Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Семейные и системные расстановки с фигурами в индивидуальной работе




Скачать 447.07 Kb.
страница1/2
Дата08.07.2017
Размер447.07 Kb.
  1   2
СЕМЕЙНЫЕ И СИСТЕМНЫЕ РАССТАНОВКИ С ФИГУРАМИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Якоб Шнайдер и Зиглинда Шнайдер
Основные условия работы с фигурами в индивидуальном консультировании

Простой и естественный способ перенести работу с расстановками из группы в индивидуальное консультирование — прибегнуть к помощи фигурок или предметов, передающих отношения членов семьи или представителей любой другой системы, которые можно поставить на стол или расставить или разложить в комнате.



Фигуры

В данном руководстве мы исходим из нашего опыта расстановок с фигурами. Уже вскоре после первого знакомства с семейны­ми расстановками Берта Хеллингера в начале и середине восьмидесятых годов мы вспомнили о фигурках из наборов плеймо-биль, в которые наш подросший сын уже не играл, и стали брать их на все консультации, где нельзя было опираться на помощь группы: на сессии по семейному консультированию и терапии семейных пар, в психосоматическую клинику, в школу, на неболь­шие супервизорские группы и на индивидуальные консультации клиентов, которые приходили в наш кабинет.

Нам «приходилось» так поступать. Опыт групповой работы Берта Хеллингера нас потряс настолько, что мы сразу хотели применить его на практике в консультировании, будь то в группах или в индивидуальной работе. Мы инстинктивно, не раздумывая, выбрали для работы конструктор плеймобиль. Когда дома мы обсуждали тот или иной «случай», чтобы восстановить картину семьи, мы спонтанно брали разбросанные на полу фигурки и расставляли соответствующих людей в пространстве. Так мы могли видеть и рассматривать семью, а не только говорить о ней, что кардинально изменило наше восприятие проблематики и возможностей решения. Этот опыт заставил

13

нас задуматься: почему бы клиентам самим не расставить с помощью фигурок их семьи?



К счастью, мы ни у кого тогда не спросили совета. Так мы, без сомнений и сторонних доводов, методом проб и ошибок смогли обрести свой опыт расстановок с фигурками, который убедил нас в нашей правоте.

Подходящие фигуры

Ниже следуют несколько критериев, какие фигуры скорее подойдут для работы, хотя в конечном итоге выбор фигур играет второстепенную роль. Мы выбрали для себя наборы плеймобиль, потому что находим их практичными, у них нет никаких против, а только за. Важно, чтобы консультант или терапевт отождествляли себя с выбранными ими фигурами. Их уверенность в правильном выборе передастся и клиенту. Если слишком много думать о том, примет ли клиент те или иные фигуры или нет, у клиента убавится доверия консультанту или терапевту. Полагаем, что следующие критерии помогут в выборе фигурок:

• В зависимости от способа употребления размер фигур должен позволять ставить их на стол, переставлять, а также брать с собой в поездки.

• Работать будет легче, если в наборе мужчину легко отличить от женщины и если ясно различимо направление взгляда, повернулась ли та или иная фигура к нам или отвернулась от нас.

• Чем меньше фигуры «проявляют свой характер», влияя тем самым на восприятие, тем лучше. Разумеется, существуют терапевты, которые предпочитают фигуры, вызывающие определенные ассоциации и интерпретации, например, фигурки животных или кукол-типажей. Однако работа с расстановками в группах показала, насколько важно в рамках феноменологического подхода действовать непредвзято, не внушать клиенту интерпретации и не ограничивать себя ассоциациями, которые мешают ясному взгляду на существенные события, судьбы и динамики отношений. Как и заместители в группе, фигуры представляют не самих себя, но являются проекциями живых или умерших членов семьи или другой системы отношений клиента. Они позволяют установить поле отношений в пространстве, не зависящее от внешности того или иного человека.

14

• Различие между взрослыми и детьми оправдывает себя в случаях, где речь идет об абортах, выкидышах и умерших в младенчестве детях.



• Цветовые различия имеют смысл в расстановках больших систем. В отличие от расстановок в группе, успех которых во многом зависит от напряжения и внимания в группе, расстановки с фигурками позволяют расставлять большое количество элементов системы (далее поговорим об этом подробнее). Например, в рамках одной сессии можно одновременно расставить родительские семьи жены и мужа. Или в зависимости от хода консультационной беседы можно обратиться к существенным событиям и судьбам как со стороны отца, так и со стороны матери. Плеймобиль позволяет различать семьи жены и мужа или отца и матери посредством цвета. Очень удобно ориентироваться.

Преимущества работы с фигурами

Независимо от нашего метода работы с фигурками получили распространение другие способы переноса работы с расстановками в индивидуальное консультирование, например, расстановки с обувью или разложенными на полу листами бумаги (в этой книге о них еще пойдет речь). Преимуществом работы с фигурками нам представляется ее близость к процессам в группе, практичность в обращении и наглядность. Под наглядностью мы понимаем вос­приятие отношений участников расстановки в пространстве со стоящими за ними душевными процессами.

Расстановка, будь то в группе или в индивидуальной работе, представляет собой транс, в котором задействованы все органы чувств, по крайней мере зрение, слух и осязание. Если метод рабо­ты с листами бумаги, на которые терапевт просит клиента встать и проникнуться ощущениями данного человека по отношению к дру­гим участникам расстановки, апеллирует скорее к чувственному восприятию, в расстановках с фигурами первостепенное значение имеет зрение и только во вторую очередь чувства. Консультант смотрит вместе с клиентом, обнаруживает прежде сокрытые структуры и обозревает весь контекст ситуации. Поскольку отно­шения в семье часто омрачены травматичными переживаниями, клиент смотрит сначала диссоциированно. Он видит себя внутри системы, и все происходящее в семье как фильм проходит перед его внутренним взором. Опыт отношений в семье и существенные сведения взаимодеймтвуют посредством попеременного взгляда на

15

фигуры и эмоционального переживания ситуации (обычно с помощью соответствующих описаний и реплик терапевта). Фигуры позволяют клиенту сосредоточиться на этом процессе максимально изолированно от внешних факторов.



Преимущества работы с расстановками в индивидуальном режиме

Решающим методическим преимуществом расстановок в индивидуальном режиме является быстрое переключение терапевтом клиента с описаний проблемы и разговоров о ней на визуальный план: «Давайте сначала рассмотрим ситуацию ваших отношений!» Любая психотерапия и любой поиск решения представляют собой по большому счету транс, который позволяет определенным образом сосредоточиться на некоей веши, что в одиночку, без посторонней помощи, клиенту бы не удалось. Под «сосредоточиться» мы понимаем восприятие всеми органами чувств определенного предмета, когда все отвлекающее и второстепенное отпадает. В нашей жизни транс является обычным делом. В трансе мы направляем все внимание на воспринимаемый нами предмет, вместо того чтобы беспокоиться о нем. Созерцая, мы полностью отдаемся восприятию и наблюдаем внутренние процессы как нечто, происходящее вне нашего тела, на наших глазах. Поэтому расстановка уводит от ходящих по кругу мыслей, суждений, фантазий, соответствующих инсценировок и паттернов отношений.

(Паттерн (в психологии) (англ. pattern - образец, пример, принцип) - 1) набор стереотипных поведенческих реакции или последовательностей действий как признаков чего-то более общего; 2) объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов. Например, признаками паттерна отношений могут быть субъективная оценка, избирательность взаимодействий, особенности восприятия, переживаний, степени воспитанности и т.п. - Прим. ред. )

Расстановка обнаруживает неожиданную догадку, вследствие которой и проблема клиента, и желаемое решение предстают в ином свете.

Другое существенное преимущество расстановок в индивидуальном режиме заключается в особых отношениях между клиентом и консультантом или терапевтом. Знакомая ситуация в консультировании семейных пар: женщина описывает проблему с ее колокольни — и ее понимаешь, мужчина описывает проблему со своей колокольни - и его тоже понимаешь. Из лучших побуждений клиенты пытаются манипулировать терапевтом, сделать из него механика по починке любви, соратника, лучшего отца или лучшую мать. Вязкие описания проблем и чувств грозят вызвать

16

в терапевте переносы и контрпереносы и таким образом усугубить ситуацию и отсрочить помощь.

Совместное рассмотрение расставленной клиентом системы помогает клиенту и терапевту сориентироваться в реальных отношениях, настроиться на решение и избавляет обоих от коммуникативных предложений и взаимных переносов. Тогда с самого начала консультация будет направлена на инсайт, вследствие которого клиент увидит свою проблему в совершенно ином свете, вразрез его ожиданиям.

Один мужчина пришел на консультацию с запросом получить больше жизненных сил и избавиться от чувства ненужности и невостребованности. Хотя его брак был в целом удачным, его не покидало чувство, словно он стоит у жены на пути и мешается под ногами. Мужчина уже не раз обращался к терапевтам и регулярно ходил на мужские группы. Он сказал, что знает, в чем дело, - в его слабом отце, только никак не удается применить в жизни свою догадку. Отец клиента лишился своего отца в возрасте четырех лет: отец скончался от военных ран. Отцу клиента не хватало мужской силы и мужского примера и потому он не смог передать их сыну. Мужчина хотел еще что-то прибавить, почему отец не мог быть ему примером, но тут консультант перебила его, попросив для начала расставить его родительскую семью. Он был единственным ребенком в семье и поставил себя напротив матери, очень близко к ней, а отца -поодаль; взгляд отца был устремлен к жене и сыну. Близость клиента к матери бросалась в глаза, клиент ее подтвердил. На первых порах это очень мешало в браке и постоянно приводило к конфликтам. Чтобы понять причину такой привязанности, консультант спросила о происшествиях в семье матери. Клиент утверждал, что там все было в порядке. Однако терапевту вскоре бросилось в глаза, что в рассказах об этой счастливой семье шла речь исключительно о матери, ее младшем брате и дедушке. На вопрос о дедушке клиент очень удивился и сказал:

- О дедушке мама никогда не говорила, а я не задумывался. Затем он вспомнил, что бабушка, унаследовав небольшое имение, вышла замуж за служившего там работника. После рождения дочери бабушка развелась, дедушке пришлось уйти, с ним больше не было никаких контактов и о нем с тех пор не говорили. Впоследствии мать своего отца не искала и ни разу о нем не обмолвилась.

На вопрос, как, должно быть, чувствовал себя дедушка, клиент, словно в трансе, со слезами ответил:

- Должно быть, он себя чувствовал, как и я, ненужным и лишним! Теперь мужчина почувствовал, что его связывает с дедушкой и что переплетение его судьбы с судьбами материнской семьи отдалила его от отца. Через неделю после консультации клиент позвонил и рас­сказал, что предпринял «чудесную мужскую прогулку» вдвоем с отцом и что у обоих на душе потеплело.

17

В любой терапии, в любом консультировании существует опас­ность попасть в ловушку обвинений. Бессилие бывает очень трудно вынести и вина «говорит», что несчастье или трудности можно было предотвратить. Расстановка переключает клиента с обвинений на более конструктивное видение. Практически нет таких клиентов, которые бы не осыпали бы себя или других горькими упреками, рассказывая о своих проблемах. Однако вопрос не в том, кто виноват, а что произошло и какая часто слепая любовь и привязанность нами руководит. Чего в конечном итоге добиваются клиент, его ребенок, партнер, его родители и т.д. посредством удручающего и ограничивающего их поведения?



Целительное действие этой установки особенно проявляется в консультировании семейных пар, куда пары приходят в напряженном состоянии и с целым мешком упреков. Метод расстановок помогает быстро разрядить ситуацию, поскольку партнеры видят, что их судьбы тесно переплелись с судьбами их семей, что в своих отношениях они без конца повторяют старые паттерны, что в конфликте виноваты оба и другого тогда словно не замечаешь, а еще насколько нарушения в поведении партнеров целесообразно соотносятся.

Одна супружеская пара пришла на консультацию. Женщина начала разговор с заявления, что она хочет расстаться с мужем. Ей больше нет нужды сидеть дома, наконец она может заняться своим личностным развитием, поскольку их восемнадцатилетняя дочь встала на ноги. Муж все годы совместной жизни препятствовал ей в этом, отказывал в поддержке и занимался исключительно своей профессией. Мужчина возразил, что у него никогда не было чувства, что от его слова что-либо зависит, и все, что он делал по дому и ради семьи, жена не замечала. В то же время он считает разрыв неуместным и не согласится с ним ведь «расставания приносят одни несчастья». Затем жена и муж расставили свою семью с помощью фигурок, каждый по-своему. В обеих расстановках муж одиноко стоял в стороне, жена отвернулась от него и смотрит только на дочь.

Консультант сначала обратилась к жене. В ходе расспросов выяснилось, что у матери была большая любовь. Этот мужчина вступил в начале войны в войска СС, поэтому семья матери была против их союза. Однако мать хранила верность ушедшему на войну возлюбленному, хотела его дождаться. Ее родственники перехватывали его письма с фронта и говорили, что мужчине, который не дает о себе знать, верить нельзя. Из чувства протеста мать вышла замуж за соседа, отца клиентки. Брак родителей не удался. Она говорит: - Слава богу, мама его оставила, когда я вышла замуж.

18

Когда терапевт спросила о возрасте матери на момент развода, женщина ответила:



- Сорок пять лет, - и с удивлением прибавила, - как мне сейчас.

В ходе расстановки выяснилось, что она смотрит на маминого возлюбленного. Клиентка рассмеялась:

- Я люблю говорить, что предпочла бы сварливого мужа слабохарактерному - как мой отец и муж.

Расстановка мужа показала, что он давно готов к тому, что жена его в один прекрасный день оставит. Его отец потерял отца в возрасте семи лет, а мать осталась без отца в возрасте десяти лет. От первой жены отец ушел после пяти месяцев брака, встретив мать клиента. Брак родителей оказался крепким, однако отец проводил почти все время на работе и в заграничных командировках.

Растроганные партнеры внимательно следили за расстановками друг друга, а под конец сессии жена воскликнула:

- Мы просто созданы друг для друга - как кастрюля и крышка!

- Тогда мы еще повременим с разводом, - сказал муж, бросив на жену испытывающий взгляд.

И муж, и жена увидели, насколько они включены в контекст событий родительских семей и с ними связанных паттернов и что виноватых нет, но оба партнера в ответе за развитие своих отношений.

Самое большое преимущество расстановок в индивидуальном режиме, семейной терапии и консультировании семейных пар заключается в том, что они выявляют скрытую подоплеку проблемы, что позволяет пресекать ссоры из-за поверхностно оцениваемого поведения того или другого члена семьи. Скороспелые обоснования и выводы отпадают.

, Еще пример.

Родители явились на беседу в состоянии крайнего беспокойства за их десятилетнего сына, который не может сосредоточиться в школе, да и дома постоянно мечтает. Он отмежевался от одноклассников и при этом жалуется, что его исключили из компании. Поэтому школа предложила перевести его в интеграционный класс. Мать объясняет поведение сына успешностью мужа, отсюда завышенные требования к ребенку. А мальчик выбрал противоположную стратегию. Отец возразил, что мать и бабушка (мама мамы) избаловали мальчика, сделали его неженкой. Ничего удивительного, что он не дотягивается до общения с ровесниками.

Как в расстановке матери, так и в расстановке отца мальчик не видит родителей. Вероятно, он смотрит на кого-то исключенного, кого недостает здесь. В ходе расспросов выяснилось, что отец в 19 лет встречался с девушкой, а его родители были против. Девушка забеременела. Когда она это заметила, делать аборт было уже поздно. Появившуюся на свет

19

девочку она отдала в приют. Отец поведал об этом своей жене, однако мальчик ничего не знал о существовании сестры. Когда в расстановке терапевт поставила девочку к матери, клиент смутился и сказал: - Я впервые чувствую, что это мой ребенок!



Его жена была очень растрогана и рассказала, что в детском саду сын всегда играл с девочками, а другие мальчики его дразнили. Так нам удалось выявить совершенно иную подоплеку поведения их сына, решение пришло с неожиданной стороны.

Опыт работы с расстановками в группе



Работа с фигурами в индивидуальном консультировании ориентируется на расстановки в группе. Мы считаем, что опыт работы с группой необходим каждому терапевту и консультанту: с одной стороны, как опыт личной включенности в контекст семьи и открытости для неожиданного решения, с другой - чтобы научиться воспринимать существенные душевные процессы в человеческих взаимоотношениях. Переживания заместителей помогают нам вчувствоваться в фигуры, то есть в членов семьи клиента в индивидуальном консультировании. В группе легче всего постичь феноменологический подход и «навострить глаз». Ведь успех расстановки с фигурками зависит от зрения терапевта. Он должен видеть и чувствовать динамику человеческих отношений. Поскольку фигурки молчат, обратной связи нет, терапевт становится заместителем. От терапевта или консультанта требуется восприятие глубинных душевных процессов в системе взаимоотношений посредством фигурок. Это, безусловно, самое сложное в расстановках с фигурами. Восприимчивость терапевта проявляется, когда клиент изумленно спрашивает: «Откуда вы знаете?» Так, бывает, удивляются репликам заместителей клиенты на семинарах: «точь-в-точь как у нас в семь» или «это мамины слова!».

Место терапевта в расстановках с фигурками

Процессы нахождения решений в психологическом консультировании и психотерапии можно классифицировать следующим образом (здесь мы не рассматриваем различия между психотерапией и психологическим консультированием, включая юридическую сторону вопроса). Первую группу представляют проблемы, которые можно разрешить посредством изменения поведения, обучения, творчества и спиритуальности, то есть некоего рода духовной деятельности, которая отвлекает от блокирующего мышления и сопровождающей его ограниченности чувств.

20

Затем идет область лично пережитой травмы, душевных и телесных ран, которые блокируют жизненную энергию, оседают в подсознании и провоцируют душевные и телесные симптомы, стереотипное поведение и чувства - или их невозможность. Как правило, однако не всегда, эти травмы произошли в раннем детстве и связаны с прерванным движением любви к матери, отцу или другим жизненно необходимым людям, а впоследствии к партнеру, детям или жизни в целом. В этом случае психотерапия предлагает найти решение с помощью самых разнообразных терапевтических форм: от психоанализа до удерживающей терапии и специальных техник работы с травмой, которые непосредственно воздействуют на поведение или нейрологические процессы.

И, наконец, существует обширная область привязанности и освобождения во взаимоотношениях. Мы часто страдаем от проблем, которые возникают не из непроработанных событий нашей жизни, но из травм, пережитых нашими родственниками. Мы вплетены в общую судьбу семьи или рода, охватывающую многие поколения. Поэтому последствия травмы простираются на всю систему взаимоотношений, как и «порядки любви», волей-неволей затягивающие нас в чужие судьбы, а нам и невдомек. Здесь найти решение поможет взгляд со стороны на всю систему в целом. У всех ее членов есть равное право на принадлежность и свое особенное место в семье. Каждый должен нести свое бремя и не вмешиваться в судьбы других людей из слепой любви и иллюзий. Еще следует понимать, чего наша жизнь иной раз стоила другим. Может, кому-то пришлось расстаться с жизнью, а мы «выгадали» и должны принимать эту выгоду, признавая, чего она стоила другому человеку, и не пытаясь за нее расплачиваться своими страданиями. К тому же важно позволять произо­шедшему пройти и не стремиться восстановить справедливость после смерти участников конфликта, а также сознавать, что все мы принадлежим одной системе, какими бы разными ни были наши судьбы, несмотря на вину и вынесенные муки. Умершие должны обрести свое место в нашем сердце и упокоиться в нем в любви и мире.

Итак, мы созерцаем процессы жизни и смерти, счастья и злосчастья, здоровья и болезни, удачные и несложившиеся отношения. Здесь речь идет о принадлежности или исключении из группы, балансе давать и брать, вине и восстановлении равновесия, отождествлениях и собственном предназначении. Расстановки вообще и построенное на расстановках индивидуальное консультирование

21

терапия, в частности, занимаются этими жизненными темами и за ними стоящим коллективным бессознательным.

Из сказанного выше несложно выделить основные критерии употребления расстановок. Расстановка полезна во всех случаях, когда переплетения судеб мешают нахождению решения; когда тяжелые участи близких тяготеют над клиентом; когда в душе что-то должно упорядочиться, а диссоциированные части должны быть интегрированы в систему взаимоотношений. А еще, когда речь заходит о мире, примирении и потоке жизни и любви сквозь поколения. И о неожиданных догадках относительно реальности наших отношений, а также о признании данной реальности.

Расстановки в индивидуальном консультировании. И ничего кроме?

Многие терапевты интегрируют расстановку семьи или другой системы отношений с помощью фигурок в свою методику и свое терапевтическое мировидение. Что касается нас, — на проблемы привязанности и высвобождения из связей мы отводим одну-единственную сессию (или время от времени проводим одну-единственную сессию). Вся сессия сосредотачивается вокруг расстановки с фигурками. Разумеется, терапевт свободен в выборе приемов, в зависимости от предшествующего опыта, и того, что он считает важным в индивидуальном консультировании. Для нас большим откровением стала глубина и простота наших сессий, когда мы, каждый в своей области, оставили в стороне все другие методы и полностью сосредоточились на расстановках, связанных с ними душевных и системных процессах и на том, что возможно в рамках одной сессии.

Поскольку мы не имеем права предлагать клиентам психотерапию и работать с лично пережитыми травмами, нам проще: мы рассматриваем исключительно системные процессы переплетений судеб. Конечно, в клиенте системные и лично пережитые травмы тесно срослись, поэтому консультант обязан знать, как проявляются личные травмы. Иногда в качестве поддержки мы прибегаем к удерживающей терапии с заместителями, когда пережитое захватывает клиента. При необходимости мы советуем клиенту обратиться к психотерапевту или в специализированную клинику. Кто сам работает психотерапевтом, у того будет немало пациентов с личными травмами и он сможет применить другие методы работы с травмой. Тем не менее и в работе с расстановками в рамках

22

психотерапии действует правило: чем короче и эффективнее, тем лучше. Оно является залогом мощного целительного процесса.



Последовательность шагов в расстановках с фигурками в рамках терапевтической сессии или коучинга

Следующие элементы имеют первостепенное значение для расстановок с фигурками: ясное и краткое вступление, которое сразу обнаруживает «душевный вес» в запросе клиента; при необходимости сжатое введение в метод расстановок; процесс сбора информации; расстановка фигур клиентом, собственно вскрывающая правду; последующая работа с расстановкой, ориентированная на поиск выхода и ободряющее освобождение клиента. Теперь он свободен для запущенного в ход душевного процесса, который будет продолжаться и после сессии. В конечном итоге этот процесс и есть самая важная часть терапии или консультирования.



Вступление

В начале сессии закономерно возникает тема о клиентском запросе: о чем он - о проблеме, беде, которая требует безотлага­тельного решения, или о том, как бы нам сформулировать наш пер­вый вопрос. Не будем задерживаться на общих важных вопросах ведения интервью, полагая, что предлагающий индивидуальное консультирование человек обладает соответствующим образова­нием и более-менее знает, как уже в начале беседы установить хороший контакт с клиентом и не упускать из рук контроль над ходом разговора. Если терапевт или консультант заранее решил провести одну-единственную сессию или расстановку, он будет следить за тем, чтобы - как и в случае с расстановками в группе - в запросе чувствовалась «душевная весомость». Терапевт и клиент с самого начала должны знать, куда направить свою энергию. И еще. С самого начала терапевт должен раскрыться навстречу «групповой душе» клиента и рассматривать его в окружении его семьи со своими особенными событиями и судьбами.

Часто в начале сессии настоящий запрос клиента и направ­ленная на решение сила сокрыты. Нужно подвести клиента к расстановке и вопросу, почему мы рассматриваем систему его семьи со всеми релевантными событиями и судьбами. Это введе­ние должно быть по возможности кратким и уводить клиента от второстепенных описаний проблемы, от лирических отступлений

23

и лжеобъяснений, почему она возникла. Внимание и интерес клиента должны быть направлены на основные процессы взаимоотношений, следует расположить клиента к совместной работе, заручившись его доверием. Иногда мы объясняем некоторые особенности нашей работы, говорим несколько слов о переплетениях судеб в семейных системах, кризисах в отношениях пар и душевных динамиках, на которые мы будем обращать внимание в ходе сессии. Если мы предчувствуем, о чем пойдет речь, то рассказываем одну или несколько подходящих клиентских историй из нашей практики. Если направление работы пока не просматривается, иногда помогает в открытой и открывающей сердце беседе набор коротких случаев-примеров и наблюдение за реакцией клиента.

Первый семимильный шаг к успеху индивидуальной сессии заключается в способности терапевта или консультанта сразу сообщить клиенту, что ему бросилось в глаза в его поведении и формулировке запроса. Осанка, выражение лица, одежда и то, как клиент себя «представляет», столь же важны, как и противоречия между сформулированным клиентом запросом и выказанными им чувствами, «говорящими образами», которые он использовал в начале разговора. Сочувственно, но в то же время решительно сообщить клиенту свои наблюдения - вот, вероятно, главный ключ к успеху индивидуального консультирования. Реплики консуль­танта создают атмосферу доверия, поскольку клиент чувствует себя понятым на глубинном уровне. Тогда он откроется и будет с нетерпением ждать продолжения сессии.

Одна женщина пришла на консультацию и сказала, что сделать рас­становку ей посоветовала ее врач и что она давно интересуется рас­становками. На вопрос, что должно измениться после расстановки, она ответила:

- Не могу сказать. У меня все хорошо, нет никакого определенного запроса.

Когда консультант дружелюбно ей сообщила, что у нее, вероятно, нет никаких серьезных проблем, а значит нет нужды в расстановке, по­скольку расстановка имеет смысл, когда есть серьезные проблемы, требующие разрешения и уменьшения страданий, - женщина реши­тельно заявила:

- У меня правда все хорошо. Но я все-таки хочу сделать расстановку. При этих словах ее руки задрожали, капли пота выступили на лбу, а лицо покраснело уже в начале разговора. Консультант высказала свои наблюдения, и клиентка ответила:

-Да, не поддающаяся контролю потливость - в самом деле проблема. Стоит кому-нибудь на меня только посмотреть - и пот уже льется с

24

меня ручьями. А если приходится рассказывать о себе что-то личное, даже среди друзей, меня бросает в дрожь. Консультант спросила:

- Кого в вашей семье бросало в дрожь и пот, когда ему приходилось рассказывать о чем-то тяжком под пристальными взглядами других людей?

Тут выяснилось следующее: мать клиентки ее словно не замечала, человек, которого клиентка считала отцом, в детстве сильно ее бил. Впоследствии она узнала, что не он был ее отцом, но его отец. Мать забеременела от него, когда ее муж ушел на войну. Рассказав об этом, она посмотрела на консультанта испытывающим взглядом и прибавила:

- Я впервые в жизни рассказала об этом, теперь у меня на душе полегчало.

И вдруг изумленно заметила:

- Мои руки перестали дрожать!

В расстановке она смогла с любовью посмотреть на мать. Мать обливалась потом и дрожала как осиновый лист, когда муж вернулся с войны, нашел ее беременной и спросил, кто отец ребенка. Так правильно услышанные слова клиентки «не могу сказать» и наблюдения за ее жестами помогли выявить то, что расстановка превратила в мощный целительный процесс.

Один клиент пришел на консультацию, потому что он постоянно сам себе ставит «подножки». Несмотря на высокую квалификацию, его постоянно выгоняют с работы. Консультанту бросилось в глаза, что он рассказывает о сложностях в профессиональной жизни и о тяжелых несчастных случаях с сияющим лицом. Конфронтированный наблю­дениями консультанта, мужчина подтвердил, что неудачи на работе и несчастные случаи его устраивают. По его мнению, это жизнь бросает ему вызов, и он всякий раз гордится, когда ему удается достойно на него ответить. Как впоследствии выяснилось, его дедушка тоже был гордым человеком, боролся во время войны с нацистами и организовал три саботажа на производившей оружие фирме, на которой он работал. Во время одного из саботажей погиб рабочий. В ходе последнего саботажа его вычислили и посадили в тюрьму, где он умер при невыясненных обстоятельствах: или лишив себя жизни, или от руки палача.

Поскольку восприятие терапевта и обратная связь с клиентом в самом начале сессии имеет решающее значение для выбора направления и успеха расстановки (особенно расстановки с фигурками).

Приведем еще один пример.

Одна клиентка сформулировала свой запрос так:

- Как мне, наконец, найти мужчину, который бы меня уважал? Я могу заполучить многих мужчин, но у них у всех на уме только одно...

25

Женщина была плотного телосложения, носила облегающие брюки и футболку с глубоким декольте. Можно подумать, она принадлежит древнейшей профессии. Когда консультант сообщила ей о своем впечатлении из-за ее манеры одеваться, приглашающей мужчин ущипнуть ее за попу, и что она и в самом деле излучала доступность, та засмеялась и сказала:



- Одна подруга любила говорить, что я очаровательна, только вкус у меня плохой. А если всерьез, вы находите мою внешность доступной?

- Да, - честно ответила консультант. - Что касается вашей манеры одеваться, вы производите легкомысленное впечатление.

В последовавшей за интервью расстановке мы руководствовались во­просом, не было ли в семье клиентки женщины, которую бы считали девушкой легкого поведения. В итоге выяснилось, что дедушка был уже помолвлен, когда влюбился в бабушку клиентки. Поэтому вместе с другом они организовали свидание между последним и невестой дедушки, а дедушка их «в недвусмысленной ситуации» застукал, что позволило ему расторгнуть помолвку под предлогом, мол, он не собирается жениться на «шлюхе». Родственники девушки решили, что она и вправду опозорила семью, и девушке пришлось навсегда покинуть тот город. Клиентка прибавила, что услышала эту историю в юности, когда дедушка ее весело рассказывал под громкий хохот на семейном празднике.

  1   2

  • Подходящие фигуры
  • Преимущества работы с фигурами
  • Преимущества работы с расстановками в индивидуальном режиме
  • Место терапевта в расстановках с фигурками
  • Последовательность шагов в расстановках с фигурками в рамках терапевтической сессии или коучинга