Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути возникали и утрачивались позитивные педагогические идеи, а затем возрождались уже в новом облике




страница1/11
Дата03.06.2018
Размер2.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА «НОВОВАРШАВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» В начале жизни школу помню я…. Н ововаршавка – 2004 Предисловие Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути возникали и утрачивались позитивные педагогические идеи, а затем возрождались уже в новом облике. Появлялись концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились более весомыми. Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции школы и педагогики, являющих собой арену столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. На исходе второго тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций – прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям. Мы не ставим целью в данной книге отразить всю сложность и противоречивость происходящих в педагогике процессов, подвергнуть глубочайшему анализу историю российского образования – в общем и Нововаршавской школы – в частности. Школа во все времена была зеркалом своего времени, а каждому человеку дорого именно то время, в которое он живет, каким бы сложным оно не было. Система образования в поселке Нововаршавка переживала в разные десятилетия существенные изменения. Они были связаны как с общими изменениями, которые происходили стране в ходе реформирования образования (внимание к трудовому воспитанию через ученические производственные бригады и создание политехнических комплекс, переход на обучение детей с шестилетнего возраста, выход на организацию деятельности школ как школ полного дня и т.д.), так и с особенностями данной образовательной территории, уклада жизни села, с традициями. Все это можно проследить, изучая пожелтевшие листы различных документов, оживляя старые фотографии. Поэтому наш беспристрастный рассказ о школе, без каких бы то ни было оценок - простое повествование о том, чем жива сельская школа, что дорого ее выпускникам, несмотря ни на какие политические амбиции. И с каждым прожитым годом она становится все ближе и родней ее выпускникам, а годы учебы вспоминаются как самые счастливые в жизни. В Фотография с восьмидесятилетия 2002 году Нововаршавская школа (ныне гимназия) отметила свое восьмидесятилетие. Этому школьно-сельскому событию предшествовала подготовка, которую осуществляла не только школа, но, прежде всего, сами выпускники. Сегодняшние ученики и учителя школы вместе с лидерами каждого выпуска (первым уже под 70 лет) собирали материал о судьбах бывших учеников. Получилось относительно целое представление о том, что стало с 3730 выпускниками, в начале жизненного пути каждого из которых была Нововаршавская школа. И самоопределиться в жизни каждому предстояло по ее окончании. Жизненные достижения выпускников Нововаршавской школы были подведены на грандиозном параде, в колоннах которого прошли выпускники – руководители, спортсмены, семейные пары, династии, близнецы, те, кто сегодня во многом определяют лицо нашего села. Уникальный материал, представляющий собой самоанализ (памятные школьные события, любимые учителя, профессиональный выбор, жизненные достижения), и лег в основу создания данной книги. В глубине России Млечного Пути провинциалка, Капелька вселенского дождя, Жизнь отдать мне за тебя не жалко, Мой родник, Варшавочка моя… Т.Соловьева Н Фото Вид Нов. ововаршавка – большое село Омской области, каких не мало разбросано по бескрайним степным просторам юга Западной Сибири. Омская область всегда считалась российской провинцией, хотя нам, ее жителям, дороже, ближе и значимее другое определение – глубинка. Глубинка – значит в глубине, внутри, в центре. Несмотря на то что административный центр России находится в столичном городе, и при всем нашем уважении к первопрестольной, к ее славному историческому прошлому и настоящему, мы считаем, что истинная Россия именно здесь, в глубинке, менее подверженной влиянию Запада, сохраняющей традиции российского народа, являющей собой яркие самобытные характеры. Правительство во все времена мало заботилось о глубинке, поэтому решать многие вопросы приходилось самим людям, ее населяющим. Так и сложилось, что уклад в глубинке в большей степени определяли не столько указы и постановления свыше, сколько особенности менталитета и представления о главных жизненных ценностях ее жителей. Тех самых россиян, характер которых на протяжении многих столетий является загадкой для иностранцев, удивляет, приводит в трепет и восхищает одновременно («и откуда только силы берутся…», «как только можно выжить в таких условиях…» и т.д.). К началу 20-х годов Россия оставалась страной массовой неграмотности. На окраинах грамотность населения составляла только 23. Лишь в столицах уровень грамотности был сравнительно выше – около 50. Тяжелое экономическое положение страны в 1921 – 1922 годах крайне отрицательно отразилось на состоянии школы. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода. В связи с общим оскуднением ресурсов страны Советское правительство вынуждено было пойти на сокращение расходов на нужды народного образования. Для восстановления промышленности и сельского хозяйства требовались большие средства. Доля просвещения в бюджете, доходившая в 1920 году до 10, в 1922 году упала до 2-3. Что касается сельской местности, то здесь грамотных людей можно было по пальцам перечесть. Во многих селах о школе можно было только мечтать. С Фото семьи переселенца ело же, ограниченное пространственной, территориальной заданностью, одним и тем же составом человеческого ресурса, сложившимся жизненным укладом, зачастую определяло свою жизнедеятельность по своим внутренним законам и правилам жизни, основывающимся на принимаемых его гражаданами ценностях. Именно поэтому, невзирая на трудности, мечтали о счастливой жизни, о лучшей доле для своих детей и переселенцы из западных губерний России, обосновавшие в 156 километрах от Омска на левом берегу Иртыша деревню Рытовку, выросшую сегодня в большое, утопающее в зелени современное село Нововаршавка, известное не только в Омской области, но и далеко за ее пределами. Известное, прежде всего, благодаря школе, фундамент которой заложили в том трудном 1922 году родители первых нововаршавских ребятишек, считавших образование главной ценностью, а строительство школы – делом чуть ли не каждой крестьянской семьи. Школа - дело семейное В пору моего детства школы в селе не было, учили детей на дому писать и читать, потому что без учебы не могли жить. Когда родители построили «гурьбой» начальную школу, радости не было предела… Свою первую учительницу вспоминаю до сих пор, как вторую мать. Так, должно быть, и есть… Из воспоминаний старейшего жителя села Николая Григорьевича Запащикова В ноябре 1922 года в частном доме села Нововаршавка была открыта школа для детей. Около двадцати ребятишек стали ее первыми учениками. Специального здания школы не было, поэтому первоначально занятия проходили в землянке, построенной еще в начале века Спиридоном Васильевичем Емельяновым, переселенцем из далекой Самарской губернии. Родителей, стремящихся отдать своих детей учиться грамоте, было не мало, и вскоре небольшая дерновая избушка уже не могла вместить всех желающих. Поэтому занятия стали проходить по очереди в более просторных пластовых домах первых жителей села: Запащиковых, Полстяновых и других. А вскоре представился совершенно подходящий случай. Алексей Васильевич Грибанов перевез из деревни Болото, где он жил раньше, принадлежавший ему рубленый дом и, будучи сам не только достаточно грамотным, но и понимающим необходимость образования для крестьянских детей, открыл в нем школу. Дом был чистый и уютный. В горнице, где занимались дети, стояло несколько столов и лавок. Неудобства не мешали детям учиться старательно и прилежно. Счастливы были и родители, и дети. Совсем рядом находилась деревня Рытовка, где жили немцы-переселенцы с Поволжья. Там тоже на дому была открыта школа, где учительствовали Гауфлер Иван Иванович и Фраш Готлиб Иванович. Дети Нововаршавки и Рытовки, которые вскоре объединились в одну деревню, часто занимались вместе, там, где был учитель. Через два года, в 1924 году, по инициативе родителей, страстно желающих дать образование своим детям, было построено первое школьное здание. Строили его всем миром, так как государство никаких средств для строительства не выделяло. Старожил Нововаршавки Косицын Николай Петрович вспоминает: « Фото первой школы Школу решили строить из самана возле небольшого озера, которое представляло собой огромную яму, куда стекались весной талые воды. Летом, когда вода испарялась, вскапывали глину, добавляли туда солому и все с помощью лошадей перемешивали. Полученную массу накладывали в специальные формы, сушили и получали саманный кирпич. Сами жители делали окна, двери, сами стеклили, клали печи, мазали, белили…» Именно эта школа из самана и была первой настоящей школой в нашем селе. Учиться в ней стали ребятишки разного возраста (в первом классе были дети семи, восьми, девяти лет) и не только из Нововаршавки, но и из близлежащих сел. С Фото первых учеников реди первых учеников Новаршавской начальной школы были: Саламатин Иван, Талалаев Иван, Попов Александр, Долотов Николай, Косицын Федор, Косицын Николай, Грибанова Вера, Грибанов Михаил, Грибанов Евдоким, Розвезева Екатерина… Из воспоминаний Розвезевой Екатерины Ивановны: «У учеников имелись грифельные доски, на которых они писали грифелем, напоминающим современный карандаш. Бумага была большим дефицитом, наиболее важное записывали в тетради ручками с металлическими перьями, обмакивая их в специальные чернила в чернильницах-непроливайках. Школьные принадлежности носили в специальных самодельных сумках. У ребятишек помладше сумки были фанерные, а старшие девочки шили себе сумки из холста, часто украшая их лентами. Учиться всем очень нравилось. Очень остро стояла проблема школьных учебников. Школы к этому времени перешли на новые программы, а учебников не хватало. Приобретались они в основном на собственные средства, так как сумма, выделяемая из государственного бюджета, была ничтожно мала, а занятия без учебников были просто немыслимы. В 20-е годы была введена новая метрическая система мер и весов, изучение которой было предусмотрено программой по математике и другим предметам. Отменены были такие понятия, как аршин, гектометр, декаметр. Вместо этого были введены понятия метр, килограмм, километр и т.д. С фото Новов. в те годы пециальных уроков чистописания не было, но на калиграфию обращали большое внимание…» С фото Новов. в те годы ибирская деревня в 20-е годы не была «земным раем», как ее сейчас пытаются представить некоторые писатели, хотя именно сибирский мужик вольно или невольно своим хлебом спас тогда страну от голода. Большинство крестьян, как и до революции, вело нелегкую жизнь, трудилось с помощью примитивных орудий, было в основном неграмотным, не имело понятия о комфорте. Трудные это были годы в жизни нововаршавцев. Если и был в отдельных семьях достаток, то он доставался дорогой ценой. Все сельскохозяйственные работы проводились тогда с помощью живого тягла и вручную. Некоторые крестьянские хозяйства, как правило, бедняцкие, объединялись в товаршищества по совместной обработке земли (ТОЗ). Когда же в 1929 году в стране началась массовая коллективизация крестьянских хозяйств, ТОЗы стали основой для создания будущих колхозов. Так, в 1929 году в Нововаршавке на основе ТОЗа возник колхоз «Объединение», куда вошли все 39 крестьянских дворов. Свой путь колхоз начал с 39 лошадьми, 6 коровами, отарой овец в 100 голов и землей около 300 гектаров. Из сельхозинвентаря в селе нашлись 2 лобогрейки, 3 сенокосилки, деревянные бороды и несколько двух- и четырехлемеховых плугов. Большие трудности испытывала и сельская школа, так как занятия начинались поздней осенью, а заканчивались ранней весной. Работы было много и в поле, и на ферме. Поэтому все дети школьного возраста помогали своим родителям в проведении полевых работ и жили на пашне. Это сейчас, когда техники много, с уборкой быстро справляются, а тогда, на лошадях да быках, дело медленно шло. Кроме того, на продолжительности учебного года сказывалось несвоевременное и не в достаточном количестве снабжение школы топливом, из-за чего часто в середине года возникали перерывы в занятиях. И Рисунок: в школьном классе тех лет все-таки, как не велико было желание учиться, некоторым семьям это оказывалось просто не по силам. Многие дети из-за материальных трудностей не смогли продолжить свое образование после окончания начальной школы, некоторые же, поучившись в школе год-друой, едва научившись читать и писать, постигали жизненные науки, наравне со взрослыми взвалив на себя нелегкое бремя крестьянских забот и обеспечивая тем самым жизнеспособность своей семьи в тяжелые тридцатые годы. Нелегкие судьбы выпали на долю и первых учеников. Одной из них была Вера Алексеевна Запащикова (Грибанова). К сожалению, она уже ушла из жизни, но сохранились ее воспоминания о важном событии в жизни крестьянских семей: «Сначала мы учились по домам. У кого дом попросторнее да хозяева не против - приходили и занимались. Потом в другой дом отправлялись. А затем всем миром школу строили. Родители помазали, а мы уже большенькие были - сами белили. И зимой стали обживать новое помещение. Оно и по сей день стоит. Где находится Да в районе хлебозавода, около лога… Учиться мне очень хотелось. Интересно было в школе, да и учительница хорошая была – Екатерина Ивановна. Приехала из Черлака и вела сама все четыре класса. Но после окончания четырехлетки учебу в школе мне и многим моим сверстникам пришлось оставить, так как жили трудно и требовалась помощь по дому. А в моей семье и вовсе без меня уже не могли обходиться. Мать болела, а помимо меня еще шестеро малых детей было и я старшая. Но были и такие, кто после окончания нашей школы подался в Черлак, там семилетка была. После семилетки можно было учительствовать… М Фото Запащиковых уж мой, Иван Семенович, на год младше меня, тоже начальную школу закончил. Имея четыре класса образования, выучился на тракториста, был бригадиром тракторной бригады и всю жизнь проработал в колхозе. Работала и ждала Ивана Семеновича с войны. Призвали его в числе первых, а пришел уже в конце 1945 года. Вернулся не совсем здоровый, да и тому была рада, что живой…» С Фотография первых учителей большим почтением и любовью относились нововаршавцы к первым учителям - супругам Шараповым, Екатерине Ивановне и Венедикту Ивановичу, убежденным в том, что обучение и воспитание детей есть самая замечательная работа на свете, что она может дать человеку много радости и счастья. Завидев кого-то из них еще издали, сельчане приветливо улыбались, кланялись, мужчины снимали шапки. Жили Шараповы вместе со своими двумя детьми в том же саманном доме, в котором размещалась школа, где для них была отведена небольшая комната. Екатерина Ивановна, будучи еще и удивительной мастерицей, украшала свою скромно обставленную комнатушку искусно связанными ею салфетками, вышивками, а в свободное от уроков время передавала своим ученицам секреты рукоделия, уча их вязать, плести кружева, вышивать. Доходы учительской семьи в сравнении со скудным достатком других жителей села, имевших собственное жилье, земельные участки и подсобное хозяйство, были крайне низкими. К тому же централизованное финансирование школ в 1923 году прекратилось, и сельский Совет оказался не в состоянии оплачивать труд учителей, а школу обеспечивать топливом. Поэтому люди помогали Шараповым, чем могли: семья была приезжая, а на новом месте жилось очень трудно. Всячески поддерживали родители и жизнеобеспечение школы, снабжая ее керосином, дровами, кизяком, который также использовался для отопления помещения школы. Немало было среди сельских ребятишек способных и талантливых, желающих учиться, но жизнь была такова, что не каждому это было доступно, так как школа в селе была только начальная… Рисунки о жизни ребятишек тех лет 3.Есть семилетка! Общественное воспитание… развивает в человеке… его ум и самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказыает сильное и благодетельное влияние на развитие общества… на всю его истории. К.Д. Ушинский Крупные изменения произошли в школьном образовании в 30—е годы. К этому времени грамотность населения достаточно возросла (с 33 в 1916 г до 63 в 1930 г), но более 13 населения страны все еще оставалась неграмотной, а в сельской местности этот процент был намного выше. Скорейшее осуществление всеобщего обучения детей и подростков и ликвидация неграмотности среди взрослого населения провозглашалось неотложной задачей государственного значения. В этих целях 14 августа 1930 года Центральным Исполнительным Комитетом и Совнаркомом было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Таким образом, все дети, достигшие школьного возраста, а также переростки, которые по тем или иным причинам ранее не были охвачены школой, должны были обязательно учиться. Закон обязывал родителей посылать детей в школы; за неисполнение этой обязанности они подлежали ответственности по законам государства. Новые программы требовали не только всеобщей грамотности, но и новых способов обучения детей. Широкое распространение получило обращение наркома образования: «Необходимо поставить дело так, чтобы из самой природы брать примеры для изучения на уроках; тут любой бугорок должен дать материал для изучения: жизнь растений, животных, борьба с вредителями и тысяча других вещей.» В этих целях для учеников организовывались экскурсии в поле, на огород, чего раньше не делалось; стали на практике обучать, как измерить площадь земли (а это удобно сделать в поле), или, поймав в огороде жука, приносящего вред, на уроке изучить его и найти меры борьбы с вредителями. В начале 40-х годов экскурсия, как форма обучения, проникает и во внеклассную работу. Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х годов в городах всеобщего 7-летнего обучения. С Фото Ткаченко 1940 года получать семилетнее образование в своем селе могли и нововаршавские дети, а также дети из близлежащей деревни Рытовки. Первым директором Нововаршавской семилетней стал Андрей Родионович Ткаченко, уроженец села Бобринка, участник гражданской войны, бывший секретарь Бобринской комсомольской организации в двадцатые годы. Помимо уроков ведущее место в школе занимала работа по коммунистическому воспитанию учащихся. На уроках Конституции давали элементарные знания о политическом устройстве страны, знакомили с революционным движением, с героическими страницами истории, воспитывая тем самым политическое сознание учеников, вызывая у них интерес к происходящим в мире событиям. Все это расширяло кругозор учащихся, побуждало у них стремление принять активное участие в строительстве социализма. Большую роль в общественно-политическом воспитании учеников играли пионерская и комсомольская организации, которые выступали застрельщиками интересных общественных начинаний: организовывали субботники, вечера, вели шефскую работу. В школе были самые различные формы организации учащихся: старосты в классах, советы старост и комитеты учащихся, звенья… Силами учащихся создавались наглядные пособия по естествознанию, самодельные приборы для проведения опытов и лабораторных занятий. Организовывались уголки живой природы и проводились опытные посевы цветов и хлебных культур. Постепенно повышалось качество обучения. Это стало возможным, прежде всего, в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями и регулярным предметным обучением, а также введения единого режима занятий и стандартных программ и учебников. В Школьная тропинка Слова Музыка Вьется белая тонкая нитка По ковру зеленых полей. Это тропка от школьной калитки – Каждый день я шагаю по ней. Припев: Тропинка школьная моя! Лети от школьного порога, Пройди все земли и моря И стань счастливою дорогой. Тропинка, тропинка, тропинка школьная моя! - 2 раза В мире радости школьных открытий Край родной я здесь узнаю. Вот идет наш любимый учитель, Тот, кто отдал нам юность свою. Припев. Мой товарищ по классу по парте, Ни одну встречать нам весну Мы открыли свою целину. Припев. начале сороковых годов произошло разукрупнение ряда районов Омской области, результатом которого стало образование в области пяти новых районов, в частности в юго-западной части области - Дробышевского района с центром в с. Дробышево. Таким образом, села Нововаршака и Рытовка, уже объединившиеся к тому времени благодаря школе в одно село с численностью населения около 600 человек, ранее входившее в Черлакский район, были включены в состав вновь образованного Дробышевского района. Всего в районе на территории более 2 тысяч квадратных километров в год его образования проживало 12245 челоек. Начиналось организационное и хозяйственное оформление вновь образованного района, что сулило большие перспективы в развитии его населенных пунктов, в подъеме промышленности и сельского хозяйства и, в конечном счете, положительно должно было сказаться на повышении социо-культурного уровня жизни его жителей. 4. Роковые сороковые… В невероятно трудных условиях школа продолжала жить своей жизнью, воспитывая патриотизм в душах и сердцах детей, помогая тем, кто защищал Родину там, далеко на фронте… Из воспоминаний директора Нововаршавской семилетней школы в годы войны Екатерины Михайловны Ситневой Наступил 1941 год. Утро рокового дня, когда жизнь каждого приобрела иной смысл и направление. 2 Гр. Фотография Ветеранов ВОВ 2 июня. В полдень нововаршавцы услышали по радио голос одного из вождей. В.М. Молотов поведал соотечественникам о нападении Германии на СССР и начале войны. Он закончил свою речь словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Волнение и гнев охватили всех жителей. Каждый стремился на улицу, к людям. Недоумение, ярость сжимали сердце и не давали дышать. Без слез и паники шли на фронт мобилизованные, шли добровольцы – мужчины и женщины. Из 50 дворов Нововаршавки в первые дни войны на фронт ушло 80 человек – практически все взрослое мужское население села. Из села Рытовка-2, где в основном проживало немецкое население, мужчин и юношей забрали в трудармию. В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны. Ухудшилось финансирование, не хватало учителей. На территории, занятой фашистами, масса детей была лишена возможности учиться. В ходе войны только в России фашисты разрушили около 20 тысяч школьных зданий, многие школьные здания были заняты под казармы, госпитали, заводы. Как бы ни было трудно, жизнь продолжалась. Женщины и девушки обучались на курсах трактористов, агитбригада выступала с концертами, работала школа. Ее воспитанники помогали взрослым, учились и готовили себя к службе в армии. Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка. С первых же дней войны учителя и ученики принимали активное участие в уборке урожая, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в шефстве над семьями фронтовиков. У Фотография Поповой М.В. на линейке 2002 г. шел на фронт директор Нововаршавской семилетней школы Андрей Родионович Ткаченко, а на его место была назначена Мария Васильевна Попова, работавшая до этого инструктором в райкоме партии и взявшая на себя нелегкую заботу о подготовке школы к новому учебному году, о ремонте в условиях военного времени старого, морально и физически устаревшего школьного здания, о заготовке топлива. Трудно приходилось ей, порой не выдерживали нервы, но несмотря ни на что после осенних полевых работ в школе начались занятия. Вот что рассказывает о жизни школы тех суровых лет Мария Васильевна: «Было голодно, не было хорошей и в достаточном количестве одежды и обуви, но дети посещали школу. Из-за нехватки тетрадей писали самодельными чернилами из сока моркови и свеклы на газетах, бересте. Электричества не было вообще, поэтому школа освещалась керосиновыми лампами…» В 1944 году педагогический коллектив возглавила учитель математики Матрена Максимовна Макарова, эвакуированная в Нововаршавку из Смоленской области, но буквально через месяц Матрену Максимовну перевели в районный центр с. Дробышево, и бремя забот о школе военной поры взвалила на свои х Фотография Ситневой Е.М. рупкие плечи Екатерина Михайловна Ситнева, ровесница школы, родившаяся в тот год, когда в Нововаршавке открылась первая школа, одна из первых ее учениц, ставшая учителем и теперь взявшая на себя ответственность за судьбу школы, судьбу нововаршавских детей в это нелегкое время. Было тогда и Екатерине Михайловне, и Нововаршавской школе по 20 с небольшим… Школа работала в две смены: в первую смену учились начальные классы, во вторую – 5-7 классы. Екатерина Михайловна помнит, как всячески передвигала парты ближе к печке, чтобы хоть немного согреть малышей. Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших воспитательную работу. Всему преподаванию был придан боевой, патриотический характер. На уроках истории, литературы, географии дети узнавали о событиях на фронте, восхищаясь подвигами молодых героев: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Николая Гастелло и других. За годы войны дети необычайно быстро взрослели, проникаясь значимостью происходящего. Им приходилось очень много работать. Исключительно важное значение приобрел труд школьников на колхозных полях. Осенью после уроков все ученики ходили на поля собирать колоски. И хотя очень хотелось есть, в рот не брали ни зернышка. Все зерно отправляли на фронт. Сами ученики заготавливали топливо для школы: собирали кизяк, рубили ивовые деревья и вместе с родителями на подводах, выделяемых колхозами «Объединение» и имени Эрнста Тельмана, везли к школе. Кроме этого, приходилось подтапливать печи бурьяном, а также камышом, росшим в большом количестве в пойме Сорокиной речки. Из-за нехватки керосина вторая смена часто занималась при свете лампадок, или, как их тогда называли, коптилок. Военные зимы были очень холодные, заготовленного топлива было мало, поэтому каждый ученик нередко нес собой в школу полено, чтобы хоть чуть-чуть нагреть классную комнату небольшой саманной школы. На всю школу был один букварь, но тяга ребят к знаниям была так велика, что они приходили к учительнице домой и переписывали страницы учебника. В Рисунки памяти Валентины Андреевны Голованцовой (Поляковой), ученицы военной поры, навсегда сохранилось то, как они, ребятишки, старались помочь фронту: работали наравне со взрослыми, собирали на полях колоски, готовили посылки солдатам. Лично ею было отправлено несколько посылок с теплыми носками и варежками, за которые она получила от бойцов благодарственное письмо и небольшую книжечку «Бей фашиста!», бережно хранимые ее вот уже шесть десятков лет. О Рисунки патриотизме, о стремлении нововаршавцев поддержать друг друга в годы Великой Отечественной войны вспоминает Вера Григорьевна Демченко, чьи школьные годы также совпали с военным лихолетьем: «Не хватало продуктов, так как все старались отдавать фронту. В школе ученики падали в обмороки, но понимали, что на фронте или на занятой фашистами территории еще труднее. Помогали друг другу, чем могли. Кто приносил в школу лепешки, хлеб, картошку, делился с теми, у кого нечего было есть…» А первые ученики Нововаршавской начальной школы принимали участие в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны. Защищал Москву, освобождал села Калининской области Николай Григорьевич Запащиков. Тяжело досталось матушке-пехоте в тех боях. Сидеть в окопе, не смея высунуть голову из-за непрерывных пулеметных очередей, чувствовать гул самолетов, методично сглаживающих извилистые траншеи, уничтожающих все живое. Жутко представить, но все это пришлось пережить Николаю Григорьевичу. В одном из таких боев он был тяжело ранен и домой вернулся инвалидом. Т Фото мемор. плита рудными фронтовыми дорогами прошел войну Николай Петрович Косицин. Был дважды ранен. Участвовал в боях под Москвой, в освобождении Воронежа и Конотопа, воевал на Курской дуге. Дальше Житомир, Шепетовка, Львов. Победу встретил в Польше... Иван Иванович Болотин, Алексей Петрович Косицин, Иван Семенович Запащиков, Иван Спиридонович Емельянов… За героизм и мужество, проявленные на полях сражений Великой Отечественной войны, все они удостоены высоких правительственных наград. Победа над фашистской Германией 9 мая 1945 года досталась выской ценой. Из 80 нововаршавцев домой не вернулось 38… С Фото у мемориала ложили головы на полях сражений Федор Семенович Запащиков, братья Талалаевы, Федечкины, Полстяновы, отец и сын Розвезевы… Они не щадили себя в боях за Родину. И родина помнит их подвиги. Вечная им память! Бойцы Отчизны, низкий Вам поклон За ваш высокий и печальный жребий, За шум листвы, за сладкий детский сон, За хлеб земли, за солнце в синем небе! Ветеранам Великой Отечественной войны Не превращайтесь в землю, в воду - Живите в славе и любви! Живи, солдат седобородый! И ты, мой дед, прошу, живи! Пусть боль давнишняя не тише – Вам надо жить – ведь мир живет! Мы о войне еще напишем, Но кто меня сейчас поймет Пусть все идет, как было вечно, Прожить бы нам на чистоту, Поклонится ж Вам каждый встречный, Ведь мы же любим доброту! Ах, ветераны, ветераны, Ах, если б знали вы тогда, Что, перевязывая раны, Спасли Вы землю от огня… И з школьной поэтической т етради Татьяна Гутова, 1999 г. 5.После войны Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл грядущего; глядя назад – шагаем вперед… А.И. Герцен П Фотография первых послевоенных лет риоритетом школьной политики в 1945-1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Осуществление этой важной задачи сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, школьных письменных принадлежностей, учебников, в стране была разруха. Вера Антоновна Левкович (Лось), ученица Нововаршавской школы той поры, делится своими детскими впечатлениями о том, как поднимали сельское хозяйство после войны: «Было очень трудно. Землю приходилось пахать на коровах и быках, так как тракторный парк за годы войны почти весь вышел из строя. Мало было семян, поэтому приходилось собирать по дворам. В селе, состоящем из двух улиц (Тельмана и Пролетарская), были одни женщины и дети, на них ложилась вся тяжесть работы. Легче стало, когда начали возвращаться с фронта мужчины. Потом село стало понемногу расстраиваться, приезжали и оседали в Нововаршавке новые люди…». Самым ярким событием в жизни Анны Николаевны Фрик (Тесленко), майора запаса, 25 лет проработавшей в милиции, был 1946 год: «Я пошла в школу. Парты в два ряда, за которыми сидят ученики… Захожу в класс, а места свободного нет… Плачу… Пожалели, усадили… К новому году за хорошую учебу подарили цветные карандаши и две тетрадки. Радость была огромная… Спортивного инвентаря не было, но уроки физкультуры все равно проводились. Позже приобрели несколько пар лыж и коньков для школы, но на класс все равно не хватало. Поэтому приходилось кататься на одном коньке или на одной лыже. Все были очень довольны…» Валентина Дмитриевна Скрипко (Котова) пошла в школу в 1947 году. Но так как семья испытывала очень большие материальные трудности, учебу ей пришлось прекратить, а через год заново идти в первый класс. Но уже тогда она твердо знала, что окончит школу и обязательно станет учительницей. Судьба Валентины Дмитриевны – типичная судьба поколения детей военной поры, на которых война наложила свой отпечаток: измученные голодом и холодом, испытавшие на себе все тяготы военной поры, они сохранили чистоту души и познали истинную цену Великой Победы. П Скрипко с внуками оразителен рассказ Валентины Дмитриевны о том, как уже в семидесятые годы она побывала в городе-герое Новороссийске. Зная о том, что в годы войны на Малой Земле погибло много сибиряков, она привезла на братскую могилу горсть Нововаршавской земли. А на родную землю, в Нововаршавку, она хотела взять горсть Новороссийской земли, породнив тем самым сибирский край с Малой Землей. Валентина Дмитриевна хотела это сделать незаметно, но об ее намерении узнала экскурсовод, и передача земли произошла в торжественной обстановке, со знаменами и ветеранами. Эта встреча запомнилась ей на всю жизнь. Сегодня Валентина Дмитриевна, посвятившая более тридцати лет своей жизни педагогической работе, находясь на заслуженном отдыхе, занимается общественной работой. Она часто бывает в школе, любит общаться с учителями, с современными школьниками, так не похожими на них, школьников теперь уже далекой послевоенной поры. Выросли ее дети, которые также оканчивали Нововаршавскую школу. А сегодня в школе своей бабушки учатся и внуки Валентины Дмитриевны, ее радость и гордость, такие же трудолюбивые, ответственные, неравнодушные, как и она сама более полувека назад…. Да, не хлебом единым жив человек! Выжившая в тяжелейшую из войн, не прекращавшая своей работы ни на один день, школа залечивала свои раны. Небольшое саманное здание возле дола (здесь сегодня стоит частный дом с надписью на мемориальной доске: «На этом месте находилось первое здание школы в Нововаршавке», открытой 1 сентября 2002 года) по-прежнему было для нововаршавцев основным источником тепла и организатором жизни в селе. Они понимали: если есть в селе школа, значит, село живо, у него есть будущее. Даже если один учебник на троих учеников, самодельные столы и с Фото с мемор. доской на месте бывшей школы Фотография первых послевоенных лет камейки вместо парт, а вместо досок на полу солома (чтобы ходить было теплее)… Первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны предусматривал восстановление и строительство школьных зданий, значительное расширение сети школ и числа обучающихся в них. В процессе самоотверженного труда всего народа в кратчайший срок были восстановлены и построены новые школьные здания, заново созданы уничтоженные фашистами библиотеки, учебные кабинеты и внешкольные учреждения. Промышленные предприятия, колхозы и совхозы оказывали действенную помощь школьному строительству, из года в год ширилась народная инициатива в помощь школе в городе и в деревне. И как бы не было трудно, в 1947 году в Нововаршавке было начато строительство новой школы (там, где сейчас находится современное здание милиции). Она тоже строилась из самана и должна была вместить гораздо больше учеников. Ведь до этого времени, продолжить учебу после 7 классов можно было только в р.п. Черлак, что не всем было по средствам. Одновременно со строительством новой школы в 1948 году была сделана пластовая пристройка и к старой саманной школе. Строительство велось, как и в старые времена, методом народной стройки, так как время было очень тяжелое, много времени, сил и средств уходило на поднятие разрушенного войной хозяйства. Организовывались субботники, на которых ученики, родители и учителя месили глину, штукатурили стены, настилали полы, клали печи… Тогда же были посажены и живые свидетели тех времен – первые деревья, которым сегодня уже более 50 лет… 6.Нововаршавская средняя: первые выпускники… А годы летели, летели, летели – постой подожди! Свистели ветра, танцевали метели, и пели дожди…
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • Н ововаршавка – 2004
  • Ветеранам Великой Отечественной войны
  • И з школьной поэтической
  • 6.Нововаршавская средняя: первые выпускники…