Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Школы и учителя Абанской волости в годы гражданской войны. Название научного направления форума и секции




Скачать 301.67 Kb.
Дата03.07.2017
Размер301.67 Kb.
ТипИсследовательская работа



 

XIII Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Полное название темы работы

 Школы и учителя Абанской волости в годы гражданской войны.

Название научного направления форума и секции

«Социально-гуманитарные науки».

Секция «Историческое краеведение».



Тип работы

Исследовательская работа





Возрастная номинация

14-16 лет


Фамилия имя
автора, авторов


Рукосуева Дарья

Территория

Поселок Абан Абанского района

Место учебы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Абанская средняя общеобразовательная школа №3

Класс

 10 «А»

Место выполнения работы

Историко - краеведческий клуб «Земляки». Образовательная программа «Белые пятна истории Абанского района»

Руководитель

Бельская Валентина Захаровна, педагог дополнительного образования МБОУ Абанская СОШ №3, руководитель клуба «Земляки»

Научный руководитель




Ответственный за корректуру текста работы

Бельская Валентина Захаровна, педагог дополнительного образования МБОУ Абанская СОШ №3, руководитель клуба «Земляки»


e-mail (обязательно)
Контактный телефон

 89659118762

Аннотация

Рукосуева Дарья


п.Абан. Муниципальное образовательное учреждение Абанская средняя общеобразовательная школа №3, 10 «А» класс
Тема: «Школы и учителя Абанской волости в годы гражданской войны»

Руководитель: Бельская Валентина Захаровна, педагог дополнительного образования МБОУ Абанской СОШ №3, руководитель клуба «Земляки»



Цели работы:

  1. Установить, как работали школы в годы гражданской войны (1918-1922 гг.) в Абанской волости и какую роль сыграли в это время учителя.

  2. Провести параллель во времени и сравнить полученную информацию с состоянием народного образования в Абанском районе в наши дни.

На основе информации из «Памятной книжки Енисейской губернии» на начало ХХ века и анализа архивных документов установлены точные названия церковно – приходских и светских школ Абанской волости, имена учителей, работавших в них до установления Советской власти в 1917 году и в годы гражданской войны. Определены новшества, которые принесла в школы Советская власть, проанализированы причины закрытия школ в годы гражданской войны. Прослежены судьбы учителей А.Д.Свищевой, И.Е.Окладникова, священнослужителя Д. Неровецкого, бывшего ученика Абанской школы тех лет М.Шумилова. Сделано сравнение состояния народного образования на начало ХХ века и в период гражданской войны с состоянием образования в Абанском районе в наши дни, то есть на начало ХХI века.

Оглавление Страницы



  1. ВВЕДЕНИЕ

Причина моего обращения к теме гражданской войны. 4-5

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Школы и учителя Абанской волости в годы гражданской войны.

1. Работа школ Абанской волости в начале ХХ века. 5-7

2. Перемены в школах в связи с установлением Советской власти

в 1917 году и гражданской войной. 7-10

3. Причины закрытия школ в годы гражданской войны. 10-11

4. Учителя на фронтах гражданской войны. 11-13

5. Участники гражданской войны - учителя Абанских школ. 13-15

6. Меры Советской власти по восстановлению работы школ

в 1920-1922 годах. 15-18


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение народного образования в 20-е годы Советской власти и состояние

народного образования в начале ХХI века. 17-18



  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

ВВЕДЕНИЕ


I. ПРИЧИНА МОЕГО ОБРАЩЕНИЯ К ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В прошлом учебном году я исследовала историю народного образования в Абанском районе в 20-30 годы ХХ века. Эта тема меня заинтересовала. Очень интересно было читать и анализировать архивные документы, особенно «Анкеты» учителей. . Я убедилась, что первые советские учителя по-настоящему «служили» народному образованию. Не считаясь со своим здоровьем и условиями работы, они преодолевали все трудности и сделали поворот неграмотной России на путь всеобщей грамотности. Но некоторые исследования абанских краеведов, основанные на воспоминаниях, рассказывают о том, что народное просвещение начиналось не в 20-е годы, а ещё до революции 1917 года. Притом, с 1918 по 1922 годы шла гражданская война. Каким было в эти годы народное образование, какие школы работали, какие последствия оказала гражданская война на состояние народного образования - все эти вопросы не оставили меня равнодушной. Мне захотелось найти как можно больше источников, сравнить полученную информацию о состоянии народного образования на начало ХХ века с информацией на начало ХХI века.



Цели моей работы

  1. Установить, как работали школы в годы гражданской войны (1918-1922 гг.) в Абанской волости и какую роль сыграли в это время учителя.

  2. Провести параллель во времени и сравнить полученную информацию с состоянием народного образования в Абанском районе в наши дни.

Задачи:

1.Определить, где и какие были открыты школы в деревнях Абанской волости, и какие учителя работали до начала гражданской войны.

2.Проанализировать состояние работы школ в годы гражданской войны.

3.Установить особенности в работе школ Абанской волости в начале 20-х годов.

4.Проследить судьбы учителей абанских школ в годы гражданской войны.

5.Выяснить последствия гражданской войны для народного образования в Абанской волости в 20 - е годы и задачи, стоявшие тогда перед Советской властью.

6. Определить значение народного образования в наши дни.

Методы исследования:

1.Поисково – аналитический (по архивным документам),

2. Сравнительный.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



II. ШКОЛЫ И УЧИТЕЛЯ АБАНСКОЙ ВОЛОСТИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

  1. Работа школ Абанской волости в начале ХХ века.

В книге «Абанскому району- 80 лет» так сказано о начале истории народного образования в Абанском районе: «В Абанский район первый свет учения принесли политические ссыльные. Учили из доброхотства мальчиков и юношей, тех, кто имел к этому желание. У одного такого учителя, бывало, училось от 3 до 5 учеников. Большинство жителей рассуждало так: «Юношам в солдатах служить и хозяйством править - нужна грамота. Другое дело девчонки - им грамота зачем? Щи варить, хлеб печь да детей рожать и без грамоты можно». 1Исследователь истории народного образования в Приенисейском крае в 20-е годы ХХ века Бибикова В. В. написала о том, что в 1917 году учителя в своих анкетах рассказывали об отношении крестьянина к школе так: «Если спросить, нужна ли школа, то каждый отвечал: «Нужна». А если сказать: «Так дайте денег и будем строить школу», так сейчас же, почесав затылок, отойдёт и забудет, нужна ли ему школа»2. Такое отношение к школе у сибиряков было повсеместным. И всё - таки школы открывались как церковно- приходские, так и светские. Школы тогда называли «училищами». В «Памятной книжке Енисейской губернии на 1915 год» помещены сведения о состоянии народного образования в Канском уезде. Здесь отмечено, что в Устьянской волости работает Устьянское одноклассное приходское училище (открыто в 1864 году), законодателем его является священник Устьянской Георгиевской церкви Сергей Александрович Семидалов. Огурцовская одноклассная школа Министерства Просвещения была открыта в 1912 году. Её деятельностью тоже руководил священник Устьянской церкви Сергей Александрович Семидалов, учителем работал Николай Константинович Мошкин. В Покровской церкви села Ношено работал священником и преподавателем в одноклассной, церковно-приходской школы Терентий Иванович Токарев. Хандальское одноклассное приходское училище (открыто 1905 году) возглавлял Пётр Демидович Александров. Долгомостовское приходское училище (открыто в 1910 году) возглавлял священник церкви Николай Иоанович Рачковский, заведующим школы был Николай Михайлович Михайлов, учителем работала Елизавета Петровна Михайлова. В 1896 году в Абан прислали из уездного города Канска Савостьянова Степана Марковича. Школы не было, и он обучал детей прямо на дому.

Степан Маркович хлопотал об открытии школы, и в 1900 году такая школа была открыта при Покровской Троицкой церкви села Абанского Устьянской волости. Большую роль в народном образовании сыграл управляющий Почето-Абанским переселенческим подрайоном, чиновник особых поручений, князь Александр Сергеевич Волконский (работал с 1907 по 1914 годы). В 1912 году в селе Абанском построили новую, каменную, церковь, а при ней стала работать двухклассная церковно-приходская школа. Руководил её деятельностью священник Михайлов Иоанн Иоаннович, учителем была Елена Кириллова. В течение 1910 - 1914 годов в Абанской волости были открыты одноклассные училища в деревнях: Высокогородецкое училище - в 1914 году, учитель Григорий Иванович Быков, Залипьевское училище – открыто в 1913 году, заведующий - священник Туровской Николаевской церкви Павел Никифорович Сельманов, псаломщик Михаил Горохов, учитель Клавдия Георгиевна Петухова. Туровская двуклассная школа, открытая в этом же, 1913 году, работала под руководством священника Павла Никифоровича Сельманова, учителем был Михаил Семёнович Рыбкин. Зимниковское одноклассное училище открыто в 1913 году, заведующий - священник Апанской церкви (открыто 1911 г). Владимир Федорович Лавров, учитель Клавдия Филипповна Кошина. Ивановское училище открыто в 1914 году, учитель Елена Корниловна Мозгалевская. Михайловское училище открыто в 1914 году, учитель - Лидия Михайловна Ставрова. Николаевское училище открыто в 1909 году, учитель - Сергей Павлович Баранов. Канарайское училище открыто в 1912 году, учитель - Михаил Дмитриевич Потехин. Никольское училище открыто в 1907 году, учитель - Елизавета Петровна Шишулина. Петропавловское училище открыто в 1912 году, учительница - Анисья Николаевна Мартынова. Суздалевское училище открыто в 1910 году, учитель - Михаил Михайлович Шницкин. Троицкое училище открыто в 1910 году, учитель Анна Дмитриевна Свищева. Гладко-Горская начальная школа открыта в 1915 году.3 В основном в этих школах учились мальчики, девочек учились единицы. В Абане в 1907 году был открыт один класс для девочек, а всего училось 30 человек. «Учили в школе чтению, письму и счёту. Закон Божий преподавал поп. Батюшка был очень строг: питомцев своих он нередко «потчевал» линейкой по рукам и лбам. После революции 1917 года этот предмет отменили».4 «Абанская начальная школа открыта в селе Абан по улице Большой №64 в 1907 г. Здание деревянное, покрыто дранкой, освещение керосиновое, объём здания 1611,27 кубических метров, высота - 4 метра». Эти данные взяты из «Паспорта» школы за 1947 г. Это было здание бывшей церковно – приходской школы. В воспоминаниях осталось имя учителя Савостьянова Степана Марковича, который уезжал из Абана, чтобы получить учительское образование, а затем снова вернулся. После него работала учительница Елена Кирилловна, но примерно через 2 года она вышла замуж за офицера и уехала. Заметный след в воспоминаниях абанцев оставила учительница Агния Дмитриевна Свищева, приехавшая в село в 1912 году. Она «водилась только с беднотой, за что и была прозвана богатеями «училкой». Раньше неё на два года, в 1910 году, приехала в Абанскую волость старшая сестра Агнии, Анна Дмитриевна Свищева. Её назначили учительницей в деревню Троицкую. Сёстры родились в Красноярске: Анна - в 1895 году, Агния – в 1897. Когда Анне было 6 лет, а Агнии 4 года, родители померли, и дед отдал сирот на воспитание в приют Знаменского монастыря. Когда девочки выросли, дед определил их в Красноярскую церковно - приходскую школу, которая готовила сельских учителей. Сёстры Свищевы работали в Абанской волости до 1917 года. Агния Дмитриевна Свищева. 1916г. Девушки всегда тянулись к борьбе за правду, за справедливость, а поэтому с радостью восприняли известие о том, что в Петрограде в феврале 1917 года совершилась революция. После окончания учебного года, летом 1917 г., Агния и Анна стали делегатами учительской конференции, проходившей в Красноярске, и больше в Абан они не вернулись. Всего к 1917 году в Устьянской и Абанской волостях работало 18 школ (из них церковно-приходских – 5) и 22 учителя.

2. Перемены в школах в связи с установлением Советской власти в 1917 году и гражданской войной.



В уже названной выше книге В.В.Бибиковой имеются данные о том, что «с 1917 года начальная школа в Абане была преобразована в семилетнюю. Это было вызвано тем, что население села Абан увеличилось за счёт переселенцев из Белоруссии, Украины и центральных областей России. Среди переселенцев были люди, которые хотели, чтобы дети их учились в школе, и не только мальчики, но и девочки. С 1917 года в школе обучалось уже 69 учеников. И работал не один, а 5 учителей. После окончания Красноярского учительского института в Абан вернулся Савостьянов Степан Маркович и стал заведующим семилетней школой. Сотникова Александра Петровна окончила высшие внешкольные курсы. Сахаров Владимир Александрович и Окладников Аркадий Георгиевич окончили мужскую гимназию и специального образования не имели. О Скороходове Владимире Павловиче установить данных не удалось.

Фамилия, имя, отчество

Образование

Стаж

Семейное положение

Савостьянов Степан Маркович (заведующий школой)

Крас. учит. институт

25

женат

Скороходов Владимир Павлович










Сахаров Владимир Александрович

Мужская гимназия

5

женат

Окладников Аркадий Георгиевич

Мужская гимназия

1

холост

Сотникова Александра Петровна

Высшие внешкол. курсы

6

замужем

5 Савостьянов Степан Маркович был первым выпускником открывшегося 1 июля 1916 года Красноярского учительского института. По программе института он изучал следующие предметы: Закон Божий, словесность, алгебру, историю, русский язык, арифметику, геометрию, географию, физику, графические искусства, пение, гимнастику. В 7-летней школе преподавались такие же предметы. После 1917 года школа стала более доступна для детей бедняков и батраков. Отдел народного образования Канского уезда издаёт распоряжение сельским советам, чтобы в школы уезда «принимать в первую очередь детей бедняцкого и батрацкого населения, рабочих и служащих. Во вторую очередь - детей середняков и всех остальных - в третью очередь».6 Для школ Уездный отдел народного образования (УОНО) рекомендовал приобретение следующих учебников: «Букварь» (Дмитриев и Осмоловский), «Букварь Солнышко» (Поляков), Книга для чтения второй группы «Красная зорька» (Блонский), «Зелёный шум» для второй и третьей группы, «Арифметический задачник». IV выпуск (Ланков).

Начавшаяся в 1918 году гражданская война принесла голод, разруху и страдания, привела к запустению и закрытию многих школ Абанской волости. Совет Народных Комиссаров РСФСР 23 января (2 февраля по новому стилю) 1918 года издал Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В нём было сказано о том, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается»7. Церкви продолжали работать и в годы гражданской войны, только священники теперь уже никакого отношения к школам не имели: не были заведующими и не преподавали Закон Божий. В школах была введена новая орфография и запрещены телесные наказания. Дети священнослужителей стали работать в светских школах по новым программам. В Ношенской, бывшей церковно-приходской школе, продолжала работать учительницей дочь священника, Ильинская Евдокия Ивановна. В деревню Заозёрку приехала учительница Новикова Анна Евменовна, дочь бывшего дьякона. Анна Евменовна родилась в 1897 г. в селе Симоновка Чаусовского уезда Могилёвской губернии Белоруссии. В 1917 г. окончила Буйнеческую второклассную учительскую школу Могилёвской губернии и работала 6 лет учителем. В Абанский район приехала после окончания гражданской войны и работала в Заозёрновской школе I ступени. В своей анкете она ответила, что является «сторонницей Советской власти».

20 января 1916 г. священник Апанской церкви Лавров Владимир Фёдорович был уволен по старости, на его место назначили двадцатидевятилетнего Неровецкого Димитрия Доримедонтовича. На начало гражданской войны в приходе насчитывалось 17 деревень. По словам Малашина Г.В. ,8 «молодой пастырь «ревностно исполнял свои обязанности по приходу», а с октября 1916 года стал преподавать Закон Божий крестьянским детям в Апанском и Зимниковском одноклассных министерских училищах… К прихожанам относился всегда любовно и дни свобод прожил со всеми в мире и согласии; своей религиозностью и абсолютной трезвостью был для всех примером… Не кланялся ни белым, ни красным, а смотрел только вверх…». Димитрий Неровецкий, как и все священники, с 1918 года не стал учить детей в школах своего прихода. Получал жалование за работу из того, что принесут прихожане. В Апано- Ключах (тогда Апан) в годы гражданской войны находился штаб Апанского фронта, которым командовал Данила Антонович Апанович. 23 февраля по старому стилю (8 марта по новому) 1919 г., по словам автора книги, была произведена расправа над священником. Его схватили и, якобы, по приказу Данилы Апановича убили за деревней Байкан. И до сих пор существует мнение, что расправу над священником учинили большевики. Но я думаю, что не могло быть, чтобы Апанович Д.А. отдавал приказ о казни ни в чём не провинившегося человека, потому что Данила Антонович Апанович был не просто командиром Апанского фронта, а представлял здесь Советскую власть. И, конечно, он знал о «Декрете», принятом в 1918 г. по отношению в церкви и священнослужителям. Из воспоминаний жителей о семье Апановичей известно, что двоюродный брат Д.А. Апановича, Давыд Иванович, в 1921 г. был судим в селе Иланском за бандитизм. Убийство Д.Д. Неровецкого было совершенно именно при участии Давыда Апановича. Подтверждением тому, что Давыд Апанович не был партизаном, является «Список владельцев удостоверений бывших красногвардейцев и красных партизан», составленный в январе 1956 г. Абанским Райисполкомом. В этом списке его фамилии нет, хоть он был живой и проживал в это время и до 1968 года в деревне Байкан Абанского района.

3.Причины закрытия школ в годы гражданской войны.

В этом же, 1919 году, в марте месяце, белогвардейцы сожгли школу в Зимнике, потому что там располагался штаб партизанского отряда. В деревне Суздалево также была разорена и сожжена школа. Церковь, которая стояла рядом со школой, стала для белогвардейцев удобным местом для расстрела партизан, поэтому её сожгли партизаны.

П
Список рабочих и служащих школ и детских учреждений волости за 1921 год»
о документу Абанского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов « Список рабочих и служащих школ и детских учреждений волости» за 1921 год 9я узнала, что в это время в Абанской волости числилось 14 школ, из которых 7 не работало. Предположительно причинами могли быть разруха, нехватка учителей. В документе помещён следующий список школ с пометками.


  1. Абанская – функционирует

  2. Залипьевская – нет

  3. Высоко - Городецкая – нет

  4. Туровская – функционирует

  5. Ивановская – нет

  6. Никольская – функционирует

  7. Апанская – функционирует

  8. Н-Успенская – нет

  9. Суздалевская – нет

  10. Троицкая - нет

  11. Стерлитамакская – функционирует

  12. Зимниковская – нет

  13. Аргунская – функционирует

  14. Ряпинская – функционирует.

4.Учителя на фронтах Гражданской войны.

В учебном пособии по краеведению «История Красноярского края»10 я обратила внимание на следующую информацию: «В застенках белогвардейской контрразведки был замучены видные подпольщики: Агния Свищева, Янина Пекаж и Зинаида Гущик…». В своём исследовании я установила, что Агния Дмитриевна Свищева и её сестра, Анна Дмитриевна, работали учителями в школах Абанской волости до 1917 года, а летом этого же года уехали в Красноярск, чтобы бороться за Советскую власть. Я решила узнать подробности деятельности и гибели Агнии Дмитриевны Свищевой в годы гражданской войны. В музее нашей школы я нашла о ней статью абанского краеведа Михаила Васильевича Фомичёва. Из этой статьи я узнала подробности её жизни в 1917 – 1919 годах. Когда Красноярск заняли белогвардейцы, Агния Свищева «становится агентом Сибирского подполья под именем Антонины Кавригиной…».



Ей «поручали дела, требующие от человека большой отваги и находчивости. В Красноярке она организовывала помощь заключённым большевикам, в Томске охраняла работу Всесибирской конференции большевиков, а в Омске устанавливала связи с партизанами. Товарищей поражало её умение перевоплощаться: то оденется нищей цыганкой в цветастой шали, то кокетливой барынькой, то убитой горем вдовушкой. В таком виде являлась она перед врагами, всякий раз добывая нужные сведения. И не один подпольщик, предупреждённый о грозящей опасности, был обязан ей своей жизнью. Но каждый час, за каждым углом, её тоже подстерегала опасность. Агния хорошо знала это, но поступить иначе не могла. Не могла потому, что ненавидела всей душой проклятый строй, который восстанавливали своими штыками колчаковцы… В эти дни Агния пишет своей сестре Анне Дмитриевне Леушиной (Свищевой): «Душно мне, не могу жить, видя, как кругом льётся кровь, царит произвол пьяной ватаги. Иду в подполье. Пусть лучше скорее расстреляют, чем знать и смотреть, как один за другим гибнут товарищи, а ты являешься молчаливым зрителем».11И Агния Свищева сражается с врагами в одном из коммунистических отрядов на Мариинском фронте. Свищева первая установила связь между подпольем Красноярска и партийной организацией города Омска. Подпольщики вели подготовку к вооружённому восстанию в тылу у колчаковцев. В апреле 1919 г. вместе с группой омских подпольщиков Свищеву арестовали. Но на допросах в тюрьме она не сказала даже свою фамилию и не дала ни одного показания о деятельности своих товарищей. Её расстреляли под чужой фамилией - Антонины Ковригиной. Так погибла талантливая, умная учительница, которая могла бы многое сделать для своих воспитанников, любивших и долго помнивших её. Одним из её учеников в Абане был сын батрака, Миша Шумилов. В 1920 году Михаил Шумилов вступил в комсомол и стал секретарём комсомольской ячейки. В составе отряда частей особого назначения (ЧОН), созданного при Абанской милиции, участвовал в ликвидации белогвардейской банды в селе Верхний Амонаш в 1920 году. «В боевой схватке Михаил был ранен в ногу, но не оставил поле боя, пока не разгромили мятежников».12Михаил Шумилов, как уполномоченный Абанского Волостного комитета РКП (б), ездил по деревням и убеждал крестьян сдавать продналог по зерну, мясу и другим продуктам. Кулаки отказывались платить продналог и не раз грозились убить молодого коммуниста. В 1921 году Михаил Шумилов работал помощником военкома Канского уезда по политической части и готовил допризывников к службе в Красной Армии. После Великой Отечественной войны Михаил Иванович Шумилов работал первым заместителем министров финансов РСФСР. Таким был ученик А.Д.Свищевой. В начале 1919г. в селе Долгий Мост был организован партизанский отряд примерно из 20 человек, которым командовал учитель Михаил Соловьёв. Отряд стал справедливым мстителем для белогвардейских карателей за их расправы с жителями деревень. Приехав однажды в деревню Ивановку Туровского сельсовета, партизаны узнали, что у крестьян пальминовцы отобрали всё, что можно было отобрать, но увезти не успели. Многие жители были избиты шомполами, и тогда партизаны написали поручику Пальмину письмо такого содержания: « Пальмин, хотя ты и большая сволочь, мучаешь и обираешь крестьян, но мы шлём тебе партизанский привет и спасибо, что стараешься заготовлять для нас продовольствие и фураж …Старайся и дальше. Командир Соловьёв, секретарь Жуков». После этого Пальмин затаил злобу на Соловьёва. Он устроил засаду около деревни Пушкино, где отряд Соловьёва планировал сделать удобную позицию, препятствующую продвижению белогвардейцев к Долгому Мосту. В своём исследовании М.В. Фомичёв описал последний бой Михаила Соловьёва. Он произошёл 8 апреля 1919г. Отряд внезапно атаковали белые. Силы были неравны. «Партизаны, отстреливаясь, начали отступать. Соловьёв, выскочив из дома, сначала в воротах сшиб с лошади, а за тем из нагана убил офицера, но сам был убит белогвардейцем. В сеновале этого же дома нашли ещё двух партизан, которых тут же зверски закололи штыками».13Изрубленные на куски тела Михаила Соловьёва и его товарищей - партизан, каратели погрузили на телегу, сверху положили записку, где сказано было о том, что это «мясо для партизанской армии». Телега была отправлена в Долгий Мост. Так колчаковцы ответили на «письмо», которое было отправлено Михаилом Соловьёвым Пальмину. Останки учителя Михаила Соловьёва были похоронены в селе Долгом_Мосту. В настоящее время могила утрачена, но имя героя гражданской войны носит одна из улиц села.

5. Участники Гражданской войны - учителя Абанских школ.

К 1920 году партизаны вместе с Красной Армией изгнали колчаковцев с территории Устьянской, Ношенской, Абанской и Долгомостовской волостей. Нужно было учить детей, восстанавливать школы. В школу пришли работать участники гражданской войны.



В
Окладников Илья Ермолаевич ( 1887 – 1944 г.г.)
январе 1920 года учителем в Абанскую школу I ступени приехал работать участник гражданской войны Марьев Иван Ефимович, 1900 года рождения. Он до войны закончил Канское высшее начальное училище, служил в Белой Армии писарем на Минусинском фронте, а с апреля 1919 года перешёл в Красную Армию. Осипов Николай Иванович - бывший рабочий Петроградского шпалоделательного завода, участник Великой Октябрьской революции. После окончания учительской семинарии поступил в Красную Гвардию и в составе Красной Армии в 1921 году прибыл в Канский уезд. В это время представители Канского Уездного Отдела Народного Образования под руководством бывшего тасеевского партизана Ивана Анисимовича Вашкорина обратились в 5-ую армию с просьбой к красногвардейцам, имевшим учительское образование, чтобы они пошли работать в школы учителями. Красногвардеец, кандидат в члены Российской Коммунистической партии большевиков (РКП (б), Осипов Николай Иванович, по его желанию был направлен работать учителем в Туровскую школу Абанской волости. Из Красной Армии пошёл работать учителем комсомолец Алёшкин Василий Андреевич, 1902 года рождения. Начинал свою работу в деревне Верхний Амонаш Амонашевской волости, а с 1921 года работал в деревне Петропавловка Абанской волости. Астафьев Иван Федорович – родился в 1904 году в деревне Казнеевка Ульяновской губернии Ардатовского уезда в крестьянской семье. Сначала учился в сельской школе, но её не закончил из-за того, что началась гражданская война. В 1921 г. вступил в комсомол. В 1922 году был в составе частей особого назначения (ЧОН). После окончания гражданской войны приехал работать в Абанскую волость. Был назначен библиотекарем в Абанскую библиотеку, затем приглашён на работу секретарём в Абанский сельский совет и Абанским райисполкомом направлен сельским избачом в село Долгий Мост. Окладников Илья Ермолаевич родился 12 июля 1887 года в деревне Тайнинская Канского уезда в крестьянской семье. В 1897г. учился грамоте в своей деревне у ссыльнопоселенца И.П.Смирнова, в 1898г. продолжил учёбу в Ношинской церковно-приходской школе, а с 1899 по 1902 год в открывшейся Тайнинской Министерской одноклассной школе. Благодаря хорошей подготовке учителем Н.Г.Мармышевым и своим способностям, выдержал экзамены и был принят стипендиатом в Красноярскую учительскую семинарию, где обучался с 1903 по 1907г. После её окончания учительствовал в начальных школах Приенисейского края: Ентаульская Большемуртинского района (1907-1909 г.г.), Тальская (1910г.), Александровская ( 1910 – 1914, 1917-1919 г.г.) и Тайнинская ( 1919 – 1922 г.г.) Канского района, Ношинская ( 1922 – 1926, 1933 – 1934 г.г.), Апано-Ключинская НСШ ( 1934 – 1944 г.г., директор) Абанского района. С 1914 по 1917г. служил в Армии в качестве солдата-санитара. В 1917 году по болезни в звании фельдшерского прапорщика был уволен со службы в армии и возвратился на учительскую работу. Это был 1919 год. В «Автобиографии» из «Личного дела» я узнала дальнейшие вехи биографии И.Е.Окладникова : «В 1919 году продолжил работу в Тайнинской школе Канского района. Здесь же был избран в члены Тайнинского ревкома. В 1922г. переехал в Ношенскую школу Абанского района, где избран был председателем ревизионной комиссии Ношенского сельсовета. В 1926г. перевёлся в Ашпатскую школу Канского района, где избран был в члены сельского совета, а 1929 г. в члены ревкомисии сельского совета.В 1933 г. снова вернулся в Ношенскую школу Абанского района, в 1934 перевёлся работать в Апано-Ключинскую школу. …Неоднократно премирован за учительскую работу, в 1939 г. СНК РСФСР присвоил Окладникову Илье Ермолаевичу звание Заслуженного учителя школы (первому в Абанском районе). Президиумом Верховного совета СССР награждён орденом Владимира Ильича Ленина. С 18 сентября - 1939г. директор Апано-Ключинской школы. 24 декабря 1939 г. избран депутатом Районного Совета трудящихся. С 1936г. - член президиума Абанского райисполкома». 14

В 1920 г. Канский уездный отдел народного образования (УОНО) возглавлял Иван Анисимович Вашкорин. В «Енисейском энциклопедическом словаре» имеется о Вашкорине И.А. следующая информация: годы жизни 1981-1970 гг., «Бывший священник, тасеевский партизан… В 1920 – военный комиссар Канского уезда, большевик. Иван Анисимович Вашкорин Редактор газеты «Красная звезда» Канского уревкома (1920). В дальнейшем на хозяйственной работе. Умер в Красноярске. Боровец В.С.»15Судьба этого человека необычна. Родился в семье крестьянина Вятской губернии. В 1899 г. окончил учительскую второклассную школу, после чего работал 12 лет учителем. В 1922г. после окончания шестимесячных курсов священников был отправлен Сибирь для богослужения. Служил священником в селе Сухово близ Тасеево.… В сентябре 1917 г. вступил в большевистскую партию. В своих проповедях призывал крестьян к борьбе за справедливость и светлую жизнь. Красноярская губернская епархия лишила Вашкорина сана священника и отлучила его от церкви. Вашкорин стал организатором и одним из руководителей Тасеевской партизанской республики. В июне 1920г. Иван Анисимович Вашкорин был делегатом Всероссийского совещания ответственных работников деревни, проходившем в Москве. На этом совещании он увидел и услышал Владимира Ильича Ленина.



6. Меры Советской власти по восстановлению работы школ в 1920-1922 годах.

По данным исследования Бибиковой В.В. « заведующий Губернским отделом народного образования М.Е Золотарёв писал, что «по переписи 1920 года уровень грамотности в Енисейской губернии выражается в следующих цифрах: по городам процент грамотных к общему числу жителей равняется 58 % …, а в деревне - только 16% . детей по городам обучалось 56,3% …, а в деревне 14,9% . Работа в сфере образования предстояла огромная».16Эти слова подтверждаются воспоминаниями политического ссыльного Осипа Ароновича Пятницкого, который во время ссылки 1915-1917 гг. проживал в деревне Федино, располагавшейся на Бирюсе. Он писал, что в деревне тогда было не больше 40 дворов. «Деревня была поголовно безграмотной в буквальном смысле этого слова. Мальчики очень рано впрягались в работу, а девочкам грамота была «не для чего». Школа была далеко, в 50 верстах от Федино, в деревне Яр, никто из фединцев своих детей туда не посылал. Единственный в деревне грамотный, кроме ссыльных, был стражник Роман Петрович Благодацкий». То же самое наблюдалось и в других населённых пунктах Абанской волости, но желание получить хотя бы азы образования у населения было огромным. Волисполкомом Абанской волости в 1920 -21 году были предприняты меры для того, чтобы возобновить работу оставшихся школ. «В Списке учителей волости за 1921 год» числится 17 человек.



  1. Савостьянов Степан Маркович

Абан

учитель

40 лет




  1. Белоголовкин Александр

Турово

учитель

24года

16.09.21

  1. Воропаев Илларион

Троицкая

учитель

40 лет




  1. Богданов

Стерлитамак

учитель

18 лет




  1. Фурманчик Александр

Абан

Учитель взрослых

30 лет

20.01.21

  1. Кузнецов Павел

Абан

учитель

18 лет




  1. Якубовский Никифор

Абан

учитель

25 лет

1.01.21г.

  1. Задорошко Параскева




учитель

18 лет

9.09.21

  1. Ощепкова Александра

Абан

учитель

18 лет




  1. Заоская Мария

Апан

учитель

18 лет

21.09.21

  1. Вайтман Иоганнес

Кипелый (Ряпино)

учитель

40 лет




  1. Вайтман Иоганна

Кипелый

учитель

40 лет




  1. Сакаев Касым

Стерлитамак

учитель

18 лет




  1. Гоманова Евдокия

Абан

учитель

18 лет




  1. Осипов Николай Иванович

Турово

учитель

25 лет




  1. Чиртков Антон

Апан

учитель

18 лет

4.11.21

  1. Юманов ГригорийПрокофьев

Аргун

учитель

25 лет

7.12.21

17 Из этой таблицы можно сделать такие выводы: во-первых, из 17-ти учителей 11 было 25-ти и 18-ти лет, то есть молодёжь, которая пришла работать в школу впервые после окончания гражданской войны; во-вторых, учебный год в некоторых школах начался не в сентябре, как положено, а в январе, ноябре и декабре. Кроме школ, для дела просвещения населения 1921 году были организованы избы-читальни и пункты ликвидации безграмотности (ликбезы и ликпункты). В «Списке курсантов по подготовке ликвидаторов безграмотности» числится 20 человек. Все они жители деревень, где открывались ликбезы. В Абане после окончания курсов в ликбезе работали Туров Георгий Семёнович, Крячкова Александра, Богданкевич Исидор. В деревне Никольская – Астафьев, Карташова Дарья. В деревне Петровке - Кузнецова Ирина. В Турово – Гернега Павел. В Долженково – Поляков Исидор. В д.Троицкая - Ничиков Александр, в Апане – Кулаков Григорий, Чертков Антон, в Молоканке – Харитоненко Нестор, в Покровке – Турков Василей, Быстровке – Бычков Дмитрий, в Таре – Комаров Максим, Монид Довыд, в Плахино- Погорельский Иван, в деревне Федино – Благодацкий Роман Петрович, в деревне Троицк – Шереметов Демьян, в деревне Заозёрновская - Борковская Анна. Из них впоследствии стали учителями Благодацкий Роман Петрович ( в Федино), Идрисов Абдула Мамалиевич ( в Стерлитамаке), Карташова Дарья Ивановна ( в Заозёрке), Гернега Павел Захарович ( в с.Турово) 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Значение народного образования для нового Советского государства.

Во время гражданской войны люди поняли, что неграмотные, забитые, тёмные крестьяне нужны были власти, как послушные рабы. Нельзя было забыть кровавых событий этой войны. Теперь крестьяне уже не рассуждали так, что учиться должны только мальчики, а девочкам это не обязательно. По словам В.В. Бибиковой, учиться хотели и молодые, и старые. После гражданской войны из 14 школ Абанской волости 7 не работало, и государство принимало меры к тому, чтобы вернуть школы народу и обеспечить их учителями. Для этого направлялись средства, под школы приспосабливались дома зажиточных крестьян, церковные здания и открывались срочные курсы по подготовке «ликвидаторов безграмотности».

Выводы

Я думаю, что достигла поставленных целей.



1. Проведя исследование, установила, что школы в гражданскую войну не работали совсем или работали с перебоями. Некоторые были сожжены белогвардейцами. В этой борьбе участвовали и погибали лучшие из учителей, такие, как Агния Дмитриевна Свищева, Михаил Соловьёв. Учителя были примером для своих учеников и на фронтах войны, и в труде (такие, как Илья Ермолаевич Окладников, Иван Анисимович Вашкорин). Но эта война была вынужденной необходимостью в борьбе народа за лучшее будущее.

2. В Абанском районе в настоящее время работает 14 школ ( столько же, сколько их было на начало ХХ века). Есть школы, с численностью учащихся менее 50 человек, которым грозит закрытие. 6 ноября нынешнего года в нашем районе с рабочей поездкой побывала советник губернатора Красноярского края Валентина Васильевна Бибикова. Она посетила 3 малокомплектных школы: в посёлке Чигашет, в селе Апано-Ключи и посёлке Почет и встретилась с учителями, родителями, школьниками. Решается вопрос о том, как работать дальше малокомплектным школам или их совсем закрыть, потому что нет учеников. Мне кажется, что это неправильно: если будут закрывать школы, то не станет деревень. А если не будет деревень, то и городу не выжить. Без школ народ будет безграмотный и бескультурный. Получается, что в начале ХХI века, мы вернулись к тому, с чего начинался ХХ век, когда открывались школы (их, было к 1917 году только 18), и делало первые шаги абанское просвещение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абанскому району- 80 лет. Документальная книга-альбом .- 2004г.- с.36

2.Педагогические кадры в Приенисейском крае в 20-е годы ХХ века./ В.В. Бибикова.- Красноярск: Версо, 2011. с. 8, 292, 267, 268, 271-272,

3.Абанский муниципальный архив. Паспорта начальных школ Абанского района. Абанская начальная школа №1 .- Ф. №Р-65, оп.- №1, д.-№1

4.Абанский муниципальный архив. Абанский волостной совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Исполнительный комитет. Ф.№Р-267 /107 оп.1, д.20, л. 12

5.Совет Народных Комиссаров РСФСР 23 января (2 февраля по новому стилю)1918 года издал Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». - http://ru.wikisource.org/wiki

6.Малашин Г. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2001 гг.- Красноярска: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011. с297-298

7.Абанский муниципальный архив. Абанский волостной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Список рабочих и служащих школ и детских учреждений волости за 1921 год Ф.№Р- 267/ 107, оп.- 2 , д.- 6, л. 6

8.История Красноярского края. - Красноярск, 1967г.- с.150

9.Фомичёв М. Агния Дмитриевна Свищева.- Красное знамя .-1986 г.- 10 ноября

10.Это начиналось так (Сост.А.И. Толстихина и К.И. Самарский.-Красноярск: Кн. Изд-во, 1981.- 148

11.Фомичёв М. «Разгром колчаковщины в Енисейской губернии и установление Советской власти на Абанской земле». - Газета «Красное знамя» Абанского района, 1987г.

12.Абанский муниципальный архив. Абанский райисполком. Личное дело на депутата районного совета Окладникова Илью Николаевича. Ф.№-1 оп.№2 д. 272 л.1+(облож).

13.Вашкорин Иван Анисимович. - Енисейский энциклопедический словарь / Гл. редактор Н.И. Дроздов.- Красноярск: КОО Асоциация «Русская энциклопедия», 1998.- с. 98

14.Абанский муниципальный архив. Абанский волостной совет рабочих крестьянских и красноармейских депутатов. Исполнительный комитет. Списки рабочих и служащих школ и детских учреждений волости. 19 января – 20 декабря 1921 года.- Ф. №267/ 107 . оп-2, д. 6 , л. 2,4-5.Список курсантов, окончивших курсы по подготовке учителей по ликвидации безграмотности

15. Советник губернатора побывала в самой отдалённой школе района. - Красное знамя. - 2013 г. – 22 ноября



1 Абанскому району- 80 лет. Документальная книга-альбом .- 2004г.- с.36

2 Педагогические кадры в Приенисейском крае в 20-е годы ХХ века./ В.В. Бибикова.- Красноярск: Версо, 2011. с. 8

3 Педагогические кадры в Приенисейском крае в 20-е годы ХХ века./ В.В. Бибикова.- Красноярск: Версо, 2011. с. 8

4. Абанский муниципальный архив. Паспорта начальных школ Абанского района. Абанская начальная школа №1 .- Ф. №Р-65, оп.- №1, д.-№1

5 Педагогические кадры в Приенисейском крае в 20-е годы ХХ века./ В.В. Бибикова.- Красноярск: Версо, 2011. с. 292

6 Абанский муниципальный архив. Абанский волостной совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Исполнительный комитет. Документы ,инструкции, отчёты, сведения, переписка о ликвидации безграмотности среди населения волости. Ф.№Р-267 /107 оп.1, д.20, л. 12

7Совет Народных Комиссаров РСФСР 23 января (2 февраля по новому стилю)1918 года издал Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». http://ru.wikisource.org/wiki

8 Малашин Г. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2001 гг.- Красноярска: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011. с297-298

9 Абанский муниципальный архив. Абанский волостной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Список рабочих и служащих школ и детских учреждений волости за 1921 год Ф.№Р- 267/ 107, оп.- 2 , д.- 6, л. 6

10 История Красноярского края .-Красноярск, 1967г.- с.150

11 Фомичёв М. Агния Дмитриевна Свищева.- «Красное знамя.-1986 г.- 10 ноября

12 Это начиналось так (Сост.А.И. Толстихина и К.И. Самарский).-Красноярск: Кн. Изд-во, 1981.- 148

13 Фомичёв М. «Разгром колчаковщины в Енисейской губернии и установление Советской власти на Абанской земле». - Газета «Красное знамя» Абанского района 1987г

14 Абанский муниципальный архив. Абанский райисполком. Личное дело на депутата районного совета Окладникова Ильи Николаевича. Ф.№-1 оп.№2 д. 272 л.1+(облож).

15 Енисейский энциклопедический словарь / Гл. редактор Н.И. Дроздов.- Красноярск: КОО Асоциация «Русская энциклопедия», 1998.- стр98

16 Бибикова В.В. Педагогические кадры в Приенисейском крае в 20-е ХХ веке. (Красноярск :Версо , 2011 страница 267

17Абанский муниципальный архив. Абанский волостной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Исполнительный комитет. Списки рабочих и служащих школ и детских учреждений волости.- Ф. №267/107, оп. – 2, д. – 6, л.-2

18 Абанский муниципальный архив Абанский волостной совет рабочих крестьянских и красноармейских депутатов. Исполнительный комитет. Списки рабочих и служащих школ и детских учреждений волости. 19 января – 20 декабря 1921 года.- Ф. №267/ 107 . оп-2, д. 6 , л. 4-5.Список курсантов, окончивших курсы по подготовки учителей для ликвидации безграмотности

  • Полное название темы работы
  • Тип работы Исследовательская работа Возрастная номинация
  • Фамилия имя автора, авторов Рукосуева Дарья Территория
  • Класс 10 «А» Место выполнения работы
  • Руководитель
  • Научный руководитель Ответственный за корректуру текста работы