Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Школа Шарко дала первые импульсы развитию психотерапии неврозов




страница1/5
Дата22.03.2017
Размер0.5 Mb.
  1   2   3   4   5



Психоанализ.

Школа Шарко дала первые импульсы развитию психотерапии неврозов.

Фрейд заложил основы психологии неврозов. Его учение исходило из практического опыта лечения неврозов, т.е. из опыта применения метода, который он назвал психоанализом. Уже во времена Шарко знали, что невротический симптом носит «патогенный» характер, т.е. исходит от души. Знали также, что любой истерический симптом мог быть вызван с помощью суггестии. Знали о психомеханических условиях нарушений функций истерического характера, как анестезия, парез, паралич и амнезия. Но не было известно, каким образом коренится в душе истерический симптом. В начале 80-х Брейер сделал открытие, которое стало началом новой психологии. У него была молодая пациентка, которая страдала истерией: сковывающий паралич руки, возникающий время от времени, сумеречные состояния сознания. Он заметил, что когда он заставлял пациентку во время ее искусственно вызванных сумеречных состояний рассказывать о своих воспоминаниях, то ее состояние улучшалось. Это наблюдение он использовал для дальнейшего лечения (лечение разговором).

Отсюда произошло учение о травмах, согласно которому истерический симптом имеет своим источником душевные травмы, следы которых неосознанно сохраняются годами.

Вывод: интенсивность травмы сама по себе малозначительный патогенный фактор, но сама травма имеет для пациента особое значение, т.е. нельзя сказать, что шок сам по себе при любых обстоятельствах имеет патогенный характер, - напротив, чтобы оказать свое действие, он должен сочетаться с некоторой особой психологической предрасположенностью, которая при определенных обстоятельствах выражается в том, что пациент бессознательно придает шоку особое значение.

Накопленный опыт показывает, что во всех случаях наряду с травматическими жизненными событиями имеют место особого рода нарушения, относящиеся к сфере эротики.

Фрейд искал причины неврозов в травматических событиях, но теперь центр тяжести сместился в другую сторону, чем определяется патологический характер реакции на травму. На основании тезиса, было сделано предположение, что помимо травмы имеет место нарушение в сфере эротики. Чтобы проявилось нечто ранее не осознававшееся, необходим толчок, т.е. травма, а именно – существенный эротический конфликт. Тем самым травма теряет свое исключительное значение, и место учения о травмах занимает более глубокая объемлющая концепция, где в качестве патогенного фактора предстает эротический конфликт. Любовь, ее проблемы и ее конфликты имеют фундаментальное значение для человеческой жизни, и они гораздо важнее, чем предполагает индивидуум.
II.

Теория Эроса


При неврозе имеют место две тенденции, строго противоположные друг другу, и одна из них бессознательна.

Невроз связан с проблемой эпохи представляющей собой неудавшуюся попытку индивида в себе самом разрешить всеобщую проблему. Невроз есть разлад с самим собой. Основой этого разлада становится то, что сознание хотело бы придерживаться своего морального идеала, бессознательное же стремится к своему аморальному идеалу, который сознание хотело бы отвергнуть.

Исходя из этого, рассмотрим психоаналитическую технику и проблему терапии.

Что касается первой техники, то речь идет о следующем вопросе: как мне кратчайшим и вместе с тем эффективным путем прийти к знанию о бессознательных событиях в жизни пациента? Первоначальный метод был гипнотическим: либо опрос в состоянии гипнотической концентрации, либо спонтанное продуцирование фантазий со стороны пациента. По сравнению с современной техникой этот метод примитивен и часто неудовлетворителен.

Второй метод – метод ассоциаций. Показывает наличие конфликтов в форме так называемых комплексов эмоционально представлений.
Но наиболее важным методом является анализ сновидений. Согласно Фрейду есть бессознательные желания, в которых человек предпочитает не признаваться себе, и именно такие желания – подлинный источник сновидения.

Определенный слой бессознательного содержит в себе все то, что из реминисценций утрачено в воспоминании, и далее, все то, что из инфантильных побуждений уже не может найти реализации во взрослой жизни.

Девушке снится, что мать умирает. На самом деле девушка очень любит свою мать и не понимает значения подобного сна. Оказывается, что ее инфантильное желание быть с отцом, проявляющееся теперь во сне передает ее нынешнее желание выйти замуж.

Сновидение часто имеет дело с деталями по видимости нелепыми или же оно с внешней стороны кажется настолько непонятным, что нам всегда приходится преодолеть некоторое сопротивление, прежде чем терпеливым трудом распутать его хитросплетения.

На первый взгляд ничего не значащий сон имеет чаще всего глубокое значение.

Анализ сновидений ведет к глубочайшим тайнам личности, благодаря чему он является бесценным инструментом в руках врача и воспитателя души.


Фрейдовское направление исследований стремилось доказать, что эротический, соответственно сексуальный, момент имеет всецело преобладающее значение при возникновении патогенного конфликта. Согласно этой теории имеет место коллизия между тенденцией сознания и аморальным, несовместимым с ней бессознательным желанием. Бессознательное желание инфантильно, это значит, что оно происходит из детства и никак не может приспособиться к сегодняшнему дню, почему оно и вытесняется, и притом из моральных соображений. У невротика душа ребенка, который плохо переносит преднамеренные ограничения, смысла которых он не понимает; он, правда, стремится усвоить мораль, однако оказывается тем самым в разладе с самим собой, хочет, с одной стороны, подавить себя, а с другой – освободиться, - и эту борьбу называют неврозом.

Психоанализ высвобождает животные инстинкты, однако он делает это не для того, чтобы предоставить им необузданную свободу, а для того, чтобы подчинить их порядку осмысленной целостности.

Фрейдовская концепция была настолько проникнута убеждением в основополагающей, даже исключительной роли сексуальности в неврозе, что она, будучи последовательной, мужественно нападала на современную сексуальную мораль – не санкционированная правом форма любви аморальна, и неважно, кто вступает в такие отношения – достойные люди или подонки.

Однако дело не так просто. Эротика – дело темное и всегда остается таковым. С одной стороны, она относится к исконной животной природе человека, которая будет существовать до тех пор, пока человек обладает животным телом. С другой стороны, она, однако, родственна высшим формам духа. Но она расцветает лишь тогда, когда дух и инстинкт находятся в гармоничном соответствии друг с другом. Если в ней отсутствует тот или иной аспект, то это наносит ущерб или по меньшей мере приводит к несбалансированной односторонности, которая легко переходит в патологию.

Эротика есть в основе своей то сверхмогущественное, которое, подобно природе, позволяет овладевать собой и использовать себя, ка если бы оно было бессильны. Однако триумф над природой дорого оплачивается. Природа не нуждается ни в каких принципиальных заявлениях, а удовлетворяется терпением и мудрой мерой.

Эрос не есть вся заключенная в нас природа в целом, но по крайней мере это один из ее главных аспектов. Таким образом, сексуальная теория невроза, выдвинутая Фрейдом, базируется на истинном и фактическом принципе. Однако ошибка ее состоит в односторонности и ограниченности исключительно этим принципом, а кроме того, она совершает неосторожность, стремясь схватить неуловимый Эрос с помощью своей грубой сексуальной терминологии.

В более пожилом возрасте Фрейд признал, что его теория страдает неуравновешенностью, и противопоставил Эросу, который он обозначает как либидо, инстинкт разрушения или, соответственно, смерти. Цель первого – устанавливать все большие единства, а тем самым сохранять, т.е. связывать; цель второго – напротив, разлагать связи и тем самым разрушать вещи…

III.

  1   2   3   4   5

  • Теория Эроса