Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник методических материалов «Путешествие по родному краю»




страница1/2
Дата03.07.2017
Размер0.61 Mb.
ТипСборник
  1   2
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Избербашское городское управление образованием
Сборник
методических материалов

по краеведению



«Путешествие

по

родному краю»



МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Избербаш
2017 г.

Сборник методических материалов

«Путешествие по родному краю»

Выпуск №2


Автор-составитель:

Шахбанова Л.Р. - учитель истории (истории Дагестана, КТНД) МКОУ СОШ №1.

кандидат исторических наук, Отличник образования РД


Рецензент:

Нурудинова П.А. - учитель истории МКОУ СОШ №11, кандидат исторических наук,

Отличник образования РД




Консультант:

Сайдиева З.М.- учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №1, Отличник образования РД,

обладатель Гранта Президента «Лучшие учителя России»



Рекомендован к печати и практическому применению
в ОУ г. Избербаша решением МС МКОУ СОШ №1,
а также решением МЦ УНО от 27.02.2017 года.


С О Д Е Р Ж А Н И Е:


ПРЕДИСЛОВИЕ










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА










ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ










В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА










ЛЮБИМЫЙ ГОРОД - ИЗБЕРБАШ










НАШ ТЕАТР










КУБАЧИ - АУЛ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ










ЭКСКУРС В СЕЛО УЛЛУБИЙ АУЛ




Гамсутль-село призрак
ПРЕДИСЛОВИЕ
Без глубоких исторических знаний и уважительного отношения к памяти предков, у человека не может быть высоких помыслов и чётких гражданских позиций.

Говорят, дерево крепко корнями, а народ - своей историей и традициями, что в полной мере относится к дагестанцам.

Республика Дагестан является составной частью Российской Федерации. У Дагестана и её жителей общая судьба с народами России.

Народ перестаёт осознавать себя народом, если лишить его истории, культуры, традиций и обычаев, а разложение нации начинается с разложения её нравственных ценностей. Поэтому каждый человек должен быть патриотом своей Родины, любить историю, культуру и традиции своего народа, а для этого следует изучать и знать свои исторические корни с детских лет.

Родина для каждого человека начинается со своей школы, школьных друзей, с родного села и кто не полюбит свою маленькую родину, тот не сумеет полюбить большую родину – Дагестан и Россию. Недаром говорят, что всем мы родом из детства и куда бы человека не забросила судьба, он всегда останется представителем своего селения , своего народа. Родину также как и родителей не выбирают и, находясь вдали от родины, как в песне поётся» она … тихонько всю ночь снится”.

Следует заметить, что в культурном наследии народов имеются как обще дагестанские ценности, так и местные локальные обычаи и обряды , которые учитывают условия того или иного аула или района. Знать и соблюдать местные добрые обычаи и обряды также необходимо.

Однако, такое различие не является препятствием для компактного совместного проживания всех дагестанских народов на единой территории. Напротив, народы Дагестана изучают культуру друг – друга, чтобы на основе сравнения и сопоставления, и выявить обще дагестанские культурные ценности, а также лучше понять свою собственную культуру. Именно с этой цель мною составлено данное пособие, которое призвано углубить ваши знания по Дагестану, а чтобы способствовать познанию культуры и традиции родного края.

 

Задачи: 



 - изучить и проанализировать теоретические источники, практические материалы по проблеме формирования у учащихся гражданственности и патриотизма;

 -  разработать модель гражданско-патриотического воспитания детей в условиях интеграции учебной и внеурочной деятельности;

  - вовлечь учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую и исследовательскую деятельность по истории родного края;

 - распространить опыт среди коллег.

  Общеизвестно, что именно с истории родного края  начинается путь к осознанию мира.  История и культура родного края  ориентирована на познание историко-культурных корней народов, населяющих край на уровне чувственного опыта, сопричастности к прошлому, осознании неповторимости  его судьбы. Неслучайно изучение истории  и культуры республики вошло в региональный компонент и стало важным средством интеграции знаний и воспитания гражданина-патриота.  

 При выборе гуманитарной модели образования, личностно-ориентированной на конкретного ученика, разбудить его внутренние мотивы, сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, воспитать человека - патриота и гражданина становится наиболее важной задачей. При изучении истории Отечества краеведение может оказать существенную помощь в данном вопросе. Ведь краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектом изучения становится сам ученик, его родословная, занятия его родителей, окружающий его мир, традиции, обычаи его предков, т.е. то, что интересно любому человеку.

  Учитель по-своему выбору может использовать местный материал, придавая ему соответствующую поставленным целям форму.
Шахбанова Л.Р.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитель - ключевая фигура в образовании, его профессионализм является фактором, который определит успех или неудачу любых изменений в этой сфере. Сейчас при обсуждении приоритетов государственной образовательной политики РД придается приоритетное значение истории культуры родного края.

На сегодняшний день главные задачи учителя, ведущего предмет история Дагестана и КТНД, показать следующее:



  • Дагестан считается самой многонациональной республикой в России. И одной из важнейших задач является – воспитание гражданина, патриота своей Родины.

  • Забота о прошлом - забота о будущем. Мы должны хорошо знать нравственные ценности седой старины и уметь их сохранить. Ведь уважая своих близких, соседей, свои собственные традиции, мы научимся чтить и чужие, что не менее важно в нашей многонациональной республике.

  • Нам нужно как можно лучше узнать историю своей Родины, с целью формирования патриотических чувств подрастающего поколения и укрепления межэтнического толерантного отношения.

  • Можно и нужно улаживать все спорные вопросы мирными путями, дипломатически, как это делается в цивилизованных странах. Ведь, наверное, слышали старинную нашу поговорку: "От красиво сказанных теплых слов тают ледниковые горы". Идя в ногу со временем, мы не можем работать без использования информационных технологий, различных видов и форм организации деятельности учащихся: составление проектов, написание сочинений, участие в республиканских конкурсах по краеведению, выпуск стенных газет, печатных изданий в СМИ, экскурсии для обеспечения успешного изучения данного предмета .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

)
Тема:



«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Условия возникновения и становления опыта. Опыт формировался и апробировался на базе МКОУ СОШ №1 г. Избербаш.

Актуальность опыта.

   Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.  Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край –  Республика Дагестан. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину.  

      Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, ответственности за судьбу своей страны. Каждому надо верить в себя, в силу и мудрость российского народа, в его могущество. Это особенно важно в нынешнее непростое время.

      Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью. Происходит переоценка ценностей современного общества, что ведет к потере нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение. Поэтому сейчас возрастает роль и значение воспитания гражданских и патриотических качеств личности. События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов гражданственности и патриотизма. В общественном сознании наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического воспитания, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства, падает престиж военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования – историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов».    Актуальность данного опыта по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения определяется социально-значимыми проблемами, решаемыми в ходе процесса образования и воспитания - формирование образа гражданина-патриота, который будет жить, и работать в демократическом обществе. Гражданско-патриотическое воспитание актуализирует проблему воспитания духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.

    Перспективность опыта по формированию гражданственности и патриотизма с использованием возможностей уроков, внеклассных мероприятий определяется организацией деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека – гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности. 

2. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

 Передо мной, как педагогом, встает задача воспитать  у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, целенаправленно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Ведущей идеей моей педагогической деятельности является постоянное совершенствование знаний по данной теме

Патриотическое воспитание складывается из нескольких направлений:

Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, его судьбы.

Экскурсионно–туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, села. 3. НОВИЗНА ОПЫТА

  Новизна опыта учителя по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами исторического краеведения заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы  поискового отряда.



 4.  Оптимальность и эффективность средств (технология опыта).

 Организуя данную работу, я использую следующие этапы деятельности.

 Первый этап – подготовительный. На этом этапе моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.

  Второй этап – организация практической деятельности 

  Третий этап – привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.

    Также большая роль в моей работе при изучении истории родного края отводится  использованию программированного метода обучения. Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.

                                                         

5 . Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2010 по 2017год.


Диапазон опыта

Опыт работы по данной проблеме формировался по двум направлениям: в организованных формах обучения (на занятиях, экскурсиях, наблюдениях); участие в конкурсах исследовательских работ.

В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА.

«Реки могут пересохнуть, горы рухнуть,

но дружба народов вечна и нерушима».

Дагестан - сердце Кавказа, и этой горной стране, простирающейся от вершин Кавказского хребта до Каспийского моря, история отвела особую роль. Что бы ни происходило между двумя морями, пока высокогорный Дагестан оставался свободным, не был покорен и Кавказ. Во все времена было велико стремление народов Дагестана к единству и братству и дружбе. Какие только несчастия не обрушились на наш край! Враг всегда получал отпор дружных народов Дагестана. Но история не знает ни одного случая борьбы одной дагестанской народности против другой. Она свидетельствует о постоянном сотрудничестве наших народов. Именно поэтому никакие «исторические ужасы» не смогли разделить Дагестан – уникальное историко-культурное единство. В Дагестане укоренилась традиция смешанного проживания населения. В целях единения многонационального народа Республики Дагестан постановлено установить республиканский праздник – «День единства народов Дагестана» и отмечать его ежегодно 15 сентября. Каждый народ не только является творцом своей истории, но и бережно хранит её, передаёт из поколения в поколение, обогащает её посредством связей с другими народами, перенимает у них всё передовое и в тоже время передаёт им своё самое лучшее. Так народы обмениваются своим опытом, обогащают друг друга.

Как тут не вспомнить Монтескье и его убежденность в том, что историю определяют география и природные условия. Не зря Дагестан называют "второй Швейцарией". На его сравнительно не большой территории размещаются и горы, и долины, и ледники, и пустыни, и леса, и моря. Все это не может не сказаться на характере дагестанца. Не этим ли объясняются вековечные нравственные принципы справедливости, свободолюбия, чести, доблести, мужества, являющиеся неотъемлемой чертой дагестанской натуры.

Дагестан уникален не только сам по себе, уникален каждый его регион в отдельности, в совокупности они дают поразительный по масштабности и единству многообразия природы и народов спектр. Великий русский философ В. Соловьёв подчёркивал "Как отдельные личности, так и целые нации стоят перед задачей восполнить друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а наоборот, являя его в предельной полноте. Истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех и для самостоятельной и полной жизни каждого". И трудно отделаться от мысли, что эти поистине мудрые слова сказал философ, имея в виду, прежде всего родной наш Дагестан.

Географы, историки и путешественники называли Дагестан не только "страной гор", но и "горой языков". На сравнительно небольшой территории 50 тыс. кв. км издавна проживает около 30 коренных народностей. История Дагестана немыслима без истории всех его народов. И наоборот, нет истории отдельных дагестанских народов вне истории всего Дагестана. Обособленное существование какого-либо дагестанского народа мы себе не представляем.

История Дагестана цельна, едина и взаимосвязана от древности до современности с судьбой всех живущих на его территории народов.

Активные контакты друг с другом помогли народам Дагестана не только сохранить свою самобытность, но и вырабатывать общие черты культуры, психологии и нравственности.

В Дагестане традиционными стали культурные связи с братскими республиками. Регулярно проводятся недели и дни литературы и искусства, конкурсы-смотры, музыкальные фестивали, месячники театра, конференции и семинары по обмену опытом.

Тема дружбы народов занимает одно из центральных мест в печати, в работе телевидения и радио. Когда в стране происходит осложнение межнациональных отношений, трудно переоценить роль и значение так называемых смешанных семей, число которых в Дагестане год от года растёт. Межнациональные браки обеспечивают тесное взаимодействие между представителями разных народов, способствуют преодолению националистических настроений, формируют терпимость и уважение к другим национальностям. Дети таких семей, как правило, свободны от националистических предрассудков, лишены национальной кичливости. Они лучше осведомлены о быте, обычаях и традициях других народов, хорошо владеют русским языком и склонны дружить со сверстниками любой национальности. Эти дети имеют иммунитет к любым формам национализма и шовинизма. Не может стать националистом человек, если он воспитан в духе уважения к людям, человеческому достоинству, человеческой чести. Всё это позволяет рассматривать межнациональные браки как позитивный фактор нашей действительности и, конечно же, хочу привести пример из своей жизни.

Тётя Инна - прекрасная женщина. На Пасху она угощает гостей традиционными русскими блюдами, а на Ураза Байрам - дагестанскими. Она бережно хранит свои традиции, не забывая свою Родину и в то же время с большим уважение относится к родственникам мужа. Она одинаково заботливо относится как к своей матери, так и к свекрови. Ещё мой двоюродный дядя женат на лезгинке, другой - на аварке. У моей мамы есть дядя, женатый на даргинке, родственница, вышедшая замуж за еврея. И в этот список можно включить ещё многих. Воспринимать их как-то иначе из-за принадлежности к другой нации - не представляю себе возможным.

В нашем городе есть другие примеры интернациональных семей: герой социалистического труда Азизов Гусейн Азизович, даргинец по национальности, жена Валентина - русская; Калинина Людмила Афанасьевна - русская, муж Нажмудин Омарович - лезгин; Сафронова Марья Николаевна - русская, муж - даргинец; Гаджикеримова Наталья Николаевна - русская, муж Фахриман - табасаранец. И таких браков в нашем городе очень много.

Недавно в местной газете прочитала об одной семье, межнациональном браке: русская и кумык. Статья называлась «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...», где главный герой сказал: «Бог создал не национальность, а людей».

Аварка Патимат превосходно приготовит и угостит гостей даргинским чуду, кумыкской соктой, русскими блинами, а лезгинка Гюльнара - халпамой по-аварски, вицой по-даргински, кутабами по-азербайджански. Если б не связывала дружба наших дагестанских хозяюшек, делились бы они секретами национальных кухонь?

Основой широкого сближения народов служит общий труд. С самого создания социалистической экономики в любом хозяйственном мероприятии участвовали представители всех народностей, населяющих Дагестан.

И я хотела бы рассказать об этом на примере жителей города Избербаш. Во время разведывательных работ на территории будущего Избербаша нашли нефть. Поисковые работы возглавил геолог Игнатий Осипович Брод, в честь которого ныне в Избербаше названа одна из улиц. В 1931 году в долине начались подготовительные работы по освоению нефтяного края. Ряд деревянных вышек был построен от Каякента до Изберга.

И здесь начали обосновываться семьи строителей, геологов и нефтяников из Грозного и окрестных городов Дагестана. Основное население Избербаша составляли русские (приехавшие на нефтепромыслы), жители близлежащих сёл, то есть кумыки и даргинцы

Большой вклад в развитие нефтяной и газовой промышленности внесли профессионалы отрасли - избербашцы: братья Азизовы, Ш. Абдулмуминов, Акаев, А. Али-Ада, М. Абейдуллаев, Н. Валовой, М. Гаджиев, И. Гунашев, Х. Клычев, Б. Магомедов, Е. Озерина, А. Саидов, С. Совзиханов, И. Ермурзаев, И. Курбанов, М. Магоме-

дов и многие другие

История Дагестана богата примерами высокого патриотизма и интернационального единения всех народов против внешнего врага.

Весть о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз всколыхнула все слои населения Дагестана. В Дагестане почти не осталось семьи, из которой не отправились бы на фронт мужчины, среди них и избербашцы: З.Б. Дивилаев, А. Дмитриев, Яковлев, Ширавов, П. Шальнев и многие другие.

В начале войны по мере продвижения врага по захваченным территориям в посёлок Изберг стали приезжать беженцы - мирные жители оккупированных районов. Избербашцы приняли их, как родных. Делили кров и пищу, помогали обустроиться на новом месте. Через несколько месяцев после начала боёв было дано указание организовать в городе военный госпиталь, который расположился в корпусе нашей школы №1.

Если ты кунак, то мой порог

Если ты от жажды изнемог,

Ждёт тебя, сдувая облака.

То моя река – твоя река.

Расул Гамзатов

Древняя цивилизация кавказских народов держалась на строжайшем соблюдении норм традиционных адатов. Многие истинно горские обычаи таят в себе ценные житейские наставления и призывают жить в мире, дружбе, единстве, быть честными, добрыми трудолюбивыми и милосердными, чтить женщин, старших, любить свой аул, край, Родину, джамаат, родных.

Дагестан издревле славится своим гостеприимством. Не только легенды и предания, величие гор, ласковое солнце, ласкающий прибой манят сегодня в Дагестан друзей, гостей и туристов. Их манят и необыкновенный вкус тающего во рту шашлыка, и наполняющий крепким чесночным ароматом дагестанский хинкал, и пикантный запах копчёной осетрины. И вряд ли тот, кто однажды пробовал дагестанское бархатное вино и коньяк, когда-нибудь сможет забыть о стране виноградных лоз и душистых трав. Современная кухня Дагестана обогащена как взаимным влиянием и национальным колоритом самих дагестанских национальных кухонь, так и кухнями других народов, населяющих Дагестан сегодня.

В доме, где я живу, в сердце дома - на кухне, на самом видном месте располагается коллекция балхарской керамики и эти маленькие произведения несут особую энергетику, согревают теплом вложенного труда человеческих рук. Они родные. А табасаранские сумахи со старинными этническими орнаментами, ни с чем несравнимые из натуральной шерсти овец, с натуральными красителями, ручной работы. Говорят, что в них вложено настроение, мироощущение мастериц, символизированные в красках, орнаментах, дизайне ковра, диалог со своими родителями, родственниками, соседями, друзьями. И это чудо объект своего восторга она готова повесить в своём кафе. Пусть любуются и знают, какие ковры умеют делать табасаранки. Письменный набор унцукульских мастеров, кубачинский браслет, лезгинские шерстяные джурабы... Всё ли я назвала, что окружает меня в родном доме? Конечно же, ещё книги. В каком уважающем себя дагестанском доме не найдётся сборника произведений Р. Гамзатова, О. Батырая, Ф. Алиевой, А. Абубакара и др.

Примерами сближения народов является аталычество - обычай отдавать своих детей на воспитание. В республике Дагестан проект «Куначество» реализуется Министерством по национальной политике в рамках приоритетного проекта «Человеческий капитал». В рамках этого проекта в избербашской семье Джамалудиновых две недели гостил Магомед Эльдаров, ученик 9 класса из Табасаранского района. Всё это время он учился в СОШ №8 г. Ибербаш, где обзавёлся новыми друзьями, которые организовали для него культурно-развлекательную программу, которая сделала его пребывание интересным и увлекательным. 9 октября Магомед со своими новыми друзьями из СОШ № 8 встретился с Главой городского округа «город Избербаш» .

Кодекс кунака расписан по пунктам: уважай культуру, традиции, религию других народов, уважай и почитай старших, будь доброжелателен к людям. Наверное для Магомеда особенно важно было в эти дни на избербашской земле последнее положение Кодекса: «Помни ,что ты являешься представителем целого рода и от тебя зависит какое мнение сложится о нём»

Смыслом понятие «Дагестан – моя Родина» наполняется, когда я читаю, слышу, думаю о ее людях, творивших долгие века и творящих сейчас ее историю. Это политики, государственные и общественные деятели, писатели и поэты, актеры и музыканты, великие ученые и спортсмены, но главное – это простые труженики. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Другое дело, гордиться олимпийскими чемпионами, победами в различных чемпионатах, конкурсах. Чувство гордости охватывает нас и в такой момент мы забываем, кто он: чеченец, аварец, кумык, даргинец. Мы все объединяемся, переживаем. Главное, он дагестанец! Историю творят все народы мира, все они, вместе взятые, создают мировую цивилизацию, каждый из них вносит в неё свой посильный и неповторимый вклад.

Любимый город - Избербаш


Как городов на свете много,

Но самый лучший без прикрас


Лежит меж морем и горою,
Любимый город Избербаш.

28 июня 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок нефтяников Избербаш Каякентского района получил статус города республиканского значения.

Сейчас это многонациональный город, в котором проживает более 50000 человек. Избербаш расположен на Прикаспийской низменности ,у подножья горы Изберг-тау, в 65-ти километрах южнее столицы Дагестана Махачкалы. Железнодорожная магистраль и автотрасса федерального и республиканского значения соединяют наш город со всеми районами Республики Дагестан и другими субъектами Российской Федерации.

Здесь проходит нефтепровод Избербаш – Махачкала - Грозный – Ачису –Избербаш -Дагестанские Огни -Дербент. Из природных богатств присутствуют нефть, газ, термальные воды. В море водятся ценные породы рыб: осётр, белуга, кутум, сельдь и другие, а также много тюленей. Почва, в основном песчаная, но есть и известняк, который служит хорошим строительным материалом. В прошлом низменность, на которой сейчас расположен город, была пустырём с гнилыми болотами, над которой носились миллиарды малярийных комаров. От укусов комаров люди долго и тяжело болели, а нередко и умирали. Общую картину дополняло и обилие ядовитых змей и пауков, множество черепах и хищных зверей.

По рассказам старожилов, всадники, проезжавшие через местность, где потом построили посёлок нефтяников, а затем город Избербаш, старались быстрее её проехать или вовсе обойти её стороной, чтобы не подвергать себя опасности. Недаром её называли долиной смерти. А название города имеет особую историю.
В ближайших селениях жили кумыки, народность, относящаяся к тюркской языковой группе. Поэтому и название города образовалось от тюркских слов. Первоначально население называлось «избар».«Из» по-кумыкски означает полоса, «бар» - есть, находится. Следовательно, «избар» - это место, где проходит или есть тропинка. Когда строили железную дорогу, немецкие специалисты слово «бар» заменили словом «берг», что в переводе с немецкого означает «гора».С легкой руки инженера-немца здешнее селение и полустанок стали называть Изберг.

Очертание одной вершины горы рядом с нашим городом напоминает профиль великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Так вот это сходство первым заметил путешествовавший по Кавказу знаменитый французский писатель Александр Дюма (старший). А местные жители к слову «Изберг» добавили «баш», что означает голова. И селение стало называться «Избербаш», которое можно перевести, как след головы на горе.


Впервые геологическую гипотезу и описание избербашского месторождения нефти и газа сделал в 1928 году В.Голубятников. Два следующих года И.Брод совершил проверочный объезд, провел предварительные опыты. После этого В.Знаменский под руководством И.Брода на избербашской площадке осуществил работы подтвердившие наличие нефти.

В 1931 году в доселе полудикой долине развернулись подготовительные работы по освоению нефтяных полей Дагестана. От Каякента до Изберга начали ставить деревянные вышки – звуки топора да скрип тяжелой тяги были первыми звуками большого строительства. А самое главное, что было тогда, - это энтузиазм первопроходцев, мужество в преодолении выпавших на их долю трудностей. В Изберге первую палатку установили неподалёку от станции. Но вскоре рядом построили барак и устроили в нем общежитие. И, как всегда, на новом месте посадили деревья. Рядом построили столовую, другие бараки, двухэтажный дом, клуб и пекарню. Ниже выросли землянки, примитивное жильё «Шанхай». Одновременно велось строительство домов барачного типа на нынешних улицах Нефтяников, Матросова, Батырая, Буйнакского.

Так рождался поселок городского типа Изберг. Аллея буровиков стала улицей жилого массива, и ни одного каменного дома. Таким образом, решалась частично жилищная проблема для возрастающего населения посёлка. И вот в 1932 году стали прибывать первые специалисты: бурильщики, машинисты, трактористы и другие мастера-нефтяники из Грозного, Баку, Ставрополя и других нефтяных промыслов.

В 3-4 километрах были заложены кварталы благоустроенных двухэтажных домов, так называемый Новый городок, с центральным отоплением и электричеством. Была построена кочегарка, бани, столовая, школа №1, а через железную дорогу от Нового городка и сторону моря было начато строительство мастерских для нужд нефтяной отрасли, тем более в 1936 году скважина №8 дала мощный фонтан нефти. Но грянула война. Развитие посёлка приостановилось, так как война требовала средств, в том числе и материальных. Всё отдавалось на победу над врагом.

Многие избербашцы ушли добровольцами на фронт. В рабочем посёлке осталось несколько специалистов-нефтяников, старики, женщины и дети. Трудное положение сложилось на нефтепромысле с первых дней войны. Не хватало рабочей силы, транспорта. Трудились, в основном, женщины заменившие мужчин-фронтовиков. Работали и 2-3 смены. Эвакуированный из Харькова тракторный завод был реконструирован под выпуск танков. Когда фронт приблизился к Грозному, завод эвакуировали в Тбилиси.
В первые месяцы войны в посёлке был открыт военный госпиталь. В здании школы №1 было хирургическое отделение для тяжелораненых, второе отделение расположено в клубе. Были открыты и другие отделения в лучших зданиях посёлка. Жители посёлка снабдили раненных всем необходимым, заботились о них; приносили им домашнюю пищу, теплую одежду. В госпитале было организовано круглосуточное дежурство, раненым читали лекции, информировали о положении дел на фонте, дети давали концерты.

Добыча нефти не прекращалась, ведь нефть была нужна стране и фронту. В войну самоотверженно трудились избербашцы на нефтепромысле. Производственные планы перевыполнялись постоянно. Многие удостоены правительственных наград и высоких воинских званий.

Звание Героя Советского Союза удостоен П.П. Дмитриев, высокой награды были удостоены М.Эльдерханов, майор А. Сафаров.

Итак, наступил 1945 год. Победа пришла в дома избербашцев с радостью возвращения фронтовиков, с болью и горечью потерь родных и близких. Надо было собираться с новыми силами, надо было жить, работать, растить детей. В напряжённом режиме работали нефтепромыслы, продолжал строиться и расширяться посёлок.

Началось строительство газовых, электрических, водопроводных и канализационных сетей. Страшные годы военного лихолетья понемногу стирались из изболевшейся памяти людей. Война закончилась, и народ стал постепенно «просыпаться» от шока. В Изберге началось строительство новых производительных мощностей,
морской эстакады. Уже функционировали: детсад, ясли, поликлиника, больница, столовая. Из бараков буровики и строители перебирались в новые каменные двухэтажные дома. Посёлок Избербаш жил как одна большая семья. Было дружно, весело. Радовались тому малому, что имели. Наряду с героями войны чествовали и героев тылового фронта. Избербаш, получивший городской статус, стал усиленно расширяться с каждым годом. К этому времени был организован детский дом в Новом городке, другие предприятия, и, конечно, начинается эпопея завода ДагЗЭТО. Здесь изготавливались тогда запасные части - втулки, штоки, клапаны к грязевым насосам и металлоконструкции для морских эстакад. Пока строилась эстакада, были пробурены четыре такие скважины. Все они дали фонтаны нефти. Из-под моря, пульсирующими струями на берег, стала поступать нефть. Через
восемь месяцев сооружение первой очереди эстакады было закончено. Тогда впервые в СССР, прямо в море, поднялись две буровые вышки. Скважины бурились наклонно. Заложенные далеко от берега они уходили ещё дальше в море. Над Каспием родился новый морской нефтяной промысел. За послевоенные годы в Избербаше, уже в промышленном городе, образовались и развились крупные организации и предприятия, такие как: ДагЗЭТО, Хлебоприёмное предприятие, АТП, Хлебозавод, Молокозавод, Нефтегазодобывающее управление, Управление буровых работ, Узел связи, Строительно-монтажное управление №10, широко развитая сеть городской торговли и общественного питания, швейные и другие бытовые предприятия, гортопсбыт, транспортные цеха, товарные и пищевые базы и т.д. Широко велось государственное и индивидуальное жилищное строительство, воздвигались объекты культуры и социального назначения: здания горисполкома, Дворец культуры ДагЗЭТО, кинотеатры «Восток» и «Нефтяник». До сих пор служат горожанам построенные в те годы школы и детские дошкольные
учреждения, больницы и поликлиники. Асфальтирование улиц и благоустройство города, развитие торговой сети и сферы бытовых услуг, проведение массовых общественных мероприятий на площадях, соревнований на обновлённом стадионе «Труд» были обязательными атрибутами городской жизни. Большое внимание оказывалось сфере просвещения и медицинского обслуживания избербашцев. Профсоюз и, особенно, комсомол были верными помощниками и проводниками политики коммунистической партии на местах. Они сообща организовывали досуг и отдых горожан.

Нашему городу в этом году исполняется 67 лет. И хотя это небольшой возраст для городов, наш город по праву может гордиться своей историей и людьми, живущими в нем.

Город продолжает строиться. Улицы города покрыты асфальтом и бетоном, они украсились зеленью нарядных деревьев и кустарников, садов и виноградников. Построены десятки многоэтажных, множество красивых индивидуальных жилых домов, промышленные предприятия и культурные учреждения, новый административный корпус, гостиница. Дворец культуры, база отдыха на берегу Каспия. И нашем городе работает Государственный драматический театр им. Батырая, есть кинотеатр, три краеведческих музея, узел электросвязи и почта. Избербашцы принимали и принимают активное участие в жизни страны.

Наш театр

Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг… Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение – вот три условия народного театра.

Р. Роллан
Даргинский драматический театр им. О.Батырая - самый молодой из национальных театров Дагестана. Открытие театра естественное само собой разумеющееся явление, закономерный этап культурного развития народа? Мне хочется рассказать о том, теперь уже о далеком времени, когда зарождался мой даргинский театр, театр – одного из народов многонационального Дагестана.

Мой родной театр кажется мне взрослым и мудрым, может быть поэтому мне хочется вспомнить его самые первые шаги. Имена людей, возглавивших театр, режиссеров и конечно же актеров. Театр познакомил мой маленький народ с богатейшими творениями не только классиков русской и зарубежной литературы, но и с произведениями даргинских драматургов. Несмотря на то, что духовные ценности оказались в загоне, когда миром стали править деньги и грубая физическая сила, когда интеллект, светлый ум, чуткое сердце, доброта, отзывчивость, милосердие все более и более отодвигаются на задний план в качестве устаревших понятий, театр все настойчивее и упрямее обращается к теме нравственности, к проблемам человека и его следа в жизни, его поступков и жизненных позиций. Так же, на мой взгляд, актуально изучение деятельности самых знаменитых артистов театра.

Даргинцы мечтали иметь свой национальный подлинно народный театр. А сделать это было не так- то легко. Дело в том, что организация нашего театра весьма осложнялась отсутствием местных творческих кадров. На предложение правительства Дагестанской АССР, создать первый даргинский театр, правительственные органы Армянской республики дали согласие на организацию при Ереванском художественно-театральном институте, даргинской театральной студии.

В сентябре 1955 году специальная комиссия института под руководством профессора В.Т.Вартаняна, организовала в Махачкале прием студентов. Итак, было отобрано 15 человек. При комплектовании группы возникли трудности: при отборе девушек возникли препятствия, связанные с пережитками прошлого. При организации учебы студии, возникла проблема языка, перевода на даргинский язык пьес драматургии.

Пять лет долгой, кропотливой работы, пять лет трудной, но веселой студенческой жизни, пять лет творческих поисков и побед… Под умелым руководством народного артиста республики, профессора Вавика Тиграновича Вартаняна первая даргинская студия вскоре стала сплоченным творческим коллективом, полным больших дерзаний и надежд.

В 1961 г в клубе «Нефтяник» начал свою деятельность театр им. Омарла Батырая Когда впервые открылся занавес нового даргинского театра, на сцену вышли молодые актеры, готовые отчитаться перед своим народом, встать в ряды лучших деятелей культуры родного искусства. Буря аплодисментов зрительного зала означала нечто большее, чем восторг перед мастерством исполнителей. Это означало заложение первых камней в основу профессиональной даргинской театральной культуры. Об этом писала пресса в сентябре 1961 года после показа на сцене

Дагестанской филармонии спектаклей первой даргинской студией: «Мы стали

свидетелями рождения Нового театра даргинского народа. Это огромное событие в культурной жизни нашей республики»

Когда открылся театр, не было даргинской драматургии, если не учитывать двух пьес Р. Нурова «Насилие», «Разоблаченный шейх» и пьесы совсем молодого драматурга А. Абу-Бакара «Люди в бурках». Без национальной драматургии нет национального театра, поэтому, особенно трудно было молодому коллективу работать первые годы. Первые спектакли первой национальной студии были поставлены по пьесам классиков мировой драматургии «Отелло» В. Шекспира, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Бэла» М. Лермонтова, «Из-за чести» А. Ширванзаде. Молодой театр обратился тогда к даргинским писателям, поэтам за помощью. К их чести они не заставили себя долго ждать.

Свою пьесу, специально написанную для театра, принес Ахмедхан Абу-Бакар под названием «На чем держится земля». Это случилось в 1962 году. После этого, свое творчество с Даргинским театром связали писатели: Хасбулат Арсланбеков, написавший пьесу «Мать изменника», Зульфукар Зульфукаров – «Орлиное сердце», Сулейман Рабаданов – «Тополь и родник», «Землетрясение», Раджабали Омаров – «Горный цветок», «Где моя мать», Магомед Гамидов – «Та далекая весна», Ибрагим Байгишиев – «Горское сердце», «Алибег Багатыров», Рамазан Каниев - «Нет покоя в ауле Шура», Габиб Наврузов – «Влюбленные», Абдулла Магомедов – «Трудное счастье».

Включился в процесс драматургии известный поэт Рашид Рашидов. Им написаны: пьеса-сказка для детей «Однорогий тур», «Житель соколиной горы». Хабиб Алиев пишет пьесу «Конец игры».

Как говорится: «процесс пошел» и даргинские зрители окунулись в свою родную драматургию, стали активно посещать спектакли своих авторов, слышать родной литературный язык. Актеры театра стали ярче проявлять свое мастерство, раскрывать характеры своих героев.

В 1969 году состоялся второй выпуск Даргинской национальной студии под руководством А. Овсепяна. Именно с выпуском этих студий началось возрождение духовной культуры нашего народа, именно тогда возникла патриотическая тема на сцене театра в спектаклях «Алибег Багатыров», «Узел жизни» С. Рабаданова.

Третью силу нашему театру влил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Руководителем третьей студии был профессор, заслуженный деятель искусств РФ, Чувашской и Дагестанской АССР А.И. Кацман, завкафедрой режиссуры и актерского мастерства народный артист СССР Г.А. Товстоногов.

С приходом каждой студии росли мастерство актеров театра. Появились полноценные, глубокие по содержанию спектакли. Именно тогда появились такие интересные работы, как: «Псы» Н. Хайтова, «Закон вечности» Н. Думбадзе, «Момент истины» Р. Ибрагимбекова, «Женитьба» Н.Гоголя, «Гончарный круг» А. Абу-Бакара, «Святая святых» И. Друцэ, «Однорогий тур» Р. Рашидова. Эти и другие спектакли нашли живой отклик среди почитателей профессионального театрального искусства. Эти спектакли отмечены республиканской премией им. Г. Цадасы («Момент истины»). Раньше такой премией был удостоен спектакль «Алибег Багатыров».

В 1986 году помещение театра закрывается на реконструкцию, и актеры переходят работать в городской Дворец культуры. С этого времени наступили тяжелые времена перестройки. Театр в трудные годы не только выжил, но и возмужал. Именно в эти трудные годы возникли спектакли: «И нам было не легко» А. Алиева, «Прокурор» Г. Джагарова, «Мы еще посмотрим» Г. Юсупова, «Страшные сны» А. Козловского, «Находчивый Таймаз» А. Абдулгафурова, «Как похищают красавиц» Б. Аппаева, «Ох, ты мир мой» Магомедрасула, «Тайна озера Шайтан» Б. Джумакаева, «Долина шаха» Б. Алибекова, Р. Чаракова, «Остановись, подумай» Р. Омарова, «Нур-Эддин – золотые руки» А. Абу-Бакара, «Дай деньги, деньги дай» М. Алхасова и другие.

Спасибо актерам нашего театра: они завоевали уважение и авторитет наших зрителей. Это было трудно, особенно в первые годы. Хочется вспомнить добрым словом актеров старшего поколения: Рашидат Алхасову, Издаг Магомедову, Мухтара Омарова, Амара Багаматова, Халимат Магомедову, Гавгар Гасанову, братьев Мустапаевых, Сулеймана Магомедова, Муслимат Магомедову, Запира Расулова и других. Для многих из них духовным очагом стал город Ереван.

В 2002 г сдали новый корпус Даргинского театра, в котором шли премьеры. Но к сожалению пожар уничтожил здание театра. Несмотря на трудности удалось построить небольшой зал на 100 человек, где сейчас работают наши артисты.

Сегодня в жизни театра снова происходят перемены. Лучшим актером республики за работы на Чеховском фестивале был признан Муслимбек Кемцуров, вторые актерские места получили Саид Алибеков, Аминат Дациева (две роли в спектакле «Шутки Чехова»), за лучшую режиссуру награжден Мустафа Ибрагимов. Спектакль для детей «Нур-Эддин – золотые руки» по пьесе А. Абу-Бакара на фестивале театрального искусства республики для детей был признан лучшим. Дипломы и денежные премии получили: театр за постановку, актеры Наби Ибрагимов, Муслимбек Кемцуров, художник Э. Алиева. Восторженно писала пресса Калмыкии во время гастролей театра по республике со спектаклями «Шутки Чехова», «Долина Шаха», «Забыть Герострата», «Дай деньги, деньги дай».

В начале 2000 годов в жизни театра начинается новый этап – говорит директор театра Рупат Чараков, показывая грамоты и награды: с 2002 по 2007 гг. театр выступал на престижных фестивалях: «Арлекин» в г. Санкт-Петербурге на Всероссийском фестивале для детей, где получили две номинации за спектакль «Черная бурка» по пьесе Г. Хугаева; на Международном фестивале «Сцена без границ» в г. Владикавказе в 2003 году – диплом за спектакль «Шутки Чехова»; в 2006 году на этом же фестивале театр получил две номинации за спектакль «Мать изменника» по пьесе Х. Арсланбекова. В 2007 году дипломом награжден спектакль «Черная бурка» Г. Хугаева на всероссийском фестивале «ПоМост» в городе Новокуйбышевске.

В 2011 году на фестивале «Штатол» («Родовая свеча») в городе Саранске

Республики Мордовия, посвященный тысячелетию воссоединения Мордовии и России, коллектив театра, наряду с именитыми коллективами Татарии, Башкирии, Чувашии, Республики Марий Эл, Мордовии, Калмыкии со спектаклем «Завещание» по пьесе Зарипат Атаевой выступил весьма успешно. Спектакль, по мнению жюри фестиваля и зрителей, стал лучшим. Спектаклю вручен Диплом фестиваля и статуя «Штатол».

В 2013 году театр выступил на фестивале «Сцена без границ» в г. Владикавказе со спектаклем «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, где получил диплом фестиваля за режиссуру.

В настоящее время в театре работают: народный артист РФ Наби Ибрагимов; заслуженные артисты РФ Нариман Алиев, Рупат Чараков, Сапият Абдулмуслимова, Саид Алибеков; народный артист РД Муслимбек Кемцуров; заслуженные артисты РД Магомедрасул Магомедрасулов, Мухтар Нухов, Амарбагамат Багаматов, Абдулла Ризванов, Рашидат Исмаилова, Магомед Шахбанов, Аминат Дациева, Саният Каримова, заслуженные работники культуры: Абакар Алхасов, Салимат Шахмандарова. Закрепились в коллективе молодые артисты: Амирбек Батиров, Абдусамад Алиев, Сайгиват Раджабова, Магомедшамиль Шамилов, Саният Каримова, Айшат Абубакарова, Муминат Аскандарова, Зарина Азизова, Минатулла Гусенов, Хузаймат Ибрагимова другие.

Каждый из нас немного актер, нас настоящих знают только самые близкие люди, и то порой не до конца. Но от выбранной роли мы устаем и скорей стремимся домой, чтобы стряхнуть с себя ненужную шелуху. Нам надоедает жить в маске. А каково же людям, жизнь которых – сплошная смена амплуа?

Я хочу рассказать о творческой деятельности Наби Ибрагимова.

Творчество Наби Ибрагимова стало самостоятельной, очень яркой страницей в истории становления и развития национального дагестанского театра и навсегда вошло в золотой фонд национальной культуры, в историю Даргинского музыкально-драматического театра им.О.Батырая. В творческой биографии актера

огромное количество разножанровых, разнохарактерных ролей, каждая из которых неповторима, индивидуально прочитана, осмыслена, отображена.

Наби Магомедович Ибрагимов родился 21 декабря 1935 г в дагестанском высокогорном районном центре-селении Леваши. Учился в общеобразовательной школе, занимался общественной работой, участвовал в художественной самодеятельности. После службы в армии, пять лет учился в театральном институте г.Еревана.

Наби Ибрагимов пришел в актерскую профессию не случайно, а осознанно, не мальчишкой, а зрелым молодым человеком, отслужив на флоте в Севастополе полных четыре года. И среди поступивших в даргинскую студию Ереванского театрального института он был чуть ли не самым старшим.

Наби Магомедович несколько лет работал директором театра и добился неплохих результатов. Многие годы он возглавлял профсоюзную и партийную организации театра, является членом Совета Союза театральных деятелей. Много сил и энергии он отдаёт воспитании молодого поколения актёров для театра, является членом Художественного Совета театра. Несмотря на свой возраст в последние годы он создал ряд образов, которые войдут в историю дагестанского театра:

Хан в спектакле «Тайна озера шайтан» Б.Джумакаева, Тиссаферн в спектакле «Забыть Герострата» Г.Горина, Кадирхан в спектакле «Красавица Хацаца» Б.Утижева, Таймаз в спектакле «Долина шаха»Б.Алибекова, Данел в спектакле «Квартет для души» Г.Хугаева, Булат в спектакле «Мать изменника» Х.Арсланбекова, Толкачев и Жиганов в спектакле «Шутки Чехова».

Актёр Н.М.Ибрагимов за большие успехи удостоен Почетных званий «Заслуженный артист ДАССР» в 1968 году, «Народный артист ДАССР» в 1971 году, «Заслуженный артист РСФСР» в 1981 году, «Народный артист РФ» в 1996 году. Награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета и Совета Министров ДАССР. За годы работы в театре им сыграно более 70 ролей, среди ни

«Отелло» В.Шекспира, Печорин «Белла» М.Лермонтова, Осман «Горянка»

Р.Гамзатова, Яичница «Женитьба» Н.Гоголя, Надиршах «Мать изменника» Х.Арсланбекова, Айдемир «Перед смертью» Ш.Рахматуллина, Абдусаламкади «Батырай» С.Рабаданова, Сандро Маглаперидзе «Закон Вечности» Н.Думбадзе, Сатанвиль «Жорж Данден» Ж.-Б.Мольер, Гапиз «Трудное счастье» А.Бутрина, Калам «Вассалам-Вакалам» С. Рабаданова, Сурхай «Ярамас» Р.Рашидова, Нукер «Однорогий тур» Р.Рашидова. А также в двух художественных фильмах «Шамиль», «Тайна рукописного Корана»

Лауреат премии им. Г.Цадасы за роли Казимбега и Мирзы в спектакле «Алибег Багатыров» по пьесе И.Байгишиева и Г.Наврузова.

Неоднократный победитель российских, республиканских, союзных фестивалей и конкурсов.

Длинный путь актера всегда поддерживала верная супруга Соня Шауловна. Она более 40 лет проработала в городской больнице медсестрой в хирургическом отделении. У них крепкая и очень дружная семья. Старший сын Магомед стал медицинским работником, десять лет работает хирургом в г.Твери, младший сын Мурад – экономист, он живет и трудится в Москве.

В этом году Наби Магомедовичу исполняется 80 лет, но он полон творческой энергии, и не одна пьеса не обходится без его участия.

Театр постоянно поддерживает творческие связи с известными театральными художниками и композиторами республики.

Сегодня Даргинский театр живет в предчувствии больших перемен, в надежде не только обрести новое технически оснащенное здание, когда театр вновь приобретет привилегированное положение и станет необходимым для каждого сельского и городского зрителя.

Театр, несмотря на свои ограниченные сценические технические возможности, неблагоустроенность здания (строительство здания для даргинского коллектива еще не завершено), открыт для творческого диалога со зрителем. Человеческая доброта, готовность прийти на помощь, подсказать, поддержать здесь сочетаются с профессиональной требовательностью.

Именитые даргинские писатели теперь не эпизодически, а систематически пишут для театра.

«Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность .Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта»

Ф. Шиллер

КУБАЧИ – АУЛ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ.

О Кубачи написано немало. Можно найти множество стихов, тысячи


произведений и вырезок из газет разных эпох со статьями, посвященными
этому аулу. Но, есть еще много загадок, которые человечеству суждено
разгадывать на протяжении долгих столетий.

Теперь же пришло время познакомиться. Кубани - аул расположенный


высоко в горах. Здесь нет вечной холодной зимы и нет вечного жаркого лета.
Погода меняется день за днем. В один день можно увидеть по-осеннему
красные кустарники, насыщенную весеннюю зелень склонов, летнее
палящее солнце, синь неба и ослепительно-белый снег! Чистый и всегда
холодный воздух проникает в самую глубь души, и медленно наполняет все
сознание неким загадочным, легким ароматом древности. Утро хочется
встречать с пробудившимся кубачинским солнцем, а вечер проводить за
чашкой горячего чая, в старой кубачинской сакле и слушать истории
кубачинских бабушек и дедушек.

Формирование кубачинцев как малой народности, как «народности одного


селения» со своим языком, этнотерриторией, особенностей материальной и
духовной культуры происходило в течение длительного времени, начиная с
эпохи раннего средневековья.

История аула уходит своими корнями глубоко в древность.

В истории кубачинцы известны с XI в, как зирихгераны (перс,
«кольчужники»), а с XV в. — как Кубачи (турец. «кольчужники»). В V—X
вв. Кубачи — центр Зирихгерана — одного из раннегосударственных
образований Дагестана, игравшего активную роль в политической жизни
Северо-Восточного Кавказа.

XVI—XVII вв. отстаивали независимость в борьбе с кайтагскими уцмиями и


казикумухскими ханами. Знаменитый турецкий путешественник 17 века

Эвлия Челеби (1611-1679 г.г.), побывавший во многих странах Европы,

Азии и Африки, приводит интересные сведения о Кубани в своей «Книге
путешествий», в разделе, названном «Прекрасная благоустроенная крепость
Кюбечли» .

«Эта крепость [принадлежит цеху] латников,-пишет Эвлия Челеби.


Основатель её не известен. Но строение это старое, и возведена крепость
будто из агата. Станы сложены из хорошо отшлифованных, сверкающих
камней. Она находится к востоку от персидской крепости Демир - капу.
Крепость состоит из [нескольких] кварталов. В городе дома с глиняными
крышами, соборные и квартальные мечети [в количестве]...»

В XVIII в. кубачинцы испытали нашествие войск иранского завоевателя


Надир-шаха.

Жители гор в ущельях прятались от иранских завоевателей.

Иногда убежищем для них служили колодцы, где собиралась родниковая
вода. Они своеобразны и нигде в мире, наверное, нет таких сооружений.
Аркообразный вход, выложенный из горного камня, отделанные
оригинальным орнаментом стены, ведущие вниз к воде несколько каменных
ступеней, а внутри глубокий колодец, выложенный широкими каменными
плитами. Вода с внутренних стен колодца стекает мелкими каплями
и слышно журчание подземного родника пробившегося сквозь горный
ландшафт. Там в углублении этих колодцев, в кромешной темноте женщины
с грудными детьми на руках прятались от завоевателей. Вообще на
протяжении всей истории жителям селения часто приходилось обороняться
от натиска бесконечных завоевателей.

Одним из наиболее ярких эпизодов войны дагестанцев с иранским шахом


стало трехнедельное героическое сопротивление кубачинцев иранскому
шахскому войску. В селе сохранилось много легенд и преданий, относящихся
к этому периоду истории. Но, несмотря на постоянную необходимость
отстаивать собственную независимость, сами кубачинцы всегда были
миролюбивы. Очень интересна характеристика кубачинцев, данная военным
врачом, немцем на русской службе, служившим на Кавказе в 1770 - 1783
годах, Рейнеггсом: « Этот народ не принимает никакого участия в грабежах.
Кубачинцы не идут ни за, на против кого - либо в войнах. Однако за своими
скалами они очень бдительны и храбры. Своим противодействием они
положили предел завоеваниям шаха Надира, который хотел проникнуть в
селение этого народа... К какому типу принадлежит их государственный
строй - это тайна, о которой они никогда не говорят, известно лишь то, что у
них общая казна, которой пожизненно распоряжаются 12 старейшин»
(вопросами военной службы, организацией других дел, внешними связями,
торговлей, судебной системой в селе руководил совет старейшин,
состоявший из 12 человек). Тайлов Габиб, является представителем одного из
древнейшего рода златокузнецов, хорошо знает историю и обычаи Кубачи
. Он рассказывал, что из-за постоянной опасности нападения
врагов в Кубачинском вольном обществе, существовала определенная
система воинской повинности. Нести службу должен был каждый
трудоспособный кубачинец, которому исполнилось 24 года. Причём для того, что бы тебя приняли в войско необходимо было
пройти ритуал «крещения», накормить своих будущих сослуживцев мясными
курзе, так называемыми « ушкала х1ялякуце», и побороться с самым
сильным из джигитов .Собранное таким образом войско и составляло гарнизон местнойкрепости. Несли службу и жили воины все это время в башнях - крепостях, где
находились необходимые запасы оружия и провианта. Они патрулировали
село, охраняли мечети, тюрьму и другие общественные места.

Сам аул построенный еще во времена, когда его жителям постоянно грозили


грабежи и нападения, всегда отличался своей неприступностью. Он
расположен на очень труднодоступном месте. На очень крутом горном
склоне.

Кубачи раньше был могучей крепостью. До


наших дней сохранились нижние ярусы могучих старинных башен, ставшие
  1   2

  • МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Избербаш 2017 г. Сборник методических материалов «Путешествие по родному краю»
  • Выпуск №2 Автор-составитель
  • Рецензент: Нурудинова П.А. - учитель истории МКОУ СОШ №11, кандидат исторических наук, Отличник образования РД Консультант
  • Рекомендован к печати и практическому применению в ОУ г. Избербаша решением МС МКОУ СОШ №1, а также решением МЦ УНО от 27.02.2017 года. С О Д Е Р Ж А Н И Е
  • ЛЮБИМЫЙ ГОРОД - ИЗБЕРБАШ
  • КУБАЧИ - АУЛ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ
  • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ ) Тема: «ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ» Условия возникновения и становления опыта.
  • 2. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
  • Историко-краеведческое
  • 5 . Длительность работы над опытом
  • Любимый город - Избербаш Как городов на свете много
  • «Заслуженный артист ДАССР» в 1968 году, «Народный артист ДАССР» в 1971 году, «Заслуженный артист РСФСР» в 1981 году, «Народный артист РФ» в 1996 году.
  • КУБАЧИ – АУЛ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ.