Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Семинар «Чтение как учебный вид деятельности»




Скачать 176.57 Kb.
Дата27.06.2017
Размер176.57 Kb.
ТипСеминар
Чтение – вот лучшее умение
26 апреля 2011 года в ГУО «Академия последипломного образования» состоялся республиканский семинар «Чтение как учебный вид деятельности» для методистов институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов, руководителей методических формирований учителей русского языка и литературы. Семинар проводился в рамках мероприятий Министерства образования Республики Беларусь и государственного учреждения «Академия последипломного образования.

В жизни современного человека чтение занимает значительное место. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Лучшие умы человечества воплощают свои мысли в печатном слове, приобщаясь к которым человек обогащается не только духовно, но и нравственно. Книги формируют сознание человека, воздействуют на его чувства и волю.

Длительное время не утихают споры о том, как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков, как увлечь их серьезным чтением. Комплекты творческих заданий по русской литературе (5-9, 10-11 классы) были предоставлены участникам семинара Темушевой Екатериной Александровной, учителем русского языка и литературы ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Минска». Важное место в этом пособии занимают аналитические и проблемные задания, которые формируют осознанность чтения, умение анализировать текст, развивают интеллект школьника.
Комплект творческих заданий по русской литературе
(5-9, 10-11 классы)


Авторы: Царева О.И., Захарова С. Н., Темушева Е. А.

Напиши словарную статью для «Энциклопедии юного литературоведа» об одном из понятий:

художественная литература, фольклор, устное народное творчество, род литературы, сказка, миф.

В статье, по возможности, должен быть следующий материал:


  • перевод на русский язык значения слова,

  • определение, которое отражает сущность понятия,

  • место, время возникновения, происхождение понятия,

  • сведения об истории развития,

  • перечень ученых, исследовавших это явление,

  • примеры.

В текст экскурсовода вставьте пропущенные слова.
Мы с вами подъехали к большому дому с колоннами – это наш ______. Поднимаемся по ступенькам вверх и на специальном щите видим необычный плакат – _________. Здесь указано, что за представление, кто его создал и поставил на сцене, т.е. фамилии ____________ и ____________. А также перечислены роли и их ____________. Дальше мы входим в здание и оказываемся в просторном, ярко освещенном холле. Здесь людно, много зеркал, на стенах висят фотографии актеров и сцен из разных __________. Верхнюю одежду сдаем в __________. Здесь же получаем театральный бинокль. Зрители занимают свои места в зале, а мы с вами до начала спектакля заглянем в ____________, где готовятся к представлению исполнители. Своего выхода они дожидаются за ___________ (особый занавес в театре), а оттуда выходят на _________. Итак, звучит первый звонок, второй – зал в ожидании. Наконец третий – в зале гаснет свет, открывается ________. Огни ________ и яркие _________ освещают сцену. Сейчас начнется действие. Все сразу воспринять сложно, иногда нужно сменить ___________ и переодеться актерам, поэтому между действиями есть перерыв – ____________.
Слова для справок: антракт, рампа, спектакль, актер, гримерная, кулисы, декорации, театр, афиша, режиссер, актеры, занавес, сцена, гардероб, драматурга (автора).

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В текст экскурсовода вставьте пропущенные слова.


Мы с вами подъехали к большому дому с колоннами – это наш ______. Поднимаемся по ступенькам вверх и на специальном щите видим необычный плакат – _________. Здесь указано, что за представление, кто его создал и поставил на сцене, т.е. фамилии ____________ и ____________. А также перечислены роли и их ____________. Дальше мы входим в здание и оказываемся в просторном, ярко освещенном холле. Здесь людно, много зеркал, на стенах висят фотографии актеров и сцен из разных __________. Верхнюю одежду сдаем в __________. Здесь же получаем театральный бинокль. Зрители занимают свои места в зале, а мы с вами до начала спектакля заглянем в ____________, где готовятся к представлению исполнители. Своего выхода они дожидаются за ___________ (особый занавес в театре), а оттуда выходят на _________. Итак, звучит первый звонок, второй – зал в ожидании. Наконец третий – в зале гаснет свет, открывается ________. Огни ________ и яркие _________ освещают сцену. Сейчас начнется действие. Все сразу воспринять сложно, иногда нужно сменить ___________ и переодеться актерам, поэтому между действиями есть перерыв – ____________.
Слова для справок: антракт, рампа, спектакль, актер, гримерная, кулисы, декорации, театр, афиша, режиссер, актеры, занавес, сцена, гардероб, драматурга (автора).
ПИСАТЕЛИ О ПРИРОДЕ

  • Буриме.

Напишите стихотворение на заданную тему по предложенной рифме:

……………………………………….плакать

………………………………………навзрыд

………………………………………слякоть

……………………………………….горит

Какая пора года может быть описана в таком стихотворении? Какой пейзаж (городской, сельский, лес, болото, поле и т.п.) можно нарисовать в стихотворении? Каково будет общее настроение? Попробуйте написать еще 2 – 4 строчки продолжения к заданному четверостишию.


ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)



    • Вспомните названия произведений (не менее 5), в которых упоминаются дети или их имена.

    • Подготовьте вопросы для литературной викторины по произведениям, изученным на уроках в этом году.

    • Напишите рекламу на понравившееся произведение. Каким будет рекламный слоган? Какова идея рекламы? Что будет рекламироваться: тема, идея, содержание, герои, автор?

    • Прочитайте начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были сказка, миф и рассказ…». Как называется это волшебное царство? Кто еще является его жителями? Кто правит в этом царстве-государстве? Напишите продолжение сказки.

    • Придумайте сказку о волшебной стране Литературе, где есть три королевства: Эпос, Лирика и Драма. В каждом из них есть свой властелин, свои законы и жители. Опишите их, укажите, кто живет в каждом из этих королевств. Как вы думаете, дружат ли эти королевства? Есть ли герои, которые могут жить в любом из них?

    • Напишите письмо другу-четверокласснику, который на следующий год пойдет в пятый класс и тоже будет изучать русскую литературу. Расскажите ему об этом учебном предмете, поясните, чем он отличается от уроков чтения, посоветуйте, на что следует обратить внимание при подготовке к уроку. Вспомните, какие произведения вам понравились больше всего и вы хотели бы их порекомендовать своему другу, объясните почему.



Царева О. И.
VI класс

Былина как памятник славянского героического эпоса
Напишите синквейн «Былина».

Синквейн – французское слово, которое переводится как «пять строк». Первая строка (что?) – тема сиквейна, заключает в себе одно существительное. В нашем случае это былина. Вторая строка (какой?) – два прилагательных, которые дают описание признаков и свойств выбранного предмета. Третья строка (что делает?) образована тремя глаголами, описывающими характерные действия предмета. Четвертая строка (что я думаю?) – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Пятая строка (что самое главное?)– одно существительное, подводящее итог, выражающее суть предмета.

ПРИМЕР:

Памятник.

Древний, величественный.

Рассказывает, учит, предупреждает.

Прошлое всегда с нами.

История.

Для улучшения теста допускаются отступления от правил. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи.


И.С.Тургенев. «Бежин луг»

В какой последовательности пейзажные описания встречаются в рассказе Тургенева «Бежин луг»? В скобках поставьте порядковый номер описания.

( ) «Торжественно и царственно стояла ночь»; ( ) «Прекрасный июльский день»; ( ) «Утро зачиналось»; ( ) «У костра: запах русской летней ночи»; ( ) «Недолги летние ночи!»; ( ) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» ; ( ) «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча».
А.С. Пушкин. «Дубровский»


  • Восстановите последовательность эпизодов. В скобках поставьте порядковый номер. Саша прячет кольцо в дубе; ( ) возвращение Владимира из Петербурга в Кистеневку; ( )пожар; ( )обед у Троекурова; ( ) похороны Андрея Гавриловича; ( ) письмо Маши князю Верейскому; ( ) ссора А.Г. Дубровского и К.П. Троекурова; ( ) суд; ( ) нападение на свадебный поезд; ( ) Дефорж и медведь.



В.Г. Распутин. «Уроки французского»

Автор и герой в рассказе – это не одно и то же лицо. Они не слиты воедино, а разделены временным промежутком. Какие из приведенных ниже цитат цитаты принадлежат герою – ребенку, а какие автору – взрослому человеку?

1) Больше на меня не обращали внимания, я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило.

2) Я вертелся меж Вадиком и Птахой…. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же: «Перевернул. Перевернул. Перевернул!»

3) Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество.

4) Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками.

5) После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.

6) Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня.

7) При этом не было в ее лице жестокости, которая, как я позже заметил, становиться с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких.

8) «Упал», – брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение


Л.Н. Толстой. « Детство»

Л. Толстой включает в повесть следующее высказывание: «Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Как вы думаете, кому принадлежат приведенные слова о счастливом детстве – автору или Николеньке? Почему вы так решили? Вы согласны с писателем – это действительно счастливая, прекрасная пора? Как вы воспринимаете детство? Почему?
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Описания героев и предметов М.Ю. Лермонтов строит с опорой на постоянные эпитеты. Назовите второе слово (существительное или прилагательное) в словосочетании. Род и число подскажут приведенные слова.

1) Боевые ...; 2) ...смышленая; 3) ...висок; 4) житье...; 5) голова...; 6) сила...; 7) перстенек ...; 8) ... навостренный; 9) ... ковш; 10) шапка ...; 11)... боец; 12) баре...; 13) ...час; 14) ...соболиная; 15) заунывный...; 16) ...жена; 17) молодая ...; 18) белая...; 19) руки ...; 20) ... снег; 21) ... дом; 22) ... детушки; 23) ... вострая; 24)свя­тые ...; 25) ...шепот; 26) же­лезный ...; 27) ... бой; 28) листочек ....

Подсказки: бархатный, богатый, вдова, высокий, голый, золоченый, икона, казацкий, колокол, крестный, кудрявый, левый, лихой, малый, оконечник, осиновый, поздний, рукавица, сабля, сваха, скатерть, страшный, тихий, топор, холодный, чужой, шапка, яхонтовый.
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

1. Почему местом действия поэмы М. Ю. Лермонтов избирает Кавказ: 1) проявляется любовь автора к Кавказу; 2) природа Кавказа сродни натуре главного героя; 3) связь с историей России; 4) место действия отвечает романтической направленности поэмы.

2. Какой момент в сюжете поэмы можно назвать кульминационным: 1) побег из монастыря; 2) встречу с грузинкой; 3) бой с барсом; 4) гибель Мцыри.

3. Выделите черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: 1) бурная, неистовая природа; 2) гибель героя; 3) герой одинок и не понят миром; 4) введение сна героя в сюжет поэмы; 5) мотив борьбы, мятежа.

4. Что можно назвать воплощением свободы в поэме: 1) степь; 2) Кавказ; 3) барса; 4) девушку-грузинку.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: 1) обличение чиновничества; 2) восхваление трудолюбия простого народа; 3) проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества; 4) преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

3. Какие бытовые детали современной М. Е. Салтыкову-Щедрину действительности введены в сказку?

4. Кто является рассказчиком в сказке: 1) один из генералов; 2) мужик; 3) сказитель; 4) автор.

5. В сцене, когда мужик вьет себе веревочку, М. Е. Салтыков-Щедрин использует:1) гиперболу; 2) гротеск; 3) юмор; 4) сарказм.

6. Кульминацией сказки является: 1) перенесение генералов на необитаемый остров; 2) сцена, в которой генералы чуть не съели друг друга; 3) появление мужика; 4) возвращение на Подьяческую.

7. Какой прием использует автор в следующем отрывке: «...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...»?

1) гипербола; 2)гротеск; 3) иносказание; 4)сатира.



8. В изображении животных в своих сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: 1) следует фольклорной традиции; 2) создает оригинальные образы животных; 3) следует басенной традиции – ярко выраженный аллегорический характер животных; 4) животные выступают в своей «исходной» роли.

9. Для сказок Е. Салтыкова-Щедрина характерны:1) острый сюжет; 2) иносказание; 3) введение деталей современной жизни; 4) наличие авторского комментария; 5) сатира на социальные пороки об­щества; 6) традиционные обороты, сказочная стилистика.

  •  

А.С. Грин. «Алые паруса»

Бард Владимир Ланцберг сочинил песню «Алые паруса», ставшую гимном романтиков

. Как поэт понял смысл истории Ассоль и Грея? Вы согласны с такой трактовкой?

С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась.

А без друзей на свете было б очень трудно жить,

И серым стал бы даже алый парус.

Узнаешь зло – без этого нельзя,

Ведь люди не всегда бывают правы,

Но зла не причиняй ты никому и никогда,

И пусть не станет серым алый парус.

 Быть может, где-то счастье ты найдешь,



Узнаешь Грея и Ассоль узнаешь.

В свою мечту поверишь и ее ты не предашь –

Гори, гори на солнце алый парус.
Темушева Е. А

VIII класс

  • ТЕМА
    А. С. Пушкин «Цыганы»
    С помощью чего художник передает на бумаге эмоциональное состояние Земфиры?

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 2. Почему художник использует только черно-белые тона?

  • __________________________________________________________________________________________


Иллюстрации к поэме «Цыганы»
(автолитография К. А. Клементьевой)

  • 1. Почему, глядя на картину, мы понимаем, что здесь изображены именно цыгане?

  • ____________________________________________________________________________________________________________




  • 2. Как вы думаете, почему художница занимает все пространства иллюстрации, не оставляя на ней пустого места?

  • ___________________________________________________________________________________


ТЕМА
А. С. Пушкин «Цыганы»
Иллюстрации к поэме «Цыганы»
(черная акварель И. Т. Богдеско)



  • С помощью чего художник передает на бумаге эмоциональное состояние Земфиры?

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 2. Почему художник использует только черно-белые тона?

  • __________________________________________________________________________________________


Тема
Ю. П. Казаков «Голубое и зеленое»
Любовь как открытие мира



  • 1. Какое значимое в жизни героев событие произошло в тот день, когда они рассматривают картину Серова «Девочка с персиками» в Третьяковской галерее?

  • 2. Какая деталь на картине Серова перекликается с названием рассказа Ю. Казакова «Голубое и зеленое»?

  • 3. Можем ли мы сказать, что эта картина в какой-то степени отражает внутренний мир героя?

  • 4. Почему любовь стала для героя своеобразным окном в мир? Как вы думаете, что дает людям влюбленность и что она отнимает?



В. Г. Короленко «Парадокс»


Роль композиции в раскрытии авторского замысла
1. Составьте план рассказа «Парадокс» по следующей схеме:

1. …(С начала рассказа до момента встречи с «феноменом»)

1.1…

1.2…



2….(«Представление» возле крыльца, написание афоризма-парадокса»)



2.1…

2.2…



3. …(«Феномен» уезжает)



3.1…

3.2…



2. Какие названия из нижеприведенных кажутся вам наиболее подходящими для трех смысловых частей плана:

1. «Маленькие фантазеры», «В мире фантазий», «Воображение - лучшая игрушка», «Наш досуг», «Для чего создан человек?», «Наши любимые игры», «Столкновение мечты и реальности», «Старая карета и ржавая бочка», «Маленькие рыбаки»

2. «Человек создан для счастья, как птица для полета», «Афоризм или парадокс?», «Представление «феномена»

3. «Для чего создан человек?», «Человек создан для счастья?», «Феномен» покидает дом»

3. Обоснуйте свой выбор. Почему другие названия не подходят для наименования смысловых частей плана?

 

Смысл названия рассказа


1. Найдите в рассказе В. Г. Короленко афоризмы. Вспомните несколько литературных афоризмов других авторов:_____________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. В рассказе много парадоксов. Например, прижимистый пан Уляницкий почему-то бросает в шапку деньги. Какие еще парадоксы вы можете найти в рассказе?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В таблице приводятся примеры парадоксов и их авторы. Попробуйте сами придумать и написать 2-3 парадокса


ПАРАДОКС

АВТОР

«Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!»

О. Уайльд

«Взаимное непонимание — самая подходящая основа для брака».

О. Уайльд

«Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью

Вольтер

«Мы – друзья, но даже несмотря на это я мог бы помочь»

В. Пелевин

«Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете – сходи на кладбище. А когда почувствуешь себя самым несчастным – сходи туда снова»

Старинная французская пословица

«Для получения большего удовольствия необходимо себя ограничивать»

Эпикур

Царева О. И.

IX класс

В 1910 г. Максим Богданович опубликовал «Песню пра князя Все­слава», ко­торая является вольным переложением отрывка из «Слова о полку Игореве».

Почему Богданович из многочисленных героев литературного первоис­точника выбрал князя Всеслава?


Ізяслаў, сын Васількаў,

Даўнымі часамі

Аб літоўскія шаломы

Пазваніў мячамі:

Адняў славу ў свайго

Дзеда, у Ўсяслава,

І улегся нерухома

На траве крывавай

Пад чырвонымі сваімі

Роднымі шчытамі,

Ўвесь іссечаны, ізбіты

Ворагаў мячамі.<…>



У баі крывавым

Не было ні Ўсевалода,

Ані Брачыслава.

Ураніў самотна з цела

Ён душу́ ўдалую

Цераз пацерку на шыі,

Цераз залатую.

Засмуцілася вясёласць,

Песні замаўкаюць,

І жалобна, сумна трубы

У Гародні граюць.



«Слово о полку Игореве»

Познакомьтесь с фрагментом текста из арии главного героя оперы А.Бородина «Князь Игорь»:

Ни сна, ни отдыха измученной душе.

Мне ночь не шлет надежды и забвенья.

Все прошлое я вновь переживаю,

Один в тиши ночей:

И Божья знаменья угрозу,

И бранной славы пир веселый,

Мою победу над врагом,

И бранной славы горестный конец,



Погром, и раненый венец,

И гибель всех моих полков,

Честно за родину головы сложивших.

Погибло все: и честь моя, и слава.

Позором стал я земли родной.

Плен, постыдный плен –

Вот удел отныне мой

Да мысль, что все винят меня!



Какие эпизоды из произведения-первоисточника нашли отражение в тек­сте арии? Соответствует ли этот монолог героя оперы логике характера лите­ратурного прото­типа?

Царева О. И., Захарова С. Н.

X класс
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Прочтите роман Б. Акунина «ФМ». Сравните Раскольникова Ф.М. Достоевского и Б. Акунина, определите общее и различия в трактовке героев.

Проведите литературоведческое исследование «Преступление и наказание» в интерпретации Б. Акунина: жанр, система образов, особенности стиля, сюжет (по роману Б. Акунина «ФМ»).
Л. Н. Толстой «Война и мир»

Прочитайте стихотворение А. Бодренко. Какие факты из биографии Л.Толстого

в нем упоминаются? Каким предстает великий писатель?

Напишите отзыв на это стихотворение.



- К Толстому, в Ясную Поляну! –Велеть бы кучеру:
Вези.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,

Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.

в счастье веруя мирское,


К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.

А. Бодренко




И. А. БУНИН. ЛИРИКА. РАССКАЗЫ
1. Деление художественной литературы на стихи и прозу Бунин считал «неестественным и устарелым». Поэтическое единство прозаической и стихотворной речи он видит в сближении их основных особенностей и взаимном обогащении: стихотворный «...поэтический язык должен приближаться к простоте и естественности разговорной речи, а прозаическому слогу должна быть усвоена музыкальность и гибкость стиха».

Был ли реализован выдвинутый Буниным тезис о сближении прозаической и поэтической речи в его творчестве? Подкрепите ответ на вопрос примерами из прозаических и стихотворных текстов писателя.

2. В творчестве писателя есть большое количество стихотворений – «дублеров» рассказов. В этих парах произведений можно обнаружить перекличку

Сопоставьте рассказ «Легкое дыхание



Темы сочинений


  • «Война» и «мир» как два собирательных образа в эпопее Л.Н. Толстого.

  • «Наполеономания» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  • Женский вопрос в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

  • Как связаны «мысль народная» и «мысль семейная» в «Войне и мире» Л.Н. Толстого?

  • Москва и Петербург в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

  • Образ Петербурга в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

  • Образ Федора Долохова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

  • Положительный герой в понимании Л.Н. Толстого.

  • Природа и жизнь людей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  • Роль картин природы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  • Роль антитезы в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

  • Русский национальный характер в изображении Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»).

  • Образ автора в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

  • Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  • Проблема духовного обновления человека в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

  • Цель и смысл человеческой жизни в понимании Л.Н. Толстого.

  • Конфликт «отцов» и «детей» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  • Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига (по роману «Война и мир»).

  • Человек на войне в изображении Л.Н. Толстого.

  • «Настоящая жизнь» в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»).

  • Идеал простоты, добра и правды в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

  • Истинные и ложные ценности в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».


Захарова С. Н., Темушева Е. А.

XI класс

СИМВОЛИЗМ
Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени». Выпишите в таблицу из текста стихотворения символы и дайте им собственное толкование



Символ

Толкование

Башня

Символ духовной высоты, одиночества

Ступени

Символизируют пройденный этап, определенные жизненные испытания.

















 

 







А.А. БЛОК

образа Христа в поэме «Двенадцать». Изучите точки зрения современников А.А. Блока, определите собственную позицию, подготовьте аргументы в ее защиту, опираясь на текст поэмы, дневники А. Блока, выдержки из его статей и т.п.

Литературоведческая справка

  • Б. Зайцев увидел в поэме нигилизм, а образ Христа, по его мнению, упомянут всуе.

  • М. Волошин прочитал финальные эпизоды как расстрел Христа и посчитал, что поэма написана против большевиков: не Христос возглавляет красногвардейцев, а они его «конвоируют». К такому же выводу склонялся С. Маковский.

  • С. Булгаков: «…в стихии Блоку под видом Христа явился Антихрист».

  • К. Мочульский увидел в образе блоковского Христа тему преодоления противоречий черной и белой России, гармонического их объединения.


А.А. БЛОК

  • П. Флоренский писал о поэме: «В плане тематики литературной поэма восходит к Пушкину: бесовщина в метель («Бесы»). Пародийный характер поэмы непосредственно очевиден? Тут борьба с церковью, символизируемой числом 12. 12 красногвардейцев, предводителем коих становится Иисус Христос, пародирую апостолов даже именами<…>. поставлены под отрицание священник («А вон и долгополый…») и иконостас («От чего тебя упас золотой иконостас…»).<…>

  • В. Жирмунский определил главной тему спасения души и Петрухи, и его одиннадцати товарищей, и всей разбойной России.

  • М. Пришвин в образе Христа увидел самого Блока, готового, подобно Христу, принять на себя грехи убийц.

  • Л. Долгополов отмечал следующее: «Христос в «Двенадцати» - и символ новой веры, и высшее воплощение блоковской идеи «космоса» - эстетического и нравственного совершенства, гармонии; всего того, чего должны достичь (и достигнут в конце концов) шествующие за ним «апостолы» революции».



Портреты А. А. Ахматовой


Рассмотрите портреты А. Ахматовой, нарисованные разными художниками (А. Модильяни, Петровым-Водкиным, Н. Альтманом). Чем различаются изображения поэтессы? Чем они похожи? Что хотел подчеркнуть в ней каждый художник?