Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник «Твой вечный свет любовь»




Скачать 130.43 Kb.
Дата03.07.2017
Размер130.43 Kb.
ТипСборник
Приложение 1.
Содержание карточки-информатора


В одном из дневниковых записей, вошедших в сборник «Твой вечный свет любовь» поэтесса пишет: «Мне очень повезло с родителями. Умные, интеллигентные люди, они ненавязчиво делились с нами детьми, своим интеллектуальным багажом, всячески развивая различные способности. В семье практиковались домашние музыкальные вечера, воскресные походы на выставки и в театры и т. п. За нашим чтением пристально следили, мы выросли с братом на классике.

Отношение к поэзии в доме было особенным…»



Отец Юлии, Джигангер Хасянович, по профессии был человеком, казалось бы, далёким от мира искусства, однако очень любил стихи и знал наизусть множество поэтических произведений, способствовал тому, чтобы дочь и сын полюбили поэзию.

Как вспоминает Лилия, «когда в старших классах начала задумываться о смысле жизни, мы вечерами разговаривали с папой о человеческих судьбах, и он частенько вставлял в речь поэтические фрагменты типа:


Мы можем пережить большое горе,

Мы можем задыхаться от тоски,

Тонуть и выплывать. Но в этом мире

Всегда должны остаться островки.



Мать Лилии Юсуповой, Елена Вениаминовна, татарская поэтесса Иделбике. В очерке «Мама» чувствуется дочернее преклонение: «Умная, волевая, неуклонно стремящаяся к совершенству, она всегда была для меня образцом Женщины и Поэта. Между нами существует не только родственная, но творческая связь: я перевожу ее стихи на русский язык, она мои - на татарский». Существуют ли еще в литературе, подобный творческий альянс? Прикасаясь к ее творчеству, я невольно заряжаюсь ее жизненной энергией и оптимизмом.

Мама, в самом деле, красива той одухотворенной красотой, какую имеют лишь люди, обладающие богатым внутренним миром, поэтому она вправе наставлять:

И ты мой друг чудес не жди,

Идя сквозь тьму ночную,

Добудь огонь и освети

Судьбу свою земную!

Всю жизнь я стараюсь следовать этому высокому материнскому завету».


Первое стихотворение было написано в 10 лет, когда семья возвращалась с юга.

«В поезде под ритмичный стук колес и сочинялись первые строчки про… поезд. Я хорошо помню изумление на лицах родителей, которым я прочитала эти стихи». Затем, как она вспоминает, «были случайные вспышки поэтической активности». Однако свои стихи она не записывала и не хранила.

Лишь в 15 лет завела общую синюю тетрадь, где-то на первом или втором курсе мединститута отважилась показать стихи матери, и они были подвергнуты суровой критике. После, не переставая писать, никому их больше не показывала, кроме подруги Розы. На пятом курсе, уезжая из общежития, выбросила тетрадь в мусорную корзину. Подруга подняла её и сохранила, вновь эту тетрадь с юными стихами Лилия увидела через 10 лет, когда подруга приехала к ней в гости, в Горно-Алтайск.

«При всей наивности и слабости первых стихов, в них попадались порой и удачные строчки», - вспоминает поэтесса.



Литературное наследие Лилии Юсуповой богато и разнопланово и по жанру: переводы, небольшие рассказы и очерки в «Страницах из дневника», венки сонетов, четверостишия, восьмистишия и другие стихи. Издано 9 сборников. Каждый из них является определенным этапом жизни поэта, ее творческого поиска, этапом познания окружающего мира и самого себя.

«Мой голос» (1996)

«Незримый свет» (1997)

«Неслучайная встреча» (1998)

(В этот год осенью ее приняли в Союз писателей России.)

«Качнётся маятник» (1999)

«Двойной портрет» (2001)

«Книга перемен» (2002)

«Избранное» (2002)

«Остров любви» (2002)

«Твой вечный свет любовь» (2004)
25 июня 2003 года во время открытия шукшинских чтений на родине В. М. Шукшина в селе Сростки за сборники «Избранное» и «Остров любви» Лилии Юсуповой была вручена литературная награда, диплом «Золотая лира», что явилось признанием её редкого и яркого таланта. Стихи её лучезарны. Они глубоко философичны и мудры, заставляют размышлять о ценности жизни, о предназначении человека.


«Лирическая героиня Юсуповой делится с читателями своими сокровенными чувствами. Это любовь – светлая, добрая, нежная, серьёзные размышления о скоротечности жизни, о бесконечности времени и пространстве, о Вселенной…В поэзии Юсуповой заключены завораживающая глубина, затаённость и философичность мысли. Исповедальность сочетается с наивной доверчивостью. Восточная мудрость сливается с философией жизни. В стихах Л.Юсуповой заговорила душа человека, загадочная и открытая всем окружающим.

В творчестве поэтессы присутствуют тоска, печаль, но печаль озаряет душу читателя. Одиночество, ощущение ностальгии придают всему творчеству состояние радости, свободы», - пишет журналист …




В одном из интервью Л. Юсупова сказала: «Получается так, что я живу сразу двумя жизнями: одна связана с работой – медициной, другая – с искусством. В одной я врач – Лилия Щучинова, в другой – поэт и живописец Лилия Юсупова. Каждую из этих жизней я живу с увлечением».


Приложение 2.

О России

Оборванная, грязная, больная,

С похмельною слезою у ресниц,

Она стоит и кланяется ниц,

Ничтожные подачки принимая.


Да можно ли любить её такую-

С дрожанием протянутой руки,

Беспутную. Немытую, хмельную,

Сносящую побои и плевки.


А я люблю. Люблю её до боли-

Летящую сегодня под откос.

Хулимую повсюду поневоле-

Страну. Где мне родиться довелось.

По своему желанью и решенью,

По вкусу своему или чутью

Не выбирают на момент рождения,

Ни мать свою. Ни родину свою.


Не выбирают не от появленья.

Тебя на белый свет от седины

Ты кровно связан с временем рожденья,

И с матерью. И с судьбами страны


А потому в минуты потрясенья-

Какие б муки ты не перенёс

Не проклинай ни времени рожденья,

Ни матери, ни той страны, где рос.




Творчество

Я б все равно поэзией дышала:

И как бы зло горенью ни мешало –

Пока дышу – я продолжаю жить.

Лесной пожар дождем не затушить.

И что зовется публикой искусством?

Что поднимает дух над суетой?-

Всего лишь звуки, созданные чувством

В ответ на восхищенье красотой.

Но мнится мне – стихи не канут в Лету,

Когда они гармонией согреты,

Когда из строк лучится высший свет.


Зажги листы, закрой мне рот рукою,

Сломай перо – я буду петь душою.


***

Нет такой профессии – поэт:



Магистрал

О творчестве написаны сонеты,

Но ясности внести никто не смог -

Слагает ли стихи рука поэта

Или рукою этой водит Бог?
Кто разжигает пламя вдохновенья –

Поэт ли сам под натиском страстей

Или Творец способствует горенью,

Ведя поэта в гущу новостей.


Как угадать судьбу рождённых строчек-

Их примут люди или опорочат?

Грядущее темно – ответа нет,

Но если б я ответ на это знала,

Я б всё равно поэзией дышала -

Не может без поэзии поэт.


***

Когда тебя со мною рядом нет,



Не обучишь душу вдохновенью. Мне кажется, что меркнет свет,

И не важно, сколько пишешь лет: И время поворачивает вспять,

Если ты поэт – поэт с рожденья. И на душе метель метёт опять.
Нет такой профессии, и нет, Когда со мной ты рядом, не одно,

У поэтов ни наград, ни званий, А десять солнц сияют мне в окно,

Есть одно великое призванье: И десять раз быстрее бег минут,

Зажигать в сердцах незримый свет. И на душе подснежники цветут.

Моя душа приют скорбей –

Полынная трава,



И только нежностью твоей

Я до сих пор жива.


Любовь

Я умирала много раз

И воскресала вновь-

Меня спасал в тяжёлый час

Твой вечный свет, любовь.
В дни унижений и потерь,

На посиделках зла

Ты открывала тихо дверь

И за собой звала,


И, уводя от суеты,

От темноты широкой,

Мне возвращала снова ты

***


Не смотри на мир в слепой обиде,

Не тверди о грустном без конца,

Чёрную изнанку только видя

И не видя светлого лица.


Не терзай души своей впустую:

Ни себе, ни людям, ни на грош.

Так живя - сердясь и негодуя –

Счастья ты, мой друг, не принесёшь.



Терпенье и покой.


* * * ***

Ни красоты, ни жизни до ста лет О, если б волшебством владела я,

И ни богатства я желала: То заложила каждому в сознанье,

Мечтала я, чтоб этот белый свет Что высший смысл земного бытия -

Густая туча не застилала. Не попирать законов мирозданья:
Что – красота? Любой прекрасен лик, Любить, нести добро и созидать.

Когда им правят добрые порывы. Гармонию Природы не нарушив,

И если ты в деяниях велик - Тогда б смогла планета залатать

Черты твои душевностью красивы. Следы от бомб на море и на суше,


Какой резон на свете долго тлеть? Очистить воздух, воду осветлить

Живёт и мышь - жуя и размножаясь… От газов, ядов и металлолома.

Коль жить – то ярким пламенем гореть О, если б я могла предотвратить

И греть людей, в их душах отражаясь. Крушенье человеческого дома…




*** Незабудка

Там за стёклами в окне, О, как весной ласкает взгляд

Не видна сквозь тучи просинь, Цветов блистательный наряд,

И в морозной тишине И лишь цветок любимый мой

Красит город охрой осень. Не блещет броской красотой.



Там, сгибаясь на ветру,

Зябко ёжатся берёзы

И стекает по стеклу

Лета брошенного слёзы


Здесь, в уюте и тепле,

Скрип полов при каждом шаге,

Чёрный кофе на столе,

Лист исписанной бумаги.

Он вышел ростом невелик

И мелок лист, и скромен лик,

И как бедняк меж королей,

Стыдится скромности своей.

Но я найду его везде -

По брызгам неба на траве,

И соглашусь с молвой, друзья –

Такой цветок забыть нельзя.



*** ***

Шёл мелкий снег, колючий и сухой, Где суета, там речи нет о духе,

Но в воздухе весна уже кружилась. А я тону в делах и – боже мой! -

Ты говорил, что женщины такой Всё кружат, как назойливые мухи,

Тебе ещё встречать не приходилось. Заботы над моею головой.
О, чёрных глаз немое колдовство: Уйдёт одна – другая ей на смену,

Я этих слов с тревогой ожидала Как часовой. на вечный пост спешит,

И наших душ печальное родство, А я всё жду, надеясь, перемену…

Мой милый друг, давно предугадала. А жизнь всё так же – в хлопотах -

Бежит…


Шёл снег, и было тихо и светло,

Но за чертой начертанной словами,

Ломался мир, как хрупкое стекло,

Как тонкий лёд, хрустящий под ногами.



Приложение 3
Содержание карточки-информатора



«Меня остановила на улице незнакомая женщина и взволнованно сказала: «Вы меня не узнаете, но это и не важно. Важно другое - я живу вашими стихами, ложусь спать и просыпаюсь с ними. Ваша книга всегда со мной». Она открыла сумочку и достала «Неслучайную встречу». Белое облачко от частого употребления посерело, листы потрепались - вид книги наглядно подтверждал сказанное. Это был лучший комплимент в моей жизни.»

(Из рассказа Л. Юсуповой «Лучший комплимент»)



«…Мне очень нравится философская тема в стихах Юсуповой. Мудрость и знание, которые заключает в свои строки, пропуская это через личный опыт , становятся доступными для восприятия. Очень лиричный и мудрый человек , с потрясающей самодисциплиной, умеющий передать страдания души, отнюдь не рыдая, скорее призывая к стоическому отношению к жизни. Поэтому её строки находят такой отзыв в сердцах других людей. И хочется пожелать ей, чтобы и дальше она так же приятно удивляла и озадачивала публику вопросом: «Слагает ли стихи рука поэта, или рукою этой водит Бог?...»

(Из ст. Е. Сергеевой « Когда рукой поэта водит Бог…»)



«Пришло письмо из Уфы – от Мустая Карима. Я посылала ему свои книги, он пишет о стихах:

«Многие ваши стихотворения пришлись мне по душе. Они подкупают искренностью, эмоциональной достоверностью. Главное в них – биография Вашей души».

(Из рассказа Л. Юсуповой«Биография души»)


Ирина Казанцева композитор из Бийска считает, что мелодичные стихи Лилии Юсуповой легко становятся песнями и романсами. Она первая обратилась к творчеству нашей землячки, и тогда появились романсы

«Последний мокрый снег», «Я б никогда тебя не полюбила», «О не тревожь меня» и др.

Целый венок песен и романсов на стихи поэтессы создан горно-алтайским композитором Владимиром Хохолковым. Сама поэтесса так отзывается о песнях, написанных на ее стихи: «Каждый раз, слушая песни на свои стихи, я поражаюсь тому, как обогащает стихотворный текст музыка, делая произведение более драматичным и возвышенным…, настолько органично музыка сплетена с поэтическими строками».

( Из ст. Л. Ивашкиной «Неслучайная встреча»)



…«Вообще у меня самые замечательные поклонники, умные, образованные, интеллигентные. Не правда ли, приятно, когда доктор наук говорит: «Я, стоя на коленях, восхищённо любуюсь Вами», а академик признаётся: «Я вспоминаю Вас как родственную душу и как любимого человека»…

Тысячу раз прав Сергей Рахманинов, сказавший: «Творцу необходимы три вещи: похвала, похвала, похвала».

(Из рассказа Л. Юсуповой «Похвала, похвала, похвала»)



Приложение 4
Содержание карточки-информатора


«…В живописи я отдаю предпочтение символизму. Из всех художественных жанров самый любимый- натюрморт. Выразить своё отношение к миру через группу предметов, где каждый является символом - это задача, которую я сама себе ставлю и которую решаю в процессе работы…»

В основе любого произведения должна лежать идея.

Если её нет, то картина будет либо фотографическим изображением предметов, никак не связанных между собой, либо бессмысленным набором цветовых пятен, либо будет представлять ряд случайных вещей…»

Л. Юсупова



…Когда речь идёт об индивидуальности восприятия нашей действительности, то зрителей. Неискушенных в искусстве, но имеющих способность чувствовать прекрасное, и маститых искусствоведов привлекает в работах художника прежде всего необычность, неординарность мышления автора и Красота. Вот критерии настоящего произведения искусства….

Художник намеренно не пишет «правильно». Предметы в коричневых натюрмортах не отбрасывают тени, они реальны, но только в воображении художника. В картине это уже знак, символ.

А. Соляник


Философами не становятся – ими рождаются…. Настоящим художником и поэтом тоже надо родиться, получить на то дар Божий. Если в человеке соединено воедино три таких таланта – это уже гениальность. Или нечто такое, данное избранникам Бога или природы.

Лилия Юсупова относится к таким редким людям. Кого в ней больше – философа или поэта, сказать трудно. Проще говорить, что в ней, как в художнике и поэте живёт философ. Это бросается в глаза, если рассматриваешь её картины или читаешь стихи.

Г. Кудряшов


Её работы экспонировались на 18 показах коллективных выставок, с успехом проходивших в Барнауле, Горно-Алтайске, Омске, Москве. Многие картины находятся в частных коллекциях США, Франции, Монголии, Чехии и России. Состоялись 2 персональные выставки. 20 живописных работ выставлялись в казанском Кремле. После показа они были преподнесены в дар Татарстану.



Работы Юсуповой привлекают внимание любителей постмодернизма неординарностью, широтой мышления, философской символикой; уходят картины самобытного художника за рубеж, в частные коллекции и для украшения интерьеров. Наши музеи не имеют средств на приобретение работ современных талантливых художников. Вечная проблема русской культуры: «что имеем - не храним, потерявши – плачем»

А. Соляник



Заставляют задуматься о бренности земной жизни натюрморты с часами. «Свечи». Удивляет цвет – интеллектуальный красно-коричневый фон (цвет вечности и бессмертия) и вспышки солнечного света в серии со свечами. Изумляет игра формой для выражения философии момента (разрезанные часы, изогнутые свечи).

А. Соляник



«Живописные произведения Лилии - продолжение философского осмысления роли и места человека в жизни. Она творит в разных жанрах, но в центре её внимания, значит, и зрителя всегда человек, его судьба, мечты, чаяния, размышления о счастье».

Минтимер Шаймиев



Поражают утонченностью «Экологический этюд», «Левитация», «Ветка маральника», «Ограничение», «Натюрморт с цветком и бабочками». Кстати о бабочках. У В. Набокова есть такая фраза: «Бабочка – это воплощение женственности и высокого духовного начала в женщине, это вечный полет, порыв к свету, к солнцу, к небу. А. Соляник.




  • Приложение 2. О России
  • Приложение 3 Содержание карточки-информатора
  • Приложение 4 Содержание карточки-информатора