Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник практических заданий в помощь учителю-словеснику (подготовка к олимпиаде) Пучкан Любов Іванівна вчитель російської




Скачать 364.31 Kb.
Дата15.06.2018
Размер364.31 Kb.
ТипСборник
Запорожская гимназия № 28 Запорожского городского совета Запорожской области Сборник практических заданий В помощь учителю-словеснику (подготовка к олимпиаде) Пучкан Любов Іванівна вчитель російської мови та літератури, вища категорія, вчитель-методист Запорізька гімназія №28 Орджонікідзевського району 2014 г. Содержание Вступление. Актуальность темы ………………………………………………3 Крылатые слова …………………………………………………………………5 Фонетика. Орфоэпия. Графика ………………………………………………...18 Морфемика. Морфология ………………………………………………………19 Культура речи……………………………………………………………………20 Стилистика ………………………………………………………………...…….24 Занимательная грамматика ……………………………………………………..25 Ответы на задания по занимательной грамматике ……………………………31 Алгоритм написания сочинения-эссе ………………………………………….36 Список литературы ……………………………………………………………...39 Наступление новой технологической эры и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним из которых является олимпиада. Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Цель олимпиады по учебной дисциплине – это выявление специальных способностей, проявляющихся в овладении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией. Общество всегда нуждалось в творческих гармонично развитых личностях. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Наиболее полное раскрытие интеллектуального потенциала одаренных детей составляет актуальную задачу современного образования. Каждый учитель, работающий с большой группой детей, знает, как сложно учитывать индивидуальные особенности детей, тем более одаренных. К сожалению, чаще всего, эти дети не реализуют свой потенциал, им тесно в рамках только урочной деятельности. Целями моей работы являются: Развитие познавательной активности учащихся Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла Выявление уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления Формирование творческой активности учащихся Обучение совместной деятельности в группе Развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся Подготовка ученика к олимпиаде требует определенных знаний и умений самого учителя. Как подготовить Какие задания использовать Как научить рационально расходовать время при выполнении заданий на самой олимпиаде Эти и другие вопросы задает себе каждый серьезный учитель. Задача настоящего пособия – помочь учителям в подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку. В пособии предложены задания по следующим разделам языкознания: фразеология (этимология крылатых слов); фонетика, орфоэпия, графика; морфемика; морфология; культура речи; стилистика; занимательная грамматика. В пособии содержатся ответы на наиболее сложные лингвистические задания, помещен алгоритм написания эссе как наиболее часто встречающегося жанра творческого задания на олимпиаде по русскому языку. Крылатые слова Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Они представляют собой лаконичные формулировки идей и понятий и характеризуют многообразные общественные отношения. Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого «Илиада» и «Одис­сея» оно часто встречается. «Крылатыми» Гомер называл такие слова, которые быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слуша­теля. Это гомеровское определение стало термином языковедения и стилистики, где оно обозначает только те ходячие выражения, кото­рые возникли из литературных источников или исторических документов. Из объяснений крылатых слов и примеров их употребления можно видеть, что многие вошедшие в литературную речь выражения полу­чили новое значение; возникшие из библейских мифов утратили свою религиозную окраску, приобрели иное звучание, часто употреб­ляются с иронией, шуточно. Определите значение крылатых выражений: 1. А все-таки она вертится. 2. Альфа и омега. 3. Бальзаковский возраст. 4. Бесплодная смоковница. 5. Благими (добрыми) намерениями ад вымощен. 6. Благоглупости. 7. Блоху подковать. 8. Бочка Данаид. 9. Бросать камень. 10. Время — деньги. 11. Держать порох сухим. 12. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. 13. Жалкие слова. 14. Живая дробь. 15. Жизнь — борьба. 16. И все то благо, все добро. 17. Ищите женщину. 18. Как дошла ты до жизни такой 19. Как мало прожито, как много пережито. 20. Козел отпущения [искупления]. 21. Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе. 22. Муки Тантала. 23. Новое – это хорошо забытое старое. 24. Прокрустово ложе. 25. Сие от них не зависит. 26. Сизифов труд. Сизифова работа. 27. Сказка про белого бычка. Объяснение значений крылатых выражений: 1. А все-таки она вертится. Выражение приписывается великому итальянскому аст­роному, физику и механику Галилео Галилею (1564—1642). Привлеченный к суду инквизиции за приверженность к «еретическому» учению Коперника о движении земли, он вынужден был, стоя на коленях, поклясться в том, что от­рекается от ереси. По легенде, после отречения, Галилей, топнув ногой, сказал: «Eppur si muove» («А все-таки она вертится»). Легенда эта основана на сообщении француз­ского писателя Трэла (Augustin Simon Trailh, 1717 — 1794) в его книге «Литературные распри», Париж, 1761. Позднее, на основании документаль­ных данных, легенда была опровергнута («Галилео Гали­лей», Сб., посвященный 300-летней годовщине со дня смерти Галилео Галилея, М. — Л. 1943, с. 120). Легендарная фраза Галилея, получившая крылатость, употребляется как фор­мула неколебимой убежденности в чем-либо. Вспомните старика Галилея. Подумайте, почему он перед папским инквизиционным судом не побоялся произнести знаменитые слова: «А она все-таки вертится», — подумайте об этом, и вы увидите, какой могучий и незаменимый талисман составляют для мыслящего человека любимые занятия его мысли. 2. Альфа и омега. Начало и конец, все (альфа и омега — первая и послед­няя буквы греческой азбуки). Выражение возникло из биб­лии: «Я есмь альфа и омега, начало и конец», — говорит господь» (Апокалипсис, I, 8). «Я есмь альфа и омега, первый и последний» (там же, 2, 8). Размножать мыслящих людей — вот альфа и омега всякого обще­ственного развития (Д. И. Писарев, Цветы невинного юмора, 6). Альфа и омега кухни — кухарка Пелагея возилась около печки (А. П. Чехов, Кухарка женится). 3. Бальзаковский возраст. Выражение возникло после выхода романа француз­ского писателя Оноре Бальзака «Женщина тридцати лет» (1831); употребляется как шутливое определение женщин в возрасте 30 — 40 лет. В этом же значении отсюда возникли выражения: «Бальзаковская женщина», «Бальзаковская героиня». …положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел как сидит бальзакова 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала (М.Ю. Лермонтова. Максим Максимыч ). — Ах ты, бесстыдница! Впрочем, что ж Бальзаковский возраст! Ничего не поделаешь с этим возрастом!.. Бальзаковская барыня и психопатка (А. П. Чехов, От нечего делать). 4. Бесплодная смоковница. Выражение возникло из евангельской легенды (Матф., 2 9) о том, что Иисус, увидев при дороге смоковницу, по­дошел к ней, но, не найдя плодов, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла. Выражение это употребляется, когда речь идет о бездетной женщине, а также о ком-нибудь, чья деятельность бесплодна. Кузьма всю жизнь мечтал учиться и писать. Что стихи! Стихами он только «баловался». Ему хотелось рассказать как погибал он, с небывалой беспощадностью изобразить свою нищету и тот страшный в своей обыденности быт, что калечил его, делал «бесплодной смоковницей». 5. Благими (добрыми) намерениями ад вымощен. Выражение приписывается английскому писателю Джонсону (1709 — 1784). Биограф его, Босвелл, рассказы­вает, что в 1775 г. Джонсон сказал: «Hell is paved with good intentions» — «Ад вымощен добрыми намерениями». Валь­тер Скотт в романе «Ламермурская невеста» (1819), ч. 1 гл. 7, приписывает это изречение одному из английских богосло­вов. Действительно, Джордж Герберт (ум. 1632) в книге «Jacula prudentium» говорит: «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Смысл этого выражения в том, что от доброго намерения еще далеко до доброго дела, и люди, имеющие добрые намерия, но не осуществляющие и, не могут считаться праведниками и попадают не в рай, а в ад. Выражение это применяется к тем, кто имеет намерение сделать что-либо. Говорит об этом, берет на себя обязательство, которое так и не выполняет. —...я могу иметь, наконец, добрые намерения... — Добрые на­мерения! Может быть. Добрыми намерениями, говорят, весь ад вы­мощен (Н. С. Лесков, Островитяне, 19). 6. Благоглупости. Слово, вошедшее в литературную речь из сочинений М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Невинные рассказы. Деревен­ская тишь» (1865), «За рубежом» (1880). Употребляется в значении: пустяки, выдаваемые за серьезное дело, глупость, произносимая с важностью. Желая выучить солдат, он [начальник Дуйского поста] прибегал к игре в лото. «За перекличку Нумеров, кто сам не может, должен платить по гривеннику; раз заплатил, другой раз заплатил, а там и поймет что это не выгодно. Глядишь, туго возьмется за нумера, да в неделю и выучит». Подобные благоглупости действовали на дуйских солдат развращающим образом… (А.П. Чехов. Остров Сахалин, 20). 7. Блоху подковать. Выражение это в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, перехитрив кого-либо, по­лучило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной при­баутки: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». 8. Бочка Данаид. Данаиды в греческой мифологии — пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили его отдать им в жёны его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное пре­ступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную боч­ку в подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении: постоянный бес­плодный труд, а также — вместилище, которое никогда не может быть наполнено. Ненасытное желание. Ведь жажда к богатству... это — современная бочка Данаид....Сколь­ко туда ни лейте, все будет мало (Г. Данилевский, Девятый вал, 2, 19). [Базаров] никогда не пробует серьезно разговаривать с Ситниковым или с Кукшиною, потому что эти господа очевидно изображают своими особами бездонную бочку Данаид. Сколько в них ни вали дельных мыс­лей, хоть весь британский музеум опрокинь в их головы, все будет пусто и все будет проходить насквозь с величайшей легкостью (Д. И. Писа­рев, Реалисты, 7). 9. Бросать камень. Выражение «Бросать камень» в кого-нибудь в смысле: обвинять, возникло из евангелия (Иоанн, 8, 7); Иисус ска­зал книжникам и фарисеям, которые, искушая его, привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (в древней Иудее существовала казнь — побивать каменьями). ... я не кинула бы в нее камнем, если б она честно заявила мужу, что любит другого (П. Д. Боборыкин, Перевал, 3, 21). 10. Время — деньги. Афоризм из сочинения американского ученого и полити­ческого деятеля Вениамина Франклина (1706 — 1790) «Со­вет молодому купцу» (1748). Сходное по мысли выражение уже встречается у греческого философа Теофраста (ок. 372 — 287 до н. э.): «Время — дорогая трата». Афоризм Франклина прочно усвоен всякого рода предпринимате­лями, дельцами, коммерсантами и является девизом их деятельности. — То ли дело дома! Проснешься не торопясь, посердишься на что- нибудь, поворчишь, опомнишься хорошенько, все обдумаешь, не торо­пишься. — А время — деньги, вы забываете это, — сказал полковник (Л. Н. Толстой, Анна Каренина, 2, 35). 11. Держать порох сухим. Выражение употребляется в значении: быть предусмот­рительным, готовым к бою, соблюдать меры предосто­рожности. Приписывается виднейшему деятелю англий­ской буржуазной революции XVII в. Оливеру Кромвелю (1599 — 1658), будто бы сказавшему 3 сентября 1650 г. своим войскам, когда они должны были форсировать реку накануне сражения с шотландскими роялистами при Данбаре: «Уповайте на бога, ребята, но порох держите сухим» (Hayes. Ballads of Ireland, v.1, p.191). Не будь Товарищ, Слепым И глухим! Держи, Товарищ, Порох Сухим! (В.В. Маяковский. Осторожный марш.) 12. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Афоризм этот, принадлежащий Сократу (469 — 399 до н. э.), часто цитировался писателями древности (Квинтилиан, Авл Геллий, Диоген Лаэртский и др.) и передан Плутархом в его сочинении «Как молодой человек должен читать поэтов». Мольер ввел это изречение в свою комедию «Скупой» (1668). В 5-й сцене 3-го акта Валерий, влюблен­ный в дочь Гарпагона, зная его непомерную скупость и же­лая угодить ему, говорит в его присутствии повару, что нельзя закармливать гостей: «По словам древнего мудреца, надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». 13. Жалкие слова. Выражение из романа И. А. Гончарова «Обломов» (1859). Так старый слуга Захар называет те нравоучения, которые читает ему барин: «Мастер жалкие-то слова говорить: так по сердцу точно ножом и режет» (ч. I, гл. 8; ч. II, гл. 7). Мы способны лишь волноваться да и не волноваться, в строгом смысле слова, а только жалкие слова говорить (М. Е. Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности, 2, 4). И потекут, и потекут жалкие слова с обидными намеками на слабые места (М. Пришвин, Кащеева цепь, кн. I, звено 4). 14. Живая дробь. Выражение из очерка Г. И. Успенского «Четверть лоша­ди» из цикла «Живые цифры» (1888). В очерке изображено тяжелое положение одной из тех бедных безлошадных кре­стьянских семей, на долю которых, по статистическим дан­ным, приходится «четверть» лошади. Рассказывая о своей встрече с безлошадными, Успенский пишет: «Что-то сказало мне, что передо мной — не что иное, как живая статисти­ческая дробь, а через мгновение я уже с полною ясностью знал, что я вижу именно дробь в живом человеческом обра­зе, вижу, что такое эти нулики с запятыми, с большими и маленькими... Дробь была баба лет тридцати, и рядом с ней стояла на земле маленькая, полуторагодовалая девочка». 15. Жизнь — борьба. Выражение восходит к античным авторам. У Еврипида в трагедии «Просительницы»: «Жизнь наша — борьба». В письмах Сенеки: «Жить значит бороться». Вольтер в тра­гедии «Фанатизм, или Пророк Магомет» вкладывает в уста Магомета фразу: «Жизнь — борьба». …жизни без борьбы для меня не существует. На кой черт она мне сдалась, если только жить для того, чтобы существовать. Жизнь — это борьба (Н. А. Островский, Речи, Статьи, Письма, М. 1940, с. 27). 16. И все то благо, все добро. Цитата из стихотворения Г.Р. Державина «Утро» (1800): Там поселяне плуг влекут, Здесь сети рыболов кидает, На уде блещет серебро; Там огнь с оружья войск сверкает, – И все то благо, все добро… …пишу тебе, окруженный деньгами, афишками, стихами, прозой, журналами, письмами, – и все то благо, все добро (А. С. Пушкин. Письмо Л.С. Пушкину 30 января 1823 г.). Я имею удивительную способность видеть во всем одну хорошую сторону, не замечая дурных, и, на что бы ни смотрел, всегда повторяю мой любимый стих: И все то благо, все добро! (В. Г. Белинский. Литературные мечтания). 17. Ищите женщину. Выражение это употребляется (часто по-французски: “Cherchez la femme”), когда хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления оказывается женщина. Крылатым оно стало благодаря роману Александра Дюма-отца (1802-1870) «Могикане Парижа», переделанному им в одноименную драму (1864). Слова эти в «Могиканах Парижа» (в романе ч. III, гл. 10 и 11, в пьесе – д. 2, явл. 16) являются излюбленной поговоркой парижского полицейского чиновника. Дюма использовал выражение, которое действительно употреблял получивший большую известность чиновник французской полиции Габриэль де Сартин (1729-1801). Мысль этого выражения не нова. Самый ранний вариант его встречается у римского поэта Ювенала (ок. 43-113 гг. н. э.); в 6-й сатире он говорит, что «едва ли найдется тяжба, в которой причиной ссоры не была бы женщина». В романе Ричардсона (1689-1761) «Чарльз Грандисон» (1753), в 24-м письме читаем: «За этими происками кроется женщина». Во 2-й главе романа И. С. Тургенева «Рудин» (1855) женоненавистник Пигасов по поводу любого несчастья спрашивает: «Как ее зовут» – У каждого из нас женщина есть мать, сестра, жена, друг, у Лаевского же она – все и притом только любовница. Она, то есть сожительство с ней, – счастье и цель его жизни, он весел, грустен, разочарован – от женщины; жизнь опостылела – женщина виновата; загорелась заря новой жизни, нашлись идеалы – и тут ищи женщину (А. П. Чехов. Дуэль, 3). 18. Как дошла ты до жизни такой Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Убогая и нарядная» (1861): Подзовем-ка ее да расспросим: «Как дошла ты до жизни такой..» – … вижу, что вам хочется спросить меня: «Как дошла ты до жизни такой» (А. И. Куприн. Погибшая сила). – Предоставим слово Нагульнову. Пусть он расскажет, как дошел он до жизни такой (М. Шолохов. Поднятая целина, 1, 32). 19. Как мало прожито, как много пережито. Цитата из стихотворения С. Я. Надсона (1862-1887) «Завеса сброшена» (1882). 20. Козел отпущения [искупления]. Библейское выражение (Левит, 16, 21-22), возникшее из описания существовавшего у древних евреев особого обряда возложения грехов всего народа на живого козла; в день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других. Войдя в гостиную, Степан Аркадьевич извинился, объяснил, что был задержан тем князем, который был всегдашним козлом-искупителем всех его опаздываний и отлучек (Л. Н. Толстой. Анна Каренина, 4, 9). Процесс Лугинина выделялся только бешеными цифрами растраченных денег… Козлом отпущения являлся именно этот последний Лугинин, и на нем сосредоточилось все внимание (Д. Н. Мамин-Сибиряк. Человек с прошлым, 6). 21. Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе. Плутарх («Изречения царей и полководцев. Юлий Цезарь», 5) рассказывает, что проездом через жалкий альпийский городишко Цезарь сказал: «Я хотел лучше быть первым здесь, чем вторым в Риме». Эта фраза Цезаря, характеризующая честолюбцев, приобрела крылатость в измененной редакции. Уж если он утверждал, что лучше быть первым в деревне, нежели вторым в городе, то стало быть, и в самом деле в этом первенстве должна быть какая-то сладость (М. Е. Салтыков-Щедрин. Наша общественная жизнь, 7). А живет он второе лето в этом вонючем городишке, потому что лучше быть первым в деревне, чем в городе вторым. Он здесь король и орел; он держит всех жителей в ежах и гнетет их своим авторитетом (А. П. Чехов. Дуэль, 9). 22. Муки Тантала. В греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый также царем Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру («Одиссея», 11, 582-592), наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными плодами, но, как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются. Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее значение: нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость. В это время за дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной, певшей «Я вновь пред тобою»… У секретаря затрепетало под сердцем. Муки Тантала были ему не по силам (А. П. Чехов. Тряпка). 23. Новое – это хорошо забытое старое. В 1824 г. во Франции вышли мемуары модистки Марии Антуанетты мадемуазель Бертен, в которых она эти слова сказала по поводу подновленного ею старого платья королевы (в действительности, ее мемуары поддельны, – автор их Жак Пеше (Peuchet), 1758-1830). Мысль эта была тогда воспринята как новая тоже только потому, что она была хорошо забыта. Уже Джефри Чосер (1340-1400) сказал, что «нет того нового обычая, который не был бы старым». Эта цитата из Чосера была популяризирована книгой Вальтера Скотта «Народные песни южной Шотландии» (Ed. Fournier. L’Esprit des autres, 3 ed.-Paris, 1857 p. 101-102; Ed. Fournier. Le Vieux-neuf.-Paris, 1859, v. 1). 24. Прокрустово ложе. Прокруст (греч. растягивающий) – прозвище разбойника Полипемона, о котором рассказывают греческие мифы. Всех, кто попадал к нему, он укладывал на свое ложе; тем, для кого ложе было коротко, он обрубал ноги, а у тех, для кого оно было слишком длинно, он ноги вытягивал. Отсюда возникло выражение «прокрустово ложе», употребляемое в значении: мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо, для нее не подходящее. Рассказ о Прокрусте записан греческим историком Диодором Сицилийским (I. в. до н. э.). …литература сороковых годов уже тем одним оставила по себе неизгладимую память, что она была литературой серьезных убеждений. Не зная никаких свобод, ежечасно изнемогая на прокрустовом ложе всевозможных укорачиваний, она не отказывалась от своих идеалов, не предавала их (М. Е. Салтыков-Щедрин. Круглый год, 1 ноября). Мне кажется, что прокрустово ложе, любимая мебель педантов, насилующих свободу познания, – эта мебель никогда не пользовалась во Франции особенной популярностью (М. Горький. Об Анатоле Франсе. – Собр. соч., т. 24, с. 249). 25. Сие от них не зависит. Выражение из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «О ретивом начальнике», входящей в состав сатирических очерков «Современная идиллия» (1882). Бюрократ-самодур, прочитав в одном из представленных ему проектов: «Необходимо вновь закрыть Америку», несмотря на свою тупость, замечает: «Но, кажется, сие от меня не зависит». Выражение это в форме «сие от них не зависит» применяется в нашей печати как характеристика наглых, но тщетных притязаний империалистических кругов повлиять на ход исторических событий без учета реального соотношения классовых сил. 26. Сизифов труд. Сизифова работа. Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. Возникло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз. Впервые выражение «сизифов труд» встречается в элегии (2, 17) римского поэта Проперция (I в. до н. э.). 27. Сказка про белого бычка. Выражение это употребляется в значении: бесконечное повторение одного и того же. Возникло оно из «докучной» сказочки, которой дразнят детей, докучающих просьбой рассказать им сказку: «– Сказать ли тебе сказку про белого бычка – Скажи. – Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка – Скажи. – Ты скажи, да я скажи, до чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка» и т. д., пока не наскучит одному спрашивать, а другому отвечать. Прием, на котором построена статья, известен в риторике под названием паралогизма… Приведу и пример… Катон, как житель острова Крита, говорит, что критяне все лгуны, а если критяне все лгуны, то и Катон, как житель острова Крита, тоже лгун и сказал неправду, – значит критяне не лгуны; если же критяне не лгуны, то и Катон, как житель острова Крита, не лгун; следовательно, он сказал правду и критяне лгуны; а если критяне лгуны, то и Катон… ну и т.д. бесконечно, как сказка о белом бычке (Н. В. Шелгунов. Очерки русской жизни, 32). Шабель резко перебил его: – Брось, Цибуля, эти сказки про белого бычка! (Н. А. Островский. Рожденные бурей, 1, 11). Вспомните и запишите известные вам пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения со словом язык. Пословицы и поговорки о языке: Язык мой – враг мой. Язык до Киева доведет. Не торопись языком, торопись делом. Длинный язык. Язык без костей. Суконный язык. Язык на плече. Высунув язык. Язык не повернется. Найти общий язык. Держать язык за зубами. Придержать язык. Проглотить язык. Прикусить. Язык развязался. Распустил язык. Чесать языком. Ломать язык. Говорить на разных языках. Тянуть за язык. Вертится на языке. Чтоб у тебя язык отсох. Притча во языцех. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Укажите количество букв и звуков в словах: безмолвствовать, весь, грядущий, лед, ёж, льет, поющий, пять, съел. Поставьте ударения в словах: агент, апостроф, была, верба, взяла, гнала, договор, злодей, комбайнер, крапива, магазин, нефтепровод, премирование, ракушка, свекла, тесно, цемент, щавель. Какие слова произносятся так: [грус`т`], [сй`эст`], [абй`эш`ик], [трут], [кампан`ий`а]. Поставьте данные существительные в предложном падеж. Объясните, почему перед одними существительными пишется предлог о, а перед другими – об. Астрахань, Иван, Индия, Лондон, Москва, Сергей, Урал. Определите сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении: Аист жил у нас на крыше, А в подвале жили мыши (6 раз) Выпишите «четвертое лишнее» слово: зодчий, редька, след, усадьба Выпишите слово, в котором ударение падает на первый слог: кулинария, звонит, тефтели, туфля Выпишите слова, в которых ударения падает на последний слог: позвонит, жалюзи, поняла, рефери, свекла, асимметрия. Назовите слово, ударение в котором возможно только на одном слоге: замок, статуя, орган, квартал, атлас Морфемика. Выпишите слово, которое состоит из приставки, корня, суффикса, окончания: победный, размешивая, засорение, пропитанный. Выпишите пары слов с одинаковыми приставками: польет - полет полезет – полезный пробовать – пробивать прошла – прошила подышать – подшить вскоре – вскроет вслух – вслед всемерно – всемеро взрыв – вздор взлет – вздох Выпишите слова с нулевым окончанием: багаж, неуклюж, невтерпеж, уж, замуж, муж, похож. Морфология. Какими частями речи является слово грустно в ниже приведенных предложениях Мать грустно посмотрела на детей. Ожидание было грустно. Нам было грустно расставаться. (Наречие, краткое прилагательное, категория состояния.) Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь Сколько разных значений предлога о встречается в следующем предложении Дайте пояснение каждому значению. (три значения.) Иван-царевич мечтал о доблести и славе, но, встретив на Клиновом мосту Чудо-Юдо о двенадцати головах, даже палец о палец не ударил, бросился бежать, пока не споткнулся о камень. Культура речи. Выпишите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении формы слова. На улице было холодно, поэтому ему пришлось вернуться за пальто. Он не захватил с собой спортивных туфлей. После вчерашнего дождя вновь стояла сухая погода. Выпишите предложение, в построении которого допущена ошибка. Произведя ряд расчетов, задача была решена правильно. Полмесяца прошло с этого злополучного вечера. Большое внимание он уделил тесной связи между качеством работы и дисциплиной. Выпишите предложение, в котором есть грамматическая ошибка, исправьте ее. За вход в музей мы заплатили 20 рублей. Водителю пришлось уплатить штраф за превышение скорости. Граждане, оплачивайте за проезд своевременно. Пользование сауной и бассейном оплачивается отдельно. Значение какого слова определено неверно Сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т.п. Торец – боковая сторона дома. Уникальный – редкий, единственный в своем роде. Заурядный – приметный, обращающий на себя внимание. Найдите ошибку в образовании формы слова. с двадцатью пятью рублями; не претензій; хужее всего; не кладите сюда тетради. Найдите ошибку в образовании формы слова. в обеих сумках; беги; без комментариев; положь. Укажите ошибку в управлении. плата за телефон; вопреки распоряжения; описывает встречу; сойти с поезда. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. пара туфель; несколько полотенец; страннейшая ситуація; около пятиста километров. Укажите ошибку в управлении. удостоен награды; доказательство о моей правоте; рад встрече; обвинен в предательстве. Выберите пример с правильным грамматически управлением: Угроза против государства. Ценные сведения. Клиенты равноправны покупателям. Интересоваться о будущем завода. Доминировать над другими. Укажите предложение, в котором нет грамматических ошибок. Благодаря осадкам виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги. Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Природе». Журналист беседовал с командой журналистов, учавствовавшими в чемпионате. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды. Укажите предложение без грамматических ошибок. На совещании было обсуждено ряд важных вопросов. Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе. Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском. Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус. этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус. дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы. Одним из русских прозаиков, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелев. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном». Выберите пункт, в котором все слова ряда имеют правильную грамматическую форму: мимо их, подобно им; наперекор им, ихняя дочь; благодаря ней, вокруг него; вокруг него, рядом с им; согласно ему, около них. Выберите подходящий пароним для каждого предложения: Это наказание носит чисто … характер. Этот человек был полный … в вопросах искусства. Он давно ведет … жизнь. Это письмо никогда не найдет …. После напряженной работы всех ждал … ужин. Слова для справки: воспитательский, воспитательный; невежа, невежда; праздную, праздничную; адресата, адресанта; сытый, сытный. Выберите один правильный вариант для каждого значения слова. Апокриф произведение с неподтвержденным авторством; надпись на памятнике; посвящение. Альтернатива чередование; переменная; взаимоисключающие возможности. Амбивалентный одинаковый; таинственный; двойственный. Гомогенный однополый; очеловеченный; однородный. Диверсификация уточнение; разукрупнение; разностороннее развитие. Дотация пособие; взятка; финансирование. Идентичный Стилистика. Четыре следующих предложения перепишите, чтобы получился связанный текст, и выполните нижеприведенные задания. Дом был весь увит зеленью, а из окна кабинета открывался великолепный вид на долину Сены. Летом семья Виардо и Тургенев, как правило, жили в поместье Буживаль на Сене, где писатель выстроил себе шале-дом в швейцарском стиле. Нижний этаж в нем занимали гостиная и столовая, второй – кабинет, спальня была на третьем. Последние свои дни Тургенев провел именно здесь, окруженный заботой и вниманием друзей и близких. Задание. Определите стиль текста. Определите тип текста. Каким способом связаны предложения в тексте (2, 1, 3, 4. Художественный стиль, повествование, цепная.) Занимательная грамматика. Задание №1. Найдите правильные выражения. Вырезать аппендицит Красивая тюль Однако тем не менее забыл Пожилая лошадь Позарастали стёжки-дорожки Бывай здоров, друг! Две большие разницы В двухтысячи девятом году Очень большой нюанс Броня на билеты пригодилась Задание №2. Четвёртое лишнее (найдите ошибку). Разбитый бутыль; пришел к дитяти; бывай у нас почаще; две разные вещи Класть кафель; хочу грейпфрут; сыграть большое значение; нарежь хлеб и сыр Скучать по детям; тосковать по вас; тремястами оппонентами; об этом он уже выяснил Задание № 3. Найдите слова с орфографическими ошибками, исправьте их. Исправления составляют фразу. Какую Адъютант, путаная тропа, сдесь, опьяненный, бешеный гнев, юный, перемешаный, поровняешься, посеребрённый, смышленый, чересчур, должен придти, второпях, выжженый, полисадник, непримиримый, комментатор, артиллерия, ветряная оспа, рассчитывал, веснусчатый, колледж, думать о счастье, профессия, сверепеешь, бьёт, двуярусный, воссоединение, пренебрежительный, колоссальный. Задание №4. Поставьте ударения а затем сверьтесь с ответом. Ходатайствовать, памятуя, генезис, оптовая, гражданство, эксперт, обеспечение тортами, вероисповедание, языковая политика, договорная, умерший, аэропорты, духовник, вы правы, украинский алфавит, красивейшего герба, прибывшее на таможню, шарфы и банты, нет свеклы и щавеля, соболезнование сиротам, сливовый крем, мытарство простолюдина. Задание №5. Четвертое лишнее (ударение). волка, оптовый, эксперт, герба каталог, духовник, кобура, красивее памятуя, принял, приговор, сливовый дуршлаг, отрочество, прибыль, партер тигровый, повторенный, завидно, закупорить Задание №6. Какие выражения, на ваш взгляд, правильные Трусится над каждой копейкой. Поджилки трясутся. Снежок притрусил землю. Глядел не труся, даже с улыбкой. Перетрусил все мешки, теперь их складывает. Всю душу из меня вытрусил. Заинька трусит, а лошадь трусит. Задание №7. Назовите правильные выражение. Выдающий исследователь – выдающийся исследователь. Млекопитающее животное – млекопитающиеся животное. Играющий ребенок – играющийся ребенок. Задание №8. Что затрудняет Вини-Пуха, когда он весело распевает очередную «песенку -шумелку» Хорошо быть медведем, ура! Побежу… (Нет, победю!) Победю я жару и мороз, Лишь бы медом был вымазан нос! Победю… (Нет, побежду!) Побежду я любую беду! Лишь бы были все лапки в меду! Ура, Вини-Пух! Задание № 9. Четвертое лишнее (грамматика). Постираться, нагибаться, дожидаться, ложиться Мозолем, тюлем, толем, шампунем Красивее, краше, слаже, дороже Абрикосов, помидоров, яблоков, мандаринов (Много) грузин, молдаван, армян, узбек Задание № 10. Четвертое лишнее (числительное). Восьмиюстами семьюдесятью пятью. Двухстами двадцатью шестью. Семьюстами шестьюдесятью девятью. Шестьюстами девяноста сем Трехстам пятидесяти шести О пятисот восьмидесяти пяти Менее восьмиста тридцати пяти Задание № 11. Четвёртое лишнее (найдите ошибку). Начал выгинаться. Много мандаринов. Пластмассовая бутыль. Элегантный тюль. Сколько время Больно сгибать руку. Нарежь хлеб и сыр. У брата вьющиеся волосы. Покажи более точно. Норворождённое дитя. Тоскую за вами. Поезжай на дачу. Пришёл к дитяти. Что мне надеть Не ложите на стул. Опоздало три женщины. Задание № 12. Укажите правильные выражения. Чернило расплылось. Рыбная консерва. Не нашёл тюля. В семье двое девочек. Тоскую по вас. Едь на море. Двухстами книгами. Задание № 13. Найдите слова с орфографическими ошибками, исправьте их. Исправления составляют фразу. Какую Почтамп, решётка, впоследствии, безискусный, преемник, подытожить, расчёт, асиметричный, девчёнка, грамматика, артиллерия, сожённый, в течении недели, коммерческий, непрошеный, рассорижься, явственный шорох, бъёт, балласт, чуствовать, законнорождённый, до свидания, колосальный, безвкусный обед из тушёнки, сверстник, целлофан, силуэт, шопот. Задание № 14. Найдите правильные выражения. Оплатить за проезд. Соскучился по вам. Брат – большая умница. Надень пуловер. Кушать хочу, кушать! Столько много нового узнала! Бóльшая половина одноклассников. Неопытный профессионал. У сестры жидкий волос. Прийти к почтампту. Задание № 15. Уберите избыточные слова. В данный период времени. Воссоздать заново. Основной костяк класса. Социальное общество. Вольготная анархия. Очень огромное впечатление. Профессионалы своего дела. Нереальные прожекты. Полный аншлаг. Задание № 16. Четвёртое лишнее (найдите речевые ошибки). Заново реконструированный храм. Произнести тост. Обязательный человек. Сел напротив него. Розетка перегорела. Планы на ближайшее будущее. Играться с ребёнком. Ем грейпфруты. Тóрты свежие Памятный сувенир. Светло-серый пуловер. Более или менее. Противень печеных яблок. Поезжай на дачу. Возле этой бутыли. Главная суть. Задание № 17. «Чей туфля» Лукавый киногерой вопрошает: «Чей туфля» и сам же себе отвечает: «Моё». В реплике три грубые ошибки. Какие Задание № 18. Найдите слова с орфографическими ошибками, исправьте их. Исправления составляют фразу. Какую Истинный, приёмник, безветренный, пирожное, винегред, грамотный, грамматика, калосс, сэкономить, балотироваться, по-русски, прийти к почтамту, отрежте, акуратно, компрометировать, апелляция, резетка, бюллетень, апендицит, обаняние, привилегия, восточные яства, некрашеные полы, абревиатура, подлинный, приподнести, объезчик, труженик, авиопочта. Задание № 19. «Ежели вы вежливы…» Какое приветствие выберет вежливый человек – здрасьте или здравствуйте Почему Какой вопрос учтивее – как вас зовут или как вас звать Почему Задание № 20. Восстановите начало пословиц. …а лужа по уши. …не суйся в воду. …а хвостом подавился. …сочтемся. …а своей ладу не дам. Задание № 21. Найдите верные выражения. Другой альтернативы нет. Учился скрепя сердце. Большой мегаполис. Резетка пригодилась. Скучаю за вами. Что мне одеть Очень сильно болеет. ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ № 1. Правильные выражения. Позарастали стёжки-дорожки. Брóня на билеты пригодилась. № 2. Четвертое лишнее. Разбитый бутыль (нужно: разбитая бутыль). Сыграть большое значение (нужно: сыграть большую роль; иметь большое значение). Об этом он уже выяснил (нужно: это он уже выяснил). № 3. Ошибки в словах. Здесь, перемешанНый, порАвняешься, приЙти, выжженНый, пАлисадник, веснуШчатый, свИрепеешь, двуХъярусный. Зашифрованная фраза: Знай наших! № 4. Верно поставленные ударения. Ходáтайствовать, пáмятуя, гéнезис, оптóвая, граждáнство, экспéрт, обеспéчение тóртами, вероисповéдание, языковáя политика, договóрная, умéрший, аэропóрты, духовни́к, вы прáвы, украи́нский, алфави́т, краси́вейшего гербá, прибы́вшие на тамóжню, шáрфы и бáнты, нет свёклы и щавеля́, соболéзнование сиро́там, сли́вовый крем, мыта́рства простолюди́на. № 5. Четвёртое лишнее. Во́лка. В остальных словах ударение не на 1-ом слоге: опто́вый, экспе́рт, герба́. Краси́вее. В остальных словах ударение на последнем слоге: катало́г, духовни́к, кобура́. Пригово́р. В остальных словах ударение на первом слоге: па́мятуя, при́нял, сли́вовый. О́трочество. В остальных словах ударение на последнем слоге: дуршла́г, прибы́ть, парте́р. Повторённый. В остальных словах ударение на 2-ом слоге: тигро́вый, зави́дно, заку́порить. № 6. Верные выражения. Поджилки трясутся. Снежок притрусил землю. Глядел не труся, даже с улыбкой. «Заинька тру́сит, а лошадь труси́т» (А. Барто). № 7. Правильные выражения. Выдающийся исследователь. Млекопитающее животное. Играющий ребёнок. № 8. Что затрудняет Винни-Пуха Винни-Пух не может образовать форму 1-го лица ед. числа глагола победить – побежу победю побежду Не может образовать потому, что у глагола победить этой формы нет. А как передать нужное значение В таких случаях прибегают к описательным выражениям: одержу победу, победа будет за мной, должен победить, одолею, справлюсь, буду побеждать и т. п. № 9. Ошибочные слова. Постираться (нужно: постирать). Мозолем (нужно: мозолью). Слаже (нужно: слаще). Яблоков (нужно: яблок). Много узбек (нужно: узбеков). № 10. Ошибочные словосочетания. Двухстами двадцатью шестью (нужно: двумястами). Трехстам пятидесяти шести (нужно: тремстам). О пятисот восьмидесяти пяти (нужно: о пятистах). Менее восьмиста тридцати пяти (нужно: менее восьмисот). № 11. Четвёртое лишнее. Начал выгинаться (нужно: выгибаться). Сколько время (нужно: времени). Тоскую за вами (нужно: о вас, по вас). Не ложите на стул (нужно: не кладите на стул). № 12. Правильные выражения. Не нашёл тюля. Тоскую по вас. № 13. Ошибки в словах. ПочтамТ, безЫскусный, асимМетричный, девчОнка, сожЖённый, в течениЕ недели, рассориШься, бЬёт, чуВствовать, колосСальный, шЁпот. Зашифрованная фраза: Ты можешь всё! № 14. Правильное выражение. Надень пуловер. № 15. Правильный ответ. В данный период; в данное время. Воссоздать. Костяк класса. Общество. Анархия. Огромное впечатление. Профессионалы. Прожекты. Аншлаг обеспечен. № 16. Четвёртое лишнее. Заново реконструированный храм (нужно: реконструированный храм). Играться с ребенком (нужно: играть с ребёнком). Памятный сувенир (нужно: сувенир). Главная суть (нужно: суть). № 17. Три грубые ошибки. Чей (нужно: чья). Туфля́ (нужно: ту́фля). Моё (нужно: моя). Реплика должна звучать так: «Чья ту́фля» - «Моя». № 18. Ошибки в словах. ВинегреТ, кОлосс, балЛотироваться, отрежЬте, акКуратно, рОзетка, апПендицит, обОняние, абБревиатура, прЕподнести, объезДчик, авиАпочта. Зашифрованная фраза: Только победа! № 19. Приятно, конечно, приветствие здравствуйте, потому что оно вежливое, уважительное. А здрасьте – неряшливое, произнесенное без должного почтения, небрежно, кое-как. Вежливый вопрос: Как вас зовут Разница в форме глагола. Второе выражение несомненно грубее. Как вас зовут – то есть как всегда, как обычно, как родители нарекли, как все зовут. Как вас звать – это уже не просьба, а полуприказание, чему способствует неопределённая форма глагола. № 20. Восстановленные пословицы. Пьяному море по колено, а лужа по уши. Не зная броду, не суйся в воду. Собаку съел, а хвостом подавился. Свои люди – сочтёмся. Чужую беду руками разведу, а своей – ладу не дам. № 21. Верное выражение. Учился скрепя сердце. Алгоритм написания эссе: внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.); определите главную мысль высказывания (о чем оно), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами); набросайте аргументы «за» иили «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер); для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.; подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.); распределите подобранные аргументы иили контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план); придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.); изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили; сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее. Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям: структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе); искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий); единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот); объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее); привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ). Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе. На что стоит обратить внимание при написании эссе 1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике – существуют только более или менее аргументированные точки зрения. 2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию. 3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается: а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зренияаргументацию других; б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов; в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным; г) умение понимать аналитические подходы и модели; д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах. 4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно. Чего следует избегать при написании эссе: 1. Непонимания сути заявленной темы. 2. Отсутствия структурированности в изложении. 3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы). 4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств). 5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение. 6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом. 7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции. 8. Повторов без необходимости. Список литературы Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Книга, 1986. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи: Научн.-попул. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М.: Правда, 1986. Пастухова Л.С. Этюды о словах для больших и маленьких. Русский язык, культура речи. – Симферополь: Н. Оріадна, 2008.
Каталог: doc -> files -> news -> 502
news -> Тема. Материки южного полушария
news -> «Творчество Алана Милна в переводах Бориса Заходера»
news -> Особенности японской классической поэзии. Поэзия Сайгё, Мацуо Басё
news -> Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена
news -> Стендаль «Красное и черное» Нравственные уроки романа
news -> Урок мировой литературы в 11 классе тема. Жизненный и творческий путь испанского поэта Гарсиа Лорки
news -> Конспект урока по изучению творчества Э. Сеттона-Томпсона Учитель: Вихрицкая О. К
502 -> «Под грибом» Цель: познакомить учащихся с краткими сведениями биографии В. Г. Сутеева, с