Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Секреты басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»




Дата01.07.2017
Размер193 Kb.
ТипРеферат

Направление: литературоведение


Тема: Секреты басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Трунтова Маргарита


МБОУ ООШ №269, г. Снежногорск, Мурманская область
3 класс


Научный руководитель:
Литвиненко О.П.,

учитель начальных классов



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………………………………….3-4

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………

    1. Особенности жанра басни и его значение………………………………………4-5

1.2. Русская басня: великий русский баснописец И. А. Крылов………………… 5

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………….

2.1. Этапы проведения исследования……………………………………………… 5-6

2.2. Анализ и сравнение басен И.И. Хемницера, И.А. Крылова и Л.Н.Толстого…6-7

2.3. Анализ текста басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»………………………7-9

2.4. Практическое использование результатов………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...............................9-10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….10

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………1- 6

ВВЕДЕНИЕ
«Басня, как и жизнь, ценится не за длину, а за содержание».

Сенека

Кто не знает стрекоз, кто не любовался их полетом — иногда стремительным, иногда почти парящим? Чьи взоры не привлекали блеск переливающих иногда всеми цветами радуги крыльев, яркая окраска их тела? У каждого народа есть свое название для стрекоз, и часто не одно! Это показывает, что издавна стрекозы привлекали к себе внимание. Многие поэты — В. Гёте, А. Толстой и другие, вдохновленные красотой и изяществом этих насекомых, писали о них стихи1.

Всем известны строчки басни И. Крылова: «Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела…». Но мало кто из вас задавал себе вопрос: почему это стрекоза «попрыгунья»? Ведь стрекоза летает, а не прыгает, это каждый видел много раз! И почему это она «пропела» – разве она умеет петь, как многие эстрадные певцы? Ну, пусть даже не как они, в любом случае – пение стрекозы никто никогда не слышал. А между тем в известной басне не раз употребляются такие фразы, как: «стрекоза уж не поет», «ты все пела» и т.д. В чем же тут загадка2?

Актуальность темы состоит в том, что нестандартный подход к анализу басни позволит развить интерес к самообучению, творчеству, умение в нетрадиционной форме систематизировать материал, оригинально мыслить.

Цель исследования: выяснить, что скрывается за привычными строками хорошо известной басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи исследовательской работы:


  1. изучить научную и художественную литературу по данной теме;

  2. проанализировать басни, созданные на один сюжет

  3. составить сопоставительную таблицу, показывающую сходство и различие басен разных авторов на один сюжет;

  4. выяснить, почему на иллюстрациях (19 в.) к басне И. Крылова «Стрекоза и муравей» был изображён КУЗНЕЧИК;

  5. привлечь внимание детей и взрослых к литературному жанру басня;

  6. провести анкетирование среди обучающихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области;

  7. обработать анкетные данные и сделать соответствующие выводы.

  8. составить памятку «Анализ басни»

Объект исследования: басня.

Предмет исследования: образ стрекозы в басне И. Крылова « Стрекоза и муравей».

Гипотеза исследования: предположим, что Стрекоза в басне, оказывается-то, вовсе не стрекоза.

Новизна работы заключается в том, что собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся данным литературным жанром. Материалы работы могут быть использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира, классных часах.

Методы исследования: теоретические и практические.

1. Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.

2. Практические: анкетирование обучающихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области, поиск, анализ.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что проведенное исследование поможет современному читателю сохранить интерес к такому литературному жанру как басня.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. Особенности жанра басни и его значение

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства, она отличается краткостью и всегда носит нравоучительный характер. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль-мораль.

Басня всегда носит иносказательный характер; в качестве персонажей в ней выступают животные, растения, рыбы, вещи. Олицетворение – художественное средство, чаще всего используемое баснописцами в своём творчестве. Среди басенных персонажей нередко встречаются и люди, но их образы выступают лишь в качестве символов тех или иных человеческих свойств.

Язык басни прост, безыскусен, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла3.

Сюжеты басен оказываются часто безнравственными в том смысле, что они противоречат общечеловеческой нравственности и этическим убеждениям самих баснописцев. Наконец, от баснописца не требуется, чтобы сюжеты его басен были обязательно оригинальны. Самобытными должны быть рассказ и выводимая из него или предшествующая ему басенная мораль. Сюжеты басен обычно традиционны, но их вымысел принадлежит самому баснописцу.

Ценность басни определяется не своеобразием сюжета, а глубиной постигнутой житейской мудрости и характером толкования известных басенных ситуаций4.

2. Русская басня: великий русский баснописец И. А. Крылов

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его, Андрей Прохоров служил в пограничных гарнизонах. Он не поощрял литературные интересы сына. Мать: Мария Алексеевна, напротив, заботилась его образовании, пробуждала в нём интерес к книгам, любовь к чтению.  Мальчик из-за отсутствия денег не учит в школе. Он самостоятельно изучал русский иностранный языки, литературу, математику, прекрасно рисовал, играл на скрипке. Андрей Прохорович тяжело болел и умер, когда Крылову было всего 9 лет. Ваня был старшим сыном в семье. Ему остался от отца в наследство полуразвалившийся сундук с книгами, которые Крылов-отец собирал всю жизнь.

Никаких других ценностей в бедном доме Крыловых не было, поэтому Ивану Андреевичу рано пришлось заботиться о семье, о младшем брате Льве.
Писать басни Крылов начал только в 37 лет. Всего им написано 205 басен.

Вопреки распространенному мнению, Крылов сочинял свои басни или, скажем, большинство басен, не по заказу. Он всегда носил с собой длинные лоскуты бумаги и, когда его посещало вдохновение, записывал на них очередное произведение.

Современники Крылова любили отгадывать, по какому поводу написана каждая его басня

Вот и мы решили открыть некоторые секреты хорошо знакомой нам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):

Этапы исследования Таблица 1.

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы



- изучить познавательную и энциклопедическую литературу;

- найти и прочитать басни И. Крылова



  • - самостоятельное размышление;

  • -изучение информационных источников;

  • поиск необходимой литературы;




август

2012 – сентябрь

2012


2 этап.

Практическое исследование проблемы



- провести сравнительный анализ;


  • - наблюдение;

  • - анализ;

  • -сравнение;

  • -анкетирование (опрос)

октябрь

2012 – декабрь 2012



3 этап. Практическое использование результатов

- обобщить изученную информацию;

  • разработать рекомендации;

  • составить памятку работы над басней




  • систематизация;

  • отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

декабрь 2012 – январь 2013


Теоретическое исследование материала
На данном этапе своего исследования продолжила знакомство с творчеством И. Крылова и нашла басни с одинаковым сюжетом (Приложение 1).

Для того, чтобы продолжить своё исследование было проведено анкетирование (Приложения 2 ) во 2- 8 классах среди учащихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорск.

Результаты получились следующие (Приложение 3):

Только 21% опрошенных предпочли бы чтение басен (любых авторов) другим жанрам.

97% обучающихся 2-8 классов знакомы с басней И.Крылова «Стрекоза и муравей», но ничего не знают о её создании.
Практическое исследование материала.

2.2. Анализ и сравнение басен И.И. Хемницера, И.А. Крылова и Л.Н.Толстого
Данная таблица позволяет увидеть сходство и различие басен разных авторов на один сюжет (Приложение 1).

Таблица 2.

Фамилия автора

И.И. Хемницер

И.А. Крылов

Л.Н.Толстой

Заглавие

Стрекоза

Стрекоза и муравей

Стрекоза и муравьи

Сюжет

(Рассказ о чём?)



О стрекозе

О стрекозе

О стрекозе

Мораль

Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи.

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

Если летом играла, зимой попляши.

Пословица

Гулять гуляй, да не загуливайся!

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!

 

Вывод:


  1. Все басни рассказывают об одном событии (один сюжет).

  2. Толстой пересказал басню Эзопа прозой. У него нет созвучий – рифм. А басня Крылова стихотворная, мелодичная, звучная, поэтому ее легче читать и запоминать.

  3. Знаменитая басня И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", написана, переведена, с французского языка по басне французского баснописца Жана де Лафонтена (Jean de La Fontaine).

  4. Лафонтен за основу своей басни взял известную басню древнегреческого философа Эзопа.

2.3. Анализ текста басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Таблица 3.

Текст басни И. Крылова

«Стрекоза и муравей»



Характеристика поведения

насекомого



Результат



Стрекоза

Кузнечик

«Попрыгунья стрекоза…»

…Злой тоской удручена,


К Муравью ползет она…

Стреко́зы (лат. Odonata) — отряд хищных, хорошо летающих насекомых

При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно — большей скорости.

Максимальная скорость полёта, возможно, достигает 50 км/ч.

Стрекоза в траве не прыгает, не ползает.




Кузнечики передвигаются большими прыжками, ползают в траве и совершенно незаметны благодаря зеленой или коричневатой окраске.
.

«Стрекоза» в басни похожа по описанию на кузнечика





«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час»

«… Лето красное пропела»

Стрекоза не издаёт никаких звуков. Пение стрекозы никто никогда не слышал

Щелкающие звуки, которые мы называем стрекотанием у кузнечиков , могут издавать только кузнечики-самцы. Самки кузнечиков не могут стрекотать.

Значит, петь в басни

И. Крылова мог, только кузнечик, да и то, «стрекотать»



«…Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом..»


Стрекозы питаются насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляют комаров мошек и других вредных насекомых.


Питаются кузнечики разнообразной растительной пищей. Они иногда даже вредят, объедая почки, листья, побеги, цветы.

Под «каждым листком» стрекоза вряд ли смогла найти себе пищу.

В те давние времена кузнечиков называли стрекозами, из-за постоянного стрекотания. А современные стрекозы – это воздушные хищники и в «мягких муравах» никогда не живут. Кроме того, они не поют, а шуршат крыльями. А кузнечики живут только в «муравах», а в летнее время активно поют и стрекочут («песни, резвость всякий час»). Кроме того, некоторые из них зимой живут в муравейниках.5

Следует отметить, что в разговорной речи начала 19 века слово "стрекоза" служило обобщенным названием для разных насекомых - овода, слепня, самой стрекозы и других. И только к середине 19 века название стрекоза для разных видов насекомых исчезло, уступив место современным названиям насекомым. 6

И в иллюстрациях книг того времени также фигурирует кузнечик, особенно его «поющий» вид – кобылка.



Вывод:


  1. Стрекозы как мы выяснили, не прыгают в траве и не ищут себе пищу, а также не издают никаких звуков.

  2. В старинных иллюстрациях к басне Крылова изображался именно кузнечик, а не стрекоза (Приложение 6)

  3. Кадр из анимационного фильма В. Старевича "Стрекоза и муравей",1912 доказывает, что в басне Крылова – кузнечик (Приложение 6)

  4. В русском народном языке кузнечик называется стрекозой. Он "стрекает", то есть прыгает, "стрекочет", то есть прерывисто скрипит зазубренными ногами о крылышки.

  5. Этимологи утверждают, что на самом деле в басне была не стрекоза, а кузнечик.

  6. Иван Андреевич Крылов в своей басни «Стрекоза и муравей» использовал «стрекозу» скорее всего только для рифмы.


2.4. Практическое использование результатов:

Таблица 4




№ п/п

Мероприятие

Место проведения

Дата проведения

Результат



Публикация работы




Январь

2013г.


Публикация исследовательской работы на сайте nsportal.ru

Проект для одарённых детей «Алые паруса»







Выступление на родительском собрании

2-В класс

15.02.2013

«Секреты басни И. Крылова»



Классный час

«Иван Андреевич Крылов »



2-В класс

2-Г класс



11.01.2013

Викторина





Составление памятки


Для учащихся начальной школы, родителей

ноябрь,

2012


Памятка

«Анализ басни»






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша гипотеза полностью подтвердилась, выходит, что стрекоза в басни – это самый настоящий кузнечик, в каждой «характеристике ее поведения"

Хотелось бы отметить, что современные иллюстрации (Приложения 5,6) к басням И. Крылова, очень отличаются от самых первых, да и «Стрекоза» совершенно уж не похожа сама на себя…. Но эта тема моего дальнейшего исследования.

Вот такая правда, хорошо знакомой нам басни «Стрекоза и муравей»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956.

  2. Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. – М.: Терра, 2006. – 499 с.

  3. Крылов И.А. Полное собрание басен. – СПб. : М.М. Стасюлевич, 1911. – С. 57.

  4. Муравей и жук. \\ Басни Эзопа. Перевод, статья и комментарии М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1968. Стр. 96-97.

  5. Стрекоза и муравей. Рис. Е. Рачева. И.А. Крылов. Басни. М.: Дет. литература, 1983

  6. Стрекоза и муравей. Рис.В.Конашевича. \\ И.А. Крылов. Басни. М.: Просвещение. Стр. 47

  7. Хемницер И.И. Жан Лафонтен. Стрекоза. \\ Мастера русского стихотворного перевода. Кн. Сов. писатель, Ленинградское отд.: Л., 1968. Стр. 96-97.

  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шковский. – 2-е изд., доп. и переработано. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 424 с. – С. 33 – 36

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

  1. Кузнечик зелёный на сайте floranimal.rupages/animal/k/2851.html

  2. Происхождение известных слов и фраз на сайте kostyor.ru

  3. «Попрыгунья Стрекоза» на сайте users.livejournal.com_sudar/18566.html


Приложение 1

Стрекоза и муравей7

Знаменитая басня И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", написана, переведена, с французского языка по басне французского баснописца Жана де Лафонтена (Jean de La Fontaine). Однако сам Лафонтен за основу своей басни взял известную басню древнегреческого философа Эзопа, для сравнения приведем ее исходный текст:

"Жук и Муравей"

"В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, — а ты смеялся надо мной, — не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме»."

Кто первоисточник сейчас уже не столь важно, интересно другое, у Лафонтена басня называется "Цикада и Муравей", а прозаическое произведение Эзопа "Жук и Муравей". Лавируя в трудностях перевода Крылову пришлось назвать свое произведение "Стрекоза и Муравей", такое название вполне подходило для басни потому как слово "Стрекоза" в разговорном русском



Собственно басня И. А. Крылова:

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»1808



Басня Жана де Лафонтена (Jean de La Fontaine) на французском языке:

La Cigale et la Fourmi

La cigale, ayant chanté
Tout l’été,
Se trouva fort dépourvue
Quand la bise fut venue.
Pas un seul petit morceau
De mouche ou de vermisseau.
Elle alla crier famine
Chez la fourmi sa voisine,
La priant de lui’prêter
Quelque grain pour subsister
Jusqu’à la saison nouvelle.
«Je vous paierai, lui dit-elle,
Avant l’oût, foi d’animal,
Intérêt et principal.»
La forum n’est pas prêteuse;
C’est là son moindre défaut.
«Que faisiez-vous au temps chaud?
Dit-elle à cette emprunteuse.
— Nuit et jour à tout venant
Je chantais, ne vous déplaise.
— Vous chantiez? j’en suis fort aise.
Басня Л.Н.Толстого "Стрекоза и Муравьи

Осенью у муравьев подмокла пшеница; они ее сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: "Что же ты летом не собрала корму?" Она сказала: "Недосуг было: песни пела". Они засмеялись и говорят: "Если летом играла, зимой попляши".



Приложение 2






Результаты анкетирования

Классы:2-8

Количество опрошенных- 74 человека

Дата: декабрь, 2012




1 вопрос



2 вопрос


3 вопрос


Приложение 3

Ламбер Эжен. «Не оставь меня, кум милый…» : Ил. к басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». 19 в.8


Кадр из анимационного фильма В. Старевича "Стрекоза и муравей". 1912






Приложение 4

Проведение анкетирования во 2-х классах

Фото 1 Фото 2

Фото 3



Приложение 5

Современные иллюстрации к произведению И. Крылова9

Приложение 6

Старинные иллюстрации к произведению И. Крылова10







1 Кузнечик зелёный на сайте floranimal.ru›pages/animal/k/2851.html

2 Происхождение известных слов и фраз на сайте kostyor.ru





3 Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шковский. – 2-е изд., доп. и переработано. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 424 с. – С. 33 – 36

4 Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. – М.: Терра, 2006. – 499 с.

5 Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шковский. – 2-е изд., доп. и переработано. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 424 с. – С. 33 – 36


6 Происхождение известных слов и фраз на сайте kostyor.ru

7 Стрекоза и Муравей - Животные и природа на сайте natureworld.ru





8 Информация с сайта http://kn.sobaka.ru/n25/02.htm…


9 Картинки с сайта poznanie21.ru

10 Картинки с сайта
http://il.rsl.ru/html/030/j029…



Каталог: private office -> application -> info application -> uploads
uploads -> -
uploads -> Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия по литературе для учащихся старшей возрастной ступени
uploads -> Конкурс научно-исследовательских работ школьников «Эврика-2013» Секция история и культура родного края
uploads -> Исследовательская работа «Духовная музыка М. А. Балакирева»
uploads -> Что за прелесть эти сказки! (сравнительно-сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина и «Белоснежки» братьев Гримм)
uploads -> Задачный подход в процессе формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников на уроках географии
uploads -> «от синбирска до ульяновска»
uploads -> Конкурс «Ты любовь моя, Россия!»