Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сценарий внеклассного мероприятия «и ляжет на душу добро…»




Скачать 143.04 Kb.
Дата27.06.2017
Размер143.04 Kb.
ТипСценарий





СЦЕНАРИЙ

внеклассного мероприятия
«И ЛЯЖЕТ НА ДУШУ ДОБРО…»

(литературно-музыкальный вечер,

посвященный творчеству Б. Ахмадулиной)

Организатор и руководитель: Хорс Вера Дмитриевна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «ТСЭК», высшая категория


Место выполнения работы: ГБПОУ «ТСЭК», www.TCЭК. РФ, Самарская область, г. Тольятти, улица Ленина, 68


Цели мероприятия

образовательная:



познакомить студентов с фактами биографии поэта, с главными темами творчества;

формирование отношения к поэту как человеку великого сердца, предельно требовательного к себе.



развивающая:

развитие монологической речи, образного мышления, творческих способностей;

стимулировать у каждого студента желание проявлять инициативу;

пробудить в студентах желание задуматься над вечными вопросами бытия.


воспитательная:

воспитание вдумчивого, бережного отношения к художественному слову;

формирование нравственных ценностей и показ значения таких нравственных ценностей как дружба, любовь к природе и умение разглядеть ее красоту;

воспитание интереса к музыкальному искусству;

воспитание эстетического вкуса, духовности и уважительного отношения к «негромким» именам литературы.




Оборудование:

мультимедийное сопровождение (проектор, ноутбук, экран);

видеодвойка;

музыкальный центр.


Оформление:

альбом – презентация на СD-RW;

караоке;


музыка на СD-R:

- романс на слова Б.Пастернака в исполнении А.Пугачевой «Мело, мело по всей земле…»

- грузинская мелодия

- песня В.Высоцкого «Кони привередливые» в авторском исполнении песня Б.Окуджавы «Песенка о ночной Москве» в авторском исполнении

- запись игры на гитаре из сб. «Дидюля»

- мелодии «Одинокий пастух», «Дыхание весны» и др. из сб. «Времена года».

- эпиграф вечера: «Я совершенно потрясен огромной чистотой вашей души … остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства». (Игорь Сельвинский).









Ход мероприятия
Звучит мелодия. На экране – портрет Беллы Ахмадулиной, в центре – эпиграф: «Я совершенно потрясен огромной чистотой вашей души … остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства». (Игорь Сельвинский) [слайды 1,2]

На сцену выходит учащаяся. На нее направлен луч света. Она в строгом черном костюме, в руках книга стихов.



Поэт. Всего – то - чтоб была свеча,

свеча простая восковая,

и старомодность вековая

так станет в память свежа.


И поспешит твое перо

к той грамоте витиеватой,

разумной и замысловатой,

и ляжет на душу добро.


Уже ты мыслишь о друзьях

все чаще, способом старинным,

и столактитом стеаринным

займешься с нежностью в глазах.


И Пушкин ласково глядит,

и ночь прошла, и гаснут свечи,

и нежный вкус родимой речи

так часто губы холодит.

«Свеча»
1-й ведущий. Белла Ахатовна Ахмадулина вошла в русскую литературу в 60-е годы XX века. Это было время возрождения советской поэзии. Молодые поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгении Евтушенко и Белла Ахмадулина – создавали произведения, вызывающие огромный интерес у читателей и широкую полемику в прессе. Часто они выступали с чтением своих стихов на эстраде. Это содружество молодых авторов сыграло важную роль в судьбе Ахмадулиной.
2-й ведущий. Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию:

Необъятна земля, но в ней нет ничего,

если вы ничего не заметите…
Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении « По улице моей…» Ахмадулина грустит о друзьях, которые покидает ее.
Звучит романс М.Таривердиева на слова Б. Ахмадулиной « По улице моей…» в исполнении учащихся.
По улице моей который год

звучат шаги – мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.


Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.


Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть

друзья мои, туманит ваши очи.


О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньем бесполезным.


Ты призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислоняясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.


Дай встать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.


Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и – мудрая – я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.


И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверяет мне предметы.

Природа, прислоняясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.


И вот тогда – из слез, из темноты,

Из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

1959

На экране фотографии:

[слайды 3, 4, 5]

  • в Болгарии.

  • - с Л.Куравлевым и

В. Шукшиным на съемках фильма «Живет такой парень».



1-й ведущий. Лирическая героиня Ахмадулиной наделяет окружающее пространство только ей присущими смыслами, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор. Её поэзия обращена к внутреннему миру человека, к вечным темам: любви и смерти, природы и человека.


На экране фотография:

[слайд 6]

  • на встрече с читателями. Москва, 1962.

Поэт. В тот месяц май, в тот месяц май

во мне была такая легкость

и, расстилаясь над землей,

влекла меня погоды летность


Я так щедра была, щедра

в счастливом предвкушенье пенья,

и с легкомыслием щегла

я окунала в воздух перья.


Но, слава Богу, стал мой взор

и проницательней, и строже,

и каждый вздох и каждый взлет

обходится мне все дороже


2-й ведущий. С момента публикации первого стихотворения Ахмадулиной в газете «Комсомольская правда» прошло более полувека. За это время вышли сборники стихотворений

На экране названия сборников:


[слайды 7, 8]

  • «Струна»

  • «Уроки музыки»

  • «Свеча»

  • «Метель»

  • «Тайна»

  • «Сад»

  • «Побережье»

  • «Ларец и ключ»

И каждый из них раскрывает какую-то новую грань ее таланта.

На экране:
[слайд 9]

Б. Ахмадулина – переводчик.

Переводы грузинских поэтов:



  • Галактион Табидзе

  • Симон Чиковани

  • Ираклий Абашидзе…


1-й ведущий. Существенное место в творчестве Ахмадулиной занимают переводы, главным образом грузинских поэтов Галактиона Табидзе, Симона Чиковани, Ираклия Абашидзе… Теплые, дружеские отношения связывали ее с Симоном Чиковани, Нодаром Думбадзе, Анной Каландадзе. Воспоминания о Грузии согревают душу поэта.


Звучит грузинская мелодия




На экране фотография:

[слайд 10]

  • в музее Пушкина на Мойке

Поэт. «Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Человек живет дома, на родине, там, где ему следует жить; занимается своим делом, устает и ночью, перед тем как заснуть, улыбается в темноте и думает: «Сейчас это невозможно, но когда-нибудь я снова туда поеду…» Так думаю я о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь…»
Чтец 1-й. Галактион Табидзе (перевод Б. Ахмадулиной)

Он и она


Мир состоит из гор,

Из неба и лесов,

Мир – это только спор

Двух детских голосов.


Земля в нем и вода,

Вопрос в нем и ответ:

На всякое «о, да!»

Доносится «о, нет!»


Среди земных трав,

Где шествуют стада,

Как этот мальчик прав,

Что говорит «о, да!»


Как девочка права,

Что говорит «о, нет!»

И правы все слова,

И полночь и рассвет.


Так в лепете детей,

Враждуют «нет» и «да»,

Как и в душе моей,

Как и во всем всегда.




На экране фотографии: [слайды 11, 12 ,13 ,14 15, 16, 17, 18, 19]

  • Борис Пастернак

  • Анна Ахматова

  • Марина Цветаева

  • Владимир Высоцкий

  • Андрей Вознесенский

  • Булат Окуджава

  • Майя Плисецкая

2-й ведущий. Еще одну грань дарования Ахмадулиной открывают её воспоминания и эссе. С «напряженным женским вниманием к деталям… которое и есть любовь», по определению Иосифа Бродского, выписаны литературные портреты Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Майи Плисецкой и многих-многих других – тех, кто вошли в её жизнь.
Поэт. « В предновогоднюю ночь 1997 года возник замысел книги «Фотографии разного времени…» Многие лица в собрании фотографии – знамениты, ненаглядно блистательны, не однажды воспеты и сами прекрасно пишут… Упомянутые или помнимые, близкие или незнакомые, многие и разные люди составили, упрочили и сохранили содержание моей жизни. Это они украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой. Послушаюсь Булата, сосредоточусь на маленьком, как его оркестрик, посвящении любви и признательности и пошлю его в их сторону, во все их стороны»


На экране:

[слайд 20]

  • портрет Булата Окуджавы

Звучит песня Б. Окуджавы «Песенка о ночной Москве»
Когда внезапно возникает

еще неясный голос труб,

слова как ястребы ночные,

срываются с горячих губ,

мелодия, как дождь случайный,

гремит; и бродит меж людьми

надежды маленький оркестрик

под управлением любви.


В года разлук, в года сражений,

когда свинцовые дожди

лупили так по нашим спинам,

что снисхождения не жди,

и командиры все охрипли…

тогда командовал людьми

надежды маленький оркестрик

под управлением любви.

Клорнет пробит, труба помята,

фагот, как старый посох, стерт,

на барабане швы разлезлись…

но кларнетист красив как черт!


Флейтист, как юный князь, изящен…

И в вечном сговоре с людьми

надежды маленький оркестрик

под управлением любви.




На экране фотографии:

[слайд 21]

  • в ГДР. 1976г (фото Томаса Гешке) и высказывание Б.Ахмадулиной о Булате Окуджаве


Поэт. «В судьбе Булата… есть нечто, что всегда будет приглашать нас к пристальному раздумью… Перед ним, при нем, в связи с ним, в одном с ним пространстве не следует и не хочется вести себя недостойно, не хочется поступиться честью, настолько это возможно… »

На экране фотографии:

[слайды 22, 23]

  • Белла и Булат

  • Булат с Беллой за кулисами ЦДЛ

Звучит тихая музыка
Чтец 2-й. Исполняет стихотворение Беллы Ахмадулиной «Песенка для Булата».

Мой этот год – вдоль бездны путь.

И если я не умерла,

то потому, что кто–нибудь

всегда молился за меня.
Все вкривь и вкось, все невпопад,

мне страшен стал упрек светил,

зато – вчера! Зато – Булат!

Зато – мне ключик подарил!

Да, Да! Вчера, сюда вошед,

Булат мне ключик подарил.

Мне этот ключик – для волшебства,

а я их подарю – другим.

Мне трудно быть не молодой

и знать, что старой – не бывать,

Зато – мой ключик золотой,

а подарил его – Булат…


И все теперь пойдет на лад,

я буду жить для слез, для рифм.

Не зря – вчера, не зря – Булат,

не зря мне ключик подарил!


На сцене гаснет свет.

На экране портрет Владимира Высоцкого звучит в авторском исполнении песня «Кони привередливые» [слайды 24, 25]


Поэт. «Сколько раз мы слышали эти слова, и только что слышали: не успел ни дожить, ни допеть. И всякий раз они разрывают нам сердце. Но это же бедное, живучее сердце ищет себе какого–то утешения, и, по-моему, сегодня мы можем быть утешены одним: во-первых, он успел - он дожить, может быть, не успел, но он успел, исполнил свой долг перед всеми нами, перед своим народом, перед его будущим».
На экране портрет Владимира Высоцкого, звучит аккомпанемент гитары.

[слайды 26, 27]
Чтец 3-й. Стихотворение Б.Ахмадулиной «Твой случай таков…»
Твой случай таков, что мужи этих мест и предместий

белее Офелин бродят с безумьем во взоре.

Нам, виды видавшим, ответствуй, как две прелестной:

Так – быть? Или – как? Что решил ты в своем Эльсиноре?

Пусть каждый в своем Эльсиноре решет, как может.

Дарующий радость, ты – щедрый даритель страданье.

Но Дании всякой, нам данной тот славу умножит,

кто подданных душу возвысит до слез, до рыданье……

Хвалю и люблю не отвергшего гибельный чаши.

В обнимку уходим- все дальше, все выше, все чище.

Не скаредны мы, и сердца разбиваются наши.

Лишь так справедливо.

Ведь если не наши - то чьи же?
На экране - портрет Бориса Пастернака. Звучит романс на слова

Б. Пастернака « Мело, мело по всей земле…. » в исполнении Аллы Пугачевой (из романа «Доктор Живаго», ч.17. Стихотворения Юрия Живаго». «Зимняя ночь»).



На экране фотографии:

[слайды 28, 29]

  • на поэтическом вечере в Доме – музее Б. Пастернака в Переделкине.


Поэт. «Борис Пастернак…Он неожиданно вышел из убогой чащи переделкинских дерев поздно вечером, в октябре, более двух лет тому назад. На нем был грубый и опрятный костюм охотника: синий плащ, сапоги и белые вязаные варежки. От нежности к нему, от гордости к себе я почти не видела его лица – только ярко – белые вспышки рук во тьме слепили мне уголки глаз…. Он сказал: «Отчего Вы никогда не заходите? У меня бывают очень милые интересные люди – Вам не будет скучно. Приходите же! Приходите завтра! От головокружения, овладевшего мной, я ответила надменно: « Благодарю Вас. Как - нибудь непременно зайду».


На экране фотографии:

[слайды 30, 31]

  • метель

  • вьюга

Звучит тихая проникновенная мелодия.
Чтец 4-й. Стихотворение Б. Ахмадулиной « Метель»
Февраль - любовь и гнев погоды.

И, странно воссияв окрест,

великим севером природы

очнулась скудость дачных мест.


И улицы в четыре дома,

открыв длину и ширину,

берет себе непринужденно

весь снег вселенной, всю луну.


Как сильно вьюжит! Не иначе –

метель посвящена тому,

кто эти дерева и дачи

так близко принимая к уму.


Ручья невзрачное теченье,

сосну, понурившую ствол,

в иное он вовлек значенье

и в драгоценность произвел.


Не потому ль, в красе и тайне,

пространство, загрустив о нем,

той речи бред и бормотанье

имеет в голосе своем.


И в снегопаде, долго бывшем,

вдруг, на мгновенье, прервалось

меж домом тем и тем кладбищем

печали пристальная связь.




На экране:
[слайд 32]

  • Белла Ахмадулина – лауреат Государственной премии СССР; почетный член Американской академии искусств и литературы.


1-й ведущий. Творчество Беллы Ахмадулины получило широкое признания в нашей стране и за рубежом. Ее поэтические книги изданы на многих языках мира. Белла Ахмадулина является лауреатом Государственной премии СССР, почетным числом Американской академии искусств.

На экране портрет Иосифа Бродского. [слайд 33]


2-й ведущий. Выдающийся поэт эпохи Иосиф Бродский во вступительном слове на вечере поэзии Беллы Ахмадулиной в США в 1987 году сказал: «…Белла Ахмадулина – поэт гораздо более высокой личностный и стилистической чистоты, нежели большинство… ее современников… Всем вам предстоит замечательный вечер. Вы собирались здесь, чтобы услышать лучшее в русском языке – Беллу Ахмадулину».
1-й ведущий. Писатель Андрей Битов (в статье « Поэзия, явленная в одном лице…»), подчеркивая особое место, которое занимает поэзия Беллы Ахмадулиной, писал: « … Пушкин, Лермонтов, Блок, Мандельштам, Цветаева, Ахматова – лирические герои поэзии Беллы. Страна, переполненная ее слушателям и читателям, напоминает зал. Слушает, не дышит, недопонимает, завороженная музыкой, но воспринимает как наследницу. Вот эффект лирики! Всегда для самого узкого круга – для одного тебя… и масса внимает как один человек. И пока есть человек, через которого так проходит слово, и пока в нас, в каждом и во всех, не пропала способность ему внимать, жива поэзия, жив и человек…».

На экране портрет Б.Ахмадулиной и высказывание: «Я из тех, кто считает дар другого человека даром всем нам и мне». [слайд 34]

Звучит тихая мелодия.

На сцене гаснет свет

Поэт. Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

и современнее и резче


Вскричать: «Полцарства за коня!» –

какая вспыльчивость и щедрость !

Но снизойдет и на меня

последнего задора тщетность .


Когда – нибудь очнусь во мгле,

навеки проиграв сражены,

и вот придет на память мне

безумца древнего решенье.


О, что полцарства за для меня!

Дитя, научные веком,

возьму коня, отдам коня

за полмгновенья с человеком,


любимым мною. Бог с тобой,

о конь мой, конь мой, конь ретивый

Я безвозмездно повод твой

ослаблю – и табун родимых

нагонишь ты, нагонишь там,

в степени пустой и порыжелой

А мне наскучил тарарам

этих побед и поражений.


Мне жаль коня! Мне жаль любви!

И на манер средневековый

ложится под ноги мои

лишь след, оставленный подковой.

1959
Все участники вечера выходят на сцену.


На экране [слайд 35]

Поэт:


Ведущие:

Чтецы:


Певцы:
Музыкальное оформление и сопровождение:
Альбом – презентация:


Вечер подготовили и провели

Аксянова Татьяна

Батылкин Дмитрий

Трунова Дарья


Горбунова Екатерина

Огарков Василий

Хисамутдинова Венера

Сидорова Наталья

Лёксина Анна

Бояров Александр

Зайцев Евгений

Баранов Александр

Платонов Олег

Кузнецов Евгений




Литература


  1. Ахмадулина Белла. Соч: В 3т.- М.: Корона – Принт. 1997

  2. Ахмадулина Б.А. Влечет меня старинный слог. – М.: ЭКСМО,2004

  3. Ахмадулина Белла. Символы времени. – М.: Аграф, 1997.

  4. « Времена не выбирают….» Русская поэзия XX века.- М.: Издательский дом «Синергия»,2006. – Т.2.

  5. Окуджава Б.Ш. Ваше благородие, госпожа удача: Стихи, проза. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.- 384с., илл.

  6. Русская литература XX века. Хрестоматия в двух частях. 11 класс. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1997.- ч.1

  7. Ресурсы Интернет – сайтов.

  8. Ж-л. « Литература в школе»- №7, 2005.

  9. Ж-л. « Уроки литературы» - № 6,2007.

  10. Ж-л. « Советский экран»- №3, 1988.

  • Место выполнения работы
  • [слайды 1,2]
  • [слайд 6] на встрече с читателями. Москва, 1962. Поэт.
  • [слайд 10] в музее Пушкина на Мойке Поэт.
  • [слайды 11, 12 ,13 ,14 15, 16, 17, 18, 19]
  • [слайд 21] в ГДР. 1976г (фото Томаса Гешке) и высказывание Б.Ахмадулиной о Булате Окуджаве Поэт.
  • [слайды 24, 25] Поэт.
  • [слайды 26, 27] Чтец 3-й.
  • [слайды 28, 29] на поэтическом вечере в Доме – музее Б. Пастернака в Переделкине. Поэт.
  • [слайды 30, 31] метель вьюга Звучит тихая проникновенная мелодия. Чтец 4-й.
  • [слайд 33] 2-й ведущий.
  • [слайд 34] Звучит тихая мелодия. На сцене гаснет свет Поэт.
  • [ слайд 35 ]