Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сказка «Царевна-лягушка»




Скачать 262.91 Kb.
Дата25.06.2017
Размер262.91 Kb.
ТипСказка



Тема раздела, урока

Дата


примечание

По плану

Факт.

1

Введение-1ч

Введение. Художественная литература как учебный предмет.













2

Устное народное творчество.(6 ч)

Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-лягушка»1-2 главы..












3

Сказка «Царевна-лягушка» 3 глава. Волшебные события в сказке. Язык сказки.









4

Вн. чт. Русские народные сказки: «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице, и Сером волке». Народные идеалы в сюжете и образах сказки.









5

Сказки о животных. Сказка «Медведь и лиса». Худож. Особенности сказок о животных.









6

Сказка для обсуждения «Как старик домовничал». Отражение народной жизни в бытовых сказках.









7

Вн. чт. Сказки: «Зимовье зверей» «Каша из топора».

Герои бытовых сказок.











8

Литература народов России. Татарские народные сказки (три часа)

Сказка для обсуждения «Гульчечек». Своеобразие русских и тат-х нар-х сказок.











9

Сказки «Лиса и волк». Сказка «Как наказали жадного бая». Волшебное и реальное в татарских народных сказках.










10

Вн. чт. Татарская народная волшебная сказка «Танбатыр».










11

Русские пословицы, поговорки, загадки (2часа)

Русские пословицы и поговорки, отличие пословиц от поговорок.











12

Загадка. Роль метафор и сравнений в загадках.










13

Литературные сказки. Сказки русских писателей и зарубежных писателей (19 часов)

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый». Сказочная основа вступления к поэме.












14

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Близость к народным сказкам. (1, 2 глава)









15

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Волшебные события в сказке. (3, 4 глава)









16

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Выразительность языка стиха. Стихотворная форма сказки. (5, 6 глава)









17

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях художников А. С. Пушкин и тат. литература. (7 глава)









18

Вн. чт. А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (Турецкая сказка) Г. Тукай «Шурале»









19

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отдельных эпизодов с оценкой прочитанного, рассказ по иллюстрациям









20

С.Т.Аксаков. Детство и гимназические годы писателя. «Аленький цветочек».









21

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Поэтика сказки. Характеристика героев сказки.









22

Вн.чт. П.П.Ершов. «Конёк-горбунок». Близость сказки к русским народным сказкам










23

К.Г.Паустовский «Рождение сказки», «Стальное колечко». Реальное и волшебное в сказке.









24

Вн.чт. Сказки К.Г.Паустовского. Любовь к родной земле в сказках.










25

Ш. Перро. Биография писателя. Сказка «Золушка».










26

Вн.чт. Путешествие по сказкам Ш.Перро «Кот в сапогах», «спящая красавица», «Мальчик с пальчик»










27

Х.К.Андерсен. Биография. «Снежная королева». Тема всепобеждающей дружбы и любви.









28

«Снежная королева». Сказки Андерсена в иллюстрациях и мультфильмах









29

Вн.чт. Х.К.Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Новый наряд короля». Тема всепобеждающей дружбы и любви.









30

Русская литература XIXвека. (9ч )

В.А.Жуковский. Биография. «Там небеса и воды ясны…», «Песня», «Приход весны»











31

А.С.Пушкин. Детство поэта. «Унылая пора…», «зимний вечер».










32

А.С.Пушкин. «Няне», «Зимнее утро». Образ няни.










33

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимняя дорога» Мастерство поэта в передаче состояний природы и человека.









34

М.Ю.Лермонтов. Биография поэта. «Бородино»










35

И.С.Тургенев. Детство писателя. "Муму"










36

«Муму» Образ крепостного крестьянина.










37

«Муму» Мастерство писателя в раскрытии характеров персонажей









38

Н.А.Некрасов. Детство поэта. "Саша", "Зелёный шум"










39

Русские поэты XIXвека о родной природе.(4ч)

А.Н.Майков, И.С.Никитин, А.Н.Толстой.











40

Л.Н.Толстой. Детство писателя. "Кавказский пленник".Историч. события в рассказе.









41

Л.Н.Толстой "Кавказский пленник" . Нравственная основа произведения-противопоставление двух героев.









42

А.П.Чехов. Биография писателя. "Мальчики". Сюжет рассказа.










43

Русская литература XX века.(5ч)

И.А.Бунин. Биография писателя. Рассказ "Косцы"











44

И.А.Бунин. "Помню долгий зимний вечер…" лирический образ живой природы.










45

А.И.Куприн. Биография писателя. "Белый пудель". Сюжет рассказа.









46

А.И.Куприн. "Белый пудель". Переживания Серёжи.










47

А.И.Куприн. "Тапёр".Взрослые и дети.













Русские поэты XX века о родной природе(23ч)









48

А.А.Блок."Там неба осветлённый край..", "На лугу", "Ворона". Светлая любовь поэта к родной природе.









49

С.А.Есенин. "Идёт зима-аукает…", "Черёмуха". Песенно-напевный характер стихотворений.









50

В.Г.Короленко. Слово о писателе. "Дети подземелья".










51

В.Г.Короленко. "Дети подземелья". Герои повести, их дружба.










52

В.Г.Короленко. "Дети подземелья". Протест против социального неравенства.









53

Вн.чт. А.П.Чехов "Ванька"; Н.Г.Гарин-Михайловский "Детство Тёмы" Судьбы детей в произведениях разных писателей.









54

М.М.Пришвин. Биография писателя. "Этажи леса". Тема бережного отношения к природе.









55

К.Г.Паустовский. Биография писателя. "Мещорская сторона" Лирические картины родной природы.









56

А.П.Платонов. Биография писателя. "Никита". Реальное и фантастическое в рассказе.









57

А.П.Платонов "Июльская гроза". Герои рассказа.










58

А.П.Платонов. "Любовь к Родине, или Путешествие воробья". Реальное и сказочное в рассказе.










59

Ю.М.Нагибин. Биография писателя. "Зимний дуб". Поэтические картины зимнего леса.










60

Н.М.Рубцов. "Ласточка", "Первый снег", "Жеребёнок". Глубокая связь поэта с природой.









61

А.Я.Яшин. Слово о писателе. "Журавли". Психологическая глубина произведения.









62

В.И.Белов. Слово о писателе. Рассказ "Скворцы" Доброта и любовь к братьям меньшим как одна изоснов нравственности, закладываемой с детства.









63

В.И.Белов. "На родине". Грустные раздумья исателя о переменах в жизни и природе.









64

Ю.П.Казаков. Русский север в творческой судьбе писателя. "Арктур- гончий пёс"









65

Ю.П.Казаков. "Арктур- гончий пёс". Призыв к доброте и состраданию.









66

В.П.Астафьев. Слово о писателе. "Васюткино озеро". Автобиографическая основа рассказа.









67

В.П.Астафьев. "Васюткино озеро". Изображение смелости и находчивости мальчика.









68

В.П.Астафьев. "Гирманча находит друзей". Гуманистический пафос рассказа.









69

Вн. чт. В.М.Гаршин “Лягушка-путешественница”










70

Резерв











Для заучивания наизусть:

В.А.Жуковский «Песня», «Приход весны (в)

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», «Зимний вечер, «Няне» (в)

М.Ю.Лермонтов «Бородино» (о)

И.С.Тургенев “Муму”(о)

А.К.Толстой «Колокольчики» мои…»

А.Н.Майков «Осень»

И.С.Никитин «Ярко звезд мерцанье»

И.А.Бунин «Косцы»(о)

С.А.Есенин «Черемуха»

А.А.Блок и Н.М.Рубцов ,одно из стихотворений по выбору.

«Рассмотрено» «Утверждено»

Руководитель ШМО Руководитель МБОУ «Верхнеякинская ООШ»

________/Э.Г._Шайдуллина_/

Протокол №____ от ___________/ Вагизова М. В./

«_____» августа 2013г. приказ № ___ от «___» августа2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русской литературе для 5 класса

Ахметшиной Гульназ Хасбатовны учительницы русского языка и литературы

МБОУ “Верхнеякинская основная общеобразовательная школа” Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год.



Программа рассмотрена на заседании педагогического совета,

протокол №_1__ от « 27 » августа 2013 года
Рабочая   программа  по  литературе   5   класс 

Пояснительная записка

Планирование составлено на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, Федерального компонента образовательного стандарта, базисного учебного плана РФ (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного плана на 2010-2011 учебный год, программы средней школы: Русская  литература   5 -11  классы  татарских школ.– Казань: Магариф, 2005.– 71 стр. Авторы-составители: М.Г. Ахметзянов  и др.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение  литературы  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение. (1ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество. (11ч)
Русские народные сказки. (6ч)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Татарские народные сказки (3ч) Сказка «Гульчечек» (волшебная) сказка «Лиса и волк»( о животных.)герои татарских народных сказок. Волшебное и реальное в татарских народных сказках.Язык и построение сказок.Своеобразие русских и татарских народных сказок.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок.народные

Русские пословицы и поговорки. (2 ч)

Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости. Теория литературы пословицы и поговорки.Их отличие.



Загадки. Особенности её построения.

Литературные сказки. (17ч)

Сказки русских писателей.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Сергей Тимофеевич Аксаков.Детство и гимназические годы писателя. Аксаков В Казани. «Аленький цветочек» «Аленький цветочек»- сказка о верности, долге,красоте души человека.Герои сказки: купец и его дочери. Лесной зверь-чудо морское. Обличение в сказке коварства и предательства.

Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки», «Стальное колечко». Реальное и волшебное сказке. Её близость к народным сказкам.Герои сказки: варюша, боец. И дед Кузьма, воробей Сидор. Сердечность и отзывчивостьВарюши. Доброта бойца.

Шарль Перро. Биография писателя. «Золушка» Осуждение жестокости и добра. Золушка, мачеха,и её дочери. Добря Фея. Близость сказки к русским народным сказкам.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Из литературы XIX века. (9ч)

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Там небеса и воды ясны…», «Песня», «Приход весны» Лиризм и музыкальность стихотворений.

Александр Сергеевич Пушкин. Детство поэта. Михайловская ссылка. «унылачя пора!очей очарованье!», «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»Биографические мотивы стихотворений. Образ няни.Особенности построения стихотворения, передающие чувства и настроения поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» Изображение героического подвига народа в войне 1812 года. - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Саша»(отрывок) Поэт о красоте русской природы. Обояние девочки Саши. «Зелёный шум»описание весеннего сада.

Русские поэты XIX века о родной природе. (4ч)
Лев Николаевич Толстой. «Колокольчики мои…», «Край ты мой, родимый край...»

Аполлон Николаевич Майков. «Ласточки», «Осень», «Рассвет»

Иван Саввич Никитин. «Утро», «Ярко звёзд мерцанье…»

Лев Николаевич Толстой. Детство писателя. Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Мальчики». Гимназисты «Монтигомо Ястребиный коготь» и его друг Володя Королёв. Их мечты и планы.

Литература XX века. (5ч)

Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Косцы». Поэтическое изображение природы.Воспивание силы идушевной красоты русских крестьчн. Лирика. «Помню-долгий зимний вечер…»Мир вопоминаний в лирике поэта.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Белый пудель.» Сюжет рассказа. Трудная судьба бродячих артистов мартына и Лодыжкина-шарманщика и Серёжи.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Русские поэты XX века о родной природе.( 23ч)

Александр Александрович Блок. «Там неба осветлённый край…», «На лугу», «Ворона». Светлая любовь поэта к родной природе.

Сергей Александрович Есенин. «Идёт зима – аукает…», «Черёмуха». Песенно-напевной характер стихотворений Есенина.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «Дети подземелья»Картинны нищеты и страдания бедных людей.Протест против социалбного неравенства и унижения людей.

Михаил Михайлович Пришвин. Биография писателя. «Этажи леса» Тема бережного отношения к природе.

Константин Георгиевич Паустовский. Биография писателя.»Мещорская сторона» .Лирические картины родной природы.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Зимний дуб» Поэтические картины зимнего леса. Описание зимнего леса.

Николай Михайлович Рубцов. Биография писателя. «Ласточка», «первый снег», «Жеребёнок». Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Мотив взаимосвязи жизни природы и человека.

Александр Яковлевич Яшин. Слово о писателе. «Журавли» Писатель о бережном отношении к природе.

Василий Иванович Белов. Слово о писателе. Рассказ «Скворцы» . Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства.

«На родине». Выразительное описание ярких картин природы.

Юрий Павлович Казаков. Биография писателя. «Арктур-гончий пёс». Сюжет рассказа. Призыв к доброте и сострадания.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

«Германча находит друзей». Описание суровой природы Сибири, жизни, быта, людей.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.


Для заучивания наизусть:

В.А.Жуковский «Песня», «Приход весны (в)

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», «Зимний вечер, «Няне» (в)

М.Ю.Лермонтов «Бородино» (о)

И.С.Тургенев “Муму”(о)

А.К.Толстой «Колокольчики» мои…»

А.Н.Майков «Осень»

И.С.Никитин «Ярко звезд мерцанье»

И.А.Бунин «Косцы»(о)

С.А.Есенин «Черемуха»



А.А.Блок и Н.М.Рубцов ,одно из стихотворений по выбору.