Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Sensorische Integration im Dialog Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие




страница1/13
Дата23.01.2017
Размер2.24 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Ulla Kiesling

Sensorische Integration im Dialog

Улла Кислинг

Сенсорная интеграция в диалоге

Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие

Под редакцией Е.В. Клочковой




verlag modernes lernen - Dortmund

Москва Теревинф 2010

УДК 159.922.7:159.939.93 ББК 88.8 К44

Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распо­знать проблему, помочэмочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; |юй; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с. ISBN 97N 978-5-4212-0003-1.

Книга немецкого зого эрготерапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвящаященные сенсорно-интегративной терапии. Автор - специалист с (ст с огромным опытом практической работы - рассказывает читатитателям о своих находках и о том, как тео­ретические принципщипы сенсорной интеграции могут быть при­менены в конкретныхгных ситуациях.

Книга адресованввана родителям и специалистам - невроло­гам, психологам, реабреабилитологам, педагогам и др.

Перевод с немецкяецкого Ксения Шарр

Фотографии УллаУлла Кислинг, Имке Кордтс, цирк Миньон

Дизайн и верстка стка Н.Э. Бернштейн

Научный редакторктор Е.В. Клочкова

Литературный реД редактор М.И. Соколова

Редактор М.С. ДиЛ. Дименштейн

Корректор Н.С. СсС. Самбу

Подписано в печать 26.10.16.10.2009. Формат 60x84/16

Гарнитура NewCentury Schcy Schoolbook. Печ. л. 15. Бумага офсетная. Заказ 8310

Издательство «Теревинф» шф»



для переписки 1 19002, Мо)2, Москва, а/я 9. тел./факс (495) 585 0 587

эл. почта zakaz@terevinf.ru cinf.ru сайт www.terevinf.ru

Отпечатано в ОАО «ИПК «ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Г(, ул. Гончарова, 14.

ISBN 978-5-4212-0003-1 (р)3-1 (рус.) ISBN 978-3-8080-0446-3 (нем.)

© «Теревинф», перево;ревод, оформление, 2009 © verlag modernes lens lernen, Dortmund, 2007

Содержание

Предисловие к русскому изданию 8

Предисловие Инге Флемиг 9

Неповторимое Я 11

Введение 12

Основы сенсорной интеграции в диалоге 15

Вестибулярная система =

система поддержания равновесия 18

Тактильная система =

система кожной чувствительности =

экстероцепция 26

Проприоцептивная система =

система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) =

восприятие собственной позы и движения 34

Кинестетическое восприятие и язык 42



Диалог 44

Кому может помочь терапия

по методу сенсорной интеграции в диалоге? 58

Первая встреча - «наблюдающая диагностика» 61

Характеристики поведения 76

Младенец 76

Ребенок дошкольного возраста 76

Ребенок школьного возраста 76



Возможные причины нарушений 80

Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий

по методу сенсорной интеграции в диалоге 83

Размеры помещения 83

Свет, цвет и атмосфера в помещении для занятий 84

Крупные терапевтические снаряды 86

«Ароматные вещества»

в помещении для терапевтических занятий 93

Занятия в учебном бассейне 94

Занятия на природе 96

Использование музыки

на занятиях сенсорной интеграцией в диалоге 96

Правила игры и границы

обеспечивают безопасность, уверенность

и помогают ориентироваться в пространстве 98

Первое занятие 108

Доверие 109

Значимость ошибки 113

Примеры работы 120

а) Беньямин, 1,2 года

(сильное отставание в развитии) 120

б) Мартин, 2,5 года (по заключению врача,

здоровый ребенок, нездорова мать?) 131

в) Флориан, 7 лет (проблемы в обучении,

нарушение поведения, гиперактивность) 139

г) Филипп, 7 лет («умственная отсталость»,


стереотипии, тики) 150

д) Амира, 14 месяцев (аутизм, эпилепсия,

задержка развития) 157

е) Пауль, 5 лет 168

«Прислушиваться к мелодии ребенка» 172

Отсутствие результата на занятиях? Развитие вспять? 174

Роль терапевта 181

Роль родителей в терапии 186

Сотрудничество с воспитателями, учителями,

другими терапевтами и врачами 193

Мои мнимые уловки 198

Как найти подходящего терапевта? 201

Идеальная детская комната для развития 203

Сенсорная интеграция в диалоге

за пределами терапевтического кабинета 205

Где лучше отдыхать 212

Какие виды терапии разумно дополняют

сенсорную интеграцию в диалоге? 215

Логопедия, коррекция речи 215

Физическая терапия, эрготерапия 216

Мартин Кливер (Гамбург).

Амбулаторный кабинет лечебной педагогики 216



Мартин Кливер (Гамбург).

Занятия по раннему развитию на дому 217



Мартин Кливер (Гамбург). Лечебная эвритмия 218

Метод Фельденкрайза 219

Двигательная терапия - психомоторика 220

Терапевтические игры в воде 221

Лечебная верховая езда (иппотерапия) 221

Кинезиология 222

Рейки 222

Лотар Урсинус (гомеопат, Гамбург). Натуропатия 223

Иоахим Купце (институт Томатиса в Гамбурге).

Метод доктора Томатиса 226



Габриэле Каэхеле (Гамбург). Шиатсу для детей -

шиатсу в диалоге 228

Интегративный

лечебно-педагогический/терапевтический цирк 229



Когда заканчивается терапия? 231

«Финиш» 233

Редко речь идет о том 234

Литература 235
Введение

Пришло время, и я наконец решилась издать свои материалы по Сенсорной интеграции в диалоге в формате небольшой кни­ги: желание писать не раз появлялось у меня после выступле­ний перед родителями, терапевтами и педагогами.

Я разрабатываю и применяю этот метод уже 16 лет. Я осо­бенно благодарна Инге Флемиг, которая когда-то заставила меня «прыгнуть в холодную воду» и с тех пор много раз беседо­вала со мной, будучи необыкновенным наставником-суперви­зором. За те несколько недель, когда я проходила практику на ее врачебных приемах, она очень быстро заметила, что мне удается интуитивно установить диалог с детьми с тяжелыми нарушениями поведения и общения. Первым аутичным ребен­ком, с которым она позволила мне проводить терапию, была Ронни. Инге Флемиг тогда сказала мне: «Работайте интуитив­но, собирайте материал. Позже, работая осознанно, вы пойме­те, что именно вы делаете».

Так началось приключение, которому, казалось, не будет конца.

Чтобы добиться более объективного контроля и получить возможность анализировать свою терапевтическую деятель­ность, я попросила доктора Рольфа Флемига как можно чаще снимать мои терапевтические занятия на видео. Вскоре мы стали работать так слаженно, что ни детям, ни мне присутствие камеры уже не мешало.

Те, кто видел на моих выступлениях некоторые из этих за­писей (всего их около трехсот), - могут это подтвердить. Огром­ный такт и глубокое понимание работы терапевта со стороны Рольфа Флемига позволяют зрителям участвовать в работе так, как если бы они присутствовали на занятиях. Сердечное ему за это спасибо!

Эти записи помогли мне больше узнать о том, что, собствен­но, делала я, и о том, что делали дети. Интуитивный метод ра­боты хорош, но он таит в себе определенные опасности. Хоро-

ший терапевт не может ограничиваться одним лишь интуи­тивным методом.

Работать интуитивно и все же отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, - нет ли здесь противоречия? Интуиция - это результат взаимодействия знания и опыта. И то и другое нам, терапевтам и педагогам, нужно накопить. Я думаю, что путь учения бесконечен.

За первые пять месяцев тесного сотрудничества с Инге Фле-миг я познакомилась со многими детьми с самыми разными проблемами. Инге Флемиг взяла меня с собой на семинар по повышению квалификации и попросила представить нашу ра­боту выступлением и наглядными примерами. Я смонтирова­ла первое видео о терапии посредством диалога и, сильно вол­нуясь, выступила на семинаре. Начался новый важный этап моей жизни.

Теперь мне нужно было яснее представлять себе, что имен­но я делаю, чтобы подробно отвечать на бесконечные вопросы родителей и терапевтов. Новая форма понимания начала при­обретать определенные черты. Мне стало ясно, как плохо ин­формированы родители и как мало они узнают о занятиях, по­ка ждут своих детей в коридоре. Сколько возможностей поболь­ше узнать о своих детях они при этом упускают! До сих пор я считаю, что терапевты ущемляют права родителей, если не допускают их к детям, а детей - к ним во время занятий.

Мы слишком высоко замахиваемся, если за сорок пять ми­нут терапевтического сеанса (раз в неделю) хотим добиться достаточного положительного воздействия на нарушения, от которых страдают дети!

Еще одно сердечное спасибо - всем родителям. Постоянно задавая важные вопросы, они помогли мне лучше понять мою собственную работу.

И все же моими лучшими учителями были дети. Вас я хочу поблагодарить за доверие на нашем общем отрезке жизненно­го пути. Все большие и маленькие проблемы, с которыми мы сталкивались по дороге, помогли нам подрасти.

Кристине Урсус я благодарна за ее дружескую поддержку и за то, что она помогла мне изложить на бумаге мои мысли и

13

14

идеи. Без практических советов Коры Бессер-Зигмунд о том, «как начать писать», эта книга никогда бы не состоялась. Миха-эла Цайсинг, Инго Вюртель и мой кузен Экхард Вестфаль тру­дились не покладая рук, чтобы выловить все назойливые орфо­графические и пунктуационные ошибки. Им тоже сердечное спасибо!

Некоторые читатели, наверное, хотели бы познакомиться и с научно обоснованными высказываниями и заключениями о работе нервной системы. Я не являюсь специалистом в этой области, а специалисты написали на эту тему уже много книг. Я прошу вас обратиться к ним.

Я пишу эту книгу без претензий на научность. Это ориенти­рованное на практику обобщение моего личного опыта. Теоре­тической базой для всего, что здесь изложено, являются книга Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»*, а также мно­гочисленные прослушанные мною курсы. Уже более десяти лет я именую свою работу «Сенсорной интеграцией в диалоге».

Моя цель - связать упрощенное и доходчивое изложение теории с многочисленными практическими примерами.

* A. JeanAyres. Sensory Integration and the Child. Los Angeles: Western Psychological Association, 1979 - Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития / Пер. с англ. Ю. Даре. М.: Теревинф, 2009. -Примеч. пер.



Основы сенсорной интеграции в диалоге

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодей­ствие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощу­щений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог аде­кватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Американская исследовательница и терапевт Джин Айрес в 1979 году написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция»*, предназначенную для родителей, имеющих детей с наруше­ниями восприятия. Книга должна была помочь родителям рас­познать и понять те трудности, с которыми сталкиваются их дети, с тем, чтобы в дальнейшем они могли действовать более целесообразно. Информированные родители более активно под­держивают терапию** и принимают в ней участие.

В 1984 году врачи Инге и Рольф Флемиг перевели книгу Дж. Айрес на немецкий язык. Она вышла под названием «Кир­пичики детского развития»***. В этой в принципе весьма полез­ной книге и Инге Флемиг, и мне не хватало диалога. Инге Фле­миг постоянно указывала на его необходимость и тем самым помогла мне более осознанно проанализировать свою практи­ческую работу с детьми: в результате именно диалог стал важ­нейшей основой моих терапевтических занятий.

* См. примеч. на с. 10.

** Слово «терапия» здесь, как и во всей книге, используется для обо­значения подхода к помощи, собственно вмешательства специалистов и того, что происходит на занятиях. Таким образом, «терапия» в этих значениях не имеет ничего общего ни с разделом медицины, ни с ис­пользованием лекарственных препаратов. - Примеч. науч. ред. *** A. Jean Ayres. Bausteine der kindlichen Entwicklung. Heidelberg: Springer-Verlag, 1984.



15

16

Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы вос­приятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

Речь идет о следующих системах:


  • вестибулярная система = система поддержания равнове­сия;

  • тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;

  • проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собст­венной позы и движения.

Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств), которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека.

Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоя­нии от тела раздражители, начинают работать на более позд­ней стадии развития.

Такое разделение видов чувствительности часто создает впечатление, что и работают они отдельно друг от друга, и при определенных дефицитах их можно стимулировать изолиро­ванно. На деле восприятия различных ощущений так тесно переплетены, что все системы, и воспринимающие ощущения от собственного тела, и воспринимающие воздействие внешне­го мира на тело, всегда работают одновременно.

В терапии важно целенаправленно стимулировать отдель­ные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.

Нарушения трех базовых ощущений проявляются как по­вышенная или пониженная чувствительность при восприятии раздражителей и их осознании, а также в реакции, то есть от­вете на соответствующие стимулы. Так называемая норма на­ходится между полярными вариантами, и определить ее не-

Основы сенсорной интеграции в диалоге

легко. И в пределах нормы бывают естественные отклонения, например, наша чувствительность к различным раздражите­лям различается по утрам и по вечерам.

Пример

Ребенок демонстрирует повышенную чувствительность вести­булярной системы и повышенную тактильную чувствительность. На уровне кинестетического восприятия он проявляет понижен­ную чувствительность.

Как правило, дети с особенно чувствительной кожей избега­ют телесного контакта. Допустим, что в нашем случае ребенок проявляет лишь слегка повышенную тактильную чувствительность и нам уже удалось установить с ним доверительные отношения. Ребенок знает, что только с его разрешения я могу дотронуться до него четким движением и с нажимом. Я как бы усыпляю чувст­вительную кожу, чтобы добраться через нее до мышечно-сустав-ного чувства. Если мое прикосновение будет ребенку приятно, я смогу, воздействуя, к примеру, на его ногу, послать стимулы в область мозга, воспринимающую кинестетическую информацию. Чтобы ребенок не запутался, важно не вывести его из равновесия слишком сильным движением и нажимом. В работе с этим ребен­ком я стараюсь, насколько это возможно, избегать раздражения вестибулярной системы искусственной стимуляцией (искусственная стимуляция в этом случае - это та стимуляция, которую осущест­вляет терапевт, а самостоятельная стимуляция происходит, когда ребенок стимулирует себя сам).

Люди с повышенной чувствительностью вестибулярной систе­мы любят за что-то держаться. Они ищут опору в предметах, других людях, а также в привычках. Они часто бывают напряже­ны и держат себя неловко (скованно). Чтобы чувствовать себя в безопасности, им особенно важно не терять контроля над тем, что с ними происходит.

К повышенной чувствительности необходимо относиться с ува­жением!

Вестибулярная система = система поддержания равновесия

Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспри­нимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался при ходьбе.

Вестибулярная система вместе с другими органами чувств (например, проприоцепцией и зрением) сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикаль­ной оси либо не двигаемся вовсе.

Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оце­нивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожи­лий и связок (см. проприоцепция). Разумеется, в этом процес­се задействованы и все прочие органы чувств.



Пример

Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равно­весие в этой позе, а восстановив - закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на вашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги. Известно, что у каждого человека есть своя ведущая сторона -левая или правая.

Многие с самого начала для подобных экспериментов бессоз­нательно выбирают ведущую сторону. Позже мы еще вернемся к этим «ясновидческим» способностям нашей нервной системы.

Наряду с «генетической программой» вестибулярная систе­ма помогает ребенку, преодолевая силу тяжести, сохранять вер­тикальное положение и свойственное только человеку прямо-хождение. Оно чрезвычайно сложно. Если все стадии развития пройдены успешно, здоровый человек с легкостью проделыва­ет соответствующие движения каждый день. Но уже легкое

Основы сенсорной интеграции в диалоге

повышение температуры может затруднить прямохождение. Мышечный тонус снижается, и мы теряем равновесие.

Известный французский врач профессор Альфред Томатис* занимался изучением голоса и слуха. Он пишет, что вестибу­лярная система начинает работать в утробе матери уже через два дня после начала сердечной деятельности (которая фикси­руется на 19-й день после зачатия) - то есть на 21-й день.

Столь ранний срок свидетельствует о том, как много вре­мени требуется вестибулярной системе, чтобы подготовиться к выполнению своей жизненно важной функции. Уже на самой ранней стадии она начинает накапливать опыт: в этом и за­ключается ее развитие и созревание. Для накопления опыта и созревания она нуждается в «пище». Здесь можно говорить о «пище нервов». Из чего же она состоит? Большая часть этой «пищи» поставляется через кровь и плаценту, другим ее круп­ным источником является движение.

Что происходит в материнской утробе?

Жизнедеятельность матери круглые сутки «питает» плод движениями. Даже когда мать спит, сердечные ритмы, дыха­ние, внутренние органы беременной женщины сообщают ее ребенку ритмичные укачивающие движения.

Своими собственными движениями ребенок пробуждает реакцию своих органов чувств. Задолго до того как мать начи­нает чувствовать его движения (лишь на четвертом-пятом ме­сяце ребенок вырастает настолько, чтобы касаться стенок мат­ки, после чего мать впервые ощущает его движения), он уже может сгибаться, потягиваться и переворачиваться. Потяги­вания прекрасно просматриваются на УЗИ. Ребенок тренирует­ся, чтобы потом активно участвовать в процессе родов. Ведь он сам, когда начнутся схватки, помогающие ему двигаться, дол­жен будет найти путь в мир воздуха и света. Если ребенок уже достаточно велик, чтобы касаться стенок матки, он может на­чать требовать от матери «подкармливать» его движениями.

* См.: Tomatis A. Neuf mois au paradis. Paris: Ergo Press, 1989 («Девять месяцев в раю»); Tomatis A. L'oreille et la vie. Paris: Editions Robert Laffont, 1977 («Ухо и жизнь»). - Примеч. пер.



Пример

Длинный день будущей матери подходит к концу. Выстиранное белье она решила развесить завтра. И все же ей не удается отдох­нуть в постели, несмотря на сильную усталость. Ребенок не хочет довольствоваться слабым воздействием на свои органы чувств. Он стимулирует мать «нацеленными толчками» в область мочевого пузыря или нижних ребер. Они побуждают ее потянуться или пере­вернуться на другой бок, чтобы дать ребенку побольше места или возможность подвигаться. Беременные рассказывали мне, что ино­гда они снова вставали. Движения, которые совершает женщина, занимаясь домашним хозяйством, сильно воздействуют на органы чувств ребенка в утробе матери. Опыт подсказывает ей, что таким образом она сможет получить передышку подлиннее.

В данном случае можно говорить о дородовом невербальном общении.

Пример

Доводилось ли вам провести целый день на корабле? Вспом­ните, что вы ощутили, вновь ступив на твердую землю. Казалось, что земля качается под ногами. Вы опасались потерять равновесие, хотя как раз теперь вы были в безопасности. Некоторые вновь переживают это сильное чувство много времени спустя, даже но­чью в постели. В особенно ярких случаях дело даже доходит до тошноты и рвоты.

Посмотрим на то, как развиваются события в первые дни после рождения ребенка. Новорожденный кричит. На то есть много причин. Но совершенно ясно, что он кричит не потому, что хочет начать жизнь маленьким тираном. Может быть, ему хочется пить, его беспокоят мокрые пеленки. Может быть, он болен или ему недостает движения.

Недолго думая, мы берем ребенка на руки и начинаем успо­каивать его ритмичными движениями, напевая песенку вслух или про себя. Если ребенок успокаивается, мы не доискиваем­ся причин его крика.

Что мы можем извлечь из этих примеров? В первую очередь они должны дать ответ на вопрос: что ощущает младенец, ко-

Основы сенсорной интеграции в диалоге

торый провел девять месяцев «на борту корабля» и не имеет опыта пребывания на твердой земле? Сам он еще не в состоя­нии обеспечить себя необходимым количеством «пищи для ве­стибулярной системы». С физиологической точки зрения мы, люди, рождаемся преждевременно: в отличие от многих других млекопитающих мы не в состоянии вскоре после рождения рез­виться на полях и лугах и в любой момент срываться с места, убегая от хищников.

Только с нашей помощью младенец может получать необхо­димую пищу: и ту, что нужна для поддержания так называе­мого телесного благополучия, и ту, что питает органы чувств, причем последняя важна ничуть не меньше, без нее невозмож­но полное созревание мозга и его правильная организация.

Несправедливо говорить, что ребенка напрасно балуют, ко­гда при первом крике берут его на руки. Никому ведь не при­дет в голову отказать голодному младенцу в бутылочке молока и объявить это воспитательной мерой.

Подобно тому как после плавания на корабле неприятные реакции вестибулярной системы могут проявляться в течение многих часов, ребенок с нарушениями вестибулярной системы может быть «перекормлен» на терапевтических занятиях воз­действиями на вестибулярную систему! Негативные побочные эффекты (например, повышенное беспокойство, агрессивность, тошнота, головокружение, повышение температуры, плохое настроение, кожная реакция) в некоторых случаях могут про­явиться даже спустя несколько часов. Часто их даже не свя­зывают с возможной чрезмерной стимуляцией во время тера­певтических занятий.

Наблюдая за здоровыми детьми, мы видим, что в течение первых семи лет жизни они готовы перепробовать все на свете, чтобы освоить и изучить окружающий мир, расти и развивать­ся. Они очень настойчиво отыскивают все более рискованные ситуации. Они готовятся к основному условию будущего школь­ного обучения: пребыванию в сидячем положении, в положении равновесия (фото 1-4).

Инге Флемиг любит сравнивать естественное стремление детей к движению с процессом зарядки батареек: «Когда бата-


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Содержание Предисловие к русскому изданию 8 Предисловие Инге Флемиг 9 Неповторимое Я 11 Введение 12
  • Диалог 44 Кому может помочь терапия по методу сенсорной интеграции в диалоге 58 Первая встреча - «наблюдающая диагностика» 61
  • Характеристики поведения 76
  • Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий по методу сенсорной интеграции в диалоге 83
  • Когда заканчивается терапия 231 «Финиш» 233 Редко речь идет о том 234 Литература 235 Введение
  • Основы сенсорной интеграции в диалоге
  • Вестибулярная система = система поддержания равновесия