Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Словарь основных литературоведческих понятий, необходимых для успешной подготовки к егэ по литературе




Скачать 216.33 Kb.
Дата25.06.2017
Размер216.33 Kb.
Словарь основных литературоведческих понятий, необходимых для успешной подготовки к ЕГЭ по литературе Автобиографическая повесть - художественное произведение, в котором автор описывает свою жизнь, творчески переработав материал; велика доля художественного вымысла; по-новому переосмысливаются события собственной жизни. Акмеизм – литературное направление, появившееся в русской поэзии в 1910 – 1914 годы. Акмеисты провозгласили самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления, видели предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы, стремились к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее творчество), М. А. Кузьмин) Аллегория (от греческих – иной, говорю) – иносказание. Художественный приём, где конкретное изображение человека, предмета или явления скрывает абстрактное понятие или мысль. Аллитерация - прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе. Аллюзия – наличие в тексте элементов, функция которых состоит в указании на связь данного текста с другими текстами или же отсылке к определенным историческим, культурным и биографическим фактам. Алогизм - несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении. Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе стихосложения. Анаколуф - стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах. Аналогия (от греческого – соответствие, сходство) – сходство предметов (явлений, процессов и т. д.) в каких-либо свойствах. Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе стихосложения. Анафора – единоначатие; одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк. Антитеза - стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов. Ассонанс - повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки. Архаизм – слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшая из активного употребления. Афоризм (от греческого – определение) – краткое изречение, выражающее глубокую мысль. Афоризм отличается от пословиц и поговорок тем, что имеет автора. Баллада - вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает событие, вызвавшее эти переживания. Басня – эпический жанр, небольшое повествовательное произведение в стихах, реже в прозе. События и герои в басне изображаются иносказательно. В басне есть мораль – вывод, к которому автор старательно направляет внимание читателя. Иногда мораль не высказана, она только предполагается – и тогда читатель сам догадывается, что хотел сказать автор. Биогра́фия (от греческого – жизнь и пишу) — описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография). Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности. Биография воссоздаёт историю жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д. Былина – жанр фольклора, повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы. Внесценический персонаж - герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц. Воинская повесть – жанр древнерусской литературы; повествование о военном походе. Вставные эпизоды - фрагменты художественного текста, не относящиеся к сюжету произведения, но объединенные с ним идейно. Второстепенный персонаж - герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения. Вымысел художественный – одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью творца представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности. Гипербола – (от греческих слов – излишек, преувеличение) – художественный приём, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, явление, предмет для того, чтобы усилить художественное впечатление. Черты и особенности былинных героев часто преувеличивают, их подвиги и деяния выше человеческих возможностей. Градация (лат. — постепенное повышение, ступень, степень), стилистическая фигура, ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость. Гротеск - вид сатирической типизации, при котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического. Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе стихосложения. Драма – род литературы, повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. Драма (в узком смысле слова) - литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами. Жанр – (от франц. genre – род, вид) исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения. Житие - жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью. Завязка - обязательный этап сюжета художественного произведения; начало конфликта, составляющего основу сюжета; исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Загадка – малый жанр фольклора; поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью. Звукопись - повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи. Звукоподражание – художественный приём, при котором создаётся ощущение реального мира (шум деревьев, плеск волны и т. д.). Такой эффект достигается определенным подбором звуков в словах. Идейная направленность художественного произведения - идейно-эмоциональная оценка событий, явлений жизни, персонажей. Идея (от греческого – понятие, представление) – выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека; главная мысль произведения; то главное, о чем хотел сказать автор. Импрессионизм – одно из модернистских литературных направлений, возникшее во французской живописи последней трети XIX – начала XX века и распространившееся в последствии и на литературу. Импрессионисты стремились передать первое впечатление в его первозданности. Для импрессионистических работ характерны фрагментарность композиции, ассоциативность образных связей, внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире. Импрессионисты изображали чувства, эмоции, ощущения; отражали внутренние переживания личности. (Черты импрессионистического стиля в поэзии К. Бальмонта, И. Анненского, А. Блока, прозе И. А. Бунина) Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи, порядка слов в предложении. Интерьер – описание жилища героя, одно из средств характеристики образа жизни персонажа Ирония - вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью осмеяния. Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Искусство – особый вид общественного сознания и духовной культуры человечества, основанный на принципе образного обобщения жизни. Историзм - слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало. Классицизм (от латинского - «образцовый») – направление в искусстве, появившееся во Франции в XVII веке. В России - в XVIII веке. В искусстве господствовал культ разума. Искусство классицизма оказывает на читателя нравственное воздействие, воспитывает благородные чувства. Для драматического произведения характерно правило трех единств: единство места, времени, действия. Герои обладают определенной чертой и четко делятся на положительных и отрицательных; используется прием «говорящих фамилий». Существует строгая иерархия жанров: «высокие» - эпическая поэма, трагедия, ода (изображались возвышенные герои, сильные, героические личности, монархи, знатные граждане); «средние» - «дидактическая» поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение (изображались люди, по отношению к которым читатель считал себя равным, и обычные в обществе ситуации); «низкие» - басня, комедия, фарс (выводилась «неупорядочная» жизнь простолюдинов). Представители: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Кантемир, Д. И. Фонвизин и др. Клише – шаблонное выражение, употребляемое для того, чтобы в короткой, декларативной форме классифицировать и дать оценку людям, событиям или явлениям. Комедия - вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни. Композиция – (от латинского – сопоставление) построение художественного произведения, расположение его составных частей в их взаимосвязи. Конфликт – столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении значительного объема возможны несколько кульминаций. Легенда (от латинского – то, что должно быть прочитано) – художественное произведение, в основе которого лежит подлинное событие, приукрашенное народной фантазией. Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение. Летопись – жанр древнерусской литературы; историческое произведение, в котором повествование велось по годам. Лирика (от греческого – лира, музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни) – род литературы, в котором отражены переживания, чувства, мысли автора литературного произведения, его внутренний мир. Характерной особенностью лирики является стихотворная форма. Лирические отступления - авторские рассуждения лирического характера, не имеющие непосредственного отношения к сюжету произведения, но связанные с ним тематически. Лирический герой - образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом. Литературная сказка – эпическое повествование, поэтического или прозаического характера, с сознательной установкой на вымысел, созданное конкретным писателем и отражающее его индивидуальный авторский стиль. (сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, братьев Гримм и др.) Литературный персонаж - действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения. Литературный род – одна из трех групп литературных произведений – эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков. Литота - образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия. Метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства. Метонимия - вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отождествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности. Миф – сказание, передающее древние представления и верования людей о происхождении мира и жизни на земле, о различных явлениях природы, о богах и героях. Мифология - совокупность мифов, порожденных народной фантазией, в которых дается образное объяснение различных явлений природы или обоснование явлений культуры, религиозных обрядов. Мифотворчество - создание собственных, авторских мифов, обладающих теми же функциями, что и мифы древности. Модернизм — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Мораль – система ценностей, регуляторов человеческого поведения, возникших на основе представлений о добре и зле. Мотив – мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении «опорные» художественные приемы и средства в их смысловой наполненности. Натурализм – одно из литературных направлений последней трети XIX века, в котором выразилось стремление к внешне точному изображению действительности. Реальность и человеческий характер изображаются объективно, точно и бесстрастно. Предмет интереса писателя – быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. Для данного литературного направления характерна идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения. (П. Боборыкин «Китай-город», Н. Некрасов «Петербургские углы», Д. Григорович «Петербургские шарманщики», В. Даль «Уральский казак»; нравоописательные очерки Г. Успенского, В. Слепцова, А. Левитова, М. Салтыкова-Щедрина) Неологизм – новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления. Несценический («панорамный», описательный) эпизод - сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах. Новелла - малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Образ автора - носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропониманием писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла. Образ рассказчика – условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь. Образность – отличительное свойство искусства как особого вида общественного сознания и духовной культуры человечества, основанного на принципе образного обобщения жизни. Образы-символы – многозначные художественные образы, в которых переносные значения соединены с основным, но не равны ему. Смысл образов-символов раскрывается постепенно в процессе читательского восприятия художественного текста. Ода - жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Оксюморон - вид тропа, сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов. Олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления. Очерк - жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, большая развитость описательного изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием. Пафос – (греч. – pathos – сильное, страстное чувство) эмоциональное одушевление, страсть в художественном произведении, которая пронизывает все произведение в целом и сообщает ему «общее дыхание»; глубокая и исторически правдивая оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением; высокое воодушевление автора постижением сущности изображаемой жизни. Пейзаж – (фр. pays - страна, местность) изображение картин природы в художественном произведении. Перифраз - вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков. Персонаж – действующее лицо художественного произведения. Песня - музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека. Плеоназм - стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста. Повесть - эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. Повтор - стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений. Поговорка – малый жанр фольклора; выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли. Портрет героя - изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Послание - стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу. Пословица – малый жанр фольклора; краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Постоянный эпитет - один из тропов народной поэзии; слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее в предмете какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак. Поучение – жанр древнерусской литературы; произведение назидательного характера, содержащий дидактическое наставление. Поэзия - сфера искусства, тип литературного творчества; устная или письменная речь в стихотворной форме. Поэма - большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя. Поэтика (от греческого – поэтическое искусство) – совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы. Проблема - (греч. problema – нечто, брошенное вперед, т. е. выделенное из других сторон жизни) основной вопрос, поставленный писателем в литературном произведении. Проблематика - круг проблем данного художественного произведения; основные вопросы, волнующие автора. Проза – сфера искусства, тип литературного творчества; устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки – стихи. Предание – рассказ, повествующий о незабываемых событиях истории и показывающий их с неожиданной стороны; способ сохранения предшествующего опыта поколений. Притча – эпический жанр, на основе иносказания раскрывающий смысл какой-либо философской или нравственной проблемы. Развитие действия - обязательный этап сюжета художественного произведения; события, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации; развитие сюжетных линий. Развязка - обязательный этап сюжета художественного произведения; положение действующих лиц, которое сложилось в художественном произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Рассказ - малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Реализм – литературное направление XIX – XX веков, для которого характерен принцип историзма в основе художественного изображения действительности. Дух эпохи передан в реалистическом произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). Герои являются не только порождением определенного времени, но и общечеловеческими типами. (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.) Речитатив – вокально-музыкальная форма исполнения, не подчинённая определенному ритму, род певучего разговора. Риторический вопрос - синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа. Риторическое восклицание - синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому. Риторическое обращение - синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата. Рифма – (греч. rhythmos – соразмерность, ритм, согласованность) звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно на конце. Рифмованная проза - художественный прозаический текст, опирающийся на рифмы. Роман - вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей; круг жизненных явлений, данных в развитии. Для романа характерен большой объем, несколько сюжетных линий. Романтизм – литературное направление конца XVIII – XIXвека, для которого характерен «космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации), обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир); романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии); утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. (В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, поэты-декабристы, отдельные произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова и др.) Сарказм – язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа. Сатира - вид комического, осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными. Сентиментализм – литературное направление конца XVIII века, для которого характерно изображение природы как фона человеческих переживаний, внимание внутреннему миру человека (основы психологизма), игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение). Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. (Н. М. Карамзин и др.) Силлабическая система стихосложения – система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательна рифма. Силлабо-тоническая система стихосложения – система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках. Символизм – направление в искусстве, появившееся в 1870 – 1910 годы, ориентированное на идеалистическую философию и мистицизм. Символ является главным средством передачи созерцаемых тайных смыслов. Символистами используются ассоциативные возможности слова (множественность значений), уделяется внимание аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства. Провозглашается ценность свободной интуиции творца; утверждается идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. А. Блок, А. Белый и др.) Синекдоха - разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях «меньшее – большее»; «часть – целое» (количественная метонимия). Система образов – совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. Сказка – жанр фольклора, эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет может иметь несколько вариантов. Скороговорка – малый жанр фольклора; шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых слов. Слово - художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера. Сонет - лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах – две или три. Сравнение - простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку. Стихотворение - лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами. Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленного как проза. Строфа – (греч. strophe – круг, оборот) группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющаяся в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой. Сценический (повествовательно-диалогический) эпизод - картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется. Сюжет – последовательность событий в художественном произведении. Тема - (греч. thema – нечто, положенное в основу) предмет изображаемого в литературном произведении, постановка задачи, решаемой писателем в процессе написания произведения. Тематика - совокупность тем данного художественного произведения; общая тематическая направленность. Типизация – средство выражения идейно-эмоционального осмысления действительности в художественном произведении. Типическое (греч. typos отпечаток, оттиск) – социально значимое, характерное для той или иной социальной среды, народа, определенных социальных условий, общественных ситуаций. Тоническая система стихосложения - система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно. Трагедия - вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, часто обрекающей его на гибель. Трагическое — философская и эстетическая категория в искусстве, характеризующая возникновение страданий и переживаний героев произведений в результате актов их свободной воли и (или) предначертаний судьбы. Фабула – хронологическая последовательность событий художественного произведения. Фантастика - средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни. Фольклор (с английского - народная мудрость) – устное народное творчество. Возникновение устного поэтического творчества русского народа связано прежде всего с образованием древнерусского государства в IX—X вв. Устное народное творчество Древней Руси с X до середины XVI века включительно совершенно не фиксировалось письменно. С принятием христианства в 988 году не произошло полного отказа от языческих представлений о существовании мира, появлении дождя, снега, солнечных и лунных затмений и др. До наших дней в той или иной мере дошли разные языческие верования, а также песни, сказания, сказки, сопровождающие эти верования. Фольклористика - наука, изучающая фольклорные произведения. Футуризм – литературное направление, возникшее в России в 1910 – 1912 годах по аналогии с итальянским футуризмом. Для данного направления характерны: утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир; установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста; отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. Футуристы заняты поиском новых ритмов, рифм. (И. Северянин, В. Хлебников (раннее творчество), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский) Хожение – жанр древнерусской литературы; описание путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие. Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе стихосложения. Художественная деталь – компонент предметной изобразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Художественная речь – язык художественного произведения, выражающий основную идею автора. Художественное пространство и время (хронотоп) – пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах. Художественный метод (литературное направление) - совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая действительность в художественные образы. Художественный стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания литературного произведения. Художественный характер – образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного. Художественные средства – приёмы, которые делают художественную речь ярче и выразительней. Художественный образ – форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала. Частушка – малый жанр фольклора; короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера. Эзопов язык - вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора. Экзистенциализм – литературное течение, появившееся в середине XX века во Франции, во время и после Второй мировой войны, для которого характерно ощущение крушения всех духовных ценностей, стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования, идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе. (Творчество Ж. П. Сартр, А. Камю) Экспозиция (пролог) - факультативный этап сюжета художественного произведения; изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Экспрессионизм – одно из модернистских направлений начала XX века, появившееся в Германии в 1910 - 1920ые годы, для которого характерно сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия. Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке. Экспрессионизм тяготеет к абстрактности. В произведениях данного литературного направления используется прием фантастического гротеска. (черты экспрессионизма – в творчестве Л. Андреева, Ф. Сологуба, А. Белого) Элегия - жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и философские размышления поэта облечены в стихотворную форму. Эпиграф – короткий текст (цитата, изречение, пословица), помещаемый автором перед текстом всего художественного произведения или его частью. Эпизод – часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины. Эпилог (послесловие) - факультативный этап сюжета художественного произведения, заключительная часть произведения. Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения. Эпифора - одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк. Эпос (от греческого – слово, повествование) – литературный род, наряду с лирикой и драмой. Эпосу, как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса: организующая роль повествования: сообщение о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Юмор (от латинского – влага) –вид комического, добрая форма насмешки, где смешное высказывается с верой в добро и справедливость; осмеяние частных недостатков жизненного явления или отдельного человека. Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе стихосложения.