Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


С. Ф. Сергеев Инженерная психология и эргономика Учебное пособие ббк 88. 4 С 32




страница1/14
Дата05.07.2017
Размер2.33 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
С.Ф. Сергеев
Инженерная психология и эргономика

Учебное пособие



ББК 88.4 С 32
Рецензенты: С.А. Маничев, кандидат психологических наук, доцент, (Санкт-Петербургский государственный университет); П.И. Падерно, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»); A.M. Кушнир, кандидат психологических наук.
Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2008.176 с.
ISBN 978-5-91447-010-1
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Психология труда и инженерная психология» по направлению 521000 «Психология».

Раскрываются история возникновения и развития, основные понятия эргономики и инженерной психологии, способы создания эффективных человеко-машинных систем в рамках классической методологии инженерно-психологического и эргономического проектирования, вопросы учёта особенностей информационных процессов при включении человека в технические системы. Рассматриваются методы проектирования систем интерфейса, направления развития научных и прикладных приложений инженерной психологии и эргономики.

Рекомендуется для студентов гуманитарных факультетов университетов, сотрудников эргономических подразделений эксплуатационных и проектных организаций.
ББК 88.4

ISBN 978-5-91447-010-1

© Сергеев С.Ф., 2008

© НИИ школьных технологий, 2008

6.1. Психологический анализ деятельности

6.3. Факторы, влияющие на операторскую деятельность

6.5. Виды операторской деятельности

8.1. Особенности системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации систем «человек — машина»

8.3. Эргономические стандарты

Приложение 1

Приложение 2

4.1. Конструирование с учётом антропометрии и биомеханики

4.2. Конструирование с учётом умственных способностей

4.3. Конструирование индикаторов, сигнальных уст­ройств и органов управления

4.4. Взаимодействие с физическими рабочими усло­виями

4.5. Взаимодействия в процессе работы

5.2.2. Разработка предварительного проекта

Приложение А



Приложение Б (справочное)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 6

Глава 1. Определение понятий
«инженерная психология» и «эргономика»
7

1.1. История возникновения и развития дисциплин
по учёту человеческого фактора 7


1.2. Основные определения и место инженерной психологии
и эргономики в системе научного знания 12


Контрольные вопросы по главе 17

Темы для групповой дискуссии 18

Литература 18

Глава 2. Предмет, задачи и методы инженерной
психологии и эргономики
19

2.1. Предмет инженерной психологии и эргономики 19

2.2. Оcновные задачи инженерной психологии и эргономики 20

2.3. Методы исследований в инженерной психологии и эргономике 23

Контрольные вопросы по главе 25

Темы для групповой дискуссии 25

Литература 26

Глава 3. Основные понятия инженерной психологии
и эргономики
27

3.1. Система «человек — машина», информационная
модель, концептуальная модель 27


3.2. Распределение функций между человеком и машиной.
Типы систем «человек — машина» 30

3.3. Концепции деятельности человека
в человеко-машинных системах 33


3.4. Принципы эргономического обеспечения
разработки человеко-машинных систем 36


Контрольные вопросы по главе 37

Темы для групповой дискуссии 8

Литература 38

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 4. Психофизиологический
базис операторской деятельности
39

4.1. Приём и первичная обработка информации оператором 41

4.1.1. Характеристики зрительного анализатора 45

4.1.2. Характеристики слухового анализатора 49

4.1.3. Другие анализаторы и взаимодействие анализаторных систем 52

4.2. Хранение и переработка информации человеком,
принятие решений и познавательные процессы 53


4.3. Речевые коммуникации в операторской деятельности 61

4.4. Механизмы регуляции деятельности человека 63

4.4.1. Внимание 63

4.4.2. Личность и личностная регуляция 64

4.4.3. Механизмы суггестивно-волевой регуляции 69

4.4.4. Эмоции в регуляции деятельности. Функциональные состояния 71

Контрольные вопросы по главе 74

Темы для групповой дискуссии 77

Литература 77

Глава 5. Человек как исполнительная система.
Психомоторные качества человека
79

5.1. Антропометрические характеристики 79

5.2. Биомеханические характеристики 80

5.3. Рабочие движения оператора. Сенсомоторная регуляция 80

Контрольные вопросы по главе 83

Темы для групповой дискуссии 84

Литература 84

Глава 6. Деятельность человека — оператора 85

6.1. Психологический анализ деятельности 86

6.2. Понятия «рабочее место» и «рабочее пространство» 88

6.3. Факторы, влияющие на операторскую деятельность 90

6.4. Ошибки операторов 91

6.5. Виды операторской деятельности 94

Контрольные вопросы по главе 95

Темы для групповой дискуссии 96

Литература 96

Глава 7. Инженерно-психологическое
и эргономическое проектирование интерфейса
«человек — машина» и рабочей среды
97

7.1. Системный подход, особенности его применения
при проектировании информационных моделей и сред 98


7.2. Проектирование средств отображения информации 100

ОГЛАВЛЕНИЕ

7.3. Проектирование органов управления 104

7.4. Организация рабочего места оператора 105

7.5. Проектирование пользовательских интерфейсов 106

7.6. Системы виртуальной реальности 109

7.7. Виртуальные интерфейсы 111

7.8. Юзабилити 115

Контрольные вопросы по главе 120

Темы для групповой дискуссии 121

Литература 121

Глава 8. Система эргономического обеспечения
разработки и эксплуатации эрготехиических сред
123

8.1. Особенности системы эргономического обеспечения
разработки и эксплуатации систем «человек — машина». 124


8.2. Этапы и последовательность эргономического обеспечения 124

8.3. Эргономические стандарты 126

8.4. Эргономическая экспертиза 128

Контрольные вопросы по главе 129

Темы для групповой дискуссии 129

Литература 130

Глава 9. Эффективность системы
«человек— машина», пути её повышения
131

3.1. Надёжность оператора и системы
«человек — машина». Ресурсный подход 132


9.2. Профессиональный отбор и обучение операторов 133

9.3. Групповая деятельность операторов 139

9.4. Психологические аспекты эксплуатации
человеко-машинных систем 140


Контрольные вопросы по главе 141

Темы для групповой дискуссии 142

Литература 142

Заключение 143

Список сайтов по инженерной психологии и эргономике 144

Библиография 146

Приложение 1. ГОСТ 2.103-68 Межгосударственный стандарт.
Единая система конструкторской документации стадии разработки 153


Приложение 2. ГОСТ Р ЕН 614-1-2003 Национальный стандарт РФ. Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования 157

Введение

Мы живём в мире, насыщенном сложными техническими уст­ройствами и системами, которые давно стали привычными эле­ментами нашего быта и интерьера. Это бытовые приборы — хо­лодильники, стиральные машины, телевизоры; оргтехника и мультимедийное окружение — компьютеры, принтеры, лазерные проекторы и многое другое. Люди активно внедряются во все сферы отношений с природой, увеличивая свои возможности с помощью науки, техники и технологии. Транспортные, энергети­ческие, производственные, социальные системы представляют собой широкий спектр систем, включающих человека посредст­вом техники. Автомобили, самолёты, корабли, подводные лодки, орбитальные станции, электростанции, объекты вооружения — всё это создают большие коллективы разработчиков.

Профессия инженера-проектировщика связана с созданием ра­бочей среды человека, в которую включены разнообразные тех­нические средства и системы. Всё так или иначе конструируется для человека и для использования человеком. Постоянное ус­ложнение техники, необходимость объединения человека и ма­шины в единую систему нетривиальным образом не позволяют пользоваться лишь соображениями здравого смысла: кроме ин­женерных знаний и умений необходимо опираться на эргономику и инженерную психологию — дисциплины научно-практического комплекса, учитывающего особенности проектирования техно­генной среды, включающей человека. Эти сравнительно недавно появившиеся отрасли психологического и инженерного знания переживают в настоящее время интенсивное развитие и рост.



1.1. История возникновения и развития дисциплин по учёту человеческого фактора

Историко-содержательный анализ появления и развития меж­дисциплинарного поля инженерной психологии и эргономики следует начать с рассмотрения зарубежного и в первую оче­редь американского опыта. Именно здесь зародились и получи­ли развитие дисциплины, послужившие аналогами отечествен­ным реализациям инженерной психологии и эргономики. Это прежде воеято появившиеся в США в начале XX века направле­ния промтехники (Industrial engineering) и возникшие в послево­енное время комплексы человекотехнических дисциплин (Human Factors, Human engineering, Engineering psychology). Они гибко реагировали на эволюцию техники и технологий, возни­кавшую под влиянием научно-технического прогресса, изменяя в контексте решения конкретных производственных задач поле своей деятельности.

Наиболее значительные работы по инженерной психологии по­явились в США и Англии в 40-х годах прошлого столетия и свя­заны с совершенствованием объектов военной техники и, в ча­стности, систем боевой авиации и управляемого вооружения. Среди авторов того периода отметим известных психологов — специалистов в области человеческого фактора: А. Чапаниса

(A. Chapanis), К. Моргана (С. Morgan), Р. Слейта (R. Slight), П. Фитса (P. Fitts), Дж.А. Миллера (G.A. Miller), Е. Мак-Кормика (Е. Mc.Cormic).

Первое эргономическое общество за рубежом было создано в Англии в 1949 г., а в 1961 г. Международная эргономическая ас­социация объединяла в своих рядах учёных более 30 капиталис­тических развитых стран.

Предтечей эргономики и инженерной психологии в Советском Союзе стала психотехника — научное движение, занимающееся внедрением психологических знаний в практику (термин предло­жен В. Штерном в 1903 г., основатель направления Г. Мюнстер-берг). Наиболее видные представители психотехники в 20-30 го­ды в Советском Союзе: А.К. Гастев, И.Н. Шпильрейн, А.И. Ро-зенблюм, С.Г. Гелерштейн, НА Эпле, К.К. Платонов, Б.М. Теп­лое осуществили во многом успешные попытки использования данных психологии в различных сферах человеческой практики.

Так, например, А.А. Толчинский проводил психологические тре­нировки работниц технического контроля на заводе «Красный треугольник» по производству галош. Тренировки вели с ис­пользованием данных психофизиологии. Проводился анализ де­ятельности, выявлялись существенные качества, необходимые для её выполнения.

Ю.И. Шпигель, Л.И. Селецкая и В.В. Чебышева исследовали вопросы совершенствования функций различения свойств стали сталеварами. Они предложили методику тренировки функций цветоразличения, повысившую качество визуального определения состава стали. Были составлены специальные таблицы.

Н.А. Бернштейн изучал в те годы рабочее место вагоновожатого поезда метро, а Н.А. Эпле — авиационные индикаторы на при­борной доске лётчика. А.К. Гастева волновала идея гармониза­ции человека и машины.

Психотехника, как и генетика и кибернетика, стала жертвой ста­линской эпохи. В 1936 г. постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпро-сов» были закрыты все лаборатории по промышленной психо­технике и психофизиологии труда как чуждые Советской власти.

Наиболее видные представители психотехники были репресси­рованы и попали в лагеря Гулага.

Одной из причин возникшего положения стали низкая эффек­тивность и декларативность психотехники как науки. Технически и технологически отсталая страна того времени не требовала психологических методов повышения эффективности экономи­ки. Вследствие этого многие темы имели надуманный, искусст­венный характер. Так, в одном исследовании утверждалось, что горизонтальное положение — самое удобное для питания мозга. Как рекомендация для работников умственного труда было предложено устраивать лежачие рабочие места. По понятным причинам эксперимент не удался: большинство участников до­вольно быстро засыпали. Пришлось рекомендацию отменить. В то же время физика отстояла своё право на жизнь, так как правящей советской элите нужно было ядерное оружие, и она его получила.

Новый интерес к практической психологии в Советском Союзе возник уже в послевоенное время в связи с запросами оборон-тй отрасли. Отечественная инженерная психология начала раз виваться в конце 50-х годов, когда в Москве, в секретном в то время НИИ автоматической аппаратуры, под руководством Д.Ю. Панова появилась первая лаборатория по учёту «человече­ского фактора». Первая «открытая» лаборатория инженерной психологии (вначале носившая название лаборатории индустри­альной психологии) в нашей стране была организована в Ленин­градском университете в 1959 г. Б.Ф. Ломовым.

Первое обсуждение инженерно-психологических вопросов со­стоялось на конференции по психологии труда в 1957 г. в Инсти­туте психологии АПН РСФСР.

Несколько докладов было прочитано на первом Всесоюзном съезде психологов.

На втором съезде, состоявшемся в 1963 г. в Ленинграде, уже работали самостоятельная секция по инженерной психологии и симпозиум по проблемам приёма и переработки информа­ции человека. В 1963 г. в Москве состоялась конференция по проблеме «Человек и автомат». В 1966 г. в МГУ и ЛГУ одно­временно созданы кафедры психологии труда и инженерной психологии.

Ключевую роль в развитии научного направления инженерной психологии в СССР сыграл Борис Фёдорович Ломов, выпускник Ленинградского государственного университета, в дальнейшем один из организаторов и бессменный директор Института психо­логии АН СССР.

О Б.Ф. Ломове нужно сказать особо и отдать дань этой неорди­нарной личности. При его непосредственном участии были про­ведены в 1964 г. — Первая Ленинградская конференция по ин­женерной психологии; в 1965 г. — Конференция по инженерной психологии в приборостроении. В 1963 г. вышла книга Б.Ф. Ло­мова «Человек и техника», имевшая успех и переизданная в 1966 г. Это самая известная работа по инженерной психологии в советское время.

Не менее известная фигура в науках о человеческом факто­ре — Владимир Петрович Зинченко, который возглавил Москов­скую эргономическую школу, эргономическое направление при­кладной психологии.

Эргономика в Советском Союзе развивалась параллельно с инженерной психологией. Пика популярности она достигла позже, в начале 70-х годов, хотя в концептуальном плане эта дисциплина оформилась в начале 20-х годов XX века, трудами В.М. Бехтерева, который называл её эргонологией, и В.Н. Мясищева — автора эргологии. Сам термин «эргоно­мика» был изобретён Войтехом Ястшембовским в 1857 г.: термин подразумевал науку о труде, основанную на законах природы.

Основной центр деятельности представителей эргономическо­го направления располагался в Москве во ВНИИТЭ (Всесоюз­ном научно-исследовательском институте технической эстети­ки), находившемся на территории ВДНХ. Заместителем дирек­тора по науке ВНИИТЭ был в то время Владимир Михайлович Мунипов, сотрудничество которого с В.П. Зинченко во многом определило направления развития отечественной эргономики в советское время. Отдел эргономики ВНИИТЭ начал свою ра­боту в 1962 г.

В 1964 г. изданы сборник переводов — «Инженерная психоло­гия» под редакцией В.П. Зинченко и Д.Ю. Панова и с аналогич­ным названием — сборник советских авторов. Под редакцией

В.П. Зинченко и В.М. Мунипова в 1991 г. вышел перевод на русский язык шеститомного руководства «Человеческий фак­тор».

Третий центр инженерной психологии и эргономики в России связан с работами оборонной тематики. Его возглавил Пётр (Пинхус) Яковлевич Шлаен, сотрудник НИИ-2 в г. Твери. В 1970 г. в г. Калинине (г. Тверь) проходила III Всесоюзная конфе­ренция по инженерной психологии, на которой были представле­ны доклады по вопросам инженерно-психологического и эргоно­мического обеспечения проектирования сложных технических систем. Сегодня работы этого эргономического направления проводятся в рамках Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок «Эргоцентр».

Четвёртый центр инженерной психологии и эргономики зародил­ся в г. Туле, в 70-х годах прошлого века в ЦКБ аппаратостроения, проводившем работы по созданию тренажёров для совет­ской армии. Его видный представитель — Коротеев Геннадий Леонидович. Здесь получили развитие инженерно-психологичес­кие исследования по профотбору и профессиональному обуче­нию по массовым операторским специальностям с использова­нием технических средств. Исследования по инженерно-психо­логической тематике осуществлялись практически во всех сфе­рах оборонной промышленности.

Инженерная психология во многом повлияла на специфику развития факультета психологии Ленинградского универси­тета, которая состояла в выраженной практической направ­ленности — решении задач военно-промышленного комплекса страны. В научно-исследовательских лабораториях кафе­дры инженерной психологии факультета психологии, создан­ной в 1966 г., работали известные учёные: Г.С. Никифоров, занимавшийся в то время вопросами надёжности человечес­кого звена в авиации; Т.П. Зинченко — вопросами зритель­ного опознания и разработки кодовых алфавитов; А.И. Нафтульев — изучавший проблемы принятия решения; Г.В. Суходольский — вначале задачами сенсомоторного слежения, а затем проблемами психологической теории деятельности. В 1980 г. впервые в СССР в университете был создан спецфа­культет по переподготовке кадров по инженерной психоло­гии, выпускники которого работали в различных сферах на­родного хозяйства.

В начале 80-х годов в СССР был создан мощный научно-практиче­ский комплекс инженерной психологии и эргономики, решавший задачи во всех отраслях обороны и промышленности.

Значительный вклад в развитие отечественной послевоенной инженерной психологии и эргономики внесли: В.М. Ахутин, С.А. Багрецов, Г.Т. Береговой, В.А. Бодров, В.Ф. Венда, В.М. Во­длозеров, А.И. Галактионов, Ю.Я. Голиков, Ф.Д. Горбов, Н.Д. Гордеева, Л.П. Гримак, А.И. Губинский, К.М. Гуревич, В.Г. Денисов, Л.Г. Дикая, М.А. Дмитриева, Б.А. Душков, В.Г. Ев­графов, Г.Е. Журавлёв, Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, Н.Д. За­валова, Д.Н. Завалишина, Г.М. Зараковский, В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко, Е.П. Ильин, Е.А Климов, Г.Л. Коротеев, М.А. Ко­тик, А.А. Крылов, А.Н. Костин, Б.В. Кулагин, В.М. Львов, Б.Ф. Ло­мов, С.А. Маничев, В.Л. Марищук, В.И. Медведев, Е.А. Милерян, В.М. Мунипов, А.И. Нафтульев, П.Б. Невельский, В.Д. Небыли­цин, ПС. Никифоров, Б.В. Овчинников, ДА Ошанин, А.В. Миро­любов, П.И. Падерно, A.M. Парачёв, А.А. Пископель, К.К. Плато­нов, В.А. Пономаренко, В.Н. Пушкин, В.Ф. Рубахин, Б.А. Смир­нов, Г.Л. Смолян, Ю.К. Стрелков, Г.В. Суходольский, М.К. Тутушкина, Л.С. Хачатурьянц, И.Е. Цибулевский, Л.Д. Чай­нова, А.А. Фрумкин, А.Г. Чачко, А.П. Чернышев, В.Д. Шадриков, Л.П. Щедровицкий, П.Я. Шлаен.

Сегодня центрами инженерно-психологических и эргономичес­ких исследований в России являются Санкт-Петербургский и Московский государственные университеты, институт психоло­гии Российской академии наук, «Эргоцентр» (г. Тверь), Москов­ский авиационный институт, Санкт-Петербургский государствен­ный электротехнический университет «ЛЭТИ», Государственный университет авиационного приборостроения, Санкт-Петербург­ская Военно-медицинская академия, Институт авиационной и космической медицины.

1.2. Основные определения и место инженерной психологии и эргономики в системе научного знания и эргономики

Инженерная психология, как и все практические дисципли­ны, непрерывно меняет свою сферу интересов, подстраива­ясь под запросы практики и, вследствие этого, не имеет точ-

ного определения своей рабочей области. Сегодня это науч­но-практический комплекс, связанный с изучением, проекти­рованием и эксплуатацией технических систем, включающих человека.

Приведём ряд популярных определений, отражающих области ис­следований и применений инженерной психологии и их эволюцию.



Инженерная психология — наука, изучающая системы «чело­век — техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

— конструирования техники и организации управления техноло­гическим процессом;

— подбора людей, обладающих необходимым уровнем индиви­дуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определённой техникой;

— профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.



Инженерная психология изучает психологические закономернос­ти трудовой деятельности человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем.

Инженерная психология имеет целью разработку психологичес­ких основ для проектирования и создания новой техники с учё­том «человеческого фактора», т.е. с учётом совокупности тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек — машина».

Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой.

Сложная система «человек — машина» характеризуется двумя главными отличительными признаками. Во-первых, в такой сис­теме человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путём непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи. Во-вторых, человек воспринимает информацию об объекте уп­равления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и воздействует на управляемый объект с помощью органов управления.



Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психоло­гические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и уп­равленческой деятельности; результаты изысканий используют­ся для оптимизации деятельности людей в системах «человек — машина», а также в эргономике при проектировании новых тех­нических средств и технологий.

Заметим, что, несмотря на схожесть названий отечественной инженерной психологии и американской Human engineering, это далеко не тождественные дисциплины. Отечественная инже­нерная психология в силу исторических причин вобрала в себя более широкий научно-практический контекст и близка по со­держанию к методологии тотального проектирования Human Factors.

Аналогичное, в основных чертах тождественное, содержание но­сит зародившееся в Советском Союзе эргономическое направ­ление учёта человеческих факторов. Круг интересов и притяза­ний эргономики может быть очерчен в определениях, данных представителями данного направления:

Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — на­учно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и со­зданием эффективных систем, управляемых человеком.

Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики — системы «человек — маши­на», в том числе и так называемые эргатические системы; метод исследования — системный подход.

Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах ра­бот. Эргономика исследует не только анатомические и физиоло­гические, но также и психические изменения, которым подверга­ется человек во время работы. Результаты эргономических ис­следований используются при организации рабочих мест, а так­же в промышленном дизайне.

Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая зна­

ния, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

• Инженерная психология;

• Психология труда, теория групповой деятельности, когнитив­ная психология;

• Конструирование;

• Техническая эстетика;

Гигиена и охрана труда, научная организация труда;

• Антропология, антропометрия;

• Медицина, анатомия и физиология человека;

• Теория проектирования;

• Теория управления.

Рядом авторов эргономика условно делится на три подобласти:



Микро-эргономика исследование и проектирование систем «человек— машина». В неё включаются, в том числе, и интерфей­сы «человек — компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины) — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Со­ответственно, -«эргономика программного обеспечения» — это под­раздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек — компьютер—человек», «человек — компьютер — процесс», «че­ловек— программа»,, «человек — программное обеспечение».

Миди-эргономика — исследование и проектирование систем «человек — (рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек — сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация».

Здесь и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектиро­вание АРМ (автоматизированных рабочих мест) залов с диспле­ями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое другое. Исследуется взаимо­действие на уровне рабочих мест и производственных задач.



Макро-эргономика — исследование и проектирование систем «человек — социум, общество, государство», «организация — система организаций».

Столь широкая экспансия эргономики несёт довольно серьёзную опасность для неё, так как одного психологического базиса явно

недостаточно для решения большинства возникающих практи­ческих задач.

Наиболее удачное и сбалансированное на настоящий момент определение дисциплины, по мнению П.Я. Шлаена и В.М. Льво­ва, имеет следующий вид:



Эргономика — системная научно-практическая дисциплина, изу­чающая закономерности формирования человеко-ориентиро-ванных свойств систем «человек — машина», оказывающих не­посредственное влияние на качество деятельности, функцио­нальное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем.

Различия между инженерной психологией и эргономикой часто имеют незначительный, чисто терминологический характер. Эти науки часто нарушают совместные границы. Все они междис­циплинарны и используют данные широкого класса наук, свя­занных с человеком.

В качестве критериев отличия между эргономикой и инженерной психологией считают их ориентацию — или на человека (инже­нерная психология), или на учёт особенностей человека при про­ектировании техники (эргономика) (П.Я. Шлаен, В.М. Львов). Считается, что инженерная психология занимается системами — «человек — техника», а эргономика — «человек — техника — среда». Эргономика — более практическая, инженерная, а инже­нерная психология — психологическая, теоретическая дисципли­на. Некоторые авторы включают инженерную психологию в со­став эргономики и её родственной дисциплины «Учёт человечес­ких факторов».

В настоящее время наблюдается рост специализации отдельных направлений, развивающихся в рамках эргономики и инженерной психологии, что приводит к появлению новых дисциплин. Так, на­пример, интенсивно развивается направление, возникшее в про­цессе решения задач, связанных с проектированием компьютерных интерфейсов, — юзабилити (Usability Engineering) — научно-при­кладная дисциплина, служащая повышению эффективности, про­дуктивности и удобства использования инструментов деятельности.



Эргономика и инженерная психология взаимодействуют практи­чески со всеми науками, в той или иной мере связанными с че­

ловеком, осуществляющим трудовую деятельность: антрополо­гией, психологией, педагогикой, физиологией, технической эсте­тикой, гигиеной и безопасностью труда. Они черпают свои мето­ды из математики, социологии, системотехники, экономики, ин­форматики, биологии и педагогики, технических наук.

Междисциплинарный характер эргономики и инженерной психо­логии не свидетельствует о стремлении этих наук иметь главен­ствующее значение в процессе создания технических систем. Они лишь очерчивают круг проблем, решение которых осуще­ствляется силами компетентных отраслей знаний.

Эргономика формулирует свои требования в форме эргономи­ческих требований и стандартов, ограничивающих зоны допус­тимых вариаций условий деятельности человека в среде/со­цио/технической системе.

? Контрольные вопросы по главе

1. Назовите дисциплины, послужившие основой для возникновения ин­женерной психологии и эргономики.

2. Что такое психотехника?

3. Что такое инженерная психология?

4. Чем отличается инженерная психология от эргономики?

5. Чем отличается отечественная инженерная психология от её зару­бежных аналогов?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14