Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник материалов районной заочной научно-практической конференции работников образования Железнодорожного района




страница1/29
Дата20.05.2017
Размер5.82 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29



Отдел образования администрации

Железнодорожного района

города Новосибирска

 

Методическая служба



Железнодорожного района

Городского центра развития образования

города Новосибирска

 


  

Современное образование:

поиск, инновации, качество
Открытые педагогические чтения

«Педагогический поиск и его влияние на решение проблем образования»

Сборник материалов районной заочной

научно-практической конференции работников

образования Железнодорожного района

 




Новосибирск

2012

Редакционная коллегия:



Т.М.Черняева, начальник отдела образования администрации Железнодорожного района;

Е.В. Блохина, кандидат педагогических наук, заместитель

начальника отдела образования администрации

Железнодорожного района;

Т.Ф.Щукина, заведующая методической службой

Железнодорожного района Городского центра развития образования




Современное образование: поиск, инновации, качество : Сборник материалов районной научно-практической конференции работников образования Железнодорожного района / редкол.:Т.М.Черняева, Е.В.Блохина, Т.Ф.Щукина. - Новосибирск

В сборнике представлены статьи педагогов образовательных учреждений Железнодорожного района г.Новосибирска на педагогической конференции «Педагогический поиск и его влияние на решение проблем образования»



Сборник ориентирован на широкую аудиторию педагогической общественности будет полезен педагогам и директорам образовательных учреждений.

©Отдел образования администрации

Железнодорожного района, 2012

©Городской центр развития образования, 2012

©Коллектив авторов, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


Черняева Т.М. Совершенствование районной системы образования в условиях обновления нового законодательства


9

Блохина Е.В. Проблемы нормирования и стандартизации в управлении качеством образования


22

Бурункин Д.А. Проектирование основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО


24

Бурункин Д.А Проектирование рабочих программ учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС НОО


34

Сухина В.И. Актуализация понятий компетенции и компетентности в современной школе


39

Скрипунова Е.Г. Становление личности школьника в поликультурном образовании


43

Зайцева И.А. Проектная деятельность учащихся с недостатками слуха


48

Чекалина Е.А. Кросс-культурные компетенции в современном образовательном пространстве (на примере формирования кросскультурных компетенций администрации школы)


52

Петровская И.М. О расширении культурного пространства современного школьника


73

Варновская И.Н. Здоровью надо учить


77

Семенькова Г.Н Какие виды деятельности обучающихся можно использовать в процессе анализа текстов с акцентом на воспитательный потенциал литературы?


80

Иванова М.В. Текстоцентрический подход в обучении русскому языку как условие повышения качества образования



83

Пирожкова Н.Ю. Некоторые подходы к конструированию модели Гражданского самосознания старшеклассников


85

Боровкова Ю.В. Особенности построения учебного курса в дистанционном обучении школьников с ограниченными физическими возможностями


87

Суворова О.П. Интерактивные формы обучения на уроках английского языка


89

Комиссарова Л.Л Курс «Россия – Родина моя» в рамках реализации ФГОС


94

Сизова С.Г. Школьный конкурс как способ повышения ИКТ-компетенции педагогов


97

Чиляева Е.В. Уроки в начальных классах школы I, II вида

с применением дистанционного обучения




101

Эм С.В. Как мы работаем над повышением ИКТ-компетентности педагогов
Королькова О.О. Участие в городском проекте «Питание и здоровье» как один из факторов, влияющих на формирование здоровья ребенка


103

106


Барковская М.В. Проектная деятельность в начальной школе


110

Дьячкова Е.А. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках окружающего мира


116

Чайко О.Я. Современные подходы к организации эстетического воспитания гимназистов


121

Круглик О.С. Практическая работа как форма инновационной среды на уроках математики


130

Аргунова Л.Ю. Возможности использования интернет-ресурсов в организации самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся


133

Углянская В.В. Традиции и инновации в школьном образовании



136

Фугенфирова М.Э. Слушание как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка


144

Кабайкина А.С. Проведение семинаров авторского творчества как одно из направлений работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры личности


148

Кузьминская Н.А. Роль классного руководителя в повышении эффективности воспитательной работы в классе


152

Осипова М. А Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе


161

Кобрина Н.Б Организация работы ученического Совета как метод воспитания гражданской позиции обучающихся


163

Кузьмина О.Ю. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных и личностных компетенций учащихся


173

Мухомедеева Е.Ф. Модель образовательно-воспитательной системы,

обеспечивающей развитие творческих способностей детей и подростков в условиях реализации ФГОС




176

Парамонова Т.А. Литературные опыты обучающихся как реализация метода коммуникативной дидактики


183

Свержевская М.И. Влияние различных факторов на формирование здоровья ребёнка


187

Литвинова Ю.С. Модульный курс истории Сибири как одно из условий реализации компетентностной модели лицеистов 10-х классов


192

Басова М.И. Роль музея в реализации воспитательных задач лицея
Юндина Л.Б. Диагностика ключевых компетентностей. Ценностные ориентации современного подрастающего поколения: тенденции и приоритеты

196
203

Бабушкина С.Ю. Преподавание гуманитарных предметов в профильных математических классах


210

Милосердова Т.А. Использование интерактивной доски на уроках английского языка


215

Петричук И.И. Управление качеством образования в рамках деятельности предметного объединения учителей английского языка: проблемы, достижения, перспективы


219

Саутина О.И. Опыт работы по УМК «Кембриджский курс английского языка для российских школ» в 6-х классах


223

Карапетян И.В. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка


227

Заика А.Ю. Музыка на уроках ИЯ.


229

Казанцева О.В. Интегративная модель основного и дополнительного языкового образования в условиях работы Центра дополнительного образования автономного ОУ


232

Рабе Ю.А. Современные образовательные технологии как ресурс реализации МПС


236

Фищукова М.Ф. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления


240

Безручко В.В. Формирование мировоззренческой компетентности учащихся через технологию диалектического метода


245

Габоян А. М. Методика организации самостоятельной работы с учебником «Биология»


250

Ильиных О.Л. Активизация познавательной деятельности на уроках географии через самостоятельные и практические работы


254

Передерий О.А. Активизация познавательной активности учащихся на уроках географии посредством рейтинговой системы оценивания

258

Серова Т.А. Основные компоненты формирования здорового образа жизни у обучающихся старших классов

262

Серова Т.А. Вводный спецкурс по экологии в 5 классе как основа экологической культуры школьников


266

Сусолкина М.В. Применение ИКТ на уроках физики


270

Тихов О.Г. Проблемный эксперимент в системе школьного физического эксперимента


273

учебно-методические материалы кафедры словесности МАОУ Лицея №9 Технология развития критического мышления в лицее
Мельникова А.Г. Стратегии и приемы технологии РКМЧП, применяемые на уроках русского языка


277

280


Колмакова Т.В. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи


284

Панышева Л.Г. Cтратегия «Уголки»


289

Демечева Е.Е. Стратегия «Кластер»


291

Колмакова Т.В. Примеры уроков по технологии


294

Инякина И.Н. Разработка уроков словесности в технологии Развития критического мышления через чтение и письмо


300

Садыкова И.А. Организация коррекционно-развивающей работы в логопедической группе в новых условиях при осуществлении перехода к реализации ФГТ


308

Шадрова Н.Л. Содержание коррекционной работы (к части ООП)


314

Жаринова О.Г. Инновационное использование коммуникативных игр при обучении иностранному языку подростков


319

Ивликова Н.В. Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества


322

Коренькова О.В. Организация лабораторно-семинарской исследовательской деятельности на уроках биологии

327

Осинцева М.С. Чередование учебной нагрузки с учебным отдыхом на уроках английского языка в начальной школе как средство формирования мотивации.


329

Рапикова Е.Ч. Анализ социально-психологических проблем обучающихся второй ступени


332

Скворцова С. Ю. Экологический фитодизайн


336

Савина В.В. Организация системы работы ДОУ № 90 по физическому воспитанию в рамках ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации


339

Чигина Н.А. Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ в условиях детского сада №215 «Кораблик детства»


343

Гаевская Е.Н. Краеведение в школьном курсе географии


347

Долгова С.А. Психолого-педагогическая характеристика конфликтов младших школьников и пути их преодоления


351

Жерякова Ж.А. Развитие творческих способностей учащихся в системе воспитания


356

Зыкова С.Г. Формирование информационной компетентности на основе использования словарей.


358

Стригина Н.В. Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию:

проблема, поиск, решение




365

Рыжкова Т.С. Разработка интерактивных практикумов и использование их на уроках физики


367

Тарасов Д.А. Роль школьного музея в педагогической деятельности учителя литературы

373

Смолянинова Т.М. Проблемы ДОУ при переходе на ФГТ. Изменение образовательной практики

377

Кравцова Л.Н. Из опыта работы по заключению и реализации коллективного договора


382

Совершенствование районной системы образования в условиях обновления нового законодательства

Черняева Тамара Михайловна, начальник Отдела образования

администрации Железнодорожного района
Прошел областной педагогический съезд, городская августовская конференция, областные и районные предметные секции, на которых Вы, уважаемые коллеги, обсуждали тему законодательного обеспечения системы образования в условиях модернизации в рамках проекта федерального закона «Об образовании …», к этим вопросам Вы вернетесь еще и завтра на первых педагогических советах в своих учреждениях. Мы надеемся, что уже не в проекте, а в новом законе найдем отражение результатов модернизации системы образования, направленные на преодоление разрыва между потребностями образовательной политики и ее законодательном обеспечением, устранения дублирования и противоречивости Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

« В пакете документов районной августовской конференции, который выдан сегодня руководителям ОУ, Вы можете познакомиться с иллюстрациями к докладу, где отражены данные мониторинга за последние 3-5 лет: динамика состояния здоровья воспитанников и школьников, сохранности контингента, диаграммы и таблицы, показывающие охват детей дополнительным образованием, рейтинговые таблицы по содержанию образования и ряд других важных показателей по всем учреждениям района, рейтинг района в городе. Над которыми, работали Вы, уважаемые коллеги, и специалисты отдела образования администрации района.

Если мы с Вами вспомним, как на протяжении последних лет проходят августовские педагогические конференции, то можно сказать, что их основное событие - пленарное заседание. Тема никакого значения не имеет, поскольку на протяжении многих лет при любой ее формулировке в докладе всегда говорись, в основном о ранжировании школ по результатам ЕГЭ, усредненные по району, городу, региону показатели процента успеваемости на «4» и «5» в сравнении с прошлым годом и.т.д.. т. е. о « наших достижениях» и «наших недостатках». А наша главная миссия органов управления: прежде всего - создать необходимые условия для оптимальной работы подведомственных учреждений. Только когда эти условия (материально-технические, финансовые, кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, мотивационные) созданы, у руководителей органов управления образованием и всех других структур возникает право контролировать и оценивать деятельность школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, их директоров, заведующих, педагогов.

Вот почему Я бы хотела построить свой доклад сегодня несколько иначе. И начать с того, что было сделано, обещано или поставлено в решение задач администрацией города, главным управлением образования как учредителем, отделом образования год назад по каждому из условий, что выполнено, что не выполнено и когда будет выполнено.

С 1 сентября запускается проект «Модернизация региональных систем общего образования». Председатель областного правительства министр образования, науки и инноваций НСО Владимир Никонов, на педагогическом съезде сказал, что из федерального бюджета область получит более 380 миллионов рублей, которые будут направлены на модернизацию учебно-материальной базы и повышение квалификации учителей. Одна из главных задач модернизации улучшить качество образования и повысить зарплату учителям. Для улучшения качества образования необходима - современная школьная инфраструктура, тогда облик детских учреждений (школ, детских садов, учреждений дополнительного образования), как по форме так и по содержанию должны значительно измениться. Если учиться в школе, на занятиях в детском саду будет увлекательно, и интересно, то эти образовательные учреждения станут центром не только обязательного образования, но и центрами самоподготовки занятий, творчества и спорта. Тогда мы получим реальную отдачу. Возвращаюсь к тому, что было сделано, и что обещано, а проект «Модернизация региональных систем общего образования» запланирован на три года. В части модернизации материальной базы могу сказать.

На февраль 2011 года по плану финансирования ремонтных работ образовательных учреждений с учетом «скромных» заявок руководителей учреждений была сумма 7650,00 тыс. руб., на 01 мая эта сумма мэрией города Новосибирска была увеличена и составила 10 612,00 тыс. руб, кроме этого по наказам депутатов мэрией города были выделены дополнительные средства на ремонт кровель: 1 200.00 тыс. руб – СОШ №84; 1500,00 тыс. руб и 750 тыс. руб - СОШ №137, из местного бюджета были выделены денежные средства на замену окон.



1500,00 тыс.руб. на развитие сети дошкольного образования мы открываем одну дополнительную группу в детском саду 497 «Мишутка», 350 тыс. руб. дополнительно на комплектование этой группы , с сожалению, условия в детском саду мы ухудшили, так как закрыли спортивный зал в этом учреждении.

10 гимназия вошла в областную программу «Окна» и из областного бюджета выделено 950тыс. рублей на замену окон в спортзале. Сумма финансовых вложений в материальную базу ОУ в сравнении с прошлым учебным годом в этом году в три раза больше.

Я не говорю уже о тех дополнительных денежных средствах, которые выделялись и выделяются при возникновении проблемных, экстренных ситуаций в ОУ во время учебного года, сами понимаете здания наших учреждений не прошлого года постройки. Это система отопления в школе № 168, кровля д/с 215…Отдел образования совместно с руководителями ОУ осуществлял финансовое планирование ремонтных работ по всем их видам, проектно-сметную документацию, организацию конкурсных процедур по всем видам работ, контроль качества работ.

Большое внимание, в этом году уделялось условиям безопасности образовательного пространства здоровьесберегающей среды в учреждениях. По данным приемки ОУ благоприятное впечатление оставляет мониторинг организации по этим направлениям.

Во всех общеобразовательных и дошкольных учреждениях открыты медицинские кабинеты и все они лицензированы.

Во всех учреждениях идет поэтапное оснащение современным медицинским оборудованием.

В 77% ОУ – работают стоматологические кабинеты, которые в первую очередь занимаются профилактическим осмотром детей, далеко не каждый район может сказать о таких созданных условиях по здоровьезберегающей среде для воспитанников и школьников.

В дошкольных учреждениях на самом высоком уровне д/с №90 и 429; 164 работают оздоровительные комплексы по направлениям: опорно-двигательная система; нарушение зрения; в 96,497,423 работают оздоровительные группы санаторного назначения.

С 1999г. на базе детского сада № 90 организован клуб юных фигуристов «Хрустальный конек» совместно с ДЮСШ № 4 по фигурному катанию. Общими усилиями коллектива детского сада, в качестве шефской помощи строительной компании ПТК-30, а я Вас уверяю она еще сохранилась, и родителей- на территории ДОУ появилась спортивная площадка, а в зимнее время - каток, с раздевалкой и душевыми комнатами, комнатой для отдыха с чаем и отдельным выходом на лед.

Уникальность проекта здоровьесбережения в том, что посредством фигурного катания успешно решаются оздоровительные задачи, более того 8 воспитанников детского сада пополнили ряды юных хоккеистов и фигуристов спортивных клубов Сибири и города Москвы.

В настоящее время в спортивно – оздоровительной группе в саду насчитывается более ста детей (70%), в том числе эти же дети занимаются в зимнее время года. Занятия, проходят 2-3 раза в неделю. Давний воспитанник детского сада Ларионов Юрий бронзовый призер по фигурному катанию чемпионата России и Европы, призер олимпийских игр 2010 (две тысячи десятого года) в Ванкувере, а его мама Ларионова Эмилия Эдвардовна, заведующая, этого детского сада.

В настоящее время отмечается ряд положительных тенденций в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Снизился районный показатель общей заболеваемости детей с 2008 года с 16% пропуска на одного ребёнка до 13% в 2011 году в детских садах, незначительно уменьшилось число пропусков занятий школьников по болезни. Это результат успешной работы образовательных учреждений по программам здоровьесбережения детей и диагностики медиков по улучшению здоровья дошкольников и школьников.

Особое внимание уделяется детям-инвалидам. В системе дошкольного образования в 2010-2011 учебном году воспитывается 14 детей-инвалидов, а в школах их 37. Для детей с проблемами в здоровье и развитии функционирует 37 специализированных групп, консультативный пункт с ОДА, целью которых является обеспечение психолого-педагогического сопровождения, в школах группы ЛФК, коррекционная поддержка детей с особыми образовательными потребностями. Из 527 детей групп компенсирующей направленности 114 детей (21%) выпускников уходят в школу из детских садов со значительными улучшениями и выздоровлением по оценке городской и районной МПК.

В районе работает оздоровительный центр бассейн «Бригантина» Участники оздоровительной программы центра составляют 70 % воспитанников и учеников школ и детских садов. Педагогами оздоровительного центра разработаны программы с учетом здоровьесбережение детей. Однако, стоит заметить, что проблемы сохранности здоровья детей в районе - далеко не решены.

Приказом Министерства образования и науки РФ от30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений , реализующих программы общего образования», с первого сентября 2011 года был введён трётий час физической культуры в неделю. Что в результате? Моторная плотность урока снизилась вдвое, так как на тех же площадях спортзала (а «декрет» не предусматривал опережающего создания условий: строительства залов и площадок, подготовки кадров и т.д.) занимаются не двадцать пять, а пятьдесят человек; при этом травмоопасность выросла в разы. И это — результат очередного срочного нововведения. Импонирует, конечно, желание власти, я имею в виду государство , всё менять сразу и к лучшему, но за идеями, к сожалению, не следует никаких расчётов и никаких вложений.

Как быть с третьим часом физкультуры, если в 70%-х школ района только один спортзал, и тот не соответствует хотя бы необходимым нормам, а уже нужен второй! Тренеры ДЮСШ «Спартанец» работают на спортивных базах учреждений, при введении третьего часа возникает большой вопрос о составлении расписания школьных занятий, да и о месте их проведения. Спортивной базы в районе нет вообще.

Выходит, что школам необходимо решать задачи, которые совершенно не обеспечены ресурсами. «Стандарт школы» отстаёт от «стандарта для школы», к сожалению точно так же как стандарт жизни от стандарта выживания.

Показатели дошкольников и школьников по направлениям здоровьесберегающей среды, не высокие, но достойные, в соответствии с теми условиями, в которых работают наши, уважаемые педагоги. Это результаты работы секций: по боксу (1 место в городе) - тренер Леоненко Дмитрий Николаевич; по футболу (4 место в городе) - тренер Машанов Виктор Васильевич.

По результатам приемки во всех ОУ выполнены практически все предписания служб: РОСПОТОРЕБНАДЗОРА РОСТЕХНАДЗОРА, ГОСПОЖНАДЗОРА.

Все учреждения, выходящие в этом году на лицензировании, получили положительные предписания от указанных служб.



Районной комиссией Подписаны, акты готовности ОУ к новому учебному году во всех учреждениях кроме, специально-коррекционной школы № 37 по известным причинам, учреждение особое, с круглосуточным пребыванием детей, три предписания, которые есть в этом учреждении могут быть выполнены только при реконструкции или строительстве здания, а вот, что обещано? Я хочу об этом сказать! Мэром города принято постановление мэрии от 08.020.2011 г. № 1051 « об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» Владимирский спуск. Заключен муниципальный контракт на генеральное проектирование школы-интерната, подписан календарный график работ. Согласно этого графика, срок окончания и выдачи согласований ПДС- 01.09.2011г. Начало строительства планируется с начала 2012 года, а ввод нового здания в эксплуатацию с 01 сентября 2013 года. Это уже победа для ОУ и для района в целом.

Большую роль в развитие инфраструктуры сыграли попечительские советы, практически всех образовательных учреждений. Общественная составляющая, воплощающаяся в школах, детских садах в попечительском совете, актуальна потому, что образовательные учреждения, находясь в непростых экономических условиях, не могут успешно совершенствовать свою деятельность, развиваться без помощи попечителей. Необходимость вести инновационную деятельность в образовательном учреждении, пополнение материальной базы, организацию полноценного летнего отдыха детей и так далее, все это побуждает руководителей школ искать дополнительные финансовые ресурсы, и надежных партнеров.

Я не могу сегодня оставить без внимания коллективы попечительских советов учреждений, которые внесли колоссальный вклад в подготовку школ и детских садов к новому учебному году. Это коллективы 4 и 10 гимназий, 9 и 22 лицеев, 429 и 90 детских садов, которые не только вложили денежные средства в летние ремонтные работы, но и принимали непосредственное участие во всей деятельности образовательных учреждений в течение учебного года. Сегодня попечительский Совет- это надежный помощник и администрации школ, детских садов и всего коллектива педагогов, школьников и воспитанников.

Денежные средства попечительских советов составили : 9 700,00 тыс. руб, плюс привлеченные средства руководителями ОУ 2 400,00 тыс.руб, это больше половины денежных вложений из областного и местного бюджета для ОУ.

Я не могу не сказать о том большом вкладе в модернизацию учебно-материальной базы учреждений района в этом году депутата городского совета, директора «Горводоканала» одного из крупнах предприятий города, которое находится в нашем районе, Юрия Николаевича Похила. Попечительство, шефская помощь этого руководителя внушительна. Это ремонт группы в д/с 1,ремонт прачечной и медицинского кабинета, установка терморегуляторов на подачу горячей воды, ограждение территории д/с 90; установка 4 веранд и 5 песочниц, ремонт водостоков и установка трапов на кровле здания в д/с 96 . Благоустройство территории д/с 164; приобретение промышленной стиральной машины д/с 256; ремонт крыльца д/с 414 , кроме этого все детские сады к дню защиты детей были обеспечены денежными средствами к дню защиты детей игрушками.



Отремонтирована кровля 650 квадратных метров с устройством мембранного покрытия, заменены задвижки на падающем трубопроводе холодной воды к зданию гимназии 4, содействовал в получении жилья заместителю директора по УВР Лосевой Наталье Владимировне, которой в прошлом году на день учителя были вручены ключи от квартиры; отремонтирована полностью и оснащена оборудованием библиотека СОШ № 168….,…Я не говорю уже о помощи техникой в зимнее время года по уборке территории, оказана помощь гимназии 10 и школе № 3-ограждение территории. Все это без малого 3 500,00 мил. руб

Уважаемые, коллеги мы с Вами самые главные носители информации, кому как не нам нужно думать о том, кто будет помогать нам с Вами решать проблемы « модернизации образования» Мы в преддверье выбора и отстаивания своей гражданской позиции. Давайте попробуем этот выбор сделать правильно. От каждого из нас с Вами многое в жизни зависит.

Роль каждых из структур я обозначила и она, видна, бесспорно. Это прежде всего мэрия города, главное управление образованием, отдел образования, ОУ, попечительские советы, шефская помощь.

Если говорить о материально-технических условиях, то по мониторингу приемки ОУ, к 1 сентября можно отметить, что



  • Все ОУ укомплектованы печатными и электронными образовательными ресурсами ( в лицее 22 и гимназии 10 почти во всех классах есть в наличии смарт доски, ноутбуки….)

  • 100% (75 - 80 %) ОУ имеют фонд дополнительной литературы,

  • 100% (100%) ОУ района обеспечены условия для свободного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Я не буду сегодня говорить о компьютерной техникЕ на одного ученика по ОУ, она как раз достаточная, а вот технического оснащения для творческой работы педагогов, строгой бухгалтерской отчетности, где идет постоянное обновление программ в детских садах и учреждениях дополнительного образования, крайне еще не хватает.

Хочется, чтобы, дорогостоящая техника в ОУ не осталась лишь инструментом, а стала подлинно интеллектуальной машиной, способной подсказать оптимальные педагогические решения, быть помощником учителя и руководителя для решения педагогических и управленческих решений, а также электронным информатором, в части снижения документооборота.

К сожалению, не решена эта задача прошлого года, которая поднималась на всех уровнях:

Мы существуем в односторонней государственной системе координат, поэтому все субъекты образования зависят от гостребований, госзаказа, муниципального заказа. Школа непосредственно встроена во властную систему и нацелена государством на беспрекословное исполнение его установок. В результате школа обязана сдавать массу отчётов любым государственным структурам (по примерным подсчётам — ежедневно, включая каникулы). Эта возрастающая отчётность по качеству образования и его организации отвлекает каждую школу от выполнения ею непосредственных образовательных задач. Однако без мониторинга качества в ОУ не обойтись, нарушится обратная связь, А задача любого педагогического коллектива — добиться соответствия результатов предъявляемым требованиям……



Что обещано - это 3-х летняя программа по модернизации материальной базы через ряд крупных проектов. А учреждения района всегда являются активными участниками, предлагаемых проектов разного уровня.

Самая главная задача модернизации общего образования повышение качества работы школ и образования детей.

Министерство образования, науки и инноваций НСО предлагает ряд проектов, направленных на изменение подхода педагогических коллективов к своей работе. Лучшие учителя должны получать больше. Лучшие ОУ должны получать больше средств, которые они направят, в том числе, на повышение зарплат и премий своим педагогам.

Фонд оплаты труда вырастит на столько, что позволит довести среднюю зарплату учителя по области до средней зарплаты по экономике ( 18.569—14.763) .

Но это совсем не значит, что все учителя получат одинаковое повышение.

Педагогическому сообществу предлагается поучаствовать в реализации проектов, направленных на повышение качества образования в целом и по отдельным дисциплинам. Это во первых проект - «Спецклассы по физике, химии и математике» стартовавший в 2010 году – 23 класса, в районе два учреждения 9 и 22 лицей работали в этом проекте ( число классов). В этом году их 60 и добавились классы в 9 лицее - их два 8 и 10 классы.

Помимо этого 9лицей в этом году получил статус центра дополнительного образования.

Финансирование на одного ребенка в этих классах почти втрое выше, чем в обычных классах. Выгода для школ и педагогов очевидна. Возможно, скоро, добавится и информатика, сказал министр Владимир Никонов. С первого сентября для поставленных задач вводятся четыре проекта для ОУ, в которых Вы, уважаемые педагоги можете принять участие. Школа должна разработать программу развития, которую оценят эксперты. Проект требует дополнительных усилий от педагогов, а значит, школа будет финансироваться по повышенному нормативу.



Если какая-то школа не вольется ни в один проект, то рост зарплат все равно произойдет. Так как только часть средств на повышение зарплат, пойдет через проекты. Другой вопрос, что в «проектных школах» повышение будет намного существеннее.

А на данный момент мы уже знаем, что из 38 школ города, которые участвовали в объявленном в августе конкурсе проектов по управлению качеством образования 4-ОУ из нашего района. Комиссией конкурса - стажерской площадкой определен 9 лицей (норматив на одного ученика в лицее будет составлять 1200 руб), пилотными площадками стали гимназии 4,10 и единственная школа в области и городе специально-коррекционная школа № 37 (норматив пилотных школ составит 900 руб). А стало быть будет существенная добавка к ЗП педагогическим коллективам этих школ.

На три следующих проекта, о которых я говорила, подали документы педагогические коллективы гимназия 10 , школы 168 и 137. Я очень надеюсь, что эти школы также окажутся победителями.

Еще одна задача, которую мы ставили и решали это подготовка ОУ к внедрению ФГОС. Главным ресурсом в подготовке к ФГОС это пилотные школы области с 2008 года гимназия №4, лицей №22; с 2010 года школы №137 и №168 школы. Внедрение ФГОС во всех остальных школах надеемся, пройдет с 1 сентября без особых проблем.

Все школы района участвуют в Федеральном эксперименте по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Первый этап эксперимента прошел в 2009/2010 учебном году. Второй этап проходит с января 2011 года. На первом этапе апробации особое внимание было уделено подготовке кадров для преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Педагоги прошли курсы повышения квалификации в АПКиПРО г. Москвы и получили сертификаты тьютеров по данному курсу. Я надеюсь, сказал заместитель министра образования РФ Калина ,что ни один человек в результате изучения этого курса не станет верующим, но станет понимать определенные основания поведения верующих людей, поэтому один результат будет непременно- уменьшение доли невежества в обществе».

Для создания условий введения ФГОС велась большая методическая работа по подготовки кадрового ресурса, в первую очередь учителей начальных классов, руководителей . Мы единственный район в городе, где прошли повышение квалификации по данному направлению все директора ОУ.

Подготовкой к ФГОС в районе являлась координация взаимодействия с учреждениями дополнительного профессионального образования, которая осуществляась ФИЛИАЛОМ, обеспечивала плановую работу, помогала более эффективно использовать научный потенциал педагогов. В районе сложилась система работы с лабораториями МБОУ ДОВ «ГЦРО», с кафедрами НИПКиПРО, НГПУ, ГЦИ «Эгида», ГЦиОЗ «Магистр».

Впервые в районе прошел педагогический форум «Современное образование: стратегия развития, инновации, риски, повышение качества».

В форуме приняло участие более 500 участников. Присутствовали гости всех районов города.

Прошли более 20-ти мастер-классов на базе образовательных учреждений. Научно-практическая конференция «Современные представления о воспитании в системе образования» и научно-практическая конференция педагогических работников дошкольного образования «Качество дошкольного образования Железнодорожного района: состояние, проблемы, перспективы».

Все получили свидетельства участника, по итогам форума подготовлен и вручен Вам уважаемые коллеги, сборник статей участников, а также сборник статей педагогической конференции прошлого года. Оба сборника имеют асбн, что является свидетельством публикации Российского уровня. Это в дальнейшем положительно отразится на аттестации авторов статей при повышении квалификационной категории.

Большую роль в методической работе имеют РМО. И мы прекрасно понимаем, что она в целом зависит от качества и эффективности методических мероприятий. Особенно хочется отметить МО учителей начальных классов, руководитель Зонова Ирина Петровна.

В этом году почти каждая школа дала семинар из опыта работы по одному из актуальных направлений внедрения ФГОС, а дошкольные ОУ по проблемам введения ФГТ. С появлением понятия «предшкольное образование» тема стала предметом обсуждения на секциях августовской конференции, так как детские сады нередко вместо воспитания и развития берутся учить дошкольников писать, читать и считать. Так вот в этом году дошкольники решали проблему предшкольной подготовки детей для выравнивания их стартовых возможностей в рамках ФГТ.

В этом году прошел конкурс уроков в начальной школе по реализации системно – деятельностного подхода, где принимало участие 14 педагогов.

Впервые прошли конкурсы: «Лучшее занятие года 2010» в дошколных ОУ

Победитель: Мартыненко Олеся Петровна, МБДОУ №256 «Росинка»

Конкурс «Лучший урок в начальной школе»

Победитель Санкина Елена Юрьевна, МБОУ гимназия №4 и традиционно прошли все остальные профессиональные конкурсы.



Одной из главных задач прошлого года образовательной системы - нашей новой школы является развитие воспитательной работы в том числе дополнительного образования.

Что сделали педагоги ОУ и специалисты РОО в плане профилактической работы воспитанников.



Показатели профилактической работы в районе

Из таблицы видно, что число подростков, стоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН сокращается, однако число преступлений и правонарушений к сожалению не уменьшается. Анализируя статистические данные по профилактике правонарушений несовершеннолетних района, возникла потребность в разработке и реализации программы «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», которая должна реально работать.

В рамках воспитательной работы в ОУ как можно больше детей вовлекаются в участие различных конкурсов, соревнований, фестивалей и о них нельзя не сказать .

Первое место в областном конкурсе-фестивале «Безопасное колесо» заняла команда учащихся 4 гимназии, получила право представлять город Новосибирск на Всероссийском уровне и заняла там 9! Место (вошла в десятку лучших команд России).

Для старшеклассников второй год в районе проходит конкурс «Ученик года». В 2010/2011 учебном году победителем районного конкурса стала учащаяся 10 класса гимназии № 10 Карташова Анастасия

А в городском конкурсе «Ученик года». Глебовская Алена, учащаяся11 класса гимназии № 4 стала абсолютным победителем.

Успешно выступают на городском уровне школьные команды КВН

Призовые места в «Золотой лиге КВН школьников» заняли команды КВН «13 и 7» школы № 137 и «Есть идея» школы № 168 с УИП ХЭЦ.

Особое место в воспитательном пространстве района занимают наши коррекционные школы. Учащиеся этих учреждений не могут в полном объеме участвовать в районных мероприятиях, поэтому школы выходят сразу на городской, региональный, российский уровни. И показывают хорошие высокие результаты, такие как: участие и победа ученицы 7 класса С(К)ОШ № 60 VIII вида Корнеевой Анастасии во Всероссийских комплексных соревнованиях по плаванию по программе Специальной Олимпиады России.

Высокие результаты достигли педагогические коллективы вместе с воспитанниками и учащимися ЦДО «Алые паруса», лицеи 9,22, гимназия 10; детские сады 429, 256 на международной образовательной выставке «УчСиб-2011»- получили Большую, малую золотые медали, дипломы лауреатов 1 степени.

Более 70% детей района охвачены дополнительным образованием. Показатель высокий, потому как контингент в районе особый. Родители понимают….

Важным элементом воспитательной работы в этом году были акции в школах №3, 84,168,137 :

«Рождественский подарок» совместно с ВОО «Молодая гвардия Единой России» для воспитанников центра социальной реабилитации для несовершеннолетних Железнодорожного района «Виктория»;

«Во имя жизни» для городского приюта для бездомных животных. Дети собрали продукты питания, перевязочный материал, медикаменты, теплые вещи для животных;

«Мы, молодые - выбираем ТРЕЗВОСТЬ!»;

Акция «Чистый берег» - ежегодная акция по уборке берега реки Обь.

Акция «Акварелька - карамелька» - сбор письменных принадлежностей, развивающих игр для детских домов СОШ №137

Конкурсы и фестивали к 75- летию Железнодорожного района.

Социальные акции имеют большое значение, поскольку помимо информационной функции, они несут адаптивную и воспитательную . К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать школьника в систему социальных отношений и связей.

Уважаемые коллеги, и конечно же мы решали проблему качества обученности, школьников и воспитанников.

Даже при условии высокопрофессиональной работы учителя, воспитателя показатель качества, далеко не всегда зависит от педагогов, а вытекает исключительно из природных возможностей детей.

На открытых уроках, семинарских занятиях, при обсуждениях предметных секций педагогических конференций педагоги района пытались понять, что грамотно представить качество обученности, можно только сопоставив реальную успеваемость с максимальными природными возможностями ребенка. Я не ставлю сегодня целью говорить о проценте успевающих на «4» и «5», потому, что лучшими будут учителя лицеев и гимназий, в которых учатся отобранные способные дети, хотя не факт, что проще. Я не называю лучшее по всем показателям, которые мы можем определить образовательное учреждение, потому, что стартовые условия у всех школ и детских садов разные. В одном учреждении есть спорт зал, в другом их два, где - его вообще нет; в одном лабораторное оборудование новое, в другом старое, в третьем его вообще нет; одна школа отремонтирована, а другая только покрашена, в одной кровля течет… Я могу сказать одно, что в районе высококвалифицированное педагогическое сообщество. И все ОУ с каждым годом улучшают качество образования воспитанников и школьников в соответствии с теми условиями, которые есть в учреждениях и тем контингентом воспитанников и школьников, которые воспитываются и обучаются в них.

Поэтому я говорю о среднем бале ЕГЭ выпускников всех школ района, в том числе общеобразовательных и коррекционных, уважаемые коллеги Ваши дети не подвили Вас.

Успешно выступают на городском уровне школьные команды КВН

Призовые места в «Золотой лиге КВН школьников» заняли команды КВН «13 и 7» школы № 137 и «Есть идея» школы № 168 с УИП ХЭЦ.

А вот поступление в Вузы для лицеев и гимназий должно стать нормой, не поступление, как ЧП, подобно факту второгодничества в обычной школе. Иначе, зачем в лицеях и гимназиях, предметы преподают углубленно и расширенно. В этом году, поступили Вузы по предварительным данным 95% выпускников.

Уважаемые, коллеги! Стабильное функционирование и развитие учреждений в образовательном пространстве зависит от следующих факторов: от автономности школы, требований государства и общества к качеству образования. На практике достичь согласия, некой гармонии меду этими факторами нелегко. Однако то, что достигнуто, вселяет оптимизм. Появилась новая управленческая основа инновационного процесса. Впереди переход в автономные, бюджетные и казенные ОУ. В этом году два учреждения в районе стали автономными: Лицей № 9 и оздоровительный центр для детей бассейн «Бригантина». Мы надеемся, что переход на новую форму управления будет эффективным и даст свои положительные результаты не только в финансировании, но и в качестве образовательной деятельности. Но торопиться не будем Государственно -общественная форма управления – это автономные и бюджетные учреждения. Остается вопрос для размышления и изучения.

В проекте «Наша новая школа» важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Детские учреждения является критически важным элементом в этом процессе». Как отмечал Н.Г..Чернышевский, «политическая власть, материальное благосостояние и образованность — все эти три вещи соединены неразрывно». При этом образованность служит коренным источником всех успехов человека, его экономической деятельности, ибо только просвещённый народ может работать успешно».

Сложные вопросы дальнейшего развития нашей системы образования решаются не только на уровне законов, программ и проектов. Каждая школа - это микромир, определяющий развития целого. И какими бы сложными ни были сегодня дети, определяют правила и устои этого мира взрослые. Мы сильнее и мудрее, мы многое можем, а значит, и отвечаем за то, что делаем.

Пусть у каждого ребенка будет хорошая школа, где ему будет радостно, а у каждого педагога помимо интересной и востребованной работы будет радость от своей сопричастности к большому и очень деликатному делу - воспитанию чувств. Пусть у Вас будет желание и силы искренне улыбаться друг другу не только первого сентября, но и каждый день нового учебного года.


Проблемы нормирования и стандартизации в управлении качеством образования
Блохина Елена Владимировна, к.п.н. заместитель начальника отдела образования администрации Железнодорожного района города Новосибирска
Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед руководителями и преподавателями образовательных учреждений, является проблема формирования системы надежного управления качеством образования.

Под качеством, согласно ИСО 8402, нами понимается совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

В современном мире “образование” стало пониматься шире и включает в себя условия социальной и культурной жизни, в которых ребенок и взрослый осваивают культурные ценности, различные виды деятельности, приобретают знания, умения жизнедеятельности. Образование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и само­развитие, социализацию и внутренний рост индивида.

Встречаются едва ли не противоположные точки зрения на то, каким же должно быть содержание понятия “управление качеством образования”. Наблюдается разброс суждений - от мнения, что “качеством управлять нельзя” до фактического отождествления “управления качеством” и “управления развитием” (когда под качеством подразумевается все, кроме количества).

Что же касается управленческой науки, понятие “управление качеством” отнюдь не является в ней новым, его даже нельзя назвать молодым, поскольку сформировалось оно уже в 40-х годах 20 века. Характерно, что как бы ни изменялось его содержание за это время (ведь теория управления все это время развивалась), одно оставалось стабильным. Смысловым ударением всегда отмечалось именно “управление”, ибо по поводу “качества” было все ясно. Предполагалось заведомо известным и не подлежащим обсуждению, какого именно качества необходимо достичь в результате управленческой деятельности.

На данном этапе развития образования и менеджмента, когда при использовании понятия «качество» понимается, прежде всего «соответствие запланированному», необходимо определить составляющие качества образования, и по каждой составляющей конкретизировать запланированное, т.е. эталон, стандарт, норму.

При этом, все интеллектуальные усилия предлагают сосредото­чить на “методах и деятельности”, направленных на достижение определенных (вполне конкрет­ных в каждом случае) свойств и характеристик образования.

Составляющие качества образования

Качество - соответствие норме, эталону, стандарту

Качество цели

Качество условий

Качество процесса

Качества результата

Соответствие целей ОУ запросу потребителей:

Государства

Общества

Личности



Соответствие требованиям условий:

Материально-технических

Учебно-методических

Кадровых


Финансовых

Управленческих

Условий безопасности образовательного пространства

Психолого - педагогические



Воспитательный процесс:

содержание воспитания и технологии (методики) воспитания

Дидактический процесс: содержание обучения и технологии (методики) обучения


Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29