Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Семинарий «Записки охотника»




Скачать 43.88 Kb.
Дата26.06.2017
Размер43.88 Kb.
ТипСеминар

Просеминарий

«Записки охотника» И.С. Тургенева


Задачи просеминара:
1. Введение в технику литературоведческого труда.

2. Знакомство с источниками по биографии и творчеству И.С. Тургенева.

3. Анализ одного или нескольких рассказов из цикла «Записки охотника».

4. Обзор биографии Тургенева периода «Записок охотника», истории текста сборника.



Для самостоятельного изучения: прочитать сборник И.С. Тургенева «Записки охотника». Обратить внимание на тип издания, по которому Вы читаете текст, выбрать рассказ (два, три рассказа) для письменной работы.
Тематика занятий:
1. Введение в проблематику просеминара. Порядок работы. Знакомство с тематикой просеминара: «Записки охотника» в творчестве Тургенева. Характеристика тем письменных работ.

2. Практическое занятие: источники текста «Записок охотника» (основной текст, черновые варианты и другие редакции, отдельные издания рассказов в периодике, сборника в целом и в составе собраний сочинений). Типы изданий произведений Тургенева. Научный аппарат издания. Комментарии. Обзор важнейших литературоведческих энциклопедий, словарей, справочников, библиографических изданий.

3. Практическое занятие: анализ двух рассказов из цикла «Записки охотника». График докладов и назначение оппонентов.

4. Практическое занятие. «Записки охотника» в литературной критике и мемуарах, письмах.

5. Коллоквиум: Основные исследования о «Записках охотника». – 29 марта.

6. Чтение и обсуждение докладов. Подведение итогов просеминара.



Темы докладов:


  1. Пейзаж в «Записках охотника» .

  2. Портрет в «Записках охотника».

  3. Женские характеры в «Записках охотника».

  4. Мир детства в «Записках охотника».

  5. Образ рассказчика-охотника (на примере отдельных рассказов).



Вопросы к практическому занятию:
«Записки охотника» И.С. Тургенева

«Хорь и Калиныч»

  1. Типические образы крестьян. Диалектика общего и индивидуального в их характерах. Национальное, историческое, социальное и индивидуальное во взгляде героев на жизнь.

  2. Индивидуализирующая функция вещей, обстановки, портрета.

  3. Автор в рассказе.

  4. Сравнение Хоря с Петром I и заключенный в нем социально-исторический смысл.

  5. «Хорь и Калиныч» и физиологический очерк 40-х годов. Предмет изображения. Роль быта. Сюжет. Характеры персонажей. Описательный рисунок. Принципы повествования.

  6. Белинский о новаторстве Тургенева в изображении народа.

    «Певцы»

  1. Образ народного певца. Песня, им исполняемая, манера исполнения. Стилевые приемы передачи вдохновения. Восприятие его пения слушателями.

  2. Антитеза – основа содержания и стиля рассказа. Сцена состязания певцов и обрамляющая рама сюжета, пейзаж знойного летнего дня и картины природы, возникающие в воображении охотника.

  3. Стилевая двуплановость в изображении Якова Турка как прием психо-логической характеристики (ср. стиль описания Якова перед состязанием и в момент пения, обратите внимание на тип сравнений, употребляемых в первом и во втором случаях).

  4. Значение образа охотника как действующего лица рассказа.

    «Бежин луг»

  1. Рассказы крестьянских детей и отражение в них народного мировоззрения.

  2. Приемы создания типа. Национальные и социальные свойства мышле-ния детей. Приемы индивидуализации в портрете, содержании рассказов (выбор сюжетов) и в манере рассказывания.

  3. Значение образа охотника для выявления авторского отношения к на-родным повериям. Размышления охотника о человеке и вселенной, о тайнах бытия, его восприятие природы и содержание рассказов детей.

  4. Природа в рассказе, стиль ее изображения.

    «Касьян с Красивой Мечи»

  1. Образ крестьянина-философа в рассказе. Отношение Касьяна к действительности, к природе, его идеалы, крестьянский характер представлений о счастье и справедливости.

  2. Отношение к Касьяну крестьян.

  3. Антитеза природы и социальной действительности, ее роль в раскрытии образа Касьяна.

  4. Почему народный мыслитель изображен Тургеневым в образе религиозного сектанта?

Литература:
Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 12 т. М.,1978-1986.

Книги
Клеман М.К. Иван Сергеевич Тургенев: Очерк жизни и творчества. Л.,1936.

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л, 1962.

Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М.,1969.

Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.

Белова Н.М. Художественное изображение народа в русской литературе середины XIX века. Саратов, 1969.

Лебедев Ю.В. У истоков эпоса: Очерковые циклы в русской литературе 1840-60-х годов. Ярославль,1975.

Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. Л.,1980.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л.,1982.

И.С. Тургенев в современном мире. М.,1987 (статья А.П. Чудакова «О поэтике Тургенева-прозаика: Повествование - предметный мир - сюжет»).



Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. М.,1987.

Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. Орел, 1994.
Статьи и автореферат

Голубков В.В. Идейно-художественное единство «Записок охотника» // Творчество И.С. Тургенева / Под ред. С.М. Петрова. М.,1959.

Журавлева А.И. «Записки охотника» И.С. Тургенева: К проблеме целостности // Русская словесность. 1997. № 5.

Кулакова А.А. Мифопоэтика «Записок охотника» И.С. Тургенева: пространство и имя: Автореф… канд. дисс. М.,2003.