Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Серия «Методические консультации» Развитие познавательного интереса через вовлечение детей в чтение научно-познавательной литературы Методическая консультация для библиотекарей Сальск, 2011




Скачать 198.62 Kb.
Дата29.06.2017
Размер198.62 Kb.


Муниципальное районное учреждение культуры

«Сальская межпоселенческая центральная библиотека»



Серия

«Методические консультации»


Развитие познавательного интереса через вовлечение детей в чтение

научно-познавательной литературы
Методическая консультация для библиотекарей

Сальск, 2011
91.9

П 17

Развитие познавательного интереса через вовлечение детей в чтение научно-познавательной литературы : методическая консультация для библиотекарей / СМЦБ ; сост. : И.П.Касимова. – Сальск, 2011. - 30 с.
Методическая консультация познакомит библиотекаря с приемами активизации чтения познавательной литературы для детей и подростков.

Отв. за вып : директор МРУК «СМЦБ» Л.Н.Перепеч



Содержание
1.Системный подход в организации чтения познавательной литературы у читателей – детей.

Методическая консультация. Касимова И.П.


2. Звездный сын планеты Земля.

Беседа для читателей среднего школьного возраста к 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина. Купчина Г.Д.



Системный подход в организации чтения познавательной литературы у читателей – детей
Касимова И.П., заведующая

инновационно-методическим

отделом МРУК «СМЦБ»
Научно-познавательная книга – один из главных источников развития любознательности, и чем раньше познакомится с ней читатель, тем увлекательнее станет для него образовательный процесс.

Научно-познавательная (популярная) литература (НПЛ) – это произведения о науке и ее творцах, предназначенные не для специалистов в данной области знания. Она включает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии.

Научно-художественная литература (НХЛ) – это особый род литературы, рассказывающий о науке, о научных исканиях, «драме идей» в науке и судьбах ученых. НХЛ рождается на стыке художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур. В отличие от НПЛ, внимание которой сосредоточено на познавательных и учебно-воспитательных задачах, НХЛ обращается преимущественно к человеческой стороне науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества. К НХЛ можно отнести художественные биографии ученых и исторических деятелей, произведения о природе, в которых научная информация преподносится в образной форме. НХЛ обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью; призвана сочетать интерес с научной достоверностью, образность повествования с документальной точностью жизненного материала. Широкое распространение получили в России научно-художественные произведения Б.Житкова, В.Бианки, К.Паустовского, М.Пришвина.

НПЛ и НХЛ сходны прежде всего тем, что в основе этих произведений лежит точный научный факт, т.е. информация.

Познавательная книга выполняет адаптирующую функцию в вопросе упорядочения знаний; стимулирующую функцию к новым знаниям, экспериментам; воспитательную функцию при формировании определенных убеждений и норм поведения; досуговую функцию.

У библиотекарей – практиков сложилась своя методика работы по вовлечению детей в чтение научно-познавательной литературы.

Во-первых, это экскурсии, пробуждающие детскую любознательность.

После экскурсии проводится письменный опрос на вопрос: «Если бы ты встретился с ученым, который знает обо всем на свете, о чем бы ты хотел его спросить?»

Вначале вопросы детей могут быть очень наивны. С помощью научно-познавательных книг, используя разнообразные приёмы, библиотекарь удовлетворяет любознательность детей. Такая анкета может повторяться в библиотеке не один раз. Характер детских вопросов к «всезнающему» ученому от случайных, поверхностных, общих все более будет приближаться к вопросам конкретным, значительным.

От вопросов «Сколько звезд на небе?», «Сколько растений на свете?», «Кто самый сильный на земле?», «Из чего сделано стекло?» - после чтения научно-познавательных книг дети приходят к вопросам: «Как измеряется время, если я лечу со скоростью света?», «Почему на одном из спутников Сатурна есть похожая на нашу атмосфера? Может ли быть там разумная жизнь?». «Почему возникла жизнь именно на Земле?», «Сохранились ли в океане какие-нибудь древние животные?».

Чтение научно-художественной книги – без обязательного героя, без сюжета – трудный процесс. Чтобы переход к познавательному чтению был щадящим, сначала предложите книги с большим количеством иллюстраций и небольшими текстами. Наиболее доступны и занимательны для начинающего читателя книги, авторы которых оживляют повествование вопросами, обращением к читателю, формой живой беседы. Для читателя, только приобщающегося к познавательной книге, незаменима вопросно-ответная форма, даются задания для самостоятельного наблюдения и сбора факторов в книгах наших классиков Ю. Дмитриева, Н. Сладкова, В. Танасийчука.
Восприятие текста познавательного произведения включает моменты:


  • обоснованный выбор произведения библиотекарем с учётом возраста детей;

  • активизация личного опыта детей путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций;

  • объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний до чтения, во время знакомства детей с картинкой

В структуре мероприятия с детьми младшего школьного возраста можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления полученных знаний.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Можно задать не сложные вопросы. В конце занятия можно повторить чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Индивидуальная и групповая работа

Акция «Путешествие книги» - интересная форма работы по привлечению к чтению.

В библиотеке оформляется  «путевой лист»:

Путевой лист книги (автор и название)



Ф.И.

Впечатления о книге, заметки, пожелания



















Путевой лист вместе с книгой вручается первому «путешественнику». Прочитав книгу, он записывает свои впечатления и книгу вместе с «путевым» листом передает следующему читателю и т.д. Обязательно нужно оговорить сроки «путешествия», самый оптимальный срок- месяц. По прошествии этого срока организуется чтение и обсуждение впечатлений. На чтение и обсуждение впечатлений можно пригласить учащихся другого класса, с тем, чтобы заинтересовать их этой книгой, человека, имеющего специальные знания в данной области знаний.

Предложите читателям проявить свою активность в таких формах:



«Вырасти дерево знаний». На стилизованном дереве каждый листочек — наука. Каждый участник должен записать название: 1-го ученого (русского), одно открытие, изобретение в этой области.

«Стена знаний» - ватман, расчерченный в форме кирпичиков. Дети на кирпичиках-заготовках пишут... (так же, как на листьях).

«Всё дело в шляпе» - разные шляпы, каждая отвечает за какую-то науку. В них собираются разные факты по конкретной науке. Факты можно заготовить, дети должны их «рассортировать».

«Умная змейка» - заготовка в форме змеи, расчерченной на клеточки как в кроссвордах. Вставить слова-названия наук, последняя буква одного слова — это первая буква другого (ботаникастрономиядернаяфизикакустикантропология...)

Нано-сказки». Объяснить читателям понятие «нано». Дать задание читателям сочинить нано-сказку на научную тему, или об ученом. Или... (по выбору ребенка).

Несомненно, полезны беседы о книгах, построенные по системе вопросов и заданий. Данная форма развивает внимание и память детей, способствует глубже понять познавательный аспект книги или статьи. В процессе беседы читатель совершенствует свой словарный запас, приобретает умение формулировать собственное отношение к прочитанному.

В развивающих досуговых формах (рукоделие конструирование) наиболее активными остаются творческие занятия с детьми, кружки, выставки детских поделок, бенефисы, презентации, программы летнего чтения.

Процесс формирования интеллектуальной основы в подростковом возрасте особый. Не случайно его называют возрастом проблем, рассуждений. Для выражения своего мнения о прочитанном необходимо предложить им такие формы, как дискуссионные вечера, оборудованные стеллажи с отзывами о произведениях. Если расположить отзыв на книжной выставке рядом с книгой, получится заочный обмен читательскими мнениями.


Праздники, массовые мероприятия

Незаменимым помощником в вовлечение детей в чтение научно-познавательной литературы является игра – соревнование или воображаемое путешествие. Игра – соревнование активизирует коллективное мышление, а коллективное мышление помогает каждому ребенку почувствовать свою одаренность, помогает думать, быть личностью, делать собственные открытия, выносить свои догадки в коллективные умозаключения. Игра заставляет детей творчески относиться к научно-художественным книгам, ища ответы на проблемные вопросы, сравнивая разные книги одного автора, сопоставляя однотомные произведения разных писателей, знакомясь со справочниками и даже отдельными статьями в периодике.

Одним из примеров игры может стать «Полет на обитаемые планеты». Это планета, увлеченная одной наукой. Можно организовать «полет в открытый космос», познакомиться с «планетой динозавров», позже – «с Голубой планетой», «Планетой техники», «Планетой красоты». Список рекомендуемых для прочтения книг поможет ответить на вопросы игры.
Игра "Семи пядей во лбу"

Вопросы для игроков

1. Какая птица не умеет летать? (страус)

2. Море с самой соленой водой? (Мертвое море)

3. Кто из русских путешественников ходил за три моря? (Афанасий Никитин)

4.Этот литературный герой великолепно знал химию, хорошо играл на скрипке, но приобрел всемирную известность на другом поприще. О ком речь? (Шерлок Холмс)

5.Какое излучение вызывает необратимые изменения в живых тканях? (Радиация)

6.Что легче: пуд железа или пуд сена? (Они весят одинаково)

7. Бывает ли прочным построение на песке? (Да. Египетские пирамиды стоят на песке)

8. Как называется достаточно редкое явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию и создают увеличение приливных сил на Земле? (Парад планет)

9. Что ученые называют "растениями без цветов и хлорофилла"? (Грибы)

10. Собаки возвращаются к своему хозяину. Кто еще из животных поступает так же? (Голуби)

11. Наклонных сооружений, таких, например, как Пизанская башня в Италии, в мире достаточно много. Есть такое и в России. Назовите его.

(Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве накренился на 1,5 м, но стоит достаточно надежно)

12. В каком спортивном командном соревновании, чтобы победить, надо пятиться назад? (Перетягивание каната)

13. Собаки потеют языком, слоны - ушами. А чем потеют кошки? (Организм кошки лишен потовых желез, за исключением кожистых концов лапок)

14. Первые телевизионные камеры были нечувствительны к некоторым цветам. Вот почему дикторам приходилось использовать губную помаду, имеющую странный цвет. Какой ? (Зеленый)

15. Меры длины, которыми в старину пользовались наши предки. (локоть, пядь, аршин, вершок. сажень)

16. Назовите "подвижный" город цыган. (Табор)

После заинтересованного знакомства с разными типами научно-познавательных книг у детей складывается стойкое положительное отношение к этому виду литературы, как к книгам не скучным, не сложным для пытливого ума, как казалось раньше.

Очень быстро, особенно в условиях игры, читательский диапазон расширяется. Маленькому читателю становятся по плечу процесс эксперимента, сопоставление факторов, выяснение связей и систематизация познанного. Вопросы, задаваемые детьми «всезнающему ученому», помогут библиотекарю выбрать наиболее актуальные сегодня для детей темы, а затем, определив соответствующий раздел науки, начать углубляться в него.

Интеллектуальный КВН по энциклопедиям «Главный спутник любознательных» - один из примеров библиотечных уроков. Ребятам предлагаются различные задания по ориентированию в энциклопедии с целью нахождения нужной информации в зашифрованной форме и т.д. Дети проходят несколько этапов:

1) знатоки литературы;

2) юные архитекторы;

3) юные натуралисты;

4 юные историки;

5) вопрос сопернику;

6) заключительный – логика.

Победители КВНа становятся «магистрами наук».


Праздник-игра «На балу у Королевы….». Праздник требует большой подготовки. В подготовительный период необходимо изготовить костюмы для представителей той или иной науки, разучить танцы. Науки и королевы выбираются и оговариваются заранее. Ведущий представляет гостей. Гости исполняют танец-шествие «Полонез». Затем ведущий приглашает занять трон Королеву науки – Математики, Биологии, Истории и т.д. Приглашение на трон звучит в виде загадки. Гости должны угадать, какая наука взойдет на трон. Затем проводятся игры по книгам, но обыгрываются через фанты, маски и другие бальные атрибуты. Между играми гости танцуют «Математический вальс», «Историческую кадриль», «Биологическую польку», «Филологическую мазурку».
Используйте в работе с читателями сразу несколько различных форм:

  • громкие чтения» чтение познавательных книг продолжение их в виде игры, викторин, путешествий;

  • мультимедиа-беседы, экскурсы, коллажи;

  • история науки песни стихи красивые слайды;

  • обзор-путешествие, или «литературные фанты» по художественной литературе, посвященной науке, ученым;

  • предложить  поговорить о книге по ее заголовку. Далее дается аннотация библиотекаря видеофрагменты из фильмов-экранизаций: Беляев А. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», Булгков М. «Собачье сердце», Гранин Д. «Иду на грозу», Грекова И. «Кафедра», Каверин В. «Открытая книга», Толстой А. «Гиперболоид инженера Гарина», Углов Ф. «Сердце хирурга».

Навыки «функционального» (делового) чтения прививают библиотечные уроки. Особенно важны темы уроков по подготовке докладов, рефератов, по привитию навыков широкого поиска и отбора источников с помощью СБА, компьютерных технологий.
Интерактивные выставки

Выставка-опрос. Если бы ты встретился с ученым, который знает обо все на свете, о чем бы ты хотел его спросить? Варианты оформления: ватман или листочки в форме цветка — вопросы по ботанике, ракеты — о космосе... и т.д.)

Выставка-вернисаж технической книги и поделки

Выставка «Научный календарь». Заготавливаются матрицы (продумать конкретные даты из истории русских открытий и изобретений), дети их заполняют. Потом всё сшивается в общий календарь, остается для работы.

Выставка-галерея «Великие ученые». Каждый ватман посвящен отдельному ученому. На ватмане дети заполняют графы: биография, открытия, иллюстрации по теме (портрет, об изобретении и др.).

В заключении — выставка книг, журналов и плакатов в библиотеке.



Приемы активизации чтения познавательной литературы для детей и подростков

Последовательность действий читателя при работе с научно-популярными произведениями

1) Прочитать текст от начала до конца.

2) Перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и найти главный вопрос произведения – т.е. определить его тему.

3) Найти ответ на этот вопрос – т.е. определить главную мысль.

3) Увидеть, как доказывает автор эту главную мысль, – т.е. найти в тексте доказательства.

4) Выделить в каждой части новую информацию, выписать новые термины.

5) Осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой.

6) Осмыслить целое, доказать основную мысль текста.



Памятка читателю для составления сообщения на тему

1. Выбери тему для своего рассказа;

2. Определи, какую мысль ты будешь доказывать.

3. Выбери художественную форму для своего рассказа (диалог, сказка,);

4. Подбери научный материал по выбранной теме с помощью справочного аппарата библиотеки, рекомендательного списка литературы, поиска в Интернет.

5. Выбери из найденного материала самое главное и интересное, расположи материал в логической последовательности.

6. Придумай, как научный материал перевести в художественную форму: в какой ситуации могут понадобиться эти научные сведения, как и с кем могло случиться событие, в котором герои могли бы получить эти сведения; для чего они им понадобились?

7. Составь план своего рассказа

8. Определи главную мысль каждой части, соотнеси ее с основной мыслью рассказа.

9. Прочитай то, что у тебя получилось и внеси при необходимости поправки.

Эти советы будут доступны и полезны читателям, если поместить их в «Уголке читателя», оформить виде закладки, памятки.
Полезные сайты для библиотекаря и читателя

Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) http://bse.sci-lib.com/

Наука на телеканале культура http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=576

Популярная механика: портал о том, как устроен мир http://www.popmech.ru/rubric/theme/science/

Портал на основе электронной версии журнала «Наука и жизнь» http://www.nkj.ru/

Российская академия наук http://www.ras.ru/index.aspx

Сетевая энциклопедия "Учёные России" http://www.famous-scientists.ru/about/

«Химик»: сайт о химии http://www.xumuk.ru/organika/11.html

Электронная библиотека «Наука и техника» http://n-t.ru/

Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://elementy.ru/

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по вовлечению детей в чтение познавательной литературы, помогает разглядеть в детях огонёк любознательности, существенно расширить кругозор детей, развивать мышление и речь, а главное, сделать процесс самообразования творческим, ярким и незабываемым.
Литература

Белоколенко, М.В. Организации чтения детей в библиотеке: системный подход // Библиотековедение. – 2001. - № 4. – С. 64 – 70.

Голубева, Е.И. Как работать с печатными изданиями // Школьная библиотека. – 2004. - № 1. – С. 24 – 28.

Мазуряк, К.Г. Юрий Гагарин. Космос. Век XX. // Школьная библиотека. – 2006. - № 4. – С. 72 – 75.

Селезнева, С.М. Познавательная литература в воспитании любознательности у детей младшего школьного выозраста // Библиотековедение. – 2007. - № 5. – С.67 – 71.

Шевченко, Л. Кому быть лоцманом в журнальном половодье? : из опыта работы с периодикой //Библиотека. – 2007. - № 10. – С. 59 – 62.



Звездный сын планеты Земля

(к 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина)

Беседа для читателей среднего школьного возраста


Купчина Г.Д., ведущий библиотекарь

Инновационно-методического

отдела МРУК «СМЦБ»
Мечта о космосе, пожалуй, одна из самых первых, которая родилась у человечества. И люди бережно пронесли ее сквозь тысячелетия. Загадочный мир звезд привлекал астрономов и философов Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и эпохи Великий географических открытий. Мечта о полетах к звездам всегда была с человеком.

Сегодня мы по праву гордимся тем, что первый искусственный спутник Земли был создан учеными нашей страны, что к ближним и дальним мирам – Луне, Марсу, Венере – впервые стартовали наши автоматические станции, а первым человеком во Вселенной стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

12 апреля 1961 года по всем радиоприемникам было передано сообщение: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом - космонавтом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Юрий Алексеевич Гагарин».

Будущий космонавт Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области. Отец и мать были крестьяне. Юрий Алексеевич от души смеялся, когда за границей распустили слух, будто он происходил из знатного рода князей Гагариных, которые до революции владели дворцами и крепостными крестьянами.

После окончания школы Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище. Далее была учеба в Саратовском индустриальном техникуме. К учению относился серьезно, хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее. Школу и техникум окончил с отличием.

Юрий Алексеевич зачитывался произведениями Джека Лондона, Жюля Верна, Александра Беляева. На фантастические романы в библиотеке была очередь. Книги передавались из рук в руки, пересказывались друзьям. Юношу поражала прозорливость научных взглядов Циолковского о скором появлении не только реактивных самолетов, но и космических ракет. Юрий Алексеевич сам говорил, что с доклада о работах Циолковского и началась его «космическая» биография.

25 октября 1954г. состоялось знаменательное событие в жизни молодого человека – впервые он пришел в Саратовский аэроклуб. «Помню день первого прыжка с парашютом, - вспоминает Юрий Алексеевич,- в самолете было шумно, я очень волновался. Команду инструктора не услышал, только увидел его жест – пора! Глянул вниз, там, внизу, ждали своей очереди подруги по аэроклубу. Необходимо было показать свое умение, но не страх».

Через год Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет на самолете ЯК – 40. После окончания Саратовского техникума и учебы в аэроклубе Юрий Гагарин продолжил учебу в Оренбургском авиационном училище.

Годы учебы в Оренбурге совпали с первыми советскими успехами в завоевании космоса – первый и второй искусственные спутники Земли. На втором беспилотном корабле – спутнике ушли на орбиту собаки Белка и Стрелка, 28 мышей, 2 крысы, насекомые, растения, некоторые микробы, контейнер с лоткутками человеческой кожи. Люди были потрясены: значит, и человек может полететь…

9 декабря 1959 года Юрий Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу подготовки космонавтов. Из более трех тысяч кандидатов было отобрано 20 человек, которые были включены в состав Центра подготовки космонавтов.

В первый отряд космонавтов вошло шесть человек: В.Ф.Быковский, П.Р.Попович, А.Г.Николаев, Ю.А.Гагарин, Г.Г.Нелюбов, Г.С.Титов.

По решению Государственной комиссии первым командиром космического корабля «Восток» для первого в истории человечества полета в космос был назначен летчик – старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин.

Почему космонавтом №1 стал именно Ю.А.Гагарин? Вот как об этом говорил сам Юрий Алексеевич: « Я был молод, здоров, хорошо себя чувствовал во время полетов и прыжков с парашютом». А Николай Петрович Камарин, первый руководитель полетов, дал более конкретную характеристику: красив, умен, мил, обаятелен, спортсмен, летчик, храбрец, имеет княжескую фамилию, из простых крестьян.

Космонавтов поселили под Москвой, в месте, которое сейчас принято называть «Звездный городок». Предстояло много трудиться и учиться. Много времени уходило на физическую подготовку. Состояние невесомости будущие космонавты испытали в сурдокамере, в термокамере с обжигающим воздухом.

За девять месяцев до старта, летом 1960 года, Ю.А.Гагарин впервые увидел космический корабль «Восток». Представьте, каково было его удивление, что оболочка корабля должна нагреваться при входе в плотные слои атмосферы до нескольких тысяч градусов.

Космический корабль состоял из двух отсеков. Первый – «жилой». Это кабина пилота с рабочей аппаратурой. Второй отсек – с тормозной установкой, которая обеспечивала посадку корабля. Самый большой предмет в кабине – кресло. В него вмонтирована катапульта. По команде кресло с человеком отделялось от корабля.. В кресло также вмонтирована спасательная лодка, запас провизии, рация для связи в случае вынужденной посадки на воду, запас медикаментов. За тем, что делалось вне корабля, пилот наблюдал через иллюминаторы, стекла которых по прочности не уступали стали. Защиту от ярких, не таких, как на Земле, солнечных лучей обеспечивали шторки. Для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности в кабине корабля установлены аппараты и системы.

В космос корабль выводился многоступенчатой ракетой. Как только корабль достигал заданной высоты, он отделялся от ракеты-носителя и продолжал полет самостоятельно со скоростью около восьми километров в секунду.

За день до старта главный конструктор космического корабля Сергей Павлович Королев еще раз напомнил Юрию Алексеевичу об огромном риске, о перегрузках и невесомости и возможно о чем-то еще неизвестном. Но была огромная вера у двадцатисемилетнего космонавта в главного конструктора и своего наставника.

Полет Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!». Кинокадры этого исторического события донесли до нас улыбку, озаряющую лицо Гагарина в момент старта. Из воспоминаний Германа Титова: «В момент пуска ракеты стоял чудовищный грохот, огонь и дым. Ракета ужасающе медленно оторвалась от стартовой плиты, потом ее скорость начала нарастать, Вот она уже мчится блестящей кометой… Вот она исчезла из глаз».

Вот как описывает свой полет сам Юрий Гагарин: «Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу начали расти перегрузки. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Корабль пролетел над широкой сибирской рекой. Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, отделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся Земля опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному…».

Только изредка динамик доносил рапорт Юрия Гагарина обо всех этапах полета:

«Сброс головного обтекателя. Вижу Землю. Полет проходит успешно. Самочувствие хорошее. Все приборы, все системы работают хорошо. Включилась солнечная ориентация. Внимание! Вижу горизонт Земли! Такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли. Очень красиво…»

В 10 часов 55 минут, через 108 минут после старта, «Восток» благополучно приземлился в Саратовской области у деревни Смеловки.

В ярко-оранжевом скафандре космонавт выглядел странно для местных жителей, которые боялись к нему подойти поближе.

Космический корабль спустился недалеко от глубокого оврага. По воспоминаниям Ю.А.Гагарина, корабль почернел, обгорел, но казался ему более красивым и родным, чем до полета.

Первый полет в космос был коротким по сегодняшним меркам, но стал большим шагом человечества в будущее. Главный его итог: «В космосе жить и работать можно!». Юрий Гагарин своим мужеством, трудолюбием, целеустремленностью доказал, что возможности человека неисчерпаемы. На Земле появилась новая профессия – космонавт.

Ю.Гагарин ежечасно опережал время, в котором жил… Весть о его трагической гибели в авиационной катастрофе во время тренировочного полета потрясла весь мир. Чтобы стать с ним вровень, каждому, шагнувшему во взрослую жизнь, мало восхищаться Космонавтом № 1. Нам в наследие остался урок его жизни. Его именем названы улицы и площади многих городов мира, малая планета и один из крупнейших кратеров на обратной стороне Луны.

Давайте вспомним важные события из жизни первого космонавта и ответим на вопросы викторины.

1. Когда и где родился Юрий Гагарин?

(9 марта 1934г. в селе Клушино Смоленской обл.)

2. Где учился Юрий Гагарин?

(ремесленное училище г. Люберцы, индустриальный техникум в г.Саратове, аэроклуб в г.Саратове, Летное авиационное училище в г.Оренбурге, Военная академия им. Н.Е.Жуковского в г. Москве)

3. Когда состоялся первый космический полет?

(12 апреля 1961г.)

4. Кто, кроме человека успел побывать в космосе?

(собаки Лайка, Белка и Стрелка, крысы, мыши, мухи)

5. С какого космодрома поднялся в небо первый пилотируемый космический корабль? ( космодром «Байконур)

6. Как назывался корабль, на котором Ю.Гагарин поднялся в небо?

(«Восток-1»)

7. Сколько длился космический полет Ю.Гагарина вокруг Земли?

(1 час. 48 мин.)

8. Назовите космонавта №2 – дублера Ю.Гагарина. (Г.С.Титов)

Литература

1. Докучаев, В. Урок Гагарина. – М., 1985. – 144с.

2. Иванова, В.А. Урок Гагарина : час сообщений // Классный руководитель. – 2006. - № 2. – С. 110 – 118.

3. Соловьева, А.М. Звездный сын планеты Земля : литературно-музыкальная композиция // Книжки, нотки и игрушки…- 2007. - № 2. – С.34 – 37.

Межпоселенческая центральная библиотека,

347631, г. Сальск Ростовской области, ул. Ленина, д. 104

Тел.: (86372) 7-24-00; (86372) 7-35-62

E-mail: biblio@salsk.donpac.ru



http://www.smzb.com1.ru/


  • Системный подход в организации чтения познавательной литературы у читателей – детей Касимова И.П., заведующая инновационно-методическим
  • Научно-познавательная (популярная) литература
  • Научно-художественная литература (НХЛ)
  • Восприятие текста познавательного произведения включает моменты
  • Индивидуальная и групповая работа
  • Праздники, массовые мероприятия
  • Приемы активизации чтения познавательной литературы для детей и подростков
  • Полезные сайты для библиотекаря и читателя
  • Звездный сын планеты Земля (к 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина)
  • Инновационно-методического отдела МРУК «СМЦБ»