Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Смирись, Кавказ!»




Скачать 105.58 Kb.
Дата01.07.2017
Размер105.58 Kb.
ТипУрок
Автор: Ведерникова Наталья Ивановна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парбигская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: история

Тема: «Смирись, Кавказ!»

Класс: 8

Учебно-методическое обеспечение:

Учебная программа:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. М. «Просвещение», 2011



Учебно-методический комплект:

Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008



Методическое обеспечение:

Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. 8 класс, М., ВАКО, 2011

История России. XIX век. 8 класс: поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. /авт.-сост. Кочетов Н.С. – Волгоград: Учитель, 2006.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о Кавказской войне XIX века на основе анализа военной и национальной политики наместников Кавказа

Задачи урока:

Образовательные


  • Изучить события окончания войны на Кавказе в конце XIX века;

  • Рассмотреть особенности политики наместников Кавказа;

  • выяснить последствия войны для народов Кавказа;

Развивающие

  • развить умение выяснять причинно-следственные связи;

  • развивать умение решения проблемных заданий;

Воспитательные

  • воспитание толерантного отношения к историческому событию;

  • воспитание уважения к национальным особенностям разных народов;

  • формирование понимания тог, что разрешение любого межнационального конфликта возможно только на основе поиска мирных путей и взаимопонимания

Тип урока: урок изучения новой темы на основе постановки проблемного задания

Форма урока: урок постановки проблемы и ее решения

Оборудование:

Проектор, рабочий лист урока, карта «Российская империя во второй половине XIX века» (либо ее электронный вариант может быть добавлен в презентацию)



Авторский медиапродукт:

  1. Операционная среда – Microsoft Windows XP, 2000, программы Microsoft Power Point, Microsoft Office Word

  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала, рабочий лист урока

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

3

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса

5

Изучение темы

30

Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

7


Ход урока:

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса:
Нигде и никогда Российская империя не воевала так долго, как на Кавказе. Хотя казалось бы: что для русских генералов, привыкших побеждать не только турок и иранцев, но и Наполеона, горстка горцев? Мы изучали с вами начало и ход Кавказской войны, ее причины.

Когда началась эта война? (в 1817 году)

Каковы ее причины?


  • Усиление российского присутствия на Кавказе

  • Интенсивное заселение Кавказа русскими и украинцами

  • Вытеснение горцев с исконных земель, пригодных для ведения земледелия

  • Борьба с набегами горцев военными методами.

Эти вопросы мы изучили в ходе уроков, посвященных внешней политике Российской империи в XIX веке. Сегодня я предлагаю вам поговорить об окончании Кавказской войны и ее последствиях. А также оценить особенности этой войны с точки зрения национальной политики, проводимой правительством Российской империи.

Давайте обсудим тему урока: «Смирись, Кавказ!». Это слова А.С. Пушкина, отразившие взгляд на проблему Кавказа в русском обществе в первой половине XIX века.

Как вы считаете, в чем суть такой политики, как она могла воплощаться на практике?

Каковы могли быть результаты такой политики?

Могла ли она привести к быстрому завершению Кавказской войны?


В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу о том, что политика «смирения» Кавказа не могла привести к решению проблемы.
Давайте посмотрим, как осуществлялась эта политика. Уже тогда Российская империя – многонациональная страна. Российская империя в XIX веке – государство колонизирующееся. Именно от политики представителей империи на Кавказе зависело, каким путем произойдет присоединение – мирным или военным. Противостояние России и Османской Турции неизбежно привело к борьбе за влияние на Кавказе. Уже к началу XVIII века вопрос освоения Кавказа становится государственным. В этот период колонизация идет по 2 направлениям:

  • географическая экспансия (расширение территории, сферы влияния);

  • военно-казачья экспансия (Екатерина II: «Прикрыть земли сии строением крепостей»);

  • крестьянская колонизация (переселение государственных крестьян, приток беглых крепостных) – экономическая и хозяйственная экспансия.

К концу XVIII века колонизация предгорий Кавказа была завершена. Началось наступление на Кавказ. Кавказ становится внутренней проблемой России уже после начала войны с горцами – в 1826 году – после заключения Туркманчайского мирного договора (1826) и признания Турцией права России на земли Кавказа. Таким образом, вопрос о Кавказе решался на международном уровне, НО при этом никто не поинтересовался мнением горцев – жителей Кавказа. А среди них бытовали разные представления о том, какова должна быть их дальнейшая судьба.

Кто такие горцы? (слайд 3)

Каковы особенности жизни горских народов?
Кавказ – горный край. Для продуктивного земледелия недостаточно плодородных почв, местные жители в основном занимались скотоводством. Коренных жителей Кавказа в России было принято называть горцами. Горцы – это собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа.
Итак, этих людей Россия стремилась покорить: «Смирись, Кавказ!». Периодом нарастания противостояния стало наместничество на Кавказе генерала Ермолова. (слайд 4)

А. С. Пушкин:

Но се, восток подьемлет вой!..

Поникни снежной головой,

Смирись, Кавказ,- идет Ермолов

Что это был за человек? (Сообщение ученицы о биографии Ермолова)


Сообщение ученицы.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ермолов,_Алексей_Петрович
Алексей Петрович Ермолов - русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е годы. Герой Кавказской войны. В 1791 году в чине поручика гвардии 14-летний Алексей поступил на военную службу. В 1796 году принимал участие в Персидском походе под начальством генерала Валериана Зубова. Получил чин подполковника. С началом Отечественной войны 1812 года он назначен начальником Главного штаба 1-й Западной армии. Во время Бородинского боя Кутузов послал Ермолова для укрепления левого фланга после ранения Багратиона. Ермолов отбил батарею, занятую французами, и руководил ею, пока не был контужен. В 1816 году генерал-лейтенант Ермолов приказом Александра I назначен командиром Отдельного Грузинского корпуса, управляющим по гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии, а также чрезвычайным послом в Персии.

Проводил жёсткую политику в отношениях с горскими народами. Покровительствовал сосланным на Кавказ декабристам, в 1827 уволен в отставку.


Комментарий учителя: А. П. Ермолов убедил государя в необходимости смирять горцев исключительно силою оружия. Решено было вести покорение горских народов постепенно, но настоятельно, занимая лишь те места, которые можно было удержать за собой, и, не идя далее, пока не укреплено приобретенное. На Кавказе стали строится крепости, казацкие станицы, землю давали за службу казакам, местной администрации. Деятельность свою Ермолов начал с Чечни, усилив находившийся на Сунже редут Назрановский и заложив на низовье этой реки крепость Грозную.
Работа с рабочим листом урока:
Из высказываний А.П. Ермолова:

  1. «Главное и надёжнейшее средство к прочному овладению горами и к покорению обитающих в оных народов состоит в занятии укреплениями важнейших в топографическом отношении мест»

  2. «Кавказ — это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо или штурмовать её, или овладеть траншеями. Штурм будет стоить дорого. Так поведём же осаду!»

  3. «Я терпеть не могу беспорядков, а паче не люблю, что и самая каналья, каковы здешние горские народы, смеют противиться власти государя»

  4. «Чеченцы — народ, перевоспитанию не поддающийся. Только уничтожению»

  5. «За одного нашего — десять ваших»

Начнем заполнение сравнительной таблицы в рабочем листе:

А.П. Ермолов (1816-1825)


А.И. Барятинский (1856-1862)







При обсуждении формулируются основные направления и мероприятия политики А.П. Ермолова.
К 1830 году сопротивление горцев стало более организованным. А сплотила их идеология кавказского мюридизма. На территории Чечни и Дагестана на основе мюридизма возникло религиозное теократическое государство – имамат. Мы изучали с вами политику первых имамов Чечни и Дагестана – Гази Магомеда и Гамзат-бека. (слайд 6) В 1838 году имамом стал Шамиль. Он объединил горцев Дагестана и Чечни. Шамилем была создана дисциплинированная армия, определены законы повседневной жизни горцев. У них появился лидер, способный организовать сопротивление России. Что это был за человек?
Рассказ ученика о Шамиле.

Источники:



http://ru.wikipedia.org/wiki/Шамиль

http://ria.ru/society/20090907/184008408.html
Имам Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года (по другим сведениям около 1799 года). Имя, данное ему при рождении, – Али – было изменено его родителями на «Шамиль» еще в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, Шамиль слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата, – священной войны против русских – увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. После смерти Кази-муллы его преемником и имамом стал Гамзат-бек. Шамиль был его главным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама. В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853 – 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы. Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев и генерал Александр Барятинский продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. 25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа сдался в плен на почетных для него условиях. После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга. В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России. Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство. В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку, где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года.


Почему стало возможным объединение горцев?

Что способствовало успеху политики Шамиля?

Ученики должны прийти к выводу, что это стало результатом политики «усмирения» Кавказа.
Казалось бы, политика России на Кавказе неизменна – «усмирение». Однако во второй половине XIX века на Кавказе появляется новый наместник: князь Барятинский. (слайд 7)
Сообщение ученицы о Барятинском.

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Барятинский,_Александр_Иванович
Князь Александр Иванович Барятинский— генерал-фельдмаршал, сын князя Ивана Ивановича Барятинского, одного из состоятельнейших людей России, владевшего многочисленными имениями и около 35 тысячами крепостных душ.

На 17-м году жизни поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров с зачислением юнкером в кавалергардский полк, над которым шефствовала императрица Мария Фёдоровна. В школе он учился вместе с Михаилом Лермонтовым. В марте 1835 года личным распоряжением Николая I Александр Барятинский был командирован на Кавказ в Кабардинский егерский полк действующей армии, был ранен. 24 марта 1845 по Высочайшему повелению уже в чине полковника снова отправился на Кавказ, где продолжалась Кавказская война. В июле 1856 года назначен главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом и исправляющим должность кавказского наместника; в последней должности он утверждён 26 августа 1856 года. Вступив в управление краем, по всему пространству которого велась нескончаемая война, стоившая России огромных жертв Барятинский оказался вполне на высоте своего назначения. Через 3 года по назначении Барятинского наместником весь восточный Кавказ был покорен и в 1859 года неуловимый дотоле Шамиль был взят в плен.


Работа с рабочим листом, заполнение сравнительной таблицы.

Характеристика деятельности А.И. Барятинского (слайд 8):

  1. Постепенное, но неуклонное движение вперед с твердым упрочением русской власти на раз занятых пространствах;

  2. Войска Барятинского стремились ничем не оскорблять религиозные чувства горцев, слыли щедрыми и справедливыми, помогали селянам продовольствием и лекарствами;

  3. Приобретение союзников среди самых влиятельных горцев, в том числе с помощью подкупа

Давайте сравним политику Ермолова и Барятинского. Сделайте вывод. (слайд 9)

В ходе работы и обсуждения ученики должны прийти к выводу об изменении «вектора» российской политики на Кавказе – не «усмирение», а «присоединение».
Заключительная беседа, подведение итогов урока:

Какие выводы можно сделать по итогам урока?

Как государство должно выстраивать национальную политику, чтобы не допустить обострения отношений и гражданской войны?

Современные проблемы на Кавказе связаны с теми же причинами? Как их можно разрешить?


Список использованной литературы:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. М. «Просвещение», 2011

Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008

Муханов В. Смирись, Кавказ!/Вокруг света, 2009, №4. С. 98-106.

Романов В. Третий имам./Вокруг света, 2003, № 6. С. 186-194.

Олейников Д. «Возьми, если можешь…»/Родина, 1994, № 3-4. С. 26-29.

Статья сетевой энциклопедии. Ермолов А.П. [www документ] — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ермолов,_Алексей_Петрович

Статья сетевой энциклопедии. Шамиль. [www документ] — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шамиль

Имам Шамиль. Биографическая справка агентства РИА Новости. [www документ] — URL: http://ria.ru/society/20090907/184008408.html



Статья сетевой энциклопедии. Барятинский А.И. [www документ] — URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Барятинский,_Александр_Иванович
Каталог: files -> file
file -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
file -> Предмет : литература Класс : 11 Тема урока : «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Жизнь и творчество Бориса Пастернака
file -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
file -> «Я не переставала писать стихи»
file -> Здравствуйте, ребята!
file -> Священник Даниил Сысоев. …основная задача
file -> «Аркадий Островский. Песня на все времена»
file -> Г. М. Трунов Дополнительные задания по курсу общей физики

  • Предмет
  • Учебно-методический комплект
  • Время реализации занятия
  • Задачи урока: Образовательные
  • Развивающие развить умение выяснять причинно-следственные связи; развивать умение решения проблемных заданий; Воспитательные
  • Тип урока
  • План проведения урока: Этапы урока
  • Ход урока: Организационный момент. Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса
  • (в 1817 году)
  • Вытеснение горцев с исконных земель, пригодных для ведения земледелия Борьба с набегами горцев военными методами.
  • В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу о том, что политика «смирения» Кавказа не могла привести к решению проблемы.
  • Туркманчайского мирного договора (1826)
  • Кто такие горцы (слайд 3) Каковы особенности жизни горских народов
  • Сообщение ученицы. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ермолов,_Алексей_Петрович Алексей Петрович Ермолов
  • Работа с рабочим листом урока: Из высказываний А.П. Ермолова
  • Начнем заполнение сравнительной таблицы в рабочем листе
  • При обсуждении формулируются основные направления и мероприятия политики А.П. Ермолова.
  • Рассказ ученика о Шамиле.
  • Почему стало возможным объединение горцев Что способствовало успеху политики Шамиля
  • Сообщение ученицы о Барятинском. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Барятинский,_Александр_Иванович Князь Александр Иванович Барятинский
  • Работа с рабочим листом, заполнение сравнительной таблицы. Характеристика деятельности А.И. Барятинского (слайд 8)
  • Давайте сравним политику Ермолова и Барятинского. Сделайте вывод. (слайд 9)
  • Заключительная беседа, подведение итогов урока
  • Список использованной литературы