Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник статей Новокузнецк 2011 ббк 74. 56+74. 57 +377. 5 И 66




страница1/26
Дата30.06.2017
Размер6.44 Mb.
ТипСборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Министерство образования и науки РФ

Областной совет директоров ОУ СПО Кемеровской области

Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка

Межрегиональная Сибирская ассоциация педагоги ненасилия

Региональная Кузбасская ассоциация педагоги ненасилия

ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум»




Инновационные процессы в системе начального и среднего профессионального образования

Сборник статей

Новокузнецк

2011


ББК 74.56 74.57

УДК 377.3 377.5

И 66

Утверждено к печати научно-методическим советом Новокузнецкого строительного техникума, Областным методическим советом ОУ СПО Кемеровской области


Рецензенты:

Корнеев Юрий Владимирович, директор ФГОУ СПО НСТ, к. п. н, депутат областного Совета народных депутатов Кемеровской области.

Ивушкин Анатолий Алексеевич, генеральный директор ООО «ОК «Сибшахтострой», доктор технических наук, профессор

Научный консультант:

Сафонова Валентина Григорьевна, канд. пед. наук

Инновационные процессы в системе НПО и СПО :

сб. статей / сост. Г. В. Серозудинова. – Новокузнецк :

Новокузнецкий полиграф. комбинат, 2011. – 221 с. – 300 экз.

ISBN 978-5-91797-049-3

ББК 74.56 74.57

УДК 377.3 377.5

Главный редактор

Макарова Нина Ивановна, канд. филос. наук

В сборнике рассматриваются проблемы связанных с процессом модернизации системы среднего и начального профессионального образования, совершенствования образовательного процесса на основе современных педагогических технологий. Осмысливается содержание современного образовательного пространства, его особенности. Исследуются способы повышения качества профессионального образования, конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности выпускников СПО и НПО, раскрываются особенности компетентностного подхода и формирование компетенций обучающихся.

Сборник предназначен для педагогов профессиональных учебных заведений и школы, директоров и заместителей директоров школ и профессиональных учебных заведений.

©ФГОУ СПО НСТ, 2011



Раздел 1 10

Инновации в сфере НПО и СПО 10

Ивочкина Т.Н. (Новокузнецк) 10

Инновационная деятельность как ресурс повышения 10

качества образования 10

Корнеева И.В. (Новокузнецк) 14

Ресурсные центры как Инновационные площадки образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. 14

Ананьина Н.В. (Новокузнецк) 16

Интегрированная образовательная среда как средство реализации инновационных процессов образования 16

Дядюн К.А. (Новокузнецк) 18

Повышение качества подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики Кузбасса посредством создания инновационной информационной инфраструктуры учреждения. 18

Сафонова В.Г. (Новокузнецк) 20

Многоуровневое образовательное учреждение в инновационной структуре региона 20

Щелканова В.И. (Таштагол) 21

Управление инновационной деятельностью в ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» 21

Серозудинова Г.В. (Новокузнецк) 24

Методическое сопровождение деятельности педагога в инновационном развитии профессионального образования 24

Середина М.Н. (Междуреченск) 26

Интеграция электронного образовательного ресурса в учебный процесс 26

Степанова Л.В. (Новокузнецк) 29

Из опыта работы методической службы ФГОУ СПО 29

«Кузнецкий металлургический техникум» 29

Фокина Е. С. (Новокузнецк) 31

Инновации в процессе работы преподавателей специальных дисциплин колледжа 31

Королев С.Л. (Новосибирск) 35

Особенности современного образовательного пространства 35

Николаева А.Н. (Анжеро-Судженск) 39

Нооносферная инновация в экономическом образовании 39

Назарова В.Г. (Новокузнецк) 42

Формирование профессиональных умений на модульной основе при обучении бухгалтерскому учету 42

Кулешова С. А. (Новокузнецк) 45

Организация формирования общих компетенций в соответствии с основной профессиональной образовательной программой 45

Мартынова М.И. (Анжеро-Судженск) 46

Инновационные подходы в деятельности методической службы 46

Кравцова О. А. (Новокузнецк) 47

Интерактивное обучение по дисциплинам электротехнического цикла 47

Колмогорцев И.С. (Новокузнецк) 50

Создание UTS для использования при аттестации студентов 50

Шевелёва И.И. (Новокузнецк) 51

Применение системы кайдзен в образовании как элемент преодоления сопротивления организационным инновациям 51

Солдатенкова В.Н. (Кемерово) 52

Инновации в области информатизации учебного процесса в среднем профессиональном учебном заведении 52

Антоненко О.Н. (Юрга) 54

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. 54

Мильяшенко О.Н. (Новокузнецк) 59

Применение виртуальных лабораторных работ в сфере СПО. 59

Раздел 2. 60

Инновационные методы обучения 60

Мозгалёва А.В. (Новокузнецк) 60

Коммуникативное развитие студентов в образовательном процессе 60

Создание видеосюжетов как форма развития коммуникативной компетенции студентов на уроках английского языка 61

Ясюкевич Л.Г. (Новокузнецк) 61

Мишкин С.П. (Республика Алтай) 63

Уроки не на 4 и 5, а на всю жизнь! 63

Поскотинова М.В. (Новокузнецк) 63

Современные учебные пособия по физической культуре 63

Кудина М.В. (Новокузнецк) 65

Применение ИКТ при подготовке выпускников специальности «Сварочное производство» 65

Медведева Е.Г. (Новокузнецк) 66

Использование метода проектов на уроках иностранного языка». 66

Нужнова Е.Н. (Белово) 69

Новые информационные технологии в методическом обеспечении дисциплины «Начертательная геометрия» 69

Салтымакова Т.П. (Белово) 71

Некоторые аспекты внедрения технологии контекстного обучения в колледже 71

Скворцова О.Ю. (Новокузнецк) 73

Технология проблемного обучения на уроках географии 73

Постольникова Е.М. (Новокузнецк) 75

Опыт работы по обеспечению профессиональной направленности в преподавании русского языка и литературы 76

Подотова М.С. (Новокузнецк) 77

Здоровьесбережение как фактор развития образовательного пространства. 77

Комарова Ж.В. (Тобольск) 81

Профессиональная компетентность медицинской сестры как цель обучения математике в медицинском колледже 81

Ракова О.Б. (Новокузнецк) 82

Межпредметные связи - как средство повышения профессиональной компетентности студента 82

Титова Н.В. (Междуреченск) 85

Использование информационных технологий в преподавании - шаг к перспективному образованию 85

Тамошкина Т.С. (Кемерово) 88

Индивидуально-ориентированный метод обучения 88

Попова З.Н. (Киселевск) 90

Формирование искусствотерапевтической компетенции как составляющей профессиограммы будущего учителя 90

Симсон Л.В. (Новокузнецк) 94

Электронный учебник – современный миф или реальность? 94

Чапаева Е.А. (Новокузнецк) 98

Применение элементов педагогических технологий в профессиональном образовании как объективная потребность 98

Свистунова Е.Г. (Кемерово) 101

Проблема мотивации при обучении иностранному языку в школе и использование информационно-коммуникационных технологий как средство ее повышения 101

Уймин А.Г. (Екатеринбург) 104

Аспекты интеграции проектной деятельности в образовательный процесс. 104

Кожемяко И.Л., Кожемяко Н.Н. (Мариинск) 107

Педагогическое обеспечение реализации мультимедиа технологий в контексте активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов. 107

Нехорошева О.В. (Новокузнецк) 109

Воспитание адаптированного специалиста посредством использования кейс - технологий 109

Назарова Н.А. (Новокузнецк) 111

Рейтинговая система 111

Котова Е.В. (Новокузнецк) 114

Использование метода проектов, как интерактивного взаимодействия при изучении дисциплины «Технология и организация монтажа промышленного оборудования» 114

Ефременко Е.В. (Мариинск) 116

Внедрение на занятиях приемов технологии компетентностного подхода «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) как средство достижения современного качества образования 116

Большакова Л.А (Кемерово) 118

Применение уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения в преподавании математике 119

Белозерова Е.Л. (Кемерово) 120

Развитие коммуникативной компетентности будущих социальных педагогов 120

Макаренко Т.М. (Новокузнецк) 122

Интерактивная доска как элемент мультимедийного урока 122

Раздел 3. 125

Проектирование и организация исследовательской деятельности преподавателей и обучающихся. 125

Пигузова Т.К. (Осинники) 125

Исследовательская и конструкторская деятельность студентов-строителей. Мастерская строительного творчества «Гармония» 125

Черных И.А. (п. Школьный) 127

Неделя науки как форма организации исследовательской деятельности студентов колледжа 127

Федорова М.В. (Новокузнецк) 129

Развитие творческого потенциала обучающихся посредством применения нетрадиционных способов обучения 129

Зинурова О.А., Иванова С.А. (Нижняя Тура) 133

Творческая и научно-исследовательская работа студентов и преподавателей Исовского геологоразведочного техникума 133

Малиневская Е.В. (Анжеро-Судженск) 134

Организация исследовательской работы студентов в Анжеро-Судженском горном техникуме 134

Кучина Л.П. (Томск) 136

Кейс-стади как эффективная форма организации исследовательской деятельности студентов при изучении дисциплины «Экономический анализ» 136

Захарова Г.М.; Подберезина З.И. (Мариинск) 137

Организация проектной и исследовательской деятельности на занятиях математики 138

Панькина Л.В. (Томск) 140

Исследовательская деятельность студентов Томской банковской школы по специальности «Страховое дело» 140

Тумпукова С.М. (Республика Алтай) 142

Организация исследовательской деятельности 142

Боенко Н.А. (Рубцовск) 143

Особенности организации исследовательской работы студентов в образовательном учреждении СПО 143

Раздел 4 145

Опыт взаимодействия профессиональных учреждений с частно - государственными партнерами и организация непрерывного образования в системе НПО и СПО. 145

Герниченко А.А, Митряева И.Н., 145

Глухова Г.Н., Кузнецов В.В. (Мыски) 145

Инновационный проект по содействию в трудоустройстве выпускников 145

Неделько С.С. (Новокузнецк) 148

Ориентирование обучения на формирование компетенций 148

как основа успешной социально-профессиональной адаптации выпускников на производстве 148

Ермакова С.Н. (Новокузнецк) 150

Организация итоговой государственной аттестации с участием работодателей в профессиональном колледже г. Новокузнецка 150

Поправкина И.Г. (Дивногорск) 152

Экспериментальное комплексное дипломное проектирование 152

как метод взаимодействия профессиональных учреждений 152

с частно - государственными партнерами в системе СПО. 153

Ксеневич Н.И. (Новокузнецк) 155

Социальное партнерство 155

Мажирина С.В. (Кемерово) 156

Наша задача – научить выпускников уверенному вхождению в самостоятельную трудовую деятельность 156

Шендер Г.П. (Новокузнецк) 158

Возможность организации производственных и преддипломных практик студентов на базе негосударственного образовательного учреждения Центр профессиональной стажировки» 158

Шеханова И.И. (Чита) 159

Опыт взаимодействия ГОУ СПО «Читинский лесотехнический колледж» с работодателями 159

Покровская Г.П. (Юрга) 162

Социальное партнерство как фактор формирования мотивации студентов в повышении качества образования 162

Гринцевич Н.В. (Анжеро-Судженск) 164

Государственно – частное партнерство - качественный ресурс в подготовке компетентного специалиста 164

Раздел 5. 166

Реализация инновационных подходов в воспитательной деятельности образовательных учреждений 166

Макарова Н.И. (Новосибирск) 166

Воспитательные ценности педагогики ненасилия 166

Королев С.Л. (Новосибирск) 170

Педагогическая культура семьи сегодня и вчера 170

Скоропупова Т.Г. (Рубцовск) 174

Инновационные подходы в воспитательной деятельности на примере Рубцовского машиностроительного техникума 174

Кайль Л.В. (Белово) 176

Видеофильмы на уроках культурологии как средство 176

развивающего обучения студентов колледжа 176

Калашникова Г.А., Обухова Е.С. (Барнаул) 178

Внеклассная работа по иностранному языку в колледже как один из факторов подготовки конкурентоспособного специалиста 178

Саликова Л.К.(Тобольск) 180

Восприятие стилей воспитания родителями и подростками 180

Романова М.О. (Тобольск) 181

Представления современной молодежи о браке и семье 181

Неделько С.С. (Новокузнецк) 183

Выставки творческих работ как фактор воспитания конкурентоспособных выпускников 183

Кухаренко А.Б. (Новокузнецк) 185

Система работы заведующего отделением как условие результативного образовательного процесса 185

Полынов П.В. (Новокузнецк) 186

Методика круговой тренировки, как фактор воспитания выносливости у студентов металлургического техникума. 186

Булычева М.В. (Новокузнецк) 187

Молодежное Творческое Сообщество как фактор формирования инновационного кадрового потенциала Кемеровской области 187

Митькин Д.В. (Новокузнецк) 188

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» 188

Столярова Л.П. (Новокузнецк) 190

Математика как метод воспитания. 190

Целикова Е.Ю. (Новокузнецк) 192

Студенческий совет как фактор воспитания современного человека 192

Ясюкевич Л.Г. (Новокузнецк) 194

Воспитательная система как среда формирования личности будущего специалиста на основе ее природного потенциала. 194

Раздел 6. 196

Ненасилие и толерантность в сфере НПО и СПО. 196

Соловьева Н.В. (Новокузнецк) 196

Воспитание толерантности у студентов педагогического колледжа 196

Загуляева Ж.В. (Новокузнецк) 198

Благоприятный психологический климат коллектива как фактор сохранения здоровья преподавателя. 198

Бородастова О.Ю. (Новокузнецк) 200

«Обелиски не должны остаться безымянными» 201



Тюппа О.С. (Кемерово) 203

Формирование коммуникативной толерантности у студентов специальности социальная педагогика 203

Левченко С.В. (Новокузнецк) 204

Студенческая приемная по защите прав потребителей 204

Летяева О.В. (Новокузнецк) 205

Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами 205

Попова О.Б. (Кемерово) 207

Коррекционный подход в работе социального педагога с подростками, испытывающими одиночество 207

Ажанарова Г.В. (Республика Алтай) 209

Семья и школа – партнеры в воспитании и обучении ребенка в условиях модернизации образования 209

Богатова Е.Г.., Зубарева О.Г., Храбрая Е.И. (Нижняя Тура) 209

Исторический клуб «Патриот» как одно из направлений по формированию патриотических качеств личности 209

Новожилова Н.А., Архипов Ю.Л. (Осинники) 213

Проект «Волонтерское студенческое движение «Мы вместе»» 213

Токарева Н.И. (Белово) 214

Модели и формы трудовой мотивации студентов колледжа 214

Дмитрина Т.О., Воронина Е.Е. (Прокопьевск) 216

Организация воспитательной работы в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме. 216

Резолюция 219

межрегиональной научно - практической конференции «Инновационные процессы в системе НПО и СПО» 219

Наши авторы: 221

Раздел 1

Инновации в сфере НПО и СПО
Ивочкина Т.Н. (Новокузнецк)

Инновационная деятельность как ресурс повышения

качества образования
В настоящее время общепризнано, что сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики страны в целом.

Приоритетными направлениями развития образования, в том числе и начального и среднего профессионального образования, в настоящее время считают:



  • рост человеческого капитала.

Рост человеческого капитала во многом зависит от эффективности системы начального и среднего профессионального  образования, функция которого состоит в подготовке кадров для имеющихся и новых производств; успешного построения профессиональной и деловой карьеры;

  • вклад в создание гражданского общества.

Предназначение начального и среднего профессионального  образования заключается в создании условий для овладения обучающимися компетентностями, обеспечивающими мобильность, активное включение в экономическую, общественную и политическую жизнь;

  • кадровое обеспечение изменений в экономике.

Функция начального и среднего профессионального образования в области кадрового обеспечения изменений в экономике состоит в подготовке кадров для имеющихся и новых производств; в построении молодёжной политики, способной дать возможность молодежи увидеть перспективы своей жизненной траектории, возможность самореализации на рынке труда.

Современный рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать. Требования к результатам образования представлены в докладе Госсовета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2007), в котором отмечается, что: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их».

Высококвалифицированные рабочие - одна из основ "умной" экономики. На Государственном совете России (31.08.2010) президент Д.А. Медведев подчеркнул: «Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и встроить профессионально-техническое образование в развитие процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации". Механизмом такого развития является инновационная деятельность. Инновационная деятельность – это особый вид деятельности, очень важно понимать специфические особенности ее мотивов, целей, задач и др.

Проведенный анализ определений понятий «инновационная деятельность» позволяет выделить несколько подходы к определению:

- деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары /услуги или товары/ услуги с новыми качествами (Словарь по экономике и финансам) [5];

- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс (А.В. Хуторской) [7];



- деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке (в т. ч. организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий; патентно-лицензионная деятельность (Большой юридический словарь) [1].

- процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [6].

Анализ данных определений и других позволяет судить, что в науке характерно отсутствие единого понимания термина «инновационная деятельность», представленные взгляды на инновационную деятельность очень разнообразны. Но авторы сходятся на мнении, что инновационная деятельность - целенаправленная деятельность, ориентированная на достижения более высоких результатов, получения нового продукта профессиональной деятельности.

В нашем понимании инновационная педагогическая деятельность – это деятельность образовательного учреждения (педагога), направленная на разработку или освоение образцов новой образовательной или управленческой практики, формирование культуры инноваций, а также на внедрение в практику результатов экспериментальной работы.

Под экспериментальной деятельностью мы понимаем деятельность образовательных учреждений (педагога), направленную на создание инновационных продуктов и инновационных технологий, их апробирование и подготовку к широкому распространению полученных результатов или же отказ от этих новшеств.

К основным функциям  инновационной  деятельности в образовании относятся изменения компонентов педагогического  процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы  управления и т.п.

Целенаправленная деятельность педагогов по экспериментальному апробированию новшеств позволяет аргументировано и доказательно показать итоги введения новшеств. Результаты аналитических исследований, экспертная оценка новшеств служат основанием для их освоения и распространения, или отказа от них.

Повышение качества начального и среднего профессионального образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимает проблему замкнутости системы начального и среднего профессионального образования, открывает ее внешним воздействиям, приводит к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.

В условиях модернизации современной системы начального и среднего профессионального образования инновационная деятельность должна приобретать массовый характер, так как возникает потребность в достижении нового качества образования на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности для обеспечения фундаментальности образования.

В настоящее время формируются современные представления о фундаментальности образования - это такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи.

Для этого необходимо сосредоточиться на развитии тех инициатив, которые направлены на преодоление существующих проблем, проявляющихся в системе начального и среднего профессионального образования; создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.

Целью инновационного  развития  начального и среднего профессионального  образования  на данном этапе  является создание экспериментально-инновационного пространства в ОУ и обеспечение опережающего характера образования по отношению к быстро меняющимся социальным и экономическим условиям жизни и системным изменениям в образовательной среде.

Исходя из данной цели, основными задачами инновационного  развития  начального и среднего профессионального  образования  являются:

- определение и создание условий и механизмов достижения высокого качества образования: формирование личности будущего специалиста, опирающегося на профессиональные компетентности, способного гибко реагировать и активно включаться в экономическую, политическую и общественную ситуацию в стране;

- разработка и опытная проверка нового содержания образования, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебно-методических комплексов;

- внедрение новых образовательных технологий, развитие интерактивных форм обучения, широкое использование проектных методов и исследовательских задач в учебном процессе, тренажеров, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ;

- разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;

- развитие конкурентных преимуществ учреждений начального и среднего профессионального  образования. Конкурентные преимущества учреждения должны быть выражены в образовательном результате инновационной деятельности: конкурентные преимущества для рынка труда, конкурентные преимущества для непрерывного образования, конкурентные преимущества для индивидуального запроса обучающихся.

Для обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения на основе повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, на наш взгляд, необходимо:

- совершенствовать механизмы управления образовательным процессом, управления качеством профессиональной подготовки;

- создать условия для апробации и научно-методической проработки инновационных моделей образовательной и воспитательной деятельности через инновационную деятельность преподавательского корпуса с учетом возрастных и социально-психологических особенностей обучающихся;

- обеспечить образовательный процесс высококвалифицированными педагогическими кадрами в вопросах менеджмента качества, инновационной деятельности в образовательной сфере, передовых педагогических технологий, реализации компетентностного подхода к обучению в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования;

- обеспечить условия для интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования с образовательными учреждениями разного уровня в рамках реализации непрерывного образования и на основе государственно-частного партнёрства.

Решение этих задач, на наш взгляд, возможно только через различного рода инновации, обеспечивающие повышение качество работы как образовательного учреждения в целом, так и каждого педагога.

Современная система оценки качества образования, по мнению В. А. Болотова, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, должна строиться с учетом следующих основных составляющих образовательного процесса:

- обучающиеся, их здоровье, личностные и возрастные особенности;

- обучающие (преподаватели), уровень их профессиональной компетентности;

- содержание образования (программы, учебная и методическая литература);

- ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, информационное, финансовое).

Не случайно ученые считают, что качество образования – явление исключительно многомерное и многосложное (В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцева и др.) и лучше говорить не о качестве, а о качествах образования:

качество преподавательского состава ОУ;

качество МТБ образовательного учреждения;

качество учебных программ;

качество личностных и образовательных достижений обучающихся;

качество инфраструктуры образовательного учреждения;

качество образовательного процесса.

Преподаватель, как субъект педагогического процесса, является главным действующим лицом любых преобразований в системе образования. В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Процессы модернизации образования требуют от учителя творческого подхода к работе, креативности мыслительной деятельности. В.А. Сластенин, Л.С. Подымова отмечают: «Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность» [4] .

Инновационный подход к организации образовательного процесса способствует раскрытию творческого потенциала участников образовательного процесса, заинтересованности и преподавателей и учащихся в получении высоких результатов. Инновационная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал человека, достичь вершин самореализации в различных областях, в том числе и в области избранной профессии.

Для того чтобы инновационная деятельность активно проникала в педагогическую практику, необходимо:


  • наличие стратегии развития ОУ;

  • нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности (локальные акты, приказы, положения);

  • информационное обеспечение инновационной деятельности (учебно-программная документация, специальные периодические и научные издания, доступ к сети Интернет, база данных об инновационной деятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования);

  • организационное обеспечение (создание научно-методического совета, изменение структуры и содержания методической работы и др.);

  • мониторинг профессиональных затруднений и информационно-методических потребностей преподавателей для включения в инновационную деятельность;

  • создание необходимых условий для развития научно-методической и научно-исследовательской работы и руководителей, и преподавателей;

  • создание модели или концепции инновационной деятельности учреждения, на основе определения приоритетных направлений и задач развития системы образования и изучения изменений рынка труда;

  • осуществление повышения квалификации по организации инновационной деятельности педагогов, проведение тематических консультаций по данным мониторинга; научно- методическое сопровождение инновационной деятельности; осуществление адресной методической помощи молодым педагогам, кураторам, методистам, не имеющим достаточного опыта инновационной деятельности;

  • организация работы проблемных или творческих групп преподавателей, ВНИКов по наиболее актуальным вопросам организации образовательного процесса в соответствии с потребностями образовательного учреждения и личными интересами педагогов; составление программ работы проблемных групп, ВНИКов;

  • проведение научно-практических конференций по наиболее актуальным проблемам современного начального и среднего профессионального образования;

  • применение демократического стиля руководства, формирование мотивации и применение методов стимулирования инновационной деятельности педагогов;

  • создание оптимальной системы управления качеством образования в условиях инновационной деятельности.

Основным организационным инструментом осуществления инновационной деятельности в системе начального и среднего профессионального  образования, на наш взгляд, является методическая служба, работа которой должна быть направлена на создание условий консультативной и практической помощи преподавателям и мастерам в организации инновационной деятельности в учебной, методической и воспитательной сфере.

В целом можно говорить, что в настоящее время существует довольно обширное поле инициатив, в которых проявляются образовательные потребности многих учреждений начального и среднего профессионального образования Кузбасса и других регионов. Проблематика их инновационной деятельности разнообразна:



  1. Реализация компетентностного подхода в системе подготовки рабочих кадров.

  2. Внедрение инновационных технологий в изучение специальных дисциплин.

  3. Научно-исследовательская  деятельность как средство развития и саморазвития педагога и обучающегося.

  4. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий.

  5. Влияние технологии индивидуальных образовательных траекторий на развитие обучающихся.

  6. Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса.

  7. Профессиональное образование в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.

  8. Производственное обучение в условиях перехода на ФГОС третьего поколения.

  9. Создание модели функционально – управленческой структуры «учреждения» в условиях диверсификации профессионального образования и др.

Это позволяет им заявлять о себе как о передовых в области инновационной педагогической деятельности в сфере подготовки специалистов с начальным или со средним профессиональным образованием.

Глубина инновационных преобразований в образовательном учреждении может быть различной в зависимости от условий и возможностей образовательного учреждения, от его инновационного потенциала.

Развитие инновационной деятельности образовательных учреждений и отдельных педагогов на современном этапе предполагает формирование инновационной культуры в педагогическом сообществе, совершенствование ключевые инновационных компетенций через системы повышения квалификации и на основе самообразования. По мнению В.В. Познякова «инновационная компетентность субъекта определяется, как минимум, двумя компонентами: инновационным прочтением основных единиц, принятых в данной сфере деятельностей (например, управленческого решения); способностью к продуктивному в соответствии с целью изменению элементов инновационной деятельности и ее объекта в целом» [3]. Являясь важным элементом развития образования, инновации выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества.

«Образование начинает позиционировать инновационность не только как способ, но и как результат деятельности… Инновационное образование претендует на то, чтобы стать институтом развития человеческого капитала, который в свою очередь является фактором развития региона. …Инновации стали нормой, повседневностью для современного человека. Но для очень большой части россиян они видятся как продукт (на натуральном, потребительском уровне), необходимо образование, дающее способность участвовать в инновационной деятельности» [2].

Современные ожидания выпускников системы начального и среднего профессионального образования – ориентация на успешность в обществе ХХI века. Современный выпускник должен умеет оценить ситуацию, в новом видеть новое, самостоятельно ставить и решать проблемы, быть инициативным и готовым к ответственности. Ресурсы, имеющийся потенциал профессиональных образовательных учреждений позволяют осуществлять процесс становления и самосовершенствования Профессионала ХХI века

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26