Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сборник исследовательских работ членов историко-краеведческого клуба «Наследники»




страница1/13
Дата07.07.2017
Размер2.22 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Министерство образования Республики Мордовия Мордовский республиканский институт образования Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района Историко-культурное наследие родного края Сборник исследовательских работ членов историко-краеведческого клуба «Наследники». (посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг..) Саранск 2010 ББК 000 И Автор-составитель: Полынов Ф.Ф., учитель истории МОУ «Трускляйская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района, руководитель клуба краеведов-исследователей «Наследники» МОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Историко-культурное наследие родного края: Сборник исследовательских работ членов историко-краеведческого клуба «Наследники» Рузаевского муниципального района Авт.-сост.: Ф.Ф. Полынов; Под общ. ред. Шараховой Л.Н.; МО РМ, МРИО. - Саранск, 2010. - 136 с. В сборнике представлены: образовательная программа клуба краеведов-исследователей Наследники МОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального район, а также исследовательские работы учащихся, занявшие призовые места на районных, республиканских и Всероссийских олимпиадах по школьному краеведению. Представленный материал является свидетельством обобщения передового педагогического опыта педагогов дополнительного образования детей образовательных учреждений Рузаевского муниципального района по исследованию исторического, культурного и природного наследия, взаимосвязанных частей единого национального прошлого, фактов отдельных событий, судеб отдельных людей в периоды эпохальных исторических потрясений. Данное издание рекомендуется работникам системы образования, широкому кругу читателей. Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Мордовского республиканского института образования © Мордовский республиканский институт образования, 2010 Открывая Родину, узнаем себя Сегодняшним школьникам выпало взрослеть в непростых условиях кризиса, нестабильности. Иногда им бывает трудно, особенно старшеклассникам, адаптироваться в окружающей действительности, строить планы на будущее. Преодолеть часть проблем помогает краеведение, которое активно развивается в школах Рузаевского муниципального района. Многовековой опыт, накопленный ни одним поколением, убеждает нас, что патриотизм является великой силой, способной объединить одной идеей и всколыхнуть целые народы. Одна из главных задач краеведения – развивать интерес к поисковой деятельности. А исследовательская работа – стимул для самостоятельного поиска сведений и материалов. Она увлекает школьника, заставляет задуматься о причинах поражений и побед, о своем отношении к описываемым событиям. Изучение родного края имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в детях чувство любви к малой родине, гордости своими земляками, их трудовыми традициями и ратными подвигами, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу. Это то, что мы называем «патриотизмом» и «высокой нравственностью», которые определяют основные параметры поведения человека в обществе. Краеведческие знания, в первую очередь исторические, по выражению советского историка С.О. Шмидта «воспитывают не только разум, но и душу». История – объективный процесс и от того, будут ее переписывать или нет, она не изменится, а вот знания, полученные в итоге многих переписываний, могут серьезно повлиять на взгляды, особенно молодежи, и отношение ее ко многим поколениям соотечественников своей страны, ее культуре, традициям и роли в мировом историческом процессе. М.Блок, французский историк 20 выка, по поводу манипуляций с историческим прошлым писал: «Дурно истолкованная история, если не остеречься, может, в конце концов, возбудить недоверие к истории лучше понятой». Краеведение служит противовесом, препятствующим распространению спекулятивного отношения к истории, вольно или невольно, действенность которого апробируется, прежде всего, на молодежи. Специфика краеведения заключается в том, чтобы наряду с серьезным изучением историко-культурных ценностей региона, делать все для сохранения этих ценностей и вовлекать в эту работу молодежь, давая ей знания и воспитывая бережное отношение к наследию предков. В истории малой Родины, как в капле воды, отражаются те события, которые потрясали, или радовали всю страну. В процессе работы над исследованием дети начинают чувствовать свою причастность к истории и культуре своей родины, свои корни, свою кровную связь с предками и ощущать гордость за них. Поэтому исследовательская работа – это раскрытие души школьника, желание поделиться с людьми своей любовью к родине. Исследовательские работы детей, признанные лучшими на республиканской олимпиаде по школьному краеведению, представлены в данном сборнике. Военная история Плигин Д. Почему их похоронили так безвестно II место в республиканской олимпиаде по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2008г. Лукачева О. Эвакогоспиталь № 3053 Призер в республиканской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2007г. Кузнецова С. Солдатская вдова Февронья Дмитриевна Бакаева Призер республиканской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2006г. Петровичева М. Узник Бухенвальда (Афонин С.Ф. - человек, солдат, патриот) Призер республиканской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2005 г. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Алямкина К. «Душа поэзии полна…» (О жизни и творчестве Н.В.Киселева) II место на межрегиональной научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность», г.Саранск, 2008г. Слугина М. Судьба Александра Николаевича Струйского Поощрительный приз республиканской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2008 г. Тюрькина И. Мгновения жизни III место в республиканской олимпиаде по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2007 г. МОИ ЗЕМЛЯКИ Петровичева М. Горшков С.П. - человек, гражданин, государственный деятель II место в республиканской олимпиаде по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2007г. Моя родословная Майорова А. История семьи Майоровых Лауреат Всероссийской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2003г. Медведева Н. Влияние исторических событий на судьбы моих предков Призер республиканской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2009г. БОЛЬ МОЯ – АФГАНИСТАН Шебяева Е. Жизнь и подвиг воина-интернационалиста II место в республиканской олимпиаде по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2007 г. Королёв С. Воинский долг на земле неизменен Призер республиканской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2008 г. Зюзина Е. Навеки двадцатилетний I место в республиканской олимпиаде по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2008 г. Наркаева Ю. Ушедший в вечность... I место в республиканской олимпиаде по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2009г. Перкова К. «Красный галстук в моей семье» Приз жюри республиканской олимпиады по школьному краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края», 2006 г. Программа клуба краеведов-исследователей Наследники «Спасем и сохраним наши корни» Ф.Ф. Полынов, учитель истории высшей категории МОУ «Трускляйская средняя общеобразовательная школа», педагог дополнительного образования детей МОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Пояснительная записка. В последние годы в системе дополнительного образования школьников все больше внимания уделяется региональному аспекту. Историческое краеведение сегодня - это сложное самостоятельное направление науки. В процессе краеведческой работы у школьников складывается интерес к изучению истории страны, родного города, села, воспитывается любовь к родному краю. Важнейшим элементом формирования патриота является историческое, культурное, духовное наследие народа. И тут велика роль исторической памяти. Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря ей, прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы угадывается настоящим, соединенным с прошлым. Владеть исторической памятью - значит сохранить преемственность поколений, проникнуть в глубину народной мудрости, духовного величия и героических свершений, познать загадочность русской души, вписать и приумножить наследие предков. Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека. Строя день сегодняшний подготавливая день завтрашний, наше общество идет по нелегкому пути. Чтобы обрести новые силы для улучшения жизни, необходимо вглядеться в прошлое. Вот почему так мощно звучал и звучит мотив исторической памяти. Вот почему мы обязаны конкретно изучать историю и культуру своего края, значимость и актуальность которого трудно переоценить. И здесь открывается широкое поле деятельности по исследованию жизни наших предков, где ключевую роль играет историческое краеведение. В целях результативной работы в этом направлении, составлена Программа исследовательской деятельности Клуба краеведов-исследователей Наследники. Спасем и сохраним наши корни. Программа нацелена на всестороннее, конкретное исследование объектов, взаимосвязанных частей единого национального прошлого; на исследование фактов отдельных событий, судьбы отдельного человека в периоды эпохальных исторических потрясений. Она указывает на необходимость в масштабах района, села, края, вести работу по фиксированию воспоминаний соотечественников по различным проблемам истории отечества и нашего края. Это не может не делать данное направление исторического исследования интересным. Доступный местный материал, интерес к специфике малой Родины, к деталям бытовой, профессиональной, общественной жизни её населения позволит членам Клуба внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, и вероятно, главное - получить опыт подлинной исследовательской деятельности во всем спектре трудностей, радостей, поражений и побед. Дети обретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни. Программа направляет детей на овладение навыками самостоятельной исследовательской работы: составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с библиотечными каталогами, составление библиографии, работа с архивными документами, оформление записей воспоминаний, интервьюирование. Программа способствует обучению детей приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению изученного материала, и наконец, грамотному написанию исследовательской работы, где необходимо связать весь собранный материал в единое целое, логически осмыслить и сделать выводы. В программу включены несколько разделов: «Спасем и сохраним наши корни»; «История родного края»; «Памятники истории и культуры»; «Традиции патриотизма». Большое внимание в программе уделяется изучению раздела Моя родословная. Она дает возможность приступить к написанию своей родословной, составлению перечня поколений людей одного рода, рассмотрению во взаимосвязи истории своего села, города, района, края и истории конкретных семей, отдельных лиц. Цели и задачи: - придать историческим знаниям большую конкретность и личную значимость, показать, что каждый человек - соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; развивать у школьников любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому; воспитывать стремление к сохранению и преумножению культурного наследия; вписать местные события в историко-культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества; -приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности и выполнению самостоятельной исследовательской работы. Программа курса учит школьников приемам по составлению генеалогических таблиц, генеалогического дерева, росписей, картотек, составлению истории своей семьи, своей родословной; правильному ведению дневниковых записей, составлению летописи; выявлению, систематизации материала об утраченных и существующих памятниках материальной и духовной культуры; изучению жизни и деятельности земляков, истории и культуры своего края; выполнению исследовательской работы по краеведению. Формы работы: проведение конференций, олимпиад, викторин, конкурсов; пропаганда краеведческих знаний через СМИ; публикации о деятельности Клуба в районной газете; уход за памятниками истории и культуры; подготовка краеведческих карт, ведение дневников; создание баз данных по темам; организация походов, экскурсий; оформление творческих исследовательских работ. Ведение курса имеет свою особенность. Оно требует максимального развития самостоятельности, активности членов Клуба. Продуктивной является идея деятельности освоения исследуемого материала - включение школьников в поисково-исследовательскую работу. Программа рассчитана на 3 год обучения с учащимися 9-11 классов. Занятия Клуба краеведов-исследователей носят практический и теоретический характер. Практические занятия: семинары, научно-практические конференции, викторины, экскурсии, работа в архивах, библиотеках, игры, конкурсы. Теоретические занятия: лекции, беседы. Ожидаемые результаты: оформление альбомов и таблиц; написание краеведческо-исследовательских работ по выбранной теме. Учебно-тематический план № пп Наименование темы Количество часов Всего Теоретических Практических 1 Вводное занятие 2 2 - 2 Спасем и сохраним наши корни 40 6 34 3 История родного края 60 10 50 4 Памятники истории и культуры. Их классификация 30 6 24 5 Традиции патриотизма 34 14 20 6 Организационно-методические основы исследовательской работы 30 10 20 7 Экскурсии и походы 44 4 40 8 Индивидуальная работа 44 10 34 9 Подведение итогов работы за 2007 – 2008 учебный год 4 - - ИТОГО 288 62 222 Содержание программы Вводное занятие -2 ч. Ознакомление с планом работы на учебный год. Цели, задачи и содержание программы. Знакомство с Положением Клуба краеведов-исследователей Наследники. Правила по технике безопасности во время проведения занятий. Раздел I. Спасем и сохраним наши корни - 40 ч. (практика - 34 ч., теория - 6 ч.) Моя родословная. Понятие генеалогии. Составление генеалогического древа. Генеалогическое древо предков и потомков А.Е. Струйских. История происхождения моей фамилии. Моя семья. Её занятия, обычаи, традиции. Влияние исторических событий на судьбу моих предков. Антропонимика как наука об именах, отчествах, фамилиях людей, их кличках, прозвищах, псевдонимах. Описание мордовской свадьбы по рассказам старожилов. Знаменитые люди Мордовии, Рузаевки, района. А.Ф. Лескин, Ф.Г. Кондренков, П.И. Акимов, В.Е. Любимова, В.М. Сурков, А.Т. Алешин, Т.М. Орешкин, Я.П. Рябов, Л.Г. Беловзоров, П.И. Милешин, А.Е. Струйский, А.И. Полетаев. Практические занятия: работа в ЦГА РМ и ЦДНИ РМ, библиотеке г. Рузаевка; сбор писем, фотографий, личных вещей, интервьюирование старожилов - участников событий и знающих о событиях по рассказам предков; посещение республиканского краеведческого музея, железнодорожный архив г. Рузаевка; составление генеалогического древа Моя родословная; оформление исследовательской работы Мои предки. Подведение итогов по I разделу: научно-практическая конференция Спасем и сохраним корни. Раздел II. История родного края - 60 ч. (практика - 50 ч., теория - 10 ч.) Карта Мордовии. Природные условия края, её особенности. История моего родного края. Этническая культура мордвы. Производственно-жизнеобеспечивающая сфера деятельности (орудия труда, жилище, питание, одежда и др.). Соционормативная деятельность (социальные структуры, право, мораль, обычаи, ритуалы, религиозные инструкции). Познавательная сфера деятельности (совокупность научных и эмпирических знаний и опыта). М.Е. Евсевьев, И.В. Селиванов, И.К. Макаров, М.П. Варенцов-Корнский История города Рузаевки. Основание поселения. А.Е. Струйский, А.П. Струйская, А.И. Полежаев, Д.М. Перевощиков, ЕЛ. Чемесов. Рузаевская республика А. Байкузов, А.В. Ухтомский. Их именами названы улицы города. (И.Ф. Агейченко, А.Ф. Царев, С.П. Горшков, И.А. Чичаев, И.С. Трынов, A.M. Петров). Выдающиеся люди города Рузаевки - герои войны и труда. История моей школы. Практические занятия: проведение наблюдений природы родного края; фотографирование и составление плана улицы; походы и экскурсии (в Пайгармский женский монастырь, художественную школу (В. Колмыков), краеведческий музей г. Рузаевки и республиканский краеведческий музей); создание баз данных; составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях; подготовка краеведческих карт, словарей, дневников; сбор материалов для школьных музеев; проведение конференций, олимпиад, конкурсов, организация выставок; интервьюирование старожилов - участников событий; встречи с героями войны и труда (с. Ф.Андриановым, и др.); сбор старинных фотографий; писем, предметов и вещей; оформление альбома Моя улица, Мой дом. Подведение итогов по II разделу: систематизация собранного материала; оформление исследовательской работы, её последующее редактирование. Игра-викторина Знай свой край. Раздел III. Памятники истории и культуры - 30 ч. (практика - 24 ч., теория - 6 ч.) Памятник как объект, составляющая часть культурного достояния страны, народа, человечества. Памятники археологии, истории, искусства, письменности. Памятники как произведение искусства, созданны для увековечивания людей или исторических событий (скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие, мемориальные сооружения). Памятники г. Рузаевки и района, их классификация. Специальные законы об охране памятников. Практические занятия: поисково-исследовательская работа (описание памятника: его история по архивным документам); выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры края (деревни, села, монастыри и церкви, музеи, театры, произведения живописи, скульптуры, традиционные обряды, игры и др.); фотографирование, зарисовка и краткое описание памятников г. Рузаевки и района. Оформление альбома Памятники г. Рузаевки и Рузаевского района. Сбор материалов для написания исследовательской работы Особенности I мордовской национальной одежды. Подведение итогов по III разделу: систематизация собранного материала; редактирование исследовательских работ. Раздел IV. Традиции патриотизма - 34 ч. (практика - 20 ч., теория - 14 ч.) Патриотизм - любовь к Родине. Патриотическое воспитание граждан в Республике Мордовия: состояние, опыт, перспективы. Наш край в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Помощь трудящихся Рузаевки Красной Армии. Параскево-Вознесенский монастырь - место расположения штаба 1ой Революционной Армии Г.Д. Гай, А.И. Юрасов. Воинское формирование на территории Мордовской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.). Ратные подвиги уроженцев Мордовии. Вклад жителей г. Рузаевка и Рузаевского района в Победу в Великой Отечественной войне. Наши земляки - герои СССР. Василий Савельевич Налдин - кавалер четырех орденов Славы. Семьи, опаленные войной (семейные реликвии, воспоминания, рассказы). Воины - уроженцы Мордовии, погибшие в Афганистане в 1979-1989 г.г., выполняя интернациональный долг. Практические занятия: выявление и сбор документов, отражающих историю войны (письма и фотографии, рисунки, личные вещи); записки воспоминаний на магнитную ленту воспоминаний фронтовиков и тружеников тыла; организовать поездку в ЦГА РМ с целью ознакомления с документальными материалами военных лет; написать исследовательскую работу о наших земляках, погибших в Афганистане; организовать встречи с их одноклассниками и родными; уход за j памятниками воинам, погибшим в годы ВОВ. Подведение итогов по IV разделу: систематизация материала и оформление исследовательских работ, и их редактирование.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Историко-культурное наследие родного края
  • Саранск 2010 ББК 000 И Автор-составитель
  • Открывая Родину, узнаем себя
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
  • Программа клуба краеведов-исследователей "Наследники" «Спасем и сохраним наши корни»
  • Ожидаемые результаты
  • Содержание программы Вводное занятие -2 ч.
  • Раздел I. Спасем и сохраним наши корни - 40 ч. (практика - 34 ч., теория - 6 ч.)
  • Раздел II. История родного края - 60 ч. (практика - 50 ч., теория - 10 ч.)
  • Раздел III. Памятники истории и культуры - 30 ч. (практика - 24 ч., теория - 6 ч.)
  • Раздел IV. Традиции патриотизма - 34 ч. (практика - 20 ч., теория - 14 ч.)