Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…»




Дата21.02.2017
Размер63.8 Kb.
ТипУрок
Тема урока:

«Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…».

5 класс.

Учитель Ефимова Софья Александровна.

Цели урока:

Образовательная:



1. Знать биографию Есенина и основные критерии выразительного чтения стиха.

2. Уметь определять основную мысль стиха, настроение поэта, находить выразительные средства, правильно ставить логические ударения, соблюдать паузы, читать по знакам препинания.
Воспитательная цель: вызвать у детей чувство любви к природе, родному краю, Родине.
Оборудование урока: презентация, портрет Сергея Есенина,

стенд под названием « Мой край задумчивый и нежный»,

(по есенинским местам),

выставка книг со стихами С. Есенина.


На доске написаны годы жизни поэта (1895—1925)
Эпиграф.

Моя лирика

жива одной большой любовью—

любовью к Родине.
Ход урока.

1.Вступительное слово учителя о С. Есенине.


Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с замечательным

русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным. Годы его жизни (1895—1925) Он жил и работал в далёкие годы, после Октябрьской революции 1917 года. В наши дни глубоко человечное, свободолюбивое, патриотическое слово Есенина доходит до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отчизне.


2.Чтение учащимися вступительной статьи с краткой биографией С. А. Есенина по учебнику «Литература» 5-го класса.
3. Беседа о прочитанном.

-Где родился Есенин?

-Что вы узнали о родителях Есенина?

-Расскажите о его детстве.

-Назовите поэтов, стихи которых он любил декламировать.
Слово учителя.

Отец Серёжи хотел, чтобы его сын стал сельским учителем.

Он должен был поступить в Московский учительский институт, но это не произошло.

Стихи он начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество он относил к 16—17 годам. Когда ему исполнилось 18 лет, он поехал в Москву, прямо на квартиру А. А. Блока.

«Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». И позднее, когда Есенин стал

известным поэтом, вспоминая о том, как он выезжал на санях с

лошадьми, он написал стихотворение «Запели тёсаные дроги…».

Чтение учителем этого стихотворения.

Словарная работа. Дроги—длинная телега без кузова, передок и задок которой, соединены продольными брусьями.
4. Перед вами фотографии есенинских мест на мониторе. Его родиной является Рязанская область. Любимые цвета Есенина синий и зелёный, которыми он пользуется в своих стихах.

С места встают учащиеся и поочерёдно читают отрывки из стихов:


О Русь—малиновое поле

И синь, упавшая в реку…

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты—в ризах образа…

Не видать конца и края—

Только синь сосёт глаза.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя—поле безбрежное—

Дышит запахом мёда и роз.

Но синее небо у Есенина всегда над зелёной землёй.

Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. Через любовь к природе он выражал свою любовь к Родине.


5. Какие стихи Есенина вы знаете?

Сначала повторим критерии выразительного чтения:

-чтение стиха по знакам препинания,

-понять основную мысль стиха,

-выявить настроение автора,

-видеть то, о чём читаем,

-соблюдать логические ударения, паузы внутри строки, построчные паузы,

-чувствовать авторский подтекст,

-проявлять сопереживание.
Прочитайте своё любимое стихотворение.

(дети читают стихи (стихотворение «Белая берёза».))


-Каково ваше мнение о прочитанном?

Предполагаемые ответы учащихся.

-Я считаю, что ученик прочитал стихотворение выразительно.

-Он сумел создать рисунок, общую картину стиха.

-Он хорошо знает текст.

-При чтении соблюдал знаки препинания.

-Он правильно ставил логические ударения.

-Мне кажется, что чтец видел то, о чём он читал, представлял картины.


( стихотворение «С добрым утром!»)
После чтения учащиеся задают вопросы чтецу.

-Какова основная мысль стиха?

-Прочитай строфу, которая тебе особенно понравилась.

-Чем она тебе понравилась?

-Какую картину ты представил, когда читал эти строчки?

Предполагаемые ответы:

-Через описание природы Есенин выразил любовь к родному краю и к своей Родине.

Отвечая на второй вопрос, Серёжа прочитал:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

Ответы на следующие вопросы:

вижу берёзки, а на них «зеленее серёжки».

-Автор употребляет такие художественные средства, как

сравнения и метафоры,


6. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем учиться выразительному чтению

стихотворения «Я покинул родимый дом…»

7. Чтение стихотворения учителем по учебнику «Литература в 5-ом классе» автора В.Я. Коровиной.

8. Беседа по прочитанному.

-Какие картины вы представили, когда я читала это стихотворение?

Предполагаемые ответы:

-Я представил(а) горницу, в которой сидит мать Есенина. Она смотрит на березняк и грустит о сыне. Ночь. Я вижу отражение луны на воде. Недалеко от дома стоит старый клён.

-Какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

-Прочитайте слова, которые выражают его печальное настроение?

-Какие художественные средства употребляет для этого Есенин? А какие вы знаете художественные (выразительные) средства? Назовите их.

-Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.

-Что такое эпитет?

-Это прилагательное или наречие, при помощи, которых автор выражает своё чувство.

-Что такое метафора?

-Это переносное значение слова, основано на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

-Что такое сравнение?

-Сравнение—изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

(Эти понятия я давала детям в начале первой четверти с записью в тетради по литературе, работали с «Кратким словарём литературоведческих терминов».)
9. Работа над выразительным чтением стиха.

-Чтение первой строфы, соблюдая знаки препинания.

-Какое чувство выразил Есенин в первой строке?

-Он выразил чувство тоски по дому.

-Какие художественные приёмы он использовал?

(Покинул—метафора, родимый дом—эпитет, голубую Русь—

эпитет.)

-Чтение второй строфы.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой волне.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

-Найдите сравнения, эпитеты, олицетворение.
Аналогичная работа с третьей и четвёртой строфами.

Повторное чтение строф, определение логических ударений, пауз внутри строк и построчных пауз.

-Какова же основная мысль стиха?

-В этом стихотворении Есенин выразил любовь к родному краю и своей родной стране.

-Как он называл свою Родину? (Русь.)
10.Прочитать стихотворение методом жужжания.

11. Выразительное чтение стиха несколькими учащимися.


12. Беседа о том, достаточно ли выразительно прочитано стихотворение.
13. Ученики задают вопросы чтецу.

-Какова основная мысль стиха?

-Какие картины ты видел(а) ?

-Прочитай строчки, которые тебе особенно понравились.

-Чем они понравились?

-Какие художественные приёмы он использовал?



Итог урока.

Задание на дом: выучить наизусть стихотворение и самостоятельно поработать над выразительным чтением стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…».