Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сказка о потерянном времени




Скачать 257.42 Kb.
Дата27.06.2017
Размер257.42 Kb.
ТипУрок
Урок по теме : Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца; совершенствовать умение выборочно читать текст для доказательства своих мыслей ,осваивать приёмы ролевого чтения ; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев произведения на основе их намерений и поступков, высказывать оценочные суждения о прочитанном.


Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.

Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре , задавать вопросы

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений


Оборудование: ноутбук учителя,проектор, документ-камера,презентация,текст для речевой разминки, кроссворд,карточки для работы в паре,конверты с разрезным материалом "Собери пословицу",тесты,листы для рефлексии, смайлики для самооценки, учебник "Литературное чтение" 4 класс( часть 2)авторы:Л.Ф.Климанова и др.


Организационная структура урока
Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося



I. Организа- ция начала урока

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

-Я вам желаю успешной работы на уроке.

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)
Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организацион- ные задачи



II. Актуализа-ция опорных знаний.

(стадия вызова)

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверка домашнего задания.

Работа в паре



Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение друг другу орфографически .

– Обсудите интонацию данных предложений.

– Приготовьтесь читать выразительно.


– Почему автор называет учебник учителем?

– Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?


– Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и старания.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.(Дети выборочно зачитывают пословицы о времени)

Работа в паре. Игра "Собери пословицу"

Организует работу учащихся, объясняет задание.

–На вашей парте лежит конверт для игры "Собери пословицу" Вынимайте части и соберите из них 3 пословицы.



Проверяет готовность документ-камеры к работе.

– Проверьте правильность собранного по ответам на экране. Прочитайте пословицы.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

• Делу время - потехе час.

– Как вы их понимаете?

– Что объединяет эти пословицы?

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
– Учитель у меня в портфеле!

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

В. Берестов
– Из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома, самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас тоже учит.
– Каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает


Рассказывают о выполненной дома работе. учащиеся называют пословицы.
Собирают пословицы.
Проверяют правильность с помощью информации на экране интерактивной доски.


Отвечают на вопросы учителя

Объясняют смысл пословиц

- Это пословицы о времени.

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать


в соответствии
с целевой установкой

Уметь слушать

одноклассников

Дети принимают участие в парной работе, учатся совместной работе и её оценке



III. Сообщение темы урока. Определе- ние целей урока

– Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Прочитайте ее.

– Как вы думаете, о чем будут произведения в разделе с таким названием?

– Послушайте загадки и отгадайте их.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы.)

– Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собою слова-отгадки?

–А сейчас разгадайте кроссворд, и вы узнаете фамилия автора, который написал одно из произведений этого раздела.


Кроссворд
1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки?
2. Во что превратилась карета Золушки, когда часы пробили 12?
3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы?
4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю?
5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?

-  О каких сказках идёт речь в кроссворде? 


-  Кто автор этих замечательных сказок?
- Прочитайте фамилию писателя, драматурга и подумайте, что может объединять его с этими произведениями?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

–Часы-это прибор для измерения времени.

Возможно, они будут присутствовать в произведениях.

Разгадывают кроссворд и называют фамилию автора нового произведения.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме



IV. Подготовка к восприятию произведе- ния.

Знакомство


с биографией автора

Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом презентации.

(слайд )

– Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. (Продолжение см. в ресурсном материале.)

- Что же объединяет Е. Шварца со сказками «Золушка», «Снежная Королева»? (Пересказал их по – новому и написал сценарии для фильмов)

Какие произведения Е. Л. Шварца вы знаете?

– Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. Определите цели урока.

Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение?



Обучающиеся воспринимают информацию о Е.Л.Шварце, извлекают информацию для ответа на вопрос.

Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет автора.

Перечисляют произведения Е. Л. Шварца.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения



Высказывают предположения

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последователь- ность развития сюжета



V. Работа над содержа- нием текста.

Первичное чтение произведе- ния



Проводит словарную работу.

– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске.


– Подберите синонимы к словам «хмурый»,

«сберечь».
– Подберите антонимы к словам «состариться»,

«трудиться».



Физминутка «Тик-так»

Тик-так ,тик-так.

Кто умеет в доме так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

А внутри сидит кукушка

У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова прячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает всё спешат,

Будто убежать хотят.

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Вот и кончилась игра,

Нам за парту сесть пора.
– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит свое время, который попросту теряет его?

– А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.



Организует первичное прослушивание текста (чтение учителем или подготовленными учениками)

– Как звали героя сказки? Что с ним произошло?

Когда происходили события, описанные в произведении? Почему вы так думаете?
– Где случилась эта история? Куда попал Петя?
Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «Город еще не проснулся».

– Как вы думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы?

– Какие чувства вызывает у вас поведение этих ребят?

– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части? Прочитайте их.

Благодаря чему школьникам опять удалось стать
детьми?

– Чему их научила произошедшая с ними история?

– А чему она научила вас?

– В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.

– Кто является главными действующими лицами второй части? На какие две группы их можно разделить? Составьте таблицу «Герои сказки».

– По каким же признакам искал Петя старичков-школьников?

– Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

– Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

– Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?

Петя Зубов

Сергей Владимирович

Маруся Поспелова

Ольга Капитоновна

Надя Соколова

Марфа Васильевна

Вася Зайцев

Пантелей Захарович
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

VI. Повторное чтение и анализ произведе- ния

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Что вы узнали о Пете Зубове?

– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.

– Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

– Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.

– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?

– Одинаково ли было поведение детей?

– Как могло произойти обратное превращение ребят?

– Прочитайте о превращении стариков в ребят.

– Почему они смогли победить волшебников?

– Как вы относитесь к ребятам?

– А как к ним относится автор?


– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.

– К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.

– Какие сказочные законы осуществляются в этой


сказке?

– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

– Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?
– Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?
– Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна
характеризует детей, которых они превратили в ста-ричков?

– А что о детях говорит Пантелей Захарович?


– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им? Заполните таблицу.

– Прочитайте качества, присущие детям.

– Прочитайте качества, характеризующие волшебников.

– Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?

– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?

– Почему другие качества не выбрали?



Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Работают с текстом.

– Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята еще продолжали веселиться и лодырничать.


–Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.


– Автор осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все заканчивается удачно.

Читают пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо востро», «Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять время понапрасну».

– Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.

– Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.

– Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.

«Какой я одинокий, несчастный старик!
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…
Никому не нужен…


Даже пенсии не дадут, ведь я всего три
года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться».

– Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту они время украли.

– Марфа Васильевна говорит: «Лентяи , до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».


– Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают».
Заполняют таблицу.

Дети

Волшебники

Испуганные

Злые

Ленивые

Хмурые

Дружные

Завистливые

Смелые

Себялюбивые

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументиро- вать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив- ных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументиро- вать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


– Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?

– Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить

– Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».

– Автор хотел сказать, что очень многое зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется


VII. Самостоя- тельная
работа


Проводит тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

– Выберите правильный вариант ответа.

(см. приложение)

Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.


Ответом будет фраза: "Береги время"

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив- ных задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации



VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить чтение по ролям



Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи



IX. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение).

-Сегодня на уроке я узнал...

-Мне показалось интересным...

-Меня удивило...

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, улыбку смайлика-часиков и объясните свой выбор( см. приложение)

– Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас

Ресурсный материал к уроку

Приложение № 1

БИОГРАФИЯ Е. ШВАРЦА

…Очень много времени в семье уделялось воспитанию детей. Мать много читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. Если, к примеру, он отказывался есть, мама начинала рассказывать ему сказку, в которой все герои попадали в безвыходное положение. «Доедай! – говорила ему мать, – а то все утонут». И мальчик доедал.

В Майкопе в то время было много интеллигенции, был прекрасный театр, библиотека. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь он твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы «кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь он начал писать первые стихи – «безобразные, похожие на ископаемых чудовищ». Здесь к нему пришла первая любовь. «Город моей души» – так называл Майкоп Евгений Шварц.

В 1913 году он уезжает в Москву – учиться. Евгений поступает на юридический факультет народного университета Шанявского. Но юридические науки интересуют его гораздо меньше, чем московские театры. Через год он переводится на юридический же факультет Московского университета. Но вскоре бросает мало интересующую его юриспруденцию и поступает в ростовскую Театральную мастерскую. (В Ростове Евгений оказался во время гражданской войны.) Он работает в мастерской и Студенческом театре малых форм, в театре – в качестве конферансье. В перерывах между номерами он исполнял живые, веселые сценки, которые писал сам. А вскоре маленькая мастерская с ее необычным репертуаром привлекла внимание прессы, и осенью 1921 года театр вызвали в Петроград и преобразовали в Литературный театр, но здесь он просуществовал недолго: зрителей было мало. А власти не поощряли репертуар. Театр распался, а его актеры разбрелись кто куда. Евгений Шварц всю свою последующую жизнь провел в Петрограде–Ленинграде. Сначала он играл в маленьких петроградских театрах, затем поступил в секретари к К. И. Чуковскому. Но, перестав быть актером, он далеко не сразу стал литератором. Как сам он признался позже, «подходил… к литературе на цыпочках…».

В литературной среде его знали как «устного писателя» – прекрасного рассказчика, автора шутливых стихотворений «к случаю», блестящего импровизатора. Друзья Шварца не сомневались, что он станет писателем. А он все не решался и не решался писать что-то для публикации. И лишь летом 1923 года, находясь в Донбассе (там теперь жили его родители, и Евгений приехал к ним на лето), он в газете «Всероссийская кочегарка» публикует целый ряд фельетонов (под псевдонимами, чаще всего – Щур).

Сам же Евгений Львович началом своего творческого пути считал «Рассказ Старой Балалайки», который был опубликован в 1924 году в июльском номере детского альманаха «Воробей» после возвращения из Донбасса.

В 1925 году «Рассказ Старой Балалайки» вышел отдельным изданием. С тех пор одна за другой «пошли» небольшие детские книжечки Е. Шварца – в стихах и прозе: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др. (произведения для детей Шварц печатает под своей фамилией). Стихи и рассказы Евгения Шварца охотно печатают все детские журналы и альманахи Ленинграда: «Воробей» (с 1925 г. – «Новый Робинзон»), «Советские ребята», «Октябрята» и, конечно же, «Еж» («ежемесячный журнал») и «Чиж» («чрезвычайно интересный журнал»), в этих двух журналах он не только печатается, но и сотрудничает. А в 1929 году Ленинградский театр юного зрителя поставил первую пьесу Е. Шварца «Ундервуд».

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон-Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то, что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г.-Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.

Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.




Приложение № 2

Проверочный тест

Выбранные ответы внеси в таблицу!


  1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:

а) Пети б) Тани в) Маруси

  1. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

г) трое д) пятеро е) четверо

  1. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:

р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны

  1. Дом волшебников находился:

д) на лесной поляне е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота

  1. Фамилия Пети:

в) Власов г) Зубов д) Зайцев

  1. Фамилия Наденьки:

и) Соколова к) Смирнова л) Степанова

  1. До леса дети-старички доехали на:

а) такси б) троллейбусе в) трамвае

  1. Часы в доме волшебников называли:

п) будильником р) ходиками с) песочными часами

  1. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз

  1. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:

м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»

  1. Автор сказки:

э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц



1

2

3

4

5

6




7

8

9

10

11










































Прочитай фразу!



Приложение № 3
Лист для рефлексии


  • Планируемые результаты Предметные
  • Организационная структура урока
  • I. Организа- ция начала урока
  • II. Актуализа-ция опорных знаний. (стадия вызова)
  • Работа в паре. Игра "Собери пословицу"
  • III. Сообщение темы урока. Определе- ние целей урока
  • IV. Подготовка к восприятию произведе- ния.
  • V. Работа над содержа- нием текста.
  • VI. Повторное чтение и анализ произведе- ния
  • VII. Самостоя- тельная работа
  • IX. Итог урока. Рефлексия
  • Ресурсный материал к уроку Приложение № 1
  • Приложение № 2
  • НЕ БЫЛО : р)
  • Приложение № 3 Лист для рефлексии