Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сказка «Дом с Красным цветком»




страница1/15
Дата26.06.2017
Размер2.73 Mb.
ТипСказка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Елена Прудиус

У источника Урд.

Рунный круг в сказках и мифах
Содержание:
Преддверие
Руны старшего Футарка и рунические календари
Руны, их имена и символы, процесс гадания
Знакомство с устройством книги
Немного о мифологии
Несколько слов благодарности
Руны:

  1. Феу (сказка «Дом с Красным цветком»)

  2. Уруз (сказка «Тур одичалый»)

  3. Турисаз (сказка «Поле, Сторож и Тучка»)

  4. Ансуз («Сказка о старом капитане»)

  5. Райдо (сказка «Из жизни пылинок»)

  6. Кано (сказка «Золотое проклятие)

  7. Гебо (сказка «Деревянная девочка и Черная Змея»)

  8. Вуньо (сказка «Коза и лесовик»)

  9. Хагалаз (сказка «Бальная туфелька»)

  10. Наутиз (сказка «Альбина и Даркина»)

  11. Иса (сказка «Красавица и сиринга»)

  12. Йер (М.Энде «Бесконечная книга» - отрывок)

  13. Эйваз (М.Энде «Бесконечная книга» - отрывок)

  14. Перт (сказки Д.Соколова «Принцесса-коза» и Е.Прудиус «Косы принцессы»)

  15. Альгиз («Первобытная сказка»)

  16. Соулу («Сказка про облизанный Колобок»)

  17. Тейваз (отрывок из «сказания о принце Эйнаре»)

  18. Беркана (сказка «История Пера и Соль»)

  19. Эваз (сказка «Лушка-босоножка»)

  20. Манназ («Сказка о голой черепахе»)

  21. Лагуз (сказка «Ведьма и кузнец»)

  22. Ингуз (сказка «Поляна»)

  23. Отила (сказка «Бегущая»)

  24. Дагаз (сказка «Карамельная горбунья»)


Изнанка магии (сказка «Человек по имени Орви»)
О материнской (и прочей женской) магии
Веер Великой Богини
От хлебного Духа через тельца к человеку
Руна рождения
Три оси судьбы
Заколосятся хлеба…
Ступени героического посвящения в рунах
Идентификация и разотождествление, кое-что о шаманском посвящении
Приложение №1. Рунический календарь
Приложение №2. «Речи Сигрдривы»
Приложение №3. Древнеанглийская руническая поэма

Преддверие




Встречаются асы

на Идавёль-поле,

о поясе мира

могучем беседуют

и вспоминают

о славных событиях

и рунах древних

великого бога.

(«Старшая Эдда», пер. с древнеисл. А. Корсуна, «Прорицание вёльвы», 60)


Нам предстоит войти в пространство, имеющее отношение к очень древним истокам нашей культуры. Руны – часть древней Традиции, система символов, кодирующих ведущие ценности наших предков, но, может быть, окажется, что эти ценности не устарели и не подлежат списанию. Поэтому, знакомство с рунами представляет не только исторический интерес, но и может помочь знакомству с сегодняшним днем, отраженным в старинном зеркале, обрамленном двадцатью четырьмя знаками. Эти знаки служили с одной стороны магическими символами, с другой - литерами алфавитного письма северных народов. Все же считается, что первой функцией рун была гадательная. Искусство гадания или мантика имела название Runemal, т.е. «Речь рун». Это искусство вовсе не было в те времена широко доступным (само слово руна значит «тайна»), гаданием занимался либо общинный жрец, либо отец семейства, срезая ветвь плодоносящего дерева и деля его на кусочки, помеченные руническими знаками. Эти кусочки разбрасывались на белом полотне, и затем произвольно выбирались три из них. Вообще все, в чем люди видели скрытые большие силы, непременно окружалось покровом тайны, являлось мистическим, в том числе, первые алфавиты у всех народов мира. Грамотный человек был магом, ему в числе немногих избранных был доступен язык крошечных, прихотливо расположенных значков. Имеет смысл задаться вопросом, что делаем сейчас мы, популяризаторы системы древних, прежде тайных, знаний, делая их доступными любому, кто умеет читать. Отвечая на этот вопрос, приходится признать тот факт, что истинное значение рунических символов сейчас приходится осознавать заново. Достоверных источников, рассказывающих нам о рунах, совсем немного. К их числу можно отнести литературное эддическое и скальдическое наследие, из которого до наших дней дошли такие произведения, как поэтическая «Старшая Эдда» Сэмунда, прозаическая «Младшая Эдда» Снорри Стурлуссона (и то и другое – находки, относящиеся к XIII веку), древнеанглийская руническая поэма (считается, что она была создана, вероятно, в конце VIII – начале IX столетия), и разрозненные упоминания о рунах в исландских и скандинавских сагах. Причем, все, что там говорится о рунах, говорится иносказательно, с учетом того, что люди должны были обладать какими-то базовыми знаниями, помогающими им распознать смысл древней символики. Все, что нам известно о значении рун сегодня, на самом деле, попытки современных рунологов буквально в последние несколько десятков лет познать древние смыслы – от Рене Генона до Ральфа Блюма, Найджела Пенника, Эдреда Торссона и т.д. в наши дни. С научной точки зрения это имеет отношение к разделу семиотики – прагматике, которая устанавливает отношения между знаковыми системами и человеком. Т.о. процесс познания может являться весьма субъективным и нюансированным, в каждом послании знаков может быть множество оттенков в зависимости от исходных знаний человека, особенностей его восприятия, стратегии обработки информации, времени и ситуации. Так что, (увы или к счастью) раз и навсегда определенного значения как единственной истины, по-видимому, просто не существует, и через сто лет те же рунические символы могут быть описаны в других категориях и понятиях, с другой точки зрения людей, живущих в другую эпоху. Но, возможно, что есть и осевые, общие и всеобщие категории для всех времен и культур, со времен К.Г. Юнга их называют архетипами.

Так почему многим людям так хочется познавать древние символы, почему наша эпоха в культурном плане называется некоторыми культурологами эпохой ремифологизации, т.е. возврата к образам, сюжетам, архетипам, открытие которых относится к осевому времени, описанному Карлом Ясперсом? Ценности осевого времени (примерно 600 год до н.э.) – базовая система всей современной культуры, и возрождение активного интереса к ней есть важнейший признак Ренессанса, культурного Возрождения. По многим косвенным признакам можно сказать, что, пройдя эпохи модерна и постмодерна, общество почувствовало ностальгию по ценностям осевого, изначального времени. И в этом смысле, как ни напоминает многое в современных общественных процессах сумерки богов и свидетельствует о распаде, гибели и переформирование этносов, упадке культуры как массового явления, энтропии, тепловой смерти Вселенной, в руинах социума прорастают те семена, которые были брошены в древнейшие времена. Что в каком-то смысле мы живем в начале очередного Ренессанса, и интерес к древним знаковым системам, мифологии, язычеству не случаен, а является отражением глубинного и базового процесса преобразования и Возрождения. Правомерно возникает вопрос о соотношении такого интереса и вопросов веры, религиозности, о том, насколько одно противоречит другому. М.б. радикальный ответ на этот вопрос: либо бог, обращение за светлым знанием к Нему, либо самостоятельное ведовство, значит, ведьмовство. Но, по сути дела, такое решение по принципу «да» или «нет» это отрыв ребенка от груди матери, просветленного духа от его материальной оболочки, правого полушария от левого, это лоботомия, приводящая к усмирению и полной покорности прооперированного шизофреника. На самом деле, люди не желают отказываться ни от одного, ни от другого. Веруя в светлые образы Христа и Богоматери, нередко обращаются своими мыслями и чувствами к растительным и животным духам и богам, исполняются мощью и производительной силой подземного мира Нави.

Смысл познания рун в свете таких рассуждений может сводиться к выявлению всеобщих и всевременных ценностей, к познанию природы души человека, к его приобщению к великому зданию культуры. Мы имеем возможность посмотреть в зеркало, обрамленное рунным кругом, на самих себя и задать вопрос тому, кто там отражается, что сейчас происходит и о чем я должен подумать? Мы увидим вскоре, что рунный круг, в сущности и в целом, представляет собой мифологему жизни человека, переплетение всего разнообразия сюжетов и ролей, базовых архетипов и локальных мифологем. Точнее, мы вполне произвольно можем обратиться к рунному кругу с этой выбранной нами точки зрения.

К.Г. Юнг в свое время отдал дань мантическим системам, написав свои работы «Синхронистичность», «О синхронистичности» и комментарии к издаваемой тогда первой в Европе книге перемен И-Цзын. Он предположил, что человек обладает неким внутренним знанием из области коллективного бессознательного, которое позволяет привести в значимое соответствие явление материального порядка и состояние нашего внутреннего мира. «Как может отдаленное во времени и пространстве событие создать соответствующий психический образ, когда передача необходимой для этого энергии вообще не укладывается в нашей голове? Тем не менее, каким бы непостижимым это не казалось, мы, в конце концов, вынуждены предположить, что в бессознательном существует что-то вроде априорного знания или "непосредственности" событий, у которых отсутствует какая бы то ни было причинная основа. В любом случае, наша концепция причинности не годится для объяснения этих фактов». «Наш обзор столь широкого поля ощущений был бы неполным, если бы мы упустили из виду так называемый метод "ворожбы". Ворожба претендует если не на создание "сихронистических" событий, то, по крайней мере, на умение поставить их себе на службу. Примером тому является "метод оракула" из "Книги перемен", подробно описанный доктором Гельмутом Вильгельмом. В "Книге перемен" высказывается предположение, что существует "синхронистическое" соответствие между психическим состоянием задающего вопросы и отвечающей на них гексаграммой. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе».

По-прежнему, как и во времена Юнга, у нас нет доказательств о природе психе и описанного феномена синхронистичности, и все же интерес к мантическим системам усиливается в широких кругах и профессиональной среде психологов. Возможно, более ясное понимание этих явлений – дело не столь далекого будущего, и отмахиваться от какой-то области познания мира и себя только потому, что мы еще не располагаем инструментом для точного измерения явления, вряд ли стоит.

Мы достаем руническую дощечку и догадываемся, какое именно отношение она имеет к нашей жизни. Мы бросаем три монетки шесть раз подряд, рисуем гексаграмму, и вчитываемся в слова Книги Перемен, постигая, как это может быть связано с нашей судьбой. Мы получаем сон и думаем над его истинным содержанием. Особенно важно не пренебречь предсказанием при, казалось бы, явном несоответствии своего состояния и смысла полученного знака. Особенно когда знак говорит о том, что наше желание не может быть осуществлено сейчас. В конечном счете и руны и И-Цзын оказываются правы – всегда.

Эта книга т.о. представляет собой еще одну современную попытку интерпретации рунических символов с точки зрения аналитической, в частности, архетипической психологии, переводя язык символов на более понятный и чувственный язык образов и сюжетов.

Через ряд образов человек всегда старался отождествить себя с теми или иными явлениями природы. Это помогало ему чувствовать свою причастность к стихиям, природным силам, осмысливать свое существование. Так рождались тотемы, и посвященный воин в нужный момент умел исполниться духом своего предка, сильного, ловкого или хитрого животного. У древних славян традиционно было принято отождествление с волком (отсюда представление о вервольфах, волкодлаках), а у древних скандинавов - с медведем. Воины-медведи назывались берсерками. В битве они были ужасны для врага. Их мужество и отвага были безграничны, они шли в бой голыми, кусая край своего щита от избытка ярости, и одерживали победы, которые были не под силу простым людям. Образ медведя помогал мобилизовать собственные внутренние ресурсы, использовать их максимально.

В психологии существует представление о двух типах мышления: левополушарном абстрактно-логическом и правополушарном конкретно-образном. Язык символов является переходным между категориями и понятиями слева и миром образов справа. Это язык портового города Одессы, эсперанто нашей психики. Язык символов имеет самое прямое отношение к так называемому магическому мышлению. Рунические символы родственны и созвучны многим другим символам мировой культуры, которые внешне могут выглядеть очень по-разному, но отражать одни и те же глубинные сущности.

Этих знаков множество, в качестве примеров можно привести: спирали (символ гармонии с миром магии), лабиринты, на которых сосредоточивались и отправлялись в шаманские путешествия между мирами, свастика – символ солнца и света, пятиконечная звезда – символ вечности и совершенства, ромб с крючьями – знак плодородия, бога Фрейра (другое его имя Инг, Ингви – отсюда название одной из рун – Ингуз).

Руны – система использовавшаяся еще до Рождества Христова на территории индоевропейского культурного бассейна. Есть две версии появления рун. По одной из них они сформировались у нордов (скандинавы, древние германцы, кельты, славяне) из северо-италийского алфавита в результате римской экспансии на севере Европы. По другой версии шесть тысяч лет назад на территории Евразии существовала этническая общность индоевропейцев - ариев, которые имели общую письменность и алфавит, а позднее разными ветвями мигрировали в Индию и на северо-запад Европы, образовав этнос нордов. Т.о. их письменность и алфавиты развились из единого индоевропейского корня, потому имеют много общего. Сходство рунического алфавита с древнеиталийским письмом по свидетельству культурологов является наиболее очевидным. В этой книге пойдет речь о старшем Футарке, относящемся к северо-западной школе рунической магии. Его родина – Дания, время старта традиции – начало первого тысячелетия.

Цель этой книги не столько мантика (гадание) и магия (волшба), хотя и не без этого (если понимать некоторые направления психотерапии как практику, основанную на магическом, символическом мышлении), сколько попытка понять сюжеты нашей жизни с их помощью, имея в виду значение рун, как концентрата, квинтэссенции духовного опыта человечества, мощного носителя символической, закодированной информации. НАЗВАТЬ сюжет, НАЗВАТЬ героя - значит, дать возможность обрести реальное и осознанное, а, значит, ответственное бытие. «Вначале было слово».

Современные мифологи и психологи юнгианского направления считают, что базовых сюжетов в нашей жизни не так много. К ним можно отнести путь героя, домохозяина, шамана, мудреца (отправляю вас к книге Д. Соколова «Книга сказочных перемен»), плута-трикстера, Божественного Ребенка, Великой Матери и т.д... Все они описаны в фольклоре и эпосе народов мира, заложены в магических ритуалах и религиозных культах. В главе «Три оси судьбы» сделана попытка приведения их в соответствие с базовыми архетипами К.Г. Юнга. И на страницах книги у нас будет возможность вспомнить их. Именно вспомнить, а не узнать впервые, потому что предшествующий опыт бесчисленных наших предков включает его весь, а опыт нашей личной жизни также воплотил львиную его долю.
Руны старшего Футарка и рунические календари





«Пора мне с престола

тула поведать

у источника Урд;

смотрел я в молчанье,

смотрел я в раздумье,

слушал слова я;

говорили о рунах,

давали советы

у дома Высокого…

((«Старшая Эдда», пер. с древнеисл. А. Корсуна. «Речи Гримнира», 111)

Футарк - система рунических символов, использовавшихся для мантики (гадания) и магии, это часть древней индоевропейской Традициии, носитель сакрального знания. Само слово «футарк» является аббревиатурой имен первых шести рун: Фе, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кано. Считается, что наиболее древний и традиционный рунический алфавит состоит из 24 рун. Его и назвали старшим футарком в отличие от младших, более поздних формаций, состоящих из 18, 33 и т.д. рун. Один из них представлен в древнеанглийской рунической поэме (приложение №3).

Двадцать четыре руны старшего Футарка отражают различные важнейшие грани нашего бытия, как и более пространные формы хранения информации – мифы о богах и героический эпос, а также – другие мантические системы, такие, как арканы Таро и Книга перемен И-цзын. Не могу удержаться от сравнения рунного круга с прекрасной диадемой из драгоценных камней – рун.

Рассказывая о рунах, я стремилась сохранить их общепринятое значение, которое никак не может быть случайным. Т.о. отчасти эта работа носит исследовательский характер в рамках единства историко-культурного (в частности, мифологического), религиоведческого, и психологического подходов. С другой стороны здесь представлен и собственный опыт общения с рунами, постижения их смысла. Опыт этот оформлен в частности в годичный рунический календарь (приложение №1), который, безусловно, может быть оспорен специалистами, но именно в таком виде он прояснил те аспекты рун, которые были непонятны раньше, при разорванном восприятии каждой из них. Связная картина непрерывной череды периодов действия рун, рунный круг стал кругом судьбы, мифологемой жизни человека.

Рунические календари отражали попытку их создателей упорядочить свое мировоззрение и соотнести его со своими буднями. Действительно, двадцать четыре руны старшего Футарка так и просят расписать "пульку". Вызывает соблазн и наличие 12 астрологических знаков, которые уже расписаны по кругу года. Попытки совместить астрологию и рунологию уже реализованы некоторыми авторами – Найджелл Пенник, Антон Платов. Очень интересна в этом смысле (и не только в этом) книга К. Сельченка "Астропсихологическое толкование рун".

Со времен средневековья сохранились древние рунические годовые календари, в которых, например, руне Альгиз соответствовал Перунов (Ильин) день (20 июля - по-старому), а в древнегерманском календаре, которым пользовался Адольф Гитлер, день нападения на Советский Союз был спланирован таким образом, чтобы через два месяца, отведенных для завершения войны, настало время Соулу (Зиг) - великой руны победы. Как нам известно, расчеты фюрера на победу не оправдались, м.б. они были неверными?

Если выбрать за точку отсчета зимний солнцеворот, и расположить в этой точке мировое древо шаманских путешествий Иггдрасиль (руну Эйваз), а остальные руны – через каждые две недели в их классическом порядке, то возникает картина, которую мы увидим дальше. Интересны некоторые совпадения рунного (в этом варианте) и зодиакального (в представлении Найджела Пенника) кругов.

Т.о.получился календарь-наоборот с осью года, проходящей через два солнцеворота - летний и зимний. Наиболее всего по смыслу летнему солнцевороту соответствовал переход от руны Дагаз (расцвет, день, прорыв) к Феу - символу благополучия, достатка, расцвета, а зимнему - переход от Йер, руны принятие урожая года к Эйваз, руне шаманского путешествия между мирами и временами. Что из этого получилось, будет видно дальше в текстах, посвященных каждой руне. В этом раскладе нет притязания на единственно верное решение, просто это удобно и во многом понятно с точки зрения психолога. Интересны также некоторые смысловые совпадения со знаками Зодиака.

Кроме расклада по временам года и месяцам для меня существенно было выделить рунические периоды жизни человека. Так к детству я отнесла период, начинающийся Альгиз, руной высшей защиты (крещение и другие ритуалы принятия ребенка в мир людей) и завершающийся Манназ (руной человека), юность занимает период от Лагуз по Уруз включительно, зрелость от Турисаз по Вуньо, старость и смерть - с Хагалаз по Перт. Также было интересно соотнести рунный круг с тремя основными мирами славян. В моем представлении к миру Прави (высших духовных сфер) относятся руны с Альгиз по Манназ, к миру Яви - с Лагуз по Вуньо. Навь занимает область с матери рун Хагалаз (она занимает священную в нордической традиции девятую позицию) по Перт (нарушая целостность второго атта, восьмерки рун, которая включает в себя еще и Альгиз и Соулу). Таким образом, детство заняло всю область Прави, ребенок защищен свыше, пока он не стал вполне взрослым. Все мировое Коло (колесо) вращается вокруг своего Кола - древа Иггдрасиль, а само Коло окружено Мировой Бездной Гинунгагап. Где же место рунного круга? Он и есть коло.

В результате работы с руническим календарем возникло также представление о руне рождения, что весьма напоминает астрологические аспекты рождения. Возник образ рунного веера Великой Богини, представление об архетипе Начальной Бездны, как живородящей пустоты и растворяющей человека лавки «Нужных вещей». Обо всем этом пойдет дальше речь.



Для того, чтобы дальнейшее повествование стало вполне осмысленным, нужно обратиться к речам Сигрдривы из «Старшей Эдды» и комментариям А. Платова к этим стихам в его книге «Магические искусства Древней Европы». Платов обращает внимание, что старший футарк был разбит на три атта по восемь рун, а Сигрдрива дает Сигурду восемь советов, которые вполне укладываются в специфику каждой группы. С речами Сигрдривы можно познакомиться в приложении №2 этой книги.

Т.о. получается восемь рядов рун, один из которых не идентифицирован Сигрдривой, кроме того, что в речах сказано следующее:


Рог освяти,

опасайся коварства,

лук брось во влагу,

тогда знаю твердо,

что зельем волшебным

тебя не напоят.
Первые две руны этого ряда, Турисаз и Иса, являются защитными рунами, о функции Эваз также станет известно. Предположим, что этот ряд рун выполняет функцию защиты. В дальнейшем мы будем возвращаться к этим рядам и их смыслу.
Руны, их имена и символы, процесс гадания








1. Фе (Феу)

9. Хагалаз

17. Тейваз










2. Уруз

10. Наутиз (Науд)

18. Беркана










3. Турисаз (Турс)

11. Иса

19. Эваз










4. Ансуз

12. Йер (Йара)

20. Манназ










5. Райдо

13. Эйваз (Иваз)

21. Лагуз










6. Кано

14. Перт

22. Ингуз










7. Гебо

15. Альгиз

23. Одаль (Отила)










8. Вуньо

16. Соулу (Совелу)

24. Дагаз

Вы здесь видите двадцать четыре старинных символа. Для гадания руны вырезали на деревянных плашках, окрашивали их своей кровью или охрой. Существует несколько способов гадания, и эти способы продолжают развиваться и модернизироваться вплоть до онлайн-проектов. Какой вариант предпочтителен? Наверное, тот, который потребует от гадающего некоторых усилий и творческой включенности в процесс. Начинать знакомиться с рунами можно и в их промышленном, картонном или деревянном варианте, но развивать его желательно уже в рукотворном – т.е. сделать самим руны из глины или из доступного для обработки дерева.

Способы гадания – лучше начинать с технически несложных (но это не облегчает интерпретацию). Первый – руна Одина. Нужно сосредоточиться на своей мысли (желание или вопрос), «грея» мешочек с рунами в руках, а затем, не глядя, выбрать одну из них. Значение руны и будет ответом на ваш вопрос или возможность осуществления желания. Этот ответ не так прост и конкретен, как в традиционных карточных гаданиях. Никаких казенных домов и червовых тузов с королями на нашем пути, никаких злых разлучниц-блондинок. Руна описывает картину нашего внутреннего мира, его актуальное состояние, мало того, нередко ставит перед гадающим задачу прислушаться к ее вести. Можно сказать, что она помогает вслушаться в свой же собственный внутренний голос, который тщится пробиться в наши уши, но они устремлены по привычке в мир внешний. Руны – способ контакта с нашим собственным мудрым бессознательным. Язык бессознательного и рун нужно изучать, на это требуется время и упорство, тогда от чистой схоластики, использования смысловых клише исследователь сможет естественно прийти к собственной нюансировке языка рун и личному диалекту, уникальному интерфейсу. Еще один способ гадания и подробности интерпретации будут описаны дальше, в главе о материнской (и прочей женской) магии. Этот же фрагмент дан для удовлетворения первого здорового любопытства исследователя своего внутреннего мира.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • Несколько слов благодарности Руны: Феу
  • Турисаз
  • Хагалаз
  • Альгиз
  • Беркана
  • Изнанка магии
  • Ступени героического посвящения в рунах Идентификация и разотождествление, кое-что о шаманском посвящении Приложение №1. Рунический календарь
  • Приложение №2. «Речи Сигрдривы» Приложение №3. Древнеанглийская руническая поэма Преддверие
  • Руны старшего Футарка и рунические календари
  • Руны, их имена и символы, процесс гадания
  • 1. Фе (Феу) 9. Хагалаз 17. Тейваз
  • 2. Уруз 10. Наутиз (Науд) 18. Беркана
  • 3. Турисаз (Турс) 11. Иса 19. Эваз
  • 4. Ансуз 12. Йер (Йара) 20. Манназ
  • 5. Райдо 13. Эйваз (Иваз) 21. Лагуз
  • 6. Кано 14. Перт 22. Ингуз
  • 7. Гебо 15. Альгиз 23. Одаль (Отила)
  • 8. Вуньо 16. Соулу (Совелу) 24. Дагаз