Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Символы в произведениях А. А. Блока




Скачать 29.36 Kb.
Дата06.01.2017
Размер29.36 Kb.
Секция: Литература

Тема: Символы в произведениях А.А. Блока.

Автор: Пенская Ксения Ильинична

Руководитель: Петрова Елена Александровна


Как всегда бывает в истории – необычная эпоха порождает необычных людей, которые питают свое творчество всем тем богатством красок и переживаний, буквально повисшими в воздухе в эти неспокойные годы. Годы Серебряного века – неспокойные годы истории России, именно в эту неспокойную эпоху и появился гений А.А. Блока.

Маленького Сашу Блока домашние называли царевичем и принцем. Таким он вырос: поэт, воспевающий рыцарство и Прекрасную Даму. Но жизнь жестко отнеслась к юному романтику, его мечты и радужное мировоззрение стало со временем рушиться. Высокие терема и светлые храмы сменились Страшным миром и Городом над бездной, в котором лирическому герою не хватает воздуха.


Менялся со временем и сам лирический герой Блока. Смущенный рыцарь и Романтичный Гамлет в одном лице превратился в Демона и Мертвеца, который, впрочем, обладал самой живой душой во всем Страшном мире.
Думаю, не сложно догадаться, почему меня заинтересовал этот необычный немного безумный поэт, чье творчество было столь необычно, а о значении его символов до сих пор спорят многие литераторы.
Целью своей работы, посвященной творчеству поэта-символиста, я поставила анализ символов в его произведениях. Плюс я ставила перед собой следующие задачи: уяснить для себя некоторые непонятные мне детали биографии поэта, а также узнать как можно больше о таком неординарном литературном течении как символизм.

Увлекательно читать даже биографию Блока – человека, пребывающего в состоянии вечной влюбленности. Причем даже в тот период, когда все его идеалы стали рушиться.

В мировой литературе далеко не все поэты писали ради самой поэзии, ради искусства. Но такие герои были. Я думаю, трудно опровергнуть тот факт, что как раз таким поэтом и был Блок, сложный человек со своей сложной символикой в стихах.

В результате написания реферата я пришла к нескольким немаловажным выводам, наиболее весомым из которых, на мой взгляд, является:


Каждый видел в Блоке свое. Один – остроумного собеседника, другой – модного поэта, третий – надломленного человека, чье веселье – «веселье трагедии». Но Александр Александрович поразительно умел оставаться сам собой. Конечно, он искренне предавался веселью и игре, ведь он был молод и влюблен. Но поэт так и не сумел слиться со своим веселым двойником. Трагическая нота продолжала звучать в нем. Да и любовь его была безответной и мучительной.
А также:
1) Учение Соловьева оказало, несомненно, большое влияние на начинающего поэта.
2) Любимым занятием поэта всю жизнь оставался театр, хотя его символам так и не суждено было ожить на сцене: театральная постановка «Розы и Креста» не удалась.
3) Символизм возник еще в Средние века в таком экзотическом для нас виде искусства, как геральдика, затем плотно вошел в европейскую литературу, откуда и проник в русскую, относящуюся к периоду Серебряного века.
4) Символ, в отличие от образа не самодостаточен и «служит» своему денотату (предмету), требуя не только переживания, но также проникновения и толкования, именно по этой причине творчество символистов понятно, к сожалению не всем.

5) Литературное значение символа можно определить в двух словах – многозначное иносказание.


6) В стихах Блока нет детального (или хотя приблизительного) описания облика Прекрасной Дамы по той простой причине, что появлением чего-либо, хоть мало-мальски напоминающего описание, вся божественность и эфемерность образа исчезла бы.
7) Вместе с героями менялся и мир, в котором они обитали. И как это ни прискорбно, мир становился все более и более страшным, до тех пор, пока не превратил Прекрасную Даму в демоническое существо, а лирического героя – в демона и мертвеца.
8) Смысл всего существования лирического героя заключался в пути к спасительному обновлению своей русской души через страдание.
Литература:
Николай Крыщук «Открой мои книги…», 1979г.
В.М. Акимов «Сто лет русской литературы. От серебряного века до наших дней», Санкт-Петербург 1995г.
А.Блок «Признания» 1897г.