Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Самооценка на основании Евангелия (1 Кор. 3: 21-4: 7)




Скачать 234.66 Kb.
Дата09.04.2017
Размер234.66 Kb.


Самооценка на основании Евангелия

(1 Кор.3:21-4:7)


Сегодня мы поговорим о перемене сердца, об изменении характера, а не моральной коррекции поведения человека. Наше внешнее поведение может быть даже весьма моральным, но мотивация нашего сердца будет основываться на страхе, гордости и жажде власти. Но мотивацией нашего морального поведения может быть и благодать Божия, которая преображает наше сердце.

Этим утром мы посмотрим на природу сердца, которое действительно изменилось Божьей благодатью.

Будем читать 1-ое послание к Коринфянам. Как мы помним - церковь в Коринфе испытывала серьезные внутренние разделения. Церковь была основана Павлом, но потом ее посетили другие служители, миссионеры, благовестники, пасторы и люди начали отожествлять себя с кем-то из них, в противовес другим.

Один был наставлен и обучен Павлом. Другой был подготовлен и определен на лидерскую позицию Аполлосом, третий - был вдохновлен ап.Петром и т.д. Вместо того, чтобы радоваться своим отношениям со всеми этими достойными служителями, люди использовали это для конфронтации и соперничества.

Появились фракции. Разделения мучили церковь. Люди говорили - «Я должен быть лидером, потому что Павел, сам Павел, был моим наставником». Другие им отвечали: «И что? Я дружил с ...» и т.д.

Павел в этом отрывке показывает причину, почему мы не можем ладить друг с другом. Основная причина, почему нет мира в нашем мире, почему мы не можем жить в мире друг с другом - это гордость и хвастовство.

Посмотрите ст.21 начинается - Итак, никто не хвались человеками

Последний стих нашего отрывка 4:7 говорит

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
А теперь посмотрите на ст.6

Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.


Гордость и надменность.

Вы видите здесь говорится о смирении. Нам нужно обязательно говорить о смирении. Но это означит, что мы с вами входим на опасную территорию, весьма популярную в нашем обществе, потому что мы будем говорить о самооценке.

И это весьма интересная тема. Представьте только - до 20 века, в нашем мире считалось, что причиной многих злых поступков (преступность, насилие, агрессия) было завышенное самомнение. Кстати, это все еще справедливо в культуре некоторых народов.

Почему люди совершают насилие? Почему люди жестоки? Почему люди творят зло? До 20 века уверенно отвечали - по причине высокомерия или по древнегречески - гибрис, хю́брис. Это кстати, термин придумал Аристотель. Гордость, высокомерие считалось причиной плохого поведения человека. В современной же, особенно Западной Культуре, мы встречаем прямо противоположное мнение. В центре системы нашего образования, пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы, в основах законодательства, в психологическом консультировании, лежит совсем другой консенсус, полностью противоположный мнению всех поколений, живших до нас.

Теперь считается, что причиной плохого поведения является заниженная самооценка человека. Такое понимание пропитало наше общественное мировозрение и самосознание. Нашу культуру и даже религию. Почему мужья бьют своих жен, почему люди становятся преступниками - потому, что у них слишком плохое, заниженное мнение о себе, их вроде как не долюбили в детстве, например. Раньше говорили, что проблема твоих плохих поступков - твое самомнение, слишком высокая самооценка. Теперь же говорят - низкая самооценка.

И я рад, что начинают появляться статьи, в которых говорится, что заниженная самооценка не является определяющей проблемой в нашем обществе.1 Даже в психологической литературе накопилось достаточно много фактов, доказывающих, что высокое самоуважение само по себе не является обязательно «хорошим». Поддержка высокого самоуважения, бесконечные одобрения и похвалы независимо от реальных достижений, без адекватной оценки своих способностей и возможностей могут привести к тому, что высокая самооценка превратится в «опасный нарциссизм, некритическую самовлюбленность, которая может быть использована в каких угодно антисоциальных целях вплоть до терроризма» [21, c. 284]2. По мере накопления эмпирических данных возникло достаточно много поводов усомниться в однозначной позитивности высокой самооценки.

Теперь потребуются годы, чтобы произошло исцеление нашего общества от очередного психологического обмана, и просто даже для принятия этого факта. Потому что в нас настолько сильно вбили эту концепцию, концепцию низкой самооценки, что именно ее винят в проблеме наркомания и насилия в семье, преступности и плохой успеваемости школьников.

И есть еще одна причина почему эта теория очень популярна. Потому что она утверждает, что нам не нужно судить, давать нравственную оценку поведению человека, чтобы разрешить его проблемы. Все, что нужно делать - поддерживать таких людей и повышать их самооценку. Раньше, помощь таким негодным людям заключалась в том, чтобы убедить их в том, что они плохие. Кажется, что такой подход вряд ли снова станет популярным?!

Но наш сегодняшний текст даем нам совсем другой подход к вопросу самооценки, к тому как воспринимать себя. И он принципиально отличается от прошлого и современного.

Павел показывает нам естественное состояние человеческого эго, затем сверхестественное состояние, которое производит Евангелие, трансформирующее наше понимание о себе и о своей личности. И Павел показывает как к этому прийти. Итак, три пункта.

1.Естественное состояние человеческого эго
Сначала Апостол показывает нам естественное состояние человеческой самооценки или самомнения. Он употребляет важную фразу в ст.6:

чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.


И слово «превозносились» необычное. Это не слово «хюбрис». Павел употребляет его 6 раз в 1-ом Коринфянам. Его больше не использует ни один из библейских авторов. Еще раз оно встречается в послании к Колоссянам. Павел не случайно решил его записать здесь, для Коринфской церкви. Это особая тема для них. Павел желает дать им особое наставление касательно человеческого эго, человеческого самомнения, человеческой самооценки.

Слово «превозноситься» буквально означает «надмеваться, кичиться, гордиться, раздуваться». Это слово имеет родственность со словом «мехи». Оно очень выразительное и в каком-то смысле напоминает о боли. Оно рисует образ какого-то органа человеческого тела, который настолько растянут большим объемом воздуха, закачанного в него, что уже готов взорваться. Он раздулся, растянут, распух, и он воспален, потому что он был расширен больше его привычных размеров. Это, говорит Апостол, и есть подлинное естественное состояние человеческого эго.

Этот образ дает нам много важной информации о природном состоянии человеческого «я».
1.1.Во-первых, оно пустое.
В центре человеческой самооценки, какой бы большой она ни была - находится пустота. Она же чрезмерно раздута!

Сёрен Кьеркегор, известный датский богослов и философ, в своей книге «Болезнь к смерти» говорит, что естественное состояние человеческого сердца - это старание построить свою идентичность, свое самосознание, свою личность вокруг чего-то помимо Бога. Духовная гордыня ведет к иллюзии, что ты способен построить успешно свою жизнь, обрести ценность и значимость, и найти высшую цель, которая даст тебе смысл жизни, без Бога.

Серне говорит, что вполне естественно для человеческого «Я» укореняться и развиваться на чем-то помимо Бога, на чем-то что должно дать тебе чувство собственного достоинства, даст чувство «особенности», что даст тебе чувство цели. Но ничего не сможет заполнить эту пустоту в нашем сердце.

У каждого человека в душе есть дыра.... размером с БОГА! И каждый заполняет её как умеет. Кто-то алкоголем, кто-то наркотиками, кто-то сладким, кто-то спортом, кто-то сценой и аплодисментами, кто-то сексом и удовольствиями, кто-то войной и убийствами, кто-то карьерой, кто-то семьей и детьми, кто-то животными, кто-то хобби! И только, когда туда приходит Бога, человек обретает спокойствие, гармонию и счастье, отсутствие которых пытался заглушить всеми этими вещами, в бесконечных поисках себя. Тогда Он становится самим собой. Тем человеком, каким Его задумал и сотворил Создатель!

Исследуя природу вакуума, Блез Паскаль (1623 – 1662), французский математик и философ XVII века, осознал, что внутри каждого человека есть некая пустота и жажда счастья, истинной любви и чего-то такого, что не обесценивается со временем... Он назвал эту пустоту "вакуум в форме Христа" и понял, что этот вакуум может заполнить только Личность Самого Иисуса Христа !!! 

Паскаль признавался, что ни блестящий ум, ни утонченные размышления, ни научные открытия не могли заполнить пустоту внутри него...  Только через Личность Иисуса Христа, единственного  истинного  Бога и совершенного человека, утоляются внутренний  голод и глубокая жажда! 

Кстати, столетиями раньше человек по имени Августин, который впоследствии стал известен как Августин Блаженный, стремился заполнить эту болезненную пустоту в собственной душе. Обретя наконец то, чего ему так недоставало, он написал молитву, в которой сказал Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Исповедь).
1.2.Боль

Потому что человеческое «я» в самом центре пусто, по причине свой раздутости, то оно болезненно. Быть вздутым, напыщенным, значит испытывать боли. Что я имею в виду?

Наше тело дает нам знать, когда у нас что-то не так. Оно как бы обращает наше внимание, когда возникает болезнь. Но мы обычно не замечаем нашего тела, когда все в порядке. Только, когда возникают какие-то проблемы. Но наше «эго» ведет себя совсем по-другому. Ваше самосознание, ваша собственная самооценка , ваше собственное восприятие себя, поступает очень плохо по отношению к вам, потому что оно всегда обращает внимания на себя, каждый день: как вы выглядите, как к вам относятся, как вы себя чувствуете.

Люди нередко говорят - «Мои чувства были оскорблены или мои чувства были задеты». Но какие чувства на вид? На самом деле это наше «Я» было задето. Ваши чувства в порядке. У вас просто плохие, плохие, очень плохие чувства по отношению к вашему «Я». Понимаете? Просто прогулка не повредит моему мизинцу. Только если что-то не в порядке с ним, то я буду его чувствовать.

Почему-то вы не можете прожить и дня, чтобы не почувствовать себя оскорбленными или проигнорированными или почувствовать себя глупым или даже униженным.

Что-то не в порядке с нашей самооценкой. Что-то не то с нашим «Я». Что-то поломано в чувстве вашего достоинства. Потому что оно никак не дает вам испытывать счастье. Оно всегда требует внимания, обращает внимание на себя. Оно как вздувшийся желудок - он болит, он распух, его пустота причиняет нам боль.


1.3.Занятость

Наша самооценка не только пуста и несет нам боль, так она еще и постоянно занята. И это объясняет почему она всегда требует нашего внимания. Потому что оно постоянна занята тем, чтобы заполнить свою пустоту и убежать от боли. Особенно она занята двумя вещами: (1) сравнением и (2) хвастовством.

Наш текст говорит об этом

Во-первых, заметьте в ст.6 фразу «и не превозносились один перед другим.». Это сердцевина естественного состояния человеческого «Я». Человеческое эго не только пусто, но оно всегда старается заполнить свою пустоту и борется с невероятным внутренним дискомфортом, который у него появляется по причине постоянного сравнения себя с другим.

Клайв Льюис указывает на это в своей известной книге «Просто христианство» в главе про гордость. Он говорит, что гордость по своей природе наполнена духом соперничества. Он пишет:

Дело в том, что гордость каждого человека соперничает с гордостью всякого другого. Именно потому, что я хотел быть самым заметным на вечеринке, меня так раздражает, что кто-то другой привлекает к себе всеобщее внимание.

Нам следует ясно понять, что гордости органически присущ дух соперничества, в этом сама ее природа. Другие пороки вступают в соперничество, так сказать, случайно. Гордость не довольствуется частичным обладанием. Она удовлетворяется только тогда, когда больше, чем у соседа. Мы говорим, что люди гордятся богатством, или умом, или красотой. Но это не совсем так. Они гордятся тем, что они богаче, умнее или красивее других. Если бы все стали одинаково богатыми, или умными, или красивыми, людям нечем было бы гордиться. Только сравнение возбуждает в нас гордость: сознание, что мы выше остальных, приносит нам удовлетворение. Там, где не с чем соперничать, гордости нет места... Почти все зло в мире, которое люди приписывают жадности и эгоизму, на самом деле — результат гордости.

Гордости присущ дух соперничества. Вот почему ее невозможно удовлетворить. Если я страдаю гордостью, то пока хоть один человек обладает большей властью, богатством или умом, чем я, он будет мне соперником и врагом.


Может быть это случилось с тобой. Ты делаешь что-то, что тебе неприятно или даже не нужно, но ты делаешь это ради своей гордыни, ради сравнения себя с другими, чтобы быть лучше их. Или ты не хочешь делать что-то нужное и необходимое, потому что есть те, кто делают это лучше. А тебе хочется хвалиться собой.

Слово «хвалиться» в стихе 7-ом буквально означает - «хвастаться, тщеславиться, рекомендовать себя». Оно говорит о попытке человека создать завышенную самооценку, внешний имидж для других и внутренний для себя, чтобы заполнить чувство пустоты и неудовлетворенности внутри. И мы заняты этим постоянно. Очень заняты.


1.4.Нестабильность

Все чрезмерно надутое начнет сдуваться. Быть перекаченным означает, что существует постоянная опасность быть спущенным. И эта нестабильность реальна.

Например, есть люди которые кажется не выказывают гордости. Почему? Потому что они возненавидели себя, и они всем говорят, что они ненавидят себя, и они сами себе говорят, что они ненавидят себя. Но в действительности они просто немного сдулись. Но сдуться означает, что ты когда-то был надут.

Если ты надулся, но не заполнен, если ты надут воздухом, но не заполнен чем-то твердым, тогда быть надутым или быть сдутым в сущности одно и то же.

Иметь комплекс превосходства или комплекс неполноценности - в сущности одно и то же. Они оба возникают в результате передутия, раздутия, пустоты, боли, занятости и конечно же нестабильности.

Послушайте, что говорит всемирно-известная певица Мадонна в одном из своих интервью:

«У меня железная воля, и вся эта воля была направлена на то, чтобы побороть ощущение неадекватности. Я борюсь с этим страхом. Когда я пытаюсь от него избавиться, оказывается, что я не такая как все, и тогда я начинаю думать, что я посредственность… Конечно, я ищу способ избавиться от этой мысли. И так без конца». Мадонна говорит, что подозрение о своей посредственности является основным стимулом ее поведения. «Это не дает мне покоя».3 My struggle has never ended and I guess it never will. - Моя борьба никогда не заканчивалась и я думаю, что она никогда не закончится.

Нечто подобное я читал в интервью с Дианой Арбениной - певица, поэт, автор песен. Наиболее известна как лидер российской рок-группы «Ночные Снайперы». Ей был задан вопрос

- С возрастом у нас мечты, планы, желания… Они все больше прессуются. Вы многого в жизни достигли, но есть ли еще что-то, что осталось недостижимым? О чем хочется мечтать? Или все уже исполнено?

- Самое главное – искренне думать, что ты еще ничего не достиг. Тогда все будет хорошо. Серьезно. Вы говорите, что я многого достигла. Я подумала сразу же… А чего я достигла? Я постоянно что-то делаю. Я оглядываюсь назад. Постоянно думаю, что вот здесь не надо торопиться, вот здесь надо было остановиться. Куда я постоянно тороплюсь? Спешу. А мне кажется, что я еще ничего не сделала.4


Тоже самое я встретил в интервью с Дженифер Лопес, известной актрисой и певицей, когда она была в Москве:

— Если бы вас попросили самой охарактеризовать себя, что бы вы сказали?

— Я многому научилась и многого достигла, но я хочу большего. Мне нравится достигать цели, праздновать минуту победы и идти дальше. В этом вся я, какая есть.5
Заметьте, что Мадонна, Диана Арбенина и Дженифер Лопес знают себя лучше, чем многие из нас, потому что они говорит следующее:

Всякий раз, когда я добиваюсь чего-то, я говорю: «Теперь я доказала, что я что-то значу, но уже на следующий день я понимаю, что если я не продолжу двигаться дальше, я никто. Мое эго не может удовлетвориться. Моя жажда собственной значимости и уверенности, что я ценна, нуждается в новом подтверждении. Но оно не удовлетворяется. Я думаю, что я получаю их из от того, что говорят люди и от того, что пишут журналы, но на следующий день мне нужно искать дальше.

Почему? Потому что мое эго ненасытно. Это черная дыра. Не важно как много я туда брошу. Шкаф пустой. Я кладу туда очень много каждое утро, но на следующую ночь он снова пуст. Она говорит: «Я стала кем-то, но я понимаю, что мне еще нужно стать кем-то». Ты скажешь: «Что за неврастеничка какая-то!». Нет! Она очень хорошо понимает себя. Она впереди многих из нас.

Это естественное состояние нашего «Я». Это естественное состояние человеческой самооценки. И Павел желает помочь своим читателям разобраться с этой проблемой. Многие утверждали, что они знают Павла, но использовали этот факт для своей гордыни. Они не могли наслаждались этим фактом. Они использовали этот факт в своих сражения с другими в церкви, в попытке обретения собственной значимости и ценности.

И теперь Павел показывает им путь победы.
В стихах 3-4 он дает пример как, он понимает Евангелие, свою самооценку, свой эгоизм, свою личность и как его человеческое «я» действует. Вот что он делает

Во-первых, он говорит - «Да, я служитель, и у меня есть ответственность» в ст.1-2.

Затем в ст.3:

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.


Слово «судить» означает «задавать вопросы, исследовать, спрашивать; относится к судебному дознаванию перед вынесением окончательного вердикта». Это то, чего так ищет Мадонна. Она ищет положительной оценки, окончательного положительно вердикта в своей адрес. Здесь же Павел говорит нам - «Хочу, чтобы вы знали - мне не важно, что вы обо мне думаете. Я вообще не обеспокоен кто как обо мне думает». Он даже не говорит «Меня совсем немного беспокоит как вы судите обо мне или как судят другие.» Но в сущности, он говорит, что он находится в таком состоянии, в такой парадигме, что его личность, его идентичность, его восприятие себя, его самооценка никак не связана с тем, что о нем говорят люди. Павел говорит - «Я не обеспокоен как вы обо мне думаете. Я не переживаю как обо мне думают другие. Моя самооценка, мое восприятие себя не связана с вашим суждение или вашей оценкой меня!»

Кто-то скажет: «Неплохо. У Павла не было проблем с заниженной самооценкой». Точно! Но как он достиг этого, что мнение людей больше не контролировало его? Ведь это реальная проблема, когда твое поведение, твоя самооценка связано с мнением окружающих, будь то положительным или негативным.

Большинство современных психологов и консультантов скажут, что эта проблема легко решается. Они посоветуют примерно следующее: «Не так важно, что другие думают о тебе. Тебе не нужно жить так, как они говорят о тебе. Тебе не нужно жить по их стандартам. Важно то, что ты сам думаешь о себе, какие у тебя представления и ценности. Это единственно, что имеет значение. Реши сам кем ты хочешь быть и стань им. Все зависит от того, как ты сам думаешь о себе.»

Об этом ли говорит здесь Павел? Нет! Другими словами, мы в нашем современном мире не знает как поступать с людьми с так называемой заниженной оценкой, кроме как помочь им ее повысить. Обычно говорят - «Ты классный парень. Ты должен разглядеть насколько ты хорош. Посмотри как много доброго ты сделал. Посмотри как много великолепного идет от тебя. Не переживай, что о тебе говорят или думают другие. Живи по своим правилам, достигай своих целей, и оценивай сам себя.»

Павел же говорит:


  1. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди;

Но заметьте, что он добавляет дальше

я и сам не сужу о себе.
Давайте перефразируем. Апостол говорит - «Я не переживаю как вы меня воспринимаете, но меня также не беспокоит и как я думаю о себе. Мне на важно, что вы думаете обо мне и что даже я сам думаю о себе.»

Прислушайтесь только, что он говорит здесь.

3.Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем неоправдываюсь; судия же мне Господь.

Давайте прочитаем в современном переводе

3 Меня очень мало заботит, как вы или кто-то другой будет обо мне судить. Я и сам не сужу себя. 4 Совесть моя чиста, хотя не это оправдывает меня. Но мой судья - Господь.
Мне не особо важно, что думаете про меня вы или другие и даже я сам. Хотя моя совесть меня не осуждает, но это не делает меня невиновным.

Посмотрите, он не попадает в ловушку завышенной самооценки. Он говорит: «Только потому, что моя совесть чиста, а она и вправду может быть чистой, я не становлюсь безгрешными или невинным или правым.


Например, у Гитлера могла быть чистая совесть. Но это вовсе не означает, что он был невиновен. Это настоящая опасная ловушка говорить себе: «Неважно, что думают другие. Не важны их стандарты. Ты должен жить по своим правилам». В этом ли верный ответ? Нет!

  • Ведь я чувствую ужасно, когда не могу жить по стандартам своих родителей.

  • Я чувствую себя ужасно, когда не могу жить по своим собственным стандартам.

  • Я чувствую себя ужасно, когда я не могу жить по стандартам окружающей меня культуры или общества.

  • Я чувствую себя ужасно, когда не могу жить по-другим стандартам.

Если решение проблемы заниженной самооценки - установить свои собственные стандарты или правила, то проблема все равно не решается. Я буду чувствовать себя ужасно, потому что я не смогу жить и по своим собственным правилам. Я могу попытаться занизить свои стандарты. Но принесет ли это решение? Нет. Пусть даже я стану человеком с заниженными ожиданиями.

Павел здесь не кусается, не гордец, не огрызается, но все же он говорит: «Я не только не переживаю, как вы думаете про меня, но моя самооценка не зависит от вашего мнения, я не ищу вашей оценка, как это делает например Мадонна, чтобы почувствовать себя значимой. Моя оценка не связано с вами, она не связана также и со мной»!


Апостол просто уходит от человеческих парадигм. Он идет совсем другим путем. Путем, который многим так еще и не стал известен.

Кто-то может сказать, что у него была высокая самооценка. Он отмечает, что его не беспокоит совесть. Он говорит, что не судит себя. И правильно, заменят они - не нужно осуждать себя. Но слово «судить» означает здесь не негативный вердикт, он может быть и позитивным.


Павел просто берет все наши схемы и разрушает их, наши подходы и обнажает их бесполезность, наши представления и показывает их беспомощность.

Откроем 1 Тим.1:15

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
Заметьте, он не говорит - я был первый, но он пишет - я первый! То есть - я есть первый! Это не вписывается в наши привычные религиозные представления. Как кто-то может обладать таким высоким статусом но все же с такой невероятной открытостью и честностью, и сказать - «Я один из самых ужасных людей на планете»? Как он может быть абсолютно честным и быть в курсе своих моральных недостатков, и все же иметь невероятную стабильность и уверенность?

Мы так не сможем. Знаете почему? Потому что мы судим сами себя. Когда Павел говорит: «Я не позволю вам судить меня. Я даже сам не сужу себя.» Вот, что это означает. Он говорит: «Я знаю свои грехи, но они не определяют меня и мою самооценку. Это не взаимосвязано. Я не играю в эти игры. Типа - сделал плохо - я плохой, сделал хорошо - я хороший. Это не моя парадигма. Я знаю свои недостатки и грехи, знаю свои достижения и успехи. Даже несмотря на то, что я первый грешник, я не отказываюсь от своего призвания, от своего служения, к чему призвал меня Господь.

Нам это не вполне понятно. Потому что мы привыкли жить совсем в другой парадигме - «Если бы я считал себя плохим или я видел себя грешником, если бы замечал проявление гордости или даже похоти или гнева или жадности, или всего о чем упоминает Павел, то я точно не испытывал бы уверенности.» Да, потому, что ты судишь сам себя. Ты поставил себе определенные стандарты. Мои поздравления, ты стал судьей сам для себя. Ужасно. Но наше эго никогда не удовлетвориться, пойди мы этим путем. Никогда. Всегда будет чего-то мало, чего-то недостаточно.
То, что Павел говорит здесь по-настоящему невероятное и изумительное. «Я не переживаю, что вы обо мне думаете и я не беспокоюсь как я о себе думаю». Павел привел нас на территорию, по которой мы прежде не ходили. Потому что самооценка Павла не раздута, но она заполнено. Вот, что он говорит:

«Я достиг того, что моя самооценка больше не привлекает к себе внимания, как и остальные здоровые части моего тела. Я перестал думать о себе. Когда я действую правильно или поступаю неверно, это не определяет мою самооценку, мою личность. Я не думаю про себя.»

Это какая-та библейская небесная скромность, евангельское смирение, самооценка на основании Евангелии.

2.Сверхъестественное состояние через Евангелие


Вот почему Клайв Льюис сказал в конце главы про Гордость следующее:

Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе.


Посмотрите, Льюис хорошо это уловил - евангельское смирение проявляет себя в интересе к другим, потому что человек не сконцентрирован на себе. Понимаете - он не просто думает меньше или больше о себе. Он вообще не думает о себе. Ему не нужно думать о себе. Ему это не нужно, чтобы найти себя, обрести цельность и ценность.

В наших головах прекращается бесконечный разговор - «Что обо мне думают эти люди? Должен ли я быть с ними?» Я перестаю думать о себе. Благословенное самозабвения состоит в том, что моя самооценка не раздуто, но наполнено. Я покажу уникальность этого.

Можно ли назвать это завышенной самооценкой? Нет. Заниженной? Нет, точно нет. Понимаете - человеческая психологическая парадигма не работает. Она разрушена.

Павел говорит: «Меня не волнуют ваше мнение, но я также не обеспокоен моим самомнением». В этом самый настоящий секрет.

Кто-то скажет - а я такого и не встречал человека, включая и тебя пастор.

Ладно, сдаюсь. Давайте посмотрим на одну черту воистину смиренного человека, который живет самозабвенно, который не пребывает в ненависти к себе, не находится в самолюбии. Он просто живет. Его «Я» не привлекает внимания к себе. Вот небольшой тест - Вас нельзя будет раздавить или победить критикой. Вы не будете разрушены ею. Она не будет вас особо беспокоить. Она не будет мешать вам спать.

Почему? Человек, которого опустошает критика, слишком зависим от мнения других, от того, что о нем думают другие. И как наш мир предлагает справляться с критикой? Стать толстокожим! Как исцелиться от разрушительных ураганов критики - «Кого волнует, что эти люди думают? Я знаю, что я думаю. Кого волнует, что думает этот сброд? Я знаю, что я думаю о ...»

Получается, что у нас есть две группы людей - страдающих от критики или не страдающих, потому что они ее не слушают. Но, потому что они не слушают, то поэтому они и не учатся ничему через нее, потому что они говорят: “Мне это не важно. Меня это не волнует, потому что я знаю кто я есть. Я знаю, что я думаю. Я знаю себе цену.»

Получается, что наш мир не знает как исцелить заниженную самооценку кроме как через гордость. Но они обе ужасны как для самого человека, так и для тех, кто вокруг него. Человек же, который самозабвенен, чье самооценка не надута, но заполнена, будет спокойно прислушиваться к критике. Он будет рассуждать - «О, критика, так это возможность для перемен». И чем мы лучше будем понимать Евангелие, тем больше мы будем поступать таким образом.

Друзья, не желали бы вы стать человеком, который



  • не нуждается в почести и не боится ее, не жаждет признания и не боится ее отсутствия до смерти?

  • Не хотите ли вы быть таким человеком, который проходя мимо зеркала не обязательно смотрится туда и не восхищаетесь тем, что видит или не передергиваетесь от увиденного?

  • Не желали бы вы быть таким человеком, который не просиживает часами мечтая о себе и о том, как он будет повышать свою самооценку? О, у меня опять не получится, мне никак этого не сделать :-(.

  • Или не ругали ли вы себя, говоря: Какой же ты тупица. Ты неправ. Как я мог так поступить. Что теперь они обо мне подумают. Не желал ли бы ты быть свободным от всего этого?!

  • Не хотел бы ты быть спортстменом, который завоевал бронзу и радуется успехам своих конкурентов?

Ваша жизнь преобразится. Вы испытаете невероятную свободу! Ваша семейная жизнь изменится - вы сможете любить не потому что ваша вторая половинка что-то сделает или не сделает. Вы просто будет наслаждать вашими взаимоотношениями и вашим служением ей во славу Божью.

Вы скажете - я не знаю никого кто так живет. Но тогда вы станете первым после Апостола Павла, если прислушаетесь к его совету. Вы сможете получать удовольствие от жизни. Потому что:



  • Она не о тебе и не про тебя.

  • Твоя работа не про тебя.

  • Твое хобби не про тебя.

  • Твоя романтика не про тебя.

  • Ваши свидания - не про тебя.

  • Вы сможете насладиться вещами, какие они есть. Они не ради того, что ты выглядел хорошо. Они не ради того, чтобы заполнить пустоту твоего сердца.

  • Неужели ты не пожелаешь этого?

Такой путь не приходит от людей. Им этого не выдумать. Это Евангелие смирения, благословенного самозабвения, не думать много о себе, как нас учит современная культура, или меньше, как учили раньше. Это не думать о себе вовсе. Это отречься себя, взять крест и последовать за Христом!
3. Как приобрести Евангельскую самооценку
Как к этому прийти? Как Павел пришел туда? Он рассказывает нам.

Во-первых, он говорит, что его не заботит, что ты думаешь о нем. Я не ищу твоего суждения обо мне, чтобы ты давал мне оценку.

Во-вторых, его не заботит, что он сам думает о себе.

Затем, и здесь нам нужно быть повнимательней. Он говорит, что моя совесть чиста. Другими словами, он говорит, что даже несмотря на то, что моя совесть чиста, это не делает меня невиновным.

Он употребляет здесь особую фразу:

Совесть моя чиста, хотя не это оправдывает меня.


Это то же самое слово, которое апостол употребляет в послании к Римлянам и в Галатах, когда говорит об оправдании перед Богом.

Вот, что Павел говорит этом. Он говорит, что Мадонна ищет, что и другие люди жаждут, окончательного одобрения и принятия, чтобы осознать, что мы важны и ценны. Каждый раз, когда мы смотрим на то, что мы завершили или сделали, то мы сознаем, что мы все еще этого не достигли. По сути - каждый день мы совершаем очередную попытку. Каждый день мы оказываемся в зале суда, где нам дают оценку: люди и мы сами себе.

Апостол же своими словами говорит, что другие ему не судьи. Его читатели - не судьи ему. И даже он сам не судья себе. Почему Павел так пишет?

Потому что проблема самооценки, высокой или низкой, проблема ее обретение или получения связано с тем, что мы как бы ежедневно оказываемся в зале суда, с нашим делом, там есть обвинители и адвокаты. Все, что ты делаешь попадает либо к обвинителям, либо к твоим защитникам. Иногда тебе кажется, что защита побеждает, иногда наоборот.

Павел говорит - я нашел секрет. Мое дело уже закрыто. Я больше не в зале суда. Все кончено. Потому что мой приговор уже давно вынесен. Как такое может быть? Очень просто - отвечает Павел. Вы не можете меня оправдать. Я не могу себя оправдать. Что он такое говорит? Господь мне Судья. Только Его мнение имеет значение, и только во Христе и только в Его Евангелии мы получаем финальный вердикт еще до всякого нашего дела и поступка.

Видите ли вы это?

Например, если человек неверующий. Он скажет. «Ну, я приобрел мою самооценку из моих добрых дел, поэтому я хороший человек». Это означает, что «Если я буду делать добрые дела, то я ожидаю заработать репутацию со стороны других людей, как и себя, что я хороший человек». Другими словами, мое поведение ведет к получению оценочного суждения об мне.

Если человек буддист, его поведение ведет к обретению самооценки. Мусульманин - также. Это говорит о том, что такие люди каждый день как бы предстоят перед судом. Каждый день разбор их дела. И это же серьезная проблема.

Павел же говорит, что в Евангелии - все абсолютно по-другому - оценка ведет к поведению. Мое поведение не определяет вердикт суда надо мной. В ту минуту, как я уверовал, Бог сказал «Ты мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Все! Оценка есть. И поэтому мы читаем в послании к Римлянам 8:1

Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе


“Вердикт вынесен, и сейчас я поступаю на основании Божьего приговора. А в нем сказано, что Он любит меня. Он принимает меня. Мне не нужно завоевывать Божье внимание или Божье благоволение. Мне не нужно сделать что-то, чтобы выглядеть лучше в Его глазах. Я могу делать то, что нужно. Я могу помогать людям, чтобы они помогали другим, не для того, чтобы повысить свою самооценку и обрести значимость или заполнить свою пустоту.»

Понимаете - в нашем мире - наше поведение определяет нашу самооценку. Но мы никогда не получим точную, верную, удовлетворяющую оценку. Мадонна об этом говорила. И она это точно испытывала. Она совершила много всего, но этого оказалось недостаточно. Она вероятно талантливее любого из нас, она более дерзкая, чем любой из нас. Чего она только не сделала, и что же она говорит - «Я все еще не получила финальной оценки. Я все еще жду ее прихода»

Христианство, вместо поведения, ведущего к оценки, которая никогда не будут удовлетворительной и окончательной, показывает, что оценка ведет к поведению. Как такое может быть? Вот ответ. Павел покинул суд, дело на Павла было закрыто, потому что Иисус пошел на суд, потому что Иисус взял все согрешения Павла на себя, потому что Иисус Христос стал безгрешным Агнцем, чья кровь пролилась за грех мира. Иисус оказался на несправедливом суде, и был осужден на смерть, чтобы мы жили! Почему? Что Он умер вместо нас.

Он взял осуждение, которое мы заслужили. Он взял все наши преступные дела на Себя, которые мы заработали, чтобы на нас уже не было ни одного дела. Поэтому в ту минуту, когда я сказал «Господь Бог, прими меня на основании того, что Иисус совершал ради меня», так, что теперь единственное мнение, которое имеет для меня значение - это мнение Бога обо мне через Христа. Ибо в Иисусе я обрел свою самооценку, нашел свою значимость, получил свою ценность и понял свое предназначение. Мы стали самой большой ценностью для Бога на земле. И не за наши поступки, а за дело Христа на Голгофе вместо нас.



  • Как ты теперь можешь беспокоиться о том, что тебя кто-то оскорбил?

  • Как ты теперь может переживать, что тебя кто-то проигнорировал?

  • Как ты теперь можешь быть чрезмерно обеспокоим своим внешним видом, как ты выглядишь в зеркале?

Ты скажешь - «Хотел бы я, чтобы так было!» Тогда вот мое завершающее слово для тебя.

Повтори суть Евангелия себе. Проповедуй Евангелие себя. Напоминай его ежедневно. В молитве, когда едешь в церковь, когда идешь на встречу с друзьями, когда планируешь или подводишь итоги дня. Когда ты увидишь себя снова в суде, то скажи себе - зачем я здесь? Он уже давно прошел. Мне не важно, что обо мне думают люди или что я сам думаю о себе. Я забочусь только о том, что Господь думает обо мне. А Он сказал мне «Ты Мое возлюбленное дитя, в котором мое благоволение». Живи этой истиной. И пусть она определит твое жертвенное самозабвенное чистое поведение ради Его славы! Давайте помолимся.


Отец наш Небесный, даруй нам то, в чем мы особо нуждаемся, даруй нам благословенную самозабвенность. Это не гордыня, и это не само-уничижения. Это то, что не рождается в этом мире без Тебя. Нам трудно описать ее. Мы просим пусть она станет основой нашей самооценки, и всей практики нашей жизни. Помоги нам стать другими, стать свободными. Покажи нам как нам так начать жить. Помоги нам все делать через Евангелие Иисуса Христа!



1 Милена Гришутина. САМООЦЕНКА. МИССИЯ: «РАЗОБЛАЧЕНИЕ». http://thewallmagazine.ru/samoocenka-missia-razoblachenie/

2 Молчанова О.Н. Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооценки // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 67–77. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/kip/2010/n3/30874_full.shtml

3 Люси О'Брайен. MADONNA — Подлинная биография королевы поп-музыки http://www.e-reading.club/bookreader.php/133279/OBraiien_-_Madonna._Podlinnaya_biografiya_korolevy_pop-muzyki.html

4 Юлия Хожатеева. Диана Арбенина: «Признаю, что сегодня у моих детей нет отца - мы разошлись», http://www.kp.ru/daily/25992/2921885/

5 http://interviewmg.ru/2786/