Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da)




Скачать 10.15 Mb.
страница1/45
Дата21.05.2018
Размер10.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656

update 21.05.18


ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР

МОСКОВСКАЯ ДВАЖДЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО



Т.Ливанова

ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ до 1789 года

ТОМ ПЕРВЫЙ По XVIII век



Второе, переработанное и дополненное издание Допущено Управлением учебных, заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР

в качестве учебника для студентов теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» МОСКВА. 1983

78 И Л 55

Ливанова Т.

Л 55 История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1983. — 696 с., нот.

В учебнике освещается история западноевропейского музы­кального искусства от эпохи античности по XVIII век; просле­живаются пути формирования стилей и жанров, разбирается творчество выдающихся композиторов. Предназначается для сту­дентов теоретико-композиторских факультетов консерваторий.

_ 4905000000-481

Л 026(01 )-83 524~83

78 И

© Издательство «Музыка», 1983 г.




ВВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ 6

СРЕДНИЕ ВЕКА 18

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 18

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 35

ТРУБАДУРЫ, ТРУВЕРЫ, МИННЕЗИНГЕРЫ 39

ДУХОВНАЯ ЛИРИКА 47

РАЗВИТИЕ МНОГОГОЛОСИЯ. ШКОЛА НОТР-ДАМ. НОВЫЕ ЖАНРЫ 49

ARS NOVA ВО ФРАНЦИИ. Гийом Машо 62



ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 71

ВВЕДЕНИЕ 71

ARS NOVA В ИТАЛИИ. Франческо Ландини 76



XV ВЕК. РАННИЙ РЕНЕССАНС 82

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. ИСТОКИ НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ. 82

Джон Данстейбл 82

Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа и другие мастера их поколения 89

Иоханнес Окегем 100

Якоб Обрехт 105

XVI ВЕК. РЕНЕССАНС 110

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ, ЖОСКЕН ДЕПРЕ И СУДЬБЫ НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ 110

ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСНЯ 124

СВЕТСКИЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ. Фроттола, Вилланелла, Мадригал. Лука Маренцио. Карло Джезуальдо Ди Веноза 131

РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. 145

НЕМЕЦКАЯ ПЕСНЯ. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ. 145

Мейстерзингеры. Ханс Сакс 145



РЕНЕССАНС И НАСТУПЛЕНИЕ КОНТРРЕФОРМАЦИИ 150

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина 151

Орландо Лассо 162

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА АНДРЕА И ДЖОВАННИ ГАБРИЕЛИ 170

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ 173

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 180

МУЗЫКА ДЛЯ ЛЮТНИ 182

МУЗЫКА ДЛЯ ОРГАНА 188

СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ДРУГИХ ИНСТРУМЕНТОВ 195

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА РУБЕЖЕ НОВОГО ПЕРИОДА. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ 196

XVII ВЕК 199

ВВЕДЕНИЕ ОТ XVI К XVIII ВЕКУ 199

ОПЕРА И КРУПНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ 203

НАЧАЛО ОПЕРЫ ВО ФЛОРЕНЦИИ 204

ОПЕРА В МАНТУЕ И РИМЕ 212

Клаудио Монтеверди 219



ОПЕРА В ВЕНЕЦИИ. ФРАНЧЕСКО КАВАЛЛИ 236

ОПЕРА В НЕАПОЛЕ. АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ 245

КАНТАТА И ОРАТОРИЯ 254

ОПЕРА ВО ФРАНЦИИ. ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ 262

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В АНГЛИИ. ГЕНРИ ПЁРСЕЛЛ 272

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ИСПАНИИ 286

ПЕСНЯ, ОРАТОРИЯ И ОПЕРА В ГЕРМАНИИ 289

ПЕСНЯ 291



ОРАТОРИЯ И ДРУГИЕ ДУХОВНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. 292

Генрих Шюц 292

Опера. Райнхард Кайзер 303

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 310



МУЗЫКА ДЛЯ ОРГАНА. ЯН ПИТЕРС СВЕЛИНК. ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ. САМЮЭЛЬ ШАЙДТ ИОГАНН ЯКОБ ФРОБЕРГЕР. ИОГАНН ПАХЕЛЬБЕЛЬ. 314

Дитрих Букстехуде 314



МУЗЫКА ДЛЯ КЛАВИРА, от английских верджинелистов к Франсуа Куперену Великому 326

МУЗЫКА ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ. ОТ РАННЕЙ ВЕНЕЦИАНСКОЙ К БОЛОНСКОЙ ШКОЛЕ. 344

Генри Пёрселл. Арканджело Корелли 344

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ и музыка для скрипки соло. Генрих Игнац Бибер. Арканджело Корелли. Антонио Вивальди 359

ПРИЛОЖЕНИЯ. 373

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 373

1 373


2 373

3 374


4 374

5 374


6 375

7 375


8 375

9 376


10 376

11 377


12 378

13 378


14-15 379

16-17 379

18 380

19 380


20 381

21 381


22 382

23 383


24 384

25 384


26 385

27 386


28 386

29 386


30 387

31 387


32 388

33 390


34 391

35 393


36 394

37 395


38 398

39 401


40 404

41 406


42 408

43 409


44 411

45 412


46 413

47 416


48 417

49 418


50 421

51 424


52 426

53 427


54 429

55 431


56 431

57 432


58 433

59 434


60 435

61-62 435

63 436

64 436


65 437

66 439


67 439

68 439


69 440

70 442


71 442

72 442


73 443

74 444


75 445

76 446


77 448

78 449


79 450

80 451


81 453

82 454


83 455

84 456


85 456

86 457


87 458

88 458


89 459

90 460


91 461

92 462


93 a-б 462

94 462


95 463

96 464


97 464

98 464


99 464

100 465


101 465

102 466


103 466

104 467


105 467

106 468


107 469

108 470


Дж. Габриэли. Хор 471

109 Cantica sacra 4 472

Cantica sacra 9 472

110 473


111 473

112 475


113 476

114 477


115 478

116. Мелодия из Лохаймского сборника 480

К. Науман. Пьеса для органа 481

117 482


118 485

119 488


120 490

121 492


122 492

123 493


124 496

125 499


126 501

127 501


128 502

129 502


130 503

131 503


132 505

133 507


134 508

135 508


136 509

137 Хор теней. Балет обитателей счастливых островов 510

138 511

Ария Армиды 514



139 515

140 517


141 518

142а 522


142б 522

142в 522


143 523

144 524


145 525

146 528


147 528

148 528


149 529

150 530


151 531

152 532


153 533

154 534


155 535

156 537


157 537

158 538


159 538

160 539


161 540

162 541


163 542

164 542


165 543

166 543


167-168 544

169 545


170 545

171 546


172 546

173 547


174 547

175 548


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 548

СОДЕРЖАНИЕ 563

Мои дополнения 563

Гентский Алтарь The Ghent Altarpiece- Cathedral of St. Bavon at Ghent (Oak Panels- Completed 1432) Jan & Hubert van Eyck 563

www 576

В 1940 году вышел из печати учебник «История западноевро­пейской музыки до 1789 года», в основе которого лежал курс, чи­тавшийся мною для студентов историко-теоретического факуль­тета Московской государственной консерватории. За сорок с лиш­ним лет, прошедших с тех пор, в науке о музыке накопилось множество новых данных, требующих исправлений, уточнений и частичного пересмотра того, что писалось еще в предвоенные годы. Особенно много новых материалов (в том числе капитальных нотных публикаций) появилось по основным темам XIII—XV ве­ков, которые теперь могут быть освещены значительно полнее и точнее. Поскольку учебником моим все еще продолжают пользоваться читатели, целесообразно было пересмотреть его текст в соответствии с современным состоянием музыкознания 1.

Настоящая книга является первым томом учебника, полностью обновленного автором (второй его том вышел в 1982 году). По воз­можности учтены новые публикации и исследования, появившиеся за рубежом по проблемам, рассматриваемым в книге. В последние годы эта проблематика частью получила новое освещение и в рабо­тах советских музыковедов, что, разумеется, всецело принято во внимание. Из числа исследований и публикаций, осуществлен­ных в СССР, наибольшее значение имели для автора работы В. В. Протопопова: «История полифонии в ее важнейших явле­ниях. Западноевропейская классика XVIII—XIX веков» (М., 1965), «Очерки из истории инструментальных форм XVI— начала XIX века» (М., 1979), «Из истории форм инструментальной музыки XVI—XVIII веков. Хрестоматия» (М., 1980), «Проблемы формы в полифонических произведениях строгого стиля» (журнал «Советская музыка», 1977, № 3). Неоднократно ссылается автор

1 В данном издании нотные примеры помещены в конце книги.

3

на работы Ю. К. Евдокимовой: «Проблема первоисточника» (журнал «Советская музыка», 1977, № 3), «Тематические процес­сы в мессах Палестрины» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «История, эстетика и техника месс-пародий» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевро­пейской музыки». М., 1978); Ю. К. Евдокимовой и Н. А. Симаковой «Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним» (М., 1982). По тем или иным темам автор учитывал материалы ряда работ других советских исследователей: Ю. Н. Холопова «Органум», «Секвенция» и «Средневековые лады» («Музыкальная энциклопедия», т. 4, 5. М., 1978, 1981); М. А. Сапонова «Мензу­ральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо» (в книге «Проблемы музыкального ритма». М., 1978); Н. А. Сима­ковой «Мелодия „L'homme arme" и ее преломление в мессах эпохи Возрождения» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «Многоголосная шансон и формы ее претворения в музыке XV—XVI веков» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки». М., 1978), «Из истории вокальных форм эпохи Возрождения» (рукопись, 1980); Г. Э. Пелециса «Месса Жоксена Депре „Malheur me bat". К вопросу о технике сочинения на cantus firmus» (в книге «Теоре­тические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «Формо­образование в музыке И. Окегема и традиции нидерландской школы» (диссертация, 1981); Т. Н. Дубравской «Итальянский мадригал XVI века» (в книге «Вопросы музыкальной формы», [вып.] 2. М., 1972), «Мадригалл. Жанр и форма» (в книге «Теоре­тические наблюдения над историей музыки». М., 1978) ; Т. Б. Бара­новой «Из истории мессы» (в книге «Историко-теоретические во­просы западноевропейской музыки». М., 1978) и другие работы; В. Д. Конен «Клаудио Монтеверди» (М., 1971), «Пёрселл и опера» (М., 1978); О. И. Захаровой «Музыкальная риторика XVII века и творчество Генриха Шютца» (в книге «Из истории зарубежной музыки», вып. 4. М., 1980); Г. П. Сахаровой «Формирование сонатного цикла в болонской скрипичной школе XVII века» (в том же издании) и другие работы; а также публикации Н. Казарян, В. Фролкина, Н. Чарной, В. Штейнгарда,

Приношу глубокую благодарность всем, кто в процессе обсуж­дения рукописи данного тома или его глав высказал замечания и советы по тексту: коллективу сотрудников Сектора классического искусства Запада во Всесоюзном научно-исследовательском ин­ституте искусствознания, в особенности В. Н. Брянцевой и Е. И. Ротенбергу; рецензентам рукописи — профессору Москов­ской консерватории Н. С. Николаевой и доценту, кандидату искусствоведения Н. А. Симаковой. От души благодарю также коллег, бескорыстно помогавших мне дружескими советами и мате­риалами в ходе работы над книгой: доцента Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных Ю. К. Ев­докимову, и. о. профессора того же института Р. К. Ширинян.

4

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

  • Т.Ливанова ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ до 1789 года ТОМ ПЕРВЫЙ По XVIII век
  • РАЗВИТИЕ МНОГОГОЛОСИЯ. ШКОЛА НОТР-ДАМ. НОВЫЕ ЖАНРЫ 49
  • XV ВЕК. РАННИЙ РЕНЕССАНС 82 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. ИСТОКИ НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ. 82
  • XVI ВЕК. РЕНЕССАНС 110 МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ, ЖОСКЕН ДЕПРЕ И СУДЬБЫ НИДЕРЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ 110
  • РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. 145 НЕМЕЦКАЯ ПЕСНЯ. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ. 145
  • ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА АНДРЕА И ДЖОВАННИ ГАБРИЕЛИ 170 НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ 173 ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 180
  • XVII ВЕК 199 ВВЕДЕНИЕ ОТ XVI К XVIII ВЕКУ 199 ОПЕРА И КРУПНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ 203
  • ОПЕРА В ВЕНЕЦИИ. ФРАНЧЕСКО КАВАЛЛИ 236 ОПЕРА В НЕАПОЛЕ. АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ 245 КАНТАТА И ОРАТОРИЯ 254
  • ПЕСНЯ, ОРАТОРИЯ И ОПЕРА В ГЕРМАНИИ 289
  • МУЗЫКА ДЛЯ ОРГАНА. ЯН ПИТЕРС СВЕЛИНК. ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ. САМЮЭЛЬ ШАЙДТ ИОГАНН ЯКОБ ФРОБЕРГЕР. ИОГАНН ПАХЕЛЬБЕЛЬ. 314
  • ПРИЛОЖЕНИЯ. 373 НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 373
  • УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 548 СОДЕРЖАНИЕ 563 Мои дополнения 563