Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования




Скачать 13.26 Mb.
страница1/79
Дата09.02.2018
Размер13.26 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79
Православие и современность. Электронная библиотека Александр Леонидович Дворкин Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования Издание 3-е, переработанное и дополненное © Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2002 г. Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1 Ин. 2,18) Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2 Тим.4,3-4) Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. (1 Тим.4,1) Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. (Тит.1:10-12) Душа бо человеческая, яко дух, от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады сыскать не может, как только в Бозе, от Которого по образу Его и подобию создана; Когда от Него отлучиться, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питает… Святитель Тихон Задонский Предисловие Книга А.Л. Дворкина «Сектоведение» сразу приобрела статус базового учебника на Теологическом факультете при Уральском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете, который открыла Екатеринбургская епархия. Несомненные достоинства собранного и систематизированного материала об учении, методах, истории и конкретном вреде тоталитарных сект делают это исследование настольной книгой миссионера на любом приходе, который живет в окружении агрессивной экспансии деструктивных культов и куда обращаются простые люди, ища защиты и правдивой информации о культах. Принятая и разработанная автором методология изучения тоталитарных сект является выражением решений и определений Архиерейского Собора 1994 года, обязательных для всей Церкви. Православная позиция автора, основанная на святоотеческом опыте восприятия непрестанно меняющихся искушений века сего, является ориентиром для любого читателя, который сможет увидеть тоталитарные секты глазами православной традиции, имея возможность сравнивать и сопоставлять не только социальный и психологический вред культов, но и их духовную ущербность и убогость. Для любого православного христианина «методологический агностицизм» и «бесценностный» подход просто невозможны, так как все мы имеем высшей ценностью опыт жизни в Духе Святом, дарованный нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви. Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Третье за пять лет издание (вновь в значительной доработке) книги Александра Леонидовича Дворкина «Сектоведение» свидетельствует в первую очередь о востребованности трудов такого рода. К сожалению, государство и народ в их нынешнем духовном состоянии не смогли адекватно отреагировать на агрессию сект, которые фактически оккупировали всю страну, включая и такие «медвежьи углы», где и самим медведям не больно весело живется. «Сектоведение» — труд уникальный в своей универсальности и широте. Есть и другие издания противосектантской направленности, но работа А.Л. Дворкина является наиболее полным, систематическим, достоверным и полезным инструментом для тех людей, которые озаботятся этим тотальным заболеванием нашего народа. И студент, и богослов, и религиовед, и сотрудник правоохранительного учреждения, и государственный чиновник смогут здесь не только найти ответы на свои вопросы по данной теме, но и получить необходимый инструментарий для решения возможных проблем, которые возникают при столкновении с этим многосложным явлением. Самым крупным недостатком книги является ее малый тираж. Пожелаем же книге, увеличившейся от первого к третьему изданию более чем в два с половиной раза, возрастать и в дальнейшем. И поскольку автор все время призывает читателей поучаствовать в процессе улучшения его труда, дерзну высказать также пожелание по совершенствованию книги. В силу того, что автором уже очень много сделано в сфере изучения сект как явления, представляется весьма желательным выделение в отдельную главу и составление возможно полного резюме исследованиям сект со всех сторон: исторической, богословской, государственной, педагогической, психологической и психиатрической, юридической, финансовой, нравственной, духовной, аскетической, философской и т.д., — а также включение в нее еще более подробного рассказа об опробованных методиках профилактики сектантства и реабилитации его жертв. Протоиерей Димитрий Смирнов Предисловие автора к третьему изданию Объект сектоведения изменяется столь стремительно, что каждое новое издание должно подвергаться значительной переработке. Происходят новые события, возникают и набирают популярность новые секты, изменяются и трансформируются старые. Все это необходимо отражать на страницах книги. Мы вновь выражаем благодарность нашим внимательным читателям, указывавшим на неточности и высказывавшим пожелания об улучшении этой книги. Целый ряд глав был переписан практически заново, и во все главы были внесены изменения и дополнения. В книгу добавлено значительное количество новых разделов. Все большее влияние в стране приобретают неохаризматическиенеопятидесятнические секты, все больше возникает отечественных тоталитарных сект — продукта преломления сознания «Нью эйдж» в постсоветском менталитете. Мы постарались отразить эти процессы в новом издании. Пока мы не считали нужным писать о нео и псевдобуддийских тоталитарных сектах (за исключением»Аум Синрикё»), действующих у нас или пытающихся обосноваться в нашей стране, таких как «Сока Гаккай», «Ничирен Шошу», Карма Кагью», культ Чинг Хай и пр., — слишком уж маргинальным явлением они пока являются в России. Число последователей каждой из этих групп не превышает ста человек — и это при самых «оптимистических» оценках, и, несмотря на все усилия руководства, роста численности не наблюдается. Тем не менее, возможно, в следующих изданиях, в связи с заметным сейчас ростом пришедшей из Китая секты «Фалуньгун», будет необходимо добавить в книгу небольшой раздел о псевдобуддийских сектах. Безусловно, написать о всех сектах, действующих сегодня в России, невозможно. Невозможно даже упомянуть их все или дать сколько-нибудь исчерпывающий список. Мы стремились представить как можно более широкий спектр различных тоталитарных сект, чтобы у читателя сложилось представление о самых разных их типах. В этом издании мы постарались дать хотя бы краткие характеристики тем тоталитарным сектам, о которых мы не имели возможности рассказать подробно, или, по меньшей мере, упомянуть их в соответствующем контексте. И если по прочтении книги читатель сможет сам разобраться и оценить, что представляет из себя та или иная секта, не упомянутая на этих страницах, мы будем считать нашу задачу выполненной. В приложении к книге в числе ряда важных документов о тоталитарных сектах, принятых Русской Православной Церковью на ее Архиерейских Соборах и на организованных ею конференциях, читатель найдет и решения прошедшей в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века». Имеющийся среди них список действующих в России тоталитарных сект хотя, безусловно, далеко не исчерпывающий — все же самый полный на сегодняшний день. Надеемся, что все эти документы станут важным дополнением к книге. Конечно же, мы будем и в дальнейшем улучшать и совершенствовать этот труд и по этому мы по прежнему просим наших читателей сообщать нам о необходимых, по их мнению, исправлениях, высказывать уточнения и пожелания. Но в первую очередь мы просим всех православных христиан о молитвенной помощи и поддержке. Александр Дворкин Предисловие автора ко второму изданию Эта книга появилась на свет в результате работы над лекционным курсом «Сектоведение», который автор читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте начиная с 1995 г. Первое издание, под названием «Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу «Сектоведение», в основе которого лежала распечатка произнесенных устно лекций, вышло десятитысячным тиражом в 1998 г. и было полностью распродано за три месяца. Должен отметить, что в рукописи имелся ряд недостатков и недочетов; дать согласие на издание книги в ее тогдашнем «сыром» виде автора побудила острая нехватка сколько-нибудь квалифицированных и достоверных изложений особенностей учения и деятельности различных тоталитарных сект, весьма напористо действующих на территории нашей страны и при помощи весьма недостойных методов вербующих все новых и новых адептов. Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. А для этого такой информацией должны владеть пастыри, катехизаторы, учителя и активные миряне Православной Церкви. Именно для них, не менее чем для студентов духовных учебных заведений, в первую очередь предназначена эта книга. Очевидно, что в силу временной ограниченности курса сектоведения в него (а значит, и в данную книгу) вошла информация не о всех сектах, с которыми в последние годы приходится сталкиваться гражданину нашей страны. Я попытался отобрать секты либо наиболее широко распространенные и влиятельные, либо наиболее типичные». Но все же первое издание книги показало, что для полноты картины в книгу следовало бы включить еще целый ряд сект. Во второе издание книги добавлены новые главы и новые сведения, исправлен ряд ошибок и не точных данных, отражены изменения, происшедшие за последнее время. «Теоретические», а также большая часть «тематических» глав практически полностью переписаны; в несколько раз расширен библиографический аппарат, все цитаты сверены с оригиналами; добавлен подробный предметно-именной указатель. Думаю, книга будет расширяться и совершенствоваться и в дальнейшем. Лекции по сектоведению читались для студентов 4 курса Богословского института, уже прошедших полный курс догматических дисциплин и апологетики. Поэтому я стремился сделать курс наиболее информативным за счет сокращения антисектантской богословской полемики, рассчитывая на то, что студенты уже обладают достаточным богословским инструментарием для опровержения сектантских лжеучений. Я попытался лишь обозначить направление их аргументации. Эта позиция сохранилась и во втором издании книги. Внимательный читатель обнаружит в нем некоторые повторы в ряде глав. Их наличие вызвано моим желанием сделать рассказ о всякой секте автономным и самодостаточным, чтобы из каждой главы можно было бы получить всю необходимую информацию об описываемой в ней секте. Вместе с тем то, что я считал определенным недостатком первого издания, — неизбежную для распечатки лекций «устную интонацию, за которую я даже просил прощения у читателей, судя по многочисленным отзывам, наоборот, читателям понравилось. Многие отмечали, что живость языка в сочетании с простотой грамматических конструкций облегчают чтение текста о столь мрачных предметах и помогают усвоению прочитанного. Поэтому я по мере возможности и в новом издании старался сохранить стиль и интонацию устного рассказа. Я прошу прощения у тех читателей, которых может смутить несколько «легкомысленный» тон некоторых страниц этой книги. Дело в том, что ирония — это естественная защитная реакция на кощунственные и богохульные теории и практики сектантов. Благодаря иронии мы можем дистанцироваться от них и, избегая излишних эмоций, показать подлинное, неприкрашенное лицо сектантства. Я надеюсь, что знакомство с ним станет для читателей своеобразной «прививкой», которая вызовет у них естественное и здоровое отторжение от всех хитросплетений и уловок «князя мира сего». Александр Дворкин Благодарности Я глубоко благодарен своим внимательным читателям, указавшим мне на ряд ошибок, недочетов и недостатков в тексте первого и второго изданий этой книги и давших много чрезвычайно ценных советов. Многие из них использованы во втором и третьем изданиях, хотя, безусловно, недостатки в книге все еще остаются. Надеюсь, что этот чрезвычайно ценный для меня контакт с читателями не прервется и при моей работе над дальнейшими переизданиями. Я обязан очень многим людям за помощь в моей работе: назвать их всех не представляется возможным; тем не менее несколько имен должны прозвучать. Деятельность Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, была бы невозможной без покровительства, помощи и мудрых советов Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, бывшего главного редактора Издательства Московской Патриархии. Никаких слов не хватило бы, чтобы выразить мою благодарность Владыке Тихону. Без него я вряд ли имел бы возможность заниматься сектоведением и, следовательно, работать как над этой книгой, так и вообще над всеми моими публикациями в этой области. Не меньше я признателен протоиерею Димитрию Смирнову, оказывающему всемерную поддержку Центру священномученика Иринея, епископа Лионского, и моему духовнику и другу священнику Алексию Уминскому, настоятелю храма Животворящей Троицы в Хохлах, который стал для Центра вторым домом. Выражаю свою глубочайшую признательность прот. Владимиру Воробьеву, ректору Православного Свято-Тихоновского Богословского института, пригласившему меня читать этот курс. Без него этот текст никогда не появился бы на свет. Благодарю сотрудников Института за чрезвычайно доброе ко мне отношение и за распечатку моих лекций, легших в основу первого издания этой книги, а также студентов, терпеливо их слушающих. Благодарю моих друзей и коллег — сотрудников Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, диакона Михаила Плотникова и Наталью Рябову за их самоотверженную работу, помощь в сборе и классификации материалов о сектах и за добрые советы по содержанию книги, и в отдельности — диакона Михаила Плотникова за написанные им прекрасные главы для этой книги и Наталью Рябову за компьютерный набор бесчисленных исправлений и дополнений и чрезвычайно ценную корректорскую и редакторскую помощь. Благодарю моих коллег, соратников и друзей — прот. Александра Новопашина, заведующего Центром по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, и свящ. Владимира Зайцева, председателя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, а также доктора исторических наук священника Петра Иванова, проделавшего чрезвычайно важную работу в исследовании секты «Местная церковь» Уитнесса Ли и культа Анастасии, и диакона Андрея Кураева — основоположника православного рериховедения. Их наработки очень помогли мне в написании ряда разделов этой книги. Благодарю моих учителей, коллег и друзей проф. Йоханнеса Огорда и пастора Томаса Гандоу — двух виднейших представителей и пионеров западного христианского сектоведения. Их опыт, помощь и поддержка были бесценны для меня. Благодарю Джона Атака и Джеральда Армстронга — отважных борцов с бесчеловечной сайентологической империей. Их стойкость и мужество послужили для меня бесценным примером. Благодарю Игоря Попова за ряд ценных советов и замечаний по главе о неохаризматическом движении и за предоставленные им важные материалы по этой проблематике. Не могу не выразить благодарность и Юрию Кондратьеву — единственному мормону, осмелившемуся изложить позицию своей секты по отношению к соответствующей главе моей книги. Многие его замечания были мною учтены, уточнения внесены и ряд пунктов критической аргументации усилен. Благодарю издательство Братства св. Александра Невского за терпение в работе со мной и высочайший профессионализм в издательском деле. Сотрудничество с этим издательством — большая честь для меня. И наконец, выражаю глубочайшую признательность моей жене Ирине — постоянному вдохновителю и самому суровому, но и самому внимательному и беспристрастному моему критику. Без нее моя работа была бы невозможной. Естественно, никто из вышеперечисленных лиц за погрешности и недостатки этой книги ответственности не несет. А.Д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79

  • Предисловие
  • Предисловие автора к третьему изданию
  • Предисловие автора ко второму изданию
  • Благодарности