Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Система безопасности ядерного оружия




Дата04.07.2017
Размер91.3 Kb.
Система безопасности ядерного оружия    Ядерное оружие является уникальным военно-техническим средством, прямо или косвенно затрагивающим важнейшие интересы государств, человека и общества в целом. Оно является определяющим элементом боевой мощи вооруженных сил государства и при всей опасности для человечества остается в арсенале главных средств поддержания стратегической стабильности и предотвращения войны. В то же время применение ядерного оружия (преднамеренное или случайное) чревато катастрофическими последствиями; кроме того само оно является радиационно-опасным объектом, который таит в себе потенциальную угрозу обществу в случае возможных аварий, в том числе в результате диверсий, природных и техногенных катастроф.     Поэтому весьма важной проблемой является обеспечение безопасности ядерного оружия. Соединенные Штаты Америки особенно, а также ряд других государств, как ядерных, так и неядерных, беспокоятся о безопасности ядерного оружия, находящегося на боевом дежурстве, на хранении и при его ликвидации.     Принимаемые в России меры обеспечения безопасности ядерного оружия показали их эффективность. С момента его появления на протяжении 45 лет не было ни одного серьезного инцидента, связанного со взрывом ядерного заряда. Однако были аварии подводных лодок с ядерным оружием на борту, существует обычная аварийность в авиации и на транспорте, и только строгое соблюдение разработанных для ядерного оружия процедур и правил позволяет избежать большей опасности.     Осознание скрытой опасности, таящейся в ядерном оружии, привело к тому, что в России задача обеспечения ядерной безопасности отнесена к числу самых актуальнейших. Произведен пересмотр всех аспектов безопасности ядерного оружия, который подтвердил правильность принятых технических решений и показал возможность применения новых эффективных мер, явившихся результатом научно-технического прогресса. Сдерживающим фактором здесь является время и материальные ресурсы, которые может выделить государство на эту проблему.    Безопасность ядерного оружия в первую очередь определяется технической политикой, целями которой является предупреждение аварийных ситуаций, несанкционированного применения и несанкционированных действий с ядерным оружием, обеспечение безопасности населения и обслуживающего персонала, уменьшение ущерба окружающей среде, объектам деятельности людей, а в случае возникновения аварий - ликвидация их последствий.     Ответственность за проведение технической политики безопасности возложена на правительственные органы и их руководителей. Это, прежде всего, министры атомной энергии, оборонных отраслей промышленности и обороны. Министры проводят в жизнь через свои ведомственные и межведомственные органы техническую политику путем внедрения соответствующих схемно-конструктивных решений в ядерные боеприпасы, их носители, комплексы оружия, а также технических и организационных требований эксплуатационной документации для всего жизненного цикла ядерного оружия. Основой документов являются государственные и отраслевые стандарты (на правах Закона).     Организационные меры безопасности при производстве и эксплуатации, исключение несанкционированного применения, охрана, режим секретности и подготовка кадров устанавливаются приказами и директивами министров в сферах своего влияния.     Следует отметить, что при изменениях, происходивших в государственных структурах,  задачи правительственных органов, обеспечивавших нормальное функционирование системы разработки, производства и эксплуатации ядерного оружия сохранялись неизменными.     Проведение в жизнь технических и организационных мер безопасности осуществляется специальными структурными подразделениями министерств, предприятий и вооруженных сил. Безопасность ядерного оружия, как один из важнейших компонентов системы (наряду с эффективностью, надежностью, оперативностью) находится под контролем Президента.     Существуют общие принципы безопасности ядерного оружия, принципы предотвращения несанкционированного применения, исключения и ограничения радиоактивного загрязнения окружающей среды при нерегламентированных режимах, а также обеспечения безопасности при ликвидации последствий аварий.     Общие принципы обеспечения безопасности определяются исходя из необходимости жесткого и пунктуального выполнения ряда требований. Безопасность ядерного оружия обеспечивается за счет реализации технических (конструкторских) решений и организационных мероприятий. Предпочтение отдается техническим решениям.     Любой вид деятельности с ядерным оружием осуществляется на основе государственных правовых актов. Все работы с ядерным оружием проводятся только по документации (конструкторской, технической, эксплуатационной), согласованной всеми разработчиками ядерного оружия. Запрещаются любые действия, казалось бы самые невинные, которые не предусмотрены документацией.     Ответственность ведомств и организаций, а также структурных подразделений войск, осуществляющих работы с ядерным оружием, строго разграничена, установлена персональная ответственность каждого участника работ с ядерным оружием на всех этапах его жизненного цикла.     При разработке ядерного оружия предусматривается обеспечение невосприимчивости к наиболее вероятным авариям, поражающим воздействиям и несанкционированным действиям при производстве и эксплуатации на максимально достижимом и осуществимом для оружия уровне.     Одновременно с созданием (модернизацией) ядерного оружия или его компонентов разрабатываются технические требования обеспечения безопасности, оптимизированные с другими требованиями. При производстве и эксплуатации ядерного оружия реализуются технические меры, обеспечивающие допустимые безопасные уровни воздействия на людей радиационных факторов.     На всех этапах жизненного цикла ядерного оружия предусматриваются технические и организационные меры, относящиеся к вспомогательным системам, уменьшающие вероятность поражающих и несанкционированных воздействий. К ним, например, можно отнести защитные сооружения для проведения работ и хранения, специальные транспортные средства повышенной безопасности, технические системы охраны, защиты и другие.     Для предотвращения несанкционированного применения в конструкции ядерного оружия имеются специальные устройства, обеспечивающие только санкционированные действия с ним человека, а также предусмотрено несколько ступеней предохранения и блокировки, которые не могут быть сняты человеком, а задействуются от физических факторов старта, выстрела, полета. Различные ступени предохранительных устройств основаны на различных физических принципах.     К ядерному оружию имеет доступ только тот персонал, который по своим функциональным обязанностям имеет право осуществлять определенный вид работ. При этом реализуется правило двух или трех лиц, при котором действия одного контролируются другим, одним или двумя лицами.     В целях исключения и ограничения загрязнения окружающей среды конструкция ядерного оружия должна исключать ядерный взрыв при любых нерегламентированных воздействиях. Сами же нерегламентированные воздействия на ядерный боеприпас не должны приводить к взрыву обычного взрывчатого вещества заряда. Это достигается конструкцией, материалами и внешними защитными устройствами в их оптимальном сочетании. К внешним устройствам относятся контейнеры, броневые и огнестойкие экраны, транспортные средства, сооружения.     Принципы обеспечения безопасности работ при ликвидации последствий аварии заключаются в следующем: средства обращения с аварийным ядерным оружием не должны усугублять последствий аварии; на месте аварии должен проводиться минимум работ с ядерным оружием и его компонентами по подготовке их к безопасной транспортировке к месту разборки, утилизации или захоронения; транспортировка поврежденных компонентов ядерного оружия, содержащих радиоактивные и взрывчатые вещества, осуществляется в защитных контейнерах, локализующих взрыв и разброс радиоактивных продуктов.     Изложенные принципы обеспечения безопасности ядерного оружия являются общими для руководства при конструировании, производстве и эксплуатации, а также ликвидации последствий возможных аварий. Для каждого типа ядерного оружия они конкретизируются и дополняются на этапе задания требований, исходя из специфики боеприпаса, условий эксплуатации и с учетом новейших достижений науки и техники.     Сохранность ядерного оружия обеспечивается техническими системами и силами охранения. Технические системы включают: рубежи контроля проникновения; системы заграждения, препятствующие и исключающие проникновение злоумышленников (заборы, ограждения, инженерные препятствия и др.); системы тревожной сигнализации проникновения; освещение объектов охраны.     Силы охранения состоят из объектовых,  чья обязанность - охрана ядерных боеприпасов, и внешних, привлекаемых для быстрого реагирования на действия злоумышленников или диверсионных групп. Объектовые силы охранения состоят из специальных подразделений, которые способны обеспечить оборону при вооруженном нападении. Подразделения быстрого реагирования относятся к общим подразделениям вооруженных сил. При транспортировке ядерного оружия его охрана осуществляется специальным караулом.     Постоянная боеготовность сил охранения поддерживается регулярными тренировками и учениями.     Надежность персонала, имеющего доступ к ядерному оружию, обеспечивается специальной программой, которая включает проверку перед назначением, профессиональный отбор, оценку биографических данных, состояния здоровья, знания техники, деловых качеств. Затем следует специальное обучение работе с ядерным оружием и диагностической аппаратурой. Качество обучения контролируется экзаменами.     При работе производится регулярное (ежедневное) медицинское освидетельствование. Осуществляется также регулярная служебная аттестация . При наличии показаний, ставящих под сомнение его надежность, человек отстраняется от работы.     Ядерное оружие России находится под постоянным контролем, где бы оно не было. На заводах промышленности учет и контроль находится в компетенции Министерства Российской Федерации по атомной энергии, в войсках - Министерства обороны. Каждому боеприпасу присвоен персональный номер, выписан технический паспорт и формуляр, в котором ведется учет всех проводимых операций и дана оценка состояния. Исходя из знания места и состояния каждого боеприпаса планируется и осуществляется систематическая поставка заменяемых компонент и возврат боеприпасов промышленности после истечения сроков гарантии.     На предприятиях промышленности действует аппарат военных представителей Министерства обороны, контролирующих качество продукции и ее приемку. В свою очередь промышленность осуществляет гарантийный авторский надзор в войсках и дает независимую оценку соблюдения условий эксплуатации и безопасности.     Кроме этого, в Министерстве обороны и Министерстве атомной энергии имеются свои инспекции и другие организации, осуществляющие проверки соответственно в подчиненных войсках и на предприятиях. О результатах докладывается министрам и затем правительству.     В России был реорганизован Госатомнадзор, осуществлявший ранее надзор за безопасным ведением работ в атомной энергетике. Процедуры его работы, связанные с ядерным оружием, в настоящее время находятся в стадии разработки. Хотя это вневедомственный, но все же дублирующий орган, неспособный заменить существующую в Минобороны и Минатоме систему. По-видимому, его главной функцией должна стать разработка нормативно-правовой базы безопасности населения и окружающей среды от влияния ядерного оружия.     Последние годы, когда многие лишние режимные ограничения оказались снятыми, происходит обмен информацией между ядерными державами по целому ряду вопросов. Полученная информация позволяет сказать, что системы и технические средства обеспечения безопасности в различных ядерных государствах весьма сходны.     Когда США приняли решение выделить 400 млн. долл. для оказания помощи России в безопасной ликвидации ядерного оружия в соответствии с односторонними инициативами президентов, а затем к этой помощи присоединились Великобритания и Франция, оказалось, что в этих странах нет таких технических средств, которые бы полностью удовлетворяли требованиям эксплуатации и безопасности, существующим в России.     Следует отметить, что в настоящее время в России для специалистов, занимающихся ядерным оружием, возникло много дополнительных трудностей: осуществляется конверсия оборонных предприятий и сокращаются оборонные заказы, уменьшается бюджет Министерства обороны и объем новых разработок, возрастают объемы перевозок, оборудование заводов стареет и не обновляется, также стареют и выводятся из эксплуатации транспортные средства (автомобили, железнодорожные вагоны). Если раньше плутоний и уран из ядерных зарядов использовались на восстановление боезапаса, то сейчас их надо складировать и перерабатывать. Складов у промышленности оказалось недостаточно, а использовать хранилища Министерства обороны невозможно из-за того, что многие из них оказались за пределами России в связи с распадом Советского Союза. Для хранения плутония требуются десятки тысяч специальных контейнеров.     Сейчас в России резко ухудшилась криминогенная обстановка, в частных руках накопилось большое количество обычного оружия, а следовательно, возросла потенциальная опасность и для ядерного оружия.     Поэтому предложенная США и Великобританией помощь, не требующаяся в обычных условиях, оказалась как нельзя более кстати. Эти страны приняли активное участие в усовершенствовании и предоставлении оборудования, которое пригодно для России, в разработке и поставке транспортных средств и их компонент, контейнеров, оборудования для хранилищ, а также оснащения отрядов по ликвидации последствий возможных аварий. В свою очередь США и Великобритания получили от России современные разработки и проекты технических средств и систем обеспечения безопасности ядерного оружия.     В заключение необходимо сказать, что до тех пор, пока ядерное оружие существует, существует и связанная с ним опасность, а следовательно, - и реализация мер безопасности является оправданной.     Поэтому коллективное обсуждение проблем безопасности и обмен информацией, способствующей их разрешению, даже в пределах существующих ограничений, безусловно, полезны. Заместитель директора Института стратегической стабильности, по научной работе , генерал - лейтенант кандидат технических наук С.А. Зеленцов

  • Принципы обеспечения безопасности работ при ликвидации последствий аварии заключаются в следующем
  • Сохранность ядерного оружия обеспечивается техническими системами и силами охранения. Технические системы включают
  • Заместитель директора Института стратегической стабильности, по научной работе , генерал - лейтенант кандидат технических наук