Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Школа олимпийского резерва готовимся к олимпиаде по истории 7 класс. Максимальная оценка – 100 баллов Время на подготовку – 2 часа




Скачать 441.78 Kb.
страница1/2
Дата26.06.2017
Размер441.78 Kb.
  1   2
ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ

7 класс.

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 00 минут – максимальная оценка 58 баллов

1. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите

«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 2 балла за правильный ответ, максимальный балл — 12.)

1. Русский язык относится к славянской языковой группе.

2. Основными торговыми путями славян в древности были караванные тропы.

3. О призвании варягов на Русь не упоминается в «Повести временных лет».

4. Андрей Боголюбский был убит в результате заговора бояр.

5. Поход Игоря Святославовича против половцев в 1185 году был удачным.

6. Митрополит Пётр переехал из Владимира в Москву при Иване Калите.




1

2

3

4

5

6




















2. Соотнесите даты и события. Для этого соедините в ответе соответствующие цифру и букву. Ответ оформите в виде таблицы. (По 2 балла за правильный ответ, максимальный балл — 8.)


Дата


Событие

1. 945 г.


А. Крещение Руси.

2. 988 г.


Б. Убийство Игоря древлянами.

3. 1037 г.


В. Утверждение митрополии в Киеве.

4. 1097 г.


Г. Смерть Ярослава Мудрого.

5.


Д. Съезд князей в Любече.




1

2

3

4

5













-


3. Определите, из какого произведения взят отрывок. (По 4 балла за правильный от-

вет, максимальный балл — 16.)



А. ...И стал воевать царь… окаянный… землю, и пошел ко граду…. И осадил град, и

бились пять дней неотступно… Войско переменялось, а горожане бессменно бились. И

многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой

день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с

бесчисленными лестницами — и взяли град… месяца декабря в двадцать первый день...

Б. ...Сей князь… родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более все-

го — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк:

«Так говорит Господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»...

В. «Господин князь великий ….! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр рязанских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным … двести пятьдесят три тысячи».

Г. «В лето 6983 (...) Того же году обретох написание Офонаса тверитина купца, что былъ в Ындее 4 годы, а ходил, сказывает, с Василием Папиным. Аз же опытах, коли Василей ходил с кречаты послом от великого князя, и сказаша ми - за год до казанского похода пришел из Орды, коли князь Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. Се же написано не обретох, в кое лете пошел или в кое лете пришел из Ындея, умер, а. сказывают, что, деи, Смоленьска не дошед, умер. А писание то своею рукою написал, иже его рукы те тетрати привезли гости к Мамыреву Василию, к дияку к великого князя на Москву.»
1. «Задонщина»

2. «Хождение за три моря»

3. «Повесть о житии Александра Невского».

4. «Повесть о взятии Рязани Батыем».



А

Б

В

Г















4. Дайте определения понятиям. (По 2 балла за правильный ответ, максимальный

балл — 10.)

1. Баскак — _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Посадник — ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Тиун — __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Тысяцкий — ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Боярин — ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



5. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. (По

1 баллу за ряд, максимальный балл – 4.)

1. 1595 г., 1743 г., 1721 г., 1809 г. — _________________________________________

2. 1798 г., 1805 г., 1806 г., 1812 г. — _________________________________________

3. 1547 г., 1584 г., 1598 г., 1613 г. — _________________________________________

4. 1601 – 1603 гг., 1670 – 1671 гг., 1773 – 1775 гг. — ___________________________

6. Исключите лишнее и объясните. (По 1 баллу за верное исключение и по 1 баллу за верное объяснение. Всего – 8 баллов).

1. С. Дежнев, В Атласов, В Беринг, Е.Хабаров. — _____________________________

2. А. Рублев, Ф. Грек, А. Фиорованти, Дионисий — ___________________________

3. 1801 г., 1825 г., 1853 г., 1881 г. — _________________________________________

4. 980 г., 1037 г., 1326 г., 1589 г. — __________________________________________


8 класс.

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 00 минут – максимальная оценка 58 баллов
1. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите

«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 2 балла за правильный ответ, максимальный балл — 12.)

1. Окончательно крестьяне были закрепощены Соборным уложением 1649 года.

2. Россия присоединила Украину в средине XVI века.

3. Степан Разин был богатым запорожским казаком.

4. После восстания Емельяна Пугачева реку Яик переименовали в Урал.

5. «Хожение за три моря» было написано тверским купцом Афанасием Никитиным.

6. Жалованная грамота дворянству запрещала телесные наказания дворян.



1

2

3

4

5

6





















2. Соотнесите даты и события. Для этого соедините в ответе соответствующие цифру и букву. Ответ оформите в виде таблицы. (По 2 балла за правильный ответ, максимальный балл — 8.)

Дата Событие

1. 945 г.


А. Крещение Руси.

2. 988 г.


Б. Убийство Игоря древлянами.

3. 1037 г.


В. Утверждение митрополии в Киеве.

4. 1097 г.


Г. Смерть Ярослава Мудрого.

5.


Д. Съезд князей в Любече.



1

2

3

4

5

















3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду. (По 2 балла за ряд, максимальный балл – 8.)

1. Искоростень, Новгород, Ростов, Смоленск, Царьград — ________________________

_____________________________________________________________________________

2. Велес, Дажьбог, Посейдон, Перун, Лада — ______________________________

_____________________________________________________________________________

3. Икона, амулет, лампада, риза, кадило — __________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Вятичи, древляне, кривичи, поляне, булгары — ____________________________

_____________________________________________________________________________
4. Из предложенных географических названий проследите торговый путь «из варяг в греки». Путь проходил с севера на юг. (За каждый правильный ответ — 1балл, максимальный балл — 10.)

Константинополь, Ладожское озеро, озеро Ильмень, река Волхов, река Днепр, река Ловать, река Западная Двина, Финский залив, Черное море, волоки.


____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
5. Дайте определения понятиям. (По 2 балла за правильный ответ, максимальный

балл — 6.)

1. Баскак — _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Посадник — ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Тысяцкий — ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


6. Определите, из какого произведения взят отрывок. (По 4 балла за правильный от-

вет, максимальный балл — 16.)



А. ...И стал воевать царь… окаянный… землю, и пошел ко граду…. И осадил град, и

бились пять дней неотступно… Войско переменялось, а горожане бессменно бились. И

многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой

день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с

бесчисленными лестницами — и взяли град… месяца декабря в двадцать первый день...

Б. ...Сей князь… родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более все-

го — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк:

«Так говорит Господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»...

В. «Господин князь великий ….! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр рязанских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным … двести пятьдесят три тысячи».

Г. «В лето 6983 (...) Того же году обретох написание Офонаса тверитина купца, что былъ в Ындее 4 годы, а ходил, сказывает, с Василием Папиным. Аз же опытах, коли Василей ходил с кречаты послом от великого князя, и сказаша ми - за год до казанского похода пришел из Орды, коли князь Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. Се же написано не обретох, в кое лете пошел или в кое лете пришел из Ындея, умер, а. сказывают, что, деи, Смоленьска не дошед, умер. А писание то своею рукою написал, иже его рукы те тетрати привезли гости к Мамыреву Василию, к дияку к великого князя на Москву.»
1. «Задонщина»

2. «Хождение за три моря»

3. «Повесть о житии Александра Невского».

4. «Повесть о взятии Рязани Батыем».



А

Б

В

Г













9 класс.

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 00 минут – максимальная оценка 60 баллов
1. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите

«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 10.)

1. Впервые татаро-монголы появились у русских границ в 1223 г.

2. Князь Даниил Московский был четвертым, самым младшим, сыном Александра Невского.

3. Титул «канцлера» неофициально в XVII веке носил глава Польского приказа.

4. Первый большой военный корабль был построен в правление Петра Великого.

5. Санкт-Петербург, ставший столицей в 1712 г., уже к 1725 г. был самым большим го-

родом Российской империи.

6. Иван I носил прозвище Калита.

7. Самая долгая война в истории России – Северная война 1700 – 1721 гг.

8. За все время Великой Отечественной войны германский вермахт так и не смог преодолеть всю границу СССР.

9. Москва стала столицей Советской России сразу после Октябрьской революции в 1917 г.

10. Буква «Ё» появилась в русском алфавите только после 1922 года.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































2. Соотнесите имена авторов с веком, в который они творили. Для этого соедините

в ответе соответствующие цифру и букву. Ответ оформите в виде таблицы. (По 2 баллу за

правильный ответ, максимальный балл — 10.)

Автор

Век

1. Андрей Курбский



А. XI

2. Даниил Заточник


Б. XII

3. Григорий Котошихин


В. XIII

4. Владимир Мономах


Г. XVI

5. Митрополит Иларион

Д. XVII




1

2

3

4

5

















3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. (По 1 баллу за ряд, максимальный балл – 4.)

1. 1648 г., 1650 г., 1662 г., 1670 г. — _________________________________________

2. 1798 г., 1805 г., 1806 г., 1812 г. — _________________________________________

3. 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. — _________________________________________

4. 988 г., 1037 г., 1326 г., 1589 г. — __________________________________________
4. Расшифруйте устоявшиеся в истории выражения. (По 1 баллу за каждую правильную формулировку, максимальный балл — 6.)

1. «Азовское сидение» — _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Ближняя Дума» — __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Столыпинский вагон» — ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. «Матерь Полтавской баталии» — ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. «Мать городов русских» — ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. «Брусиловский прорыв» — ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

5. Назовите автора высказывания и события, с которыми высказывание связано. (За

каждый правильный ответ — 2 балла, максимальный балл — 6.)

1. «Не в силе Бог, а в правде» — _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Кто сказал — отступление?» — _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Не за Петра сражаетесь, а за Отечество ему врученное» — ________________________

_____________________________________________________________________________



6. Определите, о каком государственном деятеле говорится в биографической справке. (По 4 балла. Максимальный балл — 8.)

1. Родился в семье офицера. В 1756 поступил в гимназию Московского университета, откуда был исключен (1760). Записанный в гвардию ещё в 1755, П. за участие в дворцовом перевороте 1762, возведшем на престол Екатерину II получил чин подпоручика гвардии. В 1767 участвовал в работе Уложенной комиссии. За отличие в русско-турецкой войне 1768-74 получил чин генерала. После сближения с Екатериной II (1770) был назначен вице-президентом Военной коллегии, возведён в графское достоинство, назначен генерал-адъютантом (1774) и определён шефом иррегулярных войск. Проявив себя талантливым администратором, стал ближайшим помощником императрицы. В 1783 реализовал свой проект присоединения Крыма к России, получив за это титул светлейшего князя Таврического. Способствовал освоению Северного Причерноморья и строительству в этом крае Херсона, Николаева, Севастополя и Екатеринослава. Под его руководством осуществлялось строительство на Чёрном море военных и торговых флотов. В 1784 назначен президентом Военной коллегии.


Правильный ответ: ________________________________________________

2. Родился в 1578 г., в Москве, похоронен в 1642 г., в Суздале, государственный и военный деятель России, князь. Происходил из ветви рода князей Стародубских. В 1598 г. стряпчий и член Земского собора, с 1602 г. стольник, с 1613 г. боярин. Участвовал в подавлении Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова; с начала 1610 г. воевода в Зарайске. Участник Первого ополчения 1611 г. и восстания против польско-литовских интервентов в Москве 19—20 марта, в ходе которого был ранен. В конце 1612 г. — начале 1613 г. (вместе с Д. Т. Трубецким) во главе временного. Правительства. В 1615 г. руководил боевыми действиями против польских отрядов А. И. Лисовского на Ю.-З. страны, в 1618 г. участвовал в отражении похода польских войск во главе с Владиславом IV, в 1633—34 гг. 2-й воевода русской резервной группы войск в Можайске; в разные руководил различными приказами, в том числе: Ямским, Разбойным, Приказных дел, Московским судным. Был одним из богатейших землевладельцев 1-й половины 17 в. В 1804—18 ему И. П. Мартосом был сооружен памятник.



Правильный ответ: ________________________________________________
8. Переведите в современные меры веса и объема. (За каждый правильный ответ — 2

балл, максимальный балл — 10.)

1. Вершок — _______________

2. Верста — _________________

3. Братина — ________________

4. Аршин — _________________

5. Ведро – __________________
9. Перед Вами таблица, отражающая общие потери (убитые, раненые, пленные, пропавшие без вести) вооруженных сил основных участников войны. (За 1 задание – 3 балла; за второе – по 1 баллу за каждый верный ответ; за третье – 1 балл. Максимально – 7 баллов)

Государства

Потери (в тыс.)

% потерь от численности армий

1

9347,3

60,3

Германия

7860,0

59,3

2

4880,0

54,2

Италия

1681,0

30,0

3

327.5

8,2

Франция

4701,8

55,9

Англия

3303,1

34,8

Внимательно ознакомьтесь с данными таблицы и ответьте на вопросы:



  1. К какой войне относятся приведенные статистические данные?

_____________________________________________________________________________

  1. Какие страны обозначены в таблице «1», «2», «3» ?

_____________________________________________________________________________3. Какая страна вступила в войну позже других? _________________________________

11 класс.

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 15 минут – максимальная оценка 60 баллов
1. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите

«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 10.)

1. Летописные братья Рюрика – Синеус и Трувор – это непереведенные слова, означающие «род» и «дружина».

2.Крепостное право было окончательно оформлено в Судебнике Ивана IV.

3. Неудача русских в войне с Польшей 1654—1667 гг. после 1655 г. объяснялась необходимостью одновременно вести войну со Швецией.

4. Первая мануфактура по выплавке железа в России была создана выходцем из Голландии купцом А. Виниусом под Тулой.

5. Первые корабли регулярного российского флота были заложены на Балтийском море.

6. Крепость в истоке р. Невы до XVII века называлась Орешек.

7. Первый русский национальный театр возник в России в правление Алексея Михайловича, в 1674 г.

8. Крым был присоединен к России после II русско-турецкой войны.

9. Самым долгим правлением в истории России было царствование Екатерины II.

10. Буква «Ё» появилась в русском алфавите только после 1922 года.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































2. Соотнесите имена путешественников, с их вкладом в развитие географических

знаний. Для этого соедините в ответе соответствующие цифру и букву. Ответ оформите в

виде таблицы. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 5.)

Путешественники

Вклад в развитие географических знаний

1. Ф.Ф. Беллинсгаузен

А. Возглавлял первую русскую кругосветную экспедицию

2. Н.Ф. Крузенштерн

Б. Возглавлял экспедицию в Антарктиду

3. Ю.Ф. Лисянский

В. Командовал кораблем в первой русской кругосветной экспедиции

4. Ф.П. Литке

Г. Основал Русское географическое общество

5. Г.М. Невельской

Д. Открыл пролив между материком и островом Сахалин




1

2

3

4

5

















3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. (По 1 баллу за ряд, максимальный балл – 4.)

1. 1475—1479 гг., 1484—1489 гг., 1505—1508 гг. — _________________________________

2. 1863 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г. — ______________________________________________

3. 1613 г., 1645 г., 1676 г., 1682 г. — ______________________________________________

4. 1798 г., 1805 г., 1806 г., 1812 г. — ______________________________________________
4. Найдите лишнее и объясните (По 1 баллу за верный выбор и 1 бал за верное объяснение, максимальный балл — 8.)

1. Нессельроде К.В., Горчаков А.М., Милютин Д.А., Гирс Н.К. — ___________________

_____________________________________________________________________________

2. Уланы, драгуны, стрельцы, кирасиры — _______________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Классицизм, сентиментализм, меркантилизм, реализм — ________________________

_____________________________________________________________________________

4. Истомин В.И., Нахимов П.С., Корнилов В.А, Тотлебен Э.И. — __________________

_____________________________________________________________________________

5. Расшифруйте устоявшиеся в истории выражения. (По 1 баллу за каждую правильную формулировку, максимальный балл — 3.)
1. «Булыгинская Дума» — ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Матерь Полтавской баталии» — _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Столыпинский вагон» — ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________



6. Соотнесите имена архитекторов и скульпторов с их творениями. Для этого соедините в ответе соответствующие цифру и букву. (За каждый правильный ответ — 2 балл,

максимальный балл — 8.)



Архитекторы, скульпторы

Творения

1. А.Н. Воронихин

А. Здание Адмиралтейства в Петербурге

2. А.Д. Захаров

Б. Казанский собор в Петербурге

3. И.П. Мартос

В. Михайловский дворец в Петербурге

4. Б.И. Орловский

Г. Памятник Барклаю-де-Толли в Петербурге

5.

Д. Памятник Минину и Пожарскому в Москве



1

2

3

4

5

















7. Дайте современные названия следующих исторических объектов. (За каждый правильный ответ — 1 балла, максимальный балл — 3.)

1. г. Царицын — _____________________________________________________________

2. Таврида – _________________________________________________________________

3. р. Итиль – _________________________________________________________________


8. Определите, о каком государственном деятеле говорится в биографической справке. (По 3 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл — 6.)

1. Родился в 1862 г. в Дрездене. Русский государственный деятель. Из старинного дворянского рода. Окончил Петербургский университет и с 1884 г. служил в министерстве внутренних дел. В 1902 губернатор Гродненской, в 1903—1906 — Саратовской губернии. Получил благодарность императора Николая II за подавление крестьянского движения, после чего получил пост министра внутренних дел, оставаясь на которым, стал 8 июля председателем Совета министров. Поощрял деятельность военно-полевых судов и применение смертной казни (по его имени верёвка для повешения стала называться в народе "… галстуком"). Руководимое им правительство разогнало Государственную. Был смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым.

Правильный ответ: ________________________________________________

2. Родился в семье офицера. В 1756 поступил в гимназию Московского университета, откуда был исключен (1760). Записанный в гвардию ещё в 1755, П. за участие в дворцовом перевороте 1762, возведшем на престол Екатерину II получил чин подпоручика гвардии. В 1767 участвовал в работе Уложенной комиссии. За отличие в русско-турецкой войне 1768-74 получил чин генерала. После сближения с Екатериной II (1770) был назначен вице-президентом Военной коллегии, возведён в графское достоинство, назначен генерал-адъютантом (1774) и определён шефом иррегулярных войск. Проявив себя талантливым администратором, стал ближайшим помощником императрицы. В 1783 реализовал свой проект присоединения Крыма к России, получив за это титул светлейшего князя Таврического. Способствовал освоению Северного Причерноморья и строительству в этом крае Херсона, Николаева, Севастополя и Екатеринослава. Под его руководством осуществлялось строительство на Чёрном море военных и торговых флотов. В 1784 назначен президентом Военной коллегии.
Правильный ответ: ________________________________________________

9. Кому принадлежит фраза и в связи, с какими событиями она произнесена? (За каждый правильный ответ — 2 балла (1 1), максимальный балл — 4)

1. «Велика Россия, а отступать некуда…» — ______________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Это бунтовщик хуже Пугачева» — ___________________________________________

_____________________________________________________________________________


10. Определите, о каких событиях говорится во фрагментах документов. Назовите документ. (1 бал за правильно названное событие, 2 балла– за название документа. Максимум -9 баллов).

А. ...И стал воевать царь… окаянный… землю, и пошел ко граду…. И осадил град, и

бились пять дней неотступно… Войско переменялось, а горожане бессменно бились. И

многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой

день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с

бесчисленными лестницами — и взяли град… месяца декабря в двадцать первый день... ___________________________________________________________________________

Б. «Господин князь великий ….! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр рязанских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным … двести пятьдесят три тысячи». ____________________________________________________________

В. ...Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо, неприемлемые для державного государства требования.

Презрев уступчивый и миролюбивый ответ сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.

Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности МЫ повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием НАШИХ подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. __________________________________________________________
10 класс.

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 15 минут – максимальная оценка 60 баллов
1. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите

«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 10.)

1. Летописные братья Рюрика – Синеус и Трувор – это непереведенные слова, означающие «род» и «дружина».

2.Крепостное право было окончательно оформлено в Судебнике Ивана IV.

3. Неудача русских в войне с Польшей 1654—1667 гг. после 1655 г. объяснялась необходимостью одновременно вести войну со Швецией.

4. Первая мануфактура по выплавке железа в России была создана выходцем из Голландии купцом А. Виниусом под Тулой.

5. Первые корабли регулярного российского флота были заложены на Балтийском море.

6. Крепость в истоке р. Невы до XVII века называлась Орешек.

7. Самая долгая война в истории России – Северная война 1700 – 1721 гг.

8. За все время Великой Отечественной войны германский вермахт так и не смог преодолеть всю границу СССР.

9. Москва стала столицей Советской России после Октябрьской революции в 1918 г.

10. Буква «Ё» появилась в русском алфавите только после 1922 года.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































2. Соотнесите имена путешественников, с их вкладом в развитие географических

знаний. Для этого соедините в ответе соответствующие цифру и букву. Ответ оформите в

виде таблицы. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 5.)

Путешественники

Вклад в развитие географических знаний

1. Ф.Ф. Беллинсгаузен

А. Возглавлял первую русскую кругосветную экспедицию

2. Н.Ф. Крузенштерн

Б. Возглавлял экспедицию в Антарктиду

3. Ю.Ф. Лисянский

В. Командовал кораблем в первой русской кругосветной экспедиции

4. Ф.П. Литке

Г. Основал Русское географическое общество

5. Г.М. Невельской

Д. Открыл пролив между материком и островом Сахалин




1

2

3

4

5

















3. Кому принадлежит фраза и в связи, с какими событиями она произнесена? (За каждый правильный ответ — 1 балл, максимальный балл — 4. Если не полный ответ, то – 0)

1. «Велика Россия, а отступать некуда…» — _______________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Это бунтовщик хуже Пугачева» — ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Караул устал» — __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. «Мертвые срама не имут» » — ________________________________________________



  1   2