Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник сценариев по краеведению Выпуск 9 Новомосковск 2014 78 (2Р-4Тул)




страница1/13
Дата28.06.2017
Размер1.32 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«НОВОМОСКОВСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА

«Земля, где живу»

Сборник сценариев по краеведению

Выпуск 9

Новомосковск

2014

78 (2Р-4Тул)



З-53
Составитель: А. В. Польшина, заведующая отделом краеведения Центральной городской библиотеки

Редактор: Н. В. Иванникова, заведующая информационно-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки

Земля, где живу : сборник сценариев по краеведению. Выпуск 9 / МУК «Новомосковская библиотечная система», Центр. гор. библиотека ; сост. А. В. Польшина ; ред. Н. В. Иванникова. – Новомосковск, 2014. – 125 с.

В сборник вошли сценарии, посвящённые истории, культуре, литературе Тульского края, знаменательным в истории края датам 2014 года.

СОДЕРЖАНИЕ


Познавательный видео-урок
«Окружающий мир глазами педагога Ушинского», посвящённый 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского 5


Видео-экскурсия «Достояние Тульского края» 18

Видео-урок мужества «Молодёжь – на самолёты!», посвящённый 80-летию со дня основания Сталиногорского аэроклуба 27

Юбилейный вечер
«Новомосковскому городскому клубу туристов – 50 лет» 37


Презентация книги стихов Евгения Муравьёва «Черта» 49

Презентация биографического словаря В. С. Назаренко «Новомосковск (Сталиногорск) в лицах» 57

Фестиваль бардовской песни «Наполним музыкой сердца», посвящённый 80-летию со дня рождения
Юрия Визбора 62


Презентация книги стихов и песен Владимира Антипова «Прохладный блюз» 69

Представление голландского издания Павла Лагуна «Капитан Сорви-голова» 77

Презентация книги тульского писателя Валерия Маслова «Тульские люди» 80

Премьера книг Елены Барткевич и Валентины Люкшиновой «Время и судьба в произведениях новомосковских авторов» 87

Презентация книги Дмитрия Ракитина «Верность» 97

Медиа-презентация «Единство души и ощущений», посвящённая 75-летию со дня рождения новомосковского писателя Вячеслава Кузнецова 101

Православный видео-урок
«Преподобный Сергий Радонежский и Тульский край», посвящённый 700-летию со дня рождения
Преподобного Сергия Радонежского 112




Познавательный видео-урок
«Окружающий мир глазами педагога Ушинского», посвящённый 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского


Слайд 1 «Название мероприятия»

Слайд 2 «Портрет К. Д. Ушинского»

Ведущая:

Константин Дмитриевич Ушинский, 190-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, известен как великий русский педагог, но не меньшую известность принесли ему и рассказы, написанные для детского чтения.



Слайд 3 «Тула на старых открытках»

Знаменитый педагог и детский писатель – наш земляк, он родился в Туле в 1824 году. Однако в Туле считают, что официальная историография ошибается. На самом деле Ушинский родился годом ранее. Профессор кафедры социально-педагогических наук, социологии и политологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого Ефим Шаин считает, что ошибочная дата родилась из-за того, что учёные, занимавшиеся биографией К. Д. Ушинского, в своё время просто не знали о существовании документов, хранящихся в тульском архиве, в частности текста письма матери К. Д. Ушинского, подтверждающего точную дату рождения педагога - 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1823 года. Ушинские уехали из Тулы в Полтаву в 1824 году, когда Константину исполнился год. И только через восемь лет его мать смогла вернуться в Тулу, чтобы оформить метрическое свидетельство. Но к этому времени священник Всехсвятской церкви, крестивший её сына, умер. А сама церковь, поскольку была кладбищенской и бесприходной, не имела метрической книги.

В советское время документы о рождении Ушинского исследователями искались в более поздних хранилищах – например, в Полтаве, где жила семья, в МГУ, где он учился на юрфаке, но никаких свидетельств не нашли. Тем более что интерес к его наследству появился только после войны. В 1948 году готовилось к изданию первое при советской власти большое собрание сочинений Ушинского, а поскольку точной даты рождения к тому времени установлено не было, утвердили 1824 год.

В Туле семья Ушинских квартировала в двухэтажном доме купца Петра Ивановича Авчинникова на Барановской улице (ныне это улица Тургеневская, дом № 1, на углу с Менделеевской). Здесь и родился их третий сын Константин.



Слайд 4 «Здание ОАО «Центргаз»

Сегодня на месте снесённого дома расположено административное здание ОАО «Центргаз».



Слайд 5 «Портрет К. Д. Ушинского»

Будущий великий педагог окончил юридический факультет Московского университета (1844). Работал преподавателем в различных учебных заведениях России, редактором журналов. Умер в 1871 году.

Вся жизнь К. Д. Ушинского - это самоотверженный труд, неустанные поиски, благородное стремление быть полезным своему народу. «Сделать как можно более пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности», - записал Ушинский в конце 1849 года в своём дневнике. И каждый год, каждый день своей жизни он шёл к этой благородной цели.

Слайд 6 «Книги Ушинского для детей»

Литературная деятельность К. Д. Ушинского - одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. Большинство литературных произведений Ушинского опубликовано в его книгах «Детский мир» и «Родное слово» - своеобразных детских энциклопедиях, рассчитанных на первоначальное обучение ребенка, главным образом деревенского. К. Д. Ушинский пишет впервые в России книги для детей на материале, доступном детскому пониманию. Впервые детям в глухих уездах в простых бревенчатых школах предлагали интересные и понятные рассказы и сказки. И эти рассказы были об известном и понятном им мире. О жизни природы, мире животных и растений.



Слайд 7 «Книга «Детский мир»

Цель его книги «Детский мир» и «Хрестоматия» (1861) - дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами слога лучших писателей» - как с классическими произведениями И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, так и с произведениями современных авторов – Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, И. С. Никитина, А. Н. Майкова и других писателей. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.



Слайд 8 «Книга «Родное слово»

Второй учебной книгой, созданной К. Д. Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир...», «Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.



Слайд 9 «Рассказы и сказки Ушинского о природе»

Рассказы К. Д. Ушинского об окружающем мире притягивают внимание детей своей занимательностью и великолепным слогом, доверительным и увлекающим тоном общения с маленьким читателем. При описании любого растения, животного, писатель использует не сухие, выжатые формулировки, а словесные зарисовки, создающие в сознании детей яркие картины, образы.



Слайд 10 «Рассказы Ушинского о явлениях природы»

Вспомним рассказы писателя, которые дают представление о смене времен года, о различных предметах и явлениях природы, полезных ископаемых. Для этого ответьте, пожалуйста, на вопросы познавательной викторины «Боготворю природы красоту».



Познавательная викторина
«Боготворю природы красоту»


  1. Назовите полезное ископаемое, которое «очень любит воду, жадно впитывает её в себя и в смешении с водою делается мягкою и лепкою, а когда высохнет, то твердеет, как камень, и даже трескается» (глина).

  2. «Единственный минерал, употребляемый человеком в пищу. Не только улучшает вкус многих блюд, но полезна и даже необходима для здоровья; кроме того, ею же сохраняют впрок мясо, сало, рыб, птиц, грибы, огурцы и многие другие органические тела» (поваренная соль).

  3. Из каких веществ делается стекло? (из песка или кремня, поташа и извести, или мела)

  4. «Если кусок его долго остаётся в сыром месте, то может весь превратиться в ржавчину и рассыпаться». О каком полезном ископаемом идёт речь? (железо)

  5. В каком виде в природе встречается железо и как называется место, где оно добывается? (железная руда, железные рудники)

  6. Она «имеет много сходного с железом, но отличается от него совершенно своим жёлто-красным цветом» (медь).

  7. Назовите благородный металл, из которого «делают монету и различные драгоценные вещи», а места, где его находят в песке, «называются россыпями» (золото).

  8. Без неё невозможна жизнь на земле, чаще всего встречается в жидком виде, но «под влиянием тепла и холода изменяет свой вид» (вода).

  9. Назовите «единственный металл, встречающийся в природе в жидком виде. Её употребляют для инструментов, называемых термометрами» (ртуть).

  10. «Мы видим, как он несёт пыль, листья и множество лёгких предметов, но самого его мы не видим, но очень хорошо ощущаем его осязанием»? Что это за явление природы (ветер).

  11. «Капли эти появляются на земле обыкновенно к утру, когда земля наиболее охладеет» (роса).

  12. «Откуда же берётся вода в облаках?» (поднимается паром от земли)

Слайд 11 «Рассказы Ушинского о животных»

Ведущая:

Животные в рассказах и сказках К. Д. Ушинского представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы. Игра-викторина «Парад героев рассказов и сказок Ушинского» покажет, насколько внимательно вы читали рассказы и сказки писателя о животных.



Игра-викторина «Парад героев рассказов и сказок Ушинского»

  1. Эти животные «бывают различной масти: вороные, гнедые, рыжие, серые, пегие». (лошади)

  2. Назовите героиню сказки Ушинского, которая:

Не пила и не ела!

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек;

А как бежала через гребельку,

Ухватила воды капельку:

Только пила я и ела (коза из сказки «Страшная коза»)



  1. «В наших деревенских домах заводится часто тайный враг, которого видеть очень трудно, но следы его появляются после каждой ночи. Пять-шесть цыплят лежат без голов, и кровь из них выпита. Достаётся также курам, индейкам, кроликам». Кто этот «невидимый хищник»? (хорёк)

  2. Этого маленького зверька «за его проворство, смышлёность и ловкость иные называют обезьяною северных лесов». (белка)

  3. Назовите героя сказки Ушинского, который грозно восклицал:

Иду на ногах,

В красных сапогах!

Несу, несу косу,

Тебе голову снесу

По самые плечи —

Полезай-ка с печи! (петух из сказки «Страшная коза»)



  1. «Из всех млекопитающих он один только находит себе пищу под землей, но зато и весь его организм приспособлен к подземной жизни». (крот)

  2. Какая птица «носит очень простую серенькую одежду, по которой никак нельзя узнать, какие богатые певческие таланты скрываются в этом маленьком создании»? (соловей)

  3. Назовите «длинноносого, длинноногого» обитателя юга России, который «вытягивает свою шею где-нибудь на крыше дома или с величайшей важностью бродит по мокрым лугам и глотает лягушек десятками» (аист)

  4. Она «перепархивает с цветка на цветок и прячет свою головку в душистые чашки цветов». Кто это «красивое создание»? (бабочка)

  5. Вспомните сказку Ушинского «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Кто помог Маше, игравшей в жмурки с медведем, выиграть? (мышка)

Ведущая:

Исследователи книг Ушинского для детского чтения отмечают большой духовный потенциал, который они несут, и подчеркивают, что знакомиться с ними надо ещё в дошкольном возрасте. Это касается в первую очередь тех рассказов писателя, в которых он изображает животных.



Медиа-игра «Зверьё моё»

Слайд 12 «Ёж»

  1. «Не ладно скроен, да крепко сшит».

Слайд 13 «Кукушка»

  1. «Бездомная ленивица: гнезда не вьёт, в чужие гнёзда яички кладёт, своих птенцов на выкорм отдаёт, да ещё и подсмеивается…»

Слайд 14 «Дятел»

  1. «Стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку, таскает».

Слайд 15 «Ласточка»

  1. «День-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек».

Слайд 16 «Орёл»

  1. «Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце не мигаючи смотрит. Нос серпом, когти крючком; крылья длинные».

Слайд 17 «Лиса»

  1. «Зубушки её остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая».

Слайд 18 «Заяц»

  1. «Зубки его исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать мастер и прыгать».

Слайд 19 «Слепая лошадь»

Ведущая:

Кто из вас, ребята, читал сказку К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»? По мотивам этой сказки был снят мультфильм «Догони-ветер», отрывок из которого мы сейчас увидим.



Слайд 20 «Фрагмент мультфильма «Догони-ветер»

Слайд 21 «Слепая лошадь»

Ведущая:

Кто помнит, чем заканчивается сказка? (Старую, больную лошадь хозяин выгнал из дома)



Слайд 22»Фрагмент мультфильма «Догони-ветер»

Слайд 23 «Как рубашка в поле выросла»

Ведущая:

К. Д. Ушинский-педагог делал радостным именно познание мира, природы, своими произведениями он заинтересовывал маленьких читателей. Таков рассказ «Как рубашка в поле выросла». Писатель изображает весь процесс пошива льняной сорочки. Он хочет, чтобы дети знали, каким тяжелым трудом добываются все материальные блага; учит детей уважать и любить труд, особенно труд крестьянина. А сейчас мы проведём видео-викторину «Как рубашка в поле выросла».



Видео-викторина «Как рубашка в поле выросла»

На слайдах представлены рисунки Тамары Шеварёвой – иллюстрации к книге К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Ваша задача: рассмотреть рисунки и сказать, какую работу выполняют герои рассказа.



Слайд 24 «Посев»

  1. «Отец горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна», сеял лён.

Слайд 25 «Прополка»

  1. «Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть».

Слайд 26 «Цветение льна»

  1. «Травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки».

Слайд 27 «Вяжут снопы»

  1. Лён отцвёл, зелёные головки подсохли, «мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть».

Слайд 28 «Обмолоченный лён топят в речке»

  1. «Когда лён просох, у него обмолотили головки, а потом обмолоченный лён потопили в речке и наложили сверху камней, чтобы он не всплыл».

Слайд 29 «Просушили лён и стали мять»

  1. «Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали мять доской на гумне».

Слайд 30 «Колотили лён трепалом»

  1. «Потом колотили трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны».

Слайд 31 «Чесали лён»

  1. «Вытрепавши лён, стали чесать железным гребнем, пока он не сделался мягким и шелковистым».

Слайд 32 «Изготовляли пряжу»

  1. «Лён стал похож на волосы. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть».

Слайд 33 «Изготовляли льняной холст»

  1. «Прошли зима, весна и лето — настала осень. Мать установила в избе кросна, натянула на них основу и начала ткать. Из ниток выходит холст».

Слайд 34 «Морозили холст зимой и прогревали весной»

  1. «Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать. А весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водою. Сделался холст из серого белым».

Слайд 35 «Кройка и шитьё льняных рубашек»

  1. «Накроила мать из холста рубашек. Принялись сестры рубашки шить».

Слайд 36 «Рассказы и сказки Ушинского о растениях

Ведущая:

Писательский глаз Ушинского зорок, взгляд на мир поэтичен: с ребенком говорит добрый наставник, который не прочь поделиться с детьми знаниями обо всём на свете, в том числе и об удивительном растительном мире.



Угадай-ка «Травы, цветы и плоды»

  1. Она «так заманчиво, так весело блестит в зелёной траве, сначала беленьким цветочком, а потом красною ягодкою» (земляника)

  2. «Толстый, коренастый великан с твёрдыми, как железо, сучьями, на которых даже сильный ветер шевелит только тоненькими веточками, напоминает богатыря, смело и упорно подставляющего невзгодам свою могучую грудь» (дуб)

  3. «От их неумирающей, колючей, тёмной зелени веет грустью» (сосна, ель)

  4. «Роскошная, пахнущая – она в бесчисленных листьях, в душистых цветах которой гудит целый рой золотистых пчёл, - богатая хлебосольная хозяйка» (липа)

  5. «Дуплистое деревце, шелестя своими длинными висячими космами, навевает задумчивость» (ива)

  6. «Стройная, трепещущая, робкая она хороша только перед смертью – осенью, когда рождающиеся холода уберут её пурпуром и золотом» (осина)

  7. «Нет у нас дерева веселее, приветливее, милее: её длинный, гибкий ствол покрыт опрятной белой одеждой, её яркая, кудрявая зелень весною первая радует наши глаза» (берёза)

  8. «Все наши большие леса состоят из елей и сосен, а на северо-востоке России также из кедров, пихт и лиственниц». Как называют эти деревья и почему? ( «Такие деревья называют хвойными, потому что острые, как иглы, листочки их называют хвоями)

  9. Назовите жёлтые цветы «с полными яркими головками и пустыми в середине ножками, белый сок которых оставляет тёмные пятна на ваших руках» (одуванчик)

  10. «С ветвей её скатываются, точно слёзы, светлые капельки, но эти капельки не она приготовляет, а живущие на ней насекомые» (ива)

Слайд 37 «Сказки Ушинского»

Ведущая:

К. Д. Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни». Сейчас мы с вами посмотрим старый, очень симпатичный и милый анимационный мультфильм «Охотник до сказок». В основе сюжета – всеми любимые сказки Константина Ушинского и некоторые истории из русских народных небылиц. Мультфильм расскажет и покажет очень смешную и очень забавную историю о капризном старике и о том, как его проучил бравый служивый.



Слайд 38 «Мультфильм «Охотник до сказок»

Слайд 39 «Улица и школа имени Ушинского в Туле»

Ведущая:

Именем К. Д. Ушинского названа одна из улиц Тулы. В 2003 году Тульская областная Дума учредила ежегодную премию имени К. Д. Ушинского за значительный вклад в развитие гуманитарных наук. В тульской школе № 6 имени К. Д. Ушинского реализуется проект «Русская народная школа», в небольшом школьном музее смотрит на посетителей портрет великого педагога - творчество одного из воспитанников. А в феврале-марте проходят юбилейные мероприятия памяти педагога и писателя. Доцент ТГПУ имени Л. Н. Толстого Ефим Шаин говорит о том, что «в Туле должен быть туристический маршрут, посвященный Ушинскому.



Слайд 40 «Дом и церковь»

Мест, связанных с ним, не так много, но они есть. Известно, где стоял дом, в котором жили Ушинские. Церковь, где крестили будущего великого педагога, – Всехсвятская.



Слайд 41 «Техникум, школа и педуниверситет»

Есть коммунально-строительный техникум, где его отец работал советником хозяйственной экспедиции Тульской казенной палаты. Есть школа имени Ушинского и небольшая экспозиция, посвященная Ушинскому в педуниверситете».



Слайд 42 «Портрет К. Д. Ушинского»

Семья Ушинских прожила в Туле недолго - с 1821 по 1824 годы. Но именно на тульской земле родился выдающийся человек, о котором один из ближайших его соратников Л. Н. Модзалевский писал: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный учёный, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор…»



Слайд 43 «Книги Ушинского»

Книги К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово» оказали очень большое влияние, как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при (составлении знаменитых «Азбук»). Большое значение К. Д. Ушинский придавал языку своих рассказов, он считал, что рассказы должны быть написаны на родном языке, просто, без использования малопонятных для маленьких читателей слов. На родном языке можно прикоснуться к миру сокровенных мыслей ребенка, до самых сокровенных уголков ее души, ибо только на родном языке можно воспитать национально сознательную личность, настоящего патриота своей Родины.



Слайд 44 «Высказывание Ушинского»

Особая ценность рассказов К. Д. Ушинского о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн. Открывайте для себя этот удивительный мир, читайте произведения педагога Ушинского - большую энциклопедию знаний, высокой нравственности и народной мудрости.



Литература

  1. Ушинский, К. Д. Два плуга : рассказы / К. Д. Ушинский. – М. : Дет. лит., 1989. – 32 с. : ил. – (Читаем сами).

  2. Ушинский, К. Д. Детский мир и хрестоматия / К. Д. Ушинский ; худож. : А. Гусаров, М. Гаврилов. – СПб. : Золотой век : Диамант, 1997. – 416 с. : ил.

  3. Ушинский, К. Д. Как рубашка в поле выросла / К. Д. Ушинский ; худож. Т. Шеварёва. – М. : Малыш, 1986. – 12 с. : ил. – (Библиотека детского сада).

  4. Ушинский, К. Д. Рассказы / К. Д. Ушинский ; рис. И. Дунаевой. – М. : Дет. лит., 1983. – 32 с. : ил. – (Читаем сами).

  5. Ушинский, К. Д. Рассказы и сказки / К. Д. Ушинский. – М : Дрофа-Плюс, 2005. – 64 с. – (Внеклассное чтение).

  6. Ушинский, К. Д. Сказки / К. Д. Ушинский ; рис. Н. Ирисовой. – М. : Дет. лит., 1985. – 24 с. : ил. – (Читаем сами).

  7. Ушинский, К. Д. Слепая лошадь / К. Д. Ушинский ; рис. В. Гальдяев. – М. : Малыш, 1976. – 19 с. : ил. – (Читаем сами).

  8. Петухов, А. 175 лет со дня рождения К. Д. Ушинского / А. Петухов // Тульский край. Памятные даты на 1999 г. – Тула, 1998. – С. 40 – 41. – Библиогр. в конце ст.

  9. Гусев, С. Потерянный год Ушинского / С. Гусев // Слобода. – 2013. – 27 февр. (№ 9). – С. 19 : ил., фото.

  10. Шаин, Е. Учитель, перед именем твоим… / Е. Шаин // Тул. известия. – 2003. – 5 февр.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13