Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Шпаргалка по истории




страница1/8
Дата22.04.2017
Размер1.16 Mb.
ТипШпаргалка
  1   2   3   4   5   6   7   8
Шпаргалка по истории

1. Племена восточных славян в VIII - IX вв., их происхождение, расселение, занятия, быт, верования, культура, общественный строй. Зарождение государственности у восточных славян

2. Образование и развитие Древнерусского государства, его общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии происхождения династии Рюриковичей

3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение

4. Расцвет Древнерусского государства (конец X - середина XII вв.). Ярослав Мудрый. "Русская правда". Политическая борьба на Руси. Межкняжеские распри. Владимир Мономах

5. Русские земли в период политической раздробленности (середина XII - середина XIII вв.). Социально-экономическое развитие земель удельной Руси: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская боярская республика, Галицко-Волынское княжество

6. Культура Древней Руси X-XIII вв

7. Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII в. Александр Невский

8. Нашествие Батыя на Русь. Героическое сопротивление русского народа. Установление ига Золотой Орды. Основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв

9. Политические и социально-экономические предпосылки возвышения Москвы. Основные этапы развития Московского княжества. Значение возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель

10. Борьба за лидерство в политическом объединении северо-восточной Руси. Первые московские князья, их внутренняя и внешняя политика

11. Княжение Дмитрия Ивановича Донского. Объединение Московского и Владимирского княжеств. Начало борьбы с Ордой. Куликовская битва и ее историческое значение

12. Правление Ивана III и Василия III. Свержение ордынского господства. Судебник 1497 г. Образование Российского единого государства

14. Московское царство в XVI в. Правление Ивана IV. Содержание реформ правительства А. Адашева и их историческое значение

15. Причины падения правительства А. Адашева. Опричнина и ее последствия. Становление самодержавия

16. Западное, южное, восточное направления внешней политики Ивана Грозного и ее итоги

17.Россия в конце XVI - начале XVII вв. Царствование Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова. Начало Смутного времени

18. Причины Смутного времени. Лжедмитрий I. Правление В.И. Шуйского. Лжедмитрий II. Шведская интервенция. "Семибоярщина"

19. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Правление царя Михаила Федоровича Романова. Завершение Смуты и освобождение страны от интервентов

20. Правление царя Алексея Михайловича. Основные направления перемен в политическом строе России. Соборное Уложение 1649 г. Патриарх Никон. Церковный раскол

21. Обострение борьбы за власть после смерти царя Алексея Михайловича. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Предпосылки петровских преобразований

22. Сущность и особенности преобразований Петра I. Государственно-административные, военные, социальные, экономические реформы. Преобразования в духовной сфере. Утверждение императорского абсолютизма

23. Основные направления и результаты внешней политики Петра I

24. Эпоха дворцовых переворотов. Общая характеристика внутренней и внешней политики России в это время

25. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Государственно-административные и экономические реформы. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Западное и Южное направления внешней политики Екатерины И

26. Правление Александра I. Реформы начала царствования Александра I. Деятельность М.М. Сперанского

27. Отечественная война 1812г. Причины войны, соотношение сил и планы сторон. Хронология военных действий. Выдающиеся полководцы. Партизанское движение. Разгром армий Наполеона. Итоги и историческое значение Отечественной войны

28. Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов, их программные проекты — "Конституция" Н.М. Муравьева и "Русская Правда" Пестеля. Восстание декабристов 14 декабря 1925 г. Историческое значение движения декабристов

29. Основные направления внутренней политики Николая I. Расширение геополитического пространства России на Кавказе. Восточная (Крымская) война, основные этапы, события, итоги

30. Правление Александра II. Причины отмены крепостного права в России. Подготовка и основные положения крестьянской реформы 1861г

31. "Великие реформы" 60-70-х гг. XIX в.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, их историческое значение

32. Основные направления внутренней и внешней политики Александра III. Экономическое развитие России в 80-90-е гг. XIX вв. Курс на модернизацию промышленности. Рабочее движение и распространение марксизма в России

33. Культура России во второй половине XIX в.

34. Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер и цели, движущие силы, основные этапы. Российский парламентаризм. I и II Государственная Дума

35. Образование политических партий в России в конце XIX - начале XX вв. Социалистические (революционные), социал-демократы, неонародники (эсеры), либеральные и консервативные (охранительно-самодержавные) партии, их программы

36. Столыпинская аграрная реформа 1906-1911 гг

37. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг

38. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. Двоевластие, причины и сущность. Временное правительство в 1917г. и его кризисы. Корниловский мятеж в августе 1917г., его последствия

39. Приход большевиков к власти в Петрограде. Октябрьская революция 1917г. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире, о земле. Провозглашение Республики Советов. Образование новых высших органов власти Совета Народных Комиссаров и ВЦИК. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

40. Гражданская война 1918-1920 гг. в России и военная интервенция. Основные события. Причины победы большевиков в гражданской войне. "Военный коммунизм" 1918-1920 гг., его последствия

41. Экономический и политический кризис в Советской России в 1920-1921 гг. Новая экономическая политика: предпосылки, содержание, сущность, противоречия, значение

42. Образование СССР: предпосылки, проекты объединения. Значение и последствия образования СССР. Конституция СССР 1924г

43. Внутриполитическая борьба за власть в 1920-е гг. Кризисы НЭПа. Причины ликвидации НЭПа

44. Коллективизация сельского хозяйства (I-III), пятилетки, цели, осуществление. Итоги и последствия коллективизации, Культурная революция

45. Реформы Н.С. Хрущева. "Оттепель" (1953-1964 гг.)

46. Перестройка 1985-1991 гг. Крах перестройки и ликвидация социализма в СССР. Разрушение СССР


1 Племена восточных славян в VIII - IX вв., их происхождение, расселение, занятия, быт, верования, культура, общественный строй. Зарождение государственности у восточных славян.
Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных Близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн человек. Соседями на юге и западе — германцы. Восточными соседями — западно-иранские племена — скифы и сарматы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

западные славяне – поляки, чехи, словаки;

южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.

В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим образом:

поляне, древляне, славяне, ильменские, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи волыняне, бужане, дулебы, уличи, тиверцы, белые хорваты

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом.

Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения социальной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Разложение родовых отношений сопровождалось усложнением культовых обрядов. Так, похороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности.

Первое государство в землях восточных славян получило название Русь.

Начало государства Руси связывается с основанием г Киева в земле полян.

Объединение восточно-славянских земель в древне-русское госуд было подготовлено социально-экономическими и политическими процессами. Развитие производительных сил,распад родовой общины,превращение её в соседскую,рост городов,возникновение военной дружины всё это вело к образованию государства

Норманнская теория

Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями(рюрик,синеус и Трувор), норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности.


2. Образование и развитие Древнерусского государства, его общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии происхождения династии Рюриковичей
Первое государство в землях восточных славян получило название Русь.

Начало государства Руси связывается с основанием г Киева в земле полян.

объединение восточно-славянских земель в древне-русское госуд было подготовлено социально-экономическими и политическими процессами. Развитие производительных сил,распад родовой общины,превращение её в соседскую,гост городов,возникновение военной дружины всё это вело к образованию государства

Норманнская теория

Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями(рюрик,синеус и Трувор), норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности.

Основу хозяйства древнерус госуд составляло пашенное земледелие.Славяне занимались скотоводством,охотой,рыболовством и бортничеством.Совершенствовалось ремесло.Торговля была слабо развита,так как преобладало натуральное хозяйство.расширение торговли было связано с образование государства.

соц-эконом строй. начали развиваться феодальные отношения.Земля находилась в руках феодалов,крестьяне не являлись собственностью земли,а были её держателями.они могли иметь свой скот,орудия труда,дом.на земле,которую ему дал феодал,крестьянин должен был трудиться и отдавать часть своего урожаю.это была земельная рента, барщина-отработка,оброк-денежная или натуральная-продукты.распространённой формой организации производства было вотчина,она передавалась по наследству,владельцы князи и бояре,на ряду с ними существовали крестьяне-общиники,они были неподвластны феодалам,они платили дань в пользу государства князю великому.всё свободное население носило название люди,оттуда сбор дани-полюдье,вся остальная масса населения,зависимая от князей,называлась смердами,они могли жить в крестьянских общинах или на вотчинах,где находились в более тяжелой форме зависимости.некоторые обедневшие крестьяне могли брать купу у феодалов и отрабатывали,пока не вернут долг.в княжеской и боярской вотчине были и рабы,назывались холопами или челядью-это были пленники или обедневшие крестьяне.

862 Рюрик утвердился в Новгороде. управление киевом он передал своим мужам Аскольду и диру.олег 882Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира. объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.Торговым партнёром Руси была Византия,князья совершали походы на южного соседа.олег подошел к станам Константинополя.в результате этого похода был заключен договор с греками.согласно договору купцы имели право жить месяц за счет греков в Константинополе,но обязны были ходить без окружения.купцы должны были иметь при себе письменный документ и заранее предупреждать имперетара о прибытии.по договору купцы ввозили собранную на Руси дань и могли продавать на рынках Византии. после смерти Олега княжил 912Игорь.был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условия,во время правления Игоря произошло восстание древлян,князь собирал дань с древлян,отправил обозы в киев и вернулся обратно с небольшой дружиной,древляни перебили дружину,а князя казнили.Ольга жестоко отомстила за смерть мужа.древлянское посольство,которое предлогало ей в мужья своего князя Мала,было закопано в землю,а второе сожжено.на поминальном пиру были перебиты подвыпившие древляне.Ольга в качестве дани просила дрвлян по три голубя и по три воробья с каждого двора,к ногам голубей была привязана зажженная пакля с сеном,когда те прилетели в свои гнезда в древлянской столице вспыхнул пожар. Ольга в Константинополе приняла христианство. Вернувшись из Константинополя Ольга передала власть сыну Святославу. Святослав, прежде всего, был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы. В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии.

Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги,на этом месте был построен Софийский собор,в Киеве были при Ярославе построены золотые врата-порадный въезд в столицу древней руси, издан первый свод законов — Русская Правда. По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.По норманкой версии Рюрик считается викингом-варягом,происходящим из Скандинавии.Альтернативой "норманской теории" является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. "Повесть временных лет" прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.


3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение
Древние славяне были язычниками. они поклонялись физическим божествам, явлениям природы и душам усопших.верховным божеством у славян был Перун,божество молнии.славян очень завораживало сверкание молнии и гром.у славян существовали языческие обряды,наприме,после сбора зерновых культур. первосвященник накануне должен был вымести святилище, недоступное для всех, кроме него; в день торжества, взяв в руки рог Святовида, он смотрел, наполнен ли тот вином, и угадывал будущий урожай; выпив вино, снова наполнял им сосуд и вручал Святовиду; приносил богу своему медовый пирог длиной в рост человеческий; спрашивал у народа, видел ли его, и желал, чтобы в следующий год пирог был уже съеден идолом в знак счастья; наконец, объявлял всем благословение Святовида, обещая воинам победу и добычу. Желая выразить могущество и грозность богов, славяне представляли их великанами с ужасными лицами, со многими головами.окружали идолы гнусными изображениями ядовитых животных: змей, жаб, ящериц и проч.Второй праздник отмечался в начале весны-это была масленица Встреча весны и проводы зимы. Третий праздник имеет место 23 июня и известен под названием Ивана Купалы он посвящен трем стихийным божествам солнцу, огню и воде сопровождается собиранием трав, купаньем, зажиганием костров и прыганьем через них.Словяне верили в домовых и тд. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть. тризна-погребительный обрят у словян.Разводили огонь на кладбище и с сжигали мертвого с его женою, конем, оружием. обряды заключались веселым торжеством,боями.свадебный обряд-жених крал свою невесту на игрищах,предварительно договорившись с ней,отцу невесты он давал вено в виде выкупа.мать невесты пекла курник.жених в дом невесты посылал петуха.

Владимир предпринял попытки превратить языческую религию в государственную.в Киеве он на холме поставил статую Перуна,изображения Даждьбога,хороса,стрибога симаргла и мокоши,у статуй состоялась церемония жертвоприношений,это была попытка объединить различные божества.попытка Владимира не увенчалась успехом.

В 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке

Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение.в 988 Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – "десятину".


4. Расцвет Древнерусского государства (конец X - середина XII вв.). Ярослав Мудрый. "Русская правда". Политическая борьба на Руси. Межкняжеские распри. Владимир Мономах
После гибели Святослава,князем стал его старший сын Ярополк,его брат Олег получил древлянскую землю,а третий сын Владимир получил Новгород,в результате междоусобиц между братьями,980Владимир стал великим князем. Владимир укрепил границы Руси и расширил их.

Владимир предпринял попытки превратить языческую религию в государственную.в Киеве он на холме поставил статую Перуна,изображения Даждьбога,хороса,стрибога симаргла и мокоши,у статуй состоялась церемония жертвоприношений,это была попытка объединить различные божества.попытка Владимира не увенчалась успехом.

В 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке

Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение.Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – "десятину".



В 1015, после смерти Владимира, началась борьба его сыновей. 4 года усобицы, Святополк поубивал своих сводных братьев Бориса,Глеба и Святослава. Против Святополка выступил Ярослав,княжевший в Новгороде.опираясь на помощь новгородцев и варягов он изгнал Святополка.ему удалось обезопаисть Русь от набегов печенегов.он утвердил русские позиции в Прибалтике,основав город юрьев.после смерти его брата Мстислава,он стал единым Князем киевской Руси. на месте,где он разгромсил печенегов, был построен Софийский собор,в Киеве были при Ярославе построены золотые врата-порадный въезд в столицу древней Руси. При нем избрали первого русского митрополита - Илариона.при нем издан первый свод законов — Русская Правда.ярослав написал только первые 17 статей,остальное дописывалось после его смерти.в рус пр ограничевалась кровная месть кругом ближайших родственников. умирая,Ярослав разделил государство между 5юсыновьями и племянником.рост могущество каждого отдельного княжетва,личные амбиции,всё это привело к княжеским усобицам.наиболее популярным князем был Владимир монамах,он призвал любечский съезд князей,на котором было принято решение прекратить усобицы,но усобицы продолжались.после смерти Святополка2,вспыхнуло восстание в Киеве.народ громил дворы княжеских управлений,бояре призвали Владимира на пристол.мономах выдал устав валд Мономаха,он стал частью русской правды. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю,несмотря на то,что признаки дробления усиливались,всвязи с затишьем в борьбе с половцами.примономахе укрепился мехдународный авторитет Руси.при нем была составлена повесть временных лет. После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом,после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.
  1   2   3   4   5   6   7   8