениты не только трудами в области математики.
  • Еще одна важная черта – мудрость. Умение выделить и ценить главное, по – настоящему ценное. Пифагор.
  • Софья Васильевна Ковалевская
  • Находчивость, умение найти оптимальный выход из любой ситуации – немаловажное качество для любого человека Кестнер
  • Многие математики обладали творческим мышлением, умением увидеть новые функции объекты. Кеплер
  • Чувство юмора – незаменимое качества для каждого. Эйнштейн
  • Многие из великих математиков сочетали в себе математическую одаренность с литературной или поэтической Кэрролл
  • А уж о погруженности в свои мысли, о рассеянности математиков просто ходят легенды. Ньютон
  • Николай Иванович Лобачевский