Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Самоанализ урока как средство управления процессом обучения школьников




Скачать 193.04 Kb.
Дата02.07.2017
Размер193.04 Kb.
МОУ «Большеелховская СОШ» Самоанализ урока как средство управления процессом обучения школьников и повышение уровня компетентности учителя Выполнила: учитель математики Милаева Н.В. Большая Елховка 2010 г. Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается прежде всего тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубоко и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание самоанализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения. Повышение квалификации учителя математики во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег. Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения. На основе анализа деятельности своих коллег и самоанализа, можно выделить направления совершенствования качества процесса обучения и поставить задачи по их реализации. Тем самым, учитель может повысить уровень своего мастерства в управлении процессом обучения. Такой анализ является необходимым в работе каждого учителя, как начинающего, так и учителя, имеющего опыт работы. Выделим несколько определений анализа. Анализ – рассмотрение, изучение, научное исследование чего-либо, мысленное расчленение объекта исследования на образующие элементы и изучение свойств последних Анализ – процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойств предмета (предметов) или отношений между предметами на части (признаки, свойства, отношения) Наиболее точное, на наш взгляд, определение анализа дает С. В. Кульневич Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. В разных источниках можно встретить разнообразные виды анализа современного урока. По мнению С. Г. Манвелова ,наиболее распространенными типами анализа урока является: полный, комплексный, краткий и аспектный. Н. Ю. Ерофеева в своей статье, посвященной диагностике и анализу учебного процесса, выделяет пять основных видов анализа современного урока: краткий, структурный, аспектный, полный и комплексный. С. В. Кульневич ,предлагает три классификации анализа урока: по общим основаниям (педагогический, психологический, методический, сопоставительный, целевой, выборочный, анализ с точки зрения педагогического общения, физиолого-гигиенический); по времени педагогической деятельности (предваряющий, текущий, ретроспективный, комплексный ретроспективный); на основе усложнения видов анализа (краткий, структурный, поэлементный, системный, аспектный, полный, содержательной направленности, структурно-временной, комбинированный, дидактический, комплексный). Так же как и анализ, самоанализ, имеет несколько видов: краткий, структурный, аспектный, полный и комплексный. Самоанализ урока как основа контроля за эффективностью деятельности учителя и учащихся позволяет получать объективную информацию о реализации учебно-воспитательных задач учителем, об эффективности использования им методов обучения и воспитания. Самоанализ деятельности учителя (Ю. В. Завельский ) Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, –определить его место в теме и в общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма). Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к математике. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока Попробовать оценить степень активности на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось Каким был темп урока Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалось домашняя работа учащихся Весь ли труд учеников был проверен Насколько быстро и эффективно это было сделано Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него В чем причина этих изменений Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы Программа самоанализа педагогического мастерства (Т. В. Машарова) Показатели оценки деятельности учителя Баллы Создание общих условий эффективности учебно-воспитатель­ного процесса. Обеспечение общих условий эффективности урока: представленные указания в планах урока (цели, задачи, основные этапы); 1 учебные пособия, ТСО, способствующие быстрому вовлечению в урок; 1 нет ненужных задержек и отступлений на уроке. 1 Адаптация обучения к возможностям учеников: обучение соответствует возрастным особенностям учеников; 1 учет в необходимых случаях индивидуальных особенностей учащихся; 1 для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые задания соответствующих уровней сложности. 2 Преподавательская компетенция Владение учебным предметом и методами обучения: информация и демонстрация учебных пособий соответствуют теме точны, современны; 1 учитель без затруднений использует не менее двух форм и методов обучения; 1 применяются оригинальные методы и приемы обучения. 2 Организация учебной деятельности в последовательности: выступление, достижение, закрепление, интерпретация: урок начинается со стимулирующего введения, привлечения внимания и обеспечения необходимой мотивации; 2 новый материал представлен как ответ на поставленные вопросы на предыдущем занятии или во введении; 1 итоги урока подводятся как соотношение результатов с ранее пройденным, с другими предметами, с жизнью. 2 3. Техника объяснения Устное и письменное объяснение: ключевые моменты урока отражены на доске; 1 записи на доске аккуратны и разборчивы; 1 звучание, произношение, построение устной речи устной речи учителя правильное и профессиональное (литературная речь, речь специалиста). 2 Разъяснение при непонимании материала учащимся: выделяются непонятные слова или фразы и заменяются общедоступными описательными выражениями; 1 пояснения даются с помощью аналогий и примеров; 2 новая учебная информация логически выводится из анализа имеющихся знаний. 2 4. Учебное взаимодействие Контроль и коррекция деятельности учащихся: оценка действий ученика определяется личным отношением к нему учителя; 1 учитель избегает прямых указаний и коррекции действий ученика; 1 ученики побуждаются к самооценке и самоконтролю, оценке и коррекции деятельности друг друга. 2 Использование предложений, инициативы и вопросов учащихся на уроке: вопросы и предложения учащихся применяются с благодарностью; 1 тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся; 1 идеи учеников разрабатываются и используются на уроке. 2 5. Создание продуктивной атмосферы на уроке 5.1. Стимулирование интересов учащихся: используются интересные и необычные аспекты, парадоксы, юмор; 1 предлагаются проблемные и творческие задания; 2 на уроке используется жизненный опыт учеников. 2 5.2. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки: в речи учителя нет сарказма, насмешек, упреков; 1 конкретные ученики поощряются за конкретную работу; 1 учитель поддерживает и одобряет школьников, сталкивающихся с затруднениями на уроке. 1 6. Поддержание приемлемого поведения в классе 6.1. Поддержание делового включения учащихся в урок: использование приемов активизации внимания учащихся; 1 применение активных методов обучения; 1 использование специальных способов активизации работы активных и пассивных учащихся. 2 6.2. Воздействие при нарушении дисциплины: учитель не замечает мелкие непреднамеренные нарушения; 1 немедленно и взвешенно реагирует на серьезные нарушения; 1 по возможности не наказывает нарушителей дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы. 2 После урока проводится обработка результатов диагностики. Оценка производится по 36 позициям: 24 классическим (по 1 баллу) и 12 инновационным (по 2 балла). Максимально возможное число баллов 48. После подсчета количества баллов находится коэффициент мастерства как отношение числа набранных баллов к числу оцениваемых позиций (максимум – 1,3). По вычисленному коэффициенту определяется уровень мастерства педагога: 1,1 – 1,3 – педагог-мастер, 0,8 – 1 – высокий уровень мастерства, 0,5 – 0,8 – массовый уровень, менее 0,5 – непригоден к работе. Зная основные составляющие самоанализа, умея правильно ставить цели анализа, зная его принципы и методы и умея использовать их при анализе своей деятельности, учитель может повысить уровень своего мастерства и добиться высоких результатов в управлении процессом обучения. Так как для эффективного управления процессом обучения, очень важно для учителя уметь анализировать свою деятельность, видеть достоинства, недостатки и находить пути их решения, делать выводы и применять это на практике. Самоанализ урока математики позволяет управлять процессом обучения школьников и повышает уровень компетентности учителя.. Анкета определения компетентности учителя при самоанализе урока математики Содержание анализа Баллы 1. Целевая компетентность Индикатор 1. Уровень конкретности цели цель неконкретна, нет ориентации на усвоение знаний, умений и навыков; 0 цель четко сформулирована, ориентирует ребят на усвоение математических фактов, понятий и способов действия с ними; 1 цель четко сформулирована, ориентирует ребят на усвоение математических фактов, понятий, способов действия с ними, а также на результат урока. 2 Индикатор 2. Соотнесение цели и задач урока цель частично конкретизируется в задачах и не объясняется ребятам; 0 цель полностью конкретизируется, но не все задачи объясняются ребятам; 1 цель четко конкретизируется в задачах. 2 Индикатор 3. Уровень формирования познавательного интереса не формируется; 0 формируется с использованием только внешних стимулов (поощрение словом, порицание и др.); 1 формируется с помощью активных приемов внутреннего стимулирования (проблемные вопросы и др.). 2 2. Содержательная компетентность Индикатор 1. Выделение основных дидактических единиц выделены не полностью; 0 выделены, но нарушена логическая последовательность; 1 четко выделены в логичной последовательности. 2 Индикатор 2. Дифференцирование содержания только на этапе применения; 0 на двух и более этапах, но не по всем параметрам; 1 на протяжении всего урока и по всем параметрам. 2 Индикатор 3. Соответствие практической части целям урока и этапам усвоения знаний соответствует этапам усвоения знаний; 0 соответствует основным целям урока и этапам усвоения знаний; 1 соответствует основным целям урока и этапам усвоения знаний. Знания формируются с опорой на математические модели, графики, формулы на всех этапах урока. 2 3. Методическая компетентность Индикатор 1. Само- и взаимоконтроль на уроке не осуществлялся или проходил без коррекции и оценки; 0 осуществлялся, но результаты не доводились до ребят и не корректировались; 1 осуществлялся, результаты доводились до всех ребят на этом же уроке и была проведена своевременная коррекция достижения цели. 2 Индикатор 2. Соотнесение методов и содержания урока методы не соответствуют содержанию учебного материала; 0 методы соответствуют содержанию учебного материала, но не соответствовали особенностям детей; 1 методы соответствуют содержанию учебного материала и особенностям обучаемых. 2 Индикатор 3. Соотнесение методов и цели урока методы не соответствуют содержанию триединой дидактической цели урока; 0 методы соответствуют содержанию триединой дидактической цели урока, но не полностью; 1 методы полностью соответствуют триединой дидактической цели урока. 2 4. Организационная компетентность Индикатор 1. Сотрудничество ребят формы обеспечивают деятельность ребят по усвоению знаний, но не обеспечивают сотрудничество; 0 формы обеспечили деятельность ребят по усвоению знаний и их сотрудничество, но не всех; 1 формы обеспечили полное сотрудничество ребят на уроке. 2 Индикатор 2. Уровень активности класса большая часть класса не включалась в активную работу; 0 почти все ребята работали, но все-таки часть из них отвлекались и занимались посторонними делами; 1 все без исключения активно работали. 2 Индикатор 3. Соответствие форм цели, содержанию и методам урока формы не соответствуют целям урока, содержанию и методам обучения; 0 формы частично соответствуют целям урока, содержанию и методам обучения 1 формы полностью соответствуют целям урока, содержанию и методам обучения. 2 5. Обобщающая компетентность Индикатор 1. Достижение образовательной цели урока не достигнута; 0 частично достигнута; 1 достигнута полностью. 2 Индикатор 2. Достижение воспитательной цели урока не достигнута; 0 частично достигнута; 1 достигнута полностью. 2 Индикатор 3. Достижение развивающей цели урока не достигнута; 0 частично достигнута; 1 достигнута полностью. 2 Самоанализ урока алгебры (Милаевой Н.В.) 7 класс Тема урока: «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители» Тип урока. Урок-практикум с использованием информационных технологий. Структура урока I Оргмомент II Проверка домашнего задания № 395 (2), №396(2), №408 (2), №409 (2), №405 (2,4) – индивид. III Повторение теоретической части фронтальный опрос карточная работа (разноуровневая) IV Устная работа с целью коррекции знаний и умений по теме «Разложение многочлена на множители» 1) разложите на множители 2) решите уравнение Воспитательный момент. Слово учителя о Маме. Мама – это самое дорогое богатство у ребенка. Любите своих Мам, берегите их, радуйте своими успехами. V Письменная работа. Решение задач. VI Физкультминутка VII Разминка ума VIII Решение уравнений IX Тестирование X Доклад «Биография С.В.Ковалевской» XI Обобщение XII Подведение итогов урока Это был десятый урок по теме «Разложение многочленов на множители», проведенный в соответствии с тематическим планированием уроков алгебры в 7 классе. Он непосредственно связан с предыдущим: включал систематизацию ранее изученного материала с разложением многочлена на множители, а именно, формулы сокращенного умножения, решение уравнений, решение задач. Девизом урока стало высказывание «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий», смысл которого заключается в том, что необходимо прилагать большие усилия, трудиться, чтобы знать математику. Только труд красит человека и умственно, и духовно, и физически. На уроке отрабатывался навык разложения многочлена на множители разными способами, была показана значимость формул сокращенного умножения при решении задач, также была подчеркнута важность темы для сдачи ЕГЭ. Класс, в котором проводился урок, средний по успеваемости. При планировании урока предусмотрена смена видов деятельности, чередование фронтальных и индивидуальных форм работы. Цель: показать значимость формул сокращенного умножения при решении задач и уравнений. Задачи: образовательные: повторить формулы сокращенного умножения; научить применять формулы сокращенного умножения при решении задач и уравнений; проверить знания учащихся путем тестирования; развивающие: развивать интерес к предмету, познавательную активность, пробудить способность к саморазвитию; воспитательные: воспитывать любовь к Матери. Главный этап урока начался с постановки вопроса: «Ребята, кто больше всех на свете хочет, чтобы вы были здоровы, счастливы, умны, удачливы Кто больше всех радуется вашим успехам» Ответ на него последовал незамедлительно. Дети дружно, в один голос сказали: «Мама!». Действительно, Мама – самое главное богатство у ребенка. Нужно любить своих Мам, беречь их, радовать своими успехами. И ребята в течение всего урока были активными, они старались обрадовать своих Мам заработанной оценкой. Учениками были четко сформулированы все семь формул сокращенного умножения, перечислен алгоритм разложения многочлена на множители. На этапе решения задач на движение, мной было обращено внимание на то, что могла бы посоветовать Мама своему ребенку, если бы он работал машинистом, водителем. И вместе с ребятами мы пришли к ответу, что людям, занимающимся таким родом деятельности, прежде всего необходима бдительность, нужно не отвлекаться, быть всегда бодрым. Был проведен контроль знаний учащихся в форме теста. Ребята выполнили его хорошо, и только у некоторых были допущены ошибки при нахождении корней уравнения. Следует отметить, что время между этапами урока было распределено рационально, каждое задание заканчивалось краткими выводом и попутным комментированием результативности деятельности детей. Переходы между этапами были продуманными и логичными. Проверка усвоения теоретического материала в форме фронтального опроса, успешное выполнение теста, индивидуальной работы показали, что дети хорошо владеют материалом урока и готовы воспринимать новое. Также контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся использовался на этапе повторения: опрос по теоретическому материалу, устная работа, чтение доклада «Биография С.В.Ковалевской», в ходе тестирования. Он осуществлялся как фронтально, так и индивидуально. По ходу контроля разбирались типичные ошибки. Психологическая атмосфера на уроке была комфортной, деловой. Учитель и ученики были равноправными соучастниками происходящего. Все поставленные задачи урока удалось реализовать полностью. В перспективе планируется продолжить изучение этой темы, что обусловлено ее значимостью при сдаче ЕГЭ. Кроме этого надеюсь, что у каждого ученика будут всегда звучать слова: «Мама – самое дорогое богатство».

  • Самоанализ урока алгебры (Милаевой Н.В.) 7 класс Тема урока : «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители»
  • Структура урока