Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Школа адаптирующей педагогики. (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде) Ямбург Евгений Александрович




Дата21.07.2017
Размер84.3 Kb.
Школа адаптирующей педагогики.

(Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде)

Ямбург Евгений Александрович - заслуженный учитель РФ, г. Москва

Бройде Борис Александрович - заслуженный учитель РФ, г. Ярославль

Адаптивная школа ( школа адаптивной педагогики) – это школа, где должно быть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Прообразом такой школы служит Маннгеймская система, получившая своё название от имени г. Мангейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения, учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: разноориентированная, в соответ­ствии с дифференциацией.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобра­зовательная, политехнология.

По типу управления: современное традиционное + дифференцированное.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированное обучение.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

По направлению модернизации: целостная технология авторской школы.

По категории обучающихся: все категории.

Акценты целей


  • Формирование положительной Я-концепции учащихся

  • Создание системы адаптирующей педагогики

  • Создание системы разноуровневого дифференцированного обучения

  • Дифференцированные цели:

- траектория продвинутого (лицейско-гимназического ) образования: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов; выявление наиболее способных и одарённых детей и создание условий для их развития; качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, к саморазвитию и творческому труду;

- траектория базового стандарта: определение и оптимизация базового, регионального и школьного компонентов на траектории;



- траектория компенсирующего обучения: организация различных видов компенсирующего обучения; осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, переход от дифференцированного к индивидуализированному обучению, психолого-педагогическая помощь детям, подверженным психогенной школьной дезадаптации; удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы.

Концептуальная основа

Основная гипотеза. Массовая микрорайонная школа должна иметь технологию, способную приспосабливаться, адаптироваться к каждому ребёнку. С помощью такой технологии все дети будут усваивать учебный материал (стандарт).

Организационные позиции

  • Интеграция педагогики, психологии, дефектологии, медицины.

  • Использовать возможности внутриклассной дифференциации по предмету – значит включить огромные резервы улучшения учебно-воспитательного процесса.

  • Принцип разделения учащихся на гомогенные классы с различным уровнем программ – тракинг – позволяет удовлетворить интеллектуальные потребности способных детей и дать необходимую помощь и поддержку слабым.


  • Помощь сильным и слабым дифференцируется, не затрагивая достоинства и личностного статуса последних, не меняя уровня демократичности отношений в группах и между группами, не внося разделения в школьное сообщество.

  • Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и вза­имопомощь сильных и слабых, система компенсации отставания и т.п.

  • В зависимости от глубины и качества диагностики индивидуальных особеннос­тей детей, наличия материальных и кадровых возможностей к рассмотренным видам дифференциации добавляется организация групп детей с соматическими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственного развития, левополушарных и правополушарных детей, а также остро нуждающихся в соци­альной помощи.

Методологические позиции

  • Гуманистическая ориентация программы развития школы; демокра­тизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей.

  • Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей дея­тельности.

  • Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных под­ходов.

  • Принцип оптимизации обучения Ю.К.Бабанского.

  • Принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополни­тельную: коррекционно-развивающую и углубленную траектории.

  • Учет психологических закономерностей личностного развития, диагностичес­кое обеспечение дифференциации.

  • Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели.

  • Социальная направленность, педагогизация окружающей среды.

Особенности содержания

Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являют­ся государственные образовательные стандарты. -

Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:

1) траектория базового стандарта;

2) траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования;

3) траектория компенсирующего обучения.

Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

В адаптивном комплексе Е.А.Ямбурга детский сад существует, в аффективно-эмоционально-волевой парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но оно не является доминирующим, самоценным. Учет личност­ных качеств ребенка ведется индивидуально.

Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам.

Дополнительной задачей организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.

Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты, развитие творческих способностей детей, возрождение русской духовной культуры, обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.

Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребёнку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

Компенсирующее обучение – это создание вокруг ребёнка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.



Особенности методики

Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий харак­тер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.

Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.

Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.

Адаптация выпускника к жизни, к практике рыночных отношений осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, со­циального закаливания.

Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:



  • добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования;

  • помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;

  • возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одно­го варианта (траектории) обучения на другой.

Основной особенностью методик, применяемых в траектории базового стан­дарта, является оптимальное соотношение традиционных методов и всего лучше­го, что есть в современных методиках обучения. Эффективны традиционные объяс­нительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуа­лизацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полно­го усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладе­ния учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного простран­ства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота, гу­манное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; со­страдание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).



Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в ус­воении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии);

  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начи­нает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообра­зия учебного материала;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алго­ритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • комментированные упражнения (по Лысенковой);

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение раз­личные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

  • опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опор­ного конспекта и обобщающей таблицы);

  • алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного при­мера до логической схемы;

  • указание типа задачи, закона, правила;

  • подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

  • предупреждение о возможных ошибках;

  • разделение сложного задания на составляющие.

Литература

  1. Селевко Г. К. , Бройде Б. А., Артамонова Р. Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. – Ярославль: ИПК ПРРО, 1996.

  2. Селевко Г. К., Черво Ю. Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемости подростков. – М., 1997.

  3. Ямбург Е. А. Школа для всех. – М., Новая школа, 1996.

Каталог: download -> version
version -> I " Больной, проснитесь примите снотворное"
version -> 1. Историко-географические знания в школьном курсе географии на примере некоторых географических открытиях
version -> Нурсултан Аби́шевич Назарба́ев
version -> Биография Мухтар Кабулович Аблязов родился 16 мая 1963 в селе Галкино Ленинского района Южно-Казахстанской области
version -> Рабочая программа по русскому языку 58 1 класс (обучение грамоте) 58 Рабочая программа по литературному чтению 107
version -> Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов
version -> Внеклассное мероприятие литературная гостиная Сгорая пламенем любви

  • Классификационная характеристика По уровню применения
  • По характеру содержания
  • По организационным формам
  • По преобладающему
  • Концептуальная основа Основная гипотеза.
  • Организационные позиции Интеграция
  • Принцип разделения
  • Методологические позиции