Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник материалов городских педагогических чтений «От профессиональной компетентности педагога к успешному ученику»




Скачать 353.43 Kb.
Дата28.06.2017
Размер353.43 Kb.
ТипСборник








Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования

Режевского городского округа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»


Сборник материалов

городских педагогических чтений

«От профессиональной компетентности педагога – к успешному ученику»



  1. г.


Секция 2

«Современные образовательные технологии в образовании»

Реж






Содержание





Введение . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

Материалы пленарного заседания

Коркодинова О.Г. Профессиональное развитие педагога с позиции компетентностного подхода в обучении . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5


Быкова С.В. Критерии и показатели профессиональной компетентности педагога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8


Середкина К.С. Востребованный временем учитель. Каким он должен быть?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12


Секция 2.

Современные образовательные технологии в образовании

Белькова Г.М. Среда цифрового образования . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

Воробьева Н.А., Рычкова Т.Н. Электронный дневник в рамках современных образовательных технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17


Малых М.М. Использование технологии Веб-квест на занятиях по иностранному языку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21


Москвина О.Н. Современные образовательные технологии . . . . .

24


Введение
: Современная школа призвана создать все условия для субъектного формирования и развития учащихся. Сегодня в социальной жизни востребована личность, обладающая не только значительным объёмом предметных знаний, но и владеющая целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, а также к потоку информации, нарастающему с каждым днём. Всё это влечёт за собой системное изменение и совершенствование образования.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Знание нельзя дать - его можно только взять. Задача преподавателя - создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость получения для себя новых знаний. При этом важным является вопрос об изменении позиции учителя: отказ от образа носителя суммы готовых знаний и переход к функциям организатора и аналитика самостоятельной работы учащихся, менеджера образовательного процесса, создателя условий для формирования компетентной личности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

В процессе обучения школьники должны получить знания о том, как эффективно учиться – что означает принципиально иную организацию учебного процесса: создание условий, в которых ученик может выбирать собственный способ познания, свою образовательную траекторию в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями. Дать такие возможности обучающемуся способен педагог, в совершенстве владеющий современными технологиями обучения и применяющий их для формирования индивидуальной траектории развития ученика.

материалы пленарного заседания



Профессиональное развитие педагога

с позиции компетентностного подхода в обучении

Коркодинова О. Г.,

директор МКОУ СОШ №4
«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит её находить»

А. Дистервег (1790-1866)
В модели «Российское образование – 2020», отмечается, что «в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».

Переход на компетентностную модель образования требует интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса одновременно: на уровне профессионального развития педагогов (создание авторских педагогических систем) и в создании в образовательном учреждении системы коллективной педагогической деятельности, сущность которой состоит в интеграции предметных областей, дидактических пространств, технологий обучения, социокоммуникативного и познавательного опыта.

В условиях реализации компетентностной модели образования необходимо профессиональное и межличностное взаимодействие педагогов уже в силу того, что компетентностное образование носит метапредметный характер и исключает традиционную изоляцию предметов и учителей, что непосредственно ведёт к изменениям в управлении педагогическим коллективом, к изменениям в нормативной базе образовательных учреждений, в критериях и процедурах аттестации учащихся и педагогов.

Главным проявлением развития коллектива является актуализация в школе образовательной среды, адекватной целям компетентностного образования - образования для жизни, успешной социализации в обществе и личностного развития.

Критериями сформированности в школе системы компетентностного образования выступают такие характеристики как:


  • уровень ценностно- ориентационного единства;

  • понимание и принятие целей образования;

  • сформированность коллективной педагогической рефлексии;

  • готовность к взаимодействию с администрацией школы при осуществлении нововведений, направленных на реализацию государственной политики в области образования;

  • творческая позиция учителя в отношении к своим профессиональным функциям;

  • способность членов коллектива к профессиональной самоорганизации и развитию.

Анализ педагогического опыта, психолого-педагогической, философской литературы показывает, что в педагогической науке сложились предпосылки для осмысления на новом уровне проблемы взаимодействия педагогов в образовательном процессе, так как профессиональный опыт в настоящее время устаревает быстрее, чем завершается жизнь специалиста в профессии.

В профессиональном развитии учителя можно выделить следующие стадии, связанные с компонентным наполнением профессионального опыта:



  1. формирование опыта (развитие компетенций);

  2. индивидуализация профессионального опыта (становление индивидуального стиля деятельности и поиск её личностного смысла);

  3. обогащение опыта (когда значимые ситуации педагогической деятельности, имеющие высокую субъективную ценность, обеспечивают профессиональную успешность);

  4. консервация опыта (когда высокая степень зависимости от этих ситуаций приводит к тому, что педагог начинает избегать других ситуаций, также входящих в его профессиональную деятельность. Он начинает игнорировать новые технологии, если в них невозможно использовать имеющийся опыт);

  5. трансформация опыта (когда высокая для личности ценность профессионального опыта затрудняет его пересмотр, ревизию с точки зрения современных требований).

Здесь следует заметить, что когда опыт сформирован, то он начинает становиться сдерживающим фактором, барьером на пути профессионального развития. Кроме того высокая динамика требований к профессиональной компетентности учителя сегодня приводит к быстрым темпам её старения и нарушает взаимодействие с профессиональной средой. Мера её экспансии зависит от самооценки личности, её способности критически относиться к себе.

Изменения в педагогической системе требуют проектирования новых профессиональных и личностных качеств исполнителей педагогической деятельности- педагогов, новых технологий саморазвития. Основными элементами технологии организации процесса творческого развития учителя, на мой взгляд, являются самоанализ и диагностирование его профессиональной подготовленности и уровня развития личностных качеств.

В процессе самоанализа учитель сопоставляет использованные приемы обучения и выбирает наиболее результативные, создает новые методические комбинации, познает свой творческий потенциал и активизирует свои динамические духовные резервы, приходит к выводу о прямой зависимости профессионального успеха от своих личностных качеств, осознает необходимость своего дальнейшего саморазвития.

Главная цель педагогического самоанализа заключается в том, чтобы увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его педагогического труда. В ходе самоанализа учитель, осуществляя рефлексию собственной деятельности:



  • определяет особенности деятельности и личностные ориентации;

  • выявляет методы, формы и средства достижения результата;

  • намечает пути и перспективы развития педагогического опыта.

Самоанализ, являясь лучшим способом погружения учителя в ситуацию, которая ведёт к переходу в режим саморазвития:

  • избавляет учителя от копирования и простого заимствования опыта;

  • гарантирует качество собственной образовательной деятельности;

  • экономит время учителя, так как способствует уменьшению объема технической работы и расширяет возможности творческой деятельности.

Самоанализ не является самоцелью, он выступает как средство для выделения приоритетных проблем и стратегии творческого развития личности учителя. В процессе изучения себя через отношение к себе коллег, учащихся, родителей, администрации происходит не только осознание профессионально значимых качеств личности, но и формулируется собственная профессиональная философия.

В руках учителя самоанализ становится мощным средством самоуправления и самосовершенствования, позволяющим накапливать творческие ресурсы и реализовывать их в своей практической деятельности. В условиях коллективной педагогической деятельности у учителя появляется возможность поиска своей линии, обеспечивается целостность образовательного процесса на основе «единства различного».

Важным методом в выборе оптимального варианта системы профессионального развития является диагностирование, которое я бы в большей степени адресовала администрации, управленцам по развитию персонала, поскольку согласно акмеологии развитие происходит через достижение вершин. Подобрать высоту и частоту этих вершин – задача грамотного руководителя с целью сохранения потенциала учителя, сохранения его в профессии, так как современные требования к учителю очень высоки и необходима управленческая поддержка. Кроме того диагностирование поможет создать гибкую систему удовлетворения педагогических, методических и научных потребностей учителя.

Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким учителем. Успехов Вам, здоровья и профессионального роста.

Критерии и показатели

профессиональной компетентности педагога

Быкова С.В.,

зам. директора по УВР МКОУ СОШ № 2
Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления.

Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами (В.А Сластениным, Н.М. Борытко, О.А. Соломенниковой и др.) даны определения педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация компетентностей.

И.Д Лаптева подразделяет компетентность на ключевую, базовую, и специальную. Ключевые компетентности связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире, специальные и базовые определяют специфику некоторой предметной или надпредметной области.

Самым перспективным является подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах И.Я.Лернера, В.В. Краевского, А.В.Хуторского. Авторы предложили рассматривать каждую компетенцию как единство трех составляющих:



  • когнитивная составляющая (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний),

  • операционально-технологическая составляющая (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету),

  • личностная составляющая (этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста).

Такая структура представляет критерии набора компетенций, связывая их через знания, технологии и ценностные установки. Она позволяет выбрать направление для совершенствования профессиональной деятельности учителя:

  • для роста когнитивной составляющей любой компетенции можно использовать чтение специальной литературы и периодики, лекционные курсы;

  • для развития операционально –технологической составляющей можно прослушать циклы практико-ориентированных семинаров, методические учебы, деловые игры и тренинги.

  • гораздо сложнее создать адекватные условия для роста и развития личностной составляющей. Мотивацию и позицию не сформируешь – её можно только инициировать и поддерживать (адекватными организационными условиями, системой поощрений, обеспечением активного участия каждого учителя в жизни профессионального социума и т.д.).

Галеева Н. Л., доцент кафедры управления развитием школы ФПК ППРО МПГУ, опираясь на данную структуру критериев разработала 5 основных показателей профессиональной компетентности педагогов:

Предметно-методологические компетенции:

  • владение системой знаний по базовым наукам, знаниями в области преподаваемого предмета;

  • ориентация в современных исследованиях по предмету;

  • владение методиками преподавания предмета;

  • владение разнообразными методами предметной дидактики (в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др.);

  • владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов;

  • умение обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета;

  • осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей;

  • видение содержания предмета и своей роли как учителя-предметника в процессе обеспечения процветания нации и Отечества.

Психолого-педагогические компетенции:

  • владение системой знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика – «чем ученик учится», знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся;

  • умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса;

  • позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика.

Компетенции в области валеологии образовательного процесса:

  • владение теоретическими знаниями в области валеологии и проектирования здоровьесберегающей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.);

  • владение системой нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности;

  • владение навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель–ученик»;

  • стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения, осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, связи знаний с системой ценностей;

  • осознание ответственности учителя за свое здоровье, как части личного и общего благополучия; видение себя, как психически, физически и нравственно здоровой личности.

Коммуникативные компетенции:

  • владение системой знаний о законах общения;

  • владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель–ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме;

  • осознание ценности общения, стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека – как ученика, так и коллеги.

Компетенции в области управления системой «учитель-ученик»:

  • умение осуществлять педагогический анализ ресурсов – структурируя учебный материал, учитывая особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.;

  • умение проектировать цели для ученика – в ЗУНах, и для учителя – в управленческих формулировках;

  • умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики, умение проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.;

  • умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста;

  • осознание значения управления как ведущей деятельности человека, опирающейся на его сознательный выбор;

  • стремление учителя сознательно осуществить выбор инновации для собственной профессиональной деятельности, желание педагога реализовать собственный творческий потенциал, разрабатывая и апробируя новые программы, технологии, новые элективные курсы, рабочие тетради и др.;

  • стремление сформировать у учащихся понимание управления собственной деятельностью как единства свободы выбора и принятия ответственности за свой выбор;

  • желание учителя достичь высокой степени профессионализма, реализовать свои возможности на максимальном уровне, внести свой достойный вклад в общее дело образования детей;

  • стремление учителя поделиться профессиональными находками и представить собственные достижения для использования их коллегами;

  • осознание учителем значения этих умений для собственного профессионального роста и в качестве ресурса профессионального роста коллег и всего педагогического сообщества.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя.

Востребованный временем учитель.

Каким он должен быть?

Середкина К.С.,

Учитель МКОУ СОШ № 1
В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем учителе.

Какой он – учитель XXI века? Можно рисовать его портрет акварельными красками, а можно спроектировать, используя арсенал информационных технологий. Очевидно лишь то, что невозможно дать однозначный ответ. Учитель – всегда больше, чем просто специалист или профессионал.

В последнее время из официальных документов и из средств массовой информации можно часто услышать следующую фразу "учителя - это продавцы образовательных услуг". Честно сказать, меня эта фраза коробит, конечно, образование не стоит на месте и надо идти в ногу со временем, но даже в торговле сейчас редко употребляется слово "продавец", чаще "продавец - консультант". Стандарт предписывает нам оказывать образовательные услуги и выступать в среде детей в роли консультанта, а я согласна с мнением Леонида Владимировича Занкова,  что, как и прежде, есть две главные составляющие УЧИТЕЛЯ – мастерство и личность.

Конечно, трудно спорить с тем, что мы живем в постоянно меняющемся мире. Единственная его постоянная величина – изменчивость. Неизбежно меняется школа, система образования. Хотим мы или нет, все меняется: общество, люди, наши ученики. Независимо от того, ставят ли они себе такую задачу. Процесс объективный. Поэтому и сегодняшний учитель уже изменился по сравнению с прошлым веком.

Но, как и раньше, учителей, чье предназначение – учить детей, сразу видно в школе. Они всегда полны энергией, потому что школа – это место, где они не только расходуют энергию, но и получают ее. Им всегда все любопытно: даже спустя много лет их живо интересует как преподаваемый предмет, так и отдельно взятый ребенок. Они всегда открыты новому и готовы учиться так же активно, как и учить. Ведь профессионалом можно стать только в том деле, которое осознанно выбираешь, которое любишь, которым гордишься и горишь.

В основу нового стандарта, в рамках которого мы начинаем работать, была заложена модель не догоняющая, а опережающая, соответствующая стратегическим планам развития государства. Как говорил один известный хоккейный тренер: «Нужно бежать не туда, где сейчас находится шайба, а туда, где она будет через минуту». А опыт показывает, что мы не успеваем даже «добежать», а тем более работать на опережение. Современный учитель должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед. Может быть, это и есть его главная черта? Вопрос только в том, как учителю успеть за стремительно меняющимся обществом?

И тут справедлива цитата из президентской инициативы «Наша новая школа»: «…образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», и справедлива она не только для наших учеников, но и для нас самих. Я соглашаюсь с большинством из Вас, что полученное нами образование было очень качественным. Но с другой стороны, согласитесь, что «качественное» - это одно, а «актуальное» - это другое. Так что, коллеги, «учиться, учиться и еще раз учиться», тем более учитель, постоянно повышающий свою квалификацию, – не это ли истинный пример для наших учеников?!

Есть еще одно немаловажное условие для успешности учителя – это элементарная привычка к саморефлексии, совершенно необходимая для учительской деятельности. Психологические особенности учителя: его характер, темперамент, тип мышления – на мой взгляд, в значительно меньшей степени влияют на качество его профессиональной успешности, чем способность к самоисследованию и внутренняя честность перед самим собой. Человек, умеющий видеть свои недостатки, никогда не остановится в развитии.

Но главное, на мой взгляд, условие успешной педагогической деятельности – личностная зрелость учителя. Такой учитель, сохраняя свои личные границы, будет открытым всему новому. Он знает и принимает себя самого, что позволяет ему узнать и принять своих учеников. У него нет необходимости ни от кого защищаться и кому-то что-то доказывать, поэтому он спокойно относится как к собственным ошибкам, так и к ошибкам своих учеников. Он уважает мнение авторитетов, но предпочитает анализировать и иметь свой взгляд на вещи, потому поддерживает и в других право на собственную позицию. Такой учитель может быть строгим или мягким, увлеченным или погружающимся в себя, но уважение к его личности позволяет ученикам следовать за ним и ориентироваться на его ценности. Мне очень повезло, т.к. в моей школьной жизни были такие учителя, а потом они стали моими коллегами. Строгая и требовательная Климина Людмила Яковлевна. Но мы её не боялись, а уважали, уважали за справедливость, за её мудрость. Совершенно другой учитель – Волохина Александра Поликарповна, я не помню ни одного случая с 7 по 11 класс, чтоб она повысила на нас голос, всегда доброжелательная и искрящаяся и заражающая нас вначале позитивной энергией, а вслед за этим и физика нам казалась бесподобно интересной. А влюбленная в литературу Селянина Людмила Владимировна и живущий историей Александр Петрович Старов, как можно было оставаться равнодушным?! Совершенно очевидно, что чем ярче личность учителя, тем более явным и сильным будет эмоциональное отношение детей к нему. Ведь педагогика – это наука о взаимовлиянии, где основное время приходится на непосредственный контакт с другим человеком. Воздействие одного человека на другого, а вовсе не передача информации, вот что главным образом должно происходить в школе. Причем влияют не только учителя на учеников, но и наоборот. И ответственность каждого в этом процессе, особенно учителя, – осознавать степень и характер своего влияния.

Современный учитель находится в постоянном внутреннем движении и поддерживает в детях стремление к открытиям, знаниям, изменениям. Он уверен в себе и потому верит в своих учеников. У него нет необходимости все знать, он всегда готов организовать увлеченные поиски ответов на любые вопросы. Ему просто интересно и увлекательно заниматься тем, что он любит: учить детей.

Давайте попробуем подвести итог: какими же должны быть мы – современные, востребованные временем учителя в современной школе? 
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учитель должен осознавать себя зрелой личностью, уметь видеть свои ошибки и недостатки и быть готовым к постоянному обучению. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Современный учитель – человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, способный улыбаться и быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. И тогда о компетентности можно сказать, что это не только и не столько ваши знания по географии, если вы учитель географии, это ваши знания и ваш личностный, как говорят подростки, «драйв», ваше увлечение жизнью в географии, географией в жизни и жизнью как таковой. Компетентность включает в себя не столько полный запас знаний о предмете: дат, фактов, конкретной информации, сколько личностную зрелость, собственную позицию, умение делать выбор, принимать решение, брать на себя ответственность и осознавать происходящее. Важно понимать, что компетентность – это не некая точка в развитии профессионала или человека, наоборот, – это в большей мере процесс: процесс роста, постоянного обучения, расширения, углубления, систематизации собственных знаний и умений.
секция 2.

Современные образовательные технологии

в образовании
Среда цифрового образования
Белькова Г.М.,

учитель МКОУ СОШ № 2
Современная школа – это активное использование новых информационных систем и образовательных технологий, применение автоматизированных сред организации образовательного процесса и интерактивных методов обучения, а также электронных коллекций, цифрового учебного оборудования, межшкольного взаимодействия в сети Интернет и в видеосистемах удаленного присутствия.

Наша школа обеспечивает условия для всестороннего развития ребенка, закладывает основы для осознанного выбора профессии и получения знаний и навыков, необходимых для жизни и работы в современных реалиях. В образовательный процесс внедряются новые формы обучения, связанные с информационными технологиями. Компьютер необходим для работы обучающих систем, воспроизведения учебных видео и аудиозаписей, электронных учебников и словарей, для участия в сетевых сообществах по различным темам и направлениям, для внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, проведения тестирования и решения прочих образовательных задач.

В этом году наша школа подключилась к общероссийскому проекту «Школа цифрового века».

Этот проект разработан в соответствии с программой модернизации системы общего образования России и направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений, повышение профессионального уровня педагогических работников.

Задача проекта — предоставить каждому педагогическому работнику неограниченный доступ к цифровым материалам по соответствующей учебной дисциплине или школьной специальности, а также обеспечить их регулярное адресное получение.

Цель проекта:

Комплексное обеспечение образовательных учреждений качественными предметно-методическими материалами с гарантированной доставкой на современных носителях.

Все предметно-методические журналы выходят 1 раз в месяц.

Интернет-сопровождение проекта осуществляет издательский дом «Первое сентября». Издательский дом «Первое сентября» основан в 1992 году. Он выпускает общероссийскую педагогическую газету «Первое сентября», 21 предметно-методический журнал для учреждений образования, обеспечивает работу Педагогического университета «Первое сентября», а так же интернет-портала www.1september.ru.

Предметно-методические материалы в электронном виде поступают в «личный кабинет» каждого зарегистрированного пользователя Интернет-портала. Педагог получает выбранные им издания (количество наименований не ограничено) в течение всего срока участия образовательного учреждения в проекте.

В рамках проекта предоставляются педагогическая газета и 21 электронный предметно-методический журнал по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. Ко всем номерам журналов – электронные приложения для практического использования (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео)

Журналы иллюстрированные, ежемесячные, объем – 64 страницы.

Электронные версии журналов рассчитаны на все уровни информационной компетентности. Пользователь имеет возможность получить журнал на бумаге – в виде печатного текста с приложением компакт-диска или в электронном виде, что даёт дополнительные возможности:


  • чтение на экране компьютера;

  • скачивание файлов в формате PDF на компьютер;

  • распечатывание требуемых фрагментов;

  • подача материала для широкой аудитории с помощью видеопроектора.

Я использую в работе 5 журналов из пакета журналов «Первое сентября».

В журнале «Информатика» №1 меня заинтересовали такие материалы, как «Занимательные материалы для пытливых учеников и их талантливых учителей», интересная подборка логических задач, конкурс эрудитов (из рубрики «В мир информатики») и т.д.

В журнале «Информатика» №2 предлагается:

интересный материал «Введение в управление проектами», материалы по ЕГЭ, семинар по среде программирования Python, материалы для внеклассной работы и т.д.

Все материалы легко использовать в образовательном процессе.

В изданиях «Классное руководство» №1 и №2 предлагаются сценарии праздников, разработки родительских собраний, идеи для классных часов и т.д.

В 9 классе я провела классный час на тему «Идеальный спутник жизни» («Классное руководство» №1). Эта тема волнует всех подростков, каждая группа (мальчики, девочки) составляла свой портрет идеала, обсуждение проходило бурно и весело.

В журнале «Классное руководство» №2 меня заинтересовала статья из рубрики «Самоопределение» – «Сказка за сказкой. Синтез – метод профилактики и коррекции».

А также в этом номере предлагаются сценарии для проведения всеми любимого праздника - «Масленица».

Я думаю, что каждый педагог может многое взять на вооружение из предлагаемых изданий, эти материалы помогут сделать их работу более эффективной и продуктивной.

Среда цифрового образования, «цифровая школа» — это новая, формирующаяся, открытая гуманитарная среда в современном информационном обществе. В этой среде происходит формирование у учеников качеств и умений 21 века, таких, как информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникабельность и профессиональная мобильность, гражданское сознание и правовая этика – все то, что так необходимо современному человеку.

Электронный дневник

в рамках современных образовательных технологий
Воробьева Н.А.,

учитель МКОУ СОШ № 2,

Рычкова Т.Н.,

учитель МКОУ СОШ № 2
Современный мир постоянно меняется, меняется и отношение к школьному образованию. Не как дань моде, а как о реальной необходимости заговорили в последнее время о переходе школы от ведения классического бумажного журнала к электронному журналу и дневнику школьника. Данный вопрос уже рассматривается на уровне правительства. В одном из своих выступлений президент потребовал ускорить внедрение современных технологий в образовании. Повсеместное использование новых технологий, по мнению главы государства, позволит обеспечить равный доступ всех жителей к госуслугам, а главное – существенно улучшить качество услуг. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заверил президента, что уже с 2012 года российские школьники будут получать оценки на сайте своей школы. Также актуальность обусловлена тем, что в сентябре прошлого года Правительством России был утверждён План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы "Наша новая школа". В нем в числе многих других мероприятий обозначается внедрение электронного школьного документооборота, развитие систем мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.

Значение электронного дневника:

Преимущества электронного дневника перед обычным:



  • возможность быстрого реагирования и оказания необходимой помощи при возникающих проблемах;

  • экономия времени родителей, которым теперь не нужно регулярно посещать школу;

  • эффект личного эмоционального участия в жизни школы за счет получаемой информации;

  • улучшение отношений между родителями и учителями, более доверительные отношения между родителями и детьми. Ребенок меньше лжет родителям, меньше конфликтов в семье.

При правильном подходе ведения электронного дневника: Родители - Ребенок - Учитель – Сотрудники, они объединены общей целью и решают одни задачи, связанные получением качественного образования.

Значимость электронного дневника для педагога – предметника

Возможности электронного дневника очень большие.



  1. Он является незаменимым помощником в подготовке к уроку. При использовании материала раздела «Библиотека – медиатека» можно качественно подготовиться к уроку, имея опору на бумажный материал и презентацию к уроку по отдельным темам, что позволяет существенно сократить время для подготовки, подстраивая информацию, как говориться, «под себя».

  2. Не имея определённых книг дома, можно найти их, не тратя время для поиска на разных сайтах Интернета.

  3. Имеется возможность принятия участия в различных конкурсах на Всероссийском уровне, что имеет большую поддержку для аттестации педагога.

  4. Постоянно иметь возможность выхода в раздел «Учительская», где представлен текущий план работы школы, распоряжения, приказы по школе и различные положения готовящихся мероприятий.

  5. Поддерживать общение с педагогами других школ России.

  6. Повышать своё образование через бесплатные вебинары, проводимые администрацией сайта.

  7. Обеспечить более качественную подготовку учащихся к следующему уроку с помощью прикрепленных файлов с различными тестами, задачами, дополнительным материалом.

Значимость электронного дневника для классного руководителя

Чем взрослее становится ребенок, тем больше развивается его ум, особенно в части обмана родителей и скрытия от них неугодных фактов. К примеру, большинство учеников не стремится демонстрировать родителям свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове в учебное заведение или упоминать о большом количестве домашних заданий. Бумажный дневник – не панацея. Он в нужный момент забывается, теряется, портится, не заполняется, в конце концов. Чтобы таких «случайных» неприятностей избежать и повысить родительский контроль за учащимися, была придумана система электронных дневников, которая сейчас набирает обороты в России и в частности в нашей школе.

На первый взгляд может показаться, что электронный дневник – это посягательство на личную жизнь и свободу детей, так как теперь родители будут в курсе всех школьных событий, оценок и замечаний. Однако, все это только на пользу. У ребенка и так будет тысяча и одна тайна от родителей. У некоторых детей было по 2 дневника: один для школы, другой для родителей или они просто вырывали листы с плохими отметками. Всю эту «веселенькую» информацию, которую дети хотели скрыть, родители узнавали на собраниях, которые обычно проходили в конце четверти. После чего и начинался грандиозный семейный скандал со всеми вытекающими последствиями. С электронным дневником всего этого можно избежать. Электронный дневник это не жесткий контроль над детьми, это возможность сблизиться детям и их родителям. От родителей не будет тайн, что позволит и детям, и родителям больше доверять друг другу и чаще общаться не только в сфере обучения, но и в контексте личных переживаний. Электронный дневник позволяет на корню устранять проблему. Если у ребенка двойка или плохое поведение, родитель в тот же день узнает информацию. И исправление не затянется на долгое время, что позволит ребенку вместо исправления оценок спокойно отдыхать на каникулах. Это возможность стать более, честным и открытым человеком для общества. Благодаря этой программе у ребенка с самого раннего возраста формируется чувство ответственности.

Что меняет внедрение электронного журнала и дневника школьника в образовательном процессе школы? На мой взгляд, если не вдаваться в подробности, самое важное преимущество – это включение родителей в процесс обучения детей. Стоит заметить, что внедрение электронного журнала и дневника школьника не отменяет устное общение родителей и учителя. Существуют дни приёма учителей и каждый родитель, желающий поговорить об успехах и проблемах своего ребёнка, может прийти в школу. Но огромный плюс информационной системы в том, что родитель придёт к учителю, уже зная об отметках и посещаемости своего ребёнка. С первой минуты посещения будет предметный разговор, а не череда «открытий» для родителя. И это возможно, если в положении об электронном журнале школы быть указано: «электронный журнал заполняется учителем в день проведения урока», тогда родители узнают об оценках в день их выставления. И не нужно думать, что большая часть родителей пассивна и инертна.

В ЭДУ открыт и активно работает Кабинет психологической помощи для родителей, которые могут задать вопрос профессиональному психологу и получить бесплатную консультацию. Это является большой поддержкой в воспитании собственных детей.

Я использую дневник в своем 8а классе со второй четверти. Результаты положительные. Инициатива введения электронного школьного журнала принадлежала и родителям, и администрации школы. Заинтересованность родителей подтолкнула меня на работу с ним. И на сегодняшний день ни у родителей, ни у меня не пропало желание работы с этим ресурсом. До электронного дневника очень много скрывалось неудовлетворительных оценок. Обычный бумажный дневник родители не видели, забывали проверять. По итогам первой четверти было много неуспевающих. К концу второй четверти остался только один. Постоянный контроль родителей, использующих электронный дневник, не выходя из дома или с работы, за оценками, пропусками, выполнением домашних работ – вот те факторы, которые и повысили успеваемость класса.

Дети также заинтересовались работой в дневнике. Актив класса взялся за оформление страницы класса, используя ресурсы дневника. Некоторые учащиеся присоединяются к различным конкурсам и олимпиадам. Но о результатах этой работы судить пока рано.

Таким образом, при правильном подходе к ведению электронного дневника: Родители - Ребенок – Учитель - Сотрудники, они объединены общей целью и решают одни задачи, связанные получением качественного образования.



Использование технологии Веб-квест

на занятиях по иностранному языку
Малых М.М.,

учитель МКОУ СОШ № 2
Одной из главных задач современного образования, в том числе языкового, является развитие у учащихся мультиграмотности, т.е. способности думать критически. Обучение иностранному языку будет эффективным тогда, когда обучаемым будет предоставлена возможность мыслить и решать проблемы средствами иностранного языка. Специфика предмета «иностранный язык» кроме всего прочего заключается в том, что мы обучаем не основам наук, а речевой деятельности, предметом же речевой деятельности является мысль.

Поэтому основными видами деятельности при обучении иностранному языку должны быть такие виды деятельности, которые были бы направлены на стимулирование самостоятельного мышления учащихся, рассуждений, аргументирования собственной точки зрения на ту или иную проблему.

Такой подход реализуется при использовании современных педагогических технологий проблемного обучения и творческих поисковых методов в процессе преподавания иностранного языка (Е.В. Ковалевская, Е.С. Полат, О.С. Виноградова, Е.И. Федотовская и др.).

Существует множество зарубежных педагогических технологий, основанных на использовании совокупности поисковых и проблемных видов деятельности, реализуемых наиболее эффективно посредством современных веб-технологий и имеющих общедидактический потенциал: «Hotlist» - Список ссылок, «Multimedia Scrapbook» - Мультимедийная коллекция, «Treasure Hunt» - Поиск сокровищ, «Subject Sampler» - Коллекция примеров, «WebQuest» - Веб-квест. Так сложилось, что их использование в России проецируется, главным образом, на процесс обучения иностранному языку, поскольку их содержание изначально представлено и транслируется на английском языке.

Я бы хотела подробнее остановиться на технологии «Веб-квест».

Веб-квест (WebQuest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March.

Технология Веб-квеста используется для более обстоятельного изучения проблемы. В нем учащиеся делятся на малые группы, каждая получает проблемное задание. В группах каждый из них получает свое собственное задание, роль, или точку зрения для изучения. Они становятся экспертами в каждом аспекте изучаемой проблемы. Когда роли соединяют вместе, ученики обобщают свои знания.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.

Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, буклета, эссе, веб-страницы и т.п.

Для того, чтобы учащийся не бродил по Интернету бесцельно, для достижения наибольшей эффективности и ясности цели, веб-квесты, по мнению их родоначальника, Б. Доджа, должны строиться по специальной «формуле веб-квестов» и состоять из следующих обязательных разделов:

Введение – краткое описание темы веб-квеста.

Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

Порядок работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания.

Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения Веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки.

Заключение – краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.

Использованные материалы – ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.

Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Для создания веб-квестов разработаны специальные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты.

Мы с учащимися 7 б класса МКОУ СОШ №2 решили создать веб-квест на тему «Create a Travel Brochure».

Учащиеся разделилась на три конкурирующие микрогруппы по четыре человека. Каждая микрогруппа получила одно и то же задание и должна была выполнить его в установленный срок – две недели. Работа должна была проводиться учащимися самостоятельно и внеаудиторно, а роль преподавателя на данном этапе ограничивалась котрольно- консультативными действиями.

Наш веб-квест был выполнен в соответствии со схемой, описанной в предыдущей главе, и состоял из шести основных разделов.

Во введении учащимся предлагалась «легенда», по которой они являются основателями крупной компании, создающей редкие продукты. Они будут высоко цениться любителями путешествий, не имеющих времени, ресурсов, или, возможно, энергии к исследованию объектов, к которым туристы хотели бы поехать.

В разделе «задание» формулируется проблема: учащимся необходимо создать брошюру для туристов, которая будет содержать следующее: информацию об определенном месте отдыха, его географическом положении, культуре, истории и достопримечательностях.

Далее следует пошаговое описание процесса работы над веб-квестом. Сначала учащиеся определили направления, которые могут заинтересовать туристов, путем голосования приняли решение о месте назначения, затем распределили роли для каждого члена группы.

Список ролей:

а) Посол назначения

б) Историк/Гид

в) Ответственный за развлечения

г) Турагент.

После этого каждый член группы собирал всю информацию и изображения, за которые он или она нес/несла ответственность. Затем был отбор самой важной информации. После этого группа совместно начала создание брошюры.

В разделе «Resources» было представлено 10 ссылок, отобранных экспериментатором с помощью поисковой системы Google (www.google.com), на англоязычные сайты, посвященные туризму.

В разделе «Evaluation» была представлена, таблица, описывающая критерии, принимаемые во внимание при оценке результатов, и трехбалльная шкала оценок каждого из данных критериев.

Таким образом, оценка качества выполнения студентами проекта осуществлялась судьями по следующим критериям:


  1. Степень сотрудничества, проявленного внутри микрогруппы,

  2. Использование дополнительных материалов, не представленных в разделе «Resources»,

  3. Качество устной речи,

  4. Качество мультимедийной презентации.

И, наконец, в разделе «Заключение» студент мог получить обобщенную информацию о целях и задачах веб-квеста.

Время подготовки к отчетному занятию по веб-квесту распределилось так, что первая неделя была потрачена на поиск и сохранение учащимися текстовой и мультимедийной информации по теме веб-квеста в Интернете, а вторая на компиляцию единого проекта и создание презентации в Microsoft Power Point.

Необходимо также отметить тот факт, что, несмотря на то, что все группы получили абсолютно одинаковое задание, ни устные сообщения, ни презентации полностью не повторились ни у одной из групп. Произошло это, в основном, благодаря тому, что практически все микрогруппы помимо предложенных в веб-квесте ссылок использовали солидный объем информации, полученной с других сайтов, не вошедших в раздел Resources, найденных с помощью информационно-поисковых систем.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о положительных результатах выполнения веб-квеста, а именно о богатстве сети Интернет культурной и лингвострановедческой информацией, что делает его одним из эффективных средств обучения.



Современные образовательные технологии
Москвина О.Н.,

учитель МКОУ СОШ № 44
Мир стремительно меняется. На нас обрушился информационный взрыв как порождение ИКТ. Сейчас у человека, имеющего компьютер, есть доступ ко многим библиотекам мира. Сложно предположить, что произойдёт через 10 – 15 лет, какие виды работ предстоит выполнять нынешним первоклассникам.

Каков же выход? Научить детей учиться и мыслить критически, то есть самостоятельно, аргументированно искать неожиданные пути и решения. Невозможно быстро обучить критическому мышлению, ведь каждый должен научиться анализировать, описывать, сравнивать, приводить аргументы «за» и «против», применять их для разрешения практических ситуаций. В своей педагогической практике применяю элементы технологий критического мышления, проектно и пробленого обучения и другие.

Опыт моей работы показал, что большие возможности предоставляет технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Речь идет не о первичном обучении, а о вдумчивом, продуктивном чтении, позволяющем анализировать и ранжировать по значимости полученную информацию.

Особенностями данной технологии являются оценка и коррекция психологического состояния учащихся в течение всего урока, что, собственно, и требуют от нас стандарты нового поколения (ФГОС). В чём привлекательность данной технологии для учителя? В разнообразии форм, методов и приёмов работы с текстом, дающих возможность поддерживать высокий уровень мотивации в течение всего урока (организация диалога), проведение с детьми рефлексии урока (что узнали.., что понравилось…,что хотели бы узнать дополнительно …) … Что даёт эта технология учащимся? Самостоятельность, оригинальность работы, стремление к поиску нестандартных способов выполнения задания, использование различных источников информации, формирует универсальные учебные действия.

Технология РКМЧП относится к типу рамочных. Базовая модель состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова (введение в проблему), смысловой стадии (изучение нового материала) и стадии рефлексии (закрепление материала, проверка усвоения, возможность подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить).

При подготовке и проведении такого урока значительно возрастает роль учителя, ведь от него требуется не только продумывание содержания материала, который будет сообщён на уроке, но и какие формы и методы будут способствовать его усвоению. Кроме этого, необходимо пересмотреть и отношение к оценке, ведь технология предполагает, что именно в ходе общения, близкого соприкосновения с текстом, в споре ребёнок учится постигать смысл сказанного, прочитанного, услышанного. Поэтому необходимо помнить, что на таких уроках нет версии «правильно – неправильно», а есть равноправный диалог. В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты обсуждения.

Итак, элемент новизны ТРКМЧП – это методические приемы учебной работы. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Например, на стадии вызова необходимо «разбудить мысль».

Это может быть: обсуждение (например, афоризма или какого-то мнения); использование анекдотов, стихотворений, отрывков из статей, актуализация личного опыта; видеосюжет; рисунки; использование ситуаций и познавательных задач. Эффективно применение притч, форм работы с которыми достаточно много, например: чтение с остановками, приёмы «Ассоциации», «Словарная карта», «Биография слова», «Верю – не верю», «Мозговой штурм», «Я знаю».

На стадии осмысления материала, когда учащиеся вступают в контакт с новой информацией (работа с документом, чтение учебника, работа с текстом, слушание выступления, выполнение опытов) интересны такие приёмы, как «Кластер» (переводится как «гроздь, пучок»; это способ графической организации материала, применяя который необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум, продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей), "Кубик" (из плотной бумаги склеивается кубик, на каждой стороне которого пишется одно из следующих заданий: опиши это... (Опиши цвет, форму…); сравни это...) , взаимоопрос и взаимообучение; составление опорных схем, графиков, рисунков, диаграмм; индивидуальная работа, инсерт (учащиеся выделяют карандашом: V – (Я это знал); + - (это для меня новое) ; - (это я не понял); ? – (об этом я хочу знать больше).


На стадии рефлексии учащиеся должны ответить на вопросы: открыли в себе…, открыли в других… Какие приёмы подойдут для работы? Игра «да – нет», опрос по цепочке, синквейн, хайку, эссе…

Технология критического мышления способствует личностно-ориентированному обучению, создает условия для самостоятельной работы учащихся, учит прислушиваться к мнению другого, критически относиться к мнению автора, не принимать все на веру, осуществлять рефлексию своей деятельности.




Каталог: attachments -> article -> 204
article -> А. А. Фета в двух предложенных источниках. Составить опорный конспект
article -> Систематизация знаний по теме «южные материки»
article -> Программа по кружку «Литература Испании»
article -> Урок литературы 01. 02. Тема урока: «В. Г. Короленко. Краткие сведения о писателе». Задание Прочитать краткую биографию писателя
article -> «Дети и взрослые в повести. Система образов» Проверка знания текста. Отметить номера правильных утверждений
article -> Моя родина поселок Шольский завод Белозерского (до августа 1959 года Шольского) района Вологодской области, где в самое Рождество по старому стилю 25 декабря 1939 года, я родился в семье сельских интеллигентов
article -> Программа для взрослой молодёжи. Маук «Центр досуга и кино