Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Словом, звуком, кистью




Скачать 239.67 Kb.
Дата27.01.2017
Размер239.67 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств имени Н. Гончаровой»

Разработка учебно – методического комплекса внеклассных

творческих встреч



Тема: «Словом, звуком, кистью»

Разработчик : Пиманкина Надежда Ивановна, преподаватель

п. Полотняный Завод

2013 г


АННОТАЦИЯ

Учебно-методический комплекс творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью» обобщает опыт внеклассной и учебной работы детской школы искусств имени Н. Гончаровой п. Полотняный Завод в совершенствовании образовательного и воспитательного процесса на местных культурно-исторических традициях края.

Очевидна возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства, способствующих воспитанию у них устойчивого интереса к обучению. Комплекс творческих встреч использует интегрированные уроки, межпредметные связи и творческое взаимодействие всех отделений школы. Предусматривает внедрение в практику «музейную педагогику», включает комплексную и инновационную деятельность. Предоставляет возможность максимального развития, воспитания и образования каждого ребенка, создания условий для реализации всех его потенциальных возможностей, индивидуальных познавательных интересов, приобщения к необъятной пушкинской теме, знакомству с культурным наследием.

Рассмотрено:

Методическим советом

Протокол № 1 от 09.01.2013 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................. 3

Историческая справка………………………………………………………………………………………. 4

Основная часть

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………… 8

Методическое обеспечение………………………………………………………………………………13

Учебно-тематический план………………………………………………………………………………. 15



Заключение………………………………………………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………………………………………… 21

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ
Важной задачей перед сегодняшним обществом, стоит задача сохранения русского языка. В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня, в день рождения А.С.Пушкина - Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

Наш язык уже не тот, что в 19 веке, и надо работать, чтобы избежать опасности потери интереса к классику русской литературы А.С. Пушкину у младших поколений. Многие уже не слышат Поэта, как его слышали прежде. XX век более остро менял и политический уклад, и быт, и стиль. Естественные, непосредственные связи с пушкинской эпохой для наших детей уже невозможны. Любовь сегодняшних читателей к Поэту совсем другая, чем была у его современников. Непросто нынешнему подростку войти в пушкинский мир. Поэтому посредством творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью» в детской школе искусств имени Н. Гончаровой п. Полотняный Завод формируется у юных граждан такое необходимое свойство, как историзм мышления, складывается опыт серьезного и разнопланового общения на пушкинскую тему.

Основываясь на межпредметные связи учебно- методический комплекс провинциальных просветительно-познавательных встреч охватывает период с первой четверти 19 столетия до начала 21 века. Соединив методы пропаганды наследия А.С.Пушкина с живыми, эмоциональными формами искусства показывает, что обычные школьные будни могут быть и праздниками творческих встреч.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Одним из определяющих компонентов деятельности по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию личности является российская провинция, малые города и поселки. Это обусловлено тем, что на протяжении всей истории они были хранителями моральных устоев российского общества, являлись социальной, духовно-нравственной основой государства.

В любой губернии, каждые 20 – 30 верст была дворянская усадьба - особый символ истории, исконного бытия России. А в ней рояль, ухоженные барышни в белых кружевах, переписка с Петербургом, журналы прямо из Европы, различные промыслы, сад чуть ли не с тропическими фруктами, рыбные пруды, пасеки, парки с прадедовскими тополями, беседка и светская беседа за вечерним самоваром или пасьянсом. Она давала своему владельцу свободу воли, свободу личности, свободу творчества. Это была изначальная, исходная гармония жизни, подаренная человеку для больших и добрых дел. Понятно, что далеко не все и не всегда посвящали добру этот счастливый дар судьбы. Одни проматывали папенькино состояние, другие становились Обломовыми или, что во много раз хуже, Салтычихами, третьи лентяями и болтунами. Но, если уж рождалась (или было отмечено её присутствие) какая-нибудь особо даровитая душа, то в результате, становились эти сельские топонимы, известны миру больше, чем имена столиц и иных государств.

Полотняный Завод. Этот провинциальный поселок, исторически значимое место в калужском крае. Его название воскрешает страницы Российской истории. Около трёхсот лет назад, по Указу Петра I, для нужд отечественного флота здесь были построены парусно-полотняная и бумажная мануфактуры, основателем которых стал род Гончаровых.

Многие памятные события связаны с Полотняным Заводом. В первой четверти девятнадцатого столетия в имении деда, Афанасия Николаевича Гончарова, воспитывалась Наталья Николаевна Гончарова – избранница и муза А.С. Пушкина. Поэту довелось дважды посетить Полотняный Завод и осветить его своим присутствием навсегда.

На рубеже 19-20 вв. Полотняному Заводу суждено было сослужить службу российской культуре. Здесь был создан Пушкинский рабочий театр. Последний владелец усадьбы и фабрики Дмитрий Дмитриевич Гончаров (младший) был режиссером и актером этого театра.

Тогда, музыка в имении была в большом почете. Семейное музицирование воспринималось, как увлекательное, доставляющее удовольствие занятие. Сам Дмитрий Дмитриевич Гончаров обладал красивой окраски тенором и, будучи студентом Московского университета, он серьезно занимался вокалом. Вместе с женой – Верой Константиновной Бергман, актрисой Московского оперного театра Корша, выступал даже в частной «Опере Зимина». Дмитрий Дмитриевич и Вера Константиновна положительно влияли на культурную жизнь в Полотняном Заводе. Сюда по их приглашению приезжали известные московские артисты, музыканты, художники, певцы. На подмостках рабочего театра играла молодая, в то время, самодеятельная актриса Ольга Леонардовна Книппер (в будущем актриса Московского художественного академического театра О.Л.Книппер-Чехова, народная артистка СССР); аккомпанировала Дмитрию Дмитриевичу и его жене, превосходной певице Вере Константиновне, пианистка, энтузиаст музыкального просвещения Елена Фабиановна Гнесина. В театре с большим успехом шли спектакли: «Недоросль» Фонвизина, «Гроза», «Лес» А. Островского, «Гамлет» В. Шекспира, оперы: «Русалка» А. Даргомыжского, «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П.Чайковского.

Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, будучи дружен с семьей Гончаровых, писал: «Полотняный Завод превратился в настоящие маленькие Афины: концерты, оперные спектакли, литературные вечера, выставки чередовались там, принимая зачастую весьма оригинальный и привлекательный характер».

Негативные тенденции последних лет, подмена истинных ценностей ложными, искажение морали, обнищание сферы культуры и образования все больше отделяли наше общество от высокого, вечного и прекрасного, на чем всегда держалась провинциальная жизнь.

Сегодня Полотняный Завод становится началом возрождения русской провинции, её исторических, духовных и культурных традиций. Усадебный комплекс Гончаровых поднимается из руин. Полностью завершены реставрационные работы Главного дома. На третьем этаже, которого в соответствии с приказом Министерства культуры РФ в 1993 году была размещена детская школа искусств. А в 1997 году постановлением Губернатора Калужской области ей присвоено имя женщины, ставшее навечно историческим под сенью имени поэта А.С. Пушкина - Натальи Гончаровой.

Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая бы оставила такой неизгладимый след в людской памяти, обладавшая, по воспоминаниям современников, божественной красотой, теплом очаровательной женской души, которая вызывала столь противоречивые толки и яростные споры. Но вопреки всем превратностям судьбы на земле осталось её высокое, доброе и прекрасное имя – Натали…

Следуя традициям, детская школа искусств имени Н.Гончаровой в Полотняном Заводе, является действенным центром эстетической, духовной, музыкальной и художественной культуры. Выполняет образовательную функцию в музыкальном, хореографическом, изобразительном, вокально-хоровом и декоративно-прикладном искусстве; удовлетворяет детей в

разной массово-досуговой деятельности, в получении ими разнообразных умений и навыков.

Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В XXI веке преподаватели озабочены не только передачей знаний своим ученикам, но и воспитанием детской души, которое начинается в детской школе искусств имени Н. Гончаровой со знакомства с А.С. Пушкиным, его творческим наследием, с людьми, его окружавшими.

«Пушкин – наше всё», - заметил, однажды, поэт Апполон Григорьев. И это так. Пушкин органичен и многообразен. Поэт в литературе и музыке, живописи и хореографии, театре и кино… Пушкинское время, разговоры о тогдашнем обществе и его представителях, оказываются сплошь и рядом актуальными и сегодня, в пору наших социальных и психологических перемен. Пушкин – это наша история, культура, самосознание. И воспитание растущего человека на художественных традициях предков позволяет сделать процесс развития ребенка художественно наполненным, эстетически разнообразным и познавательным.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью» направлен на нравственно-эстетическую и просветительно-познавательную деятельность учащихся. Он соединил методы пропаганды творческого наследия А.С. Пушкина с живыми, эмоциональными формами искусства. Носит обучающий, воспитательный и развивающий характер. Соотносится целям и содержанию образовательного процесса в детской школе искусств. Включает комплексную и инновационную деятельность.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность:
- в единстве учебной и внеклассной работы;

- в широком охвате учащихся детской школы искусств;

- в многообразии содержания;

- в профессиональном подходе преподавателей к работе с детьми.

Учебно-методический комплекс творческих провинциальных встреч является педагогическим экспериментом с целью внедрения наиболее результативных методов обучения и воспитания. Комплексный подход предусматривает четкое распределение функций каждой дисциплины учебного плана, их плодотворное взаимодействие в учебном и воспитательном процессе.

Изучение предметов направлено:
- на формирование у детей интереса к учению;

- на обобщение знаний в практических целях;

- на развитие навыков самостоятельности в учении.

Педагогические методы работы максимально приближены к свободной атмосфере общения ребенка с искусством, сопровождаются умелой, неназойливой интерпретацией произведений искусств. При таком подходе духовный потенциал искусства получает активную реализацию.



Цель учебно-методического комплекса творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью»:

- приобщить юных граждан к А.С. Пушкину, его наследию и его эпохе;

- улучшить эстетическое воспитание;

- привлечь к серьезному интеллектуальному, творческому, исполнительскому труду большое количество учащихся детской школы искусств;

- развивать эмоционально-познавательную сферу ребенка, его творческую деятельность.
Задачи учебно-методического комплекса творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью»:

- расширение кругозора учащихся при изучении материалов по истории изобразительного, хореографического, музыкального, декоративно-прикладного искусства и этикета; в инструментальном и вокальном исполнительстве; при изучении живописных полотен пушкинской эпохи и тематики, литературных творений и поэзии поэта, умение понимать и оценивать их;

- формирование историзма мышления (умение размышлять о вечных вопросах жизни, серьезно и разнопланово общаться на пушкинскую тему, открывать логику разных взглядов, открывать времена).

Принципы построения учебно-методического комплекса творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью»:

- обучение детей через призму духовно-нравственных понятий.

Это позволяет сделать процесс обучения более осмысленным. Повернув подростка лицом к реальным и вечным проблемам, можно стимулировать развитие его познавательных интересов, творческой активности.

- формирование у учащихся ярких образов эпохи, человека, явлений культуры.

Развитие у учащихся эмоционально-творческой образной системы восприятия мира. Которая является, той движущей силой, что стимулирует фантазию, любознательность, творческие способности, готовность откликнуться на «прекрасное» в жизни и искусстве.

- организация содержательной активности.

Привлечение к работе педагогов общеобразовательных школ, работников культурно-просветительных учреждений, музея, библиотеки, а так же родителей и всех заинтересованных людей.

- создание межпредметных связей.

Работа строится вокруг отдельных творческих тем, одинаково актуальных для всех отделений детской школы искусств и полезных для преподавателей и учеников.

- переход к педагогике отношений.

Создание условий для комплексного решения воспитательных, образовательных и развивающих задач, для интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников.

Возраст детей, участвующих в реализации творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью» 7 – 18 лет.

Деятельность: исполнительская;

театрализованная;

художественная;

игровая;


поисково-исследовательская.

Формы подведения итогов реализации учебно-методического комплекса творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью»:

- историческое путешествие;

- музыкально-литературная композиция;

- поэтический вечер;

- музыкально-театрализованная премьера;

- вечер-портрет;

- урок в музее;

- урок-экскурсия;

- урок-лекция;

- камерный концерт;

- творческие дискуссии научной направленности;

- учебно-исследовательские конференции;

- выставки, фестивали, конкурсы, беседы…;

- творческие встречи.



Отличительные особенности учебно-методического комплекса творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью»:

- комплексное образование и воспитание учащихся школы искусств;

- приобщение детей к массовой просветительной деятельности;

- пропаганда наиболее ценного и значимого в искусстве;

- стремление к синтезу искусств: музыки, живописи, хореографии, вокала,

декоративно-прикладного творчества, литературы…



Методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью» включает в себя:

- написание сценариев;

- написание фонограмм;

- подготовка концертных номеров;

- создание презентаций;

- художественное оформление аудитории;

- изготовление реквизита и пошив костюмов;

- создание игровых ситуаций;

Ведущим методом в работе с детьми младшего школьного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт.

Основная цель – вовлечь детей в мир Пушкина, используя магическую силу музея, и так, чтобы вступив однажды в это пространство, ребенок захотел вернуться вновь.

- театрализация;

Следует помогать рождаться детскому театральному творчеству, а не разнообразию увеселительных мероприятий. Любой драматический сюжет, хорошо разыгранный учащимися, как-то изобретательно музыкально оформленный, обладает большой художественной ценностью, как для создателей, так и для зрителей. Такая форма позволяет наполнить жизнь детей особой эмоциональной радостью, творческой активностью, становится для ребенка запоминающимся фактором биографии, а некоторым позволит выявить свои склонности и способности, что впоследствии может помочь в выборе профессии

- самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;

Посредством интересных творческих дискуссий и встреч научной направленности для ребят открывается возможность сделать первые шаги в исследовании, приобрести новый опыт общения со сверстниками, узнать много нового.

Критерий отбора тем учебно-методического цикла творческих провинциальных встреч определяется доступностью восприятия его детьми, педагогической целесообразностью. Практический материал по темам может изучаться и готовиться детьми в часы, выделенные учебным планом для предмета по выбору, учебной практики, коллективного музицирования, специальности, вокала, истории искусств, и во время домашних занятий.

В индивидуальные планы инструменталистов следует включать музыкальные произведения разных жанров, эпох, композиторов, которые впоследствии могут быть использованы в темах творческих провинциальных встреч

Музыка, живопись, хореография, вокальное, исполнительское и декоративно-прикладное творчество – это великие средства и стимулы, которые генерируют у учащихся знания и навыки художественной культуры, способствуют открытию и становлению талантов и дарований.

Учебно-тематический план
Учебно-тематический план творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью» выстраивается ежегодно по выбору преподавателей, учитывая возрастные особенности детей, их базовые знания и умения, а так же знаменательные даты календаря. Встречи проводятся четыре раза (1,2,3,4 четверть) в каждом учебном году и носят публичный характер.

Зна Знаменательная

дата

Д

дата

Тема


Дат Дата

проведения





НН Натальин день


«Ве «Венок Натали»

Тво творческая встреча, посвященная

Име именинам Н.Н.Гончаровой-Пушкиной-

Лан Ланской.






1-ая 1 четверть

Сен сентябрь





«Пр «Представление в изящном стиле»

Тво творческая встреча, посвященная

Сем семейному музицированию Гончаровых.









«М «Мой портрет в моих вещах»

Тво творческая встреча, посвященная презентации кни книги Л.Черкашиной «Венок Натали».

Уче Ученические тетради-отражение

Лич личности.










«Да «Да святится Имя твое…»

Лит литературно-музыкальный вечер,

Пос посвященный Н.Н.Гончаровой-Пушкиной.









«…

«Я все еще люблю Гончарову Наташу»

Тво творческая встреча, посвященная истории

взаимоотношений А.С.Пушкина и

Н.Н.Гончаровой в виде нескольких

миниатюр.









«Из « Из жизни Женщины…»

музыкально-литературный вечер,

посвященный Н.Н.Гончаровой-Пушкиной










« «Чиста душою и сердцем»

Муз музыкально-литературная композиция,

посвященная пребыванию Н.Н.Гончаровой-

Пушкиной на Полотняных Заводах после

гибели А.С.Пушкина









«В «В музее одной картины»

Тв творческая встреча

К Картина заслуженного художника России

И.Павлишака «Утро в Полотняном Заводе».




пп


День памяти Поэта


«Песнь торжествующей любви»

музыкально-литературный вечер,

посященный А.С.Пушкину и декабристам



3-я 3 четверть

февраль




«»

«России первая любовь»

музыкально-литературная композиция,

посвященная памяти А.С. Пушкина









«Пока горит свеча»

Музыкально-литературный вечер, посвященный русскому романсу на стихи А.С.Пушкина Л










«»»» «Дивертисмент Терпсихоры»

музыкально-литературный вечер с

элементами хореографии, посвященный

А.С.Пушкину, А.С.Грибоедову и балерине

Большого императорского театра Авдотье

Истоминой










«Дань памяти погибшему Поэту»

вечер романса и фортепианной музыки,

(« по мотивам литературного творчества

А.С. Пушкина.

(П.Чайковский, М.Глинка, А. Алябьев,

М.Виельгорский, А.Рубинштейн,А Яковлев,

Р.Глиер, С. Прокофьев, Г.Свиридов).











«О, ты поэзия мольберта!»

литературно-художественная композиция,

посвященная поэту А.С.Пушкину и

художнику К.П.Брюллову. Картина

К.Брюллова «Последний день Помпеи»

».










«Себя как в зеркале я вижу…»

музыкально-художественная встреча, посвященная А.С.Пушкину и русским художникам А.Кипренскому и В.Тропинину.








П Пушкинский

день


«Путешествие в сказочную страну»

пушкинский час (историческое путешествие

в детские годы поэта: опера Н.Римского-

Корсакова «Золотой петушок» по сказке

А.С. Пушкина ).
«Пу



4-

4 четверть

апрель

май

май





«История одного романса»

творческая встреча, посвященная совместному творчеству А.С.Пушкина, М.И.

Глинки, А.С.Грибоедова (романс «Не пой

красавица, при мне…»











«Чудные мгновенья»

сентиментальное представление в 2-х частях, посвященное истории любви

А.С.Пушкина и Анны Керн,

М.И. Глинки и Екатерины Керн.










О

« О чем грустит царскосельская статуя…»

вечер-портрет

( Романс «О чем грустит царскосельская

ста статуя» ст. А.Пушкина муз. Ц. Кюи ).











«Тайный глас души моей»
творческая встреча, посвященная

женщинам, воспетых А.С.Пушкиным.











«Что не выскажешь словами – звуком на душу навей»

вечер русского романса на стихи А.С.Пушкина










«

«Фонтан любви – фонтан живой»

литературно-художественная композиция

( стихотворение и поэма А.С.Пушкина

«Бахчисарайский фонтан» картина К.П.

Брюллова «Бахчисарайский фонтан»






Пушкиниана

«

«Онегинский букет»

выставка детского рисунка на тему

«Природы милое творенье…»




2 четверть

ноябрь





«Золотая рыбка»

игра-викторина, для учащихся младших

классов









«Настроение эпохи»

урок в музее – «Старинные моды»











«Сказочная пушкиниана»

выставка детских рисунков и работ

декоративно-прикладного творчества по

сказкам А.С.Пушкина











«Что за прелесть эти уездные барышни!»

музыкально-литературный конкурс











«Приношение Полотняному Заводу»

Пушкинские чтения (учебно –

исследовательская конференция), выставка

детских рисунков

«О том, что дорого и свято…»





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научная ценность и новизна учебно-методического комплекса творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью» в том, что он рассматривается, как открытый и вариативный художественно-образовательный процесс в системе регионального компонента, согласованный с местными историко-культурными особенностями.

В связи с тем, что в детской школе искусств имени Н. Гончаровой п. Полотняный Завод созданы условия для комплексного решения воспитательных, образовательных и развивающих задач, для интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников реализация учебно-методического комплекса творческих провинциальных встреч «Словом, звуком, кистью» очень актуальна.

В учебно-методическом комплексе четко прописаны концептуальные подходы. Методика базируется на современных принципах обучения, воспитания и предоставляет преподавателям возможность выбора содержания и творческой реализации поставленных задач, что способствует развитию профессионализма и педагогического мастерства преподавательского состава детской школы искусств.

За время обучения в детской школе искусств и участия детей в провинциальных творческих встречах «Словом, звуком, кистью» значительно обогащается их культурный, эстетический кругозор, приобретаются определенные музыкально-исполнительские навыки, опыт публичных выступлений. Жизнь ребенка становится более насыщенной и интересной.

Темы провинциальных встреч стимулируют познавательную деятельность обучающихся, развивают коммуникативные умения, создают социально-культурную среду общения, способствуют развитию творческих способностей детей и их стремление к самостоятельной деятельности, самообразованию, способствуют профессиональному самоопределению.



Все провинциальные встречи носят публичный характер. Положительная реакция зрителей показывает, что они расцениваются, как события культурной жизни поселка Полотняный Завод, способствуют приобщению, как молодого поколения, так и зрелого к тем сферам духовной жизни, которые определяют высокий смысл бытия. Словом, провинция – понятие не географическое, у неё есть не только «скромное обаяние», но и все то, что хорошо определяет Пушкинское слово «самостояние».