Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник материалов IX региональной научно-практической конференции учащейся и студенческой молодежи Брест, 16 марта 2012 года




страница1/13
Дата29.06.2017
Размер2.18 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13






Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра педагогики

Образовательная среда как средство социализации личности

Сборник материалов

IX региональной научно-практической конференции

учащейся и студенческой молодежи


Брест, 16 марта 2012 года

Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2013

УДК 37.035.6

ББК 74.200.50

Рекомендовано редакционно-издательским советом


учреждения образования

«Брестский государственный университит имени А.С. Пушкина»

Рецензенты:

кандидат исторических наук



М.С. Строчук
Редакционная коллегия:

М.П. Михальчук

Е.Ф. Сивашинская
Компьютерная верстка:

В.А. Шахрай


Образовательная среда как средство социализации личности : сб. материалов IX регион. науч.-практич. конф. учащейся и студ. молодежи, Брест, 16 марта 2012 г. / Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина ; редкол.: М.П. Михальчук, Е.Ф. Сивашинская. – Брест : БрГУ, 2013. – 146 с.

ISBN 978-985-473-497-2.


Материалы сборника посвящены проблеме реализации образовательного потенциала образовательной среды как средства социализации личности. В них раскрывается сущность образовательной среды как психолого-педагогического феномена; пути реализации воспитательного потенциала образовательной среды в формировании творческой личности обучающихся; ресурсы образовательной среды в аспекте социализации личности; значение средового подхода в воспитании учащейся и студенческой молодёжи.

Издание может быть использовано преподавателями вузов и кураторами академических групп при планировании воспитательной работы со студентами, учителями школ, всеми, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.

Ответственность за языковое оформление и содержание несут авторы статей.

УДК 37.035.6.

ББК 74.200.50
ISBN 978-985-473-497-2 © УО «Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина, 2013


О.А. Иванова (Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина,

доцент кафедры педагогики, канд. пед. наук, доцент)



РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Актуальность проблемы. Проблема культурно-образовательной среды и её влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. В настоящее время учёных привлекает проблема изучения педагогического потенциала культурно-образовательной среды школы и возможность её использования в процессе становления и развития личности. Как активный участник образовательного процесса учащийся находится во множестве связей и взаимодействий внешних по отношению к нему факторов, совокупность которых влияет на ход и результативность образовательного процесса и личности в целом, составляет сущность культурно-образовательной среды. Распространение идей средового подхода, на уровне обыденного сознания, определяется как отношение человека к среде и среды к ребёнку, детям, а в научном плане – теория и технология опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности.

Ряд исследователей акцентируют внимание к этой проблеме, рассматривая её с разных сторон. В частности:

С.Т. Шацкий – педагогика должна изучать все факторы, формирующие личность ребёнка. М.П. Нечаев – педагогический процесс – социально-педагогический, результат взаимодействия ряда элементов, в частности, социально-экономической местной среды и деятельности субъектов образования (педагогов и учащихся). Л.Н. Новикова определяет «среду» как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности. А.В. Иванов – школьная среда – динамичное образование, управляемое её субъектами (руководители школы, педагоги) и её заданность предопределяет деятельность, развитие и саморазвитие субъекта.

Ю.С. Мануйлов утверждает, что среда, с точки зрения функциональности, определяется как то, среди чего пребывает учащийся, учитель, посредством чего формируется его образ школьной жизни, познавательной и профессиональной деятельности, что опосредует его развитие и «осредняет» личность. При этом осреднять – значит типизировать и тем значительнее, чем продолжительнее пребывание субъекта в ней. Богатая среда обогащает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоровляет, ограниченная ограничивает и т. д. [3].

Образовательная среда становится средством развития при надлежащих значениях её «творческих ниш» – конкретного пространства возможностей (интеллектуальных, технологических, социальных, культурных) позволяющих детям удовлетворять свои потребности и интересы.

До 95% (по исследованиям в России), что соответствует и нашему состоянию системы образования, действует в основном в традиционной, единообразной, воспроизводящей модели образования. Что за этим - традиционный урок, средства и формы обучения, единые традиционные формы повышения квалификации педагогических кадров и механизмы управления учреждениями образования. Длительное пребывание учащихся и педагогов в такой образовательной среде ведёт к стабильности, а от неё к стагнации. Элементы этого состояния уже дают о себе знать. Среди них:

– низкая мотивация большинства обучающихся (на всех уровнях от школы до вуза) и как следствие – неуспеваемость значительной части; отчуждение их от школы;

– низкое качество обученности с преобладанием репродуктивного воспроизведения информации;

– неэффективность в решении проблемы преемственности между средней и высшей школой;

– углубление разрыва между обучением, воспитанием и развитием;

– слабое здоровье учащихся, неразвитость эмоционально-чувственной сферы;

– недостаточно управляемый со стороны учителя творческий рост учащихся и со стороны администрации – творческий рост учителя;

– слабое использование этнокультурных возможностей школьного социума, возможностей семьи и социального пространства учебного заведения и др.

Недостатки такой среды в настоящее время, в период возросшей гуманизации и гуманитаризации, проявляются в неспособности учёта и удовлетворения интересов, запросов, потребностей растущей личности. В такой среде нет ресурсов для развития природного потенциала учащихся и профессиональных компетенций педагогов-практиков. Как видим, это проблемы не только внутреннего (внутришкольного), но и внешнего (регионального) уровней управления.

Дисбаланс образовательной среды, вызванный внешними факторами, привёл к рассогласованию всех её компонентов, целей, содержания, методов и форм, прогнозируемых результатов и имеющихся ресурсов. Образовались так называемые «образовательные ниши» (П.И. Третьяков, Н.А. Шарай), которые стали заполняться поиском новых технологий, ресурсов, резервов развития. В этих условиях жизненно необходимо движение к новой модели жизнедеятельности школьного коллектива – целенаправленное проектирование творческой, культуро- и природосообразной развивающей, инновационной, способностной, личностно-ориентированной образовательной среды – главного ресурса, фактора и условия развития творческой индивидуальности личности. Соотношение традиций и инноваций в образовательной среде – необходимое условие её эффективного развития.

Вместе с тем, как считает Е. Ямбург, обновление и развитие не всегда должны быть связаны с модернизацией. Иногда не мешает и архаизация, возвращение к вечным ценностям и смыслам к известному опыту, который, при необходимом переосмыслении может быть включен в проект развития образовательной среды. Разнонаправленный инновационный поиск и управление им выводит на первый план управленческие компетенции руководителей и педагога-практика на владение технологией проектирования и создания адаптивной, творческой природо- и культуросообразной, развивающей, инновационной, способностной, личностно-ориентированной образовательной среды:

а) руководителя школы, заинтересованного в проектировании в школе адаптивной творческой образовательной среды школьной системы;

б) педагога-практика, создающего адаптивную творческую образовательную среду на уроке и внеурочных формах обучения.



Понятие «образовательная среда», «гуманитарная образовательная среда» в педагогической теории и практике. Данное понятие появилось в педагогической лексике в нашей стране и за рубежом сравнительно недавно – на протяжении двух последних десятилетий. Большинство педагогов и психологов рассматривают образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов: материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др., которые оказывают существенное влияние на характер образовательного процесса.

Л.С. Выготский – образовательная среда – основной рычаг воспитания, и смысл деятельности педагога сводится к управлению этим рычагом. Педагог (руководитель УО) выступает в двойной роли: он организатор и управленец социально-образовательной среды. С точки зрения Л.С. Выготского, «воспитание личности осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулировании среды».

По мнению В.А. Козырева, «гуманитарная образовательная среда» включает гуманитарную составляющую, т.е. общую гуманитарную направленность образовательного пространства, и личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует гуманитарный потенциал.

О.С. Газман выделяет основные направления гуманизации среды школы:

– обеспечение внутренних условий (установку, потребностей, способностей) для развития самости (self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексию, физической и психологической защиты);

– создание благоприятных внешних условий (среды обитания или предметно-вещной среды) для психического и физического существования и развития ребёнка;

– организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат) [1].

С позиции личностно-ориентированного подхода, гуманизация среды способствует обеспечению комфортности существования и развития детей и взрослых; персонализация среды (фиксация определённой части среды как своего «я»); создание «среды для меня», т. е. образовательной среды каждого индивида; обеспечение личностного роста субъектов среды. Таким образом, по мнению Ю.В. Громыко, подтверждается мысль о существовании внутри единой образовательной среды множества локальных, персонифицированных образовательных сред каждого учащегося (педагога). С точки зрения автора, образовательная среда представляет собой множество неповторимых по результатам и по способам их достижения линий индивидуального развития разных детей, хотя, возможно, и пересекающихся внутри единого времени-пространства.. Субъекты данной среды – педагоги, родители и учащиеся способны преодолеть и рефлектировать среду своего движения, своей совместной деятельности, вносить существенные изменения в её параметры, характеристики, функции [2].



Ресурсный подход к проектированию образовательной среды. В качестве ведущего для активизации управления в обеспечении эффективности и качества образовательной среды школьника может быть избран ресурсный подход. Ресурс – средство, к которому можно обратиться в затруднительных обстоятельствах. Ресурсный подход к управлению развитием образовательной среды школы требует учёта таких понятий: собственные ресурсы; возможные источники ресурсов; трансформация ресурсов в средства; источники ресурсного обеспечения; антиресурсы. В свою очередь, ресурсы подразделяются на реальные, потенциальные и проектируемые (инновационные). Управление любой современной образовательной системой характеризуется нестабильностью и в этом случае срабатывает принцип их замещения. Для перехода образовательной системы в новое качество наибольшее значение имеют не только реальные ресурсы т. е. имеющиеся в наличии, но и проектируемые (инновационные ресурсы), которые бы обеспечили переход в новое качество всей образовательной среды школы. К таким ресурсам можно отнести:

1. Человеческие ресурсы «золотой ресурс» (В.А. Якунин). (Пример. В мире есть два средства к благосостоянию человека: «чёрное золото» (нефть) и «серое вещество» (интеллект человека). Первое, как известно, – конечно, развитию второго – нет предела. Человеческий ресурс выступает доминирующим в развитии любой образовательной системы. От квалификации – к компетентности – таковы цели и задачи работы с кадрами всех уровней, причём акцент делается на организацию такой работы на рабочем месте.

2. Технологические: использование прогрессивных технологий.

3. Диагностические ресурсы в целях качественного проведения мониторинговых исследований, и на их основе самооценки и экспертизы инновационных объектов в школе и в регионе в целом.

4. Ресурсы культурного окружения школьной системы.

Проектируемая образовательная среда – важный фактор и условие, обеспечивающие становление и творческое личности ребёнка, сохранение его здоровья и успешной адаптации в жизни. Модель такой школы делает её конкурентоспособной, имеет необходимую гуманистическую базу для последующей профессиональной специализации, гарантирует наличие высокого творческого, социокультурного, технологического и технико-материального коэффициента, необходимого для развития каждой личности.

Попробуем сформулировать основные управленческие цели по развитию различных видов ресурсов образовательных в системах разного уровня:

1. Развитие дополнительных ресурсов для сбережения здоровья за счёт создания адаптивной, творческой, природосообразной образовательной среды и взаимосвязанных на гуманистической и гуманитарной основе.

2. Развитие ресурсов культурно-воспитательной среды посредством расширения сфер образовательного пространства за счёт вовлечения в процесс образования социально-культурного окружения (учреждений высшего, дополнительного образования и культуры).

3. Развитие ресурсов культурно-образовательной среды посредством объединения сил научных, научно-методических институтов и материальных учреждений основного и дополнительного образования, развитие конкурентоспособной и адаптивной, творческой личности.

4. Развитие ресурсов ранней социализации, ранней готовности к жизни, продолжении образования за счёт объединения профориентационной и профадаптационной работы в учреждениях основного и дополнительного образования и культуры.

5. Развитие ресурсов системы управления за счёт структурных изменений, обновления модели управления и наполнения новым содержанием управленческих функций.

Развитие ресурсов управления – необходимое условие для активизации управления, достижения прогнозируемой положительной динамики результатов деятельности в проектируемой культурно-образовательной среде учреждения образования.



Структура управленческих функций в аспекте проектирования культурно- образовательной среды. Субъект проектирования культурно-образовательной среды осуществляет ряд функций. Среди них:

Информационно-аналитическая функция рассчитана на компонент основного и дополнительного образования в процессе изучения учебных курсов, факультативных занятий, увеличение числа и содержания информационных блоков, числа показателей этих блоков, наполнение их новым содержанием и средствами их обеспечения;

Мотивационно-целевая функция. Увеличение числа компонентов образовательной среды, расширение её ресурсов, позволяет увеличивать число целевых ориентиров в соответствии с интересами и склонностями обучающихся. Как учитель химии, я знаю, что процесс выращивания правильных, чистых кристаллов происходит только в растворе определённой концентрации. Творческая образовательная среда школы (или отдельного урока) должна быть целенаправленно насыщенной (многоаспектной, разновариантной и разноуровневой), в которой каждому учащемуся будет возможность осуществить свой индивидуальный выбор;

Планово-прогностическая функция заключается в осуществлении не только личностного, но и социального диагностирования учащихся и построение на этой основе индивидуальной образовательной траектории развития ученика учителя. Включение в этот управленческий цикл комплексно-целевого планирования развития образовательной среды школьной системы обеспечивает повышение качества и эффективности управления.

Организационно-исполнительская функция связана с обеспечением реализации индивидуальных образовательных траекторий творческого развития отдельных учащихся, комплексно-целевых программ развития образовательной среды школы.

Контрольно- диагностическая функция управления развитием образовательной среды предполагает самооценку, экспертную оценку собственной управленческой деятельности руководителя (учителя), фактических качественных и количественных результатов обучения, воспитания и развития учащихся (педагогов).

Регулятивно-коррекционная функция имеет задачей поддержание творческой образовательной среды на заданном уровне и устранение нежелательных отклонений в её управлении

Разработанные концептуальные положения создают возможность руководителю (учителю) для построения технологии управления развитием образовательной среды школы.



Технология разработки проекта развития образовательной среды школы включает:

изучение образовательных запросов и потребностей учащихся, их родителей, социального окружения;

моделирование и проектирование необходимого и реально достижимого результата изменения образовательной среды (процесса);

разработку программы развития образовательной среды и создания целевых проектов, временных и постоянных подразделений (творческие группы), реализующих целевые проекты.

В целях создания оптимальных условий управления продуманным ресурсным обеспечением, целенаправленным и своевременным сбором, обработкой и анализом данных о ходе протекания образовательного процесса разрабатывается нормативно-организационная база управления развитием образовательной среды в школе, включающая: А. комплексно-целевую программу, Б. этап организации эксперимента и В. комплексно-целевую программу этапа внедрения эксперимента.

В результате выполнения первой программы создаются организационные основы реализации концепции. Формируется научно-аналитический центр, разрабатывается матричная модель управления экспериментом, в которой выделены четыре управленческих уровня: коллегиальный, административный, предметно-групповой (уровень руководителей МО) и проектно-групповой (уровень руководителей проектов и творческих групп).

Программа ориентирована на конечные результаты:

обеспечение дополнительных ресурсов для сбережения здоровья;

– развитие ресурсов культурно-воспитательной среды;

– развитие ресурсов образовательной среды;

– развитие ресурсов ранней социализации;

– развитие ресурсов в системе управления.

Сущностной характеристикой оценки эффективности управления развитием образовательной среды школы является комплексность результата. Конечный результат имеет комплексный характер или состав и включает следующие показатели:

– общее состояние здоровья учащихся;

– уровень адаптивности;

– уровень тревожности;

– уровень воспитанности;

– уровни творческой активности;

динамика качества образования;

– условия для социализации учащихся;

– динамика уровня профессионализма и творческой активности учителей.

Таким образом, решение проблемы проектирования культурно-образовательной среды школьной системы становится одним из ведущих направлений и важным условием её развития в интересах всех участников образовательного процесса.


1. Газман, О.С. Педагогика свободы – путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века [Текст] : Новые ценности образования / О.С. Газман. – Вып. 6. – 1996. – С. 10–37.

2. Громыко, Ю.В. Проблема гуманитарных образовательных технологий и стандартизаций образования / Ю.В. Громыко // Мир технологий. – 2002. – №3. – 31–37.

3. Мануйлов, Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании / Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шек. – М. – Н. Новгород, 2008. – 222 с.

А.А. Акуленко (Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина,

студентка 5 курса, филологический факультет)

Научный руководитель – М.П. Михальчук, канд. пед. наук, доцент

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Важную часть понятийного аппарата современных наук, которые связаны с изучением различных аспектов образовательных процессов и образования как составной части социума, составляют понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство». Эти понятия, по мнению многих авторов, синонимичны, но не тождественны. Они широко распространены в исследованиях, проводимых в различных областях гуманитарного знания – педагогике, психологии, социологии, политологии, философии. В своём выступлении я остановлюсь на феномене «образовательная среда».

Образовательная среда, являясь подсистемой социокультурной среды, рассматривается как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности.

В свою очередь, социокультурная среда – это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Поэтому проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология).

В широком смысле социокультурную образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней.




К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. К региональному (страны, крупные регионы) – образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. К локальному уровню – образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.

Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); СМИ; случайные события.

Исследователи А.Ф. Филиппов, В.Ю. Петров подчёркивают, что ОС является компонентом образовательного пространства и включает непосредственное окружение человека и характеризуется теми же свойствами, что и пространство: многомерность (множественность характеристик), многокомпонентность (множественность составляющих), непрерывность (причинно-следственная обусловленность процессов во времени), динамичность (гибкость по отношению к субъектам образовательного процесса). Ими выделяются образовательная подготовки кадров, которая включает следующие элементы: научно-педагогические кадры УО, программу подготовки будущих специалистов, материально-техническую базу УО, сложившиеся организационные формы, создаваемые для повышения эффективности и качества образовательной деятельности. Авторы считают, что следует отличать ОС каждого конкретного факультета.

Вводя понятие «гуманитарная образовательная среда», исследователи рассматривают ее как условие, способное обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления. ГОС является культурно-образовательным пространством с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей и обладает такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Гуманитарная ОС создает условия для развития интер-субъективного процесса образования, актуальных преобразований субъективности.

Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, и в частности теория «синергетики» (В.Г. Афанасьев, П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Э.Г. Юдин, Ю.А. Урманцев и др.).

В отличие от традиционных научных направлений, которые рассматривают в основном жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Эти системы осуществляют постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой. Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Синергетика – это наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы (Ю.А. Данилов, Б.Б. Кадомцев).

Иными словами, синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается на равновероятности (одинаковой вероятности) случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояний взаимодополняют друг друга.

В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие структурные компоненты:



Пространственно-семантический компонент: * архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); * символическое пространство (различные символы – герб, гимн и др.);

Содержательно-методический компонент: * содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); * формы и методы организации образования (формы организации занятий – уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.);

Коммуникационно-организационный компонент: * особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.); * коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); * организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.);

Типология образовательных сред: * по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная – кооперативная, гуманистическая – технократическая и т.д.); * по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная – инновационная, национальная, универсальная и т.д.); * по степени творческой активности (творческая, регламентированная); * по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая, замкнутая).

Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одном образовательном учреждении может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды.

Характеристику некоторых типов среды дал Я. Корчак (выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель): «догматический», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры», «идейный».

«Догматический» тип характеризуется наличием жестких традиций и авторитета, дисциплиной, пассивностью учащихся. Для «безмятежной» образовательной среды характерно доброжелательное отношение к воспитанникам, отсутствие необходимой требовательности; такой тип формирует пассивность и неспособность к деятельной, напряженной жизни. «Карьерный» тип формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим. «Идейная» (творческая) среда воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную.

Творческое развитие индивида может осуществляться одновременно в условиях нескольких образовательных (социокультурных) сред – организации, где он непосредственно работает, учреждения последипломного образования специалистов (институты повышения квалификации, последипломного образования); профессиональной социокультурной среды (профессиональные сообщества, литературные источники, информационные сети и др.). Активное взаимодействие с различными профессиональными средами способствует раскрытию личностных и профессионально значимых качеств специалистов.

Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.

Проблема же развития личности в образовательной среде актуальна и для школьного, вузовского и последипломного образования. Поэтому вопросы эффективности образовательной среды, ее взаимодействия с социальными, культурными процессами, с личностью вообще являются предметом междисциплинарного изучения.
1. Кулюткин, Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю.Н. Кулюткин, С.В. Тарасов // Новые знания. – 2001. – № 1 .

2. Усанов, В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза / В.Е. Усанов // Проблемы развития гуманитарно-экономических и естественных наук : тезисы межвузовской научной конференции, Тверь, 20 марта 2008 г. / ТФ МГЭИ. – Тверь, 2008. – С. 35–37.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Брест БрГУ имени А.С. Пушкина