Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Сатира в творчестве писателей 30-х гг. М. М. Зощенко




Скачать 97.46 Kb.
Дата10.01.2017
Размер97.46 Kb.
ТипКонспект
Конспект учебного занятия

Урок литературы, проведённый Сархадовой Е.А. на 2 курсе.

Тема: Сатира в творчестве писателей 30-х гг. М.М.Зощенко.

Цели: познакомить учащихся с биографией М.М.Зощенко, дать понять о сатире, показать связь повествования с жизненным материалом и образом автора; воспитывать интерес к литературе, чувство литературного вкуса; развивать чувство юмора ,заинтересовать в чтении произведений Зощенко, развивать наблюдательность , работать над речью.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, портреты сатириков (Д.И.Фонвизин,Н.С.Лесков,А.П.Чехов,М.А.Булгаков,М.Е.Салтыков-Щедрин,И.А.Крылов,Н.В.Гоголь) ,разные портреты Зощенко, карточки ,текст с рассказом "Галоша", тетради, выставка книг сатириков, доклады учащихся.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня хочу вас поприветствовать строчками из стихотворения А.Н. Апухтина «Сумасшедший» : "Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх и можете держать себя свободно.- Я разрешаю вам..."

2 . Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Сатира в творчестве 30-х годов: М.М.Зощенко».Сегодня вы поближе познакомитесь с мастером сатирического жанра М.М.Зощенко, поймёте разницу между понятиями сатиры и юмора ,прочитаете рассказ "Галоша" и посмеётесь над людскими пороками вместе с автором, но сначала ,обратите внимание на доску. Знакомы ли вам эти лица?

3. Изучение нового материала.

(В сопровождении презентации).

а) Биография М.М.Зощенко (1894-1958).

"На долю М.М.Зощенко выпала слава редкая для человека литературной профессии , ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах ,но и в совершенно не поддающейся учёту массе читателя, журналы боролись за право издавать его новые рассказы ,его книги, опережая одна другую издавались и переиздавались чуть ли не во всех издательствах, а, попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публике читали Зощенко.

Он родился в Петербурге в семье небогатого художника - передвижника М.И.Зощенко и Е.О. Сургиной, писательницей, обременённой семьей, где было 8 детей, она иногда печатала свои рассказы в газете.

С раннего детства, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет ) Зощенко видит несправедливость ,когда Елена Осиповна страдает от унижений, обивая пороги присутственных мест с просьбой о помощи для своих восьмерых детей. Будущий писатель уже хорошо понял, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен неправильно и при первой возможности отправился изучать этот неправедный мир. Он ещё гимназистом мечтал о писательстве, и вот, за невнесение платы ,его исключили из университета ; нужен ли более веский предлог для ухода из дома в люди? Это был 1914 г. Зощенко 20 лет, он уходит на фронт.

В годы первой мировой войны он был командиром взвода , прапорщиком и командиром батальона ,за личную храбрость он был четырежды награждён, когда же он был ранен( отравлен газами) , то получил порок сердца, определивший срок его жизни и депрессии, обостряющиеся во времена крутых переломов его судьбы.

Как позднее вспоминал Зощенко , после февральской революции при временном правительстве он работал начальником почты и телеграфа, комендантом главного почтамта в Петрограде, секретарём полкового суда в Архангельске ,после октябрьской революции он сначала служил пограничником в Стрельне и Кронштадте, а потом добровольно ушел в Красную Армию, где был командиром пулемётной команды и адъютантом под Нарвой и Ямбургом.

Демобилизовавшись, он попробовал себя во многих профессиях и никогда об этом не жалел: столярное дело, сапожное ремесло, уголовный розыск, кролиководство, куроводство , конторская работа .Свою литературную деятельность он начал в 1921 году ,первой его блестящей победой были рассказы «Назара Ильича ,господина Синебрюхова» ,с них начался Зощенко сатирик.

Какие впечатления жизни оказали решающее влияние на личность писателя?

( Унижение и несправедливость, испытания в отрочестве и юности, первая мировая война, революция. За фактами его биографии - время, великое и трагическое , время неслыханных испытаний, голода, тифа ,безработицы...).

"Михаил Зощенко нередко воспринимается лишь как писатель-юморист. Действительно, Зощенко врал безумно смешно. Сказочный рассказчик, особенно в ранних произведениях, он выделывает удивительные коленца , а персонажи попадают из одного забавного или нелепого положения в другое, ещё более смешное и нелепое .Зощенковский язык, зощенковские персонажи- эти выражения давно стали синонимами смешного. Но , отсмеявшись ,вдруг останавливаешься и видишь: а ведь Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво, глаза смотрят на людей внимательно и сострадающе...

Почему же рассказы Зощенко были смешными? Почему это в них необыкновенно живыми и чуткими были ощущения здоровой и чистой человеческой нормы. Через слово, как сквозь увеличительное стекло, смотрел писатель на жизнь, подносил это стекло к глазам читателя, и тот увидел, как уродливы все отступления от нормы, и,смеясь над этими отступлениями, над собой, постепенно пересоздавал себя в другого прекрасного человека...: Главным героем произведения М.Зощенко стал обыватель-человек , лишенный общественных интересов, широкого взгляда на жизнь.

В рассказах 20-х годов писатель искал политические образы героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. Произведения написаны преимущественно в форме сказа. Писатель строит образ "автора как носителя новой философии".

б) Чтение рассказа "Галоша" (Выразит. чтение , подготовленное учеником).

в) Беседа по рассказу

-Произведения каких писателей и чем напомнил вам этот рассказ? (Рассказ смешной, он напоминает повесть Н.В.Гоголя, рассказы А.П.Чехова; автор смеётся над героем , но не так беззаботно и весело, как Чехов. это сатирический смех).

-О чём говорится в этом рассказе?

-Как потерял галошу герой? Какого она размера ?(12).

-Сразу ли он нашел свою галошу?

-Дайте описание галоши.

-Какие бумаги затребовали при выдаче галоши?

-Что высмеивает автор?

-Какие слова можно подобрать, чтобы охарактеризовать ситуацию при выдаче галоши? (Волокита, бюрократизм ).

г) Физкультминутка.

Чтобы снять напряжение сейчас сделаем несколько оздоровительных упражнений:


  1. Сделайте руки в замок , вытяните, расслабьтесь.

  2. Вытяните ноги, поставьте их на место.

  3. Снова руки в замок , но над шеей. Поверните голову вправо-влево. Расслабьтесь.

  4. Возьмите ручку в руки, повернитесь к окну, вытяните руки перед собой, посмотрите вдаль в окно ,посмотрите на ручку. Повернитесь на место. Продолжим урок.

д)Словарная работа (на слайде).

-Давайте прочитаем, что такое "волокита" и кто такой "бюрократ".

ВОЛОКИТА - недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а так же медленное течение дела, осложнённая в пополнении мелких формальностей, излишней перепиской.

БЮРОКРАТ- 1)крупный чиновник,

2) человек, приверженный бюрократизму (канцелярщине, пренебрежению к существу дела ради соблюдения формальностей).

-Запишите в тетради эти слова.

е) Работа с понятиями "юмор" и "сатира".

-Какой смех звучит в рассказе: юмористический или сатирический? (слайд: признаки юмора и сатиры).

- Смех лёгкий, весёлый. - Смех злой , жестокий.

- Автор смеётся над нелепыми - Автор высмеивает пороки

ситуациями, отдельными общества во взаимоотношениях

недостатками человека . между людьми.

-Так какие же пороки общества высмеиваются в этом рассказе?

ж) Работа с карточками "Проследи путь героя".

Потеря галоши -->разговор с вагоновожатым-->камера хранения вещей-->выдача документов в домоуправлении-->камера потерянных вещей--> долгожданная галоша.

4. Закрепление материала.

-Работа с тестами.

5. Домашние задание: написать мини сочинение на одну из тем:

-"Нервные люди".

-"Ну и ну!"

-"Попадаются те типы!"

6. Подведение итогов.

каким автором вы сегодня познакомились?

-Какой рассказ прочитали?

-Чем отличается сатира от юмора?

Закончить урок мне хотелось бы коротким стихотворением Даниила Хармса, написанного в 1933 году (современника Зощенко):

" Умным правит краткий миг,

Глупый знает всё из книг.

Умный глупому не пара.

Умный - груз ,а глупый - тара."

-Помните всегда об этом. Спасибо вам за плодотворную работу. Урок окончен.

Использованная литература:

-Зощенко М.М."Избранные, М. Правда,1981 год.

-Акимов В."Михаил Зощенко и его книги II Зощенко М. Избранные".



-В.П. Полухина " Литература. Метод совета", М."Просвещение"2001 год.

-Учебник литературы "Рус. литература ХХ века",11кл.I ч.-М."Просвещение",2000 год.