Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сиротюк Алла Леонидовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией «Инклюзивное образование»




Скачать 46.03 Kb.
Дата30.05.2017
Размер46.03 Kb.
Сиротюк Алла Леонидовна,

доктор психологических наук, профессор,

заведующая лабораторией «Инклюзивное образование»

Тверского областного института усовершенствования учителей


Сиротюк Анастасия Сергеевна,

научный сотрудник лаборатории «Инклюзивное образование»

Тверского областного института усовершенствования учителей
Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Я смог стать изобретателем, потому

что в детстве не ходил в школу.

Томас Эдисон
Поиск путей повышения социально-экономического потенциала российского общества актуализирует потребность роста интеллектуального уровня людей, которые способны нестандартно решать проблемы, встающие перед государством, и вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Именно одаренные дети и подростки создают уникальную возможность компенсировать потребность государства в интеллектуальных человеческих ресурсах и конкурентоспособных специалистах на мировом рынке труда. Отсюда вытекает важнейшая задача современного российского образования - выявление, диагностика, развитие и поддержка интеллектуально одаренных детей и подростков.

В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее [3]: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты».

Однако в современной педагогической практике по сопровождению одаренных детей и подростков возникает ряд трудностей, обусловленных неразработанностью комплекса программ и по обучению одаренных школьников, и по мониторингу одаренности, и по работе с родителями одаренных детей, и по подготовке руководящих и педагогических работников для работы с этим контингентом учащихся.

Назрела острая необходимость создания единой федеральной системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и подростков, а также единого научно-методического и информационного пространства. Система работы должна включать в себя целый ряд компонентов, направленных на организацию условий для благоприятного психологического и психофизиологического развития одаренных детей на всех возрастных этапах, для успешной реализации одаренности в будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время требуется не только комплексная подготовка руководящих и педагогических работников образовательных учреждений к психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей и подростков, но и просветительская работа с родителями для формирования у них современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности их детей.

Ошибочным является представление о том, что одаренность и талант – это высокая успешность во всех областях деятельности, в то числе, и в обучении. Одаренные школьники могут испытывать поведенческие трудности (агрессивность, беспечность, нарушения дисциплины), когнитивные трудности (отклонения в развитии памяти и восприятия), трудности в формировании учебных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия).

О необходимости профессионального подхода к психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей и подростков убедительно свидетельствует факты биография Ч. Дарвина, В. Скотта, А. Швейцера, Ю. Либиха и др., у которых были серьезные проблемы в школьном обучении. Например, известно, что Б. Микеланджело, Р. Бернс, О. Роден, А. Эйнштейн, У. Черчилль страдали расстройствами речи. А всемирно известный американский изобретатель и предприниматель Т.А. Эдисон, краткая биография которого представлена в приложении 1, так определил значение школы в своей жизни: «Я смог стать изобретателем, потому что в детстве не ходил в школу».

В данном случае речь идет о традиционной системе обучения со своими специфическими требованиями и едиными для всех критериями оценки интеллектуальной успешности. Не вписавшись в общую систему обучения, одаренные школьники часто определяются как проблемные. Именно поэтому, например, в школах Великобритании при идентификации одаренных детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одаренных оказывается наиболее высоким [4].

По данным Е. Торренса, около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют именно одаренные дети [1].

А.М. Матюшкин и Д. Сиск также показали, что около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одаренные и сверходаренные дети [2].

В отечественной и зарубежной науке изучение проблем одаренных детей и подростков неразрывно связано с именами таких ученых как Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Ю.З. Гильбух, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, В.П. Эфроимсон, В.С. Юревич, Дж. Гилфорд, Э. Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс и др.


Литература


  1. Гильбух Ю.3. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев, 1991.

  2. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети //Вопросы психологии. 1988. №4.

  3. Приказ №271от 04.02.2010 г.

  4. Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании //Советская педагогика. 1990. № 6.

  • Сиротюк Анастасия Сергеевна
  • психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, подростков и талантливой молодежи