Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сергей Васильевич Ларин




страница1/5
Дата02.07.2017
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5

Сергей Васильевич Ларин

Мое открытие

Литературным краеведением в школе занимаюсь с 1982 года. В 1988 году на литературном вечере в писательской организации г. Владимира, посвященном творчеству поэта, детского писателя Алексея Ивановича Шлыгина, состоялась наша первая встреча с Юлией Ивановной Лариной – женой писателя Сергея Васильевича Ларина. Мы приехали с краеведами-школьниками со своей программой « Мужество жить» по творчеству Алексея Ивановича. После нашего выступления Юлия Ивановна подошла к нам и спросила: «А вы что-то знаете о творчестве Сергея Васильевича Ларина? Он уроженец Собинского района села Семеновского». К стыду, мы ничего не могли ответить. Юлия Ивановна пригласила нас в гости. Эта встреча положила начало нашей тесной дружбе с семьей писателя и открытию его как замечательного мастера лирической прозы. Помню, как впервые переступили порог дома, где он жил, где побывали многие известные писатели, поэты, художники, композиторы. Кабинет писателя – комната музей: письменный стол, стеллажи с книгами как русской, так и зарубежной классики, портреты и пейзажи владимирских художников Юкина, Бритова, Кокорина, с которыми он был дружен, шкатулки мстерских художников (он был их большим другом и посвятил творчеству мастеров книги «Народные таланты», «Мстера»)

Поразило нас гостеприимство, радушие Юлии Ивановны и Галины Сергеевны Лариной – Шагары – дочери писателя, которая поделилась своими воспоминаниями об отце: «Наш дом был своеобразным литературным салоном. Сюда приходили все владимирские писатели во главе с первым директором книжного издательства Леонидом Михайловичем Мацкевичем: Удалов Иван Александрович, Городиский Николай Алексеевич, Никитин Сергей Константинович и многие другие. Бывал в нашем доме и Алексей Иванович Фатьянов. Он подарил мне книжку своих стихов с автографом: «Гале Лариной. Будем добрыми друзьями. Ладно?». Приезжали Андрей Вознесенский, Илья Глазунов с женою Ниной. О чем-то советовались с папой, его мнением дорожили. Папа обладал большой работоспособностью. После напряженной работы в редакции газеты «Призыв», где он был заместителем редактора, он садился за рукописи. На столе всегда лежала пачка чистой бумаги – к утру несколько листов были исписаны. Все это потом складывалось в рассказы. Как журналист, он исколесил всю область вдоль и поперек, бывал в самых дальних селениях. Был он членом обкома КПСС, бессменным депутатом областного совета, но людям старался помочь не по должности, а от души. Многим начинающим поэтам и писателям он дал путевку в большую литературу, среди них был собинский поэт Алексей Сергеевич Труфилов.

В тесной дружбе был писатель с Владимиром Алексеевичем Солоухиным. Одним из первых рецензировал книгу «Владимирские проселки», много путешествовал вместе с ним по земле Владимирской».

Семья подарила нам книги писателя, личные вещи, фотографии, и это положило начало изучения его творчества и открытию экспозиции в школьной краеведческой комнате. А 16 сентября в день рождения Сергея Васильевича Ларина традиционно в нашей школе проводится литературный вечер, на котором собираются близкие писателя (дважды бывала и Юлия Ивановна, ныне покойная), члены писательской организации г. Владимира.

Галина Сергеевна для меня сегодня близкий и дорогой человек, благодаря ей я познакомилась с семьями известных писателей родного края Никитиных, Удаловых, Городиских и других.

Гости вечера, посвященного 80 – летию со дня рождения С.В.Ларина

1992 год

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН,

ПОСВЯЩЕННЫЙ 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ

СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛАРИНА
Цель: познакомить с творчеством писателя-земляка.
Оформление: книжная выставка «Певец родного края»

Музыка Чайковского «Времена года»

Бетховен «Лунная соната»

Бетховен «Прелюдия ре-минор»


Приглашенные: дочь – Галина Сергеевна, внучка – Ирина Евгеньевна,

правнук – Антон, члены писательской организации г. Владимира во главе с ответственным секретарем С.Барановой, заслуженный артист России А.А.Лемешкин.



Х О Д З А С Е Д А Н И Я





  • Ведущий: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Кому не знакомы эти пушкинские строки, воспевающие любовь поэта к природе и его очарование золотой осенью. Это чувство было близко и Сергею Васильевичу Ларину – писателю-земляку, родившемуся в пору увядания природы 16 сентября 1912 года в селе Семеновском Собинского района в семье крестьянина-бедняка и навсегда полюбившему родной край, именем которого названа одна из улиц нашего города Собинки.

Очеркист и рассказчик, он является одним из самых колоритных владимирских писателей. Главная тема творчества – Владимирский край, его природа и люди. Причем описание природы не самоцель. В картине природы у Ларина всегда зримо или незримо присутствует человек, его деяния, его мысль. (Звучит музыка Чайковского «Времена года», из книги Ларина «Времена года» – отрывок «Сентябрь Листопадович»).

Чтец 1:

«Своя особая краса у наступившей осени. Бывают дни, когда высокое небо радует безоблачно-бледной голубизной, ярко светит солнце и хочется еще погулять, покрасоваться, понежиться в легкой одежде. Стоит тепло, на жнивье сверкают невесомые серебряные паутинки, в тихие дни над поляной слышатся редкие трели жаворонка, а из лесу доносится прощальное бормотанье лирохвостых тетеревов. В иные годы бывает, что в такую пору вторично зацветают яблони, вишни, малина, черемуха, желтая калужница.

У каждого месяца – своя характерная примета. У сентября она тоже есть: золотая пора листопада.

Листья падают. Всякий человек много раз видел, как печально обнажаются рощи, как, тихо кружась в прозрачном воздухе, медленно, с мягким шорохом спускаются на землю золотые листья березы, пурпурно-красные – осин, истончившиеся, как папиросная бумага, кленовые листья, крупные, точно след медвежьей лапы, тополиные листы, разноцветные перья рябины. И все-таки вновь удивляешься богатству осенних красок, их разнообразию…



Ведущий:

В 1924 году семья переехала на постоянное место жительство в столицу. В Москве Сергей Васильевич окончил школу, проявил интерес к литературным занятиям, стал посещать литобъединения «Вагранка», «Искра». Встречи с Федором Глазковым, Алексеем Сурковым, Яковом Шведом оказали влияние на становление его как писателя.

(Звучат музыка Бетховена «Лунная соната», отрывок из книги «Плата за конфеты» – «На семи ветрах»)

Чтец 2:

«Так случилось: судьба кидала меня по стране из края в край. Из Москвы я попал в Алма-Ату, через год переехал в Ташкент, побывал в Ашхабаде, Теджене, Керках, Чарджоу, Бухаре. Потом меня метнуло к северу от Ленинграда, в Лодейное Поле. Позднее пришел по лесному тракту на Вытегру. В тех же краях набрел на тихий рыбачий городок Вознесенье, у которого прозрачные воды холодной реки Свирь вытекает из огромного, сердитого на непогоду и сказочно красивого во время штиля Онежского озера.

«Поезжу, покуда молод, – думал я в то время. – Людей посмотрю, себя покажу. Дорога, сказывают, уму-разуму учит. Не зря в народе толкуют: дома руки, ноги спят, а в пути и голова не дремлет».

Еще несколько лет ушло на путешествия, никем не предписанные, благословенные только Петькой Балашовым, после которых в чемодане моем появились исписанные вдоль и поперек дорожные блокноты. Чикмент, Петропавловск, Кокчетав, Бузулук, Самара, Вологда, Краснодар, Горловка, Ростов-на-Дону, Иваново, Кострома, Ярославль, Муром, Гусь-Хрустальный и Владимир стали городами моей биографии.

Я ездил по стране, жил, работал, учился. В этих поездках пополнялись запасами кладовая жизненных наблюдений, которые в будущем мне так пригодились…

Наконец, поселившись во Владимире, я стал профессиональным журналистом. Начал по-настоящему после длительного перерыва терпеливо и усидчиво заниматься литературным трудом. Я тогда познал всю сладость плодотворной работы за писательским столом и радость выхода в свет с моим именем на обложке. Был принят в Союз писателей»…



Ведущий:

В 1950 году он станет литературным сотрудником областной газеты «Призыв», ответственным секретарем и заместителем редактора. Четверть века изучал Сергей Васильевич знаменитую теперь на весь мир Мстеру. В результате у него выходят две книги: «Народные таланты» (1952г.), «Мстера» (1963 г.).

Одна за одной выходят и другие его книги: «Родные люди», «В июльскую пору», «Ночлег на Буже». Природа по-прежнему близка и дорога писателю. Он исходил всю Владимирскую область с охотничьим ружьем и записной книжкою.

(Звучат отрывки «Летят кулики» из книги Ларина «Плата за конфеты», «На озере» из книги Ларина «Ночлег на Буже»).


Чтец 3 «Летят кулики»


«Над лесом еще только занимались заря, ее первые отблески падали на речную гладь, на стволах и листьях деревьев трепетно играли пунцовые отблики. Подул несмелый, только проснувшийся ветерок, тихо зашелестели кусты, в них робко свистнула пичужка, сильно плеснула в омуте шалая щука; тут краешек солнца показался из-за леса, и так вдруг сделалось в лесу хорошо, что нельзя было не залюбоваться всем этим дивным речным привольем, той неяркой красотой нашей русской природы, которая так волнует и радует сердце человека»…

Чтец 4 «На озере»


«Пора нам на озеро отправляться, - сказал мне однажды Иван Крайнов, старинный мой приятель по охоте и рыбной ловле…

В моем воображении отчетливо рисуются глухие просеки, поросшие мелколесьем, темная гладь дальнего озера, в котором отражаются ясные звезды, шаткий мостик над рекой Кучей-Быш. Я с удовольствием вспоминаю привал, алый закат и ночлег у костра под старым дубом, куда по утрам волной доходит терпкий запах черемухи. Стоит такая тишина, что слышно, как, падая, стукают капли росы о широкие листья дуба»…



Ведущий:

Как созвучны его короткие рассказы лучшим стихотворениям классиков, как образны и напевны, что кажутся стихами в прозе. Язык его произведений подлинно народный – сочный и яркий.

В 1961 году С.В. Ларина принимают в члены союза писателей СССР. Много усилий прилагает он к созданию местного Союза писателей, развитию литературного движения на Владимирщине.

В последующих своих произведениях он продолжает и развивает тему краеведения, отношения человека к малой своей родине и ее природе. И не случайно после книги «Мужской разговор» появилась - «Меж лесных берегов», написанная в содружестве с Сергеем Никитиным, как следствие совместного путешествия по реке Клязьме в 1963 году.



Ведущий:

Любовь к родной природе, к русской старине, русской культуре пронес по жизни С.В.Ларин.

(Звучит музыка Чайковского «Времена года», отрывок очерка Ларина «Липа вековая»)

Чтец 5:

«Когда отец бывал в хорошем настроении, - а такое случалось нечасто, - любил петь русские песни. Он понимал в них толк, и сам умел их исполнять душевно, с раздумьем.

Отец знал два-три десятка песен: «Ермак», «Утес», «Вниз по Волге-реке», «Ивушка», «Из-за острова на стрежень», «Тройка почтовая» и другие. Очень хорошо он пел любимую песню Митрофана Ефимовича Пятницкого – «На белы снежки». С ним отец лично был знаком.

Но самой заветной и самой любимой его песней была «Липа вековая». И странное дело: пел он ее очень редко, лишь в минуты необыкновенного душевного подъема. Бывало, как запоет – заслушаешься, обо всем на свете забудешь. Казалось, что поет он не голосом, а сердцем, каждой жилкой, каждой клеточкой своего существа.

Липа вековая

Над рекой шумит,

Песня удалая

Вдалеке звучит.

Луг покрыт туманом,

Словно пеленой,

Слышен за курганом

Звон сторожевой.

Когда отец пел эту песню, я всегда чувствовал себя беспокойно, не сиделось на месте, что-то брало за сердце, какая-то сладкая тоска давила грудь, хотелось радоваться и смеяться. Песня звала, манила вдаль, было в ней неизъяснимое очарование, и, как мне казалось, поистине что-то колдовское крылось в ее простых словах. Народ отгранил их, как алмаз.

Это звон унылый

С давних прошлых дней

Пробудил, что было в памяти моей.


Лирик в душе, он отдавал предпочтение лирической песне (звучит русская народная песня « Липа вековая» в исполнении учащихся школы).

Выступление заслуженного артиста России Лемешкина А.А.



Ведущий:

  • 9 января 1987 года ушел из жизни мастер лирической прозы Сергей Васильевич Ларин. Пусть же немеркнущей будет память о нем, а творчество писателя будет волновать не одно поколение потомков.


Воспоминания о писателе гостей вечера.
Заключительное слово ведущего:

- Не ставьте дат рождения и смерти:

Вместят ли строки все, что за спиной.

Вы не годами жизнь мою измерьте,

А строчками, написанными мной.

Словами Алексея Шлыгина мне хочется закончить наш вечер, ведь жизнь писателя продолжается на страницах его произведений, а значит, продолжается и встреча с ним. Будем достойны памяти писателя – земляка.



Сергей Константинович Никитин

Рядом по жизни.
Знакомство с семьей Лариных и изучения творчества Сергея Васильевича положило начало дружбе с вдовой Сергея Константиновича Никитина – Кларой Михайловной.

Встреча с ней состоялась на школьном литературно-музыкальном салоне, посвященном 80-летия со дня рождения С.В. Ларина в 1992 году. Среди гостей была и Клара Михайловна. Элегантная, интеллигентная, со вкусом одетая женщина сразу расположила меня. Помню ее воспоминания о дружбе Сергея Никитина с Сергеем Лариным, об их совместном путешествии по реке Клязьме, совершенном в 1963 году, о книге «Меж лесных берегов», написанной ими в сотворчестве.

С того памятного вечера Клара Михайловна – частый гость в нашей школе, так как школьной традицией стала Неделя книги С.К. Никитина. Верная подруга писателя, его одноклассница и землячка много лет является пропагандисткой творчества мужа. Благодаря ее подвижнической деятельности, вышли в свет книга воспоминаний «Свет падучей звезды», сборники произведений «Избранное», «Чудесный рожок», «Золотая пчела», книга для малышей «Приключения елочных игрушек». Вдова сделала щедрый подарок для школы, пополнив библиотеку произведениями Сергея Константиновича Никитина.

Несмотря на преклонный возраст, она полна оптимизма, обладает уникальной памятью и даром рассказчицы. Этому не перестаешь поражаться, когда слушаешь ее. До мельчайших подробностей помнит школьные годы, проведенные вместе с Сергеем Никитиным: «Сережа всегда был подтянут, воспитан, чем невольно выделялся среди других ребят. Когда мы дружили с ним, часто носил цветы, читал стихи. Он знал их множество. Особенно любил Пушкина. А однажды на спор с кем-то из ребят прочитал всего «Евгения Онегина». Одевался с большим вкусом, всегда выглядел аккуратно и скромно».

Сама очень скромная женщина, она и в муже ценила прежде всего скромность: «И в зрелые годы Сергей любил оставаться в тени, хотя это не мешало ему быть замеченным в любой компании». Однажды А.Т.Твардовский при Кларе Михайловне сказал: « Посмотрите, человек с периферии, но как держится, как одет».

Жена стоила своего мужа. Гостеприимная хозяйка, великолепная портниха, интеллигентная женщина, она была душой дома, куда стремились попасть многие: и начинающие писатели, поэты, и уже известные, среди которых был в то время молодой поэт Алексей Труфилов и Владимир Солоухин, проживавший уже в Москве.

По воспоминаниям Клары Михайловны, Владимир Алексеевич неоднократно предлагал мужу перебраться в Москву, на что тот отвечал, что московская сутолока не по нему.

Клара Михайловна привыкла к постоянным посетителям и в доме №1 по улице Стрелецкой в г. Владимире, куда они переехали с Сергеем Никитиным из Коврова.

Она с теплотой вспоминает и визиты писателей С.В. Ларина, И.А.Удалова, о многолетней дружбе с семьей А.И. Фатьянова, которая не прерывалась и после безвременной смерти Алексея Фатьянова и Сергея Никитина. Клара Михайловна была желанным гостем и дорогим человеком в семье Фатьяновых.

Эта удивительная женщина находилась в постоянном сотворчестве с мужем. Ей первой он доверял свои вынашиваемые замыслы произведений (рукописей у писателя не было), она была и первым слушателем, и критиком вышедшей в свет книги.

Только сейчас начинаешь понимать, что же движет этой немолодой, но обаятельной женщиной, излучающей свет. Конечно же, чувство любви к мужу, к людям, ко всему прекрасному на земле. Ежегодно она принимает участие в традиционных никитинских праздниках в Коврове, которые проходят в октябре. Мне посчастливилось тоже принять в них участие, и я убедилась в том, что Клара Михайловна – самый почетный гость этих торжеств.

Много раз бывала я с детьми в доме Клары Михайловны, и с каким радушием и гостеприимством она всегда встречала нас.

Любим собираться и в доме Галины Сергеевны Шагара – Лариной, куда приходит Клара Михайловна, вдовы писателей Лидия Матвеевна Сидорова, Елена Михайловна Удалова. Эти встречи мне напоминают литературную гостиную: сколько теплых воспоминаний слышишь о жизни и творчестве писателей – земляков, о дорогих и близких сердцу людях, о времени и о себе. Всегда обогащенная покидаешь дом в ожидании новых встреч.

Система факультативных занятий по творчеству
С.К.Никитина

« Золотые страницы прозы»

Вводное занятие


1 Вступительное слово учителя

« Жизнь моя прошла как большой праздник. Я радовался тому, что принимал от природы и людей, и еще больше радовался тому, что отдавал людям. Уходя, я оставляю им все и через это остаюсь вместе с ними. Будешь ли ты писать книгу или пахать землю, делай это не для себя, а для них, и никогда глухое отчаяние конца не сожмет твое сердце…» Эти слова произносит герой рассказа «Весна, старый писатель, маленький мальчик и рыжая собака», выражая творческое кредо писателя.

- Кто же он, этот удивительно счастливый человек, с художественным миром которого нам предстоит познакомиться?
2 Литературно-музыкальная композиция «Золотые страницы прозы»

(Времена года «Чайковского, «Лунная соната Бетховена»)
Ведущий 1. Мастер рассказа, один из лучших писателей России, поэт, творящий в прозе, вдохновенный певец Владимирской земли, обладатель драгоценного дара доброты, света, любви и красоты.

Чтец 1. Имел чутье пчелы,

Лесной, летящей трассой.

И соловьиный слух,

И соколиный глаз

Он знал оттенки слов,

Как живописец краски,

Он знал глубины душ,

Как море водолаз.



Чтец 2. Знал запахи земли,

Был переполнен ими,-

Он знал, как пахнет труд,

Как пахнут дол и бор

Недаром у его последней книги

Душистое названье «Медосбор».



Ведущий 1.Сергей Никитин любил жизнь, людей, природу, много путешествовал по родному краю и все свои удивительные впечатления умел талантливо перенести на страницы своих книг с лирическим названием: «Голубая планета», «Золотая пчела», «Падучая звезда»,«Живая Вода», «Медосбор» и другие.

Рассказы и повести Никитина привлекают внимание читателя необыкновенной лиричностью повествования, задушевностью, философичностью, их перечитываешь, когда хочется отдохнуть душой, окунуться в мир света, добра и красоты.



Ведущий 2.

Замечательный писатель родился на Владимирской земле, в Коврове

1О октября 1926 года в интеллигентной семье служащих. Любовь к литературе привила ему бабушка Варвара Павловна - одна из культурных и образованных женщин Коврова. Для Сергея Никитина, как и для его героя Мити Ивлева из «Падучей Звезды», очень много значили детские впечатления.

Чтец 3. «…детство его не прошло даром, оно дало ему ощущение России, укоренило на Родине не этнографически, а морально и привязало к ней неистребимой любовью. Все, что есть - Россия, будь то шагающая с песней рота красноармейцев, стихи Есенина, мелодия пастушьего рожка, стаи галок в осеннем небе, цветущая пашня или редеющая кистями схваченных первым морозом ягод рябины, соборы Владимира, тополиный пух в небе его городка- все отзывается в нем волнением и каким-то высоким чистым чувством, которое он никак не может назвать. Гордость ли это? Грусть? Любовь? Все, пожалуй, вместе, и все это, пожалуй, можно назвать чувством Родины.

Ведущий 2.

В Коврове С.Никитин с отличием окончил среднюю школу. С 1944 по 1947 года учился в Московском институте международных отношений, где и увлекся литературным творчеством. Когда же понял, что дипломатия не его призвание, перешел учиться в Литературный институт им. Горького, где однокурсниками его были известные ныне прозаики и поэты: Ю.Бондарев, С.Соколов, С.Шуртаков., Р.Гамзатов, Г.Бакланов. По воспоминаниям Семена Шуртакова, друга Никитина: «Среди этого большого числа талантливых студентов Сергей уже тогда выделялся редким даром рассказчика». В институте был объявлен конкурс на лучший рассказ. Произведение «Даша» Сергея Константиновича было признано лучшим. Первый же сборник С.Никитина «Возвращение», дипломная работа в институте, показал его незаурядный талант.

Любимыми писателями и поэтами Никитина были А.Твардовский, А.Чехов, С.Есенин, И.Бунин, М.Пришвин… Он любил перечитывать и цитировать их произведения.

Чтец 1. Никитин высоко ценил и любил А.Т.Твардовского. В последние годы особенно часто цитировал:

И едва ль не впервые

Осознал я в душе,

Что не мы молодые,

А другие уже…
В трудные, грустные минуты жизни шутливо отмахивался от своих утешителей: «Все равно с земли не сгонят, дальше фронта не пошлют».

Ведущий 1. Многолетняя крепкая дружба связывала С.Никитина и поэта – песенника Алексея Фатьянова. У Никитина и Фатьянова есть произведения, посвященные друг другу. У Никитина - рассказ «18 ноября», у Фатьянова - стихотворение «Сборы».

Чтец 2. Нашей северной русской природе

Поклоняться готов целый век,

Навсегда полюбив половодье

С виду тихих, задумчивых рек.

Сколько силы в весеннем разливе!

Гордо волны бегут, не спеша,

Будто в этом могучем порыве

Скрыта русская наша душа.



Ведущий 3.

Сергей Никитин - певец нашей среднерусской природы: прекрасными пейзажными зарисовками, тонким чувством красоты природы, поистине сыновней любовью к ней он вполне заслуживает это звание.



Чтец 3. « Я твердо верю, что путь к природе - это путь к прекрасному не только вне себя, но и в себе. Кто волновался, вздохнув буйный цвет черемухи, видел, как раскрывается на рассвете точеный цветок лилии в тихой заводи реки, грустил, провожая взглядом осенний караван журавлей, проходил, как по сказке, по зимнему ельнику – тот и в себе неизменно открыл что-то прекрасное» («Голубая планета»).

Ведущий 1.

Герои его книг взяты прямо из жизни. У писателя была удивительная способность видеть доброе и прекрасное в человеке.


Обзор книжной выставки и альбома-выставки

«Золотые страницы прозы».
4 Рассказ подготовленного ученика «Дружба С.В.Ларина с С.К.Никитиным». История создания совместно написанной книги «Меж лесных берегов» - итог их путешествия по реке Клязьме (1963 г.).

5 Домашнее задание: самостоятельное чтение повести «Собственный дом».

Подумайте над вопросами:

В чем смысл названия повести?

Как в названии находит отражение основная проблема мещанства, бессмысленного накопительства и духовной деградации человека?

Кто из героев привлекает ваше внимание? На чьей стороне симпатия автора?

Каковы способы выражения авторской позиции?



Подготовьте анализ эпизодов: «Сцена свадьбы», «Елка на могиле матери (по вариантам).

Какое место занимает эпизод в композиции и осмыслении содержания повести?



Занятие 2 - 3
Тема: «Нравственный аспект лирической, психологической прозы писателя. Повесть «Собственный дом». Традиции русской классики в творчестве С.Никитина.

Цель: совершенствовать умение анализировать эпизод, выявлять авторскую позицию произведения.

Ход занятия

1 Сообщение цели урока.

2 Проверка домашнего задания.

(обсуждение вопросов домашнего задания)

Выборочное чтение отрывков из повести «Собственный дом» /начало, портретные зарисовки/.

- Чем поражает манера повествования писателя?

- Лаконизм повествования, отсутствие развернутых экспозиций, повествование начинается сразу с завязки.

-Никитин продолжает лучшие традиции русской классики ( И.С.Тургенева, А.П.Чехова)

3 Анализ эпизодов «Сцена свадьбы» и «Елка на могиле матери» /выразительное чтение эпизодов/.

Эпизод начинается с пейзажной зарисовки. На дворе утро, мартовское, холодное солнце. Елка берет портфель, но идет не в школу, а на кладбище, где похоронена ее мать. Оно находилось в сосновом бору, густо и четко слившемся среди сверкающих утром снегов. Запах морозной хвои напомнил ей день похорон матери. И как 5 лет назад, Елка ощутила в своей душе состояние какой-то леденящей безнадежности, дыхание вечного холода и пустоты. По дороге к могиле она читает надгробные надписи. Автор не случайно включает это в повествование. Они невольно заставляют задуматься над быстротечностью жизни. Вот она задерживается на могиле, где корявым почерком написаны пошловатые стихи:

Средь нас он жил и весел и умен.

И с честью нами же захоронен.

Скончался он от роду 20 лет.

Красив и молод был. Порукой в том - портрет.

Но Елку поразили приписанные слова: « Сынок, мы тебя никогда не забудем» « Эти слова глубокого, искреннего горя были так трагически просты, были так трогательны своей непосредственностью, что жалость к тому, кто писал их, пронзительно кольнула Елку.

Когда она подошла к маминой могиле, слезы давно уже бежали жгучими струйками по ее стянутым холодным щекам. Но жизнь брала свое. Как она не пыталась представить себя на месте этого парня, ей это не удавалось. Смерть ей казалась далекой и невероятной. У могилы матери она вспоминает, как клялась не веселиться, не смеяться, посвятить себя учебе и дому после ее смерти.

Автор контрастно душевному состоянию героини, дает картину утренней просыпающейся природы. Писатель подчеркивает мысль, что жизнь, наполненная болью потерь и разочарования, все же прекрасна. Солнечная синева неба, блеск мартовского снега, голуби, взбаламученные парнем, - все это олицетворяет мирную жизнь, данную человеку не для того, чтобы тратить ее на постоянные слезы, упреки, сожаления, а для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь близких людей яркой, счастливой, наполненной пониманием и добротой.

Елка в этом эпизоде характеризуется автором человеком глубоко понимающим, сострадающим и тонко чувствующим. Она до боли правильно осознает то, что многие люди утратили чувство нежности и любви. И то, что она все это сохранила в себе, радовало ее, как ничто другое. Автор подчеркивает это в предложении: «И никогда еще, казалось ей, не думала она с такой любовью и нежностью о сереньких поползнях, о ребятишках, о женщине с ведром, о голубях, о всем этом мире…» Автор выражает свое отношение к окружающему миру через просторечные выражения - солнце-бокогрей. Эпитеты, метафоры, олицетворения: туманное солнце, леденящая безнадежность, оцепенелая тишина, глубокое могильное отчаяние.

Никитин тонко чувствует и психологию героя, оценивает его через восприятие природы, тем самым показывая неразрывную связь с ней человека.

Елка в повести - олицетворение чистоты, искренности. Героиня, в оценке автора, - единственный в повести человек, сохранивший в себе душу.

Не случайно после этой сцены дан эпизод «Свадьба отца» в остросатирическом плане: «В зальце, как называли эту просторную комнату,

было людно, тесно, шумно и так накурено, что дым голубовато-серыми языками утекал под потолок в смежные комнаты… От вонючего самогона тупо охмелели, бестолково кричали в уши друг друга каждый о своем, и было невесело.

Плясали без улыбки, с бледными лицами. Когда на эту визжавшую, трясущуюся в тесноте толпу упал через окно красноватый отблеск заката, пляска стала похожа на безобразную оргию дикарей, бесновавшихся вокруг костра». Сцена напоминает пляску мертвецов. Да они и, действительно, по мнению автора, духовные мертвецы.

-И все-таки как заканчивает автор повествование?

-Обездоленная Елка, оставшаяся без крыши над головой /дом подписан молодой жене Липе, дочери Анне куплен другой дом, а внезапная смерть отца не позволила ему позаботится о Елке/, едет на стройку. Заканчивается повесть на светлой нотке - верой автора в человека, в его творческие, созидательные силы. И читателю хочется верить, что Елка найдет свое счастье, и оно будет далеко не в собственном доме, о котором так мечтал отец.

4 Домашнее задание: « Осенний день на Мшарах», «Чудесный рожок», «Бубенчик», «Огуречный агроном».


Занятие 4-5 (практикум)
Тема: Своеобразие лирической прозы С.К.Никитина. «Осенний день на Мшарах», «Чудесный рожок », «Бубенчик», «Огуречный агроном».

Цель: раскрыть своеобразие художественного мира писателя, совершенствовать умение сопоставлять произведения, делать выводы и обобщения.

Ход урока.

1 Сообщение цели.

2 Проверка домашнего задания.

В чем необычность лирической прозы Никитина? (на примере рассказа «Осенний день на Мшарах»).



  • Необычен пейзаж, он поражает не только лаконичностью, образностью, зримостью восприятия, но и сопряжен с раздумьем о смысле бытия, быстротечности жизни: « Обычно в такие минуты ощутимее становится бег времени. Приходит мысль о том, что трава у тебя под ногами уже не та, не те облака плывут по небу. И сам ты уже не тот, нет и нет».

  • Человек и природа неразрывно связаны в творчестве Никитина. Природа- источник творческого вдохновения (художник, рисующий этюды на Мшарах).

  • Она помогает человеку обрести душевное равновесие, покой (старый рыболов, потерявший в годы войны дочь, которая утопилась в Мшарах, поруганная немцами).

  • Природа символизирует вечность и в то же время равнодушие к человеческим скорбям. С одной стороны, это сила, преобразующая духовный мир, а с другой: « Я невольно оглянулся на озеро, на лес, на яркое осеннее небо, на кусты и деревья, отягченные плодами, на весь этот тихий мирок, который только что казался таким недоступным для людских скорбей и в котором я, быть может, еще в меру бывал занят думами о себе и своей жизни. Он остался как будто прежним, но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли».

Учитель:

- Это характерно для прозы Тургенева, вспомним финал романа « Отцы и дети» – кладбищенский пейзаж, цветы на могиле Базарова, напоминающие о жизни вечной и бесконечной, равнодушные к горю стариков….



3 Работа над содержанием рассказов «Чудесный рожок», «Семь слонов», «Бубенчик», «Огуречный агроном» (обратить внимание на начало рассказа – отсутствие экспозиции (Чехов).

На доске запись слова антерпренер – владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка)

  • Какова тема рассказа «Чудесный рожок»? Как она отражена в названии?

Кто впервые в произведениях русской классики раскрыл безграничный талант и одаренность русского народа? ( И.С.Тургенев «Записки охотника», позднее Лесков)

- Чем необычна композиция?


  • Что вы узнали о первом хоре рожечников?

Работа по карточке №1 (группа учащихся)

Кто из героев рассказа является воплощением творческого начала, талантливости и одаренности. Найди данные автором характеристики героям, определи авторскую позицию



  • Какое настроение и чувства вызывает рассказ после прочтения?

  • Как в рассказе «Семь слонов» отражена основная его тема?

Работа по карточке №2 (группа учащихся)

« Последнее свидание с Тасей»



  • Каким мы увидели автора в рассказе «Бубенчик». В чем смысл его названия?

  • Что открыл для себя Егор Рязанов, проведя отпуск в деревне?

- В чем, по мнению автора, красота человека? Почему с чувством глубокого сожаления вспоминает Егор свою жизнь у Талановой?

Работа по карточке №3 ( группа учащихся)

Роль пейзажных зарисовок.



  • Какова тема рассказа «Огуречный агроном»?

  • Какое чувство вызывает Сорокин Матвей Ильич? За что наказан герой?


Обобщение по художественному миру творчества С.К.Никитина.
С.К.Никитин – мастер короткого рассказа, лирической повести.

Произведения писателя посвящены простому, незаметному русскому человеку

с богатым духовным миром. Не внешней занимательностью привлекают его рассказы, а глубокой лиричностью повествования. Показывая возвышенное через будничное, романтичное через привычное, грустное через смешное, он заставляет задуматься над самыми простыми, кажущимися незначительным событиями. Внимание, чуткость, любовь к людям, неизменно сопутствующие произведения Никитина, определяют всегда почерк его человеческой прозы. Разнообразна тематика его произведений: человек и природа, поиск смысла жизни, наш современник, война и ее трагические последствия.

Никитин продолжает лучшие традиции русской классической литературы, а ближе всех ему Чехов, в совершенстве владевший умением воссоздать признаки душевной жизни по какому-нибудь незначительному образу, по выговору, по походке человека, умению сидеть за столом, носить шляпу и прочее.

К языку жестов стремится Никитин. В этом как раз его сила.

Даже зачины многих произведений Никитина - чеховские /отсутствие экспозиции/.

Никитину удается вместить большое содержание в очень тесное пространство рассказа. Добивается это путем отбора слов, мотивировок, деталей, персонажей /Краткость – сестра таланта у Чехова/

«Огуречный агроном» – история жизни Сорокина. После отказа Людмилы Петровны: « Ох, Матвей Ильич, - грустно и ласково ответила она – не по сделке семья строится. А вы мне сделку предлагаете. Мы ведь не сапоги, а люди». «Сорокин вышел, задев плечом за косяк». Этот язык жестов, по-человечески точный, присущ всем рассказам Никитина.

Излюбленный прием Никитина-ретроспекция /возвращение в прошлое/.

Кроме Чехова, на Никитина благотворное влияние оказал Михаил Пришвин, с которым он не раз встречался. У Пришвина природа-это то, без чего человек не может существовать не только физически, но и духовно. Как и Пришвин, Никитин без торжественной декларации и патетики умел наблюдать тонко и точно, не оставляя без внимания ни характерные приметы времени, ни нежной травинки, ни крохотного цветка.

Он чрезвычайно внимателен к простейшим приметам родной земли: к аромату пригретого солнцем соснового бора, цветущего июльского луга, к солнечным пятнам, просачивающимся на траву сквозь неплотную листву берез, к повадкам лесных речушек.

Во многих произведениях мы чувствуем влияние Толстого Л.Н., его глубокий психологизм. Зыбкие, еле заметные движения души, которые фиксирует Никитин, умение уловить почти незаметное в душевном состоянии героя, позволяет говорить о традиции в широком плане.

Традиции предполагают и отталкивание от авторитетов, преодоление их. Никитин пишет о природе, как М.Пришвин, но пишет о родной природе Владимирского края. Автор избегает пространных описаний и, как правило, не дает своим героям развернутых портретных характеристик. Рисуя внешность человека, Никитин часто подчеркивает какую-нибудь портретную черточку, настойчиво ее повторяет. Например, в рассказе «Запах сена»: «У Сашки желтые, ястребиные глаза», «У Веры круглые, мохнатые ресницы». Лицо героя не забывается. Лесные пейзажи – это маленькие стихи в прозе. Пейзажи двух видов:

А) природа сама по себе, где нет человека, где нет действия.

Б) природа – живая участница человеческой жизни.

Яркий, колоритный язык никитинской прозы: сочетание живой разговорной речи, былинного напева, владимирского диалекта.

Особенность его прозы – лиричность, музыкальность, мелодичность. Почти каждый рассказ обладает своей тональностью, ритмом, особой гаммой звуков. То нежно задумчивый, то радостно-ликующий, то иронически насмешливый, то горестно-грустный, тональность повествования проникнута авторской заинтересованностью, его мыслью.

Домашнее задание: рецензия на одно из произведений С.К.Никитин

Николай Данилович Сидоров

Николай Данилович Сидоров. Имя этого детского писателя сегодня в нашей школе №2 г.Собинки знают все ребята: с 2001 года в апреле месяце в нашей школе проходит традиционная Неделя книги доброго сказочника, прозаика, а до этого он был частым гостем литературно-музыкального салона, творческих встреч, путешествовал вместе с нами по родному краю.

Сегодня, когда нет писателя среди нас, невольно вспоминается первая встреча, положившая начало дружбе с Николаем Даниловичем.

Помню далекий уже 1987 год. Это было накануне Дня учителя, в конце сентября. В дверь кабинета литературы постучался богатырского телосложения, загорелый, моложавый на вид мужчина, хотя ему было тогда 60 лет. Скромно представился: «Я детский писатель, мне рекомендовал обратиться к Вам местный поэт Алексей Сергеевич Труфилов. Вы не желаете провести в Вашей школе творческий вечер Н.Д. Сидорова?» Да, это был он. Помню, как протянул мне в руки только что вышедшую книгу «Как утка лису вылечила», рассказал о себе, что совсем недавно (1983 г.) возвратился с Камчатки, что он земляк – родом из Лакинска, ныне проживает во Владимире. Николай Данилович сразу расположил к себе своей открытостью, искренностью.

Поначалу творческие встречи с детским писателем проходили по классам. Он великолепно владел аудиторией, был интересным рассказчиком.

Когда слушала истории из его собственной жизни о том, как петуха на балконе держал, как лисицу поселил в городской квартире, о случаях на рыбалке (а он был заядлым рыбаком), почему-то всегда представлялся мне он большим ребенком. Как умел он перевоплощаться, как великолепно знал повадки зверей, каким тонким юмором обладал.

Зная, что детей всегда привлекает яркое, предложил поближе познакомиться им со своими героями книги «Лесные актеры». Он пригласил меня с пятиклашками съездить в Леоново, в питомник лесных зверей, которые принимают участие в киносъемках. Помню, как загорелись мои ребята и все до одного откликнулись на приглашение. А сколько было после разговоров, яркие впечатления от поездки нашли отражение на страницах детских сочинений и в рисунках.

Вместе с Николаем Даниловичем мы совершили путешествие и по солоухинским местам, побывали в селе Алепино. Особенно памятны остались поиски родника, которому Владимир Алексеевич посвятил свое лучшее стихотворение «Родник» («Я тех мест святыми не считаю…»). А когда нашли, сколько же было радости, ликования, каждому хотелось напиться удивительно чистой ключевой водицы. Это был майский жаркий день.

Вместе с Николаем Даниловичем потом бродили мы по берегам речки Ворши, с детства любимой Солоухиным.

Помню, как Сидоров делился впечатлениями о своих встречах с большим писателем.

Не случайно ребята школы стали активными пропагандистами детской книги Н.Д.Сидорова. На базе школы проходила презентация всех его произведений, созданных писателем в 90-е годы.

В 1995 году после выхода в свет документальной повести «Схватка в застенках», посвященной нашему земляку Николаю Солертовскому, который прошел немецкий плен, был узником Маутхаузена, мы совместно с писателем провели Урок Мужества. Николай Данилович и сам был фронтовиком, служил в морском флоте, но о себе рассказывал скупо.

Прошли презентацию в школе и такие сборники, как «Волшебник-невидимка», «Лесной доктор».

А сколько книг распространили мы. Практически каждый школьник захотел приобрести себе книгу писателя. Его творчество изучают школьники на факультативах по литературе по авторским программам О.Г.Пименовой (начальная школа) и моей (для учащихся 5-10 классов).

Особенно памятны для меня его полусерьезные, полушутливые слова, которые он произносил всегда, появляясь на пороге школы: «Волка ноги кормят». Только сейчас понимаешь смысл этих слов: трудно было писателю выживать в перестроечное время, так как надо найти не только средства на выпуск своих книг, но и суметь распространить их, привлечь к ним интерес читателя, к тому же в семье он был единственным кормильцем.

Никогда не видела Николая Даниловича унывающим, всегда умел поднять настроение окружающим.

Был он и пропагандистом творчества писателей-земляков. Помню, как однажды спросил меня: «Вы знаете творчество Виктора Васильевича Полторацкого? В этом году (а это был 1997 г.) ему исполнилось бы 90 лет». О Полторацком я не знала и, конечно, загорелась желанием перечитать его произведения, а дочь С.В.Ларина Галина Сергеевна поделилась своими воспоминаниями о дружбе её отца с замечательным прозаиком, поэтом, публицистом, познакомила с сохранившимися письмами его к отцу.

Вскоре мы, краеведы, вместе с Николаем Даниловичем и Василием Ивановичем Акулининым (ныне тоже покойным) подготовили и провели первый юбилейный вечер «Пусть земля меня слышит», посвященный памяти В.В.Полторацкого.

Кто же думал, что через десять лет в 2007 году в школе пройдет юбилейный вечер памяти Николая Даниловича Сидорова и Виктора Васильевича Полторацкого.

Детский писатель не дожил до своего 80-летия. Он ушел из жизни 30 марта 2001 года, но память о нем жива.

В 2002-2003 году ученик моего класса Михайлов Владимир стал лауреатом городской и областной конференций за лучший реферат «Жива о писателе память», посвященной жизни и творчеству Н.Д.Сидорова.

А благодарная память о писателе осталась в наших сердцах. Сегодня дружба с семьей не прервалась. Мы часто встречаемся с женой писателя Лидией Матвеевной, проживающей во Владимире, и благодаря ей в краеведческой комнате школы и краеведческом музее при ЦДЮТ и Э оформлены экспозиции, отражающие жизнь и творчество замечательного детского писател

Юбилейный вечер в школе, посвященный 80 –летию Н.Д.Сидорова и 100 – летию В.В.Полторацкого 2007 год
Литературная композиция по творчеству

Н.Д. Сидорова, посвященная 80 - летию писателя.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, выставка детских иллюстраций к произведениям Н.Д.Сидорова.


Вед. 1. (на музыкальном фоне) Всем вам знаком небольшой городок Лакинск – живописный, утопающий в зелени. Если подняться по шоссе в гору, на которой вытянулись в ровные ряды добротные домики села Ундол, то взору представится чудесная картина: внизу бежит мелководная, неторопливая речушка Ундолка. Справа, за заливными лугами, в зеленеющих дубравах петляет Клязьма, а слева открывается вид на знаменитую суворовскую рощу, где когда-то отдыхал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
Вед. 2. Вот в этом рабочем поселке, ставшем позднее городом, в семье рабочего 9 апреля 1927 года родился Николай Данилович Сидоров, будущий писатель земли Владимирской. Здесь прошло его босоногое детство.
Вед. 1. «Весна – походы с ватагой мальчишек за ландышами,- вспоминает о беззаботной поре детства писатель, - за пахучей черемухой, за диким луком в пойму Клязьмы. Лето – целые дни на Клязьме, на Великом озере и на живописном озере с поэтическим названием Калитка. Осень – грибы, орехи. Зима – лыжные походы, катание с гор в Лакинском овраге».

Именно здесь истоки его сыновней любви к родной земле, ее истории. Тонкий лирик по натуре, он сумел в слове передать неповторимую красоту родной земли, воспеть ее в своих лирических этюдах и очерках. Его этюд «За Клязьмой-рекой» – признание в любви Владимирской земле.


Чтец 1: ЗА КЛЯЗЬМОЙ–РЕКОЙ

(Этюд)

Темны и тихи под Владимиром весенние ночи. Случается, что с вечера, в поздний сумеречный час, туман неспешно заполняет плотной зыбью приречные низины, густо растекается по правобережной пойме, затягивает белесоватой поволокой подножья древних холмов и изгорий. И все, что оказывается над ним, плывет легко и безмятежно по бескрайней молочной глади. А если вас застанет в заклязьмье полночь, то взору откроется до изумления чудесное видение, сравнимое разве лишь с фантастическим описанием сказочных солнечных теремов. Впереди словно бы и не город, а огромный корабль, парящий в темном и мягком безмолвии. Тысячи оконц-иллюминаторов, разбросанных во всю ширь невидимого горизонта, образуют причудливые гирлянды, то уходящие ввысь ломаными спиралями, то опоясывающие кажущуюся пустоту янтарными ожерельями.

Несказанно красив древний град на Клязьме-реке. Сколько бы раз ни подъезжал к нему со стороны Мурома, не перестаешь восхищаться возникающей вдруг панорамой. Широко и привольно раскинулся он на пологих холмах, утопая в густой зелени. Увидишь его - встрепенется сердце, и всего тебя охватит нетерпение, тревожно-радостное возбуждение от предстоящей встречи с родным городом, словно и не сегодня расстался с ним, а пребывал в долгой томительной разлуке…

Чтец 2: А вокруг тебя, справа и слева, по всей заливной пойме буйное торжество весны. Деревья уже распушились молодой листвой. Зелеными огоньками вспыхивают березки. Каждая их веточка унизана сережками. Обновленная крона пестрит нежным цветением, свисающие гибкие косы отливают прозрачным малахитом. А ведь всем этим, словно купаясь в глубокой небесной сини, медленно плывет отполированное до ослепительного свечения улыбчивое солнце.

Помнится, как однажды, в таком вот весенний день, яркие краски вдруг поблекли. Над рощицей и шелковистым лугом, над всем заклязьменским долом, сгрудились серые тучи, быстро зашторили небосвод, и над вешней землей чиркнуло изломом молний. Раскатисто и властно громыхнул гром. Разверзлось помрачневшее небо – и хлынули косые струи дождя.



Чтец 3: Весеннее ненастье длилось недолго. Минут через двадцать дождя как и не было. Где-то в стороне стегануло еще раз по небу огненными розгами, и все стихло. Куда только подевались хмурые тучки. В голубой бездне лишь солнышко-ведрышко.

И тут в небе вспыхнула радуга. Вернее, не вспыхнула, а постепенно появилась на небосводе, как на цветной фотографии, и заиграла цветом неповторимых красок.

Теплый дождь старательно омыл деревья и мягкую зелень бархатистого луга. Все вокруг стало еще праздничнее, ярче и ласковее. Березки враз приосанились, плотнее окутались прозрачной дымкой. От крохотных, величиной с копеечную монету, листочков исходил душистый запах. Легкий шаловливый ветерок подхватил его и уносил вперед туда, где за ажурным мостом через Клязьму - реку привольно раскинулся на древних холмах не менее древний красавец город.
Вед. 2. С природой соперничали книги. Читал много. Впрочем, книги как бы восполняли недостаток образования. Ведь учиться Коле Сидорову и его сверстникам пришлось мало. Помешала война. Окончив семь классов, в 1943 году шестнадцатилетним подростком пошел работать заправщиком ткацких станков на фабрику имени Лакина, а в октябре 1944 года семнадцати лет ушел добровольно на флот. Окончив в Кронштадте Школу Оружия и получив специальность артиллерийского электрика, почти семь лет до апреля 1951 года служил матросом на легендарной Балтике. Событиям этого времени посвящен юмористический рассказ "Флотские потешки".


  1   2   3   4   5

  • Х О Д З А С Е Д А Н И Я
  • Чтец 3 «Летят кулики»
  • Чтец 4 «На озере»
  • Система факультативных занятий по творчеству
  • Работа по карточке №3 ( группа учащихся)