Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Сенсиз» без тебя 01. 11. 08




Скачать 51.35 Kb.
Дата07.07.2017
Размер51.35 Kb.
«Сенсиз» без тебя 01.11.08 Севда ГАСАНБЕКОВА Мощной поступью великого Командора он вошел в этот мир как гений Музыки и властелин Мелодии и, не останавливаясь и не отвлекаясь на суетность вокруг, вошел и сразу встал в один ряд с такими же избранниками свыше. О нем будут много писать, его великий дар будут исследовать, о нем будут слагать еще больше легенд, чем это делали во время его триумфального шествия по музыкальному олимпу… И я им завидую – им не будет так больно. Их не будет распирать от боли невосполнимой утраты. Утраты не просто Кумира, которым он был, утраты не только уникального голоса с неповторимым тембром, утраты тончайшего знатока и ценителя прекрасного, Человека-музыки. Это нестерпимая боль от ушедшей от нас Музыки, Мелодии, которая была сутью его жизни, ее стержнем. Музыки, наконец, которая и была его миссией, предначертанием свыше. Значит и мы лишились выпавшего на нашу долю чуда. Ушел не только «последний романтик ХХ века», ушел Музыкант – носитель божественного дара, выпадающего не на всякое столетие. И как тут не согласиться с Романом Виктюком, со скорбью признавшим, что «ушел последний Орфей на нашей планете!» Мы лишились его. Он жил – как пел, блистательно, достойно. Он жил во времена, когда еще царила Музыка, и он был ее Богом. Он никогда не прислуживал и не служил. Никогда не приноравливался и не приспосабливался. Это его просили о помощи, о содействии. А чаще всего он не ждал призыва о помощи, а просто действовал. Он жил – как пел, широко и бесшабашно, хлебосольно и радушно. Он был открыт всем и для всех. Он и любил – как пел. Впустив однажды в свое сердце одну Женщину, он – кумир миллионов женщин – в одночасье ограничил рамки своего большого и горячего сердца для нее одной, единственной. Как же надо было любить женщину, чтобы она спустя тридцать с лишним лет во всех своих интервью и беседах все разговоры сводила всегда к нему! Как можно внушить женщине такую любовь, чтобы она и через столько лет смотрела на него неизменно восторженными глазами Тамары Синявской-Магомаевой! Какую любовь надо внушить женщине, которая, будучи блистательной певицей, ведущей солисткой Большого театра, сознательно принесла на алтарь этой огромной любви свой могучий талант… И в этом, как и во всем остальном, был верен себе. Все его поступки в жизни были продолжением и в то же время естественной проекцией его достоинств, достоинств большого Человека, оценивая которого люди разных уровней и достоинств – простые слушатели от народа, высокие профессионалы, президенты государств – сходились в одном: Муслим Магомаев – это феномен ХХ века! Он был не только великим музыкантом, живым классиком (это признавали выдающиеся музыканты, истинные ценители искусства, высокие профессионалы, деятели культуры и искусства еще в его молодые годы), он был потрясающе аристократичен и интеллигентен. Он был самодостаточен, как и все великие: сойдя со сцены на самом пике огромной славы, он никогда не разменивался по мелочам, сохраняя свое достоинство. Ушел на самом взлете, так же блистательно и достойно, как и пришел. Он никогда не цеплялся ни за какие проекты, не ввязывался в политические игры, не ходил «в депутаты» с целью продлить свою популярность участием в публичной жизни. Его популярность и слава были такой высокой пробы, что не нуждались в подтверждении. Повторяю, он был настолько самодостаточен, что стоял всегда над всей этой «суетой сует». Он никогда ни в чем не позволял себе опуститься ниже уровня, которому соответствовал по праву. Это сегодня, когда в искусстве царят непрофессионализм и дилетантство, когда исчезла музыка, а есть только звуки в цифровой технической обработке из усилителей и динамиков, всех без разбору называют «великими». Это они сегодня – «мультибогачи», это они – свадебная и корпоративная «обслуга», которой неведома, да и не нужна истинная Музыка, тем более высокое служение ей. А мы с великой скорбью и с нестерпимой болью прощаемся с последним из «могикан» ХХ века, музыкантом от Бога на все времена. Муслим Магомаев являлся и является брендом ХХ века. Он стоит в ряду с Карузо, Ланца, Тито Гоби, Джильи, которых боготворил. И именно это имел в виду Зураб Соткилава, когда сказал, что «от нас ушел последний из могикан ХХ века!» Просто ему выпало жить в другое время, в закрытой стране, в которой жизнь протекала в черно-белом формате. И он, ворвавшись в эту жизнь, заполнил ее серое доселе пространство своим божественным голосом, расцветил все вокруг таким буйством красок, что люди вдруг поверили, что жизнь может быть не просто яркой, но и прекрасной! Ворвавшись в этот мир и обогатив его своей глубокой внутренней и внешней красотой, своим безукоризненным вкусом и потрясающим стилем, он не только завораживал своим голосом слух людей, не только вызывал восхищение красотой, безукоризненным внешним видом, он одновременно внушал всей своей сутью веру в то, что и у нас могут быть аристократы на сцене. Однако жизнь в этом времени и в этой стране хоть и не дала ему в полную мощь заявить о себе всему миру во всем блеске своего гения и таланта, это не помешало оценить и признать его. Он объездил весь мир. Его приглашали работать на лучших сценических площадках во Франции, Америке. Однако он, на удивление знавших его не так близко, был родом «из детства», то есть был глубокими и неразрывными узами связан с местом рождения – родиной, не в пример живущим постоянно на ней и не особенно пекущимся о достойном имидже своего отечества, не утруждающим себя патриотизмом на деле, а проявляющим его только на уровне риторики. Он, волею судьбы долго проживая на два дома, в Баку и Москве, и осев в конечном итоге в России, прославлял свою родину там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникала в этом необходимость. Он не просто любил Азербайджан, он болел, страдал и скорбел за него в тяжелые времена вместе со своим, подчеркивал он неоднократно, народом. И точно так же он всегда был в центре всех его самых радостных, праздничных и знаменательных событий и дат на всех уровнях. Принадлежа своим талантом всему миру, он щедро дарил его стране, в которой жил. И справедливости ради следует признать, что и вся бывшая некогда единой страна отвечала ему величайшей и непреходящей любовью и уважением. Он был, как никто другой, обласкан и любим Россией и платил ей тем же. Именно на долю России пришлись самые лучшие и самые долгие годы его блистательной карьеры. Его любили все. Такого единения в любви к одному Кумиру на всех уровнях не помнит и не знает никто. Подтверждением этому являются вся его биография и прошедший в прошлом году его 65-летний юбилей. Тогда Муслиму шли поздравления практически со всех уголков планеты. Во многих странах местное телевидение посвятило его юбилею специальные выпуски, концерты, фильмы. Казалось, в этот день вся планета сидела на одном огромном концерте. Их объединяла не только святая к музыке любовь, но и сопричастность к одной из самых знаковых страниц истории музыкальной культуры мира, вписавших имя Муслима Магомаева золотыми буквами. Муслим Магомаев – символ, бренд Азербайджана. Он любил свою родину и свой народ так, как ее любили Узеир Гаджибеков, Кара Караев, Муслим Магомаев-старший, Фикрет Амиров, Рашид Бейбутов. Он был истинным патриотом, ибо не на словах, а на деле поднял славу своего народа так высоко, что рукоплещущий и восторгающийся его гением мир переносил эту любовь и признание на народ, взрастивший его, на его родину, которую он так неповторимо воспевал. Его знаменитая песня «Азербайджан» сродни флагу, гимну Азербайджана. По силе проникновения, пронизывающего душу, по глубине и несказанной нежности и любви к родине, выраженной в гениальной мелодике, по красоте и силе воздействия, смею думать, эта песня равноценна величайшей песне великого Узеира Гаджибекова – большого друга и соратника его великого деда Муслима Магомаева и кумира Муслима, песня, ставшая алмазом в музыкальной сокровищнице азербайджанской музыки – «Сенсиз» («Без тебя»), которую Муслим Магомаев пел так, как ее не споет больше никто и никогда! Нам еще предстоит научиться жить без тебя, Муслим. Тебя в нашей жизни было так много, что ничем и никем не заполнить это пространство. Это о земных королях говорят: «Король умер. Да здравствует Король!» Ты ушел, не уступив своего места никому. Ты ушел из жизни, но не из сердец миллионов твоих почитателей во всем мире, гордых тобой соотечественников, преданных тебе друзей и близких. Ты навечно остался в анналах истории мировой музыкальной культуры, куда вписано на все времена Твое Имя – Муслим Магомаев, величайший баритон ХХ века!