Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник статей 2011 Г. Рыбинск Коллегам




страница1/10
Дата24.02.2017
Размер0.98 Mb.
ТипСборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Муниципальное учреждение культуры

Централизованная библиотечная система г. Рыбинска

Центральная городская библиотека им. Ф. Энгельса

Методический отдел



Сборник статей

*2011*


Г. Рыбинск

Коллегам:

Одно из главных условий эффективности выставки – соразмерность представленных на ней книг, предметов и иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают лаконичными средствами, не перегружая количественно, расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка или букета, колосьев, а также драпировки. Именно эти неявные средства коммуникации, связанные с подсознанием, создают своеобразный контекст визуального сообщения. По данным психологов на него приходится 80% воспринимаемой человеком информации.

Таким образом, создание выставок – даже вполне традиционных их разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составные образуют понятие «профессиональное мастерство».

Методический отдел

Муниципальное учреждение культуры

Централизованная библиотечная система г. Рыбинска

Центральная городская библиотека им. Ф. Энгельса

Методический отдел



Чем больше выставок,

тем больше просвещения…

Сборник статей

*2011*


Г. Рыбинск

Книжно-иллюстративные выставки.
Виды их классификации по разным основаниям.


Типология выставок

Выставки традиционного типа дифференцируют по следующим основаниям:

1) по содержательно-смысловым признакам: универсальные, отраслевые и тематические;

2) по типу, виду или жанру издания: книг, периодических изданий, исторических романов и т.п.;

3) по времени издания документов или их поступления/возврата в библиотеку: новых поступлений, возвращенных и «забытых» книг;

4) по месту размещения: внутри- и внебиблиотечные;

5) по конструктивным особенностям: на стеллажах, витринах, стендах, другим способом.

Замечательный филолог, академик В.Н.Топоров, рассматривая знаковую природу выставки, как некоего текста, раскрываемого с помощью визуальных средств, подчеркивал, что мы имеем дело с ВЫСТАВЛЕНИЕМ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ, своеобразным спектаклем. Его не «оформляют» (привычный лексический оборот, используемый библиотекарем), но проектируют, организуют, создают. За таким пониманием стоит многое. Прежде всего это означает, что выставка из разряда рядовых форм массовой работы при соблюдении определенных условий может перейти в иную модальность, стать культурным событием в городе.

В последние годы нашли распространение выставки, основанные на определенной идее и включающие элементы музейной экспозиции, театра, архитектурного пространства. Такие выставки называют концептуальными (они часто бывают авторскими). Концептуальные выставки реализуются как самостоятельный проект; о них сообщают местные СМИ, по ним проводят презентации. Нередко к их организации привлекают другие библиотеки, местные музеи, читателей – владельцев личных книжных и других коллекций.

С освоением новых информационных технологий в библиотеках появились и другие экспозиции универсального характера, где взаимодействие документов происходит уже по другому признаку. Имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают печатные документы и предметы с мультимедийными компонентами. Такая выставка обязательно подразумевает какую-либо деятельность зрителя-читателя.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВЫСТАВОК

Кроме раскрытия части фонда, выставкам присущи и другие функции. Назовем их.

Прежде всего, это возможность связать воедино издания из различных разделов фонда.

Например, тематическая выставка чаще всего объединяет книжный, журнальный и газетный материал, представленный в соответствующих отраслевых отделах, а также по видам изданий. То есть тематические выставки, если и не создают целостное и полное представление о теме (это нереально), то в известной мере приближаются к выполнению этой задачи.



У выставок новых поступлений своя задача. Они помогают сориентироваться в потоке вышедших изданий, хотя, безусловно, представляют эту картину в весьма урезанном виде. Не случайно опытные библиотекари дополняют такие выставки библиографической информацией: подшивками газеты «Книжное обозрение», журналами «У книжной полки», адресами соответствующих сайтов в Интернете.

Концептуальные выставки функционально приближаются к музейным экспозициям, где книга выступает одним из компонентов выставки: ее дополняют архивные документы (или чаще всего их копии), иллюстративный, а также предметный ряд, композиции из цветов, злаков, иногда специально подобранный декор.

Названные обстоятельства дают основание рассматривать авторскую библиотечную выставку как средство творческого самовыражения талантливого библиотекаря, библиографа, дизайнера, удостоверяющее их высокий профессионализм. Более того, в них демонстрируется умение работать в команде, налаживать деловые контакты со СМИ, музеями, архивами, другими соисполнителями сложного проекта.



Таким образом можно говорить о том, что одной из важнейших функций современных выставок является создание «лица библиотеки». Выставки становятся своеобразной визитной карточкой библиотеки, одним из составляющих ее имиджа1. Ведь это наглядная форма деятельности, качество которой – в отличие от многих иных направлений (комплектования, каталогизации) – имеет возможность сразу оценить посетитель, пришедший в библиотеку или другое помещение, где экспонируют библиотечную выставку. Особенно, если этот человек обладает определенной культурой чтения.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ И ВИДОВ ВЫСТАВОК

Циклы выставок

Одной из особенностей библиотек становится организация циклов выставок, что позволяет более прицельно и глубоко раскрыть тему, а иногда сложную, многоаспектную проблему. Это может быть цикл, посвященный деятелям русской культуры Серебряного века или всегда актуальной теме взаимоотношений «отцов» и «детей». Предполагается, что объединенные в цикл выставки связаны не только общей темой, но и стилем оформления. Их сопровождает календарный план с указанием всех составных частей цикла, а также картотека или электронный адрес, по которому в каталоге можно найти библиографическую информацию по теме.

Выставки по содержательно-смысловому принципу

Тематические выставки – самые распространенные в библиотеках. В их основе лежит предполагаемый или изученный интерес читателя к определенной теме. И, конечно, обосновывая выбор темы и продумывая содержание и оформление выставки, библиотекарь не забывает о воспитательных задачах библиотеки, соотнося раскрываемые издания с глубоким историческим, культурным, социально-политическим контекстом.

Краеведческие выставки. Нередко в крупных публичных и школьных библиотеках экспонируют краеведческие выставки, которые тоже иногда бывают в виде циклов. Роль краеведческих изданий в воспитании любви к родному краю вряд ли можно переоценить. Структура цикла различна. Нередко эта разновидность тематических выставок (а не отраслевых – поскольку краеведческие публикации обычно объединяет конкретная тема) строится в соответствии с хронологическим принципом. Другие – в соответствии с логикой развития проблемы, например: географическое положение, флора и фауна, история, развитие экономических связей, культурная жизнь и т.п. Краеведческие выставки обычно отличает максимальная полнота при отборе изданий. Здесь более широко, чем в других разновидностях выставок, отражены публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие предметы из личных коллекций.

Юбилейные выставки. Большой удельный вес среди тематических библиотечных экспозиций занимают выставки, приуроченные к юбилею известного деятеля или крупного исторического события. Библиотекари иронично называют их «датскими». Но если оценивать такие выставки всерьез, то нередко «круглая дата» – это отличная возможность привлечь внимание публики к интересной личности, событию, явлению. Данное обстоятельство учитывают крупные библиотеки, традиционно выпускающие календари знаменательных и памятных дат. Во многих библиотеках существует постоянно действующая экспозиция с условным названием «Наш календарь»: издания на ней меняются в соответствии с темой выставки.

Разновидностью таких экспозиций выступают выставки-персоналии. Их композиция определяется целевым и читательским назначением.



Монографические выставки. Среди тематических выставок выделим экспозиции монографического характера. Практикам они известны как выставки одной книги (журнала, статьи). Их функции различны, а задача чаще всего привлечь внимание к новинке и одновременно привить (расширить) интерес к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определенного периодического издания. Отсюда и включение в структуру выставки сведения об авторе книги (статьи) и его других публикациях, о предыстории создания работы, направлении и традициях, которых придерживается журнал. То есть рекомендательно-библиографическое оснащение на этих выставках – одно из условий выполнения их целевого назначения.

Нередко такого рода выставкам дают броские заголовки, стилистически близкие к рекламному слогану: «Об этой книге все говорят (спорят)»; «Книга с самым высоким рейтингом» или «Самая нашумевшая книга года»; «Всегда юный – всегда интересный» (к юбилею журнала «Смена»), «Самый юный патриарх отечественной журналистики» (о журнале «Вокруг света»). Композиция этих выставок строится по принципу «от частного к общему».



Рекламные выставки. Одним из вариантов тематических выставок являются экспозиции, направленные на рекламу библиотеки, раскрытие ее информационных возможностей, на освоение школьниками основ библиотечно-библиографических знаний. Эти выставки отличает разное содержание. Чаще всего это показ изданий, ориентирующих читателей в информационных ресурсах, включая Интернет; листовок и буклетов разных библиотек города, региона. Сюда также можно отнести постоянные или временные экспозиции публикаций об истории создания своей библиотеки, показ ее раритетов, иллюстративных и графических материалов об этапах развития, отзывы почетных гостей и читателей.

В последние годы такие выставки разрабатывают как ведущий элемент мини-музея об истории своей библиотеки. В витрину помещают, например, пишущую машинку «Ундервуд», на которой в 30-е годы печатали каталожные карточки; пожелтевшие от времени книги инвентарного учета; письма читателей с фронта, и конечно же, старые черно-белые фотографии, позволяющие ощутить особую достоверность экспозиции.



Выставки по жанрово-типологическому принципу

Другая разновидность библиотечных выставок создается исходя из типа или жанра издания. В экспозицию отбирают издания одного типа. В профессиональных представлениях библиотекарей эта разновидность связана прежде всего с выставками текущих периодических изданий, а также одного журнала.

Выставка одного журнала/газеты. Выставка одного журнала по своим функциональным особенностям приближается к тематической. Недаром выше мы упоминали о ней, освещая выставки монографического характера. Ее цель – раскрыть содержание журнала «крупным планом». (Иногда эти выставки именно так и называют: «Журнал… крупным планом».) Такие выставки открывают публикации о данном периодическом издании общего, проблемного характера, затем раскрывают содержание его отдельных, наиболее интересных рубрик. Например, посвящая выставку журналу «Смена», библиотекарь не обойдет вниманием опубликованные в последние годы остросюжетные романы, детективный рассказ и т.п. В некоторых случаях содержание выставки расширяют за счет публикаций сведений о постоянных авторах журнала, а также отдельных изданий их произведений.

Газеты – в отличие от журналов – на библиотечных выставках стараются не экспонировать. Газетная бумага – непрочный материал, быстро выгорающий даже при не слишком ярком освещении, ломкий и хрупкий. К тому же читателям с дефектами зрения, в равной степени, как и взрослым, непросто прочитать удаленный от глаз на полметра и более мелкий газетный шрифт. Предпочтительнее привлекать внимание к отдельным газетным публикациям, выставляя их ксерокопии с увеличенным шрифтом. Их желательно закрепить с помощью паспарту. Особо важные публикации оформляют в рамки и после экспонирования сохраняют в рабочем архиве библиотекаря.

Для ориентации в наиболее интересных публикациях из свежих номеров газет обычно используют стенды, функционально примыкающие к выставкам. В одних случаях на них экспонируют сами публикации (точнее, их ксерокопии), которые подобраны в определенной системе. Например, «Мир за неделю» или «Легко ли быть молодым?». В других – библиотеки размещают на стенде планшеты-карманы с названиями журналов и газет.
В планшеты вкладывают карточки с аналитически расписанными статьями из свежих номеров. По истечении времени карточки вливают в систематическую картотеку статей. Электронный каталог дает основание покончить с привычными страхами библиотекаря за судьбу представленных на стенде карточек.

Жанровые выставки. Жанровые выставки, ориентирующие читателя в столь близких его сердцу исторических детективах или остросюжетных повестях, «дамском романе» или приключенческой книге, позволяют расширить круг привычного чтения. По своим методическим особенностям эти выставки близки к стеллажам, постоянно действующим в фонде свободного доступа. Нередко библиотекарь сознательно «раздвигает» границы жанра, представляя в экспозиции добротные издания, лишь внешне напоминающие легкое, развлекательное чтение. Для этого ему нужно хорошо ориентироваться в литературе, следить за новинками и рекомендациями авторитетных литературно-критических изданий. Методика подготовки «жанровых» выставок функционально близка к тематическим.

Выставки по временному признаку

Третью группу выставок объединяет признак времени издания документов и их поступления/возврата в библиотеку.

Новые поступления. В первую очередь, вспомним популярные экспозиции новинок. Сложилось мнение, что выставки новых поступлений формируют, не обращая внимания на содержательную сторону. Но это не так. Безусловно, главный признак отбора – новизна. Но при этом сотруднику библиотеки, небезразлично, на каких книгах он акцентирует внимание читателей.

Содержательная оценка и в этом случае имеет место. Это находит проявление в композиции выставок. Если в крупных, чаще всего универсальных научных, новинки размещают по таблицам ББК (здесь и поступлений много, и читатели, как правило, предпочитают «прицельно» знакомиться с изданиями из конкретных отраслевых отделов фонда), то в небольших библиотеках книги располагают по-разному. Иногда – по значимости, выделяя на первое место наиболее важные с точки зрения библиотекаря издания.

Правомерен вариант, когда преобладают эстетические мотивы, чтобы создать благоприятно воспринимаемый визуальный ряд, уйти от монотонности, неизбежной при экспонировании книг на неглубоких полках «выставочных» стеллажей. При этом опытный сотрудник все-таки старается выделить отдельные издания по содержательному признаку: с помощью ярких закладок, кратких аннотаций или просто разместив ту или иную книгу в центре выставки с направленным светом, дифференцированным использованием иллюстраций, держателя-подставки, цветного задника.

Хронологические выставки. Их обычно организуют к юбилею библиотеки, города, желая показать редко используемые части фонда, в том числе раритетные, ценные издания. Иногда цель такой выставки уточняется за счет желания использовать книгу как фактор межпоколенных связей «Их читали наши родители/бабушки и дедушки», или привить любовь к классической книжной графике – «Вглядись в чуть пожелтевший книжный лист…»

Композиционно такие выставки строят по принципу от общего к частному: сначала раскрывают издания по проблеме в целом. Применительно к первому примеру это публикации о роли чтения в жизни человека («Эта книга определила мою судьбу». «Я собирал книги – книги собрали меня»), а уже затем довоенные и послевоенные издания, оказавшие влияние на жизнь нескольких поколений.

Выставки по территориальному признаку

Выставки, дифференцируемые по месту размещения, делят на внутрибиблиотечные (включая внутриполочные – в фонде свободного доступа) и те, которые проектируют в библиотеке, но экспонируют за ее пределами. Первые составляют абсолютное большинство. В дополнение к сказанному отметим, что их целевое и читательское назначение определяют достаточно жесткий отбор изданий и мобильность (частая сменяемость). Они невелики по объему (5–6 названий) и по продолжительности (7–10 дней). За отдельными исключениями внутриполочные выставки отражают книги из одного-двух отраслевых отделов, а также публикации из журналов. Организуют их как отдельные экспозиции по актуальным темам, а также под постоянными рубриками: «Календарь знаменательных дат», «За страницами твоего учебника», «Писатели-земляки» и др.

Методика выставок, организуемых за пределами библиотеки, требует особого внимания. Ведь такие выставки выступают своеобразным средством рекламы наших ресурсов. Они динамичны по своей композиции, чаще всего посвящены острой, вызывающей всеобщий интерес теме. Следует тщательно продумывать их заголовки, а также оформление, предусматривать комфортные условия для ознакомления с экспозицией (освещение, удобные подходы и др.). Поскольку библиотекарь не всегда может обеспечить дежурство у такой выставки, лучше экспонировать материалы в закрытой стеклянной витрине или делать их краткосрочными. Опыт показывает, что библиотеки с успехом организуют такие выставки, особенно, если она позиционирует себя как культурный центр микрорайона. В зарубежной практике выездные выставки библиотек весьма распространены.



Концептуальные выставки

К таким выставкам – и музейного типа, и мультимедийным – аудитория по понятным причинам предъявляет повышенные эстетические требования. Изначально предполагается, что данные экспозиции читатели (посетители) будут внимательно рассматривать. Имеются в виду не только экспонаты, но и их визуальная взаимозависимость, сочетания цветовой гаммы, фактуры, уровня освещенности. Оценивают также возможность подойти к столам, витринам или стенду, взять в руки или сфотографировать документы, переписать понравившуюся музыку или видеофильм и др.

Будучи частью комплексной программы: литературно-музыкального вечера, Недели детской книги, Дня знаний или города и т.п. – концептуальные книжные выставки обеспечивают более действенное, чем в обычной ситуации, сочетание визуальной и вербальной рекомендаций. Это позволяет реализовать достаточно глубокое приобщение человека, выступающего одновременно в разных ролях, – читателя, зрителя, слушателя, к культурным ценностям.

Можно конструировать выставку, в частности, используя метод ассоциаций. Допустим, раскрывают работы конкретного поэта, плюс творчество близких ему по художественному методу, стилю композитора, художника, артиста. Это также могут быть публикации о мастерах культуры, связанных совместной деятельностью. Приведем примеры таких ассоциативных «цепочек»: В.В.Маяковский – В.Э.Мейерхольд, Д.Д.Шостакович – А.М.Родченко, А.С.Пушкин – М.П.Мусоргский – Ф.И.Шаляпин, исполнитель роли Б.Годунова. Для того, чтобы «выстроить» такие «цепочки», следует внимательно изучить творчество человека, которому мы посвящаем выставку, концептуально осмыслить ее содержание.



Выставки могут строиться и на контрасте, что, как показывает опыт, повышает к ней внимание читателей. Композиционно такую выставку конструируют как дискуссию: одна ее половина представляет позитивные отклики о книге, событии, явлении, другая – негативные. На дискуссионный характер выставки читателю указывает прежде всего формулировка ее заглавия. Допустим, «Кто прав в оценке книги…?»

Книжные развалы

Отдельное место в различных классификациях выставок занимают функционально близкие к ним книжные развалы. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда.

На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последовательности, отсутствует характеристика изданий, то есть ярко выраженная в других формах заданность библиотечной рекомендации. Именно это, как показали исследования, и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет библиотечной рекомендации или не знает, что выбрать (так называемый «неопределенный спрос»). И тех и других среди подростков-максималистов предостаточно.

Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: срабатывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит – хорошая книга»). Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом косвенной рекомендации, по-своему упорядочивая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения (в дополнение к другим, «прямым» методам), использует полученные сведения в дальнейшей работе.

Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой формулы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально-приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал – понравилась – советую другим» (примеры взяты из практики публичных библиотек). А некоторые детские и школьные библиотеки, как и много лет назад, работают с читательскими отзывами о прочитанном; сопровождают ими книжно-иллюстративные выставки; организуют публичные обсуждения рецензий детей, кружки и семинары юных литературных критиков; проводят творческие конкурсы на лучший отзыв.

Книжными развалами, т.е. косвенной рекомендацией, по сути являются и экспозиции типа «Для тех, кто торопится», «В тихий субботний вечер…», «Почему нас забыли?» (о незаслуженно забытых книгах). Их обычно размещают вблизи столов выдачи.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВОК

Рассмотрев общее и особенное в методике подготовки библиотечных выставок, обратимся к их оформлению. Казалось бы, трудно ли разместить заранее отобранные книги, иллюстрации и конкретные предметы на выставочной полке или в витрине? На самом деле, если во главу угла поставить учет особенностей визуального восприятия экспозиции, то знать их необходимо. В зависимости от ряда обстоятельств: угла зрения, оформления задника, или его отсутствия, освещения и тому подобное книга может быть «увидена» или не замечена вовсе.

Следует знать, что многоаспектные книжно-иллюстративные выставки рассчитаны на восприятие с небольшого расстояния. Близкие к читателю (зрителю) части экспозиции предполагают меньшие величины изображений, чем дальние, которые расположены выше уровня глаз. Последние требуют крупных иллюстраций, ярких красок и кратких текстов.

Помимо уже названных способов, хорошо маркировать отдельные книги с помощью цветных закладок (например, с надписями: «Это интересно», «Твой помощник в учебе», «100 страниц о любви» и т.п.), аннотаций, держателей-подставок. Имеются и другие способы обратить внимание на конкретную книгу. Об одном из них можно найти упоминание в работах замечательного русского философа и ученого П.А.Флоренского. Нужно развернуть книгу под определенным углом. Тем более, если речь идет о книге с иллюстрированной обложкой – таких в современной библиотеке большинство.

По замечанию П.А.Флоренского книгу с прямым изображением лица или фигуры целесообразно поставить под углом в три четверти. Такой поворот как бы приближает изображаемое лицо к зрителю, воплощает человечность, а на женских и детских портретах создает ощущение особой теплоты, интимности. Соответственно, книгу с рисунком на обложке, где уже использован упоминаемый поворот, следует поставить прямо.

Особенности визуального восприятия прямого поворота организатор выставки использует тогда, когда хочет передать читателю (зрителю) ощущение цельности, силы героя книги и/или иллюстрации. Изображение в профиль, по П.А.Флоренскому, также отражает силу, но при этом ассоциируется с большей выразительностью и четкостью. При этом мы не просто продвигаем то или иное литературное произведение, но вместе с автором иллюстрации создаем «образ книги» и образы ее героев, помогаем посетителям выставки воспринять их судьбу как реальный факт культуры или истории.

Представленный вместе с книгой предметный ряд по-своему подтверждает эту реальность. На краеведческих выставках стало традицией представлять подлинные предметы труда и быта, декоративно-прикладного искусства жителей данной местности. Важную смысловую нагрузку несут и макеты, модели (иногда движущиеся) изделий, военных орудий, фигурки игрушечных солдатиков. Чтобы разместить такую насыщенную экспонатами выставку, к стеллажу с книжно-иллюстративным рядом приставляют стол или витринку. Тогда экспозиция получается в двух плоскостях.

В последние годы детские и школьные библиотеки все чаще делают предметы смысловым центром экспозиций. Демонстрируют, например, старинные куклы – на фоне фотографий из семейных альбомов, открыток с видами городов дореволюционной России, а также книг по истории дворянской культуры и быта. А вот в Удмуртском республиканском библиотечно-культурном комплексе для детей и юношества выставка «Шляпы, шапки, шапочки» была оформлена работами детей. Модели головных уборов были изготовлены ребятами из соломки, ватмана, ткани под руководством профессиональных дизайнеров, ведущих в библиотеке художественный кружок. Предметы были представлены в окружении литературы по истории костюма, в том числе национального удмуртского.



Обращая внимание на цветовую гамму экспонируемого иллюстративного материала, желательно избегать пестроты, создающей ощущение дискомфорта, препятствующей выбору книги. При оформлении выставок и стендов также не стоит злоупотреблять использованием разных декоративных шрифтов, различных цветов при написании слова или фразы. Это нарушает целостность визуального восприятия. Цветовая гамма должна соотноситься с проблематикой выставки, местом ее размещения, (напротив окна, в углу, рядом с отопительными приборами и т.п.), временем года и, конечно же, освещением. Ведь некоторые цвета воспринимаются как выступающие – «теплые» (красно-оранжевые), а другие как отступающие – «холодные» (зелено-синие).

Освещение выставок – один из самых «больных» вопросов их оформления. Не надеясь на естественный свет (в большинстве регионов России зима длится около полугода), библиотеки используют различные средства искусственного освещения. Размещаемые с помощью специальных гибких кронштейнов на стеллажах и в витринах лампы-фары, меняют угол отражения. Это позволяет не только направленно освещать экспозицию с разных точек, но и при необходимости «играть» светом, благодаря чему отдельные книги, иллюстрации и предметы оказываются в фокусе внимания читателя/зрителя. Такая «игра» светом также дает возможность использовать кинематографические приемы «крупного плана» и «глубинной экспозиции», создает эффект объемности.

Борисова О.О.

Технология стендовой рекламы в библиотеке.

В конце 20 – начале 21 столетия в российских библиотечно-библиографических учреждениях получили бурное развитие различные формы рекламы, в том числе стендовой. Ее возможности в презентации библиотеки и библиографических подразделений, в продвижении к пользователям их продуктов и услуг раскрывает кандидат педагогических наук, профессор, проректор Орловского государственного института искусств и культуры О.О. Борисова.

Стенды, посвященные библиотекам, различ­ным их подразделениям и направлениям де­ятельности, имеющие целью помочь в реше­нии разнообразных научно-практических задач, в. последнее время стали очень популярны. Это, на­пример, такие стенды, как "Библиотека и муници­пальное самоуправление", "Библиотеки, населе­ние, местная власть: грани сотрудничества", "Биб­лиотека — социально-культурный центр региона", "Библиотеки и социокультурные коммуникации", "Библиотека и непрерывное образование", "Биб­лиотека — социально-информационный центр", "Библиотека и охрана окружающей среды", "Биб­лиотеки — детям", "Библиотечно-библиографическая поддержка развития аграрно-промышленно­го комплекса региона", "Библиотечно-информационная поддержка науки и образования в регионе", "Библиотечные компьютерные сети", "Библиотека в контексте информатизации обще­ства и концепции социального безопасного разви­тия", "Информационные ресурсы библиотек реги­она", "Электронная библиотека и библиография", "Библиотечно-библиографическое краеведение, регионоведение, отечествоведение" и т. д.

Стендовые библиотечные выставки имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить основные ком­поненты библиотечно-библиографической дея­тельности, логику их развития, а также выявить со­циальный эффект библиотечно-информационной деятельности. Благодаря стендам можно получить объективное, многогранное, "голографическое* представление о реально существующих направ­лениях деятельности библиотечно-библиографических учреждений, их подразделений в нагляд­ной, легко воспринимаемой форме.

Стенды могут создаваться в соответствии с исследовательскими проектами, планами инно­вационной, научно-методической, научно-иссле­довательской работы, могут быть приурочены | к юбилейным, знаменательным датам, времени проведения корпоративных, профессиональна акций, кампаний, форумов, научно-практических конференций, семинаров, совещаний, симпозиумов и т. д. Чаще всего, стенды выполняют роль не только рекламно-информационного, но и вспомо­гательного, обучающего материала.

Как аргументированно доказывает Л. Д. Комис в книге "Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки" (М., 2003), преимущество стендов — в особенностях восприятия актуальной информации, с помощью которой в оригинальной форме происходит знакомство человека с библиотечно-библиографическим учреждением, его деятельностью, ассортиментом продуктов и услуг.

На стендах бывают представлены не просто таблицы, диаграммы, графики, статистические показатели. Создается информация-метафора, подразумевающая глубокие пласты библиотечно-информационной, библиографической дея­тельности.

Библиотеки в настоящее время все шире при­меняют стенды в целях презентации как формы проведения научно-практических конференций. Например, выставка стендовых докладов во время Всероссийской научно-практической конферен­ции "Экологическая культура детей и юношества" (14—18 сентября 2003 г., Тверь) удачно дополняла другие мероприятия форума — пресс-конферен­цию "Библиотека и экология", доклады на пленар­ных заседаниях, презентацию книги В. Самуйлова "Там, где растет венерин башмачок".

Планирование стендовой презентации начина­ется с принятия решения о ее проведении, затем следуют изучение темы, подготовка материала, экспонирование, организация встреч, бесед, об­зоров. На стендах помещаются разнообразные текстовые материалы: книги, распечатки текстов из массивов электронной информации, диски, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные лен­ты, фильмы и т. д. При помощи досок-блокнотов удобно демонстрировать материалы, содержа­щие сведения о библиотечно-библиографическом учреждении, его продуктах и услугах.

Стендовая презентация должна представлять собой не случайный набор, а целостную систему логически выстроенных актуальных, социально и профессионально ориентированных документов. Композиция призвана быть привлекательной по своей цветовой гамме, шрифтам, организации материалов.

Эффективной формой рекламы в библиотеке является стенд с плакатами (постерами). При их подборе важно иметь в виду серию русских плака­тов, хранящихся в фондах Российской государст­венной библиотеки, в частности набор постеров "Книга в русском плакате" (М., 2003). Постерное направление библиотечно-библиографической, рекламно-информационной деятельности считается весьма перспективным, особенно в связи с возможностями, которые открывают компьютерная графика и другие новейшие электронные технологии.

Наиболее апробированными формами стен­довой рекламы являются библиотечные (книж­ные) иллюстративные выставки литературы, практикуемые в отечественных библиотечно-библиографических и книготорговых учреждениях с середины XIX в. До настоящего времени они поль­зуются неизменным успехом у читателей. По оп­ределению, данному в терминологическом словаре "Библиотечное дело" (М., 1997), библиотечная выставка — форма обслуживания, обеспечиваю­щая путем наглядной демонстрации документов информирование об изданиях, событиях, пробле­мах. В этих целях используются стенды или спе­циальные конструкции. Ныне книжная выставка в библиотеке понимается прежде всего как дейст­венное средство продвижения лучших (релевант­ных (лат.releo –поднимать, облегчать; или соответствие поискового запроса и поискового образа документа) и пертинентных – в информационном поиске – походит, не подходит – не пертинентный) книг к читательской аудито­рии. Мы можем определить книжную выставку и как непосредственную демонстрацию читателям определенной совокупности текстов (докумен­тов, произведений печати, публикаций), иллюст­рирующих какую-либо актуальную тему или объе­диненных по иным признакам - времени выхода в свет, месту издания или издательству, виду, ти­пу, жанру литературы, характеру медиадокументов и т. д.

Важное достоинство и особенность книжной выставки в отличие от многих других видов библио­течной рекламы — непосредственный показ на стенде самих документов, предоставление чита­телям реальной возможности контакта с книгой. Читатель может взять издание с полки, ознако­миться с данными аффинной (внутрикнижной) библиографии — выходными и выпускными све­дениями, предметными, именными и иными ука­зателями, данными о коллективных и индивиду­альных авторах, оглавлением, предисловием, библиографическим сопровождением и другими элементами справочно-поискового аппарата. Это предварительное знакомство с книгой делает бо­лее целенаправленным интерес читателя, позво­ляет решить вопрос о целесообразности дальней­шего обращения к соответствующей литературе.

Небольшая книжная выставка может быть уст­роена за очень короткий срок и отражать только что появившиеся в свет издания, освещать любую злободневную тему, причем пользователь получа­ет необходимый ему релевантный текст наиболее простым путем. Литературу на выставке можно непрерывно обновлять, дополнять, по-иному структурировать экспозицию. Выставка предо­ставляет большие возможности для маневра: от экспонирования одной, двух, трех книг до демон­страции сотен книг в специальных читальных за­лах. Объем, характер, содержание и оформление выставок зависят от широты проблемной области и материально-технических возможностей библиотечно-библиографического учреждения.

Стендовая выставка предназначена рекомен­довать группу книг группе читателей или, как при­нято говорить в теории рекламы, целевой аудито­рии. Понятие "группа книг" должно характеризо­ваться наличием сходства, связи между книгами, иначе внимание читателей будет рассредоточено и пропадет смысл совместной рекомендации до­кументов. Такими объединяющими понятиями для текстов могут быть их новизна для читателя, либо общая тема, либо единый жанр. Новизна как более общий фактор, определяющий воздейст­вие выставки, влечет за собой две следующие особенности: ограниченность выставки во време­ни и необходимость систематического обновле­ния экспозиций. Оба этих момента связаны меж­ду собой и проявляются так или иначе на любой выставке.

Увеличение числа одновременно действующих выставок при разнообразии их форм создает ре­альную возможность организации стройной сис­темы книжных выставок. В это понятие мы включа­ем два основных момента: а) организация выста­вок по всем разделам фонда в целях создания у читателя представления о лучших (релевантных целевой аудитории) книгах по всем разделам фонда; б) зависимость объема выставки и мето­дики показа документов от значимости события (проблемной области выставки), необходимости длительного поддержания интереса или же воз­буждения его на относительно короткий срок, от количества и качества экспонируемой литерату­ры. Виды выставок разнообразны как по содержа­нию, так и по оформлению. Выделим основные группы:

Первая группа — книжные выставки информа­ционного характера. К ним относятся выставка но­винок и выставка "забытых", редко или совсем не спрашиваемых книг.

Выставка новинок литературы (новые поступ­ления). Экспонируемые книги объединяются по чисто формальному признаку — времени выхода в свет и поступления в библиотечно-библиографическое учреждение. Для удобства пользования выставкой литература группируется по отраслям знания. На одну полку выставляются новинки со­циально-экономической литературы, на другую — естественнонаучной, далее — технической, сель­скохозяйственной и т. д. В крупных библиотеках, где количество новых поступлений даже в корот­кий срок достигает десятка и даже сотни тысяч эк­земпляров, возможна и более дробная группиров­ка. Выставки новинок получили особенно широкое распространение в больших научных библиотеках (федеральных, республиканских, областных, кра­евых, специальных научных, вузовских и др.). Здесь они устраиваются постоянно или система­тически (раз или два-три раза в неделю) и дости­гают значительных размеров.

Выставка новинок может проводиться и в такой форме, как открытый просмотр. Она концентриру­ет внимание читателей на крупных массивах доку­ментов разных типов и видов по одной или не­скольким проблемам, темам, отраслям знания. Они могут охватывать несколько сот названий. Цель открытых просмотров — познакомить чита­телей с новой литературой в условиях доступнос­ти и комфорта. Посетителю предоставляются по возможности удобные условия для работы, он мо­жет сесть за стол, почитать заинтересовавшую его книгу, сделать выписки, в том числе библиографи­ческие, получить ксерокопию.

Широко практикуются "открытые просмотры" при проведении дней информации, дней специа­листа и других подобных мероприятий. Открытый просмотр дает возможность фронтального, ком­плексного ознакомления с литературой. Не только с ограниченным числом новинок, но и всей кол­лекцией. Образцом может служить постоянно действующая в течение многих десятилетий вы­ставка в зале новых поступлений Российской го­сударственной библиотеки.

Столы новинок — разновидность выставки но­вых поступлений, которую организуют многие публичные библиотеки. На особых столах в удобных для экспонирования пространствах библиотеки выставляют 30—40 новых изданий.

Настенные (стендовые) постоянные выставки оформляются по наиболее важным, "вечным" темам или в целях непрерывного мониторинга новых поступлений литературы.

Выставка новых журналов — распространенная и эффективная разновидность экспозиций, не требующая серьезной технологической подготовки Новые журналы, как и книги, группируются по отраслям знания. Их специфика лишь в ярко выраженной целесообразности закрепления за каждым периодическим изданием постоянного места на витрине, как это сделано в зале текущей периодики Российской государственной библиотеки.

Выставки-просмотры призваны знакомить чи­тателей с новой литературой по универсуму чело­веческой деятельности или по определенному во­просу в условиях доступности, открытости, ком­фортности.

Особые функции выполняют выставки - книжные развалы, выставки-аукционы и т. д.

Выставка "забытых" книг — экспонирование литературы, которая по тем или иным причинам совсем или почти совсем не пользуется спросом читателей, хотя по своему содержанию представ­ляет значительную ценность и требует актуализа­ции. Выставка "забытых" книг напоминает о про­изведениях, которые по каким-либо причинам не­известны или малоизвестны широким кругам читателей и поэтому стоят на полках без движе­ния. Такие выставки обогащают представление читателя о литературе, способствуют повышению культурного и профессионального уровня, возоб­новляют "связь времен", содействуют сохранению социальной памяти. На выставках этого типа могут быть представлены книги по различным отраслям знания, не связанные друг с другом по содержа­нию, тематике или времени написания. В то же время практикуются и тематические выставки "за­бытых" книг определенного содержания. Эффек­тивность подобных экспозиций во многих случаях не ниже, а даже выше, чем у выставок новинок.

Особая разновидность библиотечных экспози­ций — выставки книжных памятников — редких и ценных изданий из коллекций библиотек, музеев книги или частных собраний. При подготовке таких выставок, имеющих значительное популярно-про­светительское, историко-культурное, учебно-вспомогательное значение, проводится большая исследовательская историко-книжная, источнико­ведческая работа. Обосновываются научные принципы экспозиции, определяются понятие "книжный памятник" и круг книг, которые относят­ся к этому понятию.

Второй вид библиотечных экспозиций — тема­тические выставки, включающие документы и материалы по определенной теме.

Это основной и наиболее распространенный вид библиотечно-библиографической рекламы. Тематические выставки помогают читателям в приобретении или углублении знаний по какому либо вопросу путем рекомендации специально подобранной литературы. Экспонируемые тексты последовательно раскрывают тему выставки, каждый экспонат так или иначе связан с окружающими его материалами, что детализирует освещение темы. Каждая книга и статья, помещенные на выставке, имеют свое, строго определенное место. Для более живого и убедительного показа широко пользуются иллюстративные материалы, "ве­щественные" экспонаты, например воинские каски, погоны, награды, муляжи оружия на выставках, посвященных военной тематике.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Борисова О.О.
  • Особые функции выполняют выставки - книжные развалы , выставки-аукционы и т. д.