Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник предназначен для директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, старшим вожатым, отрядным вожатым детских




страница1/14
Дата26.06.2017
Размер2.27 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Государственное учреждение «Областной молодежный центр»


Воронежская Региональная общественная организации

«Содружество детских организаций»

Лето! Солнце!

Дети?!

Сборник предназначен для директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, старшим



вожатым, отрядным вожатым детских

оздоровительных лагерей



Воронеж 2005


Автор-составитель: Максимова Н.В.

Изготовление оригинал-макета: Максимова Н.В.

Отзывы, предложения и пожелания просим направлять по адресу:

394019 г. Воронеж, пл. Ленина, 12, к.526

ГУ «Областной молодежный центр»

Тел./факс (0732) 77–61-21, Тел. (0732) 39-94-16

E-mail omc@mail.ru

© ГУ «Областной молодежный центр» 2005

Давайте хотя бы на мгновение перенесемся в детский оздоровительный лагерь! Это прекрасное место, красивая природа, свежий воздух, а если это лето, да еще лагерь расположен на море. . . Просто сказка, а не отдых.

И тут появляются дети! Что с ними делать, куда бежать, а как же отдых? Так вот, работа в детском оздоровительном лагере это не так просто и к этому нужно серьезно готовится!

Мы верим, что вы стали вожатыми неслучайно. Выбрали для себя работу очень трудную, но радостную. Мы уверены, что работать вожатым с детьми – ваше истинное призвание. Но призвание не осуществимо без мастерства и профессионального опыта. И главной задачей является овладение мастерством воспитателя. Никогда не следует забывать, что от вас зависит здоровье и жизнь вверенных вам ребят. Всегда нужно помнить, что от того, насколько вы будете готовы к различным случайностям и непредвиденным обстоятельствам, зависит какой запомнится смена ребятам.

Далее мы поговорим о том, как сделать любую смену детского оздоровительного лагеря запоминающейся, как профессионально и грамотно организовать работу вожатого и как оградить ребят от большинства видимых и невидимых опасностей.

Не разочаровывайтесь, если не найдете в книге ответы на какие-то вопросы. Нельзя объять необъятное. В реальной практике всегда возникают непредсказуемые, нестандартные ситуации. Их трудно предусмотреть, поэтому ответы на некоторые вопросы вам придется искать самостоятельно.




1. Что должен знать вожатый (педагог-организатор)

детского оздоровительного лагеря

о своих правах и обязанностях.
Жизнь и деятельность в детском лагере регламентируются как нормативными документами, так и документами, разрабатываемыми администрацией. Перечислим нормативные документы, которые лежат в основе организации деятельности дет­ского лагеря.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Трудовой кодекс РФ. Принят Государственной Думой Федерального Собра­ния РФ 21 декабря 2001.

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204 – 03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003г.

  • Порядок проведения смен профильных лагерей труда и отдыха. Приказ №2688 от 13.07.2001 Министерства образования РФ.

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несча­стных случаев с детьми в пионерских, спортивно-оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха. Утверждено ВЦСПС 4 июня 1982 г., №332.

  • Уголовных кодекс РФ.

  • Внутренние документы детского лагеря (правила внутреннего трудового распо­рядка, правила по технике безопасности и охране труда, правила по противо­пожарной безопасности, должностные инструкции).

Важную роль в жизни лагеря имеет знание персоналом своих прав и обязанно­стей, умелое разделение ответственности.
1.1. Права и обязанности сотрудников детского лагеря

(Примерные должностные инструкции некоторых сотрудников детского оздоровительного лагеря)
Заместитель начальника ДОЛ по воспитательной работе

  1. Общее положения.

    1. Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе – ведущий специа­лист в структуре должностей педагогического коллектива детского лагеря.

    2. Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе совместно с начальни­ком лагеря, методистом, педагогами-организаторами (вожатыми) и другими педагогическими работниками реализует ведущие направления обра­зовательно-воспитательной деятельности детского лагеря.

    3. Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе подчиняется началь­нику детского лагеря.

    4. Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе в своей деятельности руководствуется Положением (Уставом) о детском лагере, данной должностной инструкцией, решениями педагогических и методических советов детского ла­геря, производственных совещаний, приказами и распоряжениями начальника детского лагеря, нормативными документами внутреннего пользования, а также указаниями вышестоящих руководителей по административной и профессио­нальной подчиненности.

    5. На должность заместителя начальника лагеря по воспитательной работе назнача­ются педагогические работники, имеющие высшее педагогическое об­разование, опыт работы в детском лагере, склонность к руководящей организа­торской работе с педагогическим коллективом и детскими объединениями.

  2. Задачи и обязанности.

    1. Совместно с начальником и методистом лагеря осуществление перспективного и текущего планирования деятельности ДОЛ и работы педагогического коллек­тива, разработка программ воспитательной деятельности с детским коллекти­вом.

    2. Организует и проводит всю воспитательную работу среди детей и педагогиче­ского персонала лагеря.

    3. Осуществление повседневного руководства деятельностью педагогов-организато­ров, их взаимодействия с педагогами музыкального и художествен­ного воспитания, инструкторами по физическому воспитанию, библиотекарем и другими педагогическими работниками.

    4. Руководит деятельностью и утверждает планы работы всех кружков в лагере, определяет время их работы в пределах правил внутреннего распорядка.

    5. Обеспечение соблюдения педагогическим коллективом лагеря инструкций по охране жизни и здоровья детей при планировании и организации деятельности. Согласование планов с медицинскими работниками лагеря.

    6. Оказание повседневной практической, организационной, инструктивно-методиче­ской помощи педагогическим работникам лагеря. Организация и уча­стие в работе по повышению профессионального мастерства педагогических работников лагеря.

    7. Участие в подготовке и проведении заседаний педагогических и методических советов лагеря, производственных совещаний, обеспечение реализации их ре­шений.

    8. Организация деятельности и руководство детским активом лагеря и органов само­управления, планирование работы, проведение заседаний органов само­управления, подведение итогов работы.

    9. Осуществление постоянного анализа деятельности педагогического коллектива, детских коллективов, органов детского самоуправления. Обеспечение мер по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса.

    10. Анализ и контроль ведения педагогами-организаторами, педагогами музыкаль­ного и художественного воспитания, инструкторами по физической культуре установленной документации: педагогических дневников, текущих и перспек­тивных планов, журналов занятий и т.д.

    11. Ведение установленной документации и отчетности. Своевременное представле­ние ее начальнику лагеря, вышестоящим руководителям и структу­рам.

  3. Права и полномочия

    1. Представление лагеря перед вышестоящими руководителями и структурами по поручению начальника лагеря.

    2. Замещение начальника лагеря на период его отсутствия, период отпусков, коман­дировок, в случаях производственной необходимости.

    3. Постановка вопросов пред вышестоящими руководителями и структурами по улучшению условий труда, производственной деятельности, развитию образо­вательно-воспитательной системы детского лагеря, обеспечению лагеря мате­риалами, необходимыми условиями для реализации педагогических программ и планов.

    4. Осуществление контроля и анализа работы педагогов-организаторов, педагогов музыкального и художественного воспитания, инструкторов по физической культуре и других работников. Контроль над выполнением режима дня.

  4. Ответственность

4.1 Заместитель начальника по воспитательной работе детского лагеря в сфере воз­ложенных на него задач, функций и обязанностей несет ответственность за:

- содержание и эффективность образовательно-воспитательной работы с дет­ским коллективом и органами детского самоуправления лагеря;

- обеспечение единства в организации образовательно-воспитательного и оздо­ровительного процесса в практической деятельности детского коллектива;

- состояние, качество и актуальность наглядного отражения детского коллектива лагеря в планировании, организации и анализе деятельности;

- обеспечение отрядов канцелярскими принадлежностями, культтоварами, наградной продукцией.
Методист ДОЛ

1. Общие положения.

1.1 Методист детского лагеря – ведущий специалист в структуре должностей педагогического коллектива детского лагеря.

1.2 Методист совместно с начальником лагеря, его заместителем по педагогической работе, отрядными педагогами-организаторами реализует ведущие направления образовательно-воспитательной деятельности детского лагеря.

1.3 Методист подчиняется начальнику лагеря, его заместителю по воспитательной работе.

1.4 Методист в своей работе руководствуется Положением (Уставом) о детском лагере, данной должностной инструкцией, приказами и распоряжениями начальника лагеря, решениями педагогических советов, производственных совещаний, другими нормативными документами внутреннего пользования.

1.5 На должность методиста назначаются педагоги, имеющие высшее педагогическое образование, опыт работы в детском лагере, склонность к методической деятельности.



2. Задачи и обязанности.

2.1 Методическое обеспечение организации образовательно-воспитательного процесса в лагере и текущей деятельности в педагогическом и детском коллективах лагеря.

2.2 Организация работы методического совета и других объединений лагеря, обеспечение его эффективной деятельности по осуществлению образовательно-воспитательного процесса в лагере и реализации педагогических программ.

2.3 Изучение, обобщение и распространение передового опыта педагогов-организаторов лагеря. Ведение соответствующей документации по накоплению и систематизации материалов: картотека, программы, планы, сценарии. Создание фонда методических материалов.

2.4 Пропаганда достижений педагогической науки и практики, методики воспи­тательной работы с детьми и подростками. Организация собеседований и консультаций по вопросам воспитательной работы с детьми.

2.5 Участие в подготовке и проведении заседаний методического и педагоги­ческого советов, производственных совещаний лагеря, ведение их прото­колов, обеспечение реализации решений.

2.6 Оказание педагогам-организаторам консультативной, инструктивно-методи­ческой и практической помощи по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.

2.7 Анализ и контроль ведения педагогами-организаторами педагогических дневников. Оказание индивидуальной помощи. Принятие мер по улучшению состояния педагогических дневников.

2.8 Ведение установленной документации и отчётности. Своевременное пре­доставление её начальнику лагеря, вышестоящим руководителям и струк­турам. Планирование своей работы: ежедневное, посменное, перспективное.

3. Права и полномочия.

3.1 Представление лагеря перед вышестоящими руководителями и структурами по поручению начальника лагеря.

3.2 Замещение заместителя начальника лагеря по воспитательной работе в случае производственной необходимости, на период отпуска, командировок, по представлению начальника лагеря.

3.4 Постановка вопросов по улучшению условий труда, производственной дея­тельности лагеря, методической работы и развитию образовательно-воспи­тательной системы лагеря.

3.5 Контроль и анализ работы педагогов-организаторов с детьми. Посещение и проверка отрядных и общелагерных дел, педагогических дневников, режим­ных моментов.

4. Ответственность.

4.1 Методист в сфере возложенных на него обязанностей, функций и задач несёт ответственность за:

- методическое обеспечение реализации педагогической программы лагеря и организации образовательно-воспитательного процесса в лагере и отрядах;

- методическое обеспечение деятельности педагогов-организаторов по реализации образовательно-воспитательного процесса в работе с детьми;

- состояние документации педагогического коллектива: планы, программы, отчёты и другие материалы, установленные для обязательного ведения;

- наглядное отражение деятельности педагогического коллектива в методи­ческом уголке лагеря.


Педагог-организатор (вожатый) отряда

1. Общие положения.

  1. К вожатской работе допускаются лица:

- достигшие 18-летнего возраста;

- успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагерю.



  1. Педагог-организатор (вожатый) организует, руководит и обеспечивает жизнедеятельность группы детей, именуемой в дальнейшем отрядом, осуществляет образовательно-воспитательную и оздоровительную работу в соответствии с программой, планом работы лагеря и отряда.

  2. Педагог осуществляет свои функции в согласованности с другим педагогом
    этого отряда, другими педагогами и сотрудниками лагеря.

  3. Педагог в вопросах организации деятельности детей подчиняется заместителю начальника лагеря по педагогической работе.

2. Задачи и обязанности.

  1. Педагог организует пребывание вверенных ему детей в соответствии с утверждённым планом работы лагеря и отряда во взаимодействии с другими сотрудниками лагеря.

  2. Педагог проявляет заботу о физическом и нравственном благополучии ребёнка, обеспечивает соблюдение распорядка дня, организует приём пищи, соблюдение детьми правил общежития и гигиены.

  3. Педагог организует жизнь отряда, исходя из интересов детей, учитывая индивидуальные особенности каждою ребёнка, работает с коллективом через органы детского самоуправления.

  4. Педагог организует воспитательную досуговую работу в отряде на основе инициативы и самодеятельности самих детей и в соответствии с утвержденным планом работы на смену.

  5. Педагог организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

  6. Педагог выполняет распоряжения, задания и поручения администрации лагеря для выполнения производственных задач по должности или направленные на обеспечение безопасности детей, на реализацию программы лагеря в плане организационного и методического обеспечения.

  7. Педагог отряда получает для детей реквизит и другие материалы, предназначенные для образовательно-воспитательного процесса, проводит среди детей работу по формированию бережного отношения к имуществу лагеря и окружающей среде, в случае порчи и утраты своевременно оформляет финансовые документы.

  1. Юридическим документом отчётности работе педагогов является педаго­гический дневник. Педагог, работающий по графику с отрядом, планирует распорядок дня, цель и технологию проведения дел отмечает все отклонения в поведении детей, фиксирует время выхода отряда за пределы лагеря и момент передачи юридической ответственности за детей.

  2. Педагог в педагогическом дневнике ежедневно анализирует выполнение планов, деятельность отряда, свою деятельность, успехи в развитии детей, их инициативу.

  3. Педагог проявляет заботу о здоровье детей, условия для этого, получает рекомендации врача лагеря и выполняет их. Педагоги отряда в единстве с медперсоналом обеспечивают выполнение санитарно-гигиенических требований.

3. Права.

3.1 Педагог имеет право:



  • Знать критерии оценки личной, профессиональной деятельности и
    деятельности вверенного отряда.

  • Принимать участие в работе педагогического и методического советов и
    других профессиональных и творческих объединений, вносить предложения по совершенствованию деятельности лагеря и его служб.

  • По итогам работы быть отмеченным различными видами поощрения по
    представлению руководства лагеря.

4. Ответственность.

4.1 Педагог несёт ответственность за качественное выполнение своих обязан­ностей.

4.2 Педагог несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность детей. Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на кружководов и других ответственных лиц.

4.3 Соблюдение распорядка дня, режима питания и оздоровления.

4.4 Сохранность материальных ценностей, используемых в процессе деятель­ности отряда, ущерб, причинённый детьми отряда в случае безнадзорности или лично педагогами.

4.5 Своевременное, полное и качественное оформление дневника и другой документации установленного образца.


1.2. Вопросы, наиболее часто возникающие у вожатых

(педагогов – организаторов)

Ответим на некоторые вопросы, которые раскрывают содержание профессиональной деятельности вожатого в рамках правового поля.



1. Кто принимает на работу вожатого?

Трудовые отношения на территории Российской Федерации регулируются Трудовым кодексом, принятым 21.12.01 (№197-ФЗ), и другими правовыми актами, в том числе и Законом РФ «Об образовании».

В соответствии со статьей 56, Закона РФ «Об образовании» работодателем для работника образовательного учреждения является само учреждение.

В соответствии со статьями 56, п.1; 12, п.2; 32, п.2 (4) Закона РФ «Об образовании» образовательное учрежде­ние является юридическим лицом, осуществляет «подбор, прием на работу и расстановку кадров», то есть оно выступает «работодателем» для всех работников данного образовательного учреждения. Именно директор учреждения принимает на работу, поощряет, наказывает, увольняет своих сотрудников.


2. Какой вид трудового договора (контракта) заключается с вожатым?

Статья 58 Трудового кодекса РФ предусматривает два вида трудовых договоров:



  • на неопределенный срок,

  • на определенный срок не более пяти лет (сроч­ный трудовой договор).

В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его дей­ствия, то договор считается заключенным на неопре­деленный срок.

В соответствие со ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника в следующих случаях:


  • для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы;

  • на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ;

  • с лицами, направляемыми на работу за границу

  • для работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работ­ника;

  • с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы;

  • с лицами, обучающимися по дневным формам обучения;

  • с лицами, работающими в данной организации по совместительству;

  • с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

  • с лицами, направленными на временные работы органами службы занятости населения, в том числе на проведение общественных работ.

3. Какие документы обязан представить вожатый при приеме на работу?

Статья 65 ТК РФ определяет перечень документов, которые имеет право требовать работодатель при при­еме на работу:



  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

  • трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Трудовую книжку на молодого специалиста в течение 5 дней обязано оформить образовательное учреждение, куда он оформляется, если работа является основной.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования при заключении трудового договора впервые также оформляется работодателем.

В соответствии с требованиями тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников образования к работникам предъявляются требования по определенному уровню профессионального образования. Документ об уровне образования необходим также и для установления разряда по оплате труда.

Педагогические работники обязаны также представить медицинские справки об отсутствии противопоказаний к работе.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О саниитарно- эпидемиологическом благополучии» от 30.03.99 №52-ФЗ педагогические работники должны предоставить санитарные книжки установленного образца, в которые вносятся данные о прохождении медицинских осмотров.

Кроме того, предоставляются данные о присвоенном индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) для представления данных об удержанном подоходном налоге в налоговые органы.

Следует отметить, что Трудовым кодексом запре­щено требовать от лица, поступающего на работу, до­кументы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлением Правительства РФ.

4. С какими документами обязаны знакомить работника при приеме на работу?

Образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего на работу педагога со следующими документами:



  1. Устав.

  2. Коллективный договор.

  3. Правила внутреннего трудового распорядка.

  4. Должностные инструкции.

  5. Приказ по охране труда и соблюдению правил техники безопасности.

  6. Другие локальные акты, принятые в данном образовательном учреждении.

Работник письменно подтверждает, что с данными документами он ознакомлен.

Если работник не желает письменно подтвердить ознакомление с документами, то это подтверждают подписи двух других приглашенных сотрудников. Не­желание подписывать документы не освобождает от ответственности.



5. Что включается в должностные инструкции вожатых?

Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов:



  1. «Должностные обязанности» — содержит основные функции, которые могут быть поручены частично или полностью работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций в каждом образовательном учреждении, закрепляющих конкретные права, обязанности и ответственность работника.

  2. «Должен знать» — содержит основные требовании предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

  3. «Требования к квалификации по разрядам оплаты» — определяет уровень образования, стаж работы (по специальности или педагогический), квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

Должностная инструкция не может выходить за рамки тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должности и должна предусматри­вать индивидуальные особенности трудового догово­ра (контракта). Например, педагогу-организатору, ра­ботающему неполный рабочий день, установлен ре­жим работы в две смены через день, с выходным днем в пятницу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  • Воронеж 2005