Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов




страница1/14
Дата26.06.2017
Размер2.61 Mb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»




Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО

Материалы докладов

Региональной научно-практической интернет-конференции

«Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО»

6-9 ноября 2012 года

Саратов, 2012

УДК 378.026.7(082)

ББК 74.58 я 42


С17


Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО: Материалы докладов Региональной научно-практической интернет-конференции «Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО» (6-9 ноября 2012 года) – Саратов: РИЦ «Студия развития лидерства», 2012. - 230с.
ISBN 978-5-91491-007-8


Редакционная коллегия: проф. Назарова Р.З., проф. Паринова Г.К., доц. Сипакова И.Н. (отв. редактор), доц. Вьюшкина Е.Г., доц. Базылева Р.М., Руденко М.А. (техн. редактор).
В сборнике представлены материалы докладов Региональной научно-практической интернет-конференции «Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО». В статьях освещены теоретические основы организации самостоятельной работы студентов и проблемы развития их творческого потенциала, инновационные формы и информационно-коммуникационные технологии самостоятельной работы, а также некоторые аспекты организации самостоятельной работы магистрантов.


Сборник содержит научные исследования ученых Российской Федерации.
Сборник предназначен для преподавателей, студентов и аспирантов.


ISBN 978-5-91491-007-8 © ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный

университет имени Н.Г. Чернышевского


Содержание

Секция 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………………..6

Баликаева М.Б. Теория формирования иноязычного профессионального самообразования студентов ВУЗа………………………………………..…...6

Иголкина Н.И. Обучаемость как показатель сформированности у студентов умения управлять своей учебной деятельностью……………......9

Кузнецова Т.Г. К вопросу организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку в условиях новой парадигмы образования…………………………..………………………………………..16

Могилевич Б.Р. Самостоятельная деятельность студентов: когнитивный аспект…………………………………………………………………………..24

Паринова Г.К. Роль само процессов системе самостоятельной образовательной деятельности студентов…………………………………...28

Руденко С.В. Формирование у студентов навыков самостоятельной

работы………………………………………………………………………….38



Секция 2. Развитие творческого потенциала личности студента в процессе самостоятельной учебной деятельности……………………....46

Вилков А.А. Развитие творческого потенциала личности студента в процессе подготовки и использования деловых игр……………………….46

Исаева А.В. Самостоятельная работа как средство развития творческого потенциала личности студентов……………………………………………..54

Лаптева О.Е. Проектный метод как способ самореализации творческого потенциала личности студента……………………………………………….62

Риттель Н.А. Развитие творческого потенциала личности студента в рамках самостоятельной проектной деятельности по иностранному

языку с использованием интернет-ресурсов………………………………..70

Ярмашевич М.А. Развитие творческого потенциала личности студента в процессе самостоятельной учебной деятельности………………………….76

Секция 3. Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………….88

Абрамова Н.В. К вопросу об инновационных аспектах самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка………………..…….88

Базылева Р.М. Использование образовательных технологий в самостоятельной работе студентов………………………………………….95

Бартель В.В. Роль метода проектов в организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык»…………………..101

Галямичев А.Н. Формы организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания дисциплины «История» при подготовке бакалавров по направлению «Международные отношения»……………………….…107

Иванова Д.В., Саунина Е.В. Ведение дневниковых записей как вид самостоятельной работы…………..…………………………………..……110

Калинина Н.А. Проект как одна из форм самостоятельной работы студентов………………………………………………………………….…117

Морозова Е.Н. Проектно-ролевая игра как форма внеаудиторной самостоятельной работы студентов на занятиях по учебной дисциплине «Отечественная культура ХХ века»………………………………………..123

Наумова Е.А. Самостоятельная работа как средство формирования УУД учащихся………………………………………………………………..……130

Рязанова Е.В., Рязанов Д.В. Самостоятельная учебная деятельность в условиях ассоциативно-образного восприятия реальности………………135



Секция 4. Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов…………………...…140

Вьюшкина Е.Г. Английский язык для студентов–юристов: информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы………………..………………………………...…140

Зайцева М.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием системы управления курсами MOODLE: лингвострановедческий компонент……………………………………...…145

Захарова Е.Н. Опыт использования интернет – ресурсов для обеспечения автономности обучения……………………………………………………..151

Иващенко И.А., Казмина И.Г. Дистанционное обучение иностранному языку студентов неязыковых ВУЗов………………………………….........156

Кубракова Н.А. Использование ИКТ как средство повышения мотивационной составляющей самостоятельной работы студентов….....161

Малкова Т.В. К вопросу об ON-LINE возможностях совершенствования профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка………………………………………………………………………….177

Секция 5. Развитие языковых и речевых компетенций в рамках самостоятельной работы студентов……………………………………..183

Воронина О.С. Развитие стратегий чтения специальной литературы в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов неязыковых ВУЗов………………………………………………………………………....183

Воронова Е.Н. Виды и формы контроля самостоятельной учебной деятельности студентов по иностранному языку ………………………....189

Казакова О.П. Обучение самостоятельной учебной деятельности по усвоению новой грамматики………………………………………………..197

Федина Н.Ю. Составление комментария по реалиям иноязычного произведения как форма самостоятельной работы студентов…………....202

Секция 6. Организация самостоятельной работы магистрантов……209

Логинова В.С. Самостоятельная работа студентов в контексте исследовательского подхода к обучению по магистерской программе....209

Сипакова И.Н. Организация и содержание аудиторной и самостоятельной работы студентов в магистратуре…………………………………………..217

Сведения об авторах……………………………………………………..…..224



Секция 1

Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов

Баликаева М.Б.


ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассматриваются компоненты высшего профессионального образования и их взаимосвязь друг с другом. Приводятся условия и показатели успешного формирования иноязычного профессионального самообразования студентов вуза.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, профессиональное самообразование, иноязычное образование, профессиональная компетентность, иноязычное профессиональное самообразование.
В условиях модернизации и интернационализации образования возрастает значимость иноязычного образования. Иноязычное образование становится насущной потребностью субъектов, неотъемлемой частью профессионального образования.

Многие учённые указывают в своих работах на многокомпонентность структуры системы высшего профессионального образования, разнообразие происходящих в ней процессов, видов деятельности субъектов, множество специфических задач, решаемых педагогами, полифункциональность системы и её компонентов. Высшее профессиональное образование представляет собой многокомпонентную систему, выполняющую «функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определённой области деятельности, предполагающей достаточно высокий уровень сформированности различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать» [1, c.10-11].

Изучение системы высшего профессионального образования позволило сделать вывод, что все её компоненты следует рассматривать как взаимосвязанные части целого: иноязычное образование и профессиональное самообразование студентов – как составляющие профессионального образования, языковую компетентность – как составляющую профессиональной компетентности.

Иноязычное образование характеризует такое образование, которое по своим целям, содержанию, организации и результатам удовлетворяет 1) потребности обучающихся во владении родным и иностранными языками, правилами межкультурной коммуникации в повседневном, деловом и профессиональном общении; 2) социальный заказ общества на специалистов, способных работать с информацией на родном и иностранном языках, вести деловую переписку, расширяя международные контакты; 3) требования государства к иноязычной подготовке выпускников высшей школы по всем направлениям / специальностям (владение языками, в том числе иностранными, умение общаться и работать с информацией).

Показателем иноязычного образования в вузе выступает языковая компетентность студентов, проявляющаяся в их способности решать общекультурные задачи (общаться, работать с информацией, писать деловые письма, резюме) и профессиональные задачи (отбор и презентация специальных материалов, аннотирование, перевод, участие в проекте по специальности), используя языковые средства.

Языковая компетентность выпускников университета существенно обогащает их возможности в овладении задачами профессиональной деятельности в поликультурном пространстве посредством привлечения информации из различных источников, в том числе на иностранном языке, посредством участия в диалоге с деловыми партнёрами и специалистами, и, тем самым, влияет на развитие профессионального образования.

Интегративные процессы понятийного аппарата педагогики на современном этапе позволяют сформулировать следующее определение, согласно которому профессиональное самообразование студентов – это личностно-регулируемая деятельность в образовательном процессе вуза и за его пределами, составляющая основу развития профессиональной компетентности как компонента «самообразующегося» специалиста. Это предполагает профессиональное самосознание: осознание норм и правил модели своей профессии, самооценивание своих возможностей как будущего профессионала, а также понимание и осознание особенностей самого себя, развитие умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, признание и принятие непрерывности процесса саморазвития, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Исходя из этого, можно предположить, что иноязычное профессиональное самообразование - это процесс принятия и реализации субъектами вуза решений об их совместной деятельности по развитию иноязычного образования путём взаимосвязи его целей и содержания с профессиональным образованием, создания новых возможностей творческой самореализации будущих специалистов.

Успешному формированию иноязычного профессионального самообразования студентов способствуют: 1) подготовка профессорско-преподавательского состава университета к совместной деятельности по развитию языковой компетентности студентов как составляющей их профессиональной компетентности; 2) разработка и непрерывное совершенствование современного учебно-методического обеспечения иноязычного образования; 3) формирование команд преподавателей различных кафедр и подразделений университета, включённых в реализацию процесса формирования; 4) организационно-управленческое сопровождение процесса реализации процесса формирования (отслеживание и оценка результатов, обсуждение на разных уровнях, обеспечение необходимыми ресурсами, информирование).

К основным показателям результативности формирования иноязычного профессионального самообразования университета может относиться: 1) достижение в университетском сообществе договорённостей о развитии иноязычного образования по направлениям подготовки, принятие и реализация решений, разработка и осуществление комплекса мероприятий; 2) наличие развивающихся связей университета в области иноязычного образования по направлениям подготовки (региональных, федеральных, и международных с преподавателями, студентами, специалистами разных вузов, организаций, учреждений, предприятий); 3) положительная динамика развития языковой компетентности студентов как составляющей профессиональной компетентности; 4) положительная динамика результатов творческой деятельности студентов (презентации, резюме, аннотации, проекты).



Список литературы

1. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. – 432 с.


Иголкина Н.И.
ОБУЧАЕМОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В статье рассматривается обучаемость как один из показателей сформированности у студентов умения управлять своей учебной деятельностью. Предложена методика оценки уровня обучаемости и анализа её структуры.

Ключевые слова: обучаемость, учебная деятельность, показатель обучаемости.
Одним из основных показателей способности человека к управлению своей учебной деятельностью, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы является обучаемость. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость (динамичность), т.е. скорость образования временной связи (Зимняя, С.186). В широком смысле обучаемость может трактоваться как «…потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной « со взрослыми» работе, как «зона ближайшего развития» (Выготский). Выделяется понятие «специальной» обучаемости как подготовленности психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, в определенной сфере знаний, умений.

Одним из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова понимает под обучаемостью «…совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности» (Калмыкова). В данном определении обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается совокупность таких показателей учебной деятельности, как:



  • качество;

  • темп работы;

  • объем работы в единицу времени;

  • отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода;

  • удовлетворенность результатом труда.

Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способам действий (Зимняя,C.186).

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» как совокупности всех характеристик психического развития, которые есть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. Особо важно, что обучаемость – «это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовности к переходу на новые уровни умственного развития» (Маркова, C. 60).

Исследователи отмечают, что обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И. Калмыковой экономичностью мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и ее суммарного показателя – экономичности мышления. Обобщение и анализ, лежащие в основе умственных способностей, по С.Л. Рубинштейну, определяют возможности быстрого, качественного переноса и развития теоретического мышления. Лежащие в основе обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются исследователями и как ее компоненты. В то же время обучаемость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

Основные показатели обучаемости – темп продвижения в освоении знаний и формирования умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются:


  • экономичность и темп мышления;

  • объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи;

  • количество «шагов» для самостоятельного решения задачи;

  • величина дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат;

  • время, затраченное на решение;

  • способность к самообучению;

  • работоспособность и выносливость.

А.К. Марковой предложены следующие показатели обучаемости:

  • активность ориентировки в новых условиях;

  • инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям;

  • настойчивость в достижении поставленной цели;

  • «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;

  • восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По этим показателям З.И. Калмыковой разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, лежат следующие положения:

  • диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;

  • методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента, особенно при фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т.д.;

  • обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где, по возможности, должны быть уравнены все другие условия;

  • время диагностического эксперимента не должно ограничиваться при соблюдении требования его фиксации;

  • сочетание индивидуальных и коллективных диагностических процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.

Установление уровня обученности учащегося связано с получением следующих данных:

  1. Достаточность фонда знаний и умений учащегося для усвоения способа действия, предусмотренного учебной целью;

  2. Индивидуальные особенности учащегося, имеющие значение для достижения учебных целей.

Обучаемость субъекта проявляется в стиле, особенностях и характере осуществления учебной деятельности (Клаус, С.29). Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» - «негативный». В таблице 1 иллюстрируется содержание учебной деятельности, отражающей такие стили, которые в значительной мере основываются на обучаемости.

Таблица 1. Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу).



Параметр_сравнения__Позитивный_тип__Негативный_тип'>Параметр сравнения

Позитивный тип

Негативный тип

Скорость

Быстро

Легко, без труда

Прочно, устойчиво во времени

Легко переучивается

Обладает гибкостью


Медленно

С трудом, напряженно, тяжело

Поверхностно, мимолетно, быстро забывается

С трудом переучивается

Характеризуется ригидностью


Тщательность

Добросовестно

Аккуратно

Основательно


Халатно

Небрежно, неряшливо

Поверхностно


Мотивация

Охотно

Добровольно

По собственному побуждению

Активно, вовлечено, увлеченно

Старательно, усердно, изо всех сил


Неохотно

По обязанности

Под давлением

Пассивно, вяло, безучастно

Нерадиво, лениво


Регуляция действия

Самостоятельно

Автономно, независимо

Планомерно, Целенаправленно

Настойчиво, постоянно



Несамостоятельно

Подражая


Бесцельно, бессистемно, без плана

Периодически, неустойчиво



Когнитивная организация

Осознанно, с пониманием

Направленно, предвидя последствия

Рационально, экономно


Механически, не понимая, Методом проб и ошибок

Случайно, непреднамеренно


Нерационально, неэффективно

Общая оценка

Хорошо

Плохо

Предложенный Г. Клаусом подход к определению обучаемости субъекта учебного процесса послужил нам основой для разработки методики измерения обучаемости как одного из показателей сформированности у студента умения управлять своей учебной деятельностью. Разрабатывая методику, мы приняли за основу положение о том, что уровень обучаемости может проявляться в особенностях и характере деятельности субъекта в учебном процессе. В качестве параметров, по которым, на наш взгляд, следует судить об уровне обучаемости, мы выделяем следующие: скорость, тщательность, мотивация, управляемость, когнитивная организация, психологическая комфортность, использование ресурсов, правильность выполнения действий, адекватность оценки, ориентировка в учебной ситуации. Показатель по каждому из выделенных параметров может варьироваться в достаточно широких пределах, которые представляют два полюса: «негативный» - «позитивный». В свою очередь, каждый из этих двух полюсов имеет свои характеристики, которые представлены в таблице №2.

Таблица 2. Характеристика показателей обучаемости.



Параметр

Характеристики

Позитивные

Негативные

Скорость

Быстро

Без напряжения

Прочно, надолго

Легко переучивается

Обладает гибкостью


Медленно

Напряженно, с трудом

Мимолетно, быстро забывается

С трудом переучивается

Характеризуется ригидностью


Тщательность

Добросовестно

Аккуратно

Основательно


Халатно

Небрежно


Поверхностно

Мотивация

Охотно

Добровольно

Инициативно

Увлеченно, активно

Старательно, усердно


Неохотно

По принуждению

Инертно

Пассивно,



Нерадиво, лениво

Когнитивная организация

Осознанно с пониманием

Планомерно, предвидя последствия, рационально



Механически, не понимая, методом проб и ошибок

Случайно, непреднамеренно



Психологическая комфортность

Отсутствует усталость

Удовлетворенность

Восприимчивость


С утомлением

Неудовлетворенно

Плохая восприимчивость


Управляемость

Самостоятельно

Автономно, независимо

Планомерно, Последовательно, Целенаправленно

Постоянно, настойчиво



Несамостоятельно

Под руководством

Бесцельно, бессистемно, без плана
Периодически, неустойчиво


Использование ресурсов

Хорошая осведомленность о ресурсах

Умение находить нужную информацию

Обладает организованной базой данных

Легко принимает помощь и советы



Плохая осведомленность о ресурсах

Отсутствует умение находить нужную информацию

Отсутствует база данных

Отказывается от помощи и советов



Правильность выполнения действий

Высокий процент правильно принятых решений

Обоснованное изменение алгоритма выполнения действия



Низкий процент правильно принятых решений

Необоснованное изменение алгоритма выполнения действия



Ориентировка в учебной ситуации

Учитывает индивидуальные особенности

Адекватность оценок

Способность переходить на другой уровень сложности

Учитываются происходящие изменения

Рассматриваются альтернативные способы решения задачи


Игнорирует индивидуальные особенности

Неадекватность оценок

Неготовность к переходу на другой уровень сложности

Не учитываются происходящие изменения

Рассматривается только один способ решения задачи


Данная методика позволяет анализировать уровень обучаемости студентов, что позволяет не только прогнозировать результаты обучения, но и вносить коррективы в учебный процесс в зависимости от возникающих трудностей за счет индивидуализации педагогических воздействий преподавателя.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  • Региональной научно-практической интернет-конференции «Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО»
  • 6-9 ноября 2012 года Саратов, 2012
  • Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО
  • ISBN 978-5-91491-007-8
  • Секция 2. Развитие творческого потенциала личности студента в процессе самостоятельной учебной деятельности……………………....46
  • Секция 3. Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………….88
  • Секция 4. Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов…………………...…140
  • Секция 5. Развитие языковых и речевых компетенций в рамках самостоятельной работы студентов……………………………………..183
  • Секция 6. Организация самостоятельной работы магистрантов……209
  • Секция 1 Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов
  • ОБУЧАЕМОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  • Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
  • Параметр Характеристики Позитивные