Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Шестой год жизни. Старшая группа. Особенности возраста и организации жизни детей. Образовательная область




страница1/19
Дата03.07.2017
Размер5.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Содержание педагогической деятельности воспитателя

по освоении детьми образовательных областей

Шестой год жизни. Старшая группа.

Особенности возраста и организации жизни детей.



Образовательная область «Здоровье». Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка…………………………………………………

Образовательная область «Безопасность». Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире………………………………………………………………………………

Образовательная область «Социализация».

Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается………………………………………………………………………………………………………….

Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других…………………………………………………………………………

Образовательная область «Труд». Развиваем ценностное отношение к труду………

Образовательная область «Познание».

Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует…………………………………………….

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Ребенок открывает мир природы…………………………………………………………………………...

Развитие математических представлений. Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем……………………………………………………………………………..



Образовательная область «Коммуникация». Развиваем речь и коммуникативные способности детей……………………………………………………………………………….

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Ребенок в мире художественной литературы …………………………………………….

Образовательная область «Художественное творчество». Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество……………….
Пояснительная записка.

Особенности возраста и организация жизни детей шестого года.

Данная рабочая программа по всестороннему развитию дошкольников составлена на основе образовательной программы МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 8 «Земляничка», которая составлена в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.М. Герцена в 2011 г. Руководителями программы дошкольного образования «Детство» является авторский коллектив – кандидат педагогических наук, профессор Т.И.Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А.Г.Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, профессор З.А.Михайлова. Данная рабочая программа представляет внутренний нормативный документ, и является основным для оценки качества образовательного процесса в детском саду № 8 «Земляничка».

Программа разработана в соответствии:



  • Законом РФ «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

  • Федераль­ными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы (Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования").

  • Федераль­ными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151, пункт 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337).

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процес­са: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развивают­ся двигательные способности. Заметно улучшается координация и ус­тойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении боль­шинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конеч­ностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявля­ются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здо­ровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего не­обходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здо­ровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, дви­жения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.



Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В тече­ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес­сы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом воз­расте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от им­пульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируют­ся социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собствен­ного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро—день—вечер—ночь; вчера–сегодня—завтра—раньше—позже; ориентируются в последовательнос­ти дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому вре­мени года. Довольно ориентацию в пространстве и на плоскости: слева—направо, вверху—внизу, впереди—сзади, близко—далеко, выше—ниже и т. д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольни­ков постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший до­школьник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и про­чего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, кос­мических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными вида­ми труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхожде­ние ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятель­ность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых яв­лений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памя­ти, возникает намеренное запоминание в целях последующего вос­произведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропор­ций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивает­ся на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных разли­чий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рас­сказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем кото­рых он был. Правильно пользуется многими грамматическими фор­мами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнения­ми. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.



Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возник­новению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом опре­деляется оценкой его воспитателем. Воспитателю важно изучить сис­тему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности иг­ровых интересов или склонностей к определенной деятельности (ри­сованию, ручному труду, уходу за животными).

Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, за­ботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готов­ность помочь. Он привлекает внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Вос­питатель специально создает в группе ситуации гуманистической на­правленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются пер­вые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопо­нимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во вза­имоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут несколько раз поменяться). Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкаль­ные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.



Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, склады­ваются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого че­ловека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместно­му решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо по­могать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопо­нимания на основе учета интересов партнеров.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабева­ет. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечат­лениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни:

  1. Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и ги­гиеническую культуру детей.

  2. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

  3. Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать детей к художественной культуре.

  4. Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.

  5. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

  6. Воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной де­ятельности и творчеству.

  7. Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и гендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и пат­риотические чувства детей.

Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиениче­скими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с педагогом, а также самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей.

Круглогодично, один раз в неделю, следует организовывать непо­средственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. В теплое время года, при благоприятных метеорологических условиях, деятельность по физическому развитию максимально организуется на открытом воздухе.



Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде образовательных развивающих проблемно-игровых и практи­ческих ситуаций в соответствии с образовательными областями и на­правлениями физического, социально-личностного, познавательно- речевого и художественно-эстетического развития детей. Образова­тельные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное обще­ние, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоя­тельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, ху­дожественных, двигательных, экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога. Организованная образовательная деятельность в старшей группе проводится в первую половину дня, не более двух образовательных ситуаций ежедневно, продолжительностью каждая до 25 минут, с перерывами по 8—10 минут. Если планируется только одна ситуация, объединяющая в общей теме и едином сюжете несколько образова­тельных областей, в ней необходимо выделить два или три логически завершенных эпизода, сделав между ними перерыв или физкультми­нутки. Например, образовательная ситуация на тему «Путешествие по волшебной стране» логически разбивается на три части: «Встреча с волшебником» (разгадывание загадки волшебника и выбор маршрута), «Преодоление препятствий» (строительство переправы, рисование та­инственных животных, образная имитация), «Получение награды» (совместное составление волшебного пазла).

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в пер­вой половине дня в старшей группе не превышает 45 минут. В сере­дине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятель­ность, проводится физкультминутка.

Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной дея­тельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Непрерывная продолжительность работы с ком­пьютером в форме развивающих игр для детей 5—6 лет не должна превышать 10 минут. После занятий с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Воспитатель также планирует время для знакомства детей с худо­жественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о лю­бимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы детей, развивает активную монологическую и связную речь детей.

На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р]. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованы дополнительные занятия, которые в зависимости от ха­рактера нарушений проводятся или воспитателем, или (при обширном косноязычии) логопедом. Эти занятия (индивидуальные или с группой из 3—5 человек) организуются не реже 2 раз в неделю и направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление и введение в речь.

Предметно-развивающая среда в старшей группе обеспечивает воз­можность выбора каждым ребенком деятельности по интересам и по­зволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать ин­дивидуально.

Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продук­тивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудо­вой, музыкально-художественной и двигательной деятельности. В организации среды предусматривается легкость трансформирова­ния пространства детьми в соответствии с интересами (легкие шир­мочки, заборчики, цветные шнуры). Широко используется поли­функциональный материал, предусматривающий вариативность ис­пользования с учетом разнообразных детских замыслов. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, все­возможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, спе­циально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и прочее.

Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельнос­ти, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими познавательными, настольно-печатными играми, головоломками. Учитывается тендерная специфи­ка — предусматриваются материалы, соответствующие интересам де­вочек и мальчиков.

Игровое оборудование размещается так, чтобы рационально ис­пользовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке детского сада.

Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятель­ной продуктивной деятельности — конструирования, рисования, лепки, аппликации, создания разного рода поделок, макетов из при­родного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии дошкольника. Для развития продук­тивного творчества детей необходимо позаботится о подборе карти­нок, изображений различных поделок и игрушек, вариантов оформле­ния изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для создания разных поделок и т. п. Это дает детям возмож­ность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также продолжить овладение умением самостоятельно работать по образцу или схеме.

Необходимо предусмотреть уголки уединения — тихое место, где ребенок может заняться спокойной деятельностью, отдохнуть от ак­тивного общения.



Таким образом, программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошколь­ного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отноше­ние к развитию детей дошкольного возраста.

Программа «Детство» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмож­ностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможнос­тями самих образовательных областей, а также предусматривает решение программных об­разовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непо­средственно образовательной деятельности, но и при проведении ре­жимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного обра­зования.

Программа «Детство» предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Образовательная область «Здоровье»

Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье

ребенка.

Пояснительная записка

Отдельных НОД программой на предусмотрено, а содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной ли­тературы», «Труд», «Безопасность».



Задачи воспитания и развития детей

  1. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопас­ного поведения.

  2. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

  3. Способствовать развитию самостоятельности детей в выполне­нии культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек.

  4. Развивать умение элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувст­вия, недомогания.

  5. Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, об­ращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.

  6. Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психи­ческого здоровья детей.

Содержание

Дошкольники знакомятся с признаками здоровья и нездоровья че­ловека, особенностями самочувствия, настроения и поведения здоро­вого человека.

Знакомятся с правилами здорового образа жизни, полезными (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредными для здоровья привычками.

Узнают об особенностях правильного поведения при болезни, посильной помощи при уходе за больным родственником дома.

Знакомятся с человеческим организмом, некоторыми органами и их функционированием. Получают знания о бережном отношении к своему организму, узнают некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения.

Получают представление о собственном здоровье и здоровье сверст­ников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания.



Организация опыта освоения образовательной области

Воспитатель создает условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициирует разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями проявление здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников. Предлагает детям ситуационные задания: составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестренки); придумай и покажи, как научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умы­вать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды; расскажи, что будет с твоей любимой куклой, если она пере­станет мыть руки, если не будет чистить зубы, если откажется пить лекарство; выбери, какие из этих продуктов самые полезные; по­смотри на эти картинки и расскажи, какие дети умеют следить за своим здоровьем.

Воспитатель организует вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже.

Воспитатель вовлекает детей в проектную деятельность, предлагая самостоятельно решить задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением: «Создаем азбуку здоровья», ищем ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумываем рекламу полезных для здоровья продуктов, придумываем рецепт «Са­лата здоровья», рисуем плакат для малышей «Как помочь увидеть хо­роший сон».

Вместе с инструктором по физическому воспитанию воспитатель проводит праздники здоровья, в которых участвуют дети и их ро­дители.

Организует дидактические игры здоровьесберегающего содержа­ния: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вред­ные привычки» и прочее.

Активизирует творческую деятельность, предлагая детям рисо­вать или придумать загадки на тему здоровья. Активизирует детей в умении самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения. Обращает внимание детей на важность по­стоянного соблюдения правил здорового образа жизни.

Читает детям литературные произведения соответствующей те­матики (например, А. Барто «Наступили холода», А. Акулин «Ледоеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку», И. Черницкая «Мишка», Е. Ильин «Боксер», «Олимпиец», В. Зайцев «Я одеться сам могу», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», Л. Герасимов «Купаю куклу», А.Кузнецова «Кто умеет?», Я.Яхнин «Почему надо чистить зубы?», В. Степанов «Сам»), организует беседы на тему здоровья.



Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

  • Имеет представления о своем здоровье, знает, как можно поддер­жать, укрепить и сохранить его.

  • Ребенок умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:

  • умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, эле­ментарными навыками личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, вымыть уши, причесать волосы и т. п.);

  • умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), высказаться о своем самочувствии, назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;

  • владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т. д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их;

  • умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения, укрепляющие осанку, опорно-дви­гательный аппарат, утреннюю гимнастику;

  • проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;

  • умеет различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя ведет в лесу;

  • готов оказать элементарную помощь себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью);

  • проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому, умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от пережи­ваний, развеселить, увлечь игрой.

Вызывает озабоченность и требует совместных действий педаго­гов и родителей

  • Ребенок не проявляет интереса к проблемам здоровья и здоровьесберегающей деятельности, нет направленности на соблюдение в своем поведении основ здорового образа жизни.

  • Представления о правилах личной гигиены, необходимости соблю­дения режима дня, о здоровом образе жизни, о правилах безопас­ного поведения носят поверхностный, формальный характер. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном выполнении культурно-гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, своими вещами и игрушками, в пользовании носовым плат­ком, салфетками, столовыми приборами. Требуется постоянное на­поминание и помощь взрослого.

  • Не проявляет внимания к заболевшему близкому взрослому или ребенку, неохотно откликается на просьбы о помощи и заботе.

Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Здоровье».

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Интеграция




Где используется

Совместная деятельность

Сентябрь

1 неделя

1. «Сидим за столом правильно».

2. «Держим ложку, вилку правильно».

3.«Рассматривание плаката о ЗОЖ».

4. «Едим за столом аккуратно».


5. «Ее величество Салфетка».

1. Повторить с детьми правила посадки за столом: сидеть прямо, спина касается спинки стула, колени вместе, ноги стоят прямо, между столом и животом помещается кулачок, не мешать соседу, не ставить локти на стол, не разговаривать во время приема пищи, благодарить после еды.

2. Правила удерживания вилки, ложки.

3. Повторение правил ведения здорового образа жизни.

4. Обращать внимание во время приема пищи на чистоту на столе, отсутствие крошек.

5. Правила пользования салфеткой.


Во всех образовательных областях.

«Безопасность».




На всех НОД.


Проведение мониторинга по образовательной области «Здоровье».Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.



Сентябрь

2 неделя

1. «Воспитание бережного отношения к хлебу».

2. «Деление кусочка хлеба пополам».


3. «Мытье рук перед едой и после посещения туалета».

4. Проблемная ситуация «Разговор во время приема пищи».

5. «Правила пользования столовыми приборами».


1. Воспитывать бережное отношение к хлебу, тому, кто его печет, выращивает зерно; учить откусывать от кусочка, а не крошить его.

2. Учить разламывать во время обеда кусочек хлеба пополам и съедать его с первым и вторым блюдом.

3. Объяснять необходимость мытья рук перед едой и после посещения туалета.
4. Рассмотреть ситуации, которые могут приключиться во время разговора в процессе приема пищи.

5. Рассмотреть с детьми правила удерживания столовых приборов во время приема пищи.



«Социализация».

«Безопасность».

«Безопасность».

«Социализация».




Режимные моменты в группе.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.


Проверка предметов гигиены, их своевременное мытье (стаканчики для полоскания, расчески, зубные щетки и т. д.)

Сентябрь

3 неделя

1.Игровая ситуация: «В гостях у Мойдодыра».

2.«Следим за внешним видом во время приема пищи».

3.«О чем нам рассказало полотенце?».

4.«Праздник воды».

5.«Добрые словечки».


1.Повторение правил и последовательности мытья рук, вытирания их насухо, раскладывая полотенце и поочередно вытирая одну за другой.

2.Во время приема пищи обращать внимание на посадку за столом во время еды, на правильное удерживание столовых приборов, на неполадки в прическе (волосы, падающие на лицо), в одежде (длинные рукава).

3.Продолжать учить ухаживать за своим полотенцем, обращать внимание на его наличие, на то, как оно висит, в каком оно виде, что с ним нужно делать.

4. Продолжать знакомить детей со свойствами воды, ее необходимостью в жизни человека.

Бережно относиться к предметам гигиены, называть их в уменьшительно-ласкательной форме, ухаживать за ними, знать, когда их следует помыть, заменить.


«Чтение художественной литературы».

«Познание».

«Социализация», «Труд», «Коммуникация».

«Эта волшебница вода» (Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей в природе).



Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.





Сентябрь

4 неделя

1.«Правила пользования расческой».

2.Заучивание стихотворения «Мыло душистое».

3.«Ладушки».

4.«Его величество Полотенце».

5.«Чистим зубы. Полощем рот».


1.Закреплять правила ухода за своими личными вещами, обращать внимание на наличие оставленных после причесывания волос, их своевременное удаление.

2.Продолжать использовать художественное слово в воспитании культурно-гигиенических навыков.


3. Закреплять правила мытья рук.

4. Бережно относиться к предметам личной гигиены, внимательно следить за их состоянием.

5. Закреплять правила чистки зубов на макетах, полоскания горла, рта после приема пищи.


«Труд».
«Чтение художественной литературы».

«Труд».


Режимные моменты в группе.

1. Режимные моменты.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.



Октябрь

1 неделя

1. «Правила поведения за столом».

2.«Чудесные расчески».


3.«Правильно моем руки».


4. «Носовой платочек».
5. «Госпожа Вилка».
6.СРИ «Больница».
7. «Береги здоровье смолоду»

1. Закреплять с детьми правила поведения за столом: не разговаривать во время еды, не мешать соседу, не ставить локти на стол, не играть столовыми приборами.

2. С помощью проблемной ситуации довести до сознания детей о необходимости такого предмета как расческа для жизни человека.

3. Правила мытья рук: троекратное намыливание, смывание, вытирания полотенцем.

4. Рассказать детям об использовании одноразовых и тканевых платков.

5. Закрепить правила использования вилки во время различной еды.

6. Объяснить на примере игры такие социальные роли, как врач-отоларинголог и пациент, как происходит прием у врача, правила поведения на приеме у врача, действия медсестры.

7. Объяснить детям о важности сбережения здоровья в малом возрасте и о его дальнейшем сбережении.


«Социализация».

«Труд».
«Социализация»

«Безопасность»


Режимные моменты.

«На приеме у отоларинголога»



Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Октябрь

2 неделя

1.«Полезные и вредные привычки».

2.Чтение К. Чуковского «Айболит».

3.«Ее Величество Салфетка».

4.«Что из какой посуды едят?».


5.«Правильно моем и вытираем руки».

6.«Поведение за столом».


1.Выявить и провести совместно с детьми классификацию полезных и вредных привычек, правила борьбы с вредными и закреплениями полезных.

2. Закрепление знаний о ЗОЖ через чтение художественной литературы.


3. Закреплять правила пользования салфеткой: вытирать рот, класть на край тарелки.

4. Разбирать на конкретных примерах в кухонном уголке глубокие, мелкие тарелки, блюдца, использовать их для определенного вида пищи.
5. Закреплять правила мытья рук.
6. Закреплять правила поведения за столом.

«Чтение художественной литературы».

«Социализация»

«Коммуникация».

«Труд».


Режимные моменты в группе.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Октябрь

3 неделя

1.«Ладушки-ладошки».
2.«Правила пользования ножом».

3.СРИ «Больница».

4.«Ее Высочество Вилка».

5.«Чистим зубы».

6.«Умывалочка».


1.Умывание в игровой форме, с использованием русской народной потешки «Ладушки».

2.Использование ножа во время еды, удерживание его во время разрезания и намазывания.

3. Объяснить, что у любого человека есть право на бесплатное медицинское обслуживание.

4.Учить помогать вилкой во время резки ножом.

5.Закреплять правила чистки зубов после приема пищи не менее 2-3 раз в день.

Закреплять правила умывания, мытья рук.


«Безопасность».

«Социализация» (право на медицинское обслуживание).

«Безопасность».



Режимные моменты.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Октябрь

4 неделя

1.«Содержание одежды в чистоте во время и после приема пищи».

2.«Уши мыли».

3.«Использование ножа во время еды».

4. «Будьте аккуратными за столом».

5. Беседа «Как уберечь себя от простудных заболеваний».


1. Обращать внимание детей на состояние одежды после еды, вытираться салфеткой, а не рукавом, наклоняться над тарелкой, стараясь не испачкать одежду.

2. Рассматривание папки-передвижки «Ухаживаем за ушами».

3. Учить использовать нож и вилку во время полдника, на который подают блины.

4.Учить детей есть аккуратно, не оставляя кусочков пищи вокруг себя на столе.

5. Познакомить детей с мерами профилактики простудных заболеваний осенью.

«Коммуникация».



Режимные моменты в течение дня.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Октябрь

5 неделя

1. «Культура поведения за столом».

2.«Умение красиво есть».


3.«Умение выглядеть опрятно перед принятием пищи».

4.«Будем аккуратным, чистыми, опрятными».

5.«Зубная щетка в гостях у Тюбика».

6.СРИ «Больница» (деятельность врача и медсестры).



1. Соблюдение правил поведения во время приема пищи.
2. Продолжать учить детей аккуратно и красиво есть, желать друг другу приятного аппетита.

3. Учить приводить себя в порядок перед тем, как сесть за стол.


4.При выходе из-за стола обращать внимание на оставленное за столом место и на свой внешний вид.

5.Повторить правила чистки зубов, дать понятие о зубной пасте, как неотъемлемой помощнице щетки, закрепить понятие о том, что в отсутствии зубной щетки и пасты бывает достаточно прополоскать рот водой после еды.

6. Наблюдение на наглядном примере за совместной деятельностью врача и медсестры.


«Труд».


«Социализация» (разделение обязанностей).


Режимные моменты в группе.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.



Ноябрь

1 неделя

1. «Ведем себя за столом культурно».
2.«Сервируем стол».

3. «Зачем нужен режим дня».

4. «Господин Полотенчик».

5. Решение проблемной ситуации «Что делать если, …»




1. Закреплять правила культурного поведения за столом.

2. Закреплять основные моменты сервировки стола, посуды, столовых приборов, понятия слева, справа.

3. Закреплять с детьми понятие о режиме дня и его соблюдении.

4. Правила пользования полотенцем закреплять.

5.Продолжать закреплять с детьми последовательность сервировки стола, правильно раскладывая столовые приборы.

Формировать правильное отношение к своему здоровью и режиму дня.



«Социализация», «Труд».


«Комуникация», «Безопасность».

«Труд».


Режимные моменты.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.



Ноябрь

2 неделя

1.«Правила использования салфетки».

2.«Да здравствует мыло душистое, полотенце пушистое».

3.«Расчешу я косоньку».

4. «Мы идем в гости. Правила поведения за столом в гостях» практикум.

5.Упражнение «Чистюля».

6. Д/и «Выбери одежду по сезону».



1. Закреплять правила пользования салфеткой.
2. Заучивание стихотворения и закрепление навыков умывания через использование художественной литературы.

3. Учить внимательно следить за своим внешним видом.

4. Учить детей правилам посещения гостей: приходить вовремя, долго не засиживаться, быть вежливыми, не приходить с пустыми руками; вести себя за столом согласно правилам этикета.

5. Закреплять навыки ухода за собой.

6. Учить выбирать одежду по сезону, чтобы не промерзнуть и не заболеть.

«Чтение художественной литературы».

«Труд».

«Социализация», «Коммуникация».



«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество».

Режимные моменты в группе.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Ноябрь

3 неделя

1.«Чистюли».
2.«Учимся аккуратно есть».
3. «Заплету я русую косу».

4. «Умывалочка».


5. «Носовой платочек».

1. Продолжать закреплять навыки ухода за собой.

2. Продолжать учить детей есть красиво и аккуратно, следить за собой во время приема пищи.

3. Продолжать закреплять навык ухода за своей внешностью.

4. Закреплять гигиенические навыки по уходу за собой.

5. Закреплять навыки использования носового платка, исправлять с помощью него неполадки во внешнем виде.


«Труд».

Режимные моменты в группе.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Ноябрь

4 неделя

1.«Моем руки перед тем, как сесть за стол».
2.«Вытираемся полотенцем правильно».
3.«Правила полоскания горла».
4.«Как устроен глаз».
5.«Умывалочка».
6.Беседа «Культура еды – важное дело».

1.Закрепление знаний, умений, навыков о том, для чего моют руки перед едой, и что будет, если этого не делать.

2. Продолжать учить раскладывать полотенце на руках перед тем, как вытереть руки и аккуратно вешать его на место.

3. Продолжать закреплять навык полоскания горла и рта после приема пищи.

4. Знакомить со строением глаза, его особенностями, правилами ухода за глазами.

5. Продолжать закреплять с детьми навыки умывания.

6. Закреплять у детей умение правильно пользоваться столовыми приборами.


«Познание», «Коммуникация».


«Социализация».

Режимные моменты в группе.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Декабрь

1 неделя

1. «Моем и вытираем руки правильно».

2. «Сидим за столом во время еды правильно и красиво».

3. «Научим куклу благодарить после еды».

4. «Правила пользования ножом».



1. Закреплять навыки ухода за руками и лицом.
2. Закреплять правила посадки за столом.

3. Учить благодарить взрослых после приема пищи, выходя из-за стола.

4. Закреплять навыки пользования ножом во время приема пищи.


«Труд».

«Социализация».


«Безопасность».

Режимные моменты в группе.

Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Декабрь

2 неделя

1. «Правила здорового образа жизни».

2. «Чудесные расчески».

3. «Как правильно держать вилку и нож?».

4. «Салфетки в салфетницах».


5. «Правила пользования носовым платком».

6. СРИ «У нас гости».



1. Формировать и закреплять правила ведения здорового образа жизни.

2. Учить устранять неполадки в прическе с помощью расчески.

3. Закреплять навыки удерживания вилки и ножа (вилка в левой руке, нож в правой).

4. Закреплять правила скручивания салфеток и распределения их в салфетницах.

5. Устранять неполадки во внешнем виде с помощью тканевого и бумажного платка.

6. Закреплять правила принятия гостей, поведения за столом.


«Труд».
«Труд».

«Социализация».


Режимные моменты в группе.

Сервировка стола, правила приема гостей.



Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.




Декабрь

3 неделя

1. Д/и «В каких продуктах «живут» витамины?».
2. Игровая ситуация «Моя личная гигиена».

3. «Мойте руки перед едой».


4. Загадывание загадок о ложке.

5. «Зачем нужны ложки? Какие они бывают?»



1. Формировать знания детей о полезных и бесполезных продуктах, приучать есть только полезные продукты.

2. С помощью сюжетных картинок закреплять с детьми правила личной гигиены.

3. Закрепление навыков без напоминания взрослого правильно мыть руки.

4. Учить отгадывать загадки, внимательно слушать описание предмета, сравнивать, на что это похоже.

5. Учить додумывать, решать проблемные ситуации, закрепить знания о столовых приборах, которые используются как для еды, так и для других нужд.


«Коммуникация».
«Труд».

«Коммуникация».

«Социализация».


Режимные моменты в группе.


Мытье рук, их вытирание насухо, раскладывая полотенце, в течение дня во время режимных моментов.

Гимнастика утренняя, приемы пищи, физкультминутки во время НОД, гимнастика для глаз, массаж пальцев рук, ушей, стоп, игры с носом по Динейки, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения в течение дня, прогулки.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19