Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сказка «Конек-горбунок»




Скачать 263.96 Kb.
Дата10.04.2018
Размер263.96 Kb.
ТипСказка
Вид проекта: групповой Форма проекта: практическая Тема проекта: «200 – летию П.П. Ершова посвящается…» Содержание: Введение ……………………………………………………………..…3 Основная часть Биография П.П. Ершова ……………………………………………4 Тобольск в жизни П.П.Ершова …………………………………….6 Сказка «Конек-горбунок» ………………………………………….7 Разработка сценария спектакля «Конек – горбунок» ……………. 9 Заключение …………………………………………………………….10 Список литературы …………………………………………………….11 Приложение …………………………………………………………….12 Введение Есть писатели и поэты, имена которых связаны для читателей с одним произведением. В эту единственную книгу они вложили весь свой талант. К числу таких писателей относится и автор замечательной русской сказки «Конек – Горбунок» — Петр Павлович Ершов (1815—1869). Ершов — автор многих произведений, но они забыты, а «Конек-Горбунок» вот уже более ста лет продолжает жить, увлекая не одно поколение читателей. Актуальность данной работы заключается в том, что 2015 год – это юбилейный год для П.П. Ершова, 200 лет со дня его рождения. Жителям Тобольска, а тем более села Безруково ни в коем случае нельзя забывать об этом писателе, т.к. он навсегда останется нашим «сказочным» земляком. Цель работы – разработать сценарий спектакля по сказке «Конек – Горбунок». Задачи, поставленные  при создании проекта: Познакомиться с биографией П.П.Ершова. Рассмотреть значение Тобольска в жизни П.П.Ершова. Прочитать сказку «Конек-Горбунок». Создать плакат «П.П.Ершов» на банерной ткани, используя программу Photoshop. Подобрать материалы для сценария спектакля. Постановка отрывка из спектакля. Практическая значимость работы в том, что собранный материал можно использовать на уроках литературы, краеведения. Основная часть Биография П.П. Ершова Ершов П.П. – русский драматург, поэт, писатель. Он был рожден в семье чиновника, его отец часто переезжал с места на место. Ершовы часто бывали в казачьих станицах, посещали места, где предания о Ермаке и Пугачеве жили еще в каждом доме. В 1824 году брат Николай и сам Петр отправляются учиться. Они живут в семье купцов Пиленковых – родных по линии матери. После окончания гимназии их отец переводится в Санкт-Петербург, где оба брата поступают в университет. Петр учится на философско-юридическом факультете с 1831 года до 1835-го. Там он сближается с профессором Плетневым Петром – ученым русской словесности, знакомится с Пушкиным, Жуковским… Именно на их суд Петр Ершов отдает свое первое большое произведение – сказку «Конек-горбунок». Пушкин, прочив ее, похвалил Ершова и сказал, что ему теперь можно не писать произведения такого рода. Сам Плетнев во время лекции прочитал отрывок из «Конька-горбунка», а затем представил удивленной публике их автора и сокурсника – Петра Ершова.   В 1834 году появляется отрывок из «Конька-горбунка» в «Библиотеке для чтения» (т.3), а уже в лету 1834 года  сказка Петра Ершова выходит как самостоятельное издание. Молодому литератору сопутствовал успех, в декабре того же 1834 года выходит старинная быль «Сибирский казак» первая часть, а затем следом и вторая. Молодому сибиряку пришлось столкнуться с некоторыми проблемами по окончании университета. Ему не досталась желаемая должность, пришлось расстаться с некоторыми друзьями, которых у него было и так немного, а также пришлось выйти из литературной среды. Прощание с городом Петербургом вызвало в писателе противоречивые чувства: многое влилось в его душу, стало родным, дорогим. Ершов мечтал исследовать Сибирь, ему манила, как он называл «северная красавица», он мечтал об ее исследовании, так как Сибирь в то время была почти не изучена.                    Ершов возвращается на родину в 1836 году летом, работает в Тобольской гимназии, затем его повышают до инспектора в 1844 году, а потом до директора в 1857 году. Одним из учеников Ершова был сам Д.И. Менделеев. Женой Ершова стала его падчерица. В гимназии Ершов создал любительский театр. Там он занимался режиссурой, пишет пьесы для театра, такие как «Суворов и станционный смотритель», «Сельский праздник», комические оперы «Черепослов» и «Якутские божки». Ершов печатает стихотворения в Сенковской «Библиотеке для чтения», а также в «Современнике» Плетнёва. Ершов умер 18 августа 1869 году. Похоронен на Завальном кладбище в городе Тобольске.1 Тобольск в жизни П.П.Ершова Для многих людей имя Петра Павловича Ершова ассоциируется преимущественно со сказкой «Конек-Горбунок». Однако рассуждения об этом писателе как об авторе только одного широко популярного сочинения явно сужают и искажают сущность его поэтического таланта. Ершов был талантливым стихотворцем, но чрезвычайно скромным. Он и часто публиковал свои стихи, рассказы, драматургические произведения анонимно или под псевдонимами. Известно всем, что П.П. Ершов - уроженец деревни Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Но, 11-летним мальчиком, в 1826 г., он с родителями переехал в Тобольск, и с этого года до последнего дня своей жизни судьба П.П. Ершова связана с Тобольском. Только на 6 лет разлучились они, когда юный выпускник тобольской гимназии уехал в петербургский университет, чтобы получить высшее образование. Тобольск и Ершов – это неразделимые понятия. Трудно представить П.П. Ершова без Тобольска, но не менее трудно представить Тобольск без П.П. Ершова. Не просто жилось ему без столичных изданий, без общения с другими писателями и поэтами, но зато он был любим и почитаем в городе. Живет в Тобольске память об этом удивительном человеке. Его жизнь, труд, творчество настолько близки и понятны тоболякам, что здесь по праву считают его сыном Тобольска. Тобольск сыграл важную роль не только в становлении П.П.Ершова как блестящего учителя и учёного: город подсказал ему многие темы творчества поэта и прозаика. Темы многих его стихов подсказаны жизнью в г. Тобольске, они и написаны им в этом городе, где до сих пор хранятся в фондах библиотеки редкой книги при музее-заповеднике. Знаком того, что роль Ершова велика в развитии города Тобольска, говорит улица в подгорной части нашего города, названная его именем, сквер Ершова, Драматический театр имени П.П.Ершова. 2 Сказка «Конек – Горбунок» Со времён Пушкина русская литература приобрела народный характер. Пушкинское начинание тот час было подхвачено. Сказка «Конёк – Горбунок» стала одним из откликов на призыв великого поэта повернуть русскую литературу к народности. На протяжении всей жизни Ершова не покидала мысль описать Сибирь. Он мечтал создать роман о родине подобно романам Фенимора Купера. Думы о народе стали причиной рождения сказки «Конёк – Горбунок». Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех, которым она пользовалась ещё в рукописи. Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями по самой дешёвой цене. Возлагая большие надежды на Ершова, Пушкин будто бы сказал: «Теперь этот род сочинений мне можно бы и оставить».  Впервые сказка была напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834 году, позже издавалась отдельными изданиями. Царская цензура внесла свой коррективы – сказка вышла с купюрами. Пушкин ввёл Ершова в поэтические круги. Есть свидетельства, что он сам отредактировал сказку и написал к ней вступление. Сказка Ершова заняла место рядом со сказками Пушкина. Так она рассматривалась и современниками. Официальная критика отнеслась к ней с тем же пренебрежением, что и к сказкам Пушкина: это лёгкая побасенка для праздных людей, не лишённая, однако, занимательности. В «Коньке-Горбунке» Ершов сумел передать колорит русской народной речи. В сказке торжествует добро и справедливость, авторские симпатии на стороне любимого народного героя — Иванушки. Николаевская цензура распознала опасную направленность произведения. «Конек-Горбунок» вышел в свет со значительными сокращениями, а через несколько лет был и вовсе запрещен. В советское время сказка обрела вторую жизнь. В наши дни «Коньком-Горбунком» восхищаются и взрослые и особенно дети, которым она неизменно доставляет большую радость. По мотивам сказки Ершова созданы детские спектакли, балеты, кинофильмы.3 Разработка сценария спектакля «Конек – Горбунок» Постановка проблемы В настоящее время среди учащихся пользуются популярностью кумиры и идеальные герои современности, мало кто восхищается такими людьми как Д.И.Менделеев, А.С.Пушкин, И.А. Крылов, Ф.М.Достоевский. Эти личности для современного подростка ушли в прошлое, в связи с этим перед нами возникла проблема, а знают ли учащиеся что-нибудь о своих знаменитых земляках, в частности о П.П.Ершове. Для ответа на этот вопрос было проведено анкетирование среди учащихся 5А класса. Вопросы Ответы, Знаете ли вы, где родился П.П. Ершов 35 - да Какое знаменитое произведение написал П.П.Ершов 86 -назвали Кем работал П.П.Ершов в г. Тобольске 24 - назвали По данной таблице можно сделать вывод, что учащиеся не до конца осведомлены о П.П. Ершове. Процесс апробации проекта Данный творческий проект был частично опробован на классном часу, посвященном 200- летию со дня рождения П.П. Ершова. На этом классном часу был представлен плакат. Дальнейшее развитие проекта В следующем году мы планируем продолжить работу над данным проектом, создать костюмы и выступить с этой работой на Ершовских чтениях. Данный проект можно использовать на уроках литературы. Заключение      Участие в данном проекте предполагало решение задач: 1. Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении литературы. 2. Формировать умения и навыки работы с текстовой, графической информацией. 3. Развитие творческих способностей. 4.  Повышение информационной культуры. Работа над данным проектом-исследованием на уроке литературы формирует навыки самостоятельной работы с текстом, обогащает читательский опыт. Учащиеся приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируются личностная позиция.              Данный проект может быть реализован на уроках литературы в основной школе, а также в системе дополнительного образования. Работа стимулирует учащихся к более глубокому и внимательному подходу при изучении других произведений в курсе литературы. Список литературы История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М.-Л., 1962 Пётр Павлович Ершов – писатель и педагог: тезисы докладов и сообщений. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1989. – 75 с. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы А.П. Бабушкина. – М.:Просвещение, 1948. – 409 с. Утков В. Г. Гражданин Тобольска. — Свердловск, 1972. — 146 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Сценарий КОНЕК ГОРБУНОК ПЕРВАЯ КАРТИНА На сцене небольшой диван с подушкой. Из-за кулис выходит мальчик ВАНЯ, завернутый в одеяло. За ним с книжкой идет мать. ВАНЯ. Я не люблю читать! (плюхается на диван). Не люблю! Не люблю! Я спать хочу! МАТЬ. Это никуда не годится. ВАНЯ. Весь день учись, учись! А тут еще читай!.. Какого-то ерша!.. МАТЬ. Петра Павловича Ершов… ВАНЯ. Все равно ёрш! Ёрш! Ёрш! МАТЬ. Сказка называется «Конек – Горбунок». ВАНЯ. Конек – дурачок… МАТЬ. Ваня… ВАНЯ. Сама читай, если нравится этот Ёрш. МАТЬ. Хорошо. Я почитаю. (читает). За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе - на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так, и сяк, Младший вовсе был дурак. ВАНЯ (капризно). Почему дурак МАТЬ. Читать не любил. ВАНЯ. Ну, мам!.. МАТЬ (читает). Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Возникает музыка негромко. Появляются братья Гаврило и Данило. Танцевальная или пластическая проходка. Встречает их ОТЕЦ. МАТЬ (читает). В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: ДАНИЛО. Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. МАТЬ. Мужички такой печали Отродяся не видали; ОТЕЦ. Стали думать да гадать – ДАНИЛО. Как бы вора соглядать; ОТЕЦ. Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, ГАВРИЛО. Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. ДАНИЛО берет вилы и топор готовится идти в дозор. МАТЬ. Ваня, ты спишь Музыка умолкает. Братья и ОТЕЦ прячутся за спинку дивана. ВАНЯ (капризно). Ну, мам!.. (просыпается). А где МАТЬ. Кто ВАНЯ. Братья. МАТЬ (не сразу). В карауле. ВАНЯ ложится. Закрывает глаза. Музыка. ДАНИЛО. Стало в третий раз смеркаться, ГАВРИЛО. Надо младшему сбираться; ДАНИЛО. Он и усом не ведёт, ГАВРИЛО. На печи в углу поёт Изо всей дурацкой мочи: ВАНЯ (поет). «Распрекрасные вы очи!» Музыка громко. Братья стаскивают с ВАНИ одеяло. Он оказывается в русской рубашке, в лаптях и пр… Стаскивают его с дивана. Ваня сопротивляется. ОТЕЦ. «Послушай, Побегай в дозор, Ванюша. Я куплю тебе лубков, Дам гороху и бобов». МУЗЫКА. ВАНЯ встает одевается. ОТЕЦ и братья провожают его. В танце разворачивают диван спинкой вперед. И вот это уже не диван, а куст. ОТЕЦ и братья уходят. КАРТИНА ВТОРАЯ Музыка меняется. Выходит, ВАНЯ, садится под кустом, грызет краюшку. Конское ржание. Выходит, КОБЫЛИЦА танцует. ВАНЯ. «Эхе-хе! так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь, какая саранча!» МАТЬ. Кобылица молодая, Очью бешено сверкая, Змеем голову свила И пустилась, как стрела. Хочет силой аль обманом, Лишь бы справиться с Иваном. Но Иван и сам не прост - Крепко держится за хвост. Наконец она устала. КОБЫЛИЦА. Коль умел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. Дай мне место для покою Да ухаживай за мною По исходе же трёх дней Двух рожу тебе коней - Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку. На земле и под землёй Он товарищ будет твой: ВАНЯ. «Ладно», - думает Иван И в пастуший балаган Кобылицу загоняет, Дверь рогожей закрывает. (поет). «Ходил молодец на Пресню». (уходит). Тотчас из-за кулис слышится стук. Музыка. Выбегают братья, натыкаясь друг на друга, разворачивают диван. ДАНИЛО. Кт-т-то.. ГАВРИЛО. Сту-ту-тучится сильно так ВАНЯ. Это я, Иван-дурак! Братья отворяют дверь. Ваня входит. Братья взмахнули руками, открыли рты, чтобы ругать брата. ВАНЯ (не давая вставить слова, может быть подкрепить монолог музыкой). Всю я ноченьку не спал, Звёзды на небе считал; Месяц, ровно, тоже светил, - Я порядком не приметил. Вдруг приходит дьявол сам, С бородою и с усам; Я шутить ведь не умею - И вскочи ему на шею. Уж таскал же он, таскал, Чуть башки мне не сломал. Упал захрапел. Братья будят. ВАНЯ. Бился, бился мой хитрец И взмолился наконец: «Не губи меня со света! Целый год тебе за это Обещаюсь смирно жить, Православных не мутить». Я, слышь, слов-то не померил, Да чертёнку и поверил». ВАНЯ вдруг зевнул, упал, как подкошенный, на диван и захрапел. БРАТЬЯ и ОТЕЦ не сразу, но захохотали. Смеются долго. Первым закончил смех ДАНИЛО. Потом ГАВРИЛО. ОТЕЦ смеется. ГАВРИЛО. Хоть смеяться - так оно Старикам уж и грешно. Тихая музыка. Братья уходят. ОТЕЦ накрывает ВАНЮ одеялом и тоже выходит. Крик петуха. ВАНЯ заворочался, но продолжает спать. КАРТИНА ТРЕТЬЯ ДАНИЛО ведет коней. Появляется ГАВРИЛО. ДАНИЛО. Посмотри, каких красивых Двух коней золотогривых Наш дурак себе достал: Ты и слыхом не слыхал. ГАВРИЛО. Где он это их достал - Но давно уж речь ведётся, Что лишь дурням клад даётся, ДАНИЛО. Отведём-ка их в столицу; Там боярам продадим, Деньги ровно поделим. ГАВРИЛО. А благому дураку Недостанет ведь догадки, Где гостят его лошадки; Братья ударяют по рукам, уводят коней. КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ Кричит петух. ВАНЯ просыпается, потягивается, зевает идет за кулисы. Возвращается. Ищет коней. ВАНЯ. Ой вы, кони буры-сивы, Добры кони златогривы! Я ль вас, други, не ласкал, Да какой вас чёрт украл Чтоб пропасть ему, собаке! Чтоб издохнуть в буераке! Чтоб ему на том свету Провалиться на мосту! КОНЕК (заржал). Велика беда, не спорю, Но могу помочь я горю. Ты на чёрта не клепли: Братья коников свели. Ну, да что болтать пустое, Будь, Иванушка, в покое. На меня скорей садись, Только знай себе держись; КАРТИНА ПЯТАЯ ВАНЯ садится на КОНЬКА улетают. Музыка. Вбегают братья с конями. Разворачивают диван так, что он вновь превращается в куст. Прячутся за куст вместе с конями. Кони то и дело поднимают голову братья эти головы прячут. Входит ВАНЯ. ВАНЯ. Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал. ДАНИЛО. Дорогой наш брат Иваша, Что переться - дело наше! Но возьми же ты в расчёт Некорыстный наш живот. Сколь пшеницы мы ни сеем, Чуть насущный хлеб имеем. А коли неурожай, Так хоть в петлю полезай! ДАНИЛО. Да к тому ж старик неможет, Работать уже не может; А ведь надо ж мыкать век, - Сам ты умный человек! ГАВРИЛО. Так и этак мы вершили, Наконец вот так решили: Чтоб продать твоих коньков Хоть за тысячу рублёв. ДАНИЛО. А спасибо, молвить к слову, Привезти тебе обнову - Красну шапку с позвонком Да сапожки с каблучком. ВАНЯ. «Ну, коль этак, так ступайте, - Да, продайте Златогривых два коня. Да возьмите ж и меня. Крякнули старшие братья и ударили с ИВАНОМ по рукам. Поехали. КАРТИНА ШЕСТАЯ ДАНИЛО. Стало на небе темнеть; Воздух начал холодеть; Вот, чтоб нам не заблудиться, Надо бы остановиться. Привязали коней сели ужинать. ДАНИЛО. Эх, как темно! ГАВРИЛО. Хоть бы месяц этак в шутку К нам проглянул на минутку, Всё бы легче. А теперь, Право, хуже мы тетерь... ДАНИЛО. Да постой-ка... мне сдаётся, Что дымок там светлый вьётся... Видишь, эвон!.. ГАВРИЛО. Так и есть!.. Вот бы курево развесть! Чудо было б!.. ДАНИЛО. А послушай, Побегай-ка, брат Ванюша! А, признаться, у меня Ни огнива, ни кремня». ИВАН садится на КОНЬКА. Музыка. Улетает, как реактивный. ГАВРИЛО (так и сел). Буди с нами крестна сила! - ДАНИЛО. Чтоб тебя там задавило!» ГАВРИЛО. Кто-петь знает, что горит! Коль станичники пристали Поминай его, как звали! «Реактивная» музыка. Братья пугаются. ИВАН возвращается. ДАНИЛО (в сторону). Что за бес такой под ним! ВАНЯ. Как туда я доскакал, Пень горелый увидал; Уж над ним я бился, бился, Так что чуть не надсадился; Раздувал его я с час - Нет ведь, чёрт возьми, угас! Братья хохочут. Уходят. КАРТИНА СЕДЬМАЯ ВАНЯ идет спать. КОНЕК с ним. ВАНЯ (украдкой рассматривает находку). Эко, брат! Что, за шайтан! Шапок с пять найдётся свету, А тепла и дыму нету; Эко чудо-огонёк!» Братья за сценой хохочут. КОНЕК. Вот уж есть чему дивиться! Это есть перо Жар-птицы, Братья хохочут за сценой. КОНЕК. Много, много не покою Принесёт оно с собою». ВАНЯ. «Говори ты! Как не так!» Музыка. Перестановка. Сон. КАРТИНА ВОСЬМАЯ Музыка утра. Звон колоколов. Народ торговый высыпал на площадь. ТОРГОВЕЦ 1. «Эй, честные господа, К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары, Всяки разные товары! ТОРГОВЕЦ 2. «Эй, честные господа, К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары, Всяки разные товары!» Музыка. Танец торга или пластический этюд на тему торга. Трубы, фанфары. ДВА СТРАЖНИКА. «Эй! вы, черти босоноги! Прочь с дороги! прочь с дороги!» За СТРАЖНИКАМИ идет ЦАРЬ. Народ кричит: «УРА! УРА! УРА!» Падает на колени. И открывает двух коней, ВАНЮ и КОНЬКА. ЦАРЬ. Эй, ребята! Чьи такие жеребята Кто хозяин ВАНЯ. Эта пара, царь, моя, И хозяин - тоже я. ЦАРЬ. Ну, я пару покупаю! Продаёшь ты ВАНЯ. Нет, меняю. ЦАРЬ. Что в промен берёшь добра ВАНЯ. Два-пять шапок серебра. ЦАРЬ. То есть, это будет десять. Слуги, серебра отвесить! Эй, по милости своей, Вот тебе и пять рублей. Слуги берут коней. Музыка. Танец конского непослушания. ЦАРЬ (напуган). Ну, брат, Пара нашим не даётся; Делать нечего, придётся Во дворце тебе служить. Будешь в золоте ходить, Всю конюшенну мою Я в приказ тебе даю, Царско слово в том порука. Что, согласен ВАНЯ. Эка штука! Во дворце я буду жить, Буду в золоте ходить, В красно платье наряжаться, Словно в масле сыр кататься, То есть, я из огорода Стану царский воевода. Только, чур, со мной не драться И давать мне высыпаться, А не то я был таков! (свистнул). Музыка. ВАНЯ уходит и все за ним. КАРТИНА ВОСЬМАЯ Музыка. Стражники переставляют диван и это уже трон. Входит ЦАРЬ садится на трон. Из-за трона появляется СПАЛЬНИК. СПАЛЬНИК. «Я с повинной головою, Царь, явился пред тобою, Не вели меня казнить, Прикажи мне говорить». ЦАРЬ. Если ж ты да будешь врать, То кнута не миновать. СПАЛЬНИК. Вот те истинный Христос, Справедлив мой, царь, донос. Наш Иван, то всякий знает, От тебя, отец скрывает, Но не злато, не сребро - Жароптицево перо... ЦАРЬ. Погоди же ты, злодей! Не минуешь ты плетей!.. СПАЛЬНИК. Да и самую Жар-птицу Во твою, отец, светлицу, Коль приказ изволишь дать, Похваляется достать». (подает перо). ЦАРЬ. Гей! позвать мне дурака! КАРТИНА ДЕВЯТАЯ СТРАЖНИКИ вводят ИВАНА. ВАНЯ. А пошто меня будил ЦАРЬ. Молчать! Молчать! Молчать! Ты мне должен отвечать: В силу коего указа Скрыл от нашего ты глаза Наше царское добро - Жароптицево перо ВАНЯ. Погоди-ка, царь. Постой! Я те шапки ровно не дал, Как же ты о том проведал ЦАРЬ. Отвечай же! запорю!.. ВАНЯ. Я те толком говорю: Нет пера! Да, слышь, откуда Мне достать такое чудо ЦАРЬ (показывает перо). Что Ты смел ещё переться Да уж нет, не отвертеться! Это что А ВАНЯ. Виноват! Отпусти вину Ивану, Я вперёд уж врать не стану». ЦАРЬ. Ну, для первого случаю Я вину тебе прощаю, - Но, сказать без дальних слов, Я узнал, что ты Жар-птицу В нашу царскую светлицу, Если б вздумал приказать, Похваляешься достать. ВАНЯ. Я того не говорил! - ЦАРЬ. Что Рядиться мне с тобою! - На правёж - в решетку - на кол! Вон, холоп! (уходит). КАРТИНА ДЕСЯТАЯ ВАНЯ плачет. Появляется КОНЕК веселый, но видя слезы приуныл. КОНЕК. Что, Иванушка, невесел Что головушку повесил ВАНЯ. «Ох, беда, беда, конёк! Царь велит достать Жар-птицу В государскую светлицу. КОНЕК. Велика беда, не спорю; Но могу помочь я горю. Оттого беда твоя, Что не слушался меня. Но, сказать тебе по дружбе, Это - службишка, не служба; Служба всё, брат, впереди. Ты к царю теперь поди И скажи ему открыто Надо, царь, мне два корыта… (уходят.). КАРТИНА ОДИННАДЦАТАЯ Слуги засуетились побежали повернули диван, как нужно, чтобы создать поляну, куда прилетают ЖАР – ПТИЦЫ. Реактивная музыка. Влетают КОНЕК И ВАНЯ. КОНЕК. Скоро ночь, Иван, начнётся, И тебе стеречь придётся. Обустраивают поляну – ставят корыта, льют вино и пр. До восхода, слышь, зарницы Прилетят сюда жар-птицы Ты, которая поближе, И схвати её, смотри же! А поймаешь птицу-жар, И кричи на весь базар; Я тотчас к тебе явлюся. ВАНЯ. Рукавички взять придётся: Чай, плутовка больно жгётся. ВАНЯ прячется. КОНЕК исчезает. Музыка ночи сменяется на музыку ЖАР - ПТИЦ. Появляются птицы. Танцуют восточный танец. ВАНЯ. Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряней, привалило! Чай, их тут десятков с пять. Кабы всех переимать, - То-то было бы поживы! Неча молвить, страх красивы! Хватает птицу. ВАНЯ. Ой, Конёчек-горбуночек! Прибегай скорей, дружочек! Я ведь птицу-то поймал. КОНЕК. Ай, хозяин, отличился! - Ну, скорей её в мешок! Надо нам в обратный путь. КАРТИНА ДВЕНАДЦАТАЯ Реактивная музыка. ВАНЯ и КОНЕК улетают. Жар – птицы поворачивают диван создавая новую выгородку – царский дворец. Входит ЦАРЬ со слугами. Слышат реактивную музыку. Влетает ВАНЯ. ЦАРЬ. Что, достал ли ты Жар-птицу» - Где ж она ВАНЯ. Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить, Знашь, чтоб темень сотворить. ВАНЯ выпускает ЖАР-ПТИЦУ. Музыка. Танец. ЦАРЬ. Ахти, батюшки, пожар! Эй, решёточных сзывайте! Заливайте! Заливайте! ВАНЯ. Это, слышь ты, не пожар, Это свет от птицы-жар, - ЦАРЬ. Вот люблю дружка Ванюшу! Взвеселил мою ты душу, И на радости такой - Будь же царский стремянной! ВАНЯ уходят. КАРТИНА ТРИНАДЦАТЬ Входит СПАЛЬНИК. СПАЛЬНИК. Я с повинной головою, Царь, явился пред тобою, ЦАРЬ. Говори, да правду только, И не ври, смотри, нисколько! СПАЛЬНИК. Вот твой царский стремянной Поклялся твоей брадой… (прочее говорит на ухо ЦАРЮ). ЦАРЬ. Гей, позвать мне стремяннова! СТРАЖНИКИ вводят ВАНЮ. ЦАРЬ. На тебя донос, Ванюша. ВАНЯ. «Что ты, что ты, бог с тобой! - ЦАРЬ. Если ты недели в три Не достанешь Царь-девицу В нашу царскую светлицу, На правёж - в решетку - на кол! Вон, холоп! КАРТИНА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ВАНЯ заплакал и вышел. Навстречу КОНЕК. ВАНЯ. «Ох, беда, беда, конёк! Царь велит в свою светлицу Мне достать, слышь, Царь-девицу. КОНЕК. «Велика беда, не спорю; Но могу помочь я горю. Оттого беда твоя, Что не слушался меня. Ты к царю теперь поди И скажи: «Ведь для поимки» … (уходят). КОНЕК прячется. ЦАРЬ входит. ВАНЯ. Надо, царь, мне две ширинки, Шитый золотом шатёр Да обеденный прибор - Весь заморского варенья - И сластей для прохлажденья. ЦАРЬ. Вот давно бы так, чем нет. Все уходят. КАРТИНА ПЯТНАДЦАТАЯ Реактивная музыка. Появляются ВАНЯ и КОНЕК. КОНЕК. Вот дорога к окияну, И на нём-то круглый год Та красавица живёт; Два раза она лишь сходит С окияна и приводит Долгий день на землю к нам. Вот увидишь завтра сам ВАНЯ раскидывают шатер. На ширинку ставит прибор. КОНЕК. Все. Ложися за шатром Да смекай себе умом. Видишь, шлюпка вон мелькает… То царевна подплывает. Прячутся. Входит ЦАРЬ- ДЕВИЦА. ВАНЯ. Царь-девица, так что диво! Эта вовсе не красива: И бледна-то, и тонка, Чай, в обхват-то три вершка; А ножонка-то, ножонка! Тьфу ты! словно у цыплёнка! Пусть полюбится кому, Я и даром не возьму. ЦАРЕВНА играет на гуслях. ВАНЯ хватает ЦАРЕВНУ за косу. ВАНЯ. Нет, постой же ты, дрянная! Ой, беги, конек, беги! Горбунок мой, помоги!» КОНЕК. Ай, хозяин, отличился! Ну, садись же поскорей Да держи её плотней! КАРТИНА ШЕСТНАДЦАТАЯ Реактивная музыка. Являются к ЦАРЮ. ЦАРЬ. Бесподобная девица, Согласися быть царица! Я тебя едва узрел - Сильной страстью воскипел. Соколины твои очи Не дадут мне спать средь ночи И во время бела дня - Ох! измучают меня. Молви ласковое слово! Всё для свадьбы уж готово; Завтра ж утром, светик мой, Обвенчаемся с тобой ЦАРЬ-ДЕВИЦА. Знаю, знаю! Но, признаться, Нам нельзя ещё венчаться. ЦАРЬ. Отчего же, светик мой Я люблю тебя душой; Мне, прости ты мою смелость, Страх жениться захотелось. Если ж ты... то я умру Завтра ж с горя поутру. ЦАРЬ-ДЕВИЦА. Но взгляни-ка, ты ведь сед; Мне пятнадцать только лет: Как же можно нам венчаться Все цари начнут смеяться, Дед-то, скажут, внуку взял! ЦАРЬ. Я хоть стар, да я удал! - Ну, да что нам нужды в том Лишь бы только нам жениться. ЦАРЬ – ДЕВИЦА. А такая в том нужда, Я не выйду никогда За дурного, за седого, За беззубого такого! ЦАРЬ. Что ж мне делать-то, царица Страх как хочется жениться; ЦАРЬ – ДЕВИЦА. Не пойду я за седова! Стань, как прежде, молодец, Я тотчас же под венец. ЦАРЬ. Вспомни, матушка царица, Ведь нельзя переродиться; ЦАРЬ – ДЕВИЦА. Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь. Слушай: завтра на заре… (уходит, ЦАРЬ за ней). КАРТИНА СЕМНАДЦАТАЯ Музыка. Входит ВАНЯ. За ним КОНЕК. ВАНЯ. Ох, беда,беда, конек! Царь вконец меня сбывает; Сам подумай, заставляет Искупаться мне в котлах, В молоке и в двух водах: Как в одной воде студёной, А в другой воде варёной, Молоко, слышь, кипяток. КОНЕК. «Вот уж служба так уж служба! Тут нужна моя вся дружба. Как же к слову не сказать: Лучше б нам пера не брать. А теперича молись Да спокойно спать ложись. (Уходят). КАРТИНА ВОСЕМНАДЦАТЬ Музыка. Утро. Стражники выставляют котлы. Вернее, один котел – это диван, развернутый спинкой к зрителю. Выходят все действующие лица – это народ. ВАНЯ, КОНЕК. Фанфары. Выходят ЦАРЬ и ЦАРЬ-ДЕВИЦА. ЦАРЬ. Ну, Ванюша, раздевайся И в котлах, брат, покупайся! ВАНЯ раздевается, подходит к котлу. ЦАРЬ. Что же ты, Ванюша, стал - Исполняй-ка, брат, что должно!» ВАНЯ. А не можно ль, Ваша милость, приказать Горбунка ко мне послать. Я впоследни б с ним простился. ЦАРЬ махнул рукой. КОНЕК подошел к ВАНЕ. Обнялись. КОНЕК свистнул. ВАНЯ нырнул. ВАНЯ (кричит). А-а-а!.. (над спинкой дивана возникают взъерошенная голова, усы). МАТЬ (читает). Здравствуй, царь наш со царицей! Распрекрасной Царь-девицей! ВАНЯ. Сердцу любо! Я там был, Мёд, вино и пиво пил; По усам хоть и бежало, В рот ни капли не попало. Снимает усы и отжимает их, вода стекает струйкой на пол. МАТЬ. Ваня! ВАНЯ. А почему ты про Кита пропустила МАТЬ. А ты разве не спишь ВАНЯ. Я слушал. А ты про Чудо-юдо рыбу-кит пропустила. МАТЬ. Не пропустила я. ВАНЯ. Пропустила! Пропустила! Правда, ребята Дети отвечают. МАТЬ. А вот это вот уже совсем не честно. Ты должен был сам эту сказку прочитать. ВАНЯ. А я прочитал. МАТЬ. Когда ВАНЯ. Давно А сегодня мне захотелось ее еще раз послушать. МАТЬ. Ты прочитал этого Ерша ВАНЯ. Не Ерша, а Петра Павловича Ершова. Писателя – сказочника и директора Тобольской гимназии. А где находилась тобольская гимназия Где МАТЬ. Где, ребята, находилась тобольская гимназия, директором которой был Петр Павлович Ершов. Дети отвечают. МАТЬ. Правильно. Она находилась у нас в Тобольске на улице Богоявленской. Которая теперь носит имя Розы Люксембург, а здание бывшей гимназии стоит на прежнем месте. ВАНЯ. А вот я еще хочу один вопрос задать. МАТЬ. Пожалуйста. ВАНЯ. А как вы думаете, как называется столица, которая была надалече от села ДЕТИ отвечают. МАТЬ (в зависимости от ответов). Мне кажется (или я согласна с тем), что столица называлась Тобольск. Потому что наш город долгое время назывался столицею Сибири, да и сейчас это третья духовная столица России после Москвы и Санкт Петербурга. А теперь я хочу задать вопрос самым внимательным читателям сказки. Скажите, пожалуйста, ребята, какое отчество у Ивана Дети отвечают. МАТЬ. Правильно, Петрович. Помните Иван говорит: «Здравствуй, Месяц Месяцович! Я - Иванушка Петрович, Из далеких я сторон И привёз тебе поклон». ВАНЯ. У меня есть еще один вопрос! Еще один! Вот Чудо-юдо рыба-кит. Где Петр Павлович мог его увидеть Дети отвечают. МАТЬ. Конечно в Тобольске. Вот если посмотреть на наш Троицкий мыс, на котором стоит Софийский двор тобольского кремля, взглядом писателя или художника, то можно разглядеть в нем черты кита. А дальше творческое воображение и талант Петра Павловича Ершова разглядели в нем Чудо-юдо рыбу-кит. Вот как много можно узнать нового в известной, казалось бы, сказке, если прочесть ее внимательно. И как много нового, необычного, сказочного можно увидеть в родном городе если посмотреть внимательно и с любовью на его дома, улицы, переулки. И замечательно красивые названия Алафеевская гора, Троицкий мыс, Чукманский мыс, Сузгун и многие-многие другие превратятся из просто названий в живую историю, которую творили с любовью наши предки и оставили ее нам, как бесценный дар, дабы мы так же как они любили и берегли нашу родину. 1 История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М.-Л., 1962 2 Утков В. Г. Гражданин Тобольска. — Свердловск, 1972. — 146 с. 3 Бабушкина, А.П. История русской детской литературы А.П. Бабушкина. – М.:Просвещение, 1948. – 409 с.

  • Основная часть Биография П.П. Ершова
  • Тобольск в жизни П.П.Ершова
  • Сказка «Конек – Горбунок»
  • Разработка сценария спектакля «Конек – Горбунок»
  • Процесс апробации проекта
  • Дальнейшее развитие проекта
  • МАТЬ (читает). В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе
  • ОТЕЦ. Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле
  • Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку.
  • Вот те истинный Христос, Справедлив мой, царь, донос.
  • Оттого беда твоя, Что не слушался меня.