Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Шихабутдин Марджани (1818-1889) Он тот, кто порвал нить рабства в мышлении




Скачать 108.58 Kb.
Дата03.07.2017
Размер108.58 Kb.
Шихабутдин Марджани

(1818-1889)
Он тот, кто порвал нить рабства в мышлении

(Г.Тукай)
Шихабутдин Маджани, знаменитый теолог, философ, историк, религиозный реформатор и выдающийся татарский просветитель, родился 27 января 1818 г. в с.Ябынчи Атнинского района РТ. Его предки со стороны отца и матери принадлежали к фамилиям известных имамов-мударрисов. У них он получил первые сведения по истории, философии, Корану, сунне, по арабскому и персидскому языкам. Шихабутдин лишился матери, когда ему было пять лет, и воспитывался мачехой в довольно суровой обстановке. Начальное образование получил в медресе с.Ташкичу, в котором преподавал его отец, где уже с 17 лет начинает преподавать и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой вариант учебника, который не сохранился. В 1838 г для продолжения образования Марджани отправляется в Бухару. Неудовлетворенной системой обучения в медресе, он в основном самостоятельно занимается в богатых ценными рукописями местных библиотеках. Деньги на жизнь зарабатывает обучением детей состоятельных лиц. В 1843 г в поисках знаний Марджани отправляется в Самарканд и обучается в медресе Ширдар, где знакомится с известным историком, кадием Абу Сайид ас-Самарканду, который советует ему заняться исторической наукой. Первое свое печатное произведение он посвятил истории тюркских народов Средней Азии «Горсточка знаний о познании хаканов», Казань, 1865г, на арабск.яз. Эрудиция и ученость Марджани не понравились группе завистливых мулл-имамов, которые стали писать на него доносы в Духовное собрание мусульман. В 1867г ОМДС назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани (одна из самых почетных религиозных должностей региона), что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными властями у него также устанавливаются позитивные контакты. Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани. Он становится видным идеологом религиозного реформаторства. В 1870-80 гг творчество и деятельность Марджани сливаются с татарским просветительским движением. Это время его близкого знакомства с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета, Марджани хорошо знал профессора И.Ф.Готвальда, академика В.В.Радлова, профессора Казембека, и др. Марджани первым из мусульманских ученых активно участвовал в деятельности Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1877г в Казани проходит 4-й Всероссийский съезд этого общества, на котором академик В.В.Радлов прочитал на русском языке доклад Марджани, опубликованный в 1884 г в материалах съезда на русском и татарском языках: «Завеса времени по истории Булгара и Казани».

Педагогическая работа- еще одна из сторон просветительской деятельности Марджани. 13 сентября 1876 г в Казани открылась Казанская татарская учительская школа с 4-х-летним обучением, готовившая учителей начальных классов из татар. Марджани первым из татарского мусульманского духовенства согласился преподавать в ней вероучение. В течение девяти лет он работал в этой школе, входил в педагогический совет. Одним из принципов его педагогической концепции стало стремление научить своих учеников мыслить самостоятельно. Марджани был предвестником джадидского движения в России, и именно он заложил его основы: реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.

Изучение истории своего народа было одним из проявлений гуманистически-просветительских устремлений ученого. Он был первым татарским историком, который обратился к проблеме этногенеза татарского народа и написал книгу «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», Казань,1897-1900, на тат.яз., посвященную истории Волжской Булгарии и Казанского ханства. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке (четыре на татарском языке арабским шрифтом).

В просвещении народов, развитии науки, знания, воспитании образованной и высоконравственной личности, в усвоении духовного наследия прошлого и настоящего Марджани усматривал путь к подъёму интеллектуального и культурного уровня татарского народа, имея целью поставить его на одну ступень с современными цивилизованными народами. Именно благодаря Марджани, в свою очередь татары почувствовали себя частью мировой организации.



Риза Фахретдин

(1859-1936)


Риза Фахретдин – один из немногих российских учёных-богословов ХХ века, обогативший мусульманскую культуру научно-педагогическим осмыслением. Он был великим тружеником, стремившимся к знаниям и к просвещению татарского и мусульманских народов России. Выдающийся мыслитель татарского народа, просветитель, историк и педагог, писатель и журналист Ризаэтдин Фахрутдинов родился 4 января 1859г в д. Кичу Чаты Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевского р-на) РТ в семье священнослужителя. Начальное образование он получил у матери Махубы и отца Фахрутдина. Любознательный, способный, трудолюбивый и старательный шакирд Ризаэтдин и в годы учёбы, и в последующие годы занимался перепиской книг. В его архивном фонде, который хранится в Башкирском институте истории, языка и литературы Уральского научного центра РАН находится 10 томов рукописей, переписанных им в разные годы. Ш.Марджани был его кумиром, образцом борьбы за образование татарского народа, за реформирование его и повышение научного, культурного, образовательного уровня народа. Он создает биографии учёных булгар, кыпчаков, татар, попутно с описанием мусульманских путешественников, посетивших наши земли. Хроника содержит более 500 биографий. Она и до сих пор не имеет себе равных, но ни разу не была переиздана. Эта хроника – великий гимн подвижничеству ученых, которые в течение тысячи лет не давали мусульманам превратиться в безграмотных людей, вели их по пути знания и веры. Риза Фахретдин утверждал, что для мусульман необходимо как религиозное, так и светское знание. Его перу принадлежат фундаментальные работы «Адабе тэгьлим», «Тэрбияле бала», в которых он дает дидактические практические советы, рекомендации как правильно организовать образовательно-воспитательный процесс в школе, особенно в начальной. В данных работах просветитель создает образец современного учителя, каким должен быть учитель, его уровень знаний, культура и нравственный облик. Педагог должен обладать высокими знаниями своего предмета, быть хорошим психологом, примером для подражания в плане нравственности и поведения, стремиться к совершенствованию своего мастерства. На первое место Р.Фахретдин в плане образования человека ставит знания (гыйлем), ибо они есть самое главное богатство, затем того, кто эти знания передает (могаллим) и воспитание (тэрбия). Вот три кита, на которых должно основываться образование.

В его многотомном биобиблиографическом труде «Асар» («Памятники») собран богатейший материал о выдающихся исторических личностях, живших со времен булгарского периода до начала ХХ века. В 1 том включены 666, а во 2 том 343 биографии известных татарских и мусульманских деятелей науки и культуры. Р.Фахретдин является автором известных книг: «Тэрбияле бала»-«Воспитанный ребенок», «Тэрбияле анна» - «Воспитанная мать», «Тэрбияле ата»- «Воспитанный отец», «Насыйхэт»- «Совет, наставление» и мн.др.произведений.

Р.Фахретдин опубликовал 20 книг под названием «Мэшхур ирлэр»- «Выдающиеся мужчины» и «Мэшхур хатыннар»-«Выдающиеся женщины», опубликовал около 180 очерков о жизни и деятельности исторических личностей. Р.Фахретдин отмечает, что школа является важнейшим местом воспитания детей и пишет советы учителям, самим школьникам как вести себя в различных ситуациях, как заботиться о своем физическом и духовном здоровье.

Р.Фахретдин дает толкование термину «Образованный». Образованный человек – это тот, кто знает свою историю, родной язык и культуру, живет по традициям своей религии, ведет добропорядочный образ жизни и стремится к знаниям. Уже будучи муфтием Р.Фахретдин в мае 1930 г приехал в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, протестовал против закрытия мечетей, арестов духовенства и уничтожения религиозных библиотек. В последние годы своей жизни просветитель жил в очень тяжелых материальных условиях. К известному ученому несколько раз обращаются из Венской Академии наук с просьбой продать за огромные деньги свой личный архив, ученый отказывает им. Довольно большую часть своих рукописей по просьбе известного востоковеда, академика А.Н.Самойловича он передает в архив Ленинградского отделения Академии наук СССР, где они по сей день хранятся. В 2009 году исполнится 150 лет со дня рождения великого просветителя, ученого и педагога.



Абдрашид Гумерович Ибрагимов – первый татарский политик,

(1857-1944) был уроженцем г. Тары Тарского уезда Тобольской губернии. Видный общественно-политический деятель. Оставил глубокий след в истории и культуре тюркских мусульман народов России и многих других народов мира. Осиротев в 14 лет, пришлось учиться и одновременно зарабатывать на жизнь. В 1879-1884гг в Медине совершенствовал свои знания по истории, теории ислама, изучал арабский язык и литературу. По воспоминаниям, он внимательно следил за деятельностью министра просвещения Турции Муниф паши в сфере реформы образования. Именно у него А.Ибрагим взял идею реформы образования, которое готово принять европейскую программу при сохранении мусульманских ценностей и формы. По возвращении на родину Ибрагим был избран казыем Оренбургского Духовного Собрания. В эти годы борьбу за реформу образования развернули уже мусульмане России.

1895г Абдрашид казый отправляется в поездку по странам Европы и Азии. Знакомство с европейскими реалиями приводит его к все большей критике российской действительности. Он становится первым татарским политическим эмигрантом и публицистом. По возвращении в Россию в 1900г он начинает издавать альманах «Миръат» («Зеркало»), газету «Ольфет» («Дружба»), еженедельник «Тильмиз» («Шакирд»), где агитирует за создание национальных автономных учреждений и реформы российского режима по европейскому образцу. Придавал важнейшее значение изучению учащимися в медресе русского языка и литературы, чтению произведений русских классиков Ломоносова, Пушкина, Толстого и других, отстаивал идею перехода к новометодному обучению.

А.Ибрагимов был хорошо знаком с трудами таких ученых сибироведов, как Г.Миллер, И.Фишер, И.Георги, В.Радлов, Г.Потанин, ИН.Ядринцев и др. Результатом его последующих путешествий стали историко-этнографические исследования о тюркских племенах, из которых формировались сибирские татары, о роли бухарцев в Сибири, о хозяйственной деятельности, о народном образовании и культуре сибирских татар. Последние 10 лет А.Ибрагимов исполнял обязанности имама в соборной мечети Токио, где он создал мусульманское общество. Умер в Токио в 1944г.

Поэт-гуманист Кул Гали

(1183-1236)
Всемирная организация науки, культуры и образования Юнеско объявила 2008 год Годом Кул Гали. Татары не только Поволжья, но и всей России восприняли этот акт как мирового масштаба признание булгаро-татарской художественной литературы, культурного потенциала современного татарского языка. Событие вновь привлекло внимание широкого круга общественности к титанической фигуре средневекового мусульманского поэта, к его выдающемуся творению «Кыйссаи Йосыф» - «Сказание и Йусуфе».

Шэжэре- родословная семьи- свидетельствует, что дед поэта был родом из Булгара, откуда переселился в местечко Кашан. Отец будущего поэта Мирхаджи со своей семьей поселился в устье реки Зай, где они прожили 30 лет. Там и родился Кул Гали (датой его рождения принято считать 1183-й год н.э.). Еще в молодости он отправился в г.Хорезм, где преподавал в медресе, в котором учились привилегированные шакирды. Кул Гали прекрасно владел родным и арабским языками, был хорошо знаком с литературой многих других народов, в т.ч. с библейскими сюжетами. Поэт черпал вдохновенье и в коранических сказаниях, и в народной булгарской культуре. 12-я сура Корана, как известно, повествует о судьбе Юсуфа Праведного. Выбор сюжета не был случайным. Эта история привлекала внимание многих писателей той эпохи. Но не всем было суждено стать шедеврами. Уровня классического сочинения достиг лишь труд Кул Гали. В тот период на свет появилось эпическое произведение «Слово о полку Игореве» (автор неизвестен).

Содержание поэмы «Сказание и Йусуфе» доступно пониманию простого народа. Именно с воспитательной целью оно, очевидно, и было создано автором в форме художественного произведения. Герой поэмы Йусуф в отроческом возрасте видит необычный сон и просит отца его истолковать. Отец Якуб предсказывает своему наследнику светлое будущее. Узнав об этом, старшие братья из зависти замышляют погубить Йусуфа. Они, упросив отца, забирают младшего брата с собой в путешествие в дальние страны, и в пути подвергают Йусуфа унижениям и оскорблениям, а потом продают за 18 ярмаков (мелких монет) в рабство египетскому купцу. Волею судеб юноша оказывается в Египте (Мыср) и в качестве слуги попадает в дом визиря Кытфира, жена которого Зулейха влюбляется в молодого человека. По прошествии многих лет, с наступлением тяжелых голодных дней, старшие братья приходят в Египет за помощью к человеку, о великодушии которого хорошо наслышаны. Этим человеком оказывается их младший брат. Йусуф использует случай и напоминает старшим братьям об их коварстве. Древнее поверье о борьбе света и тьмы, добра и зла, любви и ненависти получает в поэме Кул Гали оптимистическую развязку. В центре внимания автора поэмы – Человек, которому Кул Гали уделяет большое внимание.

Первое печатное издание поэмы в виде книги вышло в 1839 г в Казани на арабском шрифте. В последующие времена поэма выдержала 80 изданий. Просветитель татарской нации Ш.Марджани назвал сочинение Кул Гали выдающимся явлением высокой духовной культуры народа.

На основании обстоятельного изучения истоков татарской художественной литературы имя поэта поставлено на первое место в «Антологии татарской поэзии», вышедшей в 1956 г на татарском языке, а через год и в русском переводе.

Отправной точкой русской литературной традиции служит легендарное «Слово о полку Игореве», имя автора которого неизвестно, но тот, кто написал это произведение, явно владел наряду со славянским наречием и тюркским, что доказал в свое время казахский писатель Олжас Сулейменов.

В татарской культуре началом письменной литературы считается «Повесть о Йусуфе – «Кыйссаи Йосыф».

Исследователи подтвердили предположение об обстоятельствах гибели поэта в 1236 г, когда Великий город Биляр, где жил тогда Кул Гали, был дотла сожжен монгольскими войсками.




Хади Атласи

(1876-1938)

Общественный деятель, историк и педагог Хади Атласи является ярким представителем татарской интеллигенции. Он родился в 1876г в д.Чеке Казанской губернии. Первоначальное образование получил в деревенской школе у своего отца, затем учился в Буинском медресе, усиленно занимался самообразованием, вел активную деятельность по обновлению системы образования. Свои идеи и мысли он пропагандирует на страницах периодической печати. Правительство России проводило особую политику, целью которой было затормозить развитие национальных культур и национального самосознания. Рассматривались вопросы о воспитании в православном духе, об обязательном обучении русскому языку, о замене татарского алфавита русским алфавитом и т.д. Эти правила было утверждены министром просвещения и изданы в 1906 г. С резкой критикой такой национальной политики выступил Хади Атласи, в 1908 г он издал книгу-брошюру «Новые правила и наша интеллигенция». «Русификация народов, национальный гнет, защита интересов только господствующей нации- вот основная политика правительства», - писал автор. Х.Атласи лишился должности и званий и был взят под надзор полиции. Но он духом не падает, целиком и полностью посвящает себя науке и культурно-просветительской деятельности. В 1911-1914 гг увидели свет его основные исторические труды: «Себер тарихы» («История Сибири»), «Казан ханлыгы»( «Казанское ханство») и «Сююнбике».

Со своей семьей он жил в Бугульме и все время, какая бы власть ни была, занимался делами народного просвещения.

В 1936 г он был арестован. На свет родилось дело «атласощина». По этому делу Атласов обвинялся в создании контрреволюционной организации для свержения советской власти, его объявили турецким шпионом, пантюркистом, националистом и т.д. 23-28 октября 1937г по решению военного трибунала Приволжского военного округа Х.Атласи был приговорен к расстрелу. Востоковед В.В.Бартольд назвал Хади Атласи «татарским патриотом». Сегодня он для нас остается самобытным исследователем, выдающимся просветителем, блестящим педагогом, общественным деятелем, просто человеком, честно служившим своему народу.



Джамал Валиди

(1887-1932)-


один из ярких и прогрессивных представителей татарского просветительского движения начала ХХ века, видный историк татарской общественной мысли, основатель татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли. Именно его перу принадлежат первые аналитические литературно-критические труды о произведениях Г.Тукая, Г.Ибрагимова, Ш.Камала, Г.Исхаки. Им были собраны и впервые подготовлены к печати пословицы и поговорки татарского народа и толковый словарь татарского языка. Деятельность известного мыслителя и видного ученого энциклопедиста была прервана арестом в 1931г. Он стал одним из первых жертв большевизма татарской интеллигенции.

  • Риза Фахретдин
  • »-«Воспитанный ребенок», «Тэрбияле анна» - «Воспитанная мать», «Тэрбияле ата»- «Воспитанный отец
  • «Мэшхур ирлэр »- «Выдающиеся мужчины» и «Мэшхур хатыннар»-«Выдающиеся женщины»
  • Образованный человек – это тот, кто знает свою историю, родной язык и культуру, живет по традициям своей религии, ведет добропорядочный образ жизни и стремится к знаниям
  • Абдрашид Гумерович Ибрагимов – первый татарский политик, (1857-1944)
  • Поэт-гуманист Кул Гали (1183-1236)
  • Хади Атласи (1876-1938)
  • Джамал Валиди (1887-1932)